Научная статья на тему 'РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП "Я СМОГУ!"'

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП "Я СМОГУ!" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЦП / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буряченко А.А., Поправка Д.А., Медовикова Е.А.

Статья посвящена созданию реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями на территории муниципального образования. Детский церебральный паралич отличается особенной тяжестью и требует длительного и достаточно сложного лечения. Важным является регулярное прохождение реабилитации в специальных учреждениях медицинского типа, которых на территории Кемеровской области не так много. В настоящее время подобные медицинские центры имеются в городе Кемерово, Мариинске, Ленинск-Кузнецкие, Анжеро-Судженске, Новокузнецке, но отсутствует в городе Прокопьевске и Прокопьевском районе не смотря на проживание 380 детей инвалидов нуждающихся в постоянной реабилитации. Создание подобных центров в рамках муниципального образования будет способствовать современной диагностике и лечению детей с ДЦП.The article is devoted to the creation of a rehabilitation center for children with disabilities in the municipality. Cerebral Palsy differs special severity and requires a long and rather complicated treatment. It is important to regularly pass rehabilitation in institutions such as health, in the territory of Kemerovo region is not so much. Currently, these medical centers are in the city of Kemerovo, Mariinsk, Leninsk-Kuznetsk, Anzhero-Sudzhensk, Novokuznetsk, but not in the Prokopyevskand Prokopyevsk district despite living 380 children with disabilities in need of constant rehabilitation. The establishment of such centers in the framework of the municipality will contribute to modern diagnosis and treatment of children with cerebral palsy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буряченко А.А., Поправка Д.А., Медовикова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП "Я СМОГУ!"»

4. Дидманидзе О. Н., Асадов Д. Г., Закарчевский О. В. Анализ современных типов гибридных энергоустановок // Международный научный журнал. -2011. - № 2. С. 113-115.

5. Дидманидзе О. Н., Рыбаков К. В., Карпекина Т. П., Пуляев Н. Н. Автозаправочные процессы и системы в полевых условиях. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2004. - 292 с.

6. Рыбаков К. В., Дидманидзе О. Н. Автотранспортные процессы и системы: учебное пособие. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2004. - 128 с.

7. Варнаков В.В., Дидманидзе О. Н. Надежность технических систем. -Ульяновск : Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П. А. Столыпина, 2004. - 136 с.

8. Дидманидзе О. Н., Иванов С. А., Новиков Е. В. Электрохимический генератор как бортовой источник энергии системы электрооборудования автомобиля // Ремонт, восстановление, модернизация. . - 2004. - № 12. С. 30 -36.

Буряченко А. А. студент 4 курса Поправка Д. А. студент 4 курса

специальность «Государственное и муниципальное управление»

Медовикова Е. А. научный руководитель, ст преподаватель кафедра экономики и управления Кузбасский государственный технический университет

им. Т. Ф. Горбачева» филиал в г. Прокопьевске Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП «Я СМОГУ!» Статья посвящена созданию реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями на территории муниципального образования. Детский церебральный паралич отличается особенной тяжестью и требует длительного и достаточно сложного лечения. Важным является регулярное прохождение реабилитации в специальных учреждениях медицинского типа, которых на территории Кемеровской области не так много. В настоящее время подобные медицинские центры имеются в городе Кемерово, Мариинске, Ленинск-Кузнецкие, Анжеро-Судженске, Новокузнецке, но отсутствует в городе Прокопьевске и Прокопьевском районе не смотря на проживание 380 детей инвалидов нуждающихся в постоянной реабилитации. Создание подобных центров в рамках муниципального образования будет способствовать современной диагностике и лечению детей с ДЦП.

Ключевые слова: реабилитация, ДЦП, медицинская помощь, реабилитационный центр, терапия.

The article is devoted to the creation of a rehabilitation center for children with disabilities in the municipality. Cerebral Palsy differs special severity and requires a long and rather complicated treatment. It is important to regularly pass rehabilitation in institutions such as health, in the territory of Kemerovo region is not so much. Currently, these medical centers are in the city of Kemerovo, Mariinsk, Leninsk-Kuznetsk, Anzhero-Sudzhensk, Novokuznetsk, but not in the Prokopyevskand Prokopyevsk district despite living 380 children with disabilities in need of constant rehabilitation. The establishment of such centers in the framework of the municipality will contribute to modern diagnosis and treatment of children with cerebral palsy.

Keywords: rehabilitation, Cerebral palsy, medical care, rehabilitation center, therapy.

Цель проекта: Создание реабилитационного центра для оказания детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической, и социально-правовой помощи.

Задачи проекта:

- осуществление мероприятий по социально-бытовой, медико-социальной, социально-педагогической, профессионально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями (ДЦП) с целью восстановления или компенсации нарушенных или утраченных ими способностей, интеграции их в общество;

- разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и их реализацию;

- оценка эффективности проведенной реабилитации, подготовка рекомендаций детям и их родителям для выполнения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- организация информационно-методической работы по вопросам реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с учреждениями социального обслуживания семьи и детей.

Участники проекта:

1. Дети, нуждающиеся в реабилитации.

2. Взрослые (педагоги, педагоги-психологи, родители, врачи). В реализации основных задач профилактически-восстановительной работы задействованы педагоги, психологи, врачи, администрация.

Практическая значимость:

После воплощения этого проекта в жизнь предполагается, что дети с заболеванием ДЦП будут получать постоянный качественный реабилитационный уход и поддержку.

Место реализации проекта:

Строительство здания на территории Прокопьевского района, вблизи поселка Верх - Егос.

Детский церебральный паралич - группа синдромов, которые являются

следствием повреждений головного мозга, возникших в период беременности, родов или раннем послеродовом периоде. Характерной особенностью ДЦП является нарушение моторного развития ребенка, выраженное, прежде всего, в аномальном распределении мышечного тонуса и нарушении координации движений. Дети с нарушениями опорно -двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и воспитания, последующей трудовой деятельности.

Реабилитационный центр «Я смогу» будет проводить терапевтическое лечение детей и подростков с различными синдромами двигательных нарушений, в частности специализируется на реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Реабилитационный центр будет располагать просторными 2-3 местными номерами и кабинетами. Все комнаты пациентов, кабинеты, терапевтические залы будут находиться в одном здании. В центре будет находиться собственная столовая.

Опытный медицинский персонал, совместно с родителями, будет разрабатывать основные направления терапии, и выбирать самые эффективные восстановительные процедуры и упражнения для детей.

Строительство здания будет осуществляться на территории Прокопьевского района вблизи поселка Верх - Егос.

Центр ориентирован на предоставление следующих видов услуг: различные виды массажа; лечебная физкультура (ЛФК); иглоукалывание; магнитотерапия; занятие с логопедом; поляризация током малой интенсивности; психологическая помощь; музыкотерапия; иппотерапия.

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются:

1) оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи;

2) обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.

Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры [5].

Существует несколько основных принципов коррекционно-

педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются: развитие (и облегчение) речевого общения; улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики

артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;коррекция нарушений произношения.

Занятия спортом - неотъемлемая часть социальной, физической и психологической реабилитации инвалидов. В рамках данного проекта эту функцию выполняет иппотерапия.

На сегодняшний день иппотерапия - это один из методов лечебной физкультуры. Задачи, которые может выполнить верховая езда в качестве физиотерапевтического метода, следующие: уменьшить тонус мышц; восстановить активность суставов и мышечных групп; развить силу, выносливость; провести массаж глубоких мышц, способствуя тем самым снятию напряжения, их активации; улучшить эффективность процесса реабилитации больного.

Иппотерапия - это целый комплекс различных упражнений верховой езды, с помощью которого достигается необходимый терапевтический эффект на организм человека. При иппотерапии от лошади к ребенку передается от 90 до 110 двигательных импульсов различной направленности, на которые мозг такого пациента адаптационно реагирует. При этом выправляется координация движений, нормализуется мышечный тонус, улучшается кровообращение, достигается двигательная симметрия, то есть корректируется одно из основных патологических нарушений, являющихся причиной нарушения двигательной активности маленького человека.

Зарегистрированы положительные результаты при использовании данного метода. Исследованиями и наблюдениями доказано, что такой метод лечебной физкультуры способствует уменьшению зажатости мышц, улучшению моторики. Непроизвольный массаж глубоких групп мышц во время верховой езды, которые невозможно задействовать другими лечебными методами, способствует улучшению двигательной активности пациента. Общение с лошадью, уход за ней также оказывают воздействие на процесс выздоровления. Кроме того, занятия по верховой езде проводятся на свежем воздухе, часто в живописной местности, что оказывает только положительное действие на пациента, отражается на его восприятии окружающего мира и оценке великого дара жизни.

Данный проект рекомендован специалистам, занимающимся проблемой реабилитации детей с ограниченными возможностями и нарушением психосоциального статуса, применим к реабилитационным центрам. Программа может быть использована в системе дополнительного образования в центрах эколого-биологического направления и в центрах детско-юношеского туризма, поскольку именно в центрах с таким направлением наиболее осуществима экосистемная реабилитация больного ребенка, появляется возможность проявить себя в творческих и ремесленных мастерских.

Основное внимание должно быть уделено непосредственно

восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения различных восстановительных процедур и регулярных круглогодичных занятий лечебной верховой ездой.

Ожидаемые результаты от реализации проекта Результатом реализации проекта должна стать физическая, психосоциальная и личностная реабилитация детей с ограниченными возможностями:

- улучшение координации движений, равновесия (особенно заметно при верховой езде), улучшение речи, улучшение «мелкой моторики», а значит, и улучшение возможностей выполнения бытовых процедур, ориентированность в пространстве;

- повышение устойчивости к физическим нагрузкам; улучшение мышечного тонуса; повышение самооценки, уверенность в своих силах, раскованность, активность, улучшение обучаемости и внимательности;

- снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности;

- адаптация и интеграция детей, подростков, молодых людей с ограниченными возможностями, также их семей, формирование социально-активной жизненной позиции детей «группы риска». Повышение мотивации детей к здоровому образу жизни.

Для родителей больных детей необходимо видеть, что их ребенок кому-то нужен, что в глазах других людей (и что очень важно, часто это молодежь, не связанная с инвалидностью в качестве семейной проблемы) он обладает безусловной ценностью и правом на полноценную жизнь.

Использованные источники:

1. Бадалян, Л. О., Журба, Л. Т., Тимонина, О. В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровья. - 1988 - 322 с.

2. Левченко, И.Ю., Приходько, О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

3. Семенова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина». - 1976. -185 с.

4. Администрация Прокопьевского муниципального района [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.прокопьевский-район.рф (дата обращения 09.03.2016).

5. Детский церебральный паралич (ДЦП) - причины, симптомы, диагностика, лечение [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tiensmed.ru/news/cerebralpalsy-u7s.html (дата обращения 07.03.2016).

6. Официальный сайт администрации г. Прокопьевска [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pearlkuz.ru (дата обращения 10.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.