Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафранская А.М.

Показана эволюция законодательного регулирования в сфере стратегического планирования в Российской Федерации. Проанализирована последовательность принятия нормативных правовых актов в сфере планирования, а также внесения изменений в существующее законодательство. Дана характеристика системы государственного планирования в части его бюджетного обеспечения, рассмотрены методические рекомендации профильных министерств. Сделаны выводы о необходимости разработки и законодательного закрепления методик координации стратегического и бюджетного планирования на всех уровнях взаимозависимых сфер государственного планирования, а также сокращения числа обязательных к принятию документов планирования. Высказано предположение о необходимости закрепления в правовом поле ответственности за неисполнение документов стратегического планирования. Построение системы планирования необходимо продолжить, ориентируясь на мнение экспертного сообщества, а также на отечественный и зарубежный опыт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шафранская А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGULATORY FRAMEWORK FOR PLANNING IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article shows the evolution of legislative regulation in the field of strategic planning in the Russian Federation. The sequence of the adoption of regulatory legal acts in the field of planning, as well as amendments to the existing legislation is analyzed. The characteristics of the state planning system in terms of its budgetary support are given, methodological recommendations of the relevant ministries are considered. The article draws conclusions about the need for the development and legislative consolidation of methods for coordinating strategic and budget planning at all levels of interdependent areas of state planning, as well as reducing the number of planning documents that must be adopted. An assumption is made about the need to consolidate in the legal field responsibility for non-execution of strategic planning documents. The construction of the planning system should be continued, focusing on the opinion of the expert community, as well as on domestic and foreign experience.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

А.М.Шафранская1

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Показана эволюция законодательного регулирования в сфере стратегического планирования в Российской Федерации. Проанализирована последовательность принятия нормативных правовых актов в сфере планирования, а также внесения изменений в существующее законодательство. Дана характеристика системы государственного планирования в части его бюджетного обеспечения, рассмотрены методические рекомендации профильных министерств. Сделаны выводы о необходимости разработки и законодательного закрепления методик координации стратегического и бюджетного планирования на всех уровнях взаимозависимых сфер государственного планирования, а также сокращения числа обязательных к принятию документов планирования. Высказано предположение о необходимости закрепления в правовом поле ответственности за неисполнение документов стратегического планирования. Построение системы планирования необходимо продолжить, ориентируясь на мнение экспертного сообщества, а также на отечественный и зарубежный опыт.

Ключевые слова: стратегическое планирование, бюджетное планирование, законодательная база, стратегии развития, экономическое развитие.

Б01: 10.37930/1990-9780-2021-2-68-88-97 УДК 330.264

В Российской Федерации длительное время ведется разработка нормативно-правовой базы стратегического планирования, однако, полноценный механизм стратегического планирования пока не сформирован, а принимаемые документы в большинстве своем не стали действенными инструментами достижения стратегических целей. Между тем экономическая ситуация в стране настоятельно требует эффективного механизма реализации стратегических решений.

Государственное стратегическое планирование призвано обеспечивать формирование и достижение долгосрочных целей государства. Для реализации последних не достаточно механизмов рыночного регулирования или настройки экономических институтов, требуется также применение плановых методов. Стратегическое планирование подразумевает реализацию крупномасштабных задач, согласованность действий федеральной и региональных властей, бюджетное обеспечение принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений [7]. Для этого необходим

1 Анастасия Максимовна Шафранская, аспирант экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, Ленинские горы, д. 1), e-mail: amshafranskaya@yandex.ru

механизм постоянного мониторинга и коррекции принимаемых решений и их результатов в соответствии с долгосрочными целями, а не только ответ на существующие проблемы путем изменения мер экономической политики. Стратегическое планирование является одним из средств развития рыночной экономики и выведения страны на путь опережающего развития [1].

Экономика России характеризуется значительным замедлением темпов роста, сокращением промышленного потенциала и инвестиций. Для преодоления отставания от наиболее развитых стран необходимы глубокие структурные сдвиги в экономике, реализация которых невозможна с помощью только механизмов рыночного саморегулирования. Подобная структурная перестройка происходила в большинстве ведущих экономик мира (во Франции, Японии, Южной Корее, Китае).

В статье 7 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2 (далее - закон № 172-ФЗ) отмечается, что одним из принципов планирования является принцип ресурсной обеспеченности, в соответствии с которым при разработке и утверждении документов стратегического планирования должны быть определены источники финансирования мероприятий, предусмотренных этими документами. Отсутствие механизма координации стратегического и бюджетного планирования приводит к тому, что целый ряд стратегических документов (например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации), а также некоторые региональные и отраслевые стратегии, в которых имеются расчеты ресурсной и бюджетной обеспеченности, реализуются со значительным отклонением от заданных параметров.

Институты стратегического и финансово-бюджетного планирования действуют в стране разобщенно, а решения о выделении бюджетных ассигнований принимаются в отрыве от целей, утвержденных в документах планирования. Отметим, однако, что на уровне национальных проектов механизмы выделения бюджетных ассигнований под достижение конкретных целей работают, что связано с их включением в механизм бюджетного планирования. То есть принципы и способы подобного согласования известны и опробованы на практике.

По мнению экспертов, документы стратегического планирования, разработанные в России, по большей части не представляют собой реальные управленческие документы из-за отсутствия единой системы стратегического планирования и единой методологической базы [4]. Как следствие - отсутствует прочная взаимосвязь между стратегическим планированием и бюджетными возможностями. Для обеспечения стратегических целей финансовыми ресурсами необходима система координации разрабатываемых стратегий и соответствующих бюджетов.

С началом экономических реформ 1990-х гг. в Российской Федерации был взят курс на отказ от вмешательства государства в экономику, а с внедрением рыночных механизмов плановая система в стране была ликвидирована. Однако уже к середине 1990-х гг. возникла необходимость возврата государственного планирования и прогнозирования. Путь к систематизации работы в сфере прогнозирования и закреплению на законодательном уровне основ государственного стратегического и бюджетного планирования в РФ был продолжительным (см. таблицу).

2 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Нормативно-правовые акты в сфере обеспечения государственного стратегического

и бюджетного планирования в РФ

Нормативно-правовой акт Причина принятия

Федеральный закон от 20.07.1995 года№ 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» Необходимость возвращения рычагов государственного вмешательства в экономику

Внесение изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 09.07.1999 года Систематизация социально-экономического планирования вследствие дефолта 1998 г.

Попытка внесения изменений в ФЗ № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» Актуализация закона № 115-ФЗ от 1995 г.

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Развитие системы долгосрочного стратегического планирования

Проект Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года (2008 г.) Необходимость в долгосрочном бюджетном планировании

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Конкретизация стратегических показателей, необходимость принятия нового закона о стратегическом планировании

«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2013 г.) Актуализация плана долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.

Федеральный закон от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Новый виток в развитии системы долгосрочного стратегического планирования

Внесение изменений в «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от31.07.1998 № 145-ФЗ Закрепление основ долгосрочного бюджетного планирования

Постановление Правительства РФ от 14.10.2016 № 1045 «Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации» Разграничение полномочий федерального центра и региональной власти в части их совместного ведения в рамках деятельности по стратегическому планированию

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Синхронизация механизмов стратегического и территориального планирования

Федеральный закон № 115-ФЗ (1995 г.) закреплял разработку прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, но к ведению систематической работы по прогнозированию это не привело. Необходимость государственного планирования стала особенно очевидной после дефолта 1998 г. - началась разработка документов планирования на разных уровнях: доктрин, концепций, стратегий развития отраслей и территорий. Долгое время данный закон оставался единственным нормативным правовым актом в сфере планирования. Однако противоречие норм закона Бюджетному кодексу, необходимость разработки и принятия ряда нормативно-правовых актов в развитие данного закона существенно ограничивали возможности построения единой системы планирования.

В 2001 г. была сделана попытка актуализации закона № 115-ФЗ, но в силу данные изменения так и не вступили. Существенный шаг в развитии системы планирования был сделан только в 2008 г. с утверждением Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Но разработка и принятие Концепции были не продолжением реализации норм закона № 115-ФЗ, а происходили по поручению президента. В том же году субъекты РФ приступили к разработке стратегий развития регионов. Министерством экономического развития был разработан проект Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года, однако в силу она так и не вступила. На регулярной основе в соответствии с законом разрабатывались только среднесрочные программы социально-экономического развития страны.

Таким образом, отсутствие системного подхода и комплексного методического обеспечения свело на нет целый ряд законодательных инициатив конца 1990-х - начала 2000-х гг. в данной области. Новый импульс построению целостной системы планирования в РФ должен был придать новый закон о стратегическом планировании.

В 2012 г. Президентом России был подписан Указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором конкретизируются целевые показатели социально-экономического развития и дается распоряжение Правительству РФ подготовить и внести в Государственную Думу ФС РФ до 1 октября 2012 г. проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий, в частности, координацию стратегического управления и мер бюджетной политики. Однако принятие закона состоялось лишь в 2014 г. До этого момента задача планирования ложилась на плечи Минэкономразвития России. В 2013 г. был принят Прогноз долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года, одной из основных причин принятия которого можно назвать неактуальность Концепции развития до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р). Все очевиднее становился тот факт, что без развития системы стратегического планирования реализация различных концепций развития невозможна.

Существенное изменение в сфере государственного управления народным хозяйством произошло 28 июня 2014 г. с принятием закона № 172-ФЗ, пришедшего на смену закону № 115-ФЗ. Закон о № 172-ФЗ создает правовой базис для построения целостной системы государственного стратегического планирования. Он предусматривает разработку стратегий социально-экономического развития Российской Федерации, опирающихся на прогноз социально-экономического развития страны, а также стратегий национальной безопасности, бюджетных прогнозов на долгосрочный период, основных направлений деятельности Правительства РФ, государственных программ, отраслевых стратегий, стратегий и прогнозов социально-экономического развития макрорегионов, субъектов РФ, муниципальных образований и т.д. Таким образом, закон определяет

основные понятия и подходы к стратегическому планированию, однако, по своей сути он остается рамочной декларацией о стратегическом планировании [8].

Вслед за принятием закона встал вопрос об увязке механизмов планирования с существующими элементами горизонтального и вертикального планирования. Однако дальнейшее расширение нормативной базы стратегического планирования шло достаточно медленно и продолжается по настоящий момент.

К2016г. в связи с тем, что принимаемые субъектами стратегии не были согласованы с соответствующими федеральными документами, стала очевидной необходимость разграничения полномочий федерального центра и региональной власти в части их совместного ведения в рамках деятельности по стратегическому планированию. Было принято Постановление Правительства РФ об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Правила устанавливают порядок согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта с документами стратегического планирования федерального уровня. Проект стратегии субъекта должен отвечать приоритетам и целям социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Данное постановление задало регионам конкретные ориентиры для составления собственных стратегий развития. Однако лишь вертикальное согласование не позволило привести в соответствие региональные плановые документы. Полноценная система должна иметь и горизонтальное согласование, подразумевающее существование определенных шаблонов и принципов для разработки документов планирования.

Вопрос синхронизации документов планирования на федеральном уровне поднимается только в 2020 г. в связи с необходимостью согласования механизмов стратегического и территориального планирования. Федеральный закон о внесении изменений в Градостроительный кодекс предусматривает, что при разработке, согласовании и утверждении схем территориального планирования должны учитываться положения соответствующих документов стратегического планирования. Принятие предлагаемых законопроектом изменений должно повысить эффективность стратегического и территориального планирования в Российской Федерации.

Принятие целого ряда нормативных правовых актов подчеркивает актуальность темы государственного стратегического и бюджетного планирования на государственном уровне. Правовые основы, заложенные федеральным законом о стратегическом планировании, а также принятыми впоследствии нормативно-правовыми актами, нацелены на достижение перспективных целей в части развития экономики России, улучшения качества жизни людей, обеспечения безопасности страны. Сегодня на законодательном уровне закреплены принципы координации стратегического и бюджетного планирования на всех уровнях власти; разграничены полномочия федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления; регламентирован порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере государственного стратегического планирования.

В законе № 172-ФЗ в статье 7 «Принципы стратегического планирования» главы 3 «Система стратегического планирования» раскрывается принцип ресурсной обеспеченности, согласно которому при разработке и утверждении документов стратегического планирования должны быть определены источники их финансового и иного обеспечения. Реализация данного принципа является неотъемлемой частью государственного планирования. В статье 8 первой в числе основных задач указывается необходимость координации участников стратегического планирования на всех уровнях, а также мер

бюджетной политики. В связи с этим в2014г. были приняты изменения в Бюджетный кодекс РФ, в него была введена статья 170.1. «Долгосрочное бюджетное планирование», в которой дается понятие долгосрочного бюджетного планирования, отмечается, что планирование осуществляется путем формирования долгосрочных бюджетных прогнозов соответствующего уровня на основе прогнозов социально-экономического развития.

После принятия законодательной базы Минэконразвитие разработало «Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по её реализации»3, а Минфин - «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию»4. В методических рекомендациях Минфина указывается, что долгосрочный бюджетный прогноз регионов Российской Федерации должен разрабатываться на основе прогноза социально-экономического развития субъекта на соответствующий период. Минэкономразвития в своих рекомендациях по стратегическому планированию рекомендует увязывать параметры стратегии развития с показателями бюджетного прогноза региона на долгосрочный период. В документе отмечается, что оценка степени финансового обеспечения реализации региональной стратегии подразумевает подробное изучение состава, структуры и динамики финансовых источников. Также в методических рекомендациях закреплена необходимость оценки уровня финансового риска. Однако в вышеназванных методических рекомендациях не прописаны способы сопоставления показателей стратегического планирования с бюджетным прогнозированием, что делает их, скорее, декларациями о намерениях, чем реальными работающими документами.

Одними из основных документов в сфере стратегического планирования и его бюджетного обеспечения должны стать бюджетные стратегии. Совокупность научно обоснованных инструментов для составления бюджетных стратегий поможет наиболее точно спрогнозировать динамику развития экономических показателей бюджета и увязать долгосрочные программы развития с финансовыми ресурсами [6]. Методы бюджетного стратегического планирования должны иметь привязку к стратегическим целям развития и базироваться на тенденциях развития регионов.

На региональном уровне отсутствуют согласованность, единство и сбалансированность в таких аспектах стратегирования, как наличие утвержденной стратегии социально-экономического развития региона; временные рамки и горизонты планирования; подходы к корректировкам в стратегии; синхронизация целей стратегий с приоритетами, закрепленными на более высоком уровне управления; выбор стратегических альтернатив и иных параметров. Важным элементом планирования госпрограмм является обоснованность программ в части взаимосвязи с макроэкономическим прогнозированием. Формальный подход к использованию долгосрочного бюджетного прогноза не позволяет обеспечить логичную взаимосвязь стратегий, регионального бюджета и государственных программ.

3 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 132 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации».

4 Министерство финансов Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию».

Основные сложности с реализацией стратегического планирования возникают на уровне субъектов [3]. Сегодня стратегии субъектов различаются - в одних прописано достижение конкретных количественных показателей, другие носят декларативный характер, и приняты такие стратегии на разные периоды времени. В связи с этим горизонтальное и вертикальное согласование документов стратегического и бюджетного планирования невозможно. Кроме того, реализация практики стратегического планирования на субфедеральном уровне не в полной мере совместима с существующей системой распределения доходов на разных уровнях бюджетной системы и системы межбюджетных отношений.

Наиболее логично связь бюджетного и стратегического планирования устанавливается через включение в число стратегических ряда документов, которые в обязательном порядке должны разрабатываться в соответствии с Бюджетным кодексом РФ [5]. Это - прогнозы социально-экономического развития и муниципальные программы. Кроме того, в соответствии с новым законом о стратегическом планировании муниципалитеты получили право разрабатывать долгосрочные бюджетные прогнозы, призванные укрепить стратегическую и бюджетную составляющие плановой деятельности. Стабилизация финансово-экономических основ стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях должна способствовать переходу к практике стратегического планирования на региональном уровне.

По результатам «круглого стола» «Совершенствование механизмов реализации региональных стратегий с учетом требований проекта закона о стратегическом планировании» экспертами была принята рекомендация законодателям разработать дорожные карты реализации стратегий для всех субъектов РФ, а также предложено проведение мониторинга динамики решения приоритетных задач на основе сбалансированной системы ключевых, в том числе финансовых, показателей эффективности [4]. Однако данные рекомендации не были реализованы ни в части разработки дорожных карт, ни в части методик проверки эффективности реализации плановых показателей.

К сегодняшнему дню большинство экономически развитых стран имеют сформировавшуюся и отработанную на практике систему стратегического планирования (включая региональные аспекты) [2]. Особенности функционирования систем планирования обусловлены как различными масштабами и горизонтами планирования в разных странах, так и целями, задачами и подходами к разработке стратегических планов. Рассматривая зарубежный опыт, можно отметить, что во Франции (как и во многих других странах Европы) в разработке и реализации стратегий развития весомое значение имеет региональный фактор. Акцент делается на максимальном использовании потенциала регионов, поддержке малого и среднего бизнеса [9].

При этом ключевую роль играет механизм разработки стратегии экономического развития, позволяющий координировать интересы государства и других экономических субъектов для совместного решения экономических задач [2]. Данный механизм основывается на согласовании параметров государственного плана с представителями бизнеса. В процесс планирования вовлечены все экономические субъекты, что позволяет включать в стратегии развития частные инвестиционные проекты, соответствующие стратегическим ориентирам развития национальной экономики. То есть планы стратегического развития не только не отделены от вопросов финансового обеспечения, но и включают в себя обеспечение поставленных задач, в том числе частными инвестициями, что повышает эффективность системы планирования в целом, делая ее эффективным всесторонне проработанным механизмом.

В России создана нормативно-правовая база построения системы стратегического планирования; разработаны официальные методические рекомендации по стратегическому и бюджетному планированию; предлагаются методики по разработке координации стратегического и бюджетного планирования. Зарубежная практика также показывает, что финансовые показатели являются неотъемлемой частью стратегических планов. В связи с этим остро стоит вопрос о способах увязки документов стратегического планирования с бюджетными возможностями, что подразумевает разработку методики координации стратегического планирования и его бюджетного обеспечения как неотъемлемой части системы государственного планирования. При анализе координации показателей бюджетного и стратегического планирования необходимо использовать как формализованные, так и неформализованные методы.

Однако, несмотря на перечисленные факторы, полноценного документа в отечественном правовом поле пока не представлено.

Отметим, что через 6 лет после принятия знакового закона в сфере стратегического планирования полноценная работающая система стратегического планирования так и не была выстроена. Не все документы планирования, предусмотренные действующим законодательством, разработаны даже на федеральном уровне. На уровне регионов стратегии и концепции не согласованы ни по горизонтали, ни по вертикали, а принятие документов планирования на местном уровне так и не приобрело системный характер. Государству предстоит большая работа по созданию целостной плановой системы, подготовке методических документов по планированию социально-экономического развития страны, отраслей экономики, регионов и муниципальных образований.

Выводы

1. Необходимо разработать дорожные карты реализации стратегий для всех субъектов РФ, а также регулярно проводить мониторинг динамики решения приоритетных задач на основе сбалансированной системы ключевых показателей эффективности.

2. Представляется, что на начальном этапе становления единой системы планирования следует сократить количество обязательных к принятию документов планирования, но при этом обеспечить их вертикальную и горизонтальную интеграцию.

3. Для обеспечения координации в достижении стратегических целей должен быть создан единый орган стратегического планирования, принимающий непосредственное участие в разработке стратегических документов. Сегодня рекомендации, созданные разными министерствами, не согласованы даже между собой.

4. Необходимо закрепление полномочий по разработке и реализации плановых документов за ведомствами и конкретными должностными лицами, а также создание для них единой системы ответственности за провалы в реализации документов стратегического планирования.

В России проделана большая работа по построению правового базиса системы планирования, однако имеется широкий круг вопросов, требующих отражения в нормативных правовых актах. Важно продолжить построение системы, ориентируясь на мнение экспертного сообщества, а также на отечественный и зарубежный опыт.

Список литературы

1. Бодрунов, С. Д. Ответить на вызовы технологической революции: задачи, стоящие перед экономикой России XXI века / С. Д. Бодрунов // Научные труды Вольного экономического общества России: Т. 218 (№4/2019). - М.: ВЭО России, 2019. - С. 62-69.

2. Быдтаева, Э. Е. Зарубежный опыт стратегического планирования регионального экономического развития / Э. Е. Быдтаева // Вестник ГУУ. -2013,- № 22. - С. 21-28.

3. Гуринов, С. Н. Бюджетная обеспеченность российских регионов сдерживает внедрение стратегического планирования / С. Н. Гуринов // Федерализм. - М.: Редакция журнала «Федерализм». - 2016. -№4 (84). - С. 185-195.

4. Изутова, О. В. Стратегия для бюджета или бюджет для стратегии? / О. В. Изутова // Экономика - ИД «Бюджет». - 2015. - № 9, сентябрь. URL: http://bujet.ru/article/283724/ (дата обращения: 01.08.2020).

5. Ланцев, Д. М. Согласование стратегического и бюджетного планирования на муниципальном уровне / Д. М. Ланцев // Экономика - ИД «Бюджет». - 2015. - № 6, июнь. URL: http:// base.garant.ru/57382822/ (дата обращения: 01.08.2020).

6. Семибратскш,М. В. Методические аспекты реализации бюджетной стратегии региона/ М. В. Семибратский // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Серия: Экономика. Информатика. - 2014. - №15-1 (186). - С. 32-37.

7. Смирнова, О. О. Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации / О. О. Смирнова // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2012. - №2 (22). - С. 106-117.

8. Сухарев, О. С. Государственное стратегическое планирование и направления развития экономики России / О. С. Сухарев // Экономическое возрождение России. - 2014. - №2 (40). -С.26-36.

9. Quinet, Е. La planification française / Е. Quinet. - Paris: PVF, 1990.

References

1. Bodrunov S. D. (2019) Otvetit'na vyzovy tehnologicheskoj revoljucii: zadachi, stojashchie pered ekonomikoj Rossii XXI veka [Responding to the Challenges of the Technological Revolution: Challenges Facing the Economy of Russia in the 21st Century], Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works of the Free Economic Society of Russia], 218(4), pp. 62-69.

2. Bydtaeva E. E. (2013) Zarubezhnyj opyt strategicheskogo planirovanija regional'nogo ekonomicheskogo razvitija [Foreign Experience of Strategic Planning of Regional Economic Development]. Vestnik GUU [Annals ofState University ofManagement], 22, pp. 21-28.

3. Gurinov S. N. (2016) Bjudzhetnaja obespechennost' rossijskih regionov sderzhivaet vnedrenie strategicheskogo planirovanija [Budgetary Endowment of Russian Regions Hampers Implementation of Strategic Planning], Federalizm [Federalism], 4(84), pp. 185-195.

4. IzutovaO. V. (2015) Strategijadljabjudzhetailibjudzhetdljastrategii? [Strategy for Budget or Budget for Strategy?] Ekonomika - ID "Bjudzhet" [Economy - 'Budget" ID], No. 9. Date of Access: 01.08.2020. URL: http://bujet.ru/article/283724/

5. Lantsev D. M. (2015) Soglasovanie strategicheskogo i bjudzhetnogo planirovanija na municipal'nom urovne [Approval of Strategic and Budget Planning at the Municipal Level]. Ekonomika - ID "Bjudzhet" [Economy - 'Budget" ID], No. 6. Date of Access: 01.11.2020. URL: http://base.garant.ru/57382822/

6. Semibratskij M. V. (2014) Metodicheskie aspekty realizacii bjudzhetnoj strategii regiona [Methodological Aspects of Implementing a Region's Budget Strategy]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Ekonomika. Informatika [Scientific Reports of BelgorodState University. Series: Economy. Information Sciences], 15-1 (186), pp. 32-37.

7. Smirnova O. O. (2012) Pravovye osnovy strategicheskogo planirovanija v Rossijskoj Federacii [Legal Foundations of Strategic Planning in the Russian Federation], Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo [Contours of Global Transformations: Politics, Economy, Law], 1 (22), pp. 106-117.

8. Suharev O. S. (2014) Gosudarstvennoe strategicheskoe planirovanie i napravlenija razvitija ekonomiki Rossii [State Strategic Planning and Directions for Developing Russia's Economy], Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival ofRussia], 2 (40), pp. 26-36.

9. Quinet E. (1990) Laplanificationfrançaise. Paris: PVF.

A. M. Shafranskaya5. Development of regulatory framework for planning in the Russian Federation. The article shows the evolution of legislative regulation in the field of strategic planning in the Russian Federation. The sequence of the adoption of regulatory legal acts in the field of planning, as well as amendments to the existing legislation is analyzed. The characteristics of the state planning system in terms of its budgetary support are given, methodological recommendations of the relevant ministries are considered. The article draws conclusions about the need for the development and legislative consolidation of methods for coordinating strategic and budget planning at all levels of interdependent areas of state planning, as well as reducing the number of planning documents that must be adopted. An assumption is made about the need to consolidate in the legal field responsibility for non-execution of strategic planning documents. The construction of the planning system should be continued, focusing on the opinion of the expert community, as well as on domestic and foreign experience.

Keywords: strategic planning, budget planning, legal framework, development strategies, economic development.

5 Anastasia Shafranskaya, Graduate Student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie gory, Moscow, 119991, Russia), e-mail: amshafranskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.