Научная статья на тему 'РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА'

РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гражданское общество / правовое государство / народовластие / демократия / демократическое государство / политический плюрализм / государственная власть.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валеев А.З.

В данной статье проанализировано развития гражданского общества в условиях правового государства. Самого высокого развитие гражданское общества возникает в условиях правового государства. Исследование гражданского общества остается актуальным в силу укрепления ценностей правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 34

Валеев А.З. студент магистратуры Научный руководитель: Мансуров Г.З., д.ю.н.

доцент профессор

кафедра гражданского права и процесса УИУ РАНХиГС при Президенте РФ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации уральский институт

управления

РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В данной статье проанализировано развития гражданского общества в условиях правового государства. Самого высокого развитие гражданское общества возникает в условиях правового государства. Исследование гражданского общества остается актуальным в силу укрепления ценностей правового государства.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, народовластие, демократия, демократическое государство, политический плюрализм, государственная власть.

Valeev A.Z. graduate student

Scientific supervisor: Mansurov G.Z., doctor of law.

associate professor professor

Department of Civil Law and Procedure RANEPA Institute under the President of the Russian Federation Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Ural Institute of Management

DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN THE CONDITIONS OF THE

RULE OF LAW

Abstract. This article analyzes the development of civil society in the conditions of the rule of law. The highest development of civil society arises in the conditions of the rule of law. The study of civil society remains relevant due to the strengthening of the values of the rule of law.

Keywords: Civil society, rule of law, democracy, democracy, democratic state, political pluralism, state power.

Для начала следует определиться понятиями «Гражданское общество» и «Правовое государство».

По мнению ученого К.С. Гаджиева, : «гражданское общество - это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальные или коллективные» [Гаджиев К.С. 1991: 30].

Можно отметить, что к социальным, социокультурным и духовным сферам, следует добавить экономическую сферу, в которой реализуются частные интересы и потребности индивидов и в целом общества, регулируемые, гражданским правом и примыкающими к нему отраслями права и законодательства, объединяемых в систему частного права.

Так, профессор З.М. Черниловский полагает, что при составлении определения, относящейся к гражданскому обществу следует принимать в расчет, следующие характеристики [Черниловский З.М. 2002: 142.]:

1) существование гражданского общества невозможно представить без формирования государства, как в его пределах, так и вне их.

2) государство, охватывающее территорию данного гражданского общества, обеспечивает ему необходимую защиту в отношении благосостояния граждан и их специфических целей, при условии их согласованности с законами.

3) гражданское общество имеет право требовать от государства обеспечение защиты жизни, здоровья, безопасности и др.

4) на государстве лежит обязанность осуществления социальных программ, направленных на смягчение социальных различий между разными группами населения.

5) государство, через свою внешнюю политику и оборонную мощь, может гарантировать существование данного общества, а также его материальное и духовное взаимодействие с другими нациями в обеих сферах - материальной и духовной.

В указанных определениях охвачено многое, но, упущены правовые черты гражданского общества, то, что данное понятие, главным образом, что гражданское общество не бывает без правового государства. Следовательно, функционирование многочисленных некоммерческих объединений, ассоциаций, организаций граждан невозможно без правового регулирования и др.

Давайте рассмотрим определения гражданского общества. В настоящее время юристы-правоведы избегают точного определения того, что подразумевается под термином "гражданское общество". Они либо выделяют основные правовые параметры данного понятия, либо

высвечивают ключевые признаки и свойства, необходимые для понимания сути гражданского общества.

Строение и эволюция правового государства напрямую зависят от уровня развития гражданского общества. В этой связи правовое государство создает благоприятные условия для функционирования гражданского общества. Несмотря на видимую прямую связь, для последовательного и непрерывного развития человеческой цивилизации необходимо развитие гражданского общества, являющегося основой для становления демократического правового государства.

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, с известной долей условности, на три периода или этапа. Первый этап — со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй — с 1917 по 1985 г.; и третий этап — с 1985 г. и вплоть до настоящего времени [Марченко М. Н., Дерябина Е. М. 2004: 131].

На первом этапе становление и развитие идей правового государства связано с сильным воздействием западных демократических идей. Во второй период их развитие в России осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти. И наконец, в течение третьего периода формирование идей правового государства в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. осуществлялось на фоне и в контексте бурных дискуссий о соотношении государства и права.

В современном обществе развития гражданского общества невозможно представить без формирования условий для установления правового государства. В связи с этим можно утверждать, что гражданское общество и правовое государство существуют в тесном взаимодействии. Возникающие между ними отдельные противоречия приводят к конфликтам, разрешение которых требует применения правовых механизмов, то есть мирных средств регулирования. Гражданское общество и правовое государство интегрированы в общую правовую систему, выполняя функции сдержек и противовесов друг другу. Взаимодействие гражданского общества и правового государства благоприятно воздействует на совершенствование правовой системы, обеспечивая оптимальные условия для соблюдения прав и свобод граждан.

Итак, дадим определение правовому государству. Правовое государство - это политический уклад общества, где гарантируются и признаются естественные права человека. В таком государстве существует разделение власти на три отрасли: законодательную, исполнительную и судебную. Важным принципом является верховенство закона, и в этой системе соблюдается взаимная ответственность: граждан перед государством и государства перед гражданами.

Основными признаками правового государства являются [Денисенко, М. В. 2012: 101]:

1) принцип верховенства права предполагает, что деятельность государственных органов должна быть в полном соответствии с законом. Однако важно, чтобы сам закон также соответствовал принципам правового порядка, отражая естественные права человека.

2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является фундаментальным принципом организации государства.

3) обеспечение взаимной ответственности граждан перед государством и государства перед гражданами способствует укреплению связи и взаимодействия между гражданами и властью.

4) гарантия и соблюдение прав и свобод граждан является неотъемлемой частью демократического общества и государства.

5) важным аспектом правовой системы является соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам, что способствует укреплению мирового правопорядка и защите прав человека на глобальном уровне.

В правовом государстве закон не только является инструментом принуждения и подавления, но также представляет собой меру обеспечения равенства, социальной и человеческой свободы. Правовая система и ее компоненты в таком обществе постоянно улучшаются в интересах общественного развития.

Основные нормы поведения гражданского общества в правовом государстве формируются не под воздействием давления и принуждения, а в соответствии с принципами, закрепленными в правовой системе. Государственная власть обязана признавать эти нормы поведения, но в то же время она не должна нарушать права других людей. Принцип "права человека заканчиваются там, где начинаются права других" должен быть строго соблюдаем.

Нормы поведения гражданского общества играют важную роль в формировании правовой системы и представляют собой средство контроля гражданского общества над государством. Они устанавливают определенные ограничения для всеобщей государственной и политической власти, обеспечивая тем самым баланс интересов и защиту прав граждан.

Политическая власть рассматривается как синоним государственной власти. По нашему мнению, нет необходимости предоставлять другие интерпретации политической власти, отличные от государственной власти, и необходимо рассматривать их как взаимосвязанные понятия. Политика представляет собой искусство управления обществом, и этот процесс осуществляется государственным механизмом. Таким образом, политическая власть является проявлением власти, осуществляемой государством. [Байтин М. И. 1972: 23].

Политическая (государственная) власть отличается целым рядом особенностей и характеристик, позволяющих отграничивать ее от иных

разновидностей социальной сферы (семейной, религиозной, корпоративной и т. д.) [Самойлюк Р. Н. 2015: 17-20].

К этим признакам относятся следующие [Волкова, Н. С. 2019: 275].

Во-первых, государственная власть охватывает обширный круг субъектов, проживающих на территории данного государства.

Во-вторых, ее осуществление зависит от государственного механизма, представляющего собой специальный аппарат органов управления, изолированный от общественных структур, и действующий от имени государства.

В-третьих, государственная власть, как и всякая другая власть, поддерживается применением силы. Эта сила в первую очередь реализуется через систему специальных (правоохранительных) органов.

В-четвертых, государственная власть существует на основе и в рамках исполнения юридических и правовых норм.

В-пятых, дуалистическая природа государства основывается, прежде всего, на связи между государством и правом, либо наоборот.

В правовом государстве достигается гармония между интересами общественно-государственных и частногражданских отношений. Законодательный процесс строится на основе здравого смысла, справедливости и уважения к устоявшимся нормам естественного права в гражданском обществе.

Проблема взаимодействия общества и государства заключается в практической невозможности полного отчуждения государственного контроля из сферы человеческой деятельности. В различных сферах своей жизни человек сталкивается с ограничениями и запретами. В системе государство и человек, где интересы первого всегда стоят выше интересов второго, существует неотъемлемая зависимость. Проще говоря, человек подчиняется государственной власти. Эта зависимость является естественной и неизбежной.

Отсутствие системности и государственного контроля может привести к печальным последствиям, таким как разруха и междоусобные конфликты. С другой стороны, чрезмерный контроль со стороны государства может привести к подавлению свободы мысли и репрессиям. Соблюдение баланса между этими крайностями становится одной из важнейших задач правового государства.

Гражданское общество не может игнорировать законы, которые устанавливаются государством. В основном, отношения между гражданским обществом и правовым государством регулируются нормами публичного права, которые обеспечивают защиту прав и свобод граждан, а также поддерживают работу различных институтов гражданского общества.

В настоящее время соотношение «общество - государство» чаще рассматривается как сложная субординация «гражданское общество» и «правовое государство» [Бондаренко Е.О. 2017: 175].

У общества с древности возникает стремление к справедливому, демократическому и правовому государству. Например, Афинская демократия, широкое развитие получила еще в середине V века до н. э. в которой к решению важнейших государственных дел были допущены широкие слои граждан [Белоусов Л.С.].

Создание единой гармоничной системы, учитывающей интересы индивида, общества и государственного аппарата, является нечто идеальным. При этом целью правового государства должно быть стремление к достижению этого идеала. В настоящее время гражданское общество представляет собой относительно автономную систему, предоставляющую ей право на независимый общественный контроль над государственными структурами. Таким образом, оно дополняет систему сдержек и противовесов. Только в рамках правового государства можно обеспечить соблюдение автономии гражданского общества.

Гражданское общество тесно связано с идеалами свободы, особенно с теми, что выражены в правовых свободах, предоставляемых каждому человеку. Естественные права и свободы различаются по своей природе. Личные и приватные права могут быть реализованы через выражение индивидуальной воли. Однако существуют и такие права и свободы, которые затрагивают интересы широкого круга людей и их общности, и могут стать источником конфликтов и беспорядков. Эти права и свободы известны как публичные (общественные). По мнению Е.И. Трошкина, публичные (общественные) права и свободы не могут быть реализованы непосредственным образом, а реализуется через политические институты и государство [Трошкин Е.И. 2011: 54]. Естественно для этого требуется правовое регулирование.

Доктрина правового государства и гражданского общества опирается на принципы естественного права, признающие неотъемлемые права человека. Хотя это ценное положение, исходящее из признания этих прав, важно отметить, что осуществление прав и свобод не должно ограничиваться только опосредованными методами. Большинство таких прав и свобод должны быть непосредственно реализованы через принципы самоуправления, основанные на принципах естественного права. Следовательно, институты гражданского общества должны в основном взаимодействовать с законодательной властью, обходя бюрократические цепочки.

Формирование и развитие гражданского общества не подчиняются универсальной схеме. Инициативы отдельных институтов могут значительно отличаться и даже противоречить друг другу. Нарушение баланса интересов в гражданском обществе может привести к серьезным

последствиям. Для поддержания баланса и порядка государства должно осуществлять справедливое и разумное правовое регулирование. Важно также учесть правоохранительные функции с целью предотвращения беспорядков и обеспечения соблюдения прав и свобод.

Использованные источники:

1. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. -М., 1991. - № 7. - С. 30.

2. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 2002. - № 6. - С. 142.

3. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: учебник. М.: Велби; Проспект, 2004. - 416 с.

4. Денисенко, М. В. Правовое государство / М. В. Денисенко, В. Е. Турова // Социология и право. - 2012. - № 1(12). - С. 99-104.

5. Бондаренко Е.О. Значение гражданского общества в современном государстве // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. - № 1-2 (123). - С. 175.

6. Интернет-издание: Афинская демократия / Фонд знаний «Ломоносов». Автор Белоусов Л.С. // [Электронный ресурс] - URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0138126 (дата обращения: 05.11.2023 г.).

7. Трошкин Е.И. Коллективизм или гражданское общество // Социологические исследования. - М., 2011. - № 7. - С. 54.

8. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов: СГУ, 1972. 239 с.

9. Самойлюк Р. Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль. 2015. № 4. С. 11-23.

10. Волкова, Н. С. Сущность правового государства / Н. С. Волкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64293/ (дата обращения: 04.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.