Научная статья на тему 'Регулирование государством отношений в сфере образования в период экономического кризиса'

Регулирование государством отношений в сфере образования в период экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резванова Лариса Анатольевна, Чубенко Александр Владимирович

В данной статье идет речь о нормативно-правовом регулировании государством образовательных отношений в период экономического кризиса. Авторы полагают, что оптимальным вариантом поиска ответов на сложнейшие вопросы, касающиеся судеб образования в современный период новейшей истории, было бы отстраивание системы исследований сущности образования и его различных явлений от стратегической цели. Целостно-программное (или системное) рассмотрение образования требует столь же целостного метода регулирования. Комплексное стратегическое государственное планирование создает условия для дальнейшего поступательного развития образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резванова Лариса Анатольевна, Чубенко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование государством отношений в сфере образования в период экономического кризиса»

УДК 101.1:316.

Резванова Лариса Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета и права Ростовского государственного строительного университета LRezvanova1@mail.ru

Чубенко Александр Владимирович

кандидат политических наук, доцент кафедры экономической безопасности, учета и права Ростовского государственного строительного университета ch_av61@mail.ru

Регулирование

ГОСУДАРСТВОМ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Larisa A. Rezanova

candidate of legal Sciences, associate professor of economic security, accounting and law. Rostov State Construction University LRezvanova1@mail.ru

Aleksandr V. Chubenko

candidate of political Sciences, professor. Department of economic security, accounting and law, Rostov State Construction University ch_av61@mail.ru

State regulation of

RELATIONS IN THE FIELD OF EDUCATION DURING THE ECONOMIC CRISIS

Аннотация. В данной статье идет речь о нормативно-правовом регулировании государством образовательных отношений в период экономического кризиса. Авторы полагают, что оптимальным вариантом поиска ответов на сложнейшие вопросы, касающиеся судеб образования в современный период новейшей истории, было бы отстраивание системы исследований сущности образования и его различных явлений от стратегической цели. Целостно-программное (или системное) рассмотрение образования требует столь же целостного метода регулирования. Комплексное стратегическое государственное планирование создает условия для дальнейшего поступательного развития образования в России.

Ключевые слова: государство, образование, нормативно-правовые акты, экономический кризис, социально-экономическое развитие.

Annotation. This article refers to legal government regulation of educational relations in the period of economic crisis. The author believes that the best option of finding answers to difficult questions concerning the fate of education in the modern period of modern history would be building the system of research of the essence of education and its various phenomena from the strategic target. Holistically program (or system) consideration of education requires the same holistic method of regulation. Comprehensive state strategic planning creates conditions for further steady development of education.

Keywords: government, education, legal acts, economic crisis, socio-economic development.

Образование в настоящее время, также как и государство, в целом, проходит через стадию экономического кризиса. Для того, чтобы определить, какова роль государства в регулировании образования на данном этапе, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: «Что есть образование» для государства?

Это диктуется рядом обстоятельств, прежде всего тем, что сегодня в большинстве случаев образование принято изучать как некий «консорциум образовательных характеристик». Иногда, говорят также о наборе образовательных услуг. Его рассматривают как систему воспроизводства интеллектуального и нравственного потенциала общества (обучение, социализация, воспитание), социальный институт, ресурс рынка рабочей силы, обретения гражданских навыков, источник

государственной стабильности, наконец, как инновационный ресурс. Исследований, в том числе, и диссертационных, становится все более и более; однако, с еще большей скоростью увеличивается в объеме сама «проблема образования». Неоднократные попытки реформирования системы образования неоднозначно воспринимались и воспринимаются государством, политическими партиями и общественными организациями, родительским сообществом, теорети-ками-профессионалами, наконец, самими учащимися и студентами.

Мы же убеждены, что оптимальным вариантом поиска ответов на сложнейшие вопросы, касающиеся судеб образования в современный период новейшей истории, было бы отстраивание системы исследований сущности образования и

207

его различных явлений от стратегической цели. Ее конкретизация «разветвляла» бы цель на ряд задач и способов их превращения в функции, т.е. в практические модели реального (действующего) образовательного процесса в многообразии всех его форм.

Целостно-программное (или системное) рассмотрение образования требует столь же целостного метода.

Конечно, в соответствующем разделе придется перечислить различные методики. Но они не самодостаточны, являются лишь сторонами искомого целого. Таковым является само образование как органично-цинично развивающаяся предметность. Отсюда, программность метода, являющаяся по отношению к прошлой истории и по факту «свернутой» в идеал стратегической целью, предстает по отношению к будущему в тенденции как развернутый (точнее, разворачивающийся) идеал. Тогда можно будет сохранить органическое единство предпосылок образования, его реализованных форм и тенденций развития. Все исследователи указывают на тот факт, что догматизм и формализм как самого по себе образования, так и его исследований приводит к тому, что условия образования есть, а требуемого качественного образования, т.е. образованности, нет. Можно истратить астрономическое количество финансов на оснащение образовательного процесса различными средствами, в том числе, и суперинформационного типа, но не получить в результате ничего, кроме старых догм, словесно приукрашенных модерниза-ционными форматами.

При рассмотрении самого вопроса «что такое образование?» судьбоносным является то, какой результат мы хотим получить в итоге модернизации образования. Презентабельно-респектабельные классы и аудитории, оснащенные всевозможным интерактивом? Дипломообладателей, бойко изъясняющихся в формате сленговых информационных аббревиатур? Изобилие различных макетов, «пилотных проектов», «сценарных планов» и программ, ведущих свою родословную от потемкинских деревень, обещающих дать практический результат в теряющихся безбрежных далях абстрактного будущего? Или мы хотим получить в результате творческую личность, способную действовать адекватно социальным условиям, в основе чего является столь же адекватное изменение этих условий. Мы специально акцентируем здесь внимание на динамической стороне методологии. Какую бы версию ответа мы ни выбрали, он может состояться лишь при условии его понимании как живого процесса.

Вместе с тем, чтобы «за деревьями не потерять лес», следует специально акцентировать внимание на приоритетных органических составляющих образовательного процесса: 1) субъекте (юю образует); 2) объекте (для чего образуется); 3) условий их противоречивого единства (с помощью каких ресурсов осуществляется образовательный процесс).

Марк Твен как-то написал: «Кто не знает, куда идёт, очень удивляется, попав не туда». В послед-

нее время проблема образования не перестает для государства быть актуальной и приоритетной. Об этом, в частности, свидетельствует множество нормативно-правовых актов, принимаемых для регулирования отношений в данной сфере.

Для того, чтобы определить перспективы дальнейшего развития образования, государство, осуществляя политику в данной области, установило ее приоритетные направления в следующих нормативно-правовых актах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, принималась в условиях начала финансового кризиса. Однако, и сейчас, в рамках вновь усилившейся экономической нестабильности в государстве, актуально звучат ее постулаты о том, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития.

В 2009 году Президентом РФ был издан указ от 12 мая 2009 года № 536 «Об основах стратегического планирования в РФ», который содержал понятие «устойчивое развитие»: это «гармоничные позитивные изменения в важнейших сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, обеспечивающие за счет системы целенаправленных и долгосрочных социально-экономических мер способность Российской Федерации противодействовать внутренним и внешним угрозам национальной безопасности государства». В целях дальнейшего совершенствования стратегического планирования в 2014 году был принят Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172^3, в котором данное определение, к сожалению,отсртствует.

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации, предусматривает необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, в части образовательных программ, условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанав-

208

ливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования.

Именно такие условия для дальнейшего поступательного развития образования создают следующие государственные Федеральные программы:

В 2015 году завершается Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

В целях преемственности стратегические цели и задачи развития системы образования определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

В рамках реализации данных программ Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от

13.07.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривает: выделение федеральных

средств на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд; предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям; финансирование расходов на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами и т.д. Однако, не все мероприятия, направленные на достижение целей и задач государственной программы на уровне конкретных образовательных организаций, муниципалитетов и регионов, обеспечены на сегодняшний день финансовыми и организационно-экономическими механизмами.

В целях дальнейшего поступательного развития образования, принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.,

Литература:

1. Сапрыкин Д. Государство и фундаментальное образование: национальные модели // Высшее образование в России. 2005. № 1. URL: http:// cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvo-i-funda-mentalnoe-obrazovanie-natsionalnye-modeli (дата обращения: 18.06.2015).

2. Голощапов В.Н. Фундаментальная основа инновационного образования // Universum: Вестник Герценовского университета . 2008. № 2. URL: http:// cyberleninka.ru/ article/n/ fundamental-naya-osnova-innovatsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.06.2015).

утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы».

В данной программе осуществлена попытка выделить приоритетные элементы образовательной сферы, при помощи которых могут быть решены основные задачи социально-экономического развития Российской Федерации. Для этого были определены конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования. По мнению разработчиков программы, создан набор комплексных проектов, который позволит реализовать перспективные прорывные разработки по созданию и внедрению передовых моделей, программ, технологий и решений в области образования. Это в целом поможет достичь указанных в ней показателей. Намечено, что в рамках данной программы могут быть реализованы комплексные проекты, которые включают разработку моделей для решения задач федеральной образовательной политики на уровне образовательных организаций, муниципалитетов, регионов, апробацию этих моделей и их распространение на все образовательные организации, муниципалитеты и регионы.

Поставлена задача решить проблему всеобщей доступности качественного образования с учетом нового облика системы образования как системы, создающей условия, возможности и опции для личностного и профессионального развития при гарантии их качества. Учитывая внешние вызовы и тенденции, личностно ориентированная модель образования и соответствующая ей структура системы образования позволят существенно повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов, и в конечном итоге экономики и государства.

Таким образом, государство, принимая и реализуя вышеназванные нормативно-правовые акты, планирует стабилизировать положение в сфере образования, в том числе, в период экономического кризиса, не допуская ее упадка, и за счет прогнозируемого развития отдельных ее элементов создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.

Literature:

1. Saprykin D. the State and fundamental education: a national model // Higher education in Russia. 2005. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-fundamentalnoe - obrazovanie - natsionalnye - modeli (date of access: 18.06.2015).

2. Goloshchapov V.N. The fundamental basis of innovative education // Universum: Bulletin of the Herzen University. 2008. № 2. URL: http:// cyber-leninka. ru/ article/ n/ fundamentalnaya - osnova-inno-vatsionnogo-obrazovaniya (date of access:

18.06.2015).

209

3. Третьяк Н.В. Вступление в силу нового Закона «Об образовании»: актуальные правовые вопросы. "C:\Users\User\Desktop\MaTepnan для статьи ВАК\ Интернет-интервью с Н.В. Третьяк _ Консультант Плюс.Мт! (дата обращения: 18.06.2015).

4. Анд реев А., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие // ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ . 2005. № 1. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/gosudarstvo-i-fundamentalnoe-obrazovanie-natsionalnye-modeli (дата обращения: 20.06.2015).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base=LAW;n=164841 (дата обращения: 21.06.2015).

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г. URL: http:// base.consultant.ru/ cons/ cgi/online.cgi? req =doc;base=LAW;n=180188 (дата обращения:

18.06.2015) .

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р URL: http:// base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601(fl ата обращения: 18.06.2015).

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» (дата обращения:

18.07.2015) .

9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы». URL: http:// www.consultant.ru/law/review/ fed/ fw2014-04-28. html (дата обращения: 18.07.2015).

3. Tret’yak N.V. The entry into force of the new

Law On education: current legal issues //

"C:\Users\User\Desktop\MaTepnan for the article HAC\Internet interview with N. In. Tretiak _ Consultant nnrac.html (date of access: 18.06.2015).

4. Andreev A., professor of Lomonosov Moscow

State University. «National model» of University education: the emergence and development // HIGHER EDUCATION IN RUSSIA. 2005. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-

fundamentalnoe-obrazovanie-natsionalnye-modeli (date of access: 20.06.2015).

5. Federal law of the Russian Federation from June 28, 2014 N 172-FZ «On strategic planning in the Russian Federation» URL: http:// base. consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=16 4841(date of access: 21.06.2015).

6. The decree of the RF Government dated 29.12.2014 2765 N-R «On the Concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 years» of the Federal target program of education development for 2016-2020. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; ba-se=LAW;n=180188 (date of access: 18.06.2015).

7. The concept of long term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020, approved by the decree of the Government of the Russian Federation from November 17, 2008 № 1662-R http:// base.consultant.ru/ cons/ cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601(date of access: 18.06.2015).

8. The Federal target program of education development for 2011-2015, approved by decree of the Government of the Russian Federation of February 7, 2011 N 61 «About the Federal target program of education development for 2011-2015» (date of access: 18.07.2015).

9. State program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020, approved by the decree of the Government of the Russian Federation from April 15, 2014 295 N «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020». URL: http://www.consultant.ru/law/review/ fed/ fw2014-04-28.html (date of access: 18.07.2015).

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.