УДК 373.3
doi 10.24411/2221-0458-2021-87-15-24
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Хертек Л.К.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
DEVELOPING TECHNOLOGIES OF LITERACY TEACHING IN A MODERN
PRIMARY SCHOOL
L.K. Khertek Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена актуальной проблеме обучения грамоте младших школьников в современной начальной школе. Основное содержание исследования составляет анализ инновационной методики Н. В. Нечаевой, базирующейся на концепции развивающего обучения. Сущность данной образовательной технологии выражается в том, что в целом изменяется характер и способ образования. В работе устанавливается и описывается вся совокупность новых методов и приемов, предложенных в развивающей системе, для которой целью обучения грамоте является не только научить детей читать и писать, но одновременно содействовать их общему развитию, учить учению и общению. Значительное внимание в статье уделяется анализу опыта применения методики Н. В. Нечаевой в практике школы. Использование развивающей технологии позволяет добиваться высоких показателей в образовании, общем развитии первоклассников, а также содействует сохранению их физического и психического здоровья.
Ключевые слова: обучение грамоте; развивающая среда; методы; приемы; технологии; чтение; письмо; звук; буква; слог; звуковой анализ
The article is devoted to the actual problem of teaching literacy to younger schoolchildren in a
modern primary school. The main content of the study is the analysis of N. V. Nechaeva's
innovative methodology based on the concept of developmental learning. The essence of this
educational technology is expressed in the fact that, in general, the nature and method of education
is changing. The work establishes and describes the whole set of new methods and technologies
proposed by the author, for whom the purpose of literacy training is not only to teach children to
read and write, but at the same time to promote their overall development, teach learning and
15
communication. Considerable attention is paid in the article to the analysis of the experience of using the technique of N. V. Nechaeva in school practice. The use of developing technology allows to achieve high indicators in education, the general development of first-graders, and also contributes to the preservation of their physical and mental health.
Keywords: literacy training; developing environment; methods; techniques; technologies; reading; writing; sound; letter; syllable; sound analysis
Актуальность рассматриваемой
проблемы обусловлена концепцией модернизации современного образования, выдвигающей новые требования к системе начального образования. Главной задачей является необходимость повышения качества образования, которое должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение развивающих образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование и развитие личностных качеств учащихся.
Обучение грамоте - один из самых важных этапов в процессе обучения в начальной школе. От того, насколько эффективно будет проводится работа по формированию и совершенствованию навыков чтения и письма, зависит успешность всего последующего обучения учащихся, которые воспользуются освоенными навыками в процессе изучения любого учебного предмета.
В современной школе обучение грамоте осуществляется по традиционной
(УМК "Школа России", "Перспектива", "Гармония", "Начальная школа 21 века", "Школа 2000", "Школа 2100" и др.) и развивающей системам обучения (концепции Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). Реализация ФГОС второго поколения определила
кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации в названных программах. Смыслом и целью современного образования объявляется развитие личности. Обучение в школе стало восприниматься как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, таким образом главной целью образования становится научить детей учиться, результатом образования выступают личностные, метапредметные и предметные достижения младших школьников.
Как очевидно, что общая целевая установка ФГОС совпадает с целью системы развивающего обучения, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка» [1]. Не всякое обучение однозначно приводит к развитию детей, но
общего развития можно добиться только в такой системе обучения, которая «организует жизнедеятельность ребенка, создавая условия для активизации внутренних сил» [2]. Это личностно ориентированная система, которую заботит прежде всего полнота реализации и духовных, и интеллектуальных, и физических сил человека. В свою очередь, высокий уровень общего развития обеспечивает прочность и богатство знаний, умений и навыков. Конечной целью развивающего обучения является воспитание самостоятельного, инициативного, социально адаптированного, доброжелательного, умного человека [2].
Концепция развивающего обучения лежит в основе методики обучения грамоте Н.В. Нечаевой, которую взяли на вооружение многие современные школы. Содержание и структуру программы Н. В. Нечаевой определяют дидактические принципы Л. В. Занкова (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; изучение материала более быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения школьниками; работа над развитием всех учащихся, и самых слабых, и самых сильных).
Рассмотрим более подробно основополагающие методические
принципы Программы по русскому языку Н.В. Нечаевой. Во-первых, преподавание
учебного предмета должно обеспечивать не только его полноценное усвоение, но создавать условия для оптимального развития младших школьников. Во-вторых, человек показывает уровень своего общего развития в процессе использования языка, в то время как в самой речевой деятельности заложены потенциальные возможности для общего развития человека. В-третьих, ведущей задачей обучения языку становится развитие речи младших школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной) и во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. В-четвертых, для решения вышеназванной задачи важны три условия: мотивация (потребность в речевом высказывании и восприятии),
содержательность речи и ее правильность. Все три условия взаимосвязаны: потребность в речевом общении возникает, если понятен и интересен предмет речи, если человек владеет системой языка, на котором осуществляется коммуникация. В-пятых, сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением, т. е. в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи [2].
В целом курс Н.В. Нечаевой характеризует его яркая практическая
направленность на пользование языком. Автор предлагает непрерывный курс русского языка, построенный в соответствии с единой целью и задачей, которые определены выше.
В период обучения грамоте вся работа подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Продуктивность обучения заключается в том, что одновременно с освоением техники чтения и письма у первоклассников развиваются их умственные способности,
вырабатываются волевые, нравственные качества, проявляется весь спектр эмоций. Таким образом, основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте становится его направленность на содействие общему развитию любого и каждого ребенка.
В программе Н.В. Нечаевой обучение грамоте - это интегрированный курс обучения чтению и письму. Его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели: по 9 часов в неделю (4 часа - Обучение грамоте, 5 часов -Письмо). Обучение проходит с использованием комплекта учебников, который состоит из «Азбуки», приложения к ней в виде Тетрадей по чтению «Я читаю?», «Я читаю.», «Я читаю!» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) и Тетрадей по письму (авт. Н. В. Нечаева, Н. К. Булычева). В качестве дополнительного пособия используется Рабочая тетрадь
«Звуки и буквы» (авт. О.А. Мельникова). Необходимо отметить, что и «Азбука», и Тетради по чтению и письму своим оформлением (на каждой странице яркие, красочные иллюстрации) и содержанием всячески привлекают внимание детей, чтобы у них возникало желание взять эти книги в руки, рассматривать их, работать с ними. Внешне они напоминают детские книжки, в которых дети могут рисовать, писать, чертить, раскрашивать, но в то же время книги обладают всеми признаками учебника.
Реализация развивающей системы при обучении грамоте производится в 4 этапа и осуществляется в условиях специально организованной учебной деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что обучение чтению и письму проводится на основе традиционного звукового аналитико-синтетического метода.
1 этап - подготовительный. В отличие от традиционной методики, где этот период называется «добукварным» или
«добуквенным», и посвящен полностью работе, подготавливающей детей к усвоению грамоте, в развивающей среде дети сразу приступают к изучению букваря и знакомству с буквами. О необходимости сведения к минимуму подготовительной работы Л.В. Занков писал следующее: «В отрыве от обучения чтению не может быть достигнут заметный прогресс в развитии
фонематического слуха, умения слышать звуки в живом слове. Ведь подлинное развитие фонематического слуха, необходимое для успешного овладения грамотой, происходит именно тогда, когда дети проходят букварь. Здесь они постоянно имеют дело с материалом, на котором следует практиковать упражнения в выделении звуков, в их сопоставлении и различении, в узнавании заданного звука в словах и т. п.» [1]. В обучении детей необходимо как можно раньше объективировать звук, представляя его знак букву, которую можно увидеть, потрогать, написать [2]. Потому у Н. В. Нечаевой уже на 12 странице «Азбуки» (приблизительно на шестом уроке) дети приступают к изучению однозвучных гласных звуков: Аа, Уу, Оо, Ээ, Ии, ы. В это же время вводятся такие важные лингвистические понятия, как речь устная и письменная (в темах «История речи», «Речь устная и письменная»), предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, буквы (в темах «Знаки звуков», «Звуки - гласные и согласные», «Знаки звуков - буквы»), твердые и мягкие согласные звуки (в теме «Как буква меняет слово»).
Весь этот сложный теоретический материал дается в занимательной форме в соответствии с требованием системы общего развития о том, что интеллектуальное и эмоциональное развитие должно происходить в единстве,
причем эмоциональное развитие должно идти опережающими темпами, это даст толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началам [2]. Проиллстрируем данные положения примерами из «Азбуки». Итак, тема «История речи» начинается с предложения помочь древнему человеку, далекому предку. «Почему его не понимают?» - спрашивают авторы учебника (подразумевается ответ, что наш предок не умел говорить). Каждое задание сопровождается яркими и одновременно забавными иллюстрациями. Далее следует задание «Прочитать» письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг. Затем нарисовать то, что ты хочешь сообщить и задается ребенку вопрос: «Правильно ли тебя поняли?» Потом детям показывают изображения пиктограмм с
сопровождающим текстом, что человек придумал, как точнее изображать свои сообщения. «Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас, написано слово «зима» по-японски, по-английски и по-русски. «Долго и трудно человек шел к речи. А зачем человеку речь? Зачем нужна устная речь? (Устный от древнерусского слова «уста» - рот, губы). А письменная? Ты знаешь, как называется твой родной язык? Наша «Азбука» учит тебя русскому языку. То путь, который человечество прошло за многие тысячелетия, ты проходишь всего за 7 лет»
[3, с. 6-7]. В такой же увлекательной форме учащиеся получают интересные сведения об истории обучения, об истории речи, о своей родине, о героях сказок и др. Им предлагаются всевозможные интересные задания, например, считывание смысла рисунков «Найди на странице и назови животных, транспорт, то, что едят. Соедини рисунок предмета со схемой его названия» [3, с. 17]. Или же чтение пиктограмм, работа со схемами слов и предложений, перекодирование разнообразных шифров, разгадывание буквенных и словесных ребусов, загадок, кроссвордов, заучивание стихов и скороговорок, считалок и пр. Как полагают авторы «Азбуки», на этом первом, самом трудном этапе обучения нужно заинтересовать и удивить ребенка, так как удивление даст импульс к познанию. Немалую роль в этом играет сопоставление широкого литературного и языкового материала, творческий характер заданий, игровые приемы, к примеру, «Кто быстрее нарисует по точкам?», «слепые рисунки» и инсценировки. В «Азбуке», тетрадях по чтению «Я читаю» есть страницы, где детям предлагается что-то дописать, нарисовать, раскрасить, т.е. дети становятся соавторами книг. Для читающих детей достаточно много материала для чтения. Для нечитающих детей вводится опосредованное чтение с опорой на зрительный образ при считывании смысла с рисунков, например: «У (рисунки девочки
и мяча), а у (рисунки мальчика и самоката)» [3, с. 13, 14].
В этот период у детей формируются умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему, вступать в беседу, доказывать, дополнять, возражать. Это очень важно в развивающем обучении.
На втором этапе продолжается работа, начатая в подготовительный период. Вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы: Лл, Мм, Нн, Рр, й. Начинается первичное чтение, дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ слитного, неразрывного чтения и письма: «Звуки в словах произноси на одном выдохе, без перерыва, старайся их не растягивать: «Ум-ал, ма-мама, ла-лама, му-мул, эму-Эмма» [3, с. 23]. Вводится понятия ударение и слог в темах «Ударение», «Зачем нам слог?» Применяется хоровое, выборочное, индивидуальное чтение.
3 этап. Изучаются звонкие согласные звуки и соответствующие им буквы: Бб, Вв, Гг, Дд, Жж, Зз. Увеличивается длина читаемых слов: «лов-ловили, вар-варили, говор-говорили» [3, с. 39]. Появляется стечение согласных: «вдруг, догадался, огромный, Владимир» [3, с. 45]. Затем вводятся парные глухие согласные и буквы: Кк, Пп, Сс, Тт, Фф, Шш. Сравнение и сопоставление в теме «Звонкие - глухие
согласные». Существенно ускоряют навык качественного чтения и письма включение заданий по смысловому анализу текста [3, с. 81], смысловому и грамматическому анализу предложений и слов. Например: «Впиши подходящие по смыслу слова. Какие варианты получились? Она была у Анны. Он был у Вовы. Они/мы были у Бори.» [3, с. 40].
4 этап. Наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы Ее, Ёё, Юю, Яя, непарные согласные Хх, Цц, Чч, Щщ; мягкий ь и твердый ъ знаки. Еще больше усложняется слоговая структура слов, появляется расхождение звукового и буквенного состава: «Эля-ела, окать-ёкать, Уля-Юля, арка-ярко». Также расхождение количества звуков и количества букв.
Таким образом, в авторской методике Н. В. Нечаевой предложен принципиально новый порядок изучения звуков и букв: звуки и буквы вводятся группами в соответствии с их фонетическими особенностями. Движение идет от наиболее слышимых и менее проблемных звуков (соответственно букв) к менее слышимым и более проблемным. Кроме того, строго выдерживается постепенность в слоговом усложнении слов. Вводится очень важная деятельность в развивающем обучении -поиск закономерностей. С самого начала обучения в школе закладывается умение
рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умение устанавливать все возможные связи, которые создают данный объект или явление. Детей ставят перед коллизией (учебной задачей), и они учатся ее решать разными способами, учатся обобщать и классифицировать. Форма представления таких задач образная (рисунки, схемы, пиктограммы) и словесная. Например, задание «Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами. Что ты можешь рассказать об этом слове, об этом предмете?» Дети от узнавания наглядного образа - рисунков предметов переходят к анализу их названий - слов, звуков, т.е. переходят на абстрактный, понятийный уровень. Такие задания позволяют учащимся работать на высоком уровне трудности, но вполне им доступном.
Еще одна из инновационных форм работы, предложенных Н. В. Нечаевой, разыгрывание инсценировок, небольших спектаклей, пантомим, с постепенным включением высказываний детей. Это происходит благодаря страничкам «Театр» в «Азбуке». Такая работа пробуждает у детей желание поделиться своими мыслями, чувствами, вызывает интерес к собеседнику, потребность в общении. Кроме того, участие в театре дает очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми людьми, с пожилыми людьми и инвалидами, опыт
правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах. Как отмечают методисты, театр позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть посредством
инсценирования особенности героев [2].
Значительная часть теоретических положений системы Н. В. Нечаевой уже не первый год находит применение в Начальной школе МАОУ «Лицей № 15 им. Героя Советского Союза Н. Н. Макаренко г. Кызыла РТ». Отметим некоторые результаты практической работы по использованию методики и УМК Н. В. Нечаевой учителя этой школы Сат Е. М.
Во-первых, первоклассники,
занимающиеся по системе Н. В. Нечаевой, завершают обучение грамоте в начале 3 четверти (феврале), в то время как обучение грамоте по традиционной программе продолжается в течение всего учебного года.
Во-вторых, особый подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению читаемых слов позволяет детям самостоятельно открывать и легко усваивать правила чтения. К окончанию периода обучения грамоте скорость чтения детей в среднем составляет 60-78 слов в минуту.
В-третьих, процесс обучения строится таким образом, что ученики добывают знания самостоятельно, а учитель только
помогает им, направляя на нужный путь. Так дети способны сами вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне, осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч и щ с другими согласными, кроме л, и др. Т.е., первоклассники вполне естественно входят в грамматическую систему языка.
В-четвертых, учителем Сат Е. М. была разработана система качественной оценки достижений учащихся «Лесенка успеха» и «Говорящие смайлики», которые позволили детям видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И это очень важное условие для создания в классе развивающей среды.
В-пятых, наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у первоклассников нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер - все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.
В целом, накопленный практический опыт подтверждает высокую надежность и результативность развивающей системы обучения и дает обнадеживающие
результаты: уровень подготовки и развития
детей оказывается выше, чем при обучении
по традиционным программам. Система
H.В. Нечаевой не означает форсирование
Библиографический список
I. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / составители М. В. Зверева, Н. К. Индик, В. В. Занков. - Москва : Дом педагогики, 1999. - 608 с. - Текст : непосредственный.
2. Нечаева, Н. В. Обучение грамоте. Методические рекомендации. - Самара : ЗАО "Издательский дом "Федоров", 2013. - 120 с. - Текст : непосредственный.
3. Мельникова, О. А. Звуки и буквы. Учусь грамоте. Рабочая тетрадь. 1 класс. -Самара : ЗАО "Издательский дом «Федоров», 2016. - 32 с. - Текст : непосредственный.
4. Нечаева, Н. В. Азбука / Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец. - Самара : ЗАО "Издательский дом «Федоров», 2021. -112 с. - Текст : непосредственный.
5. Нечаева, Н. В. «Я читаю». Тетрадь по чтению к "Азбуке" / Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец. - Самара : ЗАО "Издательский дом "Федоров", 2021. -16 с. - Текст : непосредственный.
6. Нечаева, Н. В. Тетрадь по письму. 1 класс / Н. В. Нечаева, Н. К. Булычева. -Самара : ЗАО "Издательский дом
развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил и возможностей.
"Федоров", 2021. - 32 с. - Текст : непосредственный. 7. Российское образование : федеральный портал. - URL: http://edu.ru/ (дата обращения: 20.11.2021). - Текст : электронный. References
1. Zankov L. V., Zvereva M.V., Indik N.K. Izbrannye pedagogicheskie Trudy [Selected pedagogical works]. Moscow : House of Pedagogics. 1999. 608 p. (In Russian)
2. Nechaeva N. V. Obuchenie gramote. Metodicheskie rekomendatsii [Teaching to read and write. Guidelines]. Samara : JSC Publishing House «Fedorov». 2013. 120 p. (In Russian)
3. Mel'nikova O. A. Zvuki i bukvy. Uchus' gramote. Rabochaya tetrad'. 1 klass. [Sounds and letters. I'm learning to read and write. Workbook. 1st class.] - Samara : JSC Publishing House «Fedorov». 2016. 32 p. (In Russian)
4. Nechaeva N. V., Belorusets K. S. Azbuka [Alphabet]. Samara : JSC Publishing House «Fedorov». 2021. 112 p. (In Russian)
5. Nechaeva N. V., Belorusets K. S. «Ya chitayu». Tetrad' po chteniyu k "Azbuke" ["I read." Notebook for reading to the
"ABC"]. - Samara : JSC Publishing House «Fedorov». 2021. 16 p. (In Russian)
к
1st class]. Samara : JSC Publishing House «Fedorov». 2021. 32 p. (In Russian)
6. Nechaeva N. V., Bulycheva N. K. Tetrad' po pis'mu. 1 klass [Workbook for writing.
7. [online] Available at: http://standard. edu.ru.
Хертек Лидия Кенденовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: lidia.hertek@yandex.ru
Lidia K. Khertek - Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: lidia.hertek@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.11.2021