УДК 37 . 013
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-84-90
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА*
Л. Т. Потанина1, Т. В. Склярова2
1 Московский государственный областной университет, Мытищи
2 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва
Рассматривается важнейшая компетенция педагога - способность к смыслопорождаю-щей деятельности. Смыслопорождающая деятельность педагога анализируется в качестве эффективного условия организации воспитательного влияния на личность учащегося, представлен ее развивающий потенциал и возможности использования в системе школьного образования. Исследуются возможные средства и формы реализации смыслопорождающей деятельности педагога для развития у учащихся нравственного сознания. Преобразующая деятельность педагога изучается как средство конструирования воспитательных форм работы с учащимися с целью формирования у них опыта нравственного поведения, обсуждается специфика ее содержания в соответствии с возрастными особенностями школьника. Анализируются возможности реализации воспитательной деятельности педагога посредством использования в образовательной деятельности учащихся образных средств. Смыслопорожда-ющая деятельность педагога представлена как способ реализации воспитательной функции обучения в процессе урочной деятельности учащегося, что содействует интеграции естественно-научного и гуманитарного знания. Сделан вывод о том, что смыслопорождающая деятельность педагога в системе школьного воспитания содействует расширению пространства воспитательного влияния на развитие нравственных качеств личности учащегося и развитию у него стремления к нравственному поведению.
Ключевые слова: нравственное воспитание личности, смыслопорождающая деятельность, ценности, смыслы, преобразующая деятельность, учащиеся.
В отечественной педагогической науке и практике образования особое значение уделяется вопросам нравственного воспитания (Г. И. Веденеева [1], С. И. Попова [2], Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов [3], Т. В. Склярова [4], Н. Е. Щуркова [5] и др.), ведется целенаправленная работа по поиску эффективных методов и форм воспитательной деятельности педагога. В воспитательной работе современной школы широко используются самые разнообразные формы работы: защита проектов, дискуссия, диспут, конкурсы, лектории, недели книги, беседы по социально-нравственной проблематике, экскурсии, олимпиады, ситуационно-ролевые игры, продуктивная (инновационная игра), игры-путешествие, экскурсии, экспедиции и т. д. Придерживаясь единой точки зрения относительно развития нравственной сферы личности учащихся, а именно необходимости ее целостного и системного развития, педагоги используют совокупность методик, оказывающих влияние на когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты нравственной сферы личности. Однако следует отметить, что особую трудность в нравственном воспитании представляет формирование у современного школьника единства системы нравственных и этических ценностей на уровне знания о них и реализация определенного личностного отношения (позитивного или негативного) к этим ценностям в ситуациях реальной жизни.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00648.
Разделяя мнение В. И. Слободчикова1, согласно которому важнейшим фактором нравственного развития является организация жизнедеятельности учащегося и никакая методика в отдельности или их совокупность не может обеспечить развитие нравственной сферы личности школьника в полной мере, важнейшим фактором нравственного развития является организация жизнедеятельности учащегося. Смыслопорождающая деятельность педагога благодаря своим специфическим характеристикам является важнейшим условием нравственного воспитания. Под смыслопорождающей деятельностью педагога понимается мыслительная деятельность педагога, позволяющая отражать окружающий мир с позиции ценностей и смыслов непрагматического характера путем соотнесения свойств и признаков объектов и явлений действительности с теми или иными нравственными и этическими понятиями [6]. В отличие от предшествующего опыта, когда личностное становление подрастающего поколения сосредотачивалось преимущественно на формировании навыков и приемов культуры поведения, смыслопорождающая деятельность представляет собой особую деятельность педагога, позволяющую категоризовывать окружающую действительность с позиции нравственных и этических ценностей. Следовательно, единицами смысло-порождающей деятельности педагога выступают самые разные ситуации обыденной и школьной жизни, научные и исторические факты, ритуалы, образы, предметы окружающей реальности и т. д. При таком подходе, к примеру, кусочек обыкновенного школьного мела -это не только мягкий, белый известняк, тонкозернистая разновидность, но и изобретение человечества, инструмент для мышления в поисках истины, шуба из натурального меха -не просто предмет роскоши, но драма жизни. Деятельность педагога по преобразованию смыслов позволяет оказывать влияние на сознание учащегося в процессе самых разных видов его деятельности. Соответственно, для развития нравственной сферы личности важным является содержательное наполнение деятельности учащегося, при котором сначала сам педагог, а затем и его воспитанник совершает деятельность по соотнесению объектов, предметов и событий действительности с общечеловеческими ценностями. В процессе интеллектуальной деятельности посредством операций обобщения и абстрагирования педагог выражает значимые для человека явления жизни. Способность педагога к интерпретации объектов и событий обыденной жизни раздвигает границы его воспитательной деятельности. Смыслопорождающая деятельность педагога позволяет предъявлять учащимся преобразованный мир посредством изменения мотива деятельности. К примеру, посадка саженцев во время субботника показывается учащимся как возможность оставить след в жизни людей, наведение порядка в классной комнате - как созидание красоты. В силу своего воздействия на эмоции учащегося смыслопреобразующая деятельность педагога преобразует цель действия в деятельность, в результате чего учащийся выступает в роли субъекта деятельности, а порой и деяния. Иными словами, смыслопорождающая деятельность педагога - это мыслительная деятельность, позволяющая преобразовывать «мир обыденных вещей и фактов» в «пространство бытия», представляющее собой пространство иного качества.
Смыслопорождающая деятельность педагога позволяет реализовывать «воспитательную функцию обучения» [7] в процессе урочной деятельности посредством представления предметного материала в логике движения мысли от конкретных фактов к многомерной и целостной картине мира. Соответственно, главной целью школьника является не заучивание наизусть точных дат событий, а понимание их значения, не запоминание формул, а смыслы, которые за ними стоят [8]. Знания, приобретаемые на уроках истории, химии, фи-
1 Доклад «Антон Семенович Макаренко как социальный психолог и великий педагог» на психологическом семинаре от 24 марта 2017 г . М .: РПУ.
зики, алгебры, географии, нейтральны по отношению к жизни человека. Знания являют собой ценность при условии, когда они способствуют развитию общества. В процессе обучения учащийся усваивает самые разные научные факты, и только умение их обобщать позволяет обнаруживать явления жизни. К примеру, «солнечная планетарная система» предъявляется педагогом как проявление всеобщей системности мира как закона ее устройства, изучение на уроке физики «формулы пути», складывающейся из произведения скорости и времени, позволяет осмыслить роль скорости проживания на содержание жизни человека. Синтаксический знак «многоточие» рассматривается педагогом как знак незавершенности мысли, за молчанием которого скрывается форма уважительного отношения к человеку. На уроке биологии за дождевым червем, вентилирующим почву, педагог вскрывает идею системного устройства мира и влияния одного элемента на существование всей системы. Осуществляемое педагогом «движение мысли» от научного факта к явлению жизни путем соотнесения присущих ему сущностных признаков с признаками того или иного нравственного понятия способствует обнаружению закономерностей жизни.
Таким образом, мыслительная деятельность педагога как способ «восхождения» от конкретного содержательного компонента учебной деятельности к нравственным и этическим ценностям способствует формированию у него представления о целостности реального мира.
Важнейшими задачами педагога в области развития системы нравственных ценностей личности на протяжении десятилетий выступали знание о ценностях нравственного и этического характера и формирование социально ожидаемого поведения у учащегося. Важно отметить, что усвоение системы ценностей личности, «регулирующее, детерминирующее ее мотивацию и, следовательно, поведение» [9, с. 597], не представляется возможным в результате непосредственного ознакомления с ними. В этой связи приведем высказывание Л. С. Выготского: «Следует признать совершенно бесплодными попытки морального обучения, моральной проповеди... нам представляется бессмысленным обучать морали. Сами по себе правила морали будут представлять в душе ученика систему словесных реакций, совершенно не связанных с поведением» [10, с. 197].
Смыслопорождающая деятельность как преобразующая деятельность педагога способствует преобразованию объективного знания о мире, формируя у учащегося личностно значимое и эмоционально окрашенное знание. Оказывая опосредованное воспитательное влияние на личность учащегося, преобразующая деятельность педагога предполагает использование им в образовательно-воспитательном процессе специальных методических средств и форм. Их специфика заключается в преимущественной направленности на развитие эмоционального опыта личности школьника. Соответственно, педагогу целесообразно систематически включать в совместную деятельность с учащимися разнообразие образов, представленных устным народным творчеством, художественными произведениями литературы, живописи, высказываниями персоналий, крылатыми словами, афоризмами, метафорами, символическими образами, фразеологическими оборотами, произведениями музыкального искусства и т. д. Созданные педагогом образы могут быть представлены вер-бально, конкретным предметом и поведенческими формами [11]. Преобразующая деятельность педагога позволяет представлять с позиции нравственных и этических ценностей научные и исторические факты, ситуации и эпизоды обыденной и школьной жизни.
Образный язык может выступать в качестве эффективного средства в повседневном общении между педагогом и учащимися в ситуациях школьной жизни, ибо, согласно утверждению Д. А. Леонтьева, воплощенное в художественную форму смысловое содержание «не только фиксируется в сознании как сообщение, но и оптимально воздействует на эмоциональную сторону восприятия» [12, с. 95]. Так, например, в адрес учащегося, который
отличается готовностью приходить кому-либо на помощь, педагог читает двустишие Ра-биндраната Тагора: «Если человек кричит, когда ему больно, значит, он живой. Если человек кричит, когда больно другому, значит, он Человек». В адрес солгавшему школьнику педагог цитирует: «Тому, чья совесть нечиста, Не утаить вины. Кричат глаза, когда уста молчать принуждены». Вызывая разные эмоциональные переживания, образная речь педагога оказывает воздействие на мировоззрение личности учащегося и тем самым способствует развитию его чувств и опыта сопричастного отношения к окружающей действительности. Образ позволяет педагогу не только привносить в мировоззрение учащегося фундаментальные ценности, но что является особо значимым - выражать общепринятое и свое отношение к ним. При этом педагог может использовать уже существующие в культуре образы, но может конструировать их в результате самостоятельной деятельности. В любом из вариантов использование образа педагогом являет собой акт его творческой деятельности, отличающейся степенью творческой новизны.
Важнейшей задачей современного школьного образования, наряду с развитием нравственного сознания у учащихся, является формирование у них стремления к нравственному поведению. Ведущими отечественными психологами [13, 14] в системе образования начальной и основной школы в качестве средства нравственно-этической ориентации учащихся предлагается использовать метод моральных дилемм [15], решение которых направлено на развитие моральных суждений, необходимых для становления их морального сознания. Так, значительная часть современных исследований посвящена [16-19] изучению морального мышления учащихся. Однако общеизвестно, что нравственные суждения не гарантируют нравственное поведение личности, а поэтому, с нашей точки зрения, широко используемый метод моральных дилемм для развития и изучения нравственного поведения не решает проблему в полной мере. Установление связи между нравственным сознанием и поведением личности становится возможным лишь при условии, когда учащийся разрешает нравственное противоречие в ситуации реальной жизни. Преобразующая деятельность педагога позволяет конструировать проективные формы работы, способствующие обретению учащимися нравственного опыта на уровне поведения («незавершенный диалог», «незавершенный рассказ», «свободный выбор»). Особо следует отметить социально-ролевые формы групповой деятельности («Проблема на ладошке», «Времена года», «На плоту», «Магазин одной покупки», «Социодрама», «Предметы и люди», «Презентация мира», «Предлагаю-выбираю», «Открытая кафедра» и т. д.), главная задача которых состоит в разрешении нравственного противоречия, предъявляемого фабулой игры и требующего разрешения на уровне действий. По сути дела, содержание разработанных форм работы составляет тот же метод моральных дилемм, но включенный в социальный контекст. Разработаны они с учетом возрастных изменений, происходящих в младшем, среднем и старшем возрастах. Главной отличительной характеристикой групповых форм работы является широта социального пространства, в которое включаются учащиеся. Так, для учащихся начальной школы социальное пространство представлено близким окружением. Субъектами социального пространства являются члены семьи, друзья, педагоги, одноклассники, значимые в опыте его повседневной жизни. Социальное пространство подростка в средней школе преимущественно ограничивается взаимодействием друг с другом, рамками конкретного класса и школы. Взаимодействие учащихся с субъектами происходит в дружеской и защищенной среде, а сам учащийся обретает опыт нравственного поведения. В старшей школе воспитывающая деятельность направлена на моделирование опыта взаимодействия учащегося, когда субъекты социума находятся за пределами школы, а в некоторых ситуациях выбора представлены невидимым для старшеклассника пространством. Педагог моделиру-
ет естественные ситуации социальной жизни таким образом, чтобы учащиеся проживали определенное отношение к нравственным ценностям и приобретали опыт нравственного поведения. Как показали проведенные эмпирические исследования с учащимися [20], социально-ролевые формы деятельности выступают в качестве эффективного средства формирования нравственного поведения.
Таким образом, реализация смыслопорождающей деятельности педагога в системе школьного воспитания содействует:
- расширению пространства воспитательного влияния на развитие нравственных качеств личности учащегося, охватывая все виды его деятельности;
- реализации воспитательной функции обучения в процессе урочной деятельности и, как результат, интеграции гуманитарного и естественно-научного знания в образовании;
- использованию опосредованных методов влияния на личность учащегося, что особо значимо для формирования у него личностного отношения к ценностям непрагматического характера;
- развитию у учащихся стремления к нравственному поведению.
Список литературы
I. Веденеева Г . И . Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края . Саратов, 2015. 392 с .
2 . Попова С . И . Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: дис .... д-ра пед . наук . M . , 2016 . 4B4 с .
3 . Селиванова H . Л . , Степанов П . В . Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение //
Образование и саморазвитие . 201B Т . 13, № 2 С . 45-52.
4 . Склярова Т . В . Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та . Сер . IV: Педагогика . Психология . 2016 . Вып . 1 (40) . С . 9-16 .
5 . Щуркова H . Е . Воспитание на уроке . M . : Педагогический поиск, 2007 . 160 c .
6 . Потанина Л . Т . , Склярова Т . В . Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного
образования // Перспективы науки и образования . 2019 . № 3 (39) . С . 255-265. DOI: 10.32744/pse . 2019 . 3 .19
7 . Эльконин Д . Б. Избранные психологические труды . M . : Педагогика, 19B9 . 560 с .
B . Леонтьев А. H . Психологические основы развития ребенка и обучения / под ред . Д . А. Леонтьева, А. А. Леонтьева . M . : Смысл, 2009 . 423 с .
9 . Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Mещерякова, В . П . Зинченко. СПб. : Прайм-EВPОЗHАK, 2003.672 с.
10 . Хрестоматия по педагогической аксиологии: учебное пособие для студентов вузов / сост . В . А. Сластенин,
Г . И . Чижакова . Mосква: MПСИ; Воронеж: HПО «^ДЭ^», 2005. 4B0 с .
II. Потанина Л . Т . Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: дис .. . . д-ра психол . наук. M . , 2015 . 4B5 с .
12 . Леонтьев Д . А. Введение в психологию искусства . M . : Изд-во Mосковского ун-та, 199B . 111 c .
13 . А. Г . Асмолов, Г . В . Бурменская, И . А. Володарская и др . Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред . А. Г . Асмолова . M . : Просвещение, 200B . 151 с .
14 . А. Г . Асмолов, Г . В . Бурменская, И . А. Володарская и др . Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли . Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г . Асмолова. M . : Просвещение, 2010. 159 с.
15 . Kohlberg L . Essays on Moral Development .Vol . 2: The Psychology of Moral Development / eds by L . Kolhberg . San-Francisco:
Harper and Row, 19B4 . 5B0 p .
16 . Байковская H . А. Развитие идеи Л . Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в
современных исследованиях // Психологическая наука и образование PSYEDU . ru . 2013 . № 2 . С . 190-202 . URL: http:// psyjournals . ru/psyedu_ru/2013/n2/61344. shtml (дата обращения: 07 .10 . 2016) .
17 . Mолчанов С . В . , Mаркина О . С . Динамика моральной ориентации в младшем подростковом, старшем подростковом и
юношеском возрасте // Психологическая наука и образование PSYEDU . ru . 2014. Т. 6, № 4. URL: http://psyedu . ru/ journal/2014/4/Molchanov_Markina . phtml 1B . Подольский Д . А . К проблеме формирования социально-моральной компетентности подростков // Образование личности . 2015 . № 4 . С . 60-6B .
19 . Shelina S . L . , Mitina O . V. Moral Judgents of Modern and Teenagers in Russia // Psychology in Russia: State of the Art.
Scientific Yearbook / ed . by Yu . P. Zinchenko, V F. Petrenko . Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2012 . Vol . 5 . Р. 405-421.
20 . Потанина Л . Т . , Мельников Т . Н . , Кузнецова Г . Д . Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами
социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного унта . Серия 4: Педагогика . Психология . 2016 . № 4 (43) . С . 24-31.
Потанина Лейла Тахировна, доктор психологических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный областной университет (ул. В. Волошиной, 24, Мытищи, Россия, 141014). E-mail: [email protected])
Склярова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (пер. Лихов, 6, стр. 1, Москва, Россия, 127051). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.09.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-84-90
DEVELOPING POTENTIAL OF TEACHER'S SENSE-GENERATING ACTIVITY*
L. T. Potanina1, T. V. Sklyarova2
1 Moscow State Regional University, Mytishchi, Russian Federation
2 St. Tikhon's Orthodox Humanitarian University, Moscow, Russian Federation
The most important competence of the teacher - ability to sense-generating activity is considered. The meaning-generating activity of the teacher is analyzed as an effective condition for the organization of educational influence on the personality of the student, its developing potential and possibilities of use in the school system are presented. Possible means and forms of realization of the meaning-generating activity of the teacher for the development of moral consciousness in students are considered. The transforming activity of the teacher is analyzed as a means of constructing educational forms of work with students in order to form their experience of moral behavior, the specifics of its content is discussed in accordance with the age characteristics of the student. The possibilities of implementing the educational activities of a teacher through the use of imaginative means in the educational activities of students are analyzed. The meaning-generating activity of the teacher is presented as a way to implement the educational function of learning in the classroom activities of the student, which contributes to the integration of natural science and Humanities. It is concluded that the meaning-generating activity of the teacher in the school education system contributes to the expansion of the space of educational influence on the development of moral qualities of the student's personality and the development of aspirations for moral behavior.
Keywords: moral education of personality, sense-generating activity, values, meanings, transforming activity, schoolchild.
References
1. Vedeneyeva G . I. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye uchashchikhsya vprotsesse poznaniya rodnogo kraya [Spiritual and moral education of students in the process of learning the native land] . Saratov, 2015. 392 p . (in Russian) .
2 . Popova S . I. Pedagogicheskoye regulirovaniye emotsional'nykh sostoyaniy shkol'nika. Dis. dokt. ped. nauk [Pedagogical
regulation of the emotional states of the student. Diss . doct. ped . sci . ] . Moscow, 2016. 484 p . (in Russian) .
3 . Selivanova N . L . , Stepanov P. V Podgotovka budushchego pedagoga kak vospitatelya: teoreticheskoye obespecheniye
[Preparation of a future teacher as a social and moral educator: theoretical support] . Obrazovaniye i samorazvitiye - Education and Self Development, 2018, vol . 13, no . 4 pp . 45-52 (in Russian) .
* The reported study was funded by RFBR, project number 19-013-00648.
4 . Sklyarova T V. Pravoslavnoye obrazovaniye v sovremennoy Rossii: struktura i soderzhaniye [Orthodox education in Modern
Russia: structure and content] . VestnikPravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya - St. Tikhon's University Review. Series 4: Pedagogy. Psychology, 2016, iss . 1 (40), pp. 9-16 (in Russian) .
5 . Shchurkova N . E . Vospitaniye na uroke [Education at the lesson] . Moscow, Pedagogicheskiy poisk Publ . , 2007. 160 p . (in Russian) .
6 . Potanina L . T , Sklyarova T V. Razvitiye tsennostno-nravstvennykh predstavleniy u uchashchikhsya v sisteme shkol'nogo
obrazovaniya [Development of value and moral ideas of students in the system of school education] . Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 2019, no . 3(39), pp . 255-265. doi: 10.32744/pse . 2019 . 3 .19 (in Russian) .
7 . El'konin D . B . Izbrannye psikhologicheskiye trudy [The selected psychological writings] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1989 .
560 p (in Russian)
8 . Leont'ev A . N . Psikhologicheskiyeosnovyrazvitiyarebenkaiobucheniya. Pod red . D .A . Leot'yeva, A.A. Leot'yeva [Psychological
basis of child development and learning . Leont'ev D . A. , Leont'ev A. A. (eds . )] . Moscow, Smysl Publ . , 2009. 423 p . (in Russian) .
9 . Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'. Sost. i obshch . red . B . G . Meshcheryakova, V. P. Zinchenko [Great psychological dictionary.
Meshcheryakov B . G . , Zinchenko V. P. (eds . )] . Saint-Petersburg, Praym-EVROZNAK Publ . , 2003. 672 p . (in Russian) .
10 . Slastenin V.A. , Chizhakova G . I . Khrestomatiya po pedagogicheskoy aksiologii: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Reader on
pedagogical axiology: a textbook for university students] . Moscow, MPSI; Voronezh: NPO «MODEK» Publ . , 2005. 480 p . (in Russian) . 11. Potanina L . T Obrazno-simvolicheskoye myshleniye kak sredstvo razvitiya tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti shkol'nika. Dis. dokt. psikhol. nauk [Figurative-symbolic thinking as a means of developing the value-semantic sphere of the student's personality. Diss . doct. psychol . sci . ] . Moscow, 2013. 485 p . (in Russian) . 12 . Leont'ev D . A. Vvedeniye v psikhologiyu iskusstva [Introduction to the psychology of art] . Moscow, Moscow University Publ . , 1998. 111 p . (in Russian) .
13. Asmolov A. G. , Burmenskaya G. V , Volodarskaya I ,A.et al. Kak proektirovaf universal'nye uchebnye deistviya v nachal'noy shkole: ot deystviya kmysli: posobiye dlya uchitelya. Pod red . A. G . Asmolova [How to design universal teaching activities in primary school: from action to thought: teacher's manual . Asmolov A. G . (ed . )] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 2008. 151 p . ( in Russian) .
14 . Asmolov A. G . , Burmenskaya G . V. , Volodarskaya I. A. et al . Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy
shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy: posobiye dlya uchitelya. Pod red . A. G . Asmolova [Formation of universal educational actions in a primary school: from action to thought. Task system: teacher manual . Ed . A. G . Asmolova] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 2010 . 159 p . (in Russian) .
15 . Kohlberg L . Essays on moral development. Vol .2 . In Kolhberg L . (eds . ) The psychology of moral development. San-Francisco:
Harper & Row. , 1984. 580 p .
16 . Baykovskaya N . A. Razvitiye idei L . Kol'berga o mezhkul'turnoy universal'nosti stanovleniya moral'nykh suzhdenii v sovremennykh
issledovaniyakh [Development of L . Kohlberg's idea of moral formation of cross-cultural universality of judgments in modern research] . Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie PSYEDU.ru - Psychological-Educational Studies PSYEDU.ru, 2013, no . 2, pp . 190-202 (in Russian) . URL: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2013/n2/61344_full . shtml (accessed 7 October 2016) .
17 . Molchanov S . V. , Markina O . S . Dinamika moral'noy oriyentatsii v mladshem podrostkovom, starshem podrostkovom i
yunosheskom vozraste [The dynamics of moral orientation in younger teenage and older teenage years and adolescence] Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye PSYEDU.ru - Psychological-Educational Studies PSYEDU.ru, 2014, vol . 6, no . 4 (in Russian) . URL: http://psyedu . ru/journal/2014/4/Molchanov_Markina . phtml
18 . Podol'skiy D . A. K probleme formirovaniya sotsial'no-moral'noy kompetentnosti podrostkov [To the problem of the formation of the
socio-moral competence of adolescents] . Obrazovaniye lichnosti - Personality Formation, 2015, no . 4, pp. 60-68 (in Russian) .
19 . Shelina S . L . , Mitina O . V. Moral Judgents of Modern and Teenagers in Russia. Psychology in Russia: State of the Art. Scientific
Yearbook. Vol . 5 . Ed . by Yu . P. Zinchenko, V. F. Petrenko . Moscow, Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society Publ . , 2012, pp . 405-421.
20 . Potanina L . T. , Mel'nikov T. N . , Kuznetsova G . D . Razvitiye tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti sredstvami sotsial'no-rolevykh
form gruppovoy deyatel'nosti [Development of the value-semantic sphere of the personality by means of social role forms of group activity] . Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnog universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya -St. Tikhon's University Review. Series 4: Pedagogy. Psychology, 2016, no . 4 (43), pp . 24-31 (in Russian) .
Potanina L. T., Moscow State Regional University (ul. V. Voloshinoy, 24, Mytishchi, Russian Federation, 141014). E-mail: [email protected]
Sklyarova T. V., St. Tikhon's Orthodox Humanitarian University (per. Likhov, 6, str. 1, Moscow, Russian Federation, 127051). E-mail: [email protected])