Научная статья на тему 'РАЗВОРОТ НА ВОСТОК В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ В ТЭК'

РАЗВОРОТ НА ВОСТОК В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ В ТЭК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ КОМПАНИИ / САНКЦИИ / РАЗВОРОТ НА ВОСТОК / АТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поминова Ирина Сергеевна, Кульпина Вера Петровна

В статье рассматривается введение санкций западными странами против России с точки зрения их краткосрочного и долгосрочного влияния на диверсификацию российского нефтегазового экспорта и на развитие российско-азиатского партнерства в энергетической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURNING TOWARDS THE EAST IN THE LIGHT OF ANTIRUSSIAN SANCTIONS IN THE ENERGY SECTOR

The article discusses the imposition of sanctions by Western countries against Russia from the point of view of their short term and long term impact on the diversification of Russian oil and gas exports and on the development of Russian-Asian partnership in the energy sector.

Текст научной работы на тему «РАЗВОРОТ НА ВОСТОК В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ В ТЭК»

УДК 339.9:620.9

И.С. Поминова, В.П. Кульпина1

РАЗВОРОТ НА ВОСТОК В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ В ТЭК

В статье рассматривается введение санкций западными странами против России с точки зрения их краткосрочного и долгосрочного влияния на диверсификацию российского нефтегазового экспорта и на развитие российско-азиатского партнерства в энергетической сфере.

Ключевые слова: нефтегазовые компании, санкции, разворот на Восток, АТР.

Введение

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) во главе с Китаем является центром роста мирового энергопотребления. В 2000-2014 гг. потребление нефти в регионе возросло на 42% до 1397 млн т, а газа - на 131% до 714 млрд м3, что соответствует 33% мирового потребления нефти и 20% мирового потребления газа. Согласно базовому прогнозу МЭА, к 2035 г. АТР будет потреблять более 37% добытой в мире нефти и более 25% газа. Несмотря на некоторое замедление региональных темпов роста потребления углеводородов (особенно в свете ситуации в Китае), в обозримом будущем они останутся самыми высокими в мире.

Приоритетность развития восточного направления в целях географической диверсификации российского нефтегазового экспорта была обозначена уже в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, которая предполагала, что доля стран АТР к 2020 г. составит 30% в экспорте российской нефти и 15% в экспорте российского газа. Последующая стратегия на период до 2030 г. скорректировала эти показатели в сторону понижения, так что долгосрочный ориентир по экспорту нефти на Восток (жидким углеводородам) был установлен на уровне 22-25%, по газу - на уровне 19-20%. Проект новой Энергетической стратегии России на период до 2035 года более оптимистичен относительно темпов разворота российского углеводородного экспорта на Восток. Он предполагает рост экспорта нефти в страны АТР в 1,8-2,2 раза, что означает доведение их доли до

50%, и рост экспорта газа в этом направлении в 8,6-9,2 раза, что характеризует увеличение его доли сверх 40%.

С одной стороны, эти изменения отражают переоценку потенциала роста спроса на углеводороды в Европе и Азии и учитывают достигнутый прогресс в развороте российского экспорта углеводородов на Восток: освоение ресурсной базы (ввод в разработку новых нефтяных и газовых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке), развитие инфраструктуры (запуск первой и второй очереди трубопроводной системы ВСТО и нефтепровода Сковородино - Мохэ - Дацин, открытие первого в России завода по производству СПГ на о. Сахалин, ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса ГТС Сахалин - Хабаровск - Владивосток» и т.д.), заключение новых долгосрочных контрактов. С другой стороны, интересно рассмотреть ускорение темпов диверсификации российского нефтегазового экспорта в геополитической плоскости - сквозь призму введенных в 2014 г. против России рядом западных стран экономических санкций.

Западные страны во главе с США и ЕС начали вводить односторонние ограничительные меры против России в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины в марте 2014 г., но целенаправленные меры против энергетического сектора страны (так называемые секторальные санкции) были согласованы в июле 2014 года. За санкциями США и ЕС, но в меньшем объеме, последовали санкции Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Швейцарии, Норвегии, Исландии, Лихтенштейна, Чер-

1 Ирина Сергеевна Поминова - заместитель начальника управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве РФ, к.э.н., е-mail: pominovai@

2 Вера Петровна Кульпина - советник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правитель-

стве РФ, e-mail: [email protected]

ногории, Албании, Украины, Грузии. В целом введенные санкции объединяют ограничения в отношении отдельных физических и юридических лиц (санкционные списки), ограничения для Крыма и Севастополя (в том числе по линии энергетики), секторальные санкции и меры, затрагивающие экономическую кооперацию (пересмотр программ двустороннего и регионального сотрудничества, отказ от финансирования российских проектов международными и региональными финансовыми институтами). Наиболее сильное влияние на российский нефтегазовый экспорт имеют секторальные санкции, которые содержат ограничения технологического и финансового характера.

Технологические санкции

Технологические санкции заключаются в требовании получения разрешения от компетентных органов государственной власти для экспорта в Россию энергетического оборудования и технологий для глубоководных (более 500 футов или 152 м), арктических и сланцевых проектов (нефтяных и нефтегазовых), а также в запрете на оказание для них сервисных услуг по разведке и добыче. США детализировали список компаний, на которые распространяется действие технологических ограничений («Роснефть», «Газпром», «Газпромнефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз»), а ЕС ограничился общей формулировкой. Технологические санкции против России поддерживает Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия, Исландия, Черногория, Албания, Украина.

Введение этих санкций обнажило высокую степень зависимости российской нефтегазовой отрасли от зарубежного оборудования и услуг. Так, по данным Минпромторга России, доля зарубежных производителей нефтегазового оборудования на российском рынке достигает 60%. Страны, которые ввели против России техно -логические санкции, обеспечивают более 60% поставок оборудования, попавшего под санкции (в стоимостном выражении); по восточному направлению поставок санкционного оборудования выделяется Китай (16%), Япония (5%) и Республика Корея (4%). Минэнерго России свидетельствует, что зависимость от импортного

оборудования наиболее велика для шельфовых проектов (более 80%) и разработки трудноизвле-каемых запасов (80%), для традиционных месторождений она не столь критична (20%). На рынке сервисных услуг доля зарубежных компаний (Shlumberger, Weatherford и т.д.) доходит до 20% (при этом они преимущественно предоставляют высокотехнологичные услуги).

Технологические санкции дали импульс к развитию импортозамещения: на рубеже 20142015 годов были приняты планы мероприятий по снижению зависимости российского ТЭК от импорта и по импортозамещению, реализация которых должна способствовать снижению степени импортной зависимости к 2020 г. до 43%. Краткосрочные приоритеты включают технологии наклонно-направленного бурения и гидравлического разрыва пласта; на среднесрочную перспективу намечено замещение программного обеспечения, интегрированного сервиса строительства скважин, насосно-ком-прессорного оборудования, катализаторов для процессов переработки углеводородов, газовых турбин высокой мощности, технологий сжижения природного газа и технологий разработки трудноизвлекаемых запасов; наконец, к 2020 г. планируется создать технологическую базу для шельфовых проектов и производства гибких на-сосно-компрессорных труб. Следует отметить, что планы по импортозамещению шире действующего санкционного перечня и предупреждают возможное усиление западного давления.

Дальнейшая роль западных нефтегазосервис-ных компаний на российском рынке в контексте санкций и планов по импортозамещениюне вполне ясна. Санкции привели к приостановке отношений и договоров между компаниями Halliburton и «Газпром бурение» в мае 2014 г., а компания Schlumberger была вынуждена провести ротацию персонала, перенаправив часть сотрудников из стран, которые ввели санкции против России, в другие регионы. Тем не менее западные нефтегазосервисные компании заявляют о намерении остаться в стране и используют для участия в тендерах свои дочерние компании в России или подразделения в других странах, не вводивших санкции. Halliburton также продолжила оказание услуг «Газпрому», выиграв в сентябре 2015 г. тендер по сопровождению стро-

ительства эксплуатационных газовых скважин на Чаяндинском месторождении в Якутии.

В Перечне приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения, подготовленном Минпромторгом России в рамках Плана содействия импортозамещению в промышленности, в качестве альтернативы западному оборудованию для нефтегазовой отрасли, попавшему под санкции, по большинству направлений представлены китайские производители (геологоразведка и разведочное бурение, буровое оборудование, насосно-компрессорное оборудование, линейная и запорная арматура, оборудование для морских проектов, сервисные услуги). Переключение на азиатских производителей в краткосрочном периоде (на начальных этапах импортозамещения) позволит расширить сотрудничество с Востоком и поддержать уровни добычи нефти и газа в стране, хотя значительных эффектов в условиях сохраняющейся опоры на традиционные месторождения не предвидится. В то же время азиатское (в первую очередь - китайское) оборудование не сможет полностью компенсировать уход с российского рынка западных производителей и ограничение деятельности высокотехнологичных сервисных компаний как в силу наличия технологий, так и в силу его качественных характеристик. Более того, в лице азиатских производителей отечественное нефтегазовое машиностроение и сервис могут получить серьезных конкурентов, предлагающих более низкие цены и более длительные сроки оплаты.

Российские компании, особенно попавшие под технологические санкции, стали задумываться о воссоздании собственного нефтега-зосервиса (среди отечественных нефтегазовых компаний только «Сургутнефтегаз» практически полностью опирается на внутренний сервис). Наибольшую активность в этом направлении проявляет «Роснефть»: в 2014 г. она приобрела «Оренбургскую буровую компанию» и российские и венесуэльские активы Weatherford в области бурения и ремонта скважин, в 2015 г. компания заключила рамочный договор на приобретение «Трайкан велл сервис», которое оказывает в России услуги по повышению нефтеотдачи. О возможности инвестиций в нефтегазо-сервис заявила и «Газпром нефть».

Финансовые санкции

Финансовые санкции представляют собой запрет на предоставление нового долгосрочного акционерного или долгового капитала и проведение транзакций и прочих действий с новыми акциями и долговыми инструментами крупнейших российских банков, энергетических компаний и подконтрольных им организаций, а также запрет на кредитование крупнейших российских банков. Финансовые ограничения в банковском секторе сужают возможности российских нефтегазовых компаний по привлечению финансирования внутри страны, поэтому они рассматриваются здесь наряду с прямыми финансовыми ограничениями в ТЭК. Санкции США распространяются на банки с государственным участием: «Внешэкономбанк», «Газпромбанк», «Сбербанк», «ВТБ», «Россельхоз-банк» (сроки предоставления финансирования ограничены 30 днями), и нефтегазовые компании: «Роснефть» «Новатэк», «Транснефть» и «Газпромнефть» (сроки ограничены 90 днями). Санкции ЕС направлены против тех же российских банков и следующих компаний: «Роснефть», «Транснефть» и «Газпром нефть» (сроки в обоих случаях ограничены 30 днями). Помимо США и ЕС финансовые санкции против банковского и энергетического сектора России введены Канадой, Австралией, Швейцарией, Норвегией, Исландией, Черногорией, Албанией, Украиной; ограничения на операции с ценными бумагами крупнейших российских банков действуют в Японии.

На фоне резкого и значительного снижения мировых цен на нефть (с середины июня 2014 г. по конец августа 2015 г. нефть подешевела более чем на 60%), многие западные нефтегазовые компании стали сообщать об ухудшении финансовых показателей, сокращении инвестиционных программ и оптимизации численности персонала. Финансовое положение российских компаний с учетом девальвации национальной валюты (за отмеченный период она обесценилась по отношению к доллару более чем в два раза), прогрессивных элементов системы налогообложения и традиционно более низких издержек добычи оказалось более устойчивым к падению мировых цен. Рейтинговое агентство

Fitch в марте 2015 г. отметило, что российские компании смогут сохранять кредитоспособность при ценах на нефть в 55 долл./баррель в течение нескольких лет (при условии стабильности налогообложения), и финансовые санкции являются для них более серьезной угрозой. Именно с потенциальным воздействием последних оно в основном связало понижение долгосрочных дефолтных рейтингов ряда крупнейших компаний российского ТЭК («Газпрома», «Газпром нефти», «Новатэка», «Татнефти», «Лукойла») с ВВВ до ВВВ-, которое последовало за аналогичным снижением в начале января 2015 г. рейтинга России.

Действие негативных внешнеэкономических факторов и финансовых санкций проявилось в финансовой отчетности российских нефтегазовых компаний. По итогам 2014 г. по сравнению с 2013 г. резко ухудшился показатель рентабельности активов (ROA) всех четырех попавших под финансовые санкции компаний: «Роснефти» - с 9,6 до 4,3%, «Транснефти» - с 7,7 до 2,8%, «Газпром нефти» - с 12,9 до 6,9% и «Новатэка» - с 20,7 до 5,7%. Также в последние кварталы ухудшились показатели текущей ликвидности и долговой нагрузки (см. табл. 1).

Среди крупнейших нефтегазовых компаний России только «Сургутнефтегаз» не име-

ет существенных долговых обязательств (как в национальной, так и в иностранной валюте). Остальные компании в своем развитии активно прибегали к различным долговым инструментам: банковским кредитам, рублевым облигациям, евробондам, синдицированным кредитам и т.д. Теперь усиление финансовых ограничений в первую очередь испытывают компании, которые были ориентированы на привлечение международного финансирования.

К концу II квартала 2015 г. наибольшими обязательствами в иностранной валюте обладала «Роснефть»: 1 493 млрд руб. или 76% всех долгосрочных обязательств компании (столь внушительный долг компании возник в результате приобретения в 2013 г. «ТНК-ВР»). Начиная с III квартала 2014 г., компания хеджирует валютные риски с помощью предоплаты по долгосрочным контрактам на поставку нефти. В первом полугодии 2015 г. компанией было погашено обязательств в валюте на сумму 309 млрд руб. (14,4 млрд долл. по курсу ЦБ РФ на конец отчетного периода), в том числе 30 млрд руб. досрочно. Согласно графику выплат, «Роснефть» планирует погасить еще 10,9 млрд долл. до конца 2015 г., 31,9 млрд долл. в 2016-2018 гг. и 18,1 млрд долл. в течение последующих 10 лет.

Таблица 1

Финансовые показатели нефтегазовых компаний, попавших под санкции

Показатель Компания 2013 I 2014 II 2014 Ш 2014 2014 I 2015 II 2015

Чистая прибыль, млрд руб. «Роснефть» 551 88 172 1 350 56 134

«Транснефть» 158 41 51 26 60 63 56

«Газпром нефть» 187 39 51 53 127 38 76

«Новатэк» 110 25 32 8 37 31 41

Коэффициент текущей ликвидности «Роснефть» 1,0 1,2 1,1 1,1 1,2 1,0 1,0

«Транснефть» 2,3 2,5 1,9 1,7 1,8 1,9 1,9

«Газпром нефть» 2,1 2,3 1,9 1,9 1,9 1,5 1,6

«Новатэк» 1,4 4,0 3,2 2,5 1,6 1,0 0,9

Долгосрочный долг к сумме долгосрочного долга и собственного капитала, % «Роснефть» 35 31 29 31 43 43 39

«Транснефть» 27 27 24 23 30 29 27

«Газпром нефть» 21 24 23 25 31 29 28

«Новатэк» 28 30 27 29 35 29 26

Источник: финансовые отчеты компаний.

«Транснефть» также имеет значительный долг в валюте - более 50% от общего. Стоит указать на то, что большую часть этого долга составляет кредит в Банке развития Китая в размере 10 млрд долл., выданный в 2009 г. под переменную процентную ставку в зависимости от уровня LIBOR. По состоянию на октябрь 2015 г. задолженность по этому кредиту составляет 9,3 млрд долларов. «Транснефть» официально уведомила о том, что в случае негативного влияния колебаний курса и процентных ставок, она будет ориентироваться на привлечение краткосрочных заимствований, а ее инвестиционная программа может быть пересмотрена.

«Газпром нефть» обратилась за долгосрочным финансированием в «Россельхозбанк» и «Сбербанк» еще в сентябре 2014 года. Подписанные с банками соглашения позволяют компании получить кредиты со сроком погашения в 2019 г. на сумму 30 млрд руб. по ставке 11,9%, 22,5 млрд руб. (13,48%) и 12,5 млрд руб. (13,58%). В начале 2015 г. «Газпром нефть» получила краткосрочное финансирование в валюте - 300 млн долл. в рамках возобновляемой кредитной линии по соглашению о предоставлении синдицированного кредита с рядом иностранных банков со сроком погашения через шесть месяцев и процентной ставкой LIBOR плюс 1% годовых. В числе важных с точки зрения привлечения финансирования событий можно привести присвоение в марте 2015 г. компании высокого рейтинга кредитоспособности (AA со стабильным прогнозом) по обязательствам в российской валюте рейтинговым агентством Китая Dagong Global Credit Rating. Еще выше агентство в феврале 2015 г. оценило долгосрочный рейтинг «Газпрома» в иностранной валюте - на уровне AAA со стабильным прогнозом, считая, что крупные проекты по восточному направлению имеют большее значение, чем западные санкции.

«Новатэк», неограниченный в доступе к финансовым ресурсам Европы, в первом полугодии 2015 г. привлек краткосрочного финансирования в валюте на сумму 5,4 млрд рублей. Обязательства компании по долгосрочному финансированию составляют 39,5 млрд руб. до 30 июня 2017 г., 25,5 млрд в последующий год и 91,3 млрд руб. в период после 30 июня 2020 года. При этом для «Новатэка» открыта кредитная линия в банке «Юникредит» на 180 млн долларов.

Официальная отчетность компаний содержит упоминание о наложенных на них финансовых санкциях, но она не позиционирует их как угрозу: «Роснефть» сообщает об изучении и учете санкций, «Новатэк» - об отсутствии их влияния на финансовые возможности компании, «Транснефть» - о невозможности прогнозирования политических процессов и стремлении действовать по ситуации.

В целом у ключевых российских компаний нефтегазовой отрасли достаточно средств для погашения внешней задолженности в кратко -срочном периоде - с опорой на внутренние денежные потоки и российские банки. Однако при сохранении, и тем более ужесточении финансовых санкций, существующие графики погашения обязательств могут потребовать пересмотра моделей финансирования в среднесрочном периоде. Это ставит под угрозу и полноценную реализацию инвестиционных программ, необходимую для поддержания уровней добычи нефти и газа в стране. В этой связи некоторые компании уже обратились за государственной поддержкой. Так, «Роснефть» неоднократно просила выделить ей средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и предоставить дополнительные налоговые льготы. «Новатэк» согласовал получение из ФНБ 150 млрд руб. для проекта «Ямал-СПГ». «Лукойл» озвучил просьбу открыть доступ к нераспределенному фонду месторождений.

Альтернативная возможность в привлечении средств заключается в обращении к финансовым ресурсам Азии - как развитой, так и развивающейся. На уровне компаний и экспертного сообщества прежде всего выделяют Китай - страну с самыми большими резервами иностранной валюты и невысокой (относительно других развивающихся стран региона) базовой ставкой процента (табл. 2).

Как было показано выше, российские компании, попавшие под действие финансовых санкций, уже имеют опыт взаимодействия с китайскими финансовыми институтами. Вместе с тем в силу особенностей экономики страны банки Китая не являются чисто коммерчески ориентированными структурами, и кредитование в Китае может происходить на условиях обязательного сотрудничества с китайскими

Таблица 2

Базовая ставка и объем валютных резервов отдельных азиатских стран

Страна Базовая ставка ЦБ страны (по состоянию на 9 октября 2015 г.), % годовых Объем валютных резервов (на конец 2014 г.), млрд долл.

Китай 4,60 3843

Индия 6,75 296

Индонезия 7,50 106

Республика Корея 1,50 354

Сингапур 0,61* 255

* Ежедневная ставка на операции постоянного доступа не является ставкой РЕПО.

Источник: сайты центральных банков, МВФ.

производственными компаниями. Остальные развивающиеся страны Азии не обладают сопоставимыми с Китаем возможностями финансирования, кредитование в их банках более вероятно при реализации совместных с Россией проектов.

Получение финансирования в развитых странах Азии - Республике Корее, Сингапуре (несмотря на отсутствие санкций с их стороны) - может быть затруднено наличием высоких требований, предъявляемым для одобрения займа, а также политическим давлением из-за их тесного сотрудничества с ЕС, США, Японией.

Другим измерением финансового разворота на Восток может стать переход на расчеты в национальных валютах при торговле энергоресурсами - это обсуждается и в рамках диалога БРИКС, и на переговорах с Китаем. Постепенный отход от доллара позволит снизить зависимость от долларовых расчетов (в свете угрозы ограничения доступа для России к финансовой системе США и международным платежным системам), потери при валютных обменах, а также даст возможность привлекать кредиты в используемых валютах.

Разворот на Восток

Нефтегазовая отрасль - достаточно инерционна, и в 2014 г. влияние технологических и финансовых санкций на уровни добычи российских углеводородов проявилось несильно.

По данным Минэнерго России, добыча нефти в стране (а санкции преимущественно нацелены на нефтяной сегмент) возросла на 0,6% до 526,7 млн т., в том числе за счет освоения новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Более ощутимые изменения произошли в географической структуре российского экспорта сырой нефти, который по итогам 2014 г. снизился на 5,8% до 221,3 млн т (при росте объемов нефтепереработки и экспорта нефтепродуктов). Сокращение нефтяных поставок наблюдалось практически по всем традиционным направлениям, за исключением АТР, где они возросли на 23,4%. В результате доля АТР в суммарном экспорте российской нефти расширилась с 23,7 до 30,4%.

Основу для данного расширения заложили крупные долгосрочные контракты, которые были заключены «Роснефтью» с китайской CNPC: в 2009 г. компании подписали 20-летний контракт на поставку 300 млн т нефти, в 2013 г. последовал 25-летний контракт на 360 млн т нефти. В 2013 г. «Роснефть» также подписала меморандум о поставках нефти в объеме до 100 млн т в течение 10 лет с китайской Sinopec. Введение санкций, вероятно, способствовало дальнейшему развитию сотрудничества по восточному направлению. В 2014 г. «Газпром нефть» договорилась с вьетнамской компанией Petrovietnam о долгосрочных поставках 6 млн т нефти ежегодно для нефтеперерабатывающего завода Dung Quat, и намерена приобрести 49% этого завода; в 2015 г. компания стала использовать в расчетах за поставки нефти с Китаем юани. В 2015 г. «Роснефть» заключила контракт на год с китайской химической корпорацией ChemChina о поставках до 200 тыс. т нефти ежемесячно, а с индийской компанией Essar - 10-летний контракт на поставку 100 млн т нефти.

Добыча газа в России в 2014 г. снизилась на 3,9% до 642,1 млрд м3 - вследствие сужения внутреннего спроса и значительного сокращения поставок в Европу и на Украину (в связи с украинским кризисом). Экспорт российского газа (СПГ) в страны АТР остался почти без изменений (14,4 млрд м3, что является сокращением на 1,1%). Таким образом доля АТР в газовом экспорте России приблизилась к 7%. Для разворота на Восток более важно то, что на фоне

введения санкций, в мае 2014 г. наконец был подписан масштабный долгосрочный контракт на поставку российского газа в Китай по восточному маршруту (на 38 млрд м3 в год в течение 30 лет), и в сентябре 2014 г. стартовало строительство газопровода «Сила Сибири». В мае 2015 г. было достигнуто рамочное соглашение об экспорте газа в Китай по западному маршруту (на 30 млрд м3 в год в течение 30 лет, проект газопровода «Алтай»), хотя закрепление договоренности вновь затягивается. Немного ранее в феврале 2014 г. «Газпром» подписал меморандум с Shell относительно третьей очереди СПГ-проекта «Сахалин-2», запуск которой намечен на 2021 год. При этом компания не отказывается и от проекта «Владивосток-СПГ», но сроки его реализации могут быть пересмотрены.

Введение санкций осложнило взаимодействие отечественных нефтегазовых компаний с западными партнерами, поставив под угрозу их сотрудничество. Прямого запрета на долевое участие в совместных предприятиях нет, однако невозможность поставки оборудования, оказания сервисных услуг, приобретения акций российских компаний и их дочерних предприятий, попавших под санкции, склоняет западные компании к выходу из реализуемых проектов.

• К концу сентября 2014 г. почти из всех своих российских проектов с «Роснефтью» вышла компания ExxonMobil (разведка на шельфе Черного моря, в Арктике и в Западной Сибири); компания продолжает принимать участие в проекте «Саха-лин-1» (совместно с «Роснефтью», японской Sodeco и индийской ONGC).

• В октябре 2014 г. приостановлено участие компании Shell в совместной с «Газпром нефтью» деятельности по разработке сланцевой нефти в ХМАО (Ханты-Мансийский нефтяной союз); компания сохраняет присутствие в проекте по разработке Салымской группы месторождений (совместно с «Газпром нефтью») и «Саха-лин-2» (совместно с «Газпромом», японскими Mitsui и Mitsubishi).

• В июне 2015 г. компания Total вышла из разработки Штокмановского месторождения (совместно с «Газпромом») и участков баженовской свиты (совместно

с «Лукойлом»), передав акции соответствующим компаниям (в первом случае Total объяснила это отсутствием экономической привлекательности проекта, а во втором - влиянием санкций); приоритетным для компании в России остается совместный проект с «Новатэком» и китайской CNPC «Ямал-СПГ»;

• В зоне риска находятся проекты Statoil и «Роснефти» по освоению шельфа в Баренцевом и Охотском морях, доманико-вой свиты в Поволжье, тяжелой нефти в ЯНАО.

Это подталкивает российские компании к поиску партнеров на Востоке для совместной реализации проектов. «Роснефть» сотрудничает с азиатскими компаниями в рамках проектов «Сахалин-1», «Сахалин-3» и освоения Русского и Юрубчено-Тохомского нефтяных месторождений. В сентябре 2015 г. «Роснефть» подписала договор о продаже индийской ONGC 15% акций «Ванкорнефти» и продолжает переговоры по продаже 10% этой компании китайской CNPC. «Новатэк», помимо сотрудничества с Total и CNPC по проекту «Ямал-СПГ», ведет переговоры о продаже в нем 9,9% доли китайскому фонду Шёлкового пути.

Заключение

Несмотря на первые итоги введения западных санкций, которые способствовали более активной диверсификации российского нефтегазового экспорта на Восток, в среднесрочном, и особенно долгосрочном периоде, они могут создать определенные препятствия для его развития. Международные обозреватели, в частности МЭА, ожидают ухудшения ситуации в нефтегазовой отрасли России уже в 2016 году. Санкционное давление будет расти по мере роста значения шельфовых и трудноизвлекаемых ресурсов (после 2020 года). Западные санкции, за некоторыми исключениями (такими как Юж-но-Киринское месторождение «Газпрома»), не направлены непосредственно против ресурсной базы для восточного нефтегазового экспорта России, но ограничение инвестиционных возможностей может негативно сказаться и на них.

ЛИТЕРАТУРА

1. World Energy Outlook / IEA, 2014.

2. База данных энергетической информации МЭА.

3. Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года / Минэнерго России, 16 сентября 2015 года.

4. Состояние и перспективы развития нефте-сервисного рынка России /Deloitte, октябрь 2014.

5. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

Поступила в редакцию 13.10.2015 г.

I. Pominova, V. Kulpina3

TURNING TOWARDS THE EAST IN THE LIGHT OF ANTIRUSSIAN SANCTIONS IN THE ENERGY SECTOR

The article discusses the imposition of sanctions by Western countries against Russia from the point of view of their short term and long term impact on the diversification of Russian oil and gas exports and on the development of Russian-Asian partnership in the energy sector.

Key words: oil companies, sanctions, turning towards the East, the Asia-Pacific region.

3 Irina S. Pominova - Deputy head of Department for strategic studies in energy Analytical center under the Government of the RF, candidate of economic Sciences, e-mail: [email protected];

Vera P. Kulpina - Advisor of the Department for strategic studies in energy Analytical center under the Government of the RF, e-mail: kulpina@ ac.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.