Научная статья на тему 'Развлекающая пресса: типология, развитие, Актуальные ресурсы'

Развлекающая пресса: типология, развитие, Актуальные ресурсы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1840
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
массовая пресса / «желтая» пресса / бульварная пресса / таблоид / квалоид / mass press / “yellow” press / tabloid press / tabloid / kvaloid

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киршин Борис Николаевич

В статье с учетом особенностей отражения действительности уточняются характеристики различных типологических групп российской периодики, которые в недалеком прошлом обозначались единым термином «желтая пресса»: массовых, «желтых», бульварных газет. Разграничивая эти понятия, автор выделяет самостоятельный вид газетной периодики – таблоид, который некоторые исследователи также относят к «желтой» прессе. Прослеживая связанную с ним «революцию форматов» и ее последствия, он устанавливает причины и обстоятельства появления на рынке прессы еще одного вида газет – квалоида. Его творческие характеристики, по мнению автора статьи, могут быть востребованы современной региональной прессой. Речь прежде всего идет о дотируемых и спонсированных газетах, творческая палитра которых не соответствует читательским запросам современного информационного общества. Теоретические положения статьи подкрепляются свидетельствами практиков, работающих в изданиях данного типа в различных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERTAINMENT PRESS: TYPOLOGY, DEVELOPMENT, ACTUAL RESOURCES

Taking into account the peculiarities of the reflection of reality, the article clarifies the characteristics of various typological groups of Russian periodicals, which in the recent past were designated by a single term “yellow press”: mass, “yellow”, tabloid newspapers. Distinguishing these concepts, the author distinguishes an independent type of newspaper periodicals – the tabloid, which some researchers also refer to the “yellow” press. Tracing the “format revolution” associated with it and its consequences, he establishes the reasons and circumstances of the appearance on the press market of another type of newspaper – the kvaloid. His creative characteristics, according to the author of the article, can be in demand by the modern regional press. First of all, we are talking about subsidized and sponsored newspapers, the creative palette of which does not correspond to the readers’ needs of the modern information society. The theoretical provisions of the article are supported by the evidence of practitioners working in publications of this type in various countries.

Текст научной работы на тему «Развлекающая пресса: типология, развитие, Актуальные ресурсы»

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВОПРОСЫ МЕТОДОВ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10310

Б. Н. Киршин

Челябинский государственный университет,

Челябинск

РАЗВЛЕКАЮЩАЯ ПРЕССА: ТИПОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

В статье с учетом особенностей отражения действительности уточняются характеристики различных типологических групп российской периодики, которые в недалеком прошлом обозначались единым термином «желтая пресса»: массовых, «желтых», бульварных газет. Разграничивая эти понятия, автор выделяет самостоятельный вид газетной периодики -таблоид, который некоторые исследователи также относят к «желтой» прессе. Прослеживая связанную с ним «революцию форматов» и ее последствия, он устанавливает причины и обстоятельства появления на рынке прессы еще одного вида газет - квалоида. Его творческие характеристики, помнениюавторастатьи,могутбытьвостребованысовременнойрегиональной прессой. Речь прежде всего идет о дотируемых и спонсированных газетах, творческая палитра которых не соответствует читательским запросам современного информационного общества. Теоретические положения статьи подкрепляются свидетельствами практиков, работающих в изданиях данного типа в различных странах.

Ключевые слова: массовая пресса, «желтая» пресса, бульварная пресса, таблоид, квалоид.

В последнее десятилетие прошлого века вслед за гласностью и свободой слова в Россию пришла пресса, у которой функция развлечения преобладала над всеми другими. Она сразу привлекла внимание аудитории и благодаря этому стала экономически успешной, обрела многочисленных последователей. В России первыми на этот путь ступили газеты «Мегаполис-экспресс» (1990 г.), «Экспресс-газета» (1994 г.), «Жизнь» (2000 г.). Присущие такого рода изданиям журналистские технологии, тематические предпочтения и методы подачи материала в той или иной степени заимствовали «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Известия», другие столичные и многие региональные газеты. Они стали и до сих пор остаются существенной частью творческого арсенала российского телевидения.

Новую ветвь отечественной медиасферы, несмотря на многообразие представляющих ее средств массовой информации, обозначили единым термином «желтая». Позднее исследователи, опираясь на типоформирующие признаки и другие характерные черты, стали выделять в ней различные виды периодики: массовые, «желтые», бульварные газеты. При этом они по-разному трактовали присущие им особенности отражения действительности и, как следствие, определяли их в различные типологические группы. Е. А. Сазонов [6], к примеру, бульварные газеты считает разновидностью «желтой» прессы. А. В. Прытков [5] полагает, что понятия «бульварная» и «желтая» пресса синонимичны.

Основательно и всесторонне анализирует данную тему О. В. Лагутина [4]. Разграничивая понятия массовая, «желтая» и бульварная пресса, она приводит существенные признаки, их характеризующие.

Для массовой газеты это:

- высокий тираж;

- отсутствие аналитических и публицистических материалов, материалы «человеческого интереса»;

- освещение сферы личной жизни, интимных отношений;

- броские заголовки, понятный для всех язык;

- большое количество иллюстраций;

- крупные шрифты, активное использование различных оформительских элементов;

- обилие рекламы товаров повседневного спроса.

Характеризуя «желтую» газету, она останавливается на таких признаках, как эпатирующее освещение табуированной тематики, метод контрастов, сенсационность, тематический эклектизм, доминирование визуальной составляющей над текстовой, позволяющее привлекать зрительное внимание аудитории при розничной продаже, актуализация функции фотоиллюстраций и инфографики, использование заголовочных комплексов в качестве ярких оформительских элементов.

Бульварную газету, помимо прочего, отличает от «желтой» то, что она предполагает не только развлечение, но и «поучение», не отвергает серьезные темы, хотя при освещении их заметно опускает планку социального анализа.

Приведем некоторые дополнительные сведения, характеризующие бульварную прессу и в то же время раскрывающие «творческую кухню» работающих в такого рода газетах журналистов. Источник - редакция бульварной газеты «Berliner Kurier» [2].

Главный признак бульварной газеты - ее можно быстро прочитать. Материалы короткие -60-80 строк. Заголовки крупные, многословные, раскрывающие содержание материала. В газете много снимков - 3-5 на каждой полосе.

Бульварная газета издается для простых людей, поэтому ее материалы пишутся простым, понятным им языком (по мнению «БК», российской прессе не стоило бы употреблять малопонятное людям слово «ваучер»).

Вопросы интервью в бульварной газете состоят из пяти-шести простых слов. Не надо показывать, что вы получили высшее образование. Редакция «БК» считает: кто автор интервью - неважно, это читатель задает вопросы. Ответы героя интервью не должны содержать больше трех - четырех предложений. Никакой «воды» - ясный и простой язык. Не должно быть разницы между интервью канцлера и директора универмага - оба делаются для одного читателя. Герою интервью говорят: я буду драматизировать материал, выброшу из ваших ответов пустые слова, в них не будет сложных предложений. Не соглашается - интервью откладывается.

Еще один важный признак бульварной газеты - сочетание трех компонентов: информация, развлечения, сервис. В газете читатель должен находить себя, то, что его волнует в настоящее время. Главный редактор так определяет ведущие темы своей газеты: социальные проблемы, проблемы безопасности, различного рода сервисы (конкретная помощь читателям). На вопрос об историях из жизни знаменитостей отвечает, что, если в их жизни произойдет что-то интересное, «БК» эту информацию не упустит.

Очевидный вывод из сказанного: бульварная газета, в отличие от «желтой», освещает важные социальные темы, однако стиль изложения информации, особенности ее репрезентации, создавая у читателей иллюзию включенности в актуальную повестку, понимания происходящих событий, на самом деле, как говорит Е. А. Сазонов, «банализирует суть социальных проблем» [7]. Тем не менее, отмеченный эффект мнимой погруженности в актуальную повестку позволяет ей оставаться востребованной у значительной аудитории. Так, в 2015 году у другой, более известной германской бульварной газеты «Bild», несмотря на экспансию Интернета, ежедневный проданный тираж составлял около 2,4 млн экз. Тогда «Bild» читали примерно 10 процентов всех немцев. 7,3 млн мужчин и 4,3 млн женщин ежедневно читали ее в среднем по 45 минут в день [8].

В 1990-е, когда всю прессу с преобладающей функцией развлечения в России называли «желтой», в качестве синонима этого понятия употребляли термин «таблоид». Между тем, это совершенно самостоятельный вид газетной периодики, родиной которого являются Англия и США. О. В. Лагутина [4] считает, что таблоиды предлагают читателям «весь спектр новостей, равный в количественном отношении информационному блоку качественных изданий, но отредактированный в определенных стилистических рамках». Еще один характерный признак - формат А3, который так и называется - таблоидный. На наш взгляд, эти свойства таблоида роднят его с бульварной газетой, хотя О. В. Лагутина рассматривает его как разновидность массовой прессы.

Термин «таблоид» был особенно популярен в нулевые годы XXI века, когда с подачи английской газеты «Independent» в газетном мире началась так называемая «революция форматов». В 2003 году с целью повышения конкурентоспособности, обеспечения читателям большего удобства при чтении она начала переходить от типичного для качественных газет формата А2 к таблоидному формату А3. С мая 2004 года «Independent» стала выходить только в малом формате.

У нее нашлось немало последователей: едва ли не половина газет в разных странах перешли на таблоидный формат, что и позволило исследователям назвать этот процесс революцией. Многие из них, сохраняя основные признаки качественной прессы, позаимствовали у таблоидов не только формат, но и некоторые присущие им темы, в какой - то степени - стиль и методы их разработки и репрезентации, оформления публикаций. У этого процесса «растущей таблоидизации» [1] -рыночная природа, призванная обеспечить качественной прессе конкурентные преимущества в экономическом соперничестве с более успешными таблоидными изданиями. Таковы причины и обстоятельства появления на рынке прессы нового вида газетной периодики - квалоида (качественного таблоида).

Интересна и поучительна история его освоения шведской прессой. Источник - редакция ведущей шведской газеты «Svenska Dagbladet» [3].

В Швеции идею создания газеты такого типа выдвинул молодой, талантливый, амбициозный и рисковый главный редактор таблоида «Экспрессен» Юаким Бернер. Проработав на этом посту всего два месяца, он решил усовершенствовать таблоид, придав ему черты серьезного качественного издания. Но при этом совершил ряд ошибок:

1. Ничего не объяснил постоянным читателям.

2. Перемены осуществлял поспешно.

3. Убрал (или существенно уменьшил) традиционные разделы (криминал) или перетасовал их.

В результате газета за короткий срок потеряла примерно 70 тысяч читателей. Через

три месяца после начала преобразований Юакиму Бергеру предложили уйти с поста главного редактора.

«СД» осторожно двигалась к квалоиду с другой стороны - от качественного издания к таблоиду. Включаясь в этот процесс, редакция боялась славы бульварного издания. Поэтому ставили задачу: поместить качество в формат таблоида. В чем это выражалось?

1. Перешли на компактный (таблоидный) формат А3.

2. Отказались от публикации больших материалов.

3. Стали публиковать больше фотографий, широко использовать инфографику.

4. Стали публиковать суммирующие абзацы (газета в формате бульонного кубика).

5. Вообще стали уделять значительно больше внимания форме, так как квалоидом управляет форма.

6. Ввели правило для журналистов: думай инструментально, читатель должен получать конкретную пользу (внимание к читателю - путеводная звезда).

Реформы оказались успешными: у газеты увеличилась аудитория, выросли доходы от рекламы и реализации тиража. Редакция объясняет это грамотным, продуманным, системным подходом к осуществлению перемен. А также их вектором - от тяжеловесной и сложной газеты к более доступному, легкому изданию.

Идея квалоида актуализируется в связи с анализом современного состояния региональной российской прессы. В Челябинской области сегмент печатной прессы в настоящее время представлен газетами органов власти различного уровня и корпоративными изданиями крупных компаний. Мы познакомились с содержанием областной, городской и корпоративной газеты. Анализ показывает, что они неплохо решают творческие задачи, способствующие реализации интересов их учредителей и спонсоров. Газеты освещают все значительные события в их жизни, отмечают достижения и значимые этапы их деятельности, откликаясь на знаменательные даты, показывают заметные страницы истории, поднимают различные городские (областные) проблемы. За рамками этой, по сути, официальной тематики - сообщения о спортивных поединках, концертах, конкурсах и больших выставках.

Перечень тематических предпочтений современной региональной прессы напоминает тематическую палитру советских газет начала 80-х годов прошлого века, еще не знакомых

с понятиями «гласность» и «свобода слова». Кроме того, им не приходилось конкурировать с многочисленными альтернативными источниками информации - не было еще Интернета, социальных сетей, разнообразных мессенджеров. Тогда подобный тематический круг удовлетворял читателей при условии его оперативного обновления. В настоящее время он представляется чрезмерно редуцированным, в лучшем случае способным удовлетворить информационный интерес аудитории, не имеющей доступа к Интернету, социальным сетям и другим источникам информации. Обслуживая таким образом этот бесперспективный сегмент аудитории, подобные издания укрепляют сложившееся в обществе представление о неспособности печатных СМИ быть эффективным отрядом современного информационного мира.

Решением данной проблемы как раз и может быть обращение к идее квалоида. Он предполагает, помимо разработки «серьезных» тем, публикацию материалов «человеческого интереса», делает издание более привлекательным, «доступным и легким» [8]. Значение этого понимали еще в XVIII веке, когда вышел в свет первый в России журнал с названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». В результате это может привести к повышенному читательскому интересу, что, безусловно, положительно оценят учредители и спонсоры. Творческое решение данной задачи поможет печатной прессе в поиске продуктивной ниши в современном информационном обществе.

Список литературы

1. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект-Пресс, 2003. 335 с.

2. Встреча в редакции газеты «Berliner Kurier», 16.10.2004.

3. Встреча в редакции газеты «Svenska Dagbladet», 4.04.2006.

4. Лагутина О. В. Массовая, «желтая», бульварная пресса: к вопросу о разграничении понятий. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2013. № 2. С. 7-15.

5. Прытков А. В. Качественная и бульварная пресса в системе СМИ. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2011, № 2. С. 211-215.

6. Сазонов Е. А. «Желтая» пресса в контексте развития печати XX века: Социокультурный аспект»: дис. ... канд. филол. наук. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. 259 с.

7. Сазонов Е. А. Феномен желтой прессы // Научно-культурологический сетевой журнал RELGA. 2005. № 7. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?tex-tid=4 97&level1=main&level2=articles (дата обращения: 04.06.2020).

8. Ульфкотте У. Продажные журналисты. Любая правда за ваши деньги. Москва: Эксмо, 2015. 480 с.

ENTERTAINMENT PRESS: TYPOLOGY, DEVELOPMENT, ACTUAL RESOURCES

Kirshin B. N., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, bnknews@yandex.ru

Taking into account the peculiarities of the reflection ofreality, the article clarifies the characteristics of various typological groups of Russian periodicals, which in the recent past were designated by a single term "yellow press": mass, "yellow", tabloid newspapers. Distinguishing these concepts, the author distinguishes an independent type of newspaper periodicals - the tabloid, which some researchers also refer to the "yellow" press. Tracing the "format revolution" associated with it and its consequences, he establishes the reasons and circumstances of the appearance on the press market of another type of newspaper - the kvaloid. His creative characteristics, according to the author of the article, can be in demand by the modern regional press. First of all, we are talking about subsidized and sponsored newspapers, the creative palette of which does not correspond to the readers' needs of the modern information society. The theoretical provisions of the article are supported by the evidence of practitioners working in publications of this type in various countries.

Keywords: mass press, "yellow" press, tabloid press, tabloid, kvaloid.

References

1. Vartanova, E. L. (2003). Mediaekonomika zarubezhnykh stran [Foreign media economics]. Moscow: Aspect-Press. 335 p. (in Russ.).

2. Vstrecha v redaktsii gazety «Berliner Kurier» (16.10.2004). [Meeting at the editorial office of the Berliner Kurier newspaper]. (in Russ.).

3. Vstrecha v redaktsii gazety «Svenska Dagbladet» (4.04.2006). [Meeting at the editorial office of the newspaper "Svenska Dagbladet"]. (in Russ.).

4. Lagutina, O. V. (2013). Massovaya, «zheltaya», bul'varnaya pressa: k voprosu o razgranichenii ponyatiy [Mass, "yellow", tabloid press: on the issue of differentiation of concepts]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogika [Bulletin of the SouthWest State University. Series: Linguistics and Pedagogy]. 2, pp. 7-15. (in Russ.).

5. Prytkov, A. V. (2011). Kachestvennaya i bul'varnaya pressa v sisteme SMI [Qualitative and tabloid press in the media system]. Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [VSU Bulletin. Series: Philology. Journalism]. 2, pp. 211-215. (in Russ.).

6. Sazonov, E. A. (2005). Fenomen zheltoy pressy [The phenomenon of yellow press]. Nauchno-kul'turologicheskiy setevoy zhurnal RELGA [Scientific and cultural network journal RELGA]. 7, available at: http:// www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?tex-tid=497&level1= main&level2=articles (accessed: 04.06.2020). (in Russ.).

7. Sazonov, E. A. (2004). «Zheltaya»pressa v kontekste razvitiyapechatiXXveka: Sotsiokul'turnyy aspekt» ["Yellow" press in the context of the development of the press of the XX century: Socio-cultural aspect"]: dis. ... Cand. philol. sciences. Voronezh: Voronezh Publishing House state University. 259 p. (in Russ.).

8. Ulfkotte, W. (2015). Prodazhnye zhurnalisty. Lyubaya pravda za vashi den'gi [Corrupt journalists. Any truth for your money]. Moscow: Eksmo. 480 p. (in Russ.).

Киршин Борис Николаевич - кандидат филологических наук, декан факультета журналистики Челябинского государственного университета.

bnknews@yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Киршин Б. Н. Развлекающая пресса: типология, развитие, актуальные ресурсы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 71-75. DOI: 10.24411/2070-0695-202010310.

Kirshin B. N. Entertainment press: typology, development, actual resources // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 3 (37), pp. 71-75. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.