Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ '

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергия / энергоснабжение / договор энергоснабжения / экономика / энергетический ресурс / energy / energy supply / energy supply contract / economy / energy resource

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеснокова Юлия Вячеславовна

Современное общество невозможно представить без такого важного ресурса, как энергия. Энергия необходима в каждой отрасли экономики, а также в жизни каждого человека. Именно энергетический ресурс, порядок и сроки его предоставления обеспечивает нормальные бытовые нормы для жизни населения и предпринимательские условия для отраслей хозяйствования. В представленной статье раскрыты исторические этапы становления правового регулирования отношений энергоснабжения. Рассматриваемые авторами вопросы занимают существенное место в имущественных правоотношениях. В связи с этим, следует подчеркнуть актуальность темы исследования, как с теоретической, так и с практической точки зрения. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что каждый этап развития правового регулирования энергетической отрасти имел характерные черты и особенности, как в развитии нормативной правовой базы, так и в правовой науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF ENERGY SUPPLY

Modern society cannot be imagined without such an important resource as energy. Energy is needed in every branch of the economy, as well as in the life of every person. It is the energy resource, the order and timing of its provision that ensures normal household standards for the life of the population and business conditions for economic sectors. The presented article reveals the historical stages of the formation of the legal regulation of energy supply relations. The issues considered by the authors occupy an essential place in property legal relations. In this regard, it is necessary to emphasize the relevance of the research topic, both from a theoretical and practical point of view. Based on the conducted research, it is concluded that each stage of the development of legal regulation of the energy industry had characteristic features and peculiarities, both in the development of the regulatory legal framework and in legal science.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_259 УДК 347

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ DEVELOPMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF ENERGY SUPPLY

ЧЕСНОКОВА Юлия Вячеславовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Частное и публичное право» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». 440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40. E-mail: juliachesn@yandex.ru;

МЯСИНА Елизавета Сергеевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». 440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40. E-mail: el izavetaborovaya@yandex.ru ;

Chesnokova Yulia Vyacheslavovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Private and Public Law Penza State University "Penza State University". 440026, Russia, Penza region, Penza, Krasnaya str., 40. E-mail: juliachesn@yandex.ru;

Myasina Elizaveta Sergeevna,

Master's student Penza State University "Penza State University". 440026, Russia, Penza region, Penza, Krasnaya str., 40. E-mail: elizavetaborovaya@yandex.ru

Краткая аннотация. Современное общество невозможно представить без такого важного ресурса, как энергия. Энергия необходима в каждой отрасли экономики, а также в жизни каждого человека. Именно энергетический ресурс, порядок и сроки его предоставления обеспечивает нормальные бытовые нормы для жизни населения и предпринимательские условия для отраслей хозяйствования. В представленной статье раскрыты исторические этапы становления правового регулирования отношений энергоснабжения. Рассматриваемые авторами вопросы занимают существенное место в имущественных правоотношениях. В связи с этим, следует подчеркнуть актуальность темы исследования, как с теоретической, так и с практической точки зрения. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что каждый этап развития правового регулирования энергетической отрасти имел характерные черты и особенности, как в развитии нормативной правовой базы, так и в правовой науке.

Abstract: Modern society cannot be imagined without such an important resource as energy. Energy is needed in every branch of the economy, as well as in the life of every person. It is the energy resource, the order and timing of its provision that ensures normal household standards for the life of the population and business conditions for economic sectors. The presented article reveals the historical stages of the formation of the legal regulation of energy supply relations. The issues considered by the authors occupy an essential place in property legal relations. In this regard, it is necessary to emphasize the relevance of the research topic, both from a theoretical and practical point of view. Based on the conducted research, it is concluded that each stage of the development of legal regulation of the energy industry had characteristic features and peculiarities, both in the development of the regulatory legal framework and in legal science.

Ключевые слова: энергия, энергоснабжение, договор энергоснабжения, экономика, энергетический ресурс.

Keywords: energy, energy supply, energy supply contract, economy, energy resource.

Для цитирования: Чеснокова Ю.В., Мясина Е.С. Развитие законодательства в области энергоснабжения //Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 259-262. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_259.

For citation: Chesnokova Yu. V., Myasina E. S. Development of legislation in the field of energy supply // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 259-262. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_259.

Статья поступила в редакцию: 10.07.2023

Энергетическая сфера является одной из важнейших сфер в любом государстве. Без нее невозможно представить ни одну современную и развитую страну. Правовое регулирование данной сферы остается важным вопросом для всей правовой системы в целом.

Законодательство, регулирующее отношения, которые возникают при заключении договора энергоснабжения проходило несколько этапов формирования. Для изучения истории правового регулирования данного договора необходимо выделить несколько основных этапов его развития. Грищенко А.И. и Зиноватый П.С. выделяют три основных этапа развития законодательства об энергоснабжении. Для такой классификации за основу был взят один из признаков - способ государственного регулирования [1].

Дореволюционный период (начало XIX века (зарождение энергоснабжения) - 1918 г.). Период характеризуется тем, что все объекты энергоснабжения были построены за счет частных капиталов. Государство выступало только в качестве надзорного органа, который контролировал безопасность использования электрических сетей и соблюдение правовых норм в области купли-продажи [2, с. 47]. На данном этапе у представителей цивилистики возник вопрос о том, к какому договору отнести договор энергоснабжения: к договору купли-продажи или же к договору подряда [3, с. 144].

В данный период наблюдалось отсутствие массового потребления и применения электроэнергии, а также практически отсутствие какого-либо правового регулирования рассматриваемой области. Наука, изучающая данную отрасль общественных отношений, была направлена скорее на выработку положений по безопасной эксплуатации электроэнергии и совсем не затрагивала вопросы покупки и продажи энергоресурса. Подтолкнуть общество к массовому потреблению электроэнергии помогли изобретения телеграфа и телефона. Использование электрической энергии в обывательских целях впервые связывают с созданием в 1832 году телеграфа. В связи с увеличением потребителей перед законодателями встал вопрос о правовом регулировании данной сферы.

Первый нормативный правовой акт принят 12 августа 1885 года, был направлен на обеспечение безопасности населения и недопущение смертей от удара электрическим током. Он получил название «Временные правила канализации электрического тока большой силы и устройства проводов и прочих приспособлений для электрического освещения».

Спустя шесть лет в 1891 голу были приняты «Временные правила относительно мер предосторожности при устройстве и пользовании электрическим освещением». Следует отметить, что данные правила были написаны систематично и лучше с точки зрения правовой техники, однако, они регулировали исключительно техническую сторону энергоснабжения, нежели юридическую [2, с. 48].

Правовая наука развивалась в данном направлении, и уже рассматривался вопрос об определении понятия «энергия» в качестве объекта договора энергоснабжения. Возникали споры среди цивилистов о том, считать ли энергию предметом договора или нет. С одной стороны, некоторые ученые утверждали, что раз энергия не имеет физического воплощения, то она не соответствует признакам объекта прав и не может быть предметом договора. Были и те, кто считал иначе. Эту правовую дискуссию разрешил Правительствующий Сенат России. В 1902 году он дал свои разъяснения, в которых указал, что, несмотря на то, что у энергии отсутствует физическая оболочка, она имеет экономическое благо для людей, следовательно, обладает признаками имущества.

На основании этих разъяснений решилась также еще одна правовая дискуссия о том, к какому виду договоров относить договор энергоснабжения. Исходя из того, что энергия - это, прежде всего имущество, было решено относить данный договор к договорам купли-продажи.

Вступление Российской империи в Первую мировую войну повлекло некоторые изменения в сфере регулирования энергоснабжения. В дореволюционный период, как было уже сказано, большинство объектов электроэнергетики было построено за счет частных капиталов, роль государства в этой сфере была надзорной. Однако с наступлением Первой мировой войны государство расширяет свое влияние в данной сфере и закрепляет за Советом министров такое полномочие как закрытие электроэнергетических компаний. Главным основанием для ликвидации служило то, что главы данных компаний являлись гражданами враждебных государств.

Во втором десятилетии XX века «Основные вопросы электрической политики в послевоенную эпоху в России» [4] были изданы инженером П. Гуревичем в журнале «Электричество» (начало 1917 года), где говорилось, что «государственная электрическая регалия» (с точки зрения современной правовой номенклатуры, публичная энергетическая монополия) может существовать в 2-х вариантах:

- во-первых, кардинальный вариант (производственная и коммерческая регалия) - национализация всех объектов недвижимости и инфраструктуры у всех иных (не публичных) собственников и энергетических компаний, вне зависимости от состояния и технического износа оборудования, экономической целесообразности этих сделок, тем самым обязать органы госаппарата отыскивать потенциальных потребителей для технологического присоединения к электрическим сетям;

- во-вторых, вариант с коммерческой направленностью (коммерческая регалия) - юридические лица (негосударственной формы собственности) осуществляют производство электроэнергии, реализуют ее Российской империи по ценам, которые устанавливают самостоятельно. В данном варианте у названных предприятий совершенно не было необходимости заботиться о создании эффективных и экономически выгодных условий генерации энергии. Оставалась только идея внедрения скрытого государственного сбора (тарифной надбавки) при установлении стоимости электрической энергии для конечных потребителей.

Постепенно государство совершало переход от частичного к полному контролю в сфере энергоснабжения. В результате этого перехода в феврале 1917 года правительство Российской Империи определило основные принципы развития энергоснабжения в стране: государство стало монополистом в области энергопоставки и производства энергии; была определена подведомственность вопросов, возникающих в области электроэнергетики. В основном данными делами ведали Министерство внутренних дел и Министерство торговли.

В целом, принятие данных принципов ознаменовало переход к следующему этапу развития законодательства об энергоснабжении.

Советский период (1918 г. - распад СССР 1991 г.). В данный исторический период, когда поменялась форма правления в государстве, частная собственность была полностью отменена, законодательство об энергоснабжении тоже не могло остаться без серьезных изменений. Предпринимательская деятельность была монополизирована государством, в отличие от предыдущего периода, теперь оно имело полную власть и контроль в данной сфере.

Необходимо отметить, что отличительной чертой развития правового регулирования энергоснабжения советского периода является отсутствие законодательных актов в данной области. Данная сфера регулировалась с помощью издания подзаконных актов, таких как постановления Совета министров, приказы министра энергетики и другие. Однако, именно в это время были сформулированы в цивилистике главные подходы по определению предмета договора электроснабжения, его субъектного состава и содержания. Возникают различные мнения по поводу природы и места договора энергоснабжения в договорной системе гражданского права.

В частности, первые нормотворческие инициативы были выдвинуты в 1920 году. Тогда молодая советская власть одобрила план по государственной электрификации СССР (план ГОЭЛРО), который получил согласование Восьмого Съезда Советов РСФСР [5].

При этом он был рассчитан на 10-15 лет и включал в себя следующие положения:

1. восстановить довоенный уровень энергетики;

2. построить тридцать электростанций в Приволжском, Уральском, Кавказском и других районах, мощность которых должна была составлять по 1,75 ГВт для каждой.

3. провести изменения в народном хозяйстве, основываясь на электрификации СССР.

В целом, отметим, базовые мероприятия по всем направлениям Плана ГОЭЛРО были применены в жизнь уже к 1931 году.

Двинин О.А. в своей работе отметил, что электрификация РСФСР и СССР проводилась при искоренении любых видов конкурентной борьбы, только на основе директивных указаний структур публичной власти, которые даже не приняли ни одного нормативно-правового акта для этой отрасли [6].

Стоит отметить, что 27 декабря 1929 году было принято СНК СССР Положение о взаимоотношениях электрических станций, подстанций и распределительных сетей с потребителями электрической энергии. Именно данное положение стало базовым в развитии энергетического законодательства СССР. Кроме того, в нем закреплялась обязанность заключения договора энергоснабжения. По праву данный юридический документ послужил началу формирования условий сделок энергоснабжения.

Дальнейшее развитие договорных отношений в сфере энергоснабжения продолжено принятием Положения о взаимоотношениях между энергосистемами и потребителями энергии, утвержденное Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 10.12.1934 г. № 2692 [7]. Так, Приказ № 64 от 13.12.1939 г. ввел в действие Правила пользования электрической и тепловой энергией [8], которые действовали более десяти лет.

Лишь в январе 1952 года вступили в силу новые Правила пользования электрической энергией (утв. Приказом Министерства электростанций СССР в 1951 году) [9]. В данном документе на законодательном уровне впервые произошло отделение норм, регулирующих пользование электрической энергией от тепловой энергии.

Следующим документом в формировании нормативной базы по энергоснабжению являлись Правила пользования электрической энергией промышленными потребителями, введенные в действие 15.05.1959 г. Приказом Союзглавэнерго [10].

Достаточно значимым в правовом плане в рассматриваемый период было формирование такого государственного органа, как Министерство энергетики и электрификации СССР в сентябре 1962 года [11]. Основной задачей ведомства было управление энергетикой страны и просуществовало Министерство вплоть до распада СССР.

Подводя итоги рассматриваемого периода, следует отметить, что к середине XX века была сформирована определенная база правового регулирования института энергоснабжения. Характерно, что в период существования Министерство энергетики и электрификации СССР было принято огромное количество нормативных актов. Отметим, при развитии нормотворчества в данный период также развивалась и наука. Между цивилистами продолжалась дискуссия о правовой природе договора энергоснабжения. В 1991 г. в Основах гражданского законодательства СССР и республик договор энергоснабжения был отнесен к разновидности договора купли-продажи и рассматривался полноценно на законодательном уровне. Однако, в качестве предмета договора выступала не сама энергия, а энергетические и иные ресурсы, которые передавались через присоединенную сеть.

Третий этап правового регулирования энергоснабжения относится к периоду с 1992 г. по настоящее время. Постсоветский период начинается с того, что меняется экономическая формация государства, что, следовательно, приводит к изменению во всех сферах деятельности общества. С 1992 года ученые-правоведы начинают активную работу над такими основополагающими вопросами как регулирование оптовой и розничной продажи энергии, услуги по ее передаче, вопрос о компенсации при потере энергии.

Кроме того, законодательство претерпело множество изменений, были изданы основополагающие законы, а также проведена крупнейшая реформа энергосистемы в целом. В этот период времени было основано Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единые энергетические системы России» (РАО «ЕЭС»), которое было легализовано в указах Президента РФ от 15.08.1992 г. и 05.11.1992 г. [12,13].

Основные изменения в области развития договора энергоснабжения начинаются с принятием в 1996 г. части второй Гражданского кодекса РФ [14].

В главе 30 «Купля-продажа» был выделен отдельный параграф 6 «Энергоснабжение», который является особенным видом договора купли-продажи. Договор энергоснабжения выступает в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи, со своими основаниями для заключения, изменения либо его прекращения. Кроме того, в качестве предмета договора уже выступает непосредственно сама энергия.

В 1996 году был принят Федеральный закон «Об энергосбережении» [15], который затронул крайне важные вопросы энергетической отрасли, а именно, критерии и принципы формирования эффективного применения энергии как жизненно важного ресурса, разработка таких источников энергии, которые сами бы самостоятельно и автономно восстанавливали потраченную энергию, а также изобретение и внедрение в промышленность технологий, позволяющих сберегать объем энергии простыми способами. Однако, после распада СССР переход страны на новую экономику, общий кризис 90-х годов привел к стагнации развития отрасли электроэнергетики. Вместе с тем, возникали новые проблемы, процесс обновления производственных мощностей не успевал за ростом объемов потребления энергии. Также, наблюдались трудности с платежной дисциплиной, периодические сбои в энергоснабжении, несоответствие российских компаний по техническому уровню зарубежным компаниям и другие проблемы. В итоге, данные сложности привели к энергетическому кризису в стране. Кризис в свою очередь показал необходимость реформирования энергетической системы России. Разработка реформы началась в 1998 году и лишь в 2003 году были видны ее первые результаты.

Главной целью реформы было, прежде всего, обеспечение бесперебойной поставки энергии абонентам, повышение эффективности производства электроэнергии, а также создание конкурентоспособного и открытого рынка энергосбыта.

Принятый Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 135-ФЗ изменил структуру отрасли, а именно разделил функции по передаче и оперативно-диспетчерскому управлению от функций сбыта, ремонта и сервиса. В области передачи и оперативно-диспетчерского управление произошло усиление роли государства, в то время как в области сбыта появляются в большинстве своем частные компании. Данное решение необходимо для соблюдения баланса между государственным и частным регулированием вопросов данной отрасли.

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничного рынков электроэнергии, в результате чего осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями. Наконец, 30 июля 2008 года прекратил своё существование крупнейший монополист Российское акционерное общество «Единые энергетические системы России».

На сегодняшний день в Российской Федерации функционирует группа «Интер РАО» — энергетическая компания, которая контролирует активы в России, а также государств Европейского Союза и Содружества независимых государств в энергетической отрасли.

Группа «Интер РАО» осуществляет такие основные виды деятельности, как выработка электрической и тепловой энергии; сбытовая функция по реализации электрической и тепловой энергии; транснациональная торговая деятельность по реализации электрической и тепловой энергии; инжиниринг, экспорт технологических устройств; контроль за распределительными энергосистемами, которые базируются на территориях иных государств.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

Подводя итоги проведенного исторического анализа законодательства об энергоснабжении, стоит отметить, что оно прошло долгий путь своего развития. Каждый из рассмотренных в статье этапов имеет свои характерные черты и особенности, как в развитии нормативной правовой базы, так и в правовой науке, которая изучала и определяла основные термины из данной области.

Библиография:

1. Энергетическое право России : (правовое регулирование электроэнергетики в 1885-1918 гг.) / Грищенко А. И., Зиноватный П. С. - Москва : Юрист, 2008. -

279 с.

2. Канцер Ю. А. История развития энергоснабжения в России и науки, его изучающий // Энергетика и право. - 2013. - № 2. - С. 46-58.

3. Сабирова Т. Р. Договор энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров // Право и государство : теория и практика. - 2011. - № 4 (76). - С.

142-144.

4. План электрификации РСФСР. - М.: Посполитиздат, изд. 2-е. - 1955. - 667 с. (Документ утратил силу).

5. Гуревич П. Основные вопросы электрической политики в послевоенную эпоху в России // Электричество. - 1917. - № 1, 2-3.

6. Двинин О. А. Вопросы теории и практики договора электроснабжения в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / О. А. Двинин. - М.,

2006. - 26 с.

7. Постановление СНК СССР от 10.12.1934 № 2692 «Положение о взаимоотношениях электрических станций и энергетических систем с потребителями электрической и тепловой энергии» // СЗ СССР. 1934. № 64. Ст. 460. (Документ утратил силу).

8. Приказ Народного комиссариата электростанций и электропромышленности СССР от 13.12.1939 № 64 «Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией» // Собрание постановлений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1939. № 11. (Документ утратил силу).

9. Правила пользования электрической энергией (утв. Приказом Министерства электростанций СССР № 252/а3) Блинкова Е.В. Развитие российского энергетического законодательства (основные исторические этапы) // История государства и права. - 2004. - №6. - С.32-33. (Документ утратил силу).

10. Правила пользования электрической энергией промышленными потребителями, утвержденные Приказом Союзглавэнерго от 12.05.1959 Источники советского гражданского права. - М.: Госюриздат, 1961. - С. 626.

11. Гражданско-правовое регулирование в сфере энергоснабжения : монография / С. А. Свирков. Науч. изд. - М. : Инфотропик Медиа, 2019. - 412 с.

12. Указ Президента РФ от 15.08.1992 № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 9. Ст. 592. (Документ утратил силу).

13. Указ Президента РФ от 05.11.1992 № 1334 (ред. от 16.04.1998) «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» // Вестник СНД и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2608. (Документ утратил силу).

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст.

410.

15. Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1551. (Документ утратил силу).

16. Федеральный закон от 26.03.2003 № 135-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

References:

1. Energy law of Russia: (legal regulation of the electric power industry in 1885-1918) / Grishchenko A. I., Zinovatny P. S. - Moscow: Lawyer, 2008. - 279 p.

2. Kanzer Yu. A. History of the development of energy supply in Russia and science, studying it // Energetika i pravo. - 2013. - No. 2. - pp. 46-58.

3. Sabirova T. R. Energy supply contract in the system of civil law contracts // Law and the state : theory and practice. - 2011. - № 4 (76). - Pp. 142-144.

4. The plan of electrification of the RSFSR. - M.: Pospolitizdat, ed. 2nd - 1955. - 667 p. (The document has become invalid).

5. Gurevich P. The main issues of electric policy in the post-war era in Russia // Electricity. - 1917. - № 1, 2-3.

6. Dvinin O. A. Questions of theory and practice of the power supply contract in the Russian Federation: Abstract. dis. ... cand. jurid. Sciences / O. A. Dvinin. - M., 2006.

- 26 p.

7. Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR dated 10.12.1934 No. 2692 "Regulations on the relationship of power plants and energy systems with consumers of electric and thermal energy" // USSR NW. 1934. No. 64. St. 460. (The document has lost its force).

8. Order of the People's Commissariat of Power Plants and Electrical Industry of the USSR dated 13.12.1939 No. 64 "On approval of the Rules for the use of electric and thermal energy" // Collection of resolutions and orders of the Workers' and Peasants' Government of the RSFSR. 1939. No. 11. (The document has become invalid).

9. Rules for the use of electric energy (approved by Order of the Ministry of Power Plants of the USSR No. 252/a3) Blinkova E.V. Development of Russian energy legislation (main historical stages) // History of the state and law. - 2004. - No. 6. - pp.32-33. (The document has become invalid).

10. Rules for the use of electric energy by industrial consumers, approved by the Order of Soyuzglavenergo dated 12.05.1959 Sources of Soviet civil law. - Moscow: Gosyurizdat, 1961. - p. 626.

11. Civil law regulation in the field of energy supply : monograph / S. A. Svirkov. Scientific publishing house - Moscow : Infotropik Media, 2019. - 412 p.

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 923 of 15.08.1992 "On the organization of management of the electric power complex of the Russian Federation in the conditions of privatization" // Collection of Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1992. No. 9. St. 592. (The document has become invalid).

13. Decree of the President of the Russian Federation of 05.11.1992 No. 1334 (ed. of 16.04.1998) "On the implementation in the electric power industry of the Decree of the President of the Russian Federation of August 14, 1992 No. 922 "On the specifics of the transformation of state enterprises, organizations of the fuel and energy complex into joint-stock companies" // Bulletin of the SND and the Armed Forces of the Russian Federation. 1992. No. 45. Article 2608. (The document has become invalid).

14. Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of 26.01.1996 No. 14-FZ (ed. of 01.07.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 5. Article 410.

15. Federal Law No. 28-FZ of 03.04.1996 "On Energy saving" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 15. St. 1551. (The document has become

invalid).

16. Federal Law No. 135-FZ of 26.03.2003 (ed. of 13.06.2023) "On Electric Power industry" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. No. 13. St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.