Научная статья на тему 'Реабилитационный процесс при психокоррекции наркотически зависимых личностей. 46'

Реабилитационный процесс при психокоррекции наркотически зависимых личностей. 46 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
510
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДДИКЦИЯ / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогачева Т. В.

Предлагается реабилитационная программа для наркотически зависимых пациентов при проведении психокоррекционной работы. Указаны основные этапы реабилитации, выделены основные проблемы при психологических интервенциях с наркотически зависимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реабилитационный процесс при психокоррекции наркотически зависимых личностей. 46»

Суицидология и аддиктология

лет (8,99±1,72%; p<0,01) II группы по сравнению с подгруппами 11-12 (10,07±0,25%), 13-14 (12,46±0,26%) и 15-17 лет (13,60±0,30%) III группы наблюдалось достоверное снижение точности восприятия пространства.

Данные, полученные по тесту точности восприятия времени показали, что у подростков из двух первых групп (35,71±5,89 с, p<0,001; 40,86±3,71 с, p<0,05) по сравнению с III группой (49,33±5,02 с) наблюдалось снижение продолжительности восприятия времени, снижение точности восприятия и, как следствие, увеличение количества ошибок. Достоверное снижение продолжительности восприятия времени было отмечено в подгруппах 11-12 (98,81±4,30 с; p<0,05), 13-14 (99,02±4,36 с; p<0,01), 15-17 лет (99,23±4,36; p<0,01) I группы и подгруппах 11-12 (102,23±2,77 с; p<0,05), 1314 (104,36±3,70 с; p<0,05), 15-17 лет (103,29±2,42; p<0,01) II группы по сравнению с подгруппами 11-12 (118,79±6,69 с), 13-14 (120,83±6,70 с) и 15-17 лет (122,87±6,71 с) III группой.

Выводы: Таким образом, у подростков при пивной алкоголизации наблюдалось снижение точности восприятия размеров, пространства и времени, увеличение числа ошибок при выполнении тестовых заданий, что может свидетельствовать о нарушениях в психических процессах вследствие употребления пива; при этом, чем выше интенсивность пивной алкоголизации, тем сильнее выражены нарушения восприятия, что может быть использовано для ранней диагностики формирования пивной зависимости в структуре мероприятий по первичной и вторичной психопрофилактике.

Литература:

1. Вышинский К.В., Павловская Н.И., Кошкина Е.А. Проблемы, связанные с употреблением алкоголя среди молодежи // Вопросы наркологии. - 2011. - № 1. - С. 81-101.

2. Леонтьева М.В. Распространенность алкоголя и табака в образовательной среде Архангельской области // Бюллетень СГМУ. -2008. - № 2. - С. 86-88.

3. Новикова Г.А., Соловьев А.Г. Интенсивность пивной алкоголи-

зации подростков общеобразовательных школ // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). -2012. - № 8. - URL: http://sisp.nkras.ru/e-

ru/issues/2012/8/novikova.pdf

4. Новикова Г.А., Соловьев А.Г. Психофизиологические характеристика подростков с высокой степенью риска развития пивной зависимости // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - № 1. - С. 25-29.

5. Новикова Л.А., Ишеков Н.С., Соловьев А.Г. Взаимосвязь вариабельности сердечного ритма с центральной и мозговой гемодинамикой при употреблении пива учащимися 12-17 лет // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. -2012. - № 4. - С. 52-57.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

ПРИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НАРКОТИЧЕСКИ

ЗАВИСИМЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Т.В. Рогачева

Уральский ГМУ, г. Екатеринбург E-mail автора: [email protected]

Предлагается реабилитационная программа для наркотически зависимых пациентов при проведении психокоррекционной работы. Указаны основные этапы реабилитации, выделены основные проблемы при психологических интервенциях с наркотически зависимыми.

Ключевые слова: реабилитация, аддикция, наркотическая зависимость.

В нашей стране понятие "реабилитация" чаще всего сужается до медицинского аспекта, сущностью которого является восстановительная медико - биологическая терапия. Подобная медицинская реабилитация чаще протекает без учета индивидуально-личностных особенностей человека, шкалы ценностей, уровня притязаний, представлений о личностном и социальном комфорте, о возможностях адекватного существования в новых условиях. Поэтому, на наш взгляд, проведение восстановительной терапии не может подменить собой реализацию индивидуальной программы реабилитации, основным содержательным компонентом психологического раздела которой выступает квалифицированная помощь в формировании и принятии нового жизненного сценария личностью.

Каковы основные компоненты такой программы? Исходным пунктом такой программы является констатация наличия в анамнезе пациента психологической травмы либо события, выступающего как психогения. Проявления психогении тесно сопряжены с патологическими процессами или состояниями, выявление которых - задача медика, а также с ограничениями личности в различных сферах жизнедеятельности, дискомфорте, субъективно переживаемом личностью в рамках социальной недостаточности или социально-психологической дезадаптации. На этом этапе задача психолога - дать развернутый психологический диагноз состояния человека с учетом его индивидуальноличностных особенностей.

Второй этап - исследование представлений личности о ситуации (событии), которые привели к дезадаптации. Здесь необходимо учитывать стадию (фазу) кризисной ситуации, образ жизни человека до события, личностные особенности, связанные с отношением к миру, самооценку, личностный опыт, наличиеотсутствие потребности в помощи других людей.

Третий этап - проведение психокоррекционных (психотерапевтических) мероприятий, направленных на:

- формирование доверительных отношений в системе "пациент - психолог";

- обеспечение психологической поддержки, которая выражается в эмоциональном личностном принятии, сообщение о понимании особенностей, чувств, сложностей, ограничений возможностей и пр.;

- содействие свободному проявлению чувств, отреагированию подавленных и (или) вытесненных переживаний, овладение навыками конструктивного выражения чувств;

- помощь в овладении приемами саморегуляции;

- содействие в развитии и (или) восстановлении коммуникативной компетенности, в том числе навыков в разрешении конфликтных ситуаций;

- содействие осознанию своих особенностей, возможностей, перспектив.

Другими словами, этот этап реабилитации предполагает восстановление, насколько это возможно, прежнего функционирования личности.

Четвертый этап - совместное формирование нового жизненного сценария, сутью которого выступает определение новых жизненных смыслов.

46

Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014

Суицидология и аддиктология

Примером реабилитационных мероприятий, направленных на формирование нового жизненного сценария, может выступать опыт работы с лицами, имеющими аддиктивную модель поведения.

Во-первых, нами [1] установлено, что первый прием наркотического вещества - это конец долгого и запутанного пути, следствие складывания и развития психотравмирующих моделей поведения, что подтверждается установленным фактом о наличии у трех четвертей наркоманов невротических моделей поведения.

При индивидуальных беседах с мамами наркозависимых было выяснено, что чаще всего эти дети либо нежеланные, либо “случайные”. Отсюда вторая серьезная проблема - установление доверительных отношений с миром и нереализованная потребность в любви. Причем энергии у аддиктов на удовлетворение этой потребности нет, т.к. основная модель поведения, зафиксированная с помощью психодиагностических методов - пассивная.

Употребление наркотиков провоцирует страх быть наказанным, стыд и чувство вины. Поэтому наркозависимый в “трезвом” состоянии постоянно пребывает в “заблокированном” состоянии. Он всегда «сам по себе», что отвергает распространенную на обыденном уровне сознания точку зрения о частом употреблении наркотиков “за компанию”. Избегаются любые, кроме связанных с наркотиками формы активности, тем самым блокируется внутреннее беспокойство и страх.

Третья большая проблема - это отсутствие ответственности за свои поступки у большинства наркозависимых, что является следствием стиля воспитания в семье. Наиболее частая модель воспитания, по материалам наших исследований - это гиперопека. Причем родителям не свойственно даже интересоваться, чего на самом деле желает их ребенок. Результат такого воспитания - “полупридушенный” любовью родителей человек, не ориентирующийся в своих желаниях, но страстно желающий вырваться из родительских «объятий».

На последнем этапе реабилитации актуальной проблемой выступает частый «срыв» реабилитационного процесса, когда наркозависимый, по разным причинам, принимает наркотическое вещество. Главное на этом этапе - оказать поддержку «сорвавшемуся» пациенту, проанализировать причины срыва реабилитационного процесса и совместно выработать адекватную тактику поведения при возможности возникновения компульсии в будущем.

Коррекция моделей поведения наркотически зависимых лиц, формирование у них ответственности за свою жизнь - вот, на наш взгляд, основные направления психологической реабилитации наркозависимых, без которых невозможно формирование нового жизненного сценария, поиск новых смыслов, в том числе и жизни. Причем осуществление этих мероприятий невозможно без адекватной грамотной медицинской помощи.

Литература:

1. Рогачева Т.В. Феноменология болезни: психологические механизмы динамики и процессуальности смысла. - Екб.: Из-во УрО РАН, 2002. - 223 с.

ОТ ПОДАВЛЕННОЙ К АККУМУЛИРОВАННОЙ АГРЕССИИ: КАК ОСУЖДЕННЫЕ К ПОЖИЗНЕННОМУ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ОЦЕНИВАЮТ СВОЮ АГРЕССИВНОСТЬ

Н.Д. Узлов, Е.А. Сайдали

Березниковский ф-л Пермского ГНИУ, г. Березники E-mail авторов: [email protected], [email protected]

В статье приводятся данные о различиях в декларируемой самооценке агрессивности осужденными с пожизненным сроком лишения свободы. Сделано предположение, что у преступников, отбывших наказание 5-10 лет, она подавляется, а свыше этого срока - нарастает.

Ключевые слова: пожизненное лишение свободы, агрессивность, подавленная агрессия, аккумулированная агрессия.

В последнее время отмечается повышенный интерес исследователей к изучению психологических характеристик личности преступников, осужденных на пожизненное лишение свободы (ПЛС) [1, 2, 8, 9 и др.], число которых медленно, но неуклонно растет. Согласно статистике, на 1 ноября 2013 г. в учреждениях уголовноисполнительной системы содержалось 1844 осужденных к ПЛС [6]. Увеличение количества осужденных к ПЛС составляет 25-27 человек в год. Анализ литературы показывает, что имеются противоречивые сведения об особенностях проявления агрессии у этих категорий осужденных. Остается не выясненным, имеются ли различия в параметрах проявления агрессивности у лиц, прошедших адаптационный период и выдержавших условия строго пребывания (первые 5-10 лет), и тех, кто отбывает оставшийся пожизненный срок уже в смягченных условиях (свыше 10 лет). Все это определило проблему настоящего исследования. В своей работе мы исходили из предположения, что таковые различия у осужденных на ПЛС высоко вероятны, однако агрессивные реакции у них подавлены, носят неявный характер.

С целью проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование на контингенте осужденных к ПЛС в количестве 60 человек на базе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, расположенной на острове Огненном (пос. Новоозеро Белозерского района). Предварительно были изучены все доступные материалы по пожизненно осужденным, условиям их пребывания в исправительной колонии на сайтах Интернета. Нас интересовали также мнения о них инспекторов, непосредственно осуществляющих надзор, использовались возможности наблюдать за поведением осужденных на ПЛС во время беседы, проведения психодиагностического исследования, в других возникших ситуациях. Следует отметить, что все факты, касающиеся описания крайне жестких условий пребывания в колонии, имеющиеся в открытом доступе [3], подтвердились. Большинство заключенных имели судимость по 35 статьям, самые распространенные из них 105,126, 127, 131, 132, 135, 158, 161, 168 и 228 УК РФ.

Первая группа респондентов (n=30) была сформирована из уже отбывших срок наказания в течение 510 лет, вторая (n=30) - из тех, кто отбыл наказание свыше 10 лет. Средний возраст обследованных составлял соответственно 28,0±6,1 и 42,2±5,1 лет.

Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.