© Коллектив авторов, 2010
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ с детским ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
в санатории «комарово»
Ю.А. Мальщукова, А.И. Петрова, Н.В. Туркина, канд. мед. наук Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова
E-mail: [email protected]
Проанализированы эффективность санаторно-курортного лечения детей с детским церебральным параличом и роль медсестер в реабилитации таких больных.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, медсестра, синдром эмоционального выгорания.
При ряде заболеваний успешная реабилитация возможна в случае длительного, систематического и целенаправленного комплексного применения терапевтических и психоэмоциональных мер. При этом эффективны санаторно-курортные методы.
Санаторно-курортное лечение - один из важнейших этапов в лечении детей с психоневрологическими заболеваниями. Оно способствует максимальному восстановлению здоровья после болезни, предупреждению развития хронических форм, повышению функциональных возможностей и резервов растущего организма. Максимальное использование современных терапевтических факторов с учетом возраста ребенка, характера и стадии патологического процесса, сопутствующих заболеваний, индивидуальных особенностей организма повышает эффективность лечения и профилактики.
Детские санатории различаются по медицинским профилям, климатическим и другим условиям, но общая их цель - укрепление здоровья, восстановление нарушенных функций, повышение иммунобиологической резистентности организма с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В детских психоневрологических санаториях (ДПНС) для назначения адекватного лечения и оценки его результатов проводится углубленное изучение двигательных и чувствительных функций пациентов, зрения, речи, интеллектуального развития.
Целью данного исследования, проведенного в ДПНС «Комарово», было изучение работы медсестринского персонала по санаторно-курортной реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), а также выявление путей оптимизации этой деятельности.
Нами отмечено, что чаще всего в санаторий поступают дети с такими психоневрологическими заболеваниями, как ДЦП, последствия черепно-мозговых травм (ЧМТ), неврозы, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (рис. 1).
Санаторно-курортное лечение - всегда комплексное. Широко применяются климатотерапия, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, естественные и искусственные физических факторы, трудовая терапия при режиме дня, рационально сочетающим элементы активности и отдыха, лечения и учебы, тренировки и щажения.
800' 700600® 500-е
400-
о л
о
s 300'
200 100 0
304
I I 45~
778
2005
J- 314
227
1 212
1 70
716
2006 Неврозы
716
И1^=п ltsttt
— i Д Fit ___I__[г
2007
Другие заболевания
Годы
□ ДСП □ Последствия ЧМТ ■ Неврозы □ СДВГ Рис. 1. Распределение детей, поступающих в ДПНС «Комарово», по нозологическим формам
ЛФК - важный компонент санаторного лечения детей. Она способствует улучшению самочувствия, настроения детей, физического развития и эмоционального тонуса, повышает функциональные способности сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма (10). В детских санаторных учреждениях в ЛФК используется широкий комплекс средств, среди которых -не только физические упражнения, но и организация всего двигательного режима больных детей, утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, массаж, механотерапия, подвижные игры, прогулки, лечебное плавание, экскурсии, трудовые процессы и др.
Служба ЛФК организует утреннюю гигиеническую гимнастику, групповые и индивидуальные занятия; в нее входят также кабинет биологической обратной связи, тренажеры, бассейн. Число процедур, проведенных службами ЛФК и массажа за 3 года, в среднем составило на 1 ребенка от 8 до 22.
Важный компонент комплекса санаторно-курортных методов - массаж, имеющий особенно большое значение при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата.
Водолечение представлено водными процедурами, проводящимися с лечебными и профилактическими целями. Водолечебные процедуры весьма разнообразны, они оказывают нейрогуморальное действие. Кожа подвергается влиянию температурных, химических, механических факторов воды, которые вызывают раздражение ее многочисленных рецепторов и интерорецепторов кровеносных сосудов.
Теплолечение заключается в применении тепловых процедур с использованием парафина, озокерита и других теплоносителей. Общее свойство этих веществ - способность длительно удерживать тепло и медленно отдавать его телу больного. Лечебное действие обусловлено комплексом - химических, механических и температурных факторов.
Служба физиотерапии за 3 года в среднем провела от 9 до 19 процедур на 1 ребенка (в зависимости от загруженности санатория, длительности пребывания в нем детей и состояния их здоровья).
По медицинской эффективности санаторно-курортного лечения можно судить о качестве организации лечебного процесса, адекватности применявшихся методов лечения, целесообразности направления в санаторий таких больных. Существуют критерии эффективности санаторного лечения, единые для всех санаторных учреждений и отражающие сдвиги в состоянии здоровья детей.
Мы изучили эффективность лечения в ДПНС «Комаро-во» за период с 2005 по 2007 гг. По нашим данным, в 2005 и 2006 гг. улучшение после лечения наступило у 84% детей, динамики не было у 16%, в 2007 г. - соответственно у 81 и 19%.
ДЦП - одно из заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Поэтому лечение должно быть своевременным (с первых дней жизни ребенка), систематическим и поэтапным. Формы ДЦП различаются синдромами поражения нервной системы, а также имеет значение оценка физической и социальной активности больных, способности к самообслуживанию,
Нами изучены пути оптимизации работы медсестринского персонала в санаторно-курортной реабилитации
детей, страдающих ДЦП. Родителям таких детей было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся, в частности, совершенствования работы медсестринского персонала. Всего было опрошено 54 респондента. Выяснилось следующее:
• 74% семей - полные, т.е. ребенок с ДЦП имеет и мать, и отца, 26% семей - неполные;
• больше семей (74%) - со средним достатком, у 19% достаток ниже среднего, у 7% - выше среднего;
• 32% детей - в возрасте 3 лет, по 2% - 2; 9; 12 и 15 лет;
• у 85% родителей взаимоотношения с детьми хорошие, у 13% они зависят от настроения детей и у 2% -достаточно сложные;
• у детей, страдающих ДЦП, взаимоотношения с другими детьми в семье складываются по-разному, но у большинства (87%) - также хорошие;
• в возрасте до 1 года диагноз ДЦП был поставлен 33% детей, после года - 54%, в 2 года - 9% и в 3 года - 4%;
• 39% детей ходят в детский сад, 11% - в школу, 50% не посещают ни детский сад, ни школу по разным причинам: 1) ввиду тяжести заболевания и отсутствия навыков самообслуживания; 2) из-за нехватки специализированных учреждений для таких детей;
• у 72% детей - фразовая речь, 15% произносят отдельные слова, 13% - только звуки (это зависит от формы ДЦП);
• 48% детей легко идут на контакт с медицинским персоналом, 50% - не всегда, 2% вообще не идут на контакт (это зависит и от детей, и от медицинского персонала, так как дети с рождения постоянно проходят курсы лечения в медицинских учреждениях и чаще всего общаются с медицинским персоналом).
• информацию о заболевании детей 42% респондентов получают от медицинского персонала, 25% - из медицинской литературы; 23% - от знакомых, имеющих детей с ДЦП, 10% из Интернета;
• по мнению большинства респондентов (67%), они не достаточно знают о заболевании; 94% хотели бы знать больше;
• 91% респондентов ответили, что Школа пациента с ДЦП нужна, а 9% - что в ней нет необходимости;
• 82% опрошенных ничего не хотели бы улучшить или изменить в оказании медсестринской помощи; 9% хотели бы, чтобы их дети получали больше процедур; 7% указали на желательность более индивидуального подхода к их детям; 2% считают, что надо бы увеличить штат медицинского персонала.
У медсестер, которые тесно и постоянно общаются с больными людьми (в данном случае - с детьми), со временем формируется синдром эмоционального выгорания (СЭВ): состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительной включенностью в ситуации, характеризующиеся высоким эмоциональным напряжением.
СЭВ имеет 3 составляющие:
• эмоциональная истощенность;
• деперсонализация (цинизм);
• редукция профессиональных достижений.
Эмоциональная истощенность характеризуется
ощущениями эмоциональной опустошенности и устало-
а
а
ф § &
о ®
ИТ < ф
б
12
р 10
о те ст 8
л
с е 6
и с
т д е 4
м 2
0
78% 80% 82% 1
к
^ 1 \ Ь
{ \ к 1 /
к 1 \ 1
/ 1 1 \_/
ж ■\_V 1 \ 1
7 8 У /?9
27 2 28 2 / А 2
Г
1-8 8-18 Более 1 75% 86% 8 С
Стаж, годы
/
/ 12 12
/
/
/
/ 4 щ щ -
21-40 Более 40 Возраст, годы
□ Синдром не сформировался
р е
ло сте сл е
ис с
т <
ф
87%
13
Суточные медсестры
73%
Е
Дневные медсестры
Синдром в стадии формирования
Рис. 2. Формирование СЭВ у медсестер в зависимости от стажа работы (а), возраста (б), продолжительности рабочего дня (в)
в
4
2
сти, вызванными работой. Деперсонализация - циничное отношение к труду и его объектам. Редукция профессиональных достижений - развитие чувства профессиональной некомпетентности, осознание неуспешности своей профессиональной деятельности.
Для определения уровня эмоционального выгорания было проведено анкетирование медсестер с применением методики В.В. Бойко. Всего протестировано 30 человек, которым предлагалось ответить на 84 вопроса.
По результатам тестирования, на формирование СЭВ влияют:
• стаж работы: СЭВ не сформировался ни у кого, но у всех он находился в стадии формирования, причем в наибольшей степени - у медсестер со стажем работы > 18 лет (82%), в наименьшей - у медсестер со стажем от 1 года до 8 лет (78%), т.е. чем больше стаж, тем быстрее наступает выгорание (рис. 2);
• возраст: СЭВ находился в стадии формирования во всех возрастных группах, причем в наибольшей степени - у медсестер в возрасте > 40 лет (86%), т.е. чем старше работник, тем быстрее наступает «выгорание»;
• продолжительность рабочего дня: СЭВ находился в стадии формирования и у суточных медсестер, и у дневных, но больше - у суточных (87%), т.е. чем больше времени персонал общается с больными людьми, тем быстрее наступает «выгорание».
Было проанализировано также число симптомов, из которых состоит СЭВ. Оно составило от 1 до 9 из 12 возможных (в среднем - 5). Но, поскольку работа в медицине, в частности в психоневрологии, очень часто сопровождается эмоциональными перегрузками, возможно, что для констатации СЭВ у медсестер этого профиля достаточно наличие меньшего, чем 12, числа симптомов.
Таким образом:
1. В ДПНС «Комарово» 95% всей реабилитационно-восстановительной работы с детьми, страдающими ДЦП, выполняют медсестры.
2. 18% родителей детей не все устраивает в оказании медсестринской помощи в ДПНС «Комарово», поэтому необходимо внедрять новые формы работы (Школа пациента с ДЦП).
3. Исследование влияния на работу медсестер постоянных стрессогенных факторов показало, что формирование СЭВ зависит от:
• стажа - СЭВ находится на стадии формирования чаще всего у медсестер (82%) со стажем 18 лет;
• возраста - СЭВ на стадии формирования чаще (в 86% случаев) отмечается у медсестер старше 40 лет;
• длительности рабочего дня: у суточных медсестер СЭВ в стадии формирования констатируется чаще (87%), чем у дневных медсестер (73%).
Данные исследования позволили внести следующие предложения:
• штатному психологу необходимо проводить с медсестрами коррекционную работу (по устранению СЭВ), направленную на:
- снятие стрессовых состояний;
- формирование навыков саморегуляции;
- повышение стрессоустойчивости.
• целесообразно создать на базе ДПНС «Комарово» Школу пациента с ДЦП, поручив ее организацию и разработку плана занятий выпускнику факультета высшего сестринского образования; для успешной и продуктивной работы Школы пациента с ДЦП необходимы:
- оптимизация и повышение качества медицинской помощи детям, страдающим ДЦП, и их родителям;
- повышение информированности родителей, имеющих детей с ДЦП, о заболевании и методах его лечения;
- формирование у детей с ДЦП и их родителей активного отношения к заболеванию и желания лечиться;
- формирование у детей с ДЦП навыков самообслуживания;
- разработка индивидуальных планов лечения для каждого ребенка.
Анищенко К. Н., Устинович А. К. Организация медицинской помощи детям. - М.: Медицина, 1979. - 208 с.
Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990.
Бальнеотерапия при заболеваниях в детском возрасте / Под ред. Т. В. Карачевцевой. - М.: Медицина, 1980. - 445 с.
Белова Г.И., Семенова К.А., Шамарин Т.Г. Восстановительное лечение детей, больных церебральным параличом, в условиях санатория. -Киев: Здоров'я, 1984. - 103 с.
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1991.
Крупин А.С. Лечение детей на местных курортах. - Л.: Медгиз, 1962. - 184 с.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М., 1984.
Рекомендуемая литература
Олефиренко В. Т. Водотеплолечение. - М.: Медицина, 1978. - 278 с.
Приходько В.С., Пархоменко Л.К. Лечебная физкультура в клинике детских болезней. - Киев: Здоров'я, 1981. - 215 с.
Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова и Т.В. Карачевцевой. - М.: Медицина, 1976. - 392 с.
Семенова К. А. Детские церебральные параличи. - М., 1968.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.
Фищенко П. Я., Гринина А. В. Основные этапы реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. -Л., 1972.
Шухова Е.В., Бабина Л.М. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. - М.: Медицина, 1979. - 256 с.
REHABILITATION OF CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS Yu.A. Malshchukova, A.I. Petrova, N.V. Turkina
I.I. Mechnikov Saint Petersburg State Medical Academy
The efficiency of sanatorium-and-spa treatment in children with infantile cerebral paralysis and the role of nurses in the rehabilitation of these patients are analyzed.
Key words: infantile cerebral paralysis, rehabilitation, burnout syndrome.