РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
В.В. Азизов, магистрант А.А. Беневская, студент
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (Россия, г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. В научной статье рассматриваются проблемы антикризисного управления экономикой России, исследуются основные показатели ретроспективного экономического состояния, изучаются тренды будущего развития, а также приводятся некоторые рекомендации по совершенствованию планирования экономики России в условиях мирового кризиса.
Ключевые слова: мировой экономический кризис; антироссийские санкции; политика интертозамещения; экономика России, антикризисные мероприятия.
Современная глобализация
экономических процессов на ряду с достоинствами планирования и
регулирования перераспределения
ресурсов, привела к осознанию особенностей глобального финансового кризиса. При этом в зависимости от экономического развития, мирового признания государственной денежной единицы, способность позитивного управления кризисной ситуацией у каждой страны различна, так же различны возможности внешнеполитического
взаимного влияния, усугубляющего характер кризисной ситуации. В этой связи для России остается достаточно важной задача эффективного
прогнозирования будущего состояния экономики с учетом особенностей кризисной ситуации и своевременное принятие антикризисных мер, так как правильно управляемый кризис может
приводить к улучшению общей экономической ситуацией, а
неуправляемый к банкротству страны.
Интересно рассмотреть изменение финансирование ряда секторов экономики в 2015 году по планам 2008 года и по фактическим бюджетным расходам России в 2015 году.
На наш взгляд мировой финансовый кризис, в том числе введение санкций против России существенно повлияли на экономику РФ и невыполнение плановых показателей 2008 года. Не достигнута запланированная доля России в мировой экономике, доля среднего класса уменьшилась, запланированный
показатель ВВП на душу населения не был достигнут (реальный ВВП на душу населения в два раза меньше запланированного), были увеличены расходы на вооружение и сокращено финансирование социальной сферы.
Таблица 1. Приоритеты бюджетных расходов, % ВВ П
№ п/п Статьи расходов 2015 год по прогнозам 2008 г. 2015 год по бюджетной политике 2016 год по бюджетной политике 2017 по бюджетной политике
1 Социальная политика 10 27,3 27,2 26,5
2 Здравоохранение и спорт 4,9 2,6 2,5 2,3
3 Культура, кинематография и средства массовой информации 0,7 0,6 0,6 0,5
4 Образование 5,1 4 3,9 3,9
5 Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,3 0,3
6 Жилищно-коммунальное хозяйство 1,7 0,8 0,5 0,4
7 Национальная экономика 5,1 14,5 12,5 12,1
8 Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5,2 33,9 34,2 32,7
9 Общегосударственные вопросы 2,1 7,2 7,1 7,4
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов представлена в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов [5].
Сложившаяся экономическая ситуация конечно же потребовала существенной корректировки как трендов
экономического развития, так и стратегических плановых показателей, более детального анализа социально-экономического положения России и оценки специфики кризиса.
По нашим оценкам, пик экономического кризиса пройден в 2015 году, в 2016 году темпы падения большинства экономических показателей, показывающих отрицательную динамику уменьшились, при этом наблюдается рост ряда показателей, которые способны в причинно-следственной цепи
экономического развития привести к системному секторальному росту экономики России. При этом необходимо заметить, что ряд развитых стран мира уже в 2016 году по показателям ВВП демонстрируют положительную динамику, что привело пусть к незначительному, но росту мировой экономики.
Для подтверждения данной гипотезы можно воспользоваться данными двух основных официальных документов Минэкономразвития: об итогах социально
-экономического развития РФ в 2016 году [1] и прогнозом социально -экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [2]. С определенной долей осторожности можно учесть данные прогноза долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, представленного
Минэкономразвития в марте 2013 года [3].
Так, анализируя официальную
информацию, представленную в документе Минэкономразвития «Об итогах социально-экономического
развития РФ в 2016 году» отмечается целый ряд позитивных антикризисных внешнеэкономических факторов:
ускорение роста мировой экономики в 2017 году (по прогнозам МВФ ожидается ускорение роста мировой экономики с 3,1% в 2016 г., до 3,4% в 2017 году); ожидание роста экономики США и Китая; закрепление цен на нефть на уровне 55,6 долл. США за баррель в 2017 году с последующим ростом в 2017 г. до 61,2 доллара за баррель и в 2018 г. до 63,3 долл. за баррель.
Анализируя экономическое состояние секторов экономики в 2016 г можно особенно отметить как позитивный антикризисный фактор рост
промышленного производства, что естественно позволит в будущем
увеличить оборот торговых организаций, сократить безработицу, повысить доходы Россиян. Так индекс промышленного производства по итогам года увеличился на 3,2 % г/г.; по сельскому хозяйству в 2016 г. прирост составил 3,4%; снижение инфляции до уровня 5,4 %; замедление темпов роста потребительских цен на 7,1%; незначительное снижение уровня безработицы (составил 5,5 % от рабочей силы); во второй половине 2016 года наблюдался незначительный прирост реальной заработной платы (по итогам года прирост составил 0,6 %) [4].
К отрицательным факторам можно отнести: снижение инвестиционной активности (сокращение инвестиций в основной капитал - 2,3 %, производство инвестиционных товаров сократилось на 10,3%, по строительному сектору сокращение инвестиций составило 4,3 % г/г); сокращение оборота розничной торговли, в том числе из-за падения объемов потребительского спроса (снижение составило 5,2%); объем платных услуг населению сократился на 0,1% г/г.; снижение экспорта товаров на 19,2%; замедление темпов снижения ВВП до 2,8 % г/г; снижение кредитной активности в банковском секторе, снижение в целом вложений по депозитам; вследствие падения нефтегазовых доходов сократились поступления в федеральный бюджет (1,5 %), что привело к увеличению дефицита федерального бюджета; возрос объем государственного долга
(государственный долг увеличился на 1,4%).
В целом можно заключить, что положительная динамика ряда
вышеперечисленных показателей
позволяет прогнозировать стабилизацию кризисной ситуации.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- По итогам 2016 года можно судить об окончательном переходе кризиса в управляемую стадию, при этом ряд показателей, в том числе рост промышленного производства, позволяет делать положительные прогнозы по улучшению экономической ситуации в смежных отраслях экономики, в том числе в розничной торговле. Это косвенно свидетельствует о положительных результатах реализации политики импортозамещения и позволяет сделать рекомендации торговым предприятием о формировании маркетинговой политики с учетом пересмотра объемов оборота в сторону увеличения доли отечественной продукции;
- Пик кризиса определен интервалом времени - вторая половина 2015 года -первая половина 2016 года, далее наблюдается постепенный выход экономики России из кризисной ситуации;
- В плане долгосрочного социально-экономического планирования рекомендуется скорректировать показатели социально экономического развития до 2030 года или временно ограничиться только среднесрочным планированием в рамках не более трех лет;
Библиографический список
1. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов: сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Дата обновления 21.01.2017.- URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=165592#0 (дата обращения 24.01.17).
2. Об итогах социально-экономического развития РФ в 2016 году: сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Дата обновления 21.01.2017.- URL: http ://www.consultant.ru/cons/cgi (дата обращения 22.01.17).
3. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Дата обновления 21.01.2017.- URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189671#0 (дата обращения 02.02.2017).
4. Прогноз долгосрочного социально - экономического развития на период до 2030 года: сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс].Дата обновления 21.01.2017.-URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA (дата обращения 02.02.2017).
THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S ECONOMY IN CRISIS
V.V. Azizov, graduate student A.A.Benevskaya, student Rostov state university of economics (RINH) (Russia, Rostov-on-don)
Abstract. The article deals with the problems of crisis management of the Russian economy, examines the main indicators of the retrospective economic state, studies the trends of future development, and provides some recommendations for improving the foresight planning of the Russian economy in the conditions of the world crisis.
Keywords: global economic crisis; the anti-Russian sanctions; the policy of import substitution, the economy of Russia, anti-crisis measures.