Научная статья на тему 'Внешние риски в предпринимательских структурах топливно-энергетического комплекса'

Внешние риски в предпринимательских структурах топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / FUEL AND ENERGY COMPLEX / НЕФТЬ / OIL / ГАЗ / GAS / САНКЦИИ / SANCTIONS / ВНЕШНИЕ РИСКИ / EXTERNAL RISKS / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Сергей Владимирович

Кризисные события в мировой и российской экономике, неустойчивость топливно-энергетического предпринимательства и главных энергетических рынков обуславливают нестабильность спроса на топливноэнергетические ресурсы внутри страны, при этом удержание конкурентных позиций на внешних рынках является неотъемлемым условием для наполнения бюджета средствами, которые способствуют решению социальных и экономических проблем. Одним из способов преодоления мирового финансово-экономического кризиса является превращение нынешнего топливно-энергетического комплекса в рентабельный, финансово стабильный, экономически эффективный, отвечающий экологическим стандартам, оборудованный передовыми технологиями комплекс надежный, доходный и эффективный элемент страны, способствующий удовлетворению экономически аргументированных потребностей российской экономики и позволяющий решать вопросы национальной, региональной и мировой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External Risks in Business Organizations of Fuel and E nergy Complex

The crisis events in the world and Russian economy, the volatility of fuel and energy enterprises and major energy markets cause instability in the demand for fuel and energy resources in the country. Thus, the retaining competitive position in foreign markets is essential for filling the budget funds that contribute to solving social and economic problems. One of the ways of overcoming the global financial and economic crisis is the transformation of the current fuel and energy complex in a profitable, financially stable, costeffective, environmentally-friendly, equipped with advanced technology complex. Because of it the complex will be robust, profitable and effective element of the country, contributing to the satisfaction of the economically substantiated needs of the Russian economy and allowing to address issues of national, regional and global security.

Текст научной работы на тему «Внешние риски в предпринимательских структурах топливно-энергетического комплекса»

19. кулешов Д. н. Миграции: теория и методология изучения на материалах Башкортостана. Уфа: Вост. ун-т, 2008. 25 с.

20. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987. 199 с.

21. Ивахнюк И. В. Российская миграционная политика в контексте человеческого развития. М.: Макс-Пресс, 2009. 116 с.

22. колосницына м. Г., суворова И. к. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. 2005. № 4. С.543-565.

23. метелев с. е. Международная трудовая миграция в условиях глобализации и нелегальная миграция в России. М.: Изд-во Рос. гос. торгово-экономич. ун-та, 2006. 267 с.

24. Похлебаева о. Понятие миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. 2005. № 3. С. 3-6.

25. Гаврилова т. м. Международная миграция рабочей силы, ее воздействие на занятость населения в условиях реформирования экономики России: Дисс. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2001. 186 с.

УДК 339.54

С. В. Николаев

Внешние риски в предпринимательских структурах топливно-энергетического комплекса

S. V. Nikolaev. External Risks in Business organizations of Fuel and energy Complex

Кризисные события в мировой и российской экономике, неустойчивость топливно-энергетического предпринимательства и главных энергетических рынков обуславливают нестабильность спроса на топливно-энергетические ресурсы внутри страны, при этом удержание конкурентных позиций на внешних рынках является неотъемлемым условием для наполнения бюджета средствами, которые способствуют решению социальных и экономических проблем.

Одним из способов преодоления мирового финансово-экономического кризиса является превращение нынешнего топливно-энергетического комплекса в рентабельный, финансово стабильный, экономически эффективный, отвечающий экологическим стандартам, оборудованный передовыми технологиями комплекс — надежный, доходный и эффективный элемент страны, способствующий удовлетворению эконо-

The crisis events in the world and Russian economy, the volatility of fuel and energy enterprises and major energy markets cause instability in the demand for fuel and energy resources in the country. Thus, the retaining competitive position in foreign markets is essential for filling the budget funds that contribute to solving social and economic problems.

One of the ways of overcoming the global financial and economic crisis is the transformation of the current fuel and energy complex in a profitable, financially stable, cost-effective, environmentally-friendly, equipped with advanced technology complex. Because of it the complex will be robust, profitable and effective element of the country, contributing to the satisfaction of the economically substantiated needs of the Russian economy and allowing to address issues of national, regional and global security.

Сергей Владимирович Николаев — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © С. В. Николаев, 2015

мически аргументированных потребностей российской экономики и позволяющий решать вопросы национальной, региональной и мировой безопасности.

ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, нефть, газ, санкции, внешние риски, Азиатско-Тихоокеанский регион

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Keywords: fuel and energy complex, oil, gas, sanctions, external risks, the Asia-Pacific region

Contacts: Lermontovskiy Ave. 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

На фоне продолжающихся кризисных явлений в мировой экономике вопрос обеспечения долгосрочной энергетической устойчивости актуален как никогда.

Вопросы стабильного социально-экономического развития и обеспечения отраслей экономики и населения топливно-энергетическими ресурсами являются важнейшими в энергетической политике современного государства. В условиях сложной внешнеполитической обстановки обеспечение отраслей экономики мировых стран энергетическими ресурсами и, как следствие, надежной энергетической безопасности приобретает особую значимость. В сложившейся международной ситуации необходимо еще более активно работать над реализацией проектов, осваивать новые месторождения, включая континентальный шлейф, внедрять инновационные технологии добычи ресурсов, укреплять энергетическую безопасность страны, а также удерживать лидирующие позиции нефтегазового комплекса на мировом рынке. Нефтяная и газовая промышленность — основа российской экономики. От деятельности отраслевых компаний зависят целые регионы РФ.

В настоящее время приходится наблюдать растущее влияние на энергетический сектор политических предпочтений ряда западных государств. Очевидно, не всех устраивает высокий статус России в мировой энергетике. Нередко, желая ослабить наши позиции, эти страны действуют даже во вред себе. Это в полной мере относится к экономическим санкциям, вводимым против России. Такие санкции, по существу, способствуют разрушению сложившейся за многие годы системы сотрудничества в сфере энергетики, затрудняют развитие рынков и препятствуют осуществлению необходимых инфраструктурных проектов. Не секрет, что подобные меры вредят не только России, они «бумерангом» бьют по странам — инициаторам санкций, в которых пострадают и потребители наших энергоресурсов, и наши партнеры — энергетические компании Запада. Игроки энергетических рынков понимают возникающие риски и масштабы возможного ущерба.

Сегодня Россия стабильно удерживает 1-е место в мире по экспорту газа, делит 1-2-е места с Саудовской Аравией по экспорту нефти и занимает 3-е место после Австралии и Индонезии по экспорту угля. Во многом это объясняет высокую долю ТЭК в российской экономике — энергетика обеспечивает 30% ВВП и более 2/3 доходов от экспорта.

Отрасли ТЭК остались наиболее конкурентоспособными и современными в российской экономике. Они обеспечивают большой спрос на инновации, научные разработки и высокотехнологичное производство, участвуют в развитии инфраструктуры, формируют новые высокооплачиваемые рабочие места. Инвестиционный потенциал отраслей ТЭК до 2020 г. оценивается в 1 трлн долл.

Имеется целый ряд внешних факторов риска в топливно-энергетической отрасли, которые создают сложные условия как для производства основных видов энергоресурсов, так и для мировой экономики и для ведущих стран — их производителей [1].

Своевременный и всесторонний прогноз, анализ и учет потенциальных внешних рисков в управлении деятельностью предприятий ТЭК дают возможность прини-

мать оптимальные по затратам и потерям решения и повышать эффективность и устойчивость работы предприятий ТЭК с точки зрения рационального производства и использования различных видов энергетических ресурсов.

На протяжении последних 25 лет мир стремительно менялся, причем скорость изменений постоянно увеличивалась. К настоящему времени стало очевидно, что существующая система международных отношений в целом не отвечает новым геополитическим реалиям. В энергетике это проявляется в том, что действующая международная институциональная структура развития сотрудничества не в состоянии предложить эффективные инструменты решения наиболее острых проблем, в числе которых главные:

• защита инвестиций в крупные добычные и инфраструктурные проекты в энергетике;

• снижение волатильности энергетических рынков;

• обеспечение стабильности поставок и безопасности транзита;

• ужесточение конкуренции на внешних энергетических рынках;

• переход от ресурсной глобализации к региональному энергетическому самообеспечению.

За последние годы изменилась система взаимоотношений энергетики и геополитики. Еще недавно энергоресурсы были в основном целью геополитики. Ведущие мировые державы выстраивали систему международных отношений для получения доступа к энергоресурсам и обеспечения устойчивости национальных экономик. Однако технологические прорывы в добыче и транспортировке энергоресурсов повысили их доступность. В результате резко усилилась конкуренция производителей энергоресурсов в разных частях мира. Целью геополитики становятся не энергоресурсы, а обеспечение рентабельности их добычи и достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими производителями.

Таким образом, в целом усиливается роль политики в международных отношениях и в сфере энергетического сотрудничества в частности. При этом политические императивы иногда доминируют в ущерб экономической целесообразности, как мы, например, наблюдаем в вопросе об экономических санкциях против России в отраслевых секторах, что приводит к росту глобальной неопределенности.

Возникает соблазн использовать геополитические рычаги для изменения баланса отношений между поставщиками и потребителями энергоресурсов на сложившихся рынках. Наиболее показательными являются процессы, происходящие на европейском энергетическом рынке.

Использование энергетики в качестве инструмента геополитики ведет к усилению нестабильности, ухудшению инвестиционного климата в энергетике, за что всегда расплачивается конечный потребитель. В энергетике такими потребителями являются все сектора — экономики и социальной сферы.

До недавнего времени на этом рынке сохранялась стабильность в ценовой политике и направлениях поставок. Трудно, но шел диалог между Россией и ЕС о создании общего энергетического пространства, учитывающего интересы всех участников рынка — инвесторов, транзитеров, производителей и потребителей.

За последние несколько лет возрастало как напряжение на традиционных рынках нефти и газа, так и желание некоторых стран дестабилизировать давние партнерские отношения России и Европы в сфере поставок газа, в связи с чем у российских энергетических компаний появляются новые рынки сбыта в Азии, а также инициируются масштабные процессы диверсификации ТЭК — по направлениям и видам поставок, по развитию внутреннего рынка энергоресурсов, по созданию новых производств и технологий. В настоящий момент существует целый ряд внешних рисков в ТЭК (рис. 1).

рис. 1. классификация внешних рисков в тЭк

риск отказа в долгосрочном валютном финансировании инвестиционных проектов в развитие энергетики

Данный риск заключается в отказе или заморозке совместных инвестиционных проектов в развитие энергетики.

В настоящее время Еврокомиссия придерживается жесткой позиции по использованию трансграничных инфраструктурных проектов с российским участием — газопроводов «ОПАЛ», «Южный поток», «Ямал — Европа», призванных в первую очередь повысить устойчивость и безопасность поставок энергоресурсов в Европу. Сегодня на отдельных партнеров по проекту «Южный поток» оказывается давление — их заставляют не принимать участие в реализации проекта, невзирая на то что это партнерство основывается на заключенных в соответствии с международным правом межправительственных соглашениях. В частности, болгарским инвесторам пригрозили полным сворачиванием финансирования страны из средств еврофондов. Также проводится политика международной изоляции России. С подачи Соединенных Штатов в обход Совета безопасности ООН вводятся без всяких обоснований экономические санкции против отдельных энергетических предприятий. Санкции, как это свойственно современному глобальному миру, бьют и по чужим, и по своим:

американским и европейским компаниям предлагается замораживать выгодные совместные проекты с участием российских компаний, пересмотреть свои инвестиционные планы, что в свою очередь влияет на волатильность цен.

У «Роснефти» самая большая зависимость от западных рынков капитала, поэтому она пострадает больше других. На конец первого полугодия 2014 г. общий долг «Роснефти» равнялся 2,179 трлн руб., из них почти половину компании предстоит выплатить до конца 2015 г. Впрочем, на середину 2014 г. финансовый резерв «Роснефти» составлял 684 млрд руб., что на ближайшие 1,5 года покрывает две трети потребностей компании в рефинансировании.

Влияние финансовых санкций на «Роснефть» снижается из-за авансовых платежей из Китая. В 2013 г. компания подписала контракт с китайской компанией CNPC на поставку 365 млн т нефти в течение 25 лет (в дополнение к 300 млн т, которые были законтрактованы в 2009 г.). По данному контракту «Роснефть» сможет получить в качестве предоплаты в общей сложности 70 млрд долл. [2].

риск отказа в поставке оборудования и программного обеспечения для нефтяной и газовой промышленности

Риск заключается в отказе зарубежных стран поставлять оборудование и программное обеспечения для нефтяной, газовой и угольной промышленности страны.

11 сентября 2014 г. Евросоюз подтвердил, что новые санкции включают расширение эмбарго на поставку технологий для российской нефтяной отрасли, а также европейским гражданам и компаниям запрещается предоставлять кредиты «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти», кроме того, европейцы не могут покупать и продавать ценные бумаги этих компаний со сроком обращения более 30 дней (ранее запрет покрывал бумаги со сроком более 90 дней). Также этим компаниям запрещены операции со счетами в европейских банках, инвестиционные консультации, управление портфельными инвестициями и организация размещений ценных бумаг.

Европейские компании больше не смогут оказывать услуги, необходимые для арктических, глубоководных и сланцевых нефтяных проектов в России, в частности услуги по бурению, опробованию и испытанию скважин. Ранее под эмбарго подпадали только некоторые товары (трубы, буровые установки и т. п.) для соответствующих нефтяных проектов. США отнеслись к выбору запрещенного для поставок в Россию оборудования более жестко, включив в свой список различные технологии для сейсмической разведки и гидроразрыва пласта [3]. Американский санкционный список «накрыл» практически весь российский нефтегазовый сектор. В американском черном листе оказались «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «Новатэк». Американским компаниям запрещено поставлять им товары и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах. Принятые США меры призваны не допустить поставок таких технологий и оборудования российским компаниям даже через посредников.

Однако, как утверждает рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P), запреты против российского ТЭКа не окажут серьезного влияния. Россия сохраняет достаточно большие запасы углеводородов, которые можно добывать традиционными способами, а большинство нефтегазовых проектов, где необходимо применение новых способов добычи, находятся на достаточно ранней стадии развития, чтобы всерьез говорить о том, что санкции могут навредить их реализации.

Как отмечает 8&Р, многие российские компании — как основные производители углеводородов, так и нефтесервисные компании — способны заменить запрещенное оборудование и технологии как за счет российских поставщиков, так и из других стран, например Китая. К примеру, трубы для нефтегазопроводов, которые были занесены в оба санкционных списка (и ЕС, и США) [Там же].

Санкции западных стран направлены прежде всего на сложные проекты, например по добыче сланцевой нефти, а также на исследование и разработку на территории арктического шельфа. На сегодняшний день проекты такого характера вносят существенно малый объем в совокупные количества добычи нефти в России, хотя в будущем именно они будут поддерживать объемы добычи углеводородов на необходимом уровне на фоне истощения запасов традиционных и давно освоенных месторождений.

Российский нефтегазовый сектор, который почти целиком накрыло американской санкционной волной, обеспечивает почти половину российского бюджета и около 70% отечественного экспорта

риск появления новых стран — экспортеров энергоносителей

Риск появления новых стран как производителей, так и экспортеров энергоресурсов, которые в свою очередь дестабилизируют спрос и ухудшают конъюктуру рынка энергоносителей.

Глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. наглядно продемонстрировал сильную зависимость предприятий ТЭК от рыночной конъюнктуры. Как отмечается в статье В. А. Кунина: «В мае 2008 г. спекулятивный ажиотаж на нефтяных рынках привел к рекордному уровню цен на нефть — 150 долл. за баррель, которая всего лишь через полгода упала в 4 раза, до 35-40 долл. за баррель, что оказалось в десятки раз больше реального снижения ВВП, составившего единицы процентов» [4, с. 19].

Национальное агентство нефти Бразилии сообщило, что в июле 2014 г. объем добычи газа и нефти в стране достиг рекордного уровня. На протяжении месяца в стране добывалось в среднем 2,82 млн баррелей нефти в сутки. Большая часть энергоносителей, приблизительно 91%, была добыта на месторождениях государственной компании Ре^оЪгаэ. При этом значительная часть нефтедобычи (92,5%) приходится на морские месторождения. Морские месторождение принесли также примерно три четверти всего добытого в Бразилии газа.

Объем добычи газа в стране вырос на 12% в сравнении с июлем 2013 г., а объем нефтедобычи вырос на 14,8%. Темпы освоение резервов нефти, обнаруженных в 2007 г., позволят Бразилии войти в пятерку крупнейших производителей углеводородов в мире.

До конца 2014 г. Мексика в рамках проводимой в стране реформы энергетики осуществит реализацию семи масштабных проектов в газовой отрасли, заявил глава государства Энрике Пенья Ньето.

По его словам, эти проекты касаются строительства ряда инфраструктурных объектов, в частности, газопроводов, общая протяженность которых достигает 3100 км. Один из проектов должен обеспечить транспортировку «голубого топлива» по всей стране. Всего в эти проекты было вложено 2,5 млрд долл.

Стоит заметить, что, являясь одной из ведущих латиноамериканских стран, где производится добыча природного газа, Мексика с 2013 г. проводит реформу энергетики. Контролируемая государством нефтяная компания Ретех и национальная электросистема СЕЕ обладают правом заключать сделки с частными

компаниями, а также привлекать в газовую отрасль частные инвестиции. Так, они могут заключать контракты, касающиеся разработки нефтяных и газовых месторождений, добычи и переработки нефти и газа, а также их хранения.

риск снижения объема реализации

Современный этап развития российской экономики характеризуется неопределенностью, экономической нестабильностью и высоким уровнем внешних страно-вых рисков, воздействующих на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов и вызывающих трансформацию конкурентной среды. Повышенные страновые риски обуславливают снижение деловой активности, замедление оборота производимой продукции и снижение объемов продаж [5, с. 38].

Для предпринимательских структур топливно-энергетического комплекса, которые тесно связаны с риском, сбыт продукции является важнейшей составляющей жизнедеятельности предприятия, определяющей множество других показателей. Сбыт непосредственно влияет на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Азиатско-тихоокеанский регион как способ диверсификации

внешних рисков в тЭк

Санкции, введенные США и Евросоюзом в отношении России, могут значительно расширить сотрудничество российских и китайских предприятий в области ТЭК.

Наиболее заметные перемены в мировой энергетике связаны с усилением роли энергетического рынка Азиатско-Тихоокеанского региона. С начала века потребление первичных энергоресурсов в этом макрорегионе выросло почти в 3 раза, что в 6 раз превышает среднемировые темпы. Особенно быстро растет потребление наиболее экологичного топлива — природного газа. Если мировой рынок газа за последние 15 лет вырос на 65%, то потребление газа в Азии и на Ближнем Востоке увеличилось больше чем в 4 раза.

Опережающий рост потребления энергоресурсов в АТР стимулируется растущим уровнем жизни населения и быстрым развитием экономики. По оценкам ведущих экспертов, эта тенденция сохранится и в ближайшие десятилетия. Учитывая стагнацию в Европе и насыщение спроса в США, можно уверенно утверждать, что роль АТР в мировой энергетике будет только усиливаться.

В среднесрочной перспективе зависимость АТР от импорта нефти будет достигать 80%, что сделает регион основным импортером этого важнейшего энергоресурса. Доля региона в мировом потреблении газа тоже заметно увеличится, причем лидером роста спроса на газ станет Китай, где ожидается 6-кратный рост.

Нельзя забывать также и о крупных инфраструктурных проектах по доставке энергоресурсов в страны АТР, которые делают регион одним из самых инвестиционно привлекательных регионов мира. Реализация таких проектов, среди которых особое значение имеет строительство газопровода «Сила Сибири», способствует раскрытию индустриального потенциала стран-участников, создает новые формы межгосударственной кооперации в сфере энергетики.

Наконец, рост энергопотребления в странах АТР способствует развитию научно-технического прогресса в энергетике. В регионе инициированы высокотехнологичные проекты по добыче трудноизвлекаемых запасов — сланцевых, шельфовых, по добыче глубоководных газогидратов.

Таким образом, развитие энергетического рынка стран АТР становится драйвером развития всей мировой энергетики, а системное раскрытие его потенциала

отвечает интересам всех участников мирового энергетического комплекса. У производителей энергоресурсов появляются возможности диверсифицировать поставки, а у потребителей — снизить энергозависимость за счет разработки собственных ресурсов.

Россия, как одна из ведущих энергетических держав мира, естественно, заинтересована в расширении взаимовыгодного сотрудничества со всеми участниками энергетического рынка АТР. Высокий потенциал спроса на энергоносители в этом регионе открывает новые возможности для реализации совместных со странами АТР энергетических проектов, новые направления для инвестирования.

К ключевым направлениям сотрудничества в энергетике относятся следующие.

Во-первых, это поставки в страны АТР сжиженного природного газа. Рынок АТР представляется наиболее привлекательным для российских проектов СПГ (в частности, «Ямал СПГ», «Владивосток СПГ» и «Дальневосточный СПГ»). После ввода в эксплуатацию всех планируемых в России заводов СПГ доля на азиатском рынке СПГ может составить к 2030 г. около 25-30%.

Во-вторых, это трубопроводные поставки в страны АТР российских углеводородов. Освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии обеспечит надежную сырьевую базу для проекта газопровода «Сила Сибири», предусматривающего не только поставку в Китай природного газа по «восточному» маршруту в объеме до 38 млрд м3/год, но и весомую поддержку экономического развития Дальнего Востока России.

В-третьих, это реализация совместных проектов в Российской Федерации и странах АТР. Примерами могут служить:

• разработка силами ОАО «НК «Роснефть» и китайской компании КННК Среднеботуобинского месторождения (проект Таас-Юрях), благоприятно расположенного по отношению к трубопроводу ВСТО и основным точкам поставок нефти в Китай;

• строительство теми же компаниями Тяньцзиньского НПЗ. Поставки нефти для него из России составят 9,1 млн т в год в течение 25 лет (Порт Козь-мино);

• 20%-ное участие индийской нефтегазовой корпорации ОМОС УМевИЬ^. в акционерном капитале проекта «Сахалин-1», подготовку к строительству которого ведет ОАО «НК «Роснефть» в рамках проекта «Сахалин-1»;

• 20%-ное участие китайской компании КННК в проекте ОАО «НОВАТЭК» «Ямал СПГ»;

• совместные российско-вьетнамские предприятия с участием КНГ «Петро-вьетнам».

Наконец, в-четвертых, наращивание сотрудничества в угольной сфере. Расширение железнодорожной и портовой инфраструктуры в дальневосточных регионах России позволит увеличить к 2030 г. экспорт российского угля в страны АТР до 110-120 млн т, в результате чего рынок АТР станет основным направлением экспортных поставок угля из России.

Создание нефтегазовых комплексов в восточных регионах страны (Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Магаданская, Иркутская области и континентальный шельф острова Сахалин) с развитием соответствующей производственной, транспортной и социальной инфраструктуры поможет не только обеспечить собственными энергетическими ресурсами указанные регионы, но и снизить экспортные поставки российских углеводородов, направив их в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вовлечение в промышленное освоение сложнокомпонентных углеводородных

ресурсов региона даст толчок развитию нефте-газохимического производства, что в свою очередь поспособствует опережающему социально-экономическому развитию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечит темпы роста регионального валового внутреннего продукта, превышающие средние по стране не менее чем на 0,5-1,5% в год [6].

Азиатский рынок энергоносителей — самый быстрорастущий и при этом самый малообеспеченный. Он является главным драйвером роста цен на нефть и газ, Китай в обозримом будущем догонит США по потреблению энергоносителей, а по импорту уже почти обогнал. Но при этом сам регион обеспечивает себя нефтью лишь на 40%. Внутреннее производство нефти при этом снижается, а потребление растет огромными темпами. Все это делает его необычайно привлекательным для продавцов нефти и газа на десятилетия вперед.

Рынок углеводородов не только играет важнейшую роль в экономике, но и определяет основные принципы мировой политики. Зачастую именно энергоносители дают толчок к развитию целых регионов и направлений бизнеса.

Чтобы снизить влияние внешних рисков на энергетическую отрасль страны, ключевыми целями развития нефтегазового комплекса Российской Федерации должны стать:

1) стабильность добычи и вовлечение в разработку новых ресурсов углеводородов,

2) увеличение глубины переработки нефти,

3) расширение мощности транспорта углеводородов в восточном направлении,

4) локализация технологий добычи и переработки углеводородов,

5) создание стимулирующей системы налогообложения отрасли.

литература

1. кремков м. В. Особенности внутренних рисков для предприятий топливно-энергетического комплекса // Энергобезопасность и энергосбережение. 2012. № 5. С. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. «Роснефть» расплатится по долгам без господдержки в 1,5 трлн рублей: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oilru.com/news/422272/.

3. S&P не верит в действенность энергетических санкций ЕС и США: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oilru.com/news/423060/.

4. кунин В. А. Глобальный кризис: возможные последствия и превентивные меры прогнозирования и нейтрализации кризисных рисков // Экономика и управление. 2009. № 8 (46). С. 18-22.

5. кунин В. А., Фоминых А. И. Концепция управления рисками сбыта в условиях трансформации конкурентной среды // Экономика и управление. 2014. № 9 (107). С. 38-47.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. / Минэнерго. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.