Научная статья на тему 'Развивающая игра – одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе'

Развивающая игра – одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающая игра – одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе»

Инновации в школе

Мурушкина Т.И.,

учитель начальных классов ГОУ СОШ № 64

Развивающая игра -одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Серьезную озабоченность вызывает рост количества детей с ослабленным здоровьем.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я стала обращать внимание на тот факт, что с каждым годом количество первоклассников, имеющих 1 группу здоровья, сокращается. Объем знаний, которыми должен овладеть ученик в школе, неуклонно растет. Сложившаяся ситуация заставила меня задуматься над тем, как организовать учебную деятельность учащихся, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей.

Наука свидетельствует о том, что резерв сил и способностей человеческого организма значительно больше, чем он используется. Значит, важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться им в целях расширения функциональных возможностей, повышая работоспособность у детей, укрепить их здоровье.

Перечитав много литературы, проанализировав свой личный опыт, я пришла к выводу, что одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра, ведь игра поддерживает детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса.

Важная роль развивающих игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха, создают положительный настрой в ходе урока.

Приведу некоторые игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках.

1. Игра «Укрась слово»

Цель игры: подобрать к существительным как можно больше прилагательных.

Ход: класс делится на две команды. Ведущий произносит существительное, которое надо украсить прилагательным. Команды по очереди, не повторяясь, называют прилагательные, которые к нему подходят. Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше прилагательных.

Ведущий называет команду - победительницу и лучшего игрока.

2. Игра «Расшифруй фразеологизм»

Вариант №1.

Цель: развитие внимания.

Ход: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются, т. е. стоят на данной строчке в одиночестве. Из выписанных букв прочесть фразеологизм.

У З Р А У Т Р К У

В И Н В У И Т В Ь

Б О К О З Б К А Б

Л П Е Л О Я Е С Л

Ответ. Заткнуть за пояс. Вариант №2

Я В Б Я И Т Я Ь В

Б К С И А И К И С

О К О Н Л Р О Н Р

Г Е У В Г Ш Е В И

Ответ. Бить баклуши.

Вариант №3.

Г Н И Г Э К Э О Г

Ю Л Е А Е Н И Ю Е

Ш И Д И Н В Н О Ш

П Р О С А С С О П

Ответ. Ни кола ни двора. Вариант №4.

О Д Н Я О Н Е Л Я

Р А С О В С А Ш Р

Б Л И С И Я Б С И

О Н К О П К Н О Е

Ответ. Дело в шляпе.

3. Игра «Снежная лавина»

Цель: развитие памяти.

Ход: ведущий называет игрокам тему, на которую им предстоит подбирать существительные. Первый игрок назовет слово на эту тему, второй - повторит это слово и добавит к нему свое, третий - повторит слова первого и второго игроков и тоже добавит слово. Тот, кто не может назвать новое слово, или забудет сказанное до него, выбывает из игры. Победит игрок, оставшийся последним.

4. Игра «Синонимы и антонимы»

Цель: закрепить знания об антонимах и синонимах.

Ход: класс делится на две команды. Ведущий называет прилагательное. У данного прилагательного есть синонимы и антоним. Первая команда называет синоним, а вторая - антоним к этому слову. Например, ведущий: «Горячий», 1-я команда: «Жаркий», 2-я команда: «Холодный». За каждое правильное слово команда получает очко. Если команда не может подо-

30

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

Инновации в школе

брать слово, то такая возможность предоставляется команде - сопернице. Победит команда, набравшая большее количество очков.

5. Игра «Шифровальщики»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, умений анализа и синтеза.

Ход: класс разбивается на пары. Один - в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в шифровке словосочетаний и предложений.

• Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

• Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

• Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита)

Ценность этих и подобных игр заключается еще и в том, что изучаемый материал становится личностно значимым для ученика. Эти игры стимулируют творческое мышление, создают мотивацию к учению, формируют коммуникативные качества детей. Дети, играя, всегда лучше запоминают материал и при этом не устают.

Бондарец А.М.,

учитель начальных классов

ЛЕГО ТЕАТР - ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СООБЩА МОЖНО ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА

«Детство - важнейший период человеческой жизни. Не подготовка к взрослой жизни, а яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в его душу, сердце, таким человеком станет сегодняшний малыш».

К.А.Сухомлинский

В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения. Дети, которые занимаются по программам развивающего обучения, отличаются от своих сверстников свободой мышления, отсутствием боязни высказать свою точку зрения, высоким учебным потенциалом. Дети готовы активно познавать мир, самих себя. Оптимизировать учебный процесс и реализовать идеи развивающего обучения позволяет использование леготехнологии. Работа с конструктором погружает детей в творческую среду. Ребенок чувствует себя и изобретателем, и экспериментатором. Работа с ЛЕГО позволяет всем детям комфортно чувствовать себя в окружающей среде. В процессе работы снимаются все негативные, стрессообразующие факторы учебного процесса. Вокруг ребенка создается творческая, раскованная атмосфера, которая помогает создать внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперед, т.к. на этих занятиях не может быть неудачных работ. Все дети вовлечены в творческий процесс, с разными интересами, и каждый ощущает свою нужность и значимость.

Дети любят познавать мир. Ребенок проживает, одновременно познает и осваивает этот мир через игровую деятельность. Когда дети строили из конструктора различные модели, я заметила, что ребятам нравится, когда их модели оживают, перемещаются или разгова-

ривают друг с другом. Это желание привело к мысли разработать уроки по теме « В мире много сказок» и создать ЛЕГОТЕАТР. Театральное творчество - один из распространенных видов детского творчества. Оно основано на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Внешние впечатления от окружающего конкретизируются ребенком в подражательной форме. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Этапы работы над проектом «В мире много сказок» Подготовительный

- дети знакомятся с темой проекта; сначала читается сказка, обсуждается характер сказочных героев, какие необходимы декорации, дети вовлекаются в обсуждение поступков героев сказки, распределяются роли;

- делятся на группы (5-6 человек);

- получают задание (изготовление декораций, разработка сценария сказки, конструирование персонажей, музыкальное оформление, подбор артистов).

Создание проекта

Поиск конструкторских решений.

Чтобы построить любую конструкцию, необходимо уметь обследовать объект. Уметь представить будущую конструкцию в целом со всех сторон. Это можно сделать так: объект делится на составляющие части - детали. Оценивается их размер, пространственное расположение. Дети рисуют, лепят из пластилина персонаж, составляют из бумажных лего-кирпичиков аппликацию на плоскости, чтобы потом собрать объемную фигурку из Лего.

Представление сказки

Русская народная сказка «Лиса и Заяц».

Цель: - создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструкторских замыслов;

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.