Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА'

РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маданий инқилоб / чандиқлар адабиёти / тўртлик тўдаси / аёллар адабиёти / cultural revolution / scar literature / gang of four / women's literature

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назирова, Шукрия Миадовна

Мазкур мақола ХХ асрнининг иккинчи ярми Хитойда аёллар адабиёти ривожи янги босқичга кўтарилган давр ҳисобланади. 1976 йил сентябрь ойида Хитой тарихидаги энг йирик воқеалардан бири бўлган “маданий инқилоб” барҳам топди. Худди шу йили Мао Цзэдунь вафот этди. Мамлакатдаги сиёсий воқеаларга бевосита даҳлдор ва барча мудҳиш воқеаларга сабабчи деб ҳисобланган “тўртлик тўдаси” 70 йил давом этган тизим тугатилди. Айнан шу даврдан хитой адабиётининг янги босқичи бошланади. Мамлакат ҳаётининг барча жабҳаларида тубдан ўзгаришлар содир бўлди. Айнан маданий инқилоб бу йўналиш ривожига ҳам туртки берди. Адабий асарларнинг мазмун-мундарижаси, образлар талқинида, воқеликка ёндашувди ўзгаришлар кузатилди. Асарларда инқилобий ғоялар етакчилик қилди, ҳарбий қаҳрамонлар образининг бирёқлама талқин қилиш тамойиллари кучайди.“Маданий инқилоб”дан кейинги дастлабки яратилган асарларда эса тарихий воқеалар туфайли қадди букилган, ўз ҳаётини тақдир измига ташлаб қўйган, фаталист-қаҳрамонлар образи яратила бошланди. “Чандиқлар адабиёти” – ҳақоратланган ва хўрланган авлоднинг ўзига хос тазарруси сифатида намоён бўлди. “Чандиқлар адабиёти” ўз ичига бир неча йўналишларни қамраб олди. Булар: “болалар”, “қишлоқ”, “шаҳар” чандиқлари.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF WOMEN'S LITERATURE IN CHINA IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

This article is devoted to the second half of the twentieth century, when the development of women's literature in China entered a new stage. In September 1976, the Cultural Revolution, one of the greatest events in Chinese history, came to an end. In the same year, Mao Zedong died. The 70-year-old Gang of Four system, which was directly involved in political events in the country and was the cause of all the tragic events, has come to an end. It was from this period that a new phase of Chinese literature began. Fundamental changes have taken place in all spheres of life in the country. It was the cultural revolution that gave impetus to the development of this direction. The content of literary works, the interpretation of images, and the approach to reality have changed. The works were dominated by revolutionary ideas, the principles of one-sided interpretation of the image of heroes were consolidated. In the first works created after the Cultural Revolution, the image of fatalist heroes began to be created, bent over by the force of historical events, leaving their lives in the hands of fate. Literature of Scars was a kind of insult to an offended and humiliated generation. Scar Literature covers several areas. These are: "children's", "village", "city" scars.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

'Uzbekistan-China: development of R VOLUME 1 | SPECIAL ISSUE 1

cultural, historical, scientific and Q ISSN 2181-1784

economic relations" SJIF 2021: 5.423

РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЕ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

d 10.24412/2181-1784-2021-1-404-410

PhD. Назирова Шукрия Миадовна

ТГУВ

e-mail: doston088@mail.ru

Аннотация. Мазкур мацола ХХ асрнининг иккинчи ярми Хитойда аёллар адабиёти ривожи янги босцичга кутарилган давр уисобланади. 1976 йил сентябрь ойида Хитой тарихидаги энг йирик воцеалардан бири булган "маданий инцилоб" бардам топди. Худди шу йили Мао Цзэдунь вафот этди. Мамлакатдаги сиёсий воцеаларга бевосита даулдор ва барча мудуиш воцеаларга сабабчи деб уисобланган "туртлик тудаси" 70 йил давом этган тизим тугатилди. Айнан шу даврдан хитой адабиётининг янги босцичи бошланади. Мамлакат уаётининг барча жабуаларида тубдан узгаришлар содир булди. Айнан маданий инцилоб бу йуналиш ривожига уам туртки берди. Адабий асарларнинг мазмун-мундарижаси, образлар талцинида, воцеликка ёндашувди узгаришлар кузатилди. Асарларда инцилобий гоялар етакчилик цилди, уарбий цаурамонлар образининг бирёцлама талцин цилиш тамойиллари кучайди."Маданий инцилоб"дан кейинги дастлабки яратилган асарларда эса тарихий воцеалар туфайли цадди букилган, уз уаётини тацдир измига ташлаб цуйган, фаталист-цаурамонлар образи яратила бошланди. "Чандицлар адабиёти" - уацоратланган ва хурланган авлоднинг узига хос тазарруси сифатида намоён булди. "Чандицлар адабиёти" уз ичига бир неча йуналишларни цамраб олди. Булар: "болалар", "цишлоц", "шауар" чандицлари.

Калит сузлар: маданий инцилоб, чандицлар адабиёти, туртлик тудаси, аёллар адабиёти

Annotation. This article is devoted to the second half of the twentieth century,

when the development of women's literature in China entered a new stage. In

September 1976, the Cultural Revolution, one of the greatest events in Chinese

history, came to an end. In the same year, Mao Zedong died. The 70-year-old Gang

of Four system, which was directly involved in political events in the country and was

the cause of all the tragic events, has come to an end. It was from this period that a

new phase of Chinese literature began. Fundamental changes have taken place in all

404

spheres of life in the country. It was the cultural revolution that gave impetus to the development of this direction. The content of literary works, the interpretation of images, and the approach to reality have changed. The works were dominated by revolutionary ideas, the principles of one-sided interpretation of the image of heroes were consolidated. In the first works created after the Cultural Revolution, the image of fatalist heroes began to be created, bent over by the force of historical events, leaving their lives in the hands of fate. Literature of Scars was a kind of insult to an offended and humiliated generation. Scar Literature covers several areas. These are: "children's", "village", "city" scars.

Key words: cultural revolution, scar literature, gang of four, women's literature

Вторая половина ХХ века в развитии женской литературы Китая считается периодом перехода на новый уровень. В сентябре 1976 года завершилось одно из величайших событий в истории Китая - подошла к концу «культурная революция». В том же году умер Мао Цзэдун. Деятельность "Банды четырех"(термин, официально использовавшийся с 1976 года. В состав банды вошли жена Мао Цзэдуна, зять и два близких соратника), которая принимала непосредственное участие в политических событиях в стране и считалась причиной всех трагических событий, была запрещена. Был положен конец деятельности 70-летней системе.

Именно с этого периода начинается новый этап в китайской литературе. Коренные изменения произошли во всех сферах жизни страны. С середины 1960-х годов с исторической точки зрения страна перешла на новую идеологическую систему, с этого времени в политике внутреннего управления стала доминировать коммунистическая идеология [Усов 1991; Harrison 1972]. Последствия этой идеологии все еще являются причинами для обсуждений и споров между политологами. Существует множество научных исследований и аналитических материалов посвященных именно этим событиям1. Особенность этого периода можно охарактеризовать следующим образом: любая свободная и просветительская мысль подавлена, угнетена, наука и образование находятся в кризисе, взаимное доверие потеряно, экономическое положение страны находится в кризисе, культурные ценности серьезно пострадали. Из истории известно, что последствия коммунистической идеологии были трагическими для узбекского народа. Эти изменения также оказали глубокое влияние на литературу в целом и особенно на женскую литературу, которая считается

1 [Асланов 2001; Бергстен и др.2007; Бондарева 2004]

зеркалом истории. Именно культурная революция дала толчок развитию всей литературы Китая, в том числе и женской. Произошли изменения в содержании и сути литературных произведений, в интерпретации и изображении образов, героев, в подходах к реальности. В произведениях стали преобладать революционные идеи, стали превалировать принципы односторонней интерпретации образа военных героев. В первых работах, созданных после культурной революции, начал создаваться образ героев-фаталистов, сломленных в результате исторических событий, оставивших свою жизнь на произвол судьбы, не имеющих сил и возможности бороться2.

Если посмотреть на изменения с точки зрения используемых жанров, то писатели, творившие в 50-х и 70-х годах, обычно использовали жанр рассказа или романа, а с конца 70-х годов интерес к жанру повести возрос. Если в 1978 году было опубликовано более 30 повестей, а в период с 1981 года по 1984 год было опубликовано более 800 повестей.3

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году приход к власти Дэна Сяопина привел к появлению в китайской литературе направления под названием «литература шрамов»({^^^^). Основное различие между литературой этого этапа и литературой периода культурной революции состоит в том, что все ограничения и давление на художественное творчество уже сняты, а массовые убийства отменены. Но интеллигенция, в том числе представители литературы были обречены на постоянное унижение, оскорбления и дискриминацию. Интеллигентов, образованных людей, писателей и поэтов стали массово ссылать в учреждения "перевоспитания", находящиеся в деревнях.

В первых произведениях, созданных после «Культурной революции», главным героем был образ фаталиста, сломавшегося в результате исторических событий, текущего по течению жизни, не сопротивляющегося, бросившего все на произвол судьбы4. «Литература шрамов» была своего рода покаянием, просьбой о прощении для оскорбленного и униженного поколения 5 . «Литература шрамов» охватила несколько направлений литературы: «детские шрамы», «деревенские шрамы», «городские шрамы». Говоря об особенностях направления «литератуы шрамова», необходимо отметить, что произведения

2 [Никитина 2017, 27].

3 Хун Цзечэн. Ситуация в разных литературных жанрах/ В книге: История современной китайской литературы. -Москва, 2016. - Стр. 213

4 Никитина А.А. Эволюция персоносферы китайской прозы второй половины ХХ ВЕКА.- Санкт Петербург, 2017 (дисс.на соис.кан.филол.н.), С.27

5 https://sanwen.ru/2012/01/04/desvat-abzacev-o-literature-shramov/ Ивлев Л.А. Десять абзацов о литературе шрамов

этого направления имеют очень простой сюжет, они написаны в духе грубой и открытой критики. Эти произведения больше напоминают "излитие души человека, изложение всего, что есть в душе.

В истории литературы этого периода достойное место заняли и женщины-писатели. «Женская литература», являющаяся неотъемлемой частью национальной литературы, прошла уникальный этап развития.

Корни женской литературы в Китае восходят к очень древним временам, когда женщины, которые жили во дворцах и умели читать и писать, создавали первые произведения. С точки зрения жанра в тот период было написано больше поэтических произведений. Во времена когда женское творчество не было официально признано, женщины создавали свои произведения под разными псевдонимами.

Такие социально-политические события в Китае начала ХХ века, как Синьцзянская революция и движения "4 мая", «Сторонники новой культуры» привели к значительным и серьёзным изменениям во всех областях общественно-политической и социальной жизни. В результате богатых древних традиций и влияния западного мира сформировались совершенно новые ценности. Особое внимание было уделено таким вопросам, как семья и роль женщин в обществе. Первая мировая война, а затем и Вторая мировая война привели к активизации усилий по защите прав женщин.

До 50-х годов ХХ века в произведениях женщин-литераторов доминировали такие темы, как судьба женщин, её права, бытовая жизнь и семейные ценности.

Большинство работ, созданных в этот период, носили автобиографический характер, и их создателями были женщины, которые сами прошли через испытания этого периода.

Большинство женщин писателей и поэтов того времени было государственными служащими и общественными деятелями. Они принимали активное участие в политической и общественной жизни страны, с одной стороны, они обладали большой известностью, а с другой - становились жертвами политики.

Со второй половины ХХ века, как и во всех сферах китайской жизни, в женской литературе произошли радикальные изменения. С середины 1960-х годов страна перешла к исторически новой идеологической системе, во внутренней политике которой главенствовала коммунистическая идеология.

Самые крупные события в истории Китая - конец «Культурной революции» в сентябре 1976 года и смерть Мао Цзэдуна привели к большим переменам.

Родители писателей, большинство их родственников и сами они пережили трагедии «культурной революции» в своих собственных судьбах. В их произведениях вопрос о влиянии «культурной революции» на характер и судьбу человека имел большее значение, чем действительность.

Говоря об особенностях направления «литературы шрамов», следует отметить, что произведения в этом направлении имели очень простой сюжет и были написаны в духе открытой и грубой критики. Это больше напоминает состояние обиженного человека, изливающего свою душу.

Женщины-писатели также заняли достойное место в истории литературы этого периода. «Женская литература», являющаяся неотъемлемой частью нациоанльной литературы, прошла уникальный этап развития. В этот период были созданы произведения таких писательниц, как Чжан Цзе (^Уи), Ван Аньи (££'£), Тие Нинг (ШМ).

Главными героями произведений писательниц этого периода являются представители разных профессий, чей образ жизни и психология отражаются методом реализма. В то же время эти писательницы обладают своей уникальной техникой изображения, художественными средствами и стилем, что обеспечивает их уникальность.

«Литература шрамов» характеризуется тем, что в ней нашли своё отражение глубокий эмоциональный личный опыт и переживания писательниц. Именно это позволяет обратить большее внимание психологии и внутренним переживаниям человека.Направление «Литература шрамов», которое развивалась в конце 70-х годов XX века, и пришедшее на замену ему направление «Мысли о прошлом» стали прочной основой для развития литературы 80-х годов.

В итоге начало политики открытых дверей в Китае в конце 70-х годов ХХ века привело к следующему этапу в развитии женской литературы, существенно отличающемуся от предыдущих лет. Приток переведенных произведений из латиноамериканской и западной литературы привел к значительным изменениям в творческом стиле писателей-женщин, усилению влияния авангардной литературы на тематику и стиль письма, разнообразию жанров и возникновению различных литературных течений. В результате реформ в Китае художественная литература стала постепенно отделяться от

408

'Uzbekistan-China: development of R VOLUME 1 | SPECIAL ISSUE 1

cultural, historical, scientific and Q ISSN 2181-1784

economic relations" SJIF 2021: 5.423

политики. Основная цель произведения искусства заключалась не в том, чтобы сосредоточиться на политических вопросах, а в том, чтобы изобразить человека, его мысли и переживания. Писатели стали выражать свои взгляды, свои творческие позиции по тому или иному вопросу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Harrison J.P. The Long March to Power. A History of the Chinese Communist Party / J.P. Harisson. - New York - Washington: International Thomson Publishing, 1972

2. Асланов Р.М. Три модели и перспективы социализма в КНР//Восток-Россия-Запад: Ист. и культурол.исслед: К 70-летию акад. В.С.Мясникова. - М., 2001

3. Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2007

4. Бондарева В.В. Культура и «культурная революция» в КНР (1966-1976 гг.): соотношение понятий/ В.В.Бондарева// Гарни 2004: материалы Научной сессии ФИСМО (факультет истории, социологии и международных отношений). -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2004

5. Демидо Н.Ю. Чжан Цзе//Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. Москва, Восточная литература, 2006. -Т.3

6. тш

7. Й^

8. щщ

. -±Ш: 1928 ^

^тткшш} «т 1931 ^

АХ^М, 1932 ^

9. ЙАШ: 1933 ^

10. шш: тк^тшм} 1936 ^

11. ЙАШ: 1933 ^

12. https://sanwen.ru/2012/01/04/desyat-abzacev-o-literature-shramov/ Ивлев Л.А. Десять абзацов о литературе шрамов

13. M.Sh. Bakhtiyorovna Coloristic Style in the Works of Mo Yan in Chinese Romanticism International Journal of Psychosocial Rehabilitation 24 (05)

14. Mirzaxmedova, H. (2020). TERMS MADE FROM THE ORIGINAL IRANIAN VOCABULARY IN PERSIAN. Philology Matters, 2020(1), 137-145.

15. Омонов, К. Ш. (2019). Stereotype phrases and their place in providing formality to the text. Молодой ученый, (28), 259-261

16. Nasirova, S. A. (2020). CONCEPTS OF ФШ &Ш" CHINESE DREAM" AND Щ ^ Ш Л Ш " COMMUNITY OF THE ONE FATE OF HUMANITY"-A LINGUISTIC AREA. Journal of Central Asian Social Studies, 7(01), 05-14.

17. Хашимова, С. (2019). On some features of teaching foreign language for students of non-philological areas at the initial stage. Евразийское Научное Объединение, (1-6), 334-338.

18. Халмурзаева, Н. Т. (2020). ТИПОЛОГИЯ ЯПОНСКОГО КОММУНИКАТИВНО-ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА. Вестник науки и образования, (14-2 (92)).

19. Рихсиева, Г. Ш. (2014). ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ РЕЙТИНГИ-СИФАТ ВА ТАРА^КИЁТ ОМИЛИ. Oliy ta'lim taraqqiyoti istiqbollari= Perspectives of higher education development= Перспективы развития высшего образования: To 'plam № 2/ma'sul muharrir MA Rahmatullayev.-Издателъство: Vita Color Т.: 2014.-161 b., 29.

20. Mirzakhmedova, H. V., Omonov, K. S., & Khalmurzaeva, N. T. (2021). METHODS OF IMPROVING LANGUAGE SKILLS USING MEDIA SOFTWARE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(03), 47-55.

21. Hashimova, S. A., & Nasirova, S. A. (2021). FEATURES OF FORMING OF ANIMATED NOUNS WITH THE AFFIXES IN MODERN CHINESE LANGUAGE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 1-10

22. Mirzakhmedova, K. V. (2021). Comparative Analysis of General Words-Terms In Persian and Uzbek Languages. Psychology and Education Journal, 58(1), 10501056.

23. Omonov, Q. S. (2019). THE WAYS OF OFFICIALISATION OF THE DOCUMENTS AND THE PROBLEM OF LEGITIMIZATION OF THE TEXT. Научные вести, (7), 43-51.

24. Abdullaevna, N. S. (2020). Lexical-semantic and cognitive specifics of political discourse (based on si jinping's speeches). ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 1086-1092.

25. Abdullayevna, H. S. (2020). Peculiarities of the formation of animated nonsignificant using suffixing in the modern chinese language. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 1504-1511.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.