ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С. В. Летуновская (Московский городской психолого-педагогический
университет),
Н. Н. Морозова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
В настоящей статье предпринята попытка целостного изучения проблемы развития здоровьесберегающего поведения у учащихся различных возрастных групп с позиции исследования всех составляющих здоровья: соматического, физического, психологического, нравственного. На обширном эмпирическом материале рассматриваются особенности самооценки здоровья у школьников, потребности и мотивы здоровьесберегающего поведения, анализируются конкретные действия по сохранению и укреплению здоровья.
Ключевыге слова: соматическое здоровье; психологическое здоровье; нравственное здоровье; здоровьесберегающее поведение; младшие школьники; подростки; самооценка; потребности; мотивы; профилактика; действия по сохранению здоровья.
Здоровье — важнейшая человеческая ценность. С рождения природа дает каждому из нас определенный его запас, и очень важно в течение жизни максимально сохранить этот дар. Во все времена привитие необходимых знаний и умений в данной области обеспечивали образовательные учреждения, в связи с чем тема поиска наиболее эффективных путей формирования таких знаний и умений относится к числу наиболее актуальных.
В последние годы в различных международных документах [1—3 и др.] и научных разработках (Т. В. Поздеева,
М. Ю. Абросимова, Г. В. Ганьшина и др.) все чаще подчеркивается, что овладение знаниями и умениями в области здоровья часто не приводит к их использованию в жизни. Гораздо более высокие результаты можно получить при формировании у школьников поведения, позволяющего сохранять и укреплять свое здоровье. Кроме того, анализ данных по основным причинам ухудшения здоровья во всем мире показывает, что в большей степени это обусловлено неправильным, непродуманным поведением по отношению к нему.
В свете сказанного важнейшей задачей средних общеобразовательных учреждений должно стать формирование у учащихся здоровьесберегающего поведения. Между тем как исследователи, так и работники школ отмечают отсутствие четких целей и концепции по со-
хранению и укреплению здоровья воспитанников в целом, по развитию у них здоровьесберегающего поведения в частности. При этом важно изучение всех видов здоровья: соматического, физического, психологического и нравственного. Рассмотрение данного вопроса и являлось основной задачей нашей работы.
Исходя из современных взглядов на здоровье человека, а также обобщения научной литературы по проблеме поведения с целью его сохранения и укрепления (Е. П. Белинская, И. Г. Гурвич, С. С. Кашуркина и др.) нами были выделены следующие основные критерии такого поведения: осознание школьниками ценности здоровья и его самооценка; потребности и мотивы их здоровьесберегающего поведения; действия учащихся по сохранению и укреплению здоровья; знания по сохранению и укреплению собственного здоровья; наличие персональных ресурсов, способствующих защите здоровья от вредящих ему факторов.
Экспериментальные исследования проводились в общеобразовательных школах Москвы и Саранска. Всего в них приняли участие 713 учащихся младшего школьного (181 чел.), младшего подросткового (197), среднего подросткового (186) и старшего подросткового (149 чел.) возрастов. Использовались такие методы, как анкетирование учащихся, классных руководителей, школьных психологов, беседы с ними, наблю-
© Летуновская С. В., Морозова Н. Н., 2010
№ 3,
дение, метод компетентных судей, решение учащимися практических ситуаций, социометрия, опрос, тестирование. Ниже представлены данные, полученные по каждому из вышеуказанных критериев.
Самооценка здоровья и осознание его ценности
Осознание человеком ценности своего здоровья — важнейший компонент здоровьесберегающего поведения, поскольку без такого понимания индивид не будет самостоятельно предпринимать каких-либо действий по его сохранению и укреплению.
Исследование, проведенное в 8 регионах России [3], а также результаты наших экспериментов показывают, что понимание значения здоровья у подавляющего большинства школьников (около 90 %) появляется уже в младших классах. На наш взгляд, это объясняется тем, что в последнее время в семьях данному вопросу стали уделять больше внимания, у родителей возникло новое осознание ценности здоровья, соответствующее современным экономическим требованиям. Кроме того, несмотря на критику в адрес школы в связи с отсутствием единой государственной концепции здоровьесбережения, в образовательных учреждениях, и на уроках, и во внеклассной деятельности, достаточно часто поднимается тема здоровья как ценности, которую нужно сохранить. Некоторые подвижки в плане необходимости ведения здорового образа жизни можно наблюдать и на уровне государства: первые лица страны подают в этом пример, а СМИ начинают говорить о значимости спортивной работы среди молодежи. Однако настораживает факт, что осознание детьми ценности здоровья вплоть до окончания школы остается на уровне 90 %, т. е. каждый десятый за годы обучения в школе так и не осознает важность здоровья для жизнедеятельности.
Что касается удовлетворенности своим здоровьем, то, как показывают полученные нами данные, она, достаточно высокая уже в младших классах школы (76 %), с возрастом постепенно увеличи-
2010 1%
вается (79 и 78 % в младшем подростковом и собственно подростковом возрастах), достигая пика к выпускному классу (91 %). При этом не менее важным аспектом, необходимым для полноценного развития здоровьесберегающего поведения, является то, насколько адекватна такая оценка. В начальных классах и младшем подростковом возрасте она почти совпадает с той, которую отмечают учителя и психологи: чуть занижена у малышей (76 и 80 % у детей и взрослых соответственно) и, наоборот, несколько завышена у более старших ребят (79 и 72 % соответственно).
Наши исследования показывают, что учащиеся подросткового возраста с адекватной высокой самооценкой здоровья (подтвержденной компетентными судьями), как правило, занимают благоприятное положение в структуре межличностных отношений класса и никогда не отвергаются. Вероятно, ощущение гармонии отношений с окружающими людьми для подростков в первую очередь обусловлено взаимоотношениями со сверстниками, тем более что именно в этой группе школьников обнаруживается высокий уровень развития коммуникативных навыков, а также навыков самоуправления и решения проблем.
Потребности и мотивы здоровьесберегающего поведения
Наличие потребности в профилактических мероприятиях по укреплению своего здоровья, а также в его восстановлении при возникших проблемах демонстрируют подавляющее большинство школьников всех рассматриваемых возрастов: в младших классах — 86 %, в подростковом возрасте — 91; 89 и 91 %.
Благодаря проводимой в последние годы здоровьесберегающей деятельности школы, а также, видимо, накопления собственного опыта в этом вопросе, когда решение проблем за счет здоровья имело отрицательные последствия, количество учащихся, которые понимают, что здоровье — ценность сама по себе, с возрастом несколько увеличивается (12—32—32—31 %).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШ
укреплению своего здоровья наблюдается уже у большей части учеников младших классов (62 %), в дальнейшем она возрастает, достигая у младших подростков показателя 81 %, средних — 85, у старших— 88 % (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Мотивация здоровьесберегающего поведения школьников
Рассматривая мотивацию здоровьесберегающего поведения, мы сосредоточили свое внимание на ее осознанности, поскольку речь идет о детях. Результаты показывают, что внутренняя мотивация к действиям по сохранению и
Возраст Мотивация, % Компоненты внешней мотивации %
Внутренняя Внешняя
Младший школьный 62 38 Родители 56
Школа 31
Подражание 13
Младший подростковый 81 19 Родители 72
Школа 12
Подражание 16
Собственно подростковый 85 15 Родители 43
Школа 19
Подражание 38
Старший подростковый 88 12 Родители 25
Школа 25
Подражание 50
Роль родителей как побудительной силы к возникновению здоровьесберегающих действий с возрастом снижается, школы — к средним классам уменьшается, но затем, к старшим, вновь немного увеличивается. Наблюдается также неуклонный рост мотивации подражания, что связано с ориентацией подростков на значимых взрослых, кумиров и т. д.
Таким образом, формируя мотивацию здоровьесберегающего поведения, важно ориентироваться и на внутреннюю, и на внешнюю мотивацию с использованием значимых для учащихся образцов для подражания. Что касается гендерных различий, то, согласно исследованиям Н. В. Савиной, девочки более мотивированы сохранять здоровье, чем их сверстники-мальчики [4].
Наши исследования показали также, что при наличии внутренней мотивации здоровьесберегающего поведения учащиеся младших классов называют большее количество действий по поддержанию здоровья, а также демонстрируют отсутствие вредных привычек. Их сверстники с внешней мотивацией здоровье-сбережения указывают не более одного действия по профилактике нарушений
здоровья и обнаруживают наличие вредных привычек. В старших классах данная зависимость не прослеживается. При общем увеличении количества школьников, которым присуща внутренняя мотивация здоровьесберегающего поведения, возрастает и число подростков с наличием вредящих здоровью привычек. Приходится констатировать, что образ здорового человека для современного подростка с ними вполне совместим. Можно предположить негативное влияние СМИ в создании такого образа.
Действия по сохранению
и укреплению здоровья
Понимание большинством школьников здоровья как жизненной ценности способствует выполнению ими разнообразных действий как восстанавливающего, так и профилактического характера. Почти все дети при возникновении проблем со здоровьем предпринимают действия по его восстановлению. Интересен тот факт, что в большей степени это относится к соматическому и физическому здоровью. В младшем школьном и подростковом возрастах 99 и 98 % де-
№ 3, 2010
теи соответственно занимаются лечением болезней, к старшим классам эти цифры несколько уменьшаются, но все же остаются достаточно высокими (89 и 80 %). Некоторое снижение показателей обращения за помощью в связи с такими расстройствами скорее всего обусловлено ослаблением внимания к здоровью детей со стороны родителей, нежеланием взрослеющего ребенка в ряде случаев рассказывать о возникших проблемах.
Несколько иная картина наблюдается при наличии у школьника отклонений в психологическом здоровье. При появлении таких отклонений большинство учащихся (но меньше, чем в предыдущем случае) ищут способы их ликвидации или уменьшения отрицательного воздействия (73—71—85—80 % соответственно по рассматриваемым нами возрастам). Остальные считают, что «все это разрешится само по себе», «ничего не буду делать, как-нибудь образуется» и т. д.
Чуть лучше обстоит дело при возникновении проблем нравственного порядка: ищут выхода из таких ситуаций 77 % младших школьников и практически 9 из 10 учащихся более старших возрастов (88—90—91 %). Объяснить это
можно следующим образом. Нравственным воспитанием школа активно занимается, что проявляется в желании учащихся регулировать свое поведение в соответствии с признанными нормами и правилами. К тому же нравственные отклонения у детей чаще всего лежат в области межличностного общения, что также заставляет искать пути их решения. Отклонения же в психологическом здоровье чаще касаются личности самого школьника, в процессе обучения, в ходе семейного воспитания о них говорят значительно реже; дети не всегда знают, к кому обратиться с такими проблемами.
В процессе наших исследований изучался и вопрос о том, к кому чаще всего обращаются дети при возникновении отклонений в соматическом, физическом, психологическом и нравственном здоровье. Как оказалось, при появлении проблем с соматическим и физическим здоровьем во всех классах дети чаще всего обращаются за помощью к родителям и врачам. Особенно это касается малышей и младших подростков. Однако настораживает то, что в некоторых ситуациях ученики не исключают и самолечение, а также обращение за советом к знакомым или друзьям (рис. 1).
Младший школьный возраст
Младший подростковый возраст
Собственно подростковый возраст
Старший подростковый возраст
Нг1 1
и 1
Ч
^-н 1
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 %
■ Ничего не буду делать □ К знакомым и друзьям □ Самолечение □ К врачам □ К родителям
Р и с. 1. Действия школьников при возникновении проблем в соматическом и физическом здоровье
в зависимости от возраста
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Роль специалистов в разрешении проблем психологического характера с возрастом повышается (рис. 2). Вместе с тем, как видно из приведенных данных, среди старшеклассников лишь пятая часть обращается к психологам, что,
к сожалению, демонстрирует наличие проблем в школьной психологической службе. Небольшое количество учеников при появлении проблем психологического характера в некоторых случаях могут пойти в церковь.
Младший школьный возраст
Младший подростковый возраст
Собственно подростковый возраст
Старший подростковый д возраст —
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
■ Самостоятельно □ В церковь □ К специалистам
□ К учителям □ К родителям □ К друзьям
Р и с. 2. Действия школьников при возникновении проблем в психологическом здоровье
в зависимости от возраста
Вызывает озабоченность немалое количество ответов, в которых дети говорят, что чаще всего такие неприятности решают самостоятельно (до 80 % в старших классах) либо не делают ничего в надежде, что все само собой пройдет.
В ходе исследования было отмечено, что старшеклассницы услугами психолога пользуются в четыре раза чаще, чем их сверстники-юноши. На наш взгляд, это объясняется тем, что мальчики следуют гендерным стереотипам мужественности, в соответствии с которыми обращение за помощью к специалистам (в частности, психологам) может считаться проявлением слабости.
При возникновении проблем нравственного плана младшие школьники и
учащиеся младшего подросткового возраста ведут себя практически одинаково. Половина из них идет за советом к родителям; чуть реже в качестве помощников называются учителя и другие взрослые, которым ребенок доверяет (треть школьников); столько же в некоторых случаях могут выбрать самостоятельный путь решения проблемы.
Близки по результатам и две другие группы: собственно подростков и старших подростков. Около половины из них, а к выпускному классу — 60 % будут решать вопрос сами или посоветуются с друзьями. Родители, учителя и другие взрослые «уходят» на второй план, к ним в определенных ситуациях предпочтут обратиться 10—14 % школьников, а пойдут в церковь — 3 % (рис. 3).
№ 3, 2010
Младший школьный возраст
Младший подростковый возраст
Собственно подростковый возраст
Старший подростковый возраст
10
20
30
40
50
70
%
I Самостоятельно □ В церковь □ К учителям и взрослым, которым доверяю □ К родителям □ К друзьям Р и с. 3. Действия школьников при возникновении проблем в нравственном здоровье
в зависимости от возраста
Осознание большинством учащихся важности здоровья приводит к тому, что практически все они (99 %) говорят о необходимости профилактики нарушений соматического и физического здоровья. Представления о возможных видах профилактических действий по данному виду здоровья имеются у всех детей.
Однако школьники не рассматривают полный их спектр, обычно ограничиваясь одним-двумя, в основном называя правильное питание и двигательную активность (прогулки, подвижные игры). Довольно часто упоминаются прием витаминов и занятия спортом (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Представления школьников о возможных видах профилактики нарушений соматического и физического здоровья, %
Виды профилактических действий
Возраст Правильное питание Соблюде- ние режима дня Регулярные проф-осмотры Утренняя гимнастика и занятия спортом Достаточная двигательная активность Прием витаминов
Младший школьный 44 29 32 54 46 38
Младший подростковый 50 22 47 61 50 47
Собственно подростковый 35 9 20 37 59 20
Старший подростковый 43 34 27 30 56 27
В многочисленных научных публикациях ученые из разных стран с сожалением отмечают, что в школьный период у детей констатируется немалое количество проявлений действий, вредящих их здоровью. Так, в исследовании, в котором приняли участие 2 883 ученика из 8 регионов РФ, показано, что уже в 1—4 классах дети пробуют курить, причем в
некоторых областях страны эта цифра достигает почти 30 %. В 5—7 классах таких учащихся около 20 %, а в старших — 42—64 %; распространенность курения среди школьников 8—11 классов в среднем составляет 18 % [3].
Интересны данные, касающиеся того, как современные российские школьники относятся к таким действи-
0
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ям. В рамках проекта «Изучение распространенности поведенческих факторов риска среди школьников, существующей практики и потребностей в области укрепления здоровья и социальной безопасности» было установлено, что единственным неприемлемым для старших подростков является употребление наркотиков: негативное отношение к нему содержалось почти в 90 % высказываний. При оценивании других фактов отмечается та или иная степень терпимости. Наименее негативно окрашено раннее начало половой жизни: 2/3 подростков считают такой факт нормальным, и этот показатель выше, чем у бессодержательного времяпрепровождения в компании сверстников. Что касается курения и употребления алкоголя, то в 5—7 классах большинство детей во всех регионах считают эти действия неприемлемыми, а в 8—11 — к употреблению алкогольных напитков отношение более терпимое, нежели к факту курения.
Знания по сохранению и укреплению здоровья
Перечень необходимых для человека знаний, позволяющих максимально эффективно сохранять и укреплять свое здоровье, постоянно меняется. Поэтому в плане рассмотрения вопроса об уровне имеющихся у школьников знаний в этой области, на наш взгляд, наиболее интересны данные, касающиеся наличия у них стремления получать такие сведения и знания о том, где их можно получать.
Родители остаются наиболее авторитетными для детей в указанном вопросе на протяжении всех лет обучения. Именно их чаще всего называют школьники, отвечая на вопрос, откуда можно получить необходимую информацию из области здоровья (рис. 4). На втором месте учащиеся (за исключением собственно подросткового возраста) поставили Интернет, телевидение, прессу. Лишь затем,
Младший школьный возраст
Младший подростковый возраст
Собственно подростковый возраст
Старший подростковый |_________
возраст
0 10 20 30 40 50 60 70 80
%
■ Родители ШСМИ □ Друзья и одноклассники □ Учителя, врачи, психологи Р и с. 4. Источники получения школьниками знаний из области здоровья
к сожалению, следуют учителя, врачи, психологи, другие специалисты, а замыкают ряд — друзья и сверстники (в выпускных классах они становятся даже
авторитетнее в этих вопросах, чем педагоги и специалисты).
Таким образом, изучение проблемы развития здоровьесберегающего поведе-
№ 3,
ния у учащихся различных возрастных групп с позиции исследования соматического, физического, психологического, нравственного компонентов позволило выявить потребности и мотивы такого поведения особенности самооценки здоровья у школьников,, дало возможность проанализировать имеющиеся у них знания и конкретные действия, совершаемые учениками по сохранению и укреплению здоровья. Дальнейшая работа в данном направлении предполагает разработку методов и средств оптимизации здоровьесберегающего поведения у школьников с учетом их возрастных особенностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Здоровье молодых людей в определенном контексте. Отдельные важнейшие результаты
2010 iiiiilllffl 1%
исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья». Факты и цифры ЕРБ B03/04/04 [Электронный ресурс]. — Копенгаген ; Эдинбург, 2004 (3 июня). — Режим доступа: http:/ /www.euro.who.int/eprise/main/WHO/ InformationSources/Publications/Catalogue/ 20040601_1.htm.
2. Навыки, необходимые для здоровья. Всемирная Организация Здравоохранения. Информационные серии по школьному здравоохранению (документ 9). — Алматы, 2003.
3. Программа укрепления здоровья детей CINDI — Children — Россия «Изучение распространенности поведенческих факторов риска среди школьников, существующей практики и потребностей в области укрепления здоровья и социальной безопасности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cindi.gnicpm.ru/children-brf.html.
4. Савина, Н. В. Гендерная асимметрия отно-
шения подростков к своему здоровью [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://
1.emissia.peterhost.ru/offline/2009/1332.htm.
Поступила 15.04.10.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О. М. Романова (Ялгинская общеобразовательная школа)
Статья посвящена особенностям эмоциональной культуры младших школьников. Определена специфика понятия и выделены структурные компоненты эмоциональной культуры. Приведены результаты исследования наличного уровня эмоциональной культуры младших школьников и работы по составлению их «словаря эмоций».
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; эмоциональная культура; компоненты эмоциональной культуры; младшие школьники; «словарь эмоций».
Современное образование предполагает передачу подрастающему поколению большого объема знаний из сокровищницы общечеловеческой культуры и науки. К моменту получения аттестата дети, как правило, овладевают сложной компьютерной техникой, некоторые получают навыки профессиональной деятельности. Однако школа целенаправленно не учит управлять собственными чувствами и переживаниями, поэтому нередко, попадая в стрессовую ситуацию, человек срывается. Умение разбираться в эмоциональном мире других также формируется стихийно — отсюда столь частые случаи неадекватного, неэффектив-
ного поведения. Все это ставит нас перед проблемой необходимости развития эмоциональной культуры личности.
Понятие «эмоциональная культура» является относительно новым. В 1990 г. один из исследователей гуманистической волны П. Салоуэй выпустил статью «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства представителей профессионального сообщества, и в частности Л. М. Новиковой, стала первой публикацией на эту тему [5]. П. Салоуэй и его соавтор Дж. Майер определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, © Романова О. М., 2010