Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
909
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сапаров Б.М., Олексеенко Ю.В., Рогов О.С., Джолиев И.М., Канев П.Н.

Актуальность исследования обусловлена тем, что взрывная сила - это основное физическое качество в тяжелой атлетике, которое необходимо развивать в процессе тренировки. Для успешного выполнения соревновательных упражнений необходимо оптимальное развитие взрывной силы в сочетании с технической подготовкой спортсмена. В то же время наиболее эффективное упражнение для развития взрывной силы в тяжелой атлетике - тяга с подрывом с отягощением 110% - имеет отличия в биомеханической структуре движения от соревновательных упражнений. Таким образом, активное включение тяги с подрывом в программу подготовки юных тяжелоатлетов на этапе спортивного совершенствования может привести к ухудшению технической подготовленности спортсмена. Кроме того, большой объем работы с отягощением в перспективе может негативно сказаться на развитии опорно-двигательного аппарата юных тяжелоатлетов. Таким образом, очевидна необходимость поиска способов развития взрывной силы с помощью средств и методов, не вызывающих отрицательного переноса с техникой классических соревновательных упражнений - рывка и толчка. В результате проведенного исследования нами была разработана методика развития взрывной силы с применением ударного метода у юношей 15-16 лет, занимающихся тяжелой атлетикой. Данная методика позволяет развивать взрывную силу с меньшим объемом работы с отягощениями, что позволяет снизить негативное влияние на опорно-двигательный аппарат и не снижать эффективность выработанных навыков соревновательных движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сапаров Б.М., Олексеенко Ю.В., Рогов О.С., Джолиев И.М., Канев П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EXPLOSIVE POWER IN WEIGHTLIFTERS AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT

The relevance of the study is due to the fact that explosive power is the main physical quality in weightlifting, which must be developed during training. For successful performance of competitive exercises, the optimal development of explosive power in combination with the technical training of the athlete is necessary. At the same time, the most effective exercise for the development of explosive power in weightlifting - the pull with the blast with weight of 110% - has differences in the biomechanical structure of the movement from competitive exercises. Thus, the active inclusion of traction with undermining in the training program of young weightlifters at the stage of sports improvement can lead to deterioration in the technical readiness of the athlete. In addition, large amount of work with weights in the future can negatively affect the development of the musculoskeletal system of young weightlifters. Thus, it is obvious that there is need to find ways to develop explosive power with the help of means and methods that do not cause the negative transfer with the technique of classical competitive exercises - the jerk and push. As a result of our research, we developed the method for developing explosive force using the shock method among the young men aged 15-16 years, who are engaged in weightlifting. This technique allows you to develop explosive power with less work with weights, which reduces the negative impact on the musculoskeletal system and does not reduce the effectiveness of the developed skills of competitive movements.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

определены накат слева (9,32%) и подставка слева (9,72%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ соревновательной деятельности спортсменов позволяет сделать вывод, что теннисисты Китая максимально часто завершают розыгрыш мяча, применяя атакующие удары справа, так как они быстрее, мощнее и чаще приводят к выигрышу. Таким образом, можно констатировать, что тренировочный процесс направлен на совершенствование в игровой деятельности преимущественно правосторонних ударов, при этом левосторонние удары отмечаются довольно стабильными. Проведенное исследование нацеливает на перспективу изучения педагогической системы подготовки китайских тренеров, успешно реализующих программу спортивного совершенствования своих теннисистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчукова Г.В. Влияние скоростных способностей в передвижениях на эффективность игры высококвалифицированных игроков в настольный теннис / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020 - № 2. - С. 2-4.

2. Барчукова Г.В. Количественные показатели соревновательной деятельности высококвалифицированных женщин-игроков в настольный теннис / Г.В. Барчукова, А.И. Лаптев, А.В. Сазонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020 - № 4. - С. 11-13.

3. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин ; под ред. Г.В. Барчуковой. - Москва : Академия, 2006. - 528 с.

REFERENCES

1. Barchukova, G.V. and Mizin, A.N. (2020), "The influence of speed abilities in movement on the effectiveness of the game of highly qualified table tennis players", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 2-4.

2. Barchukova, G.V., Laptev, A.I. and Sazonova, A.V. (2020), "Quantitative indicators of competitive activity of highly qualified female table tennis players", Physical culture: upbringing, education, training, No. 4, pp. 11-13.

3. Comp. Barchukova, G.V. (2006), Theory and methodology of table tennis: a textbook for university students, Academy, Moscow.

Контактная информация: fencing-rgufk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2021

УДК 796.88

РАЗВИТИЕ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Байрамгельды Муджевурович Сапаров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург; Юрий Владимирович Олексеенко, МСМК по пауэрлифтингу, МС по тяжелой атлетике, Спортивный клуб «Илья Муромец», г. Каменск-Уральский; Олег Сергеевич Рогов, доцент, Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры; Ислам Мамедович Джолиев, старший преподаватель, Прокопий Николаевич Канев, преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что взрывная сила - это основное физическое качество в тяжелой атлетике, которое необходимо развивать в процессе тренировки. Для успешного

выполнения соревновательных упражнений необходимо оптимальное развитие взрывной силы в сочетании с технической подготовкой спортсмена. В то же время наиболее эффективное упражнение для развития взрывной силы в тяжелой атлетике - тяга с подрывом с отягощением 110% - имеет отличия в биомеханической структуре движения от соревновательных упражнений. Таким образом, активное включение тяги с подрывом в программу подготовки юных тяжелоатлетов на этапе спортивного совершенствования может привести к ухудшению технической подготовленности спортсмена. Кроме того, большой объем работы с отягощением в перспективе может негативно сказаться на развитии опорно-двигательного аппарата юных тяжелоатлетов. Таким образом, очевидна необходимость поиска способов развития взрывной силы с помощью средств и методов, не вызывающих отрицательного переноса с техникой классических соревновательных упражнений - рывка и толчка. В результате проведенного исследования нами была разработана методика развития взрывной силы с применением ударного метода у юношей 15-16 лет, занимающихся тяжелой атлетикой. Данная методика позволяет развивать взрывную силу с меньшим объемом работы с отягощениями, что позволяет снизить негативное влияние на опорно-двигательный аппарат и не снижать эффективность выработанных навыков соревновательных движений.

Ключевые слова: тяжелая атлетика, спортивное совершенствование, развитие физических качеств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p344-349

DEVELOPMENT OF EXPLOSIVE POWER IN WEIGHTLIFTERS AT THE STAGE

OF SPORTS IMPROVEMENT

Bayramgeldy Mudzhevurovich Saparov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg; Yuri Vladimirovich Olekseenko, MSMK in powerlifting, MS in weightlifting, Sports club "Ilya Muromets", Ka-mensk-Uralsky; Oleg Sergeevich Rogov, the senior lecturer, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture; Islam Mamedovich Joliev, the senior teacher, Prokopiy Nikolaevich Ka-nev, the teacher, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg

Abstract

The relevance of the study is due to the fact that explosive power is the main physical quality in weightlifting, which must be developed during training. For successful performance of competitive exercises, the optimal development of explosive power in combination with the technical training of the athlete is necessary. At the same time, the most effective exercise for the development of explosive power in weightlifting - the pull with the blast with weight of 110% - has differences in the biomechanical structure of the movement from competitive exercises. Thus, the active inclusion of traction with undermining in the training program of young weightlifters at the stage of sports improvement can lead to deterioration in the technical readiness of the athlete. In addition, large amount of work with weights in the future can negatively affect the development of the musculoskeletal system of young weightlifters. Thus, it is obvious that there is need to find ways to develop explosive power with the help of means and methods that do not cause the negative transfer with the technique of classical competitive exercises - the jerk and push. As a result of our research, we developed the method for developing explosive force using the shock method among the young men aged 15-16 years, who are engaged in weightlifting. This technique allows you to develop explosive power with less work with weights, which reduces the negative impact on the musculo-skeletal system and does not reduce the effectiveness of the developed skills of competitive movements.

Keywords: weightlifting, sports improvement, development of physical qualities.

Главной задачей в подготовке спортсменов-тяжелоатлетов в начале этапа совершенствования спортивного мастерства является обучение технике классических упражнений, а также улучшение общей и физической подготовки [4].

Тяга с подрывом является одним из наиболее эффективных упражнений тяжелой атлетики, направленных на развитие технических навыков и взрывной силы. Однако выполнение данного упражнения требует высокого уровня мастерства, сочетающего в себе знание техники выполнения упражнения и одновременно достаточный уровень развития

взрывной силы. При выполнении тяги с подрывом с весом около 90-95% от максимума в рывке или толчке отличия в биомеханической структуре движения отсутствуют. Но такой вес не способствует достаточному развитию взрывной силы тяжелоатлета. При выполнении тяги с подрывом с весом около 110% от рывкового или толчкового максимума биомеханическая структура движения отличается от таковой в классическом рывке или толчке. Поэтому возможно развитие явления отрицательного переноса между классическими рывком и толчком, и тягой с подрывом. На начальном этапе необходимо такое построение тренировочного процесса, которое позволит наиболее эффективно развивать взрывную силу, не прибегая к большому объему тренировок с отягощением, что будет способствовать уменьшению нагрузки на опорно-двигательный аппарат и более эффективному формированию двигательного стереотипа [3, 4].

Наше исследование проводились на базе спортивного комплекса «Салют» г. Каменск-Уральский , расположенного по адресу: Каменск-Уральский, ул. Каменская, 34. В исследовании приняли участие 20 юношей 15-16 лет весовой категории 77-85 кг, находящихся этапе начала спортивного совершенствования. Занятия проводились 3 раза в неделю по 1,5-2 часа.

Спортсмены, были разделены на равные 2 группы, контрольную и экспериментальную. Контрольная группа состояла из 10 человек, которые занимались по традиционной методике подготовки тяжелоатлетов высокой спортивной квалификации. Экспериментальная группа состояла из 10 человек, занимающиеся с применением ударного метода. Методика разработана на основе анализа научно-методической литературы, а также личного соревновательного опыта автора исследования. Эксперимент проводился с сентября 2018 года по январь 2019 года. Тестирование развития взрывной силы оценивалось по следующим показателям:

- прыжок в высоту (по методике В.М. Абалакова);

- прыжок в длину.

Кроме того, производилась оценка прироста результатов в рывковой и толчковой тяге с подрывом, как показателя взрывной силы.

Тестирование развития взрывной силы позволяет определить исходный уровень развития у исследуемых, а также оценить эффективность применяемых методик подготовки в контрольной и экспериментальной группах [2].

Для оценки прыжка в высоту мы использовали стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх - отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения - стоя на всей ступне, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства - отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см [6].

Прыжок в длину оценивался традиционным способом - прыжок с места и последующий замер дальности прыжка от линии постановки носков до точки касания пола пятками [6].

Для молодых тяжелоатлетов высокой спортивной квалификации традиционная методика тренировки выглядит следующим образом [4, 5]:

1. Разминка — 15 мин

2. Основная часть — 100 мин

2.1. Рывковая протяжка

2.2. Рывок в полуприсед с виса ниже колен (не касаясь помоста)

2.3. Толчок со стоек

2.4. Подъём на грудь в «разножку» плюс приседание

2.5. Жим лёжа

2.6. Тяга с подрывом

2.7. Тройные подряд прыжки на «козла»

2.8 Вис на перекладине с грузом подвешенным на поясничном ремне

2.9 Отжимание на перекладине

3. Заключительная часть — 5 мин

Общая продолжительность тренировки составляет 120 мин.

В таблице 1 указаны относительный вклад групп мышц в выполнение тяги с подрывом в относительных единицах по 10-балльной шкале. выполнение тяги осуществляется за счет стартового рывка и тяги усилием мышц поясницы, затем подрыв осуществляется за счет взрывного усилия мышц ног и верха спины [4, 5].

Таким образом, из таблицы 1 мы можем заключить, что развитие взрывной силы ягодичных, икроножных мышц, мышц бедра и поясницы позволит проявить большую взрывную силу при выполнении тяги с подрывом.

Разработанная нами методика предполагала включение в программу подготовки тяжелоатлетов 15-16 лет, осуществляемой в течение четырех месяцев, трех микроциклов ударного типа. Длительность каждого микроцикла составляла две недели. В ходе микроцикла происходило исключение тяги с подрывом из основной части тренировки и замена тройных прыжков на «козла» на прыжки в глубину.

Осуществление прыжков в глубину в первом микроцикле осуществлялось вперед, во втором и третьем - вперед и вверх.

Таблица 1 - Относительная нагрузка на мышцы тела тяжелоатлета при выполнении тяги с подрывом (по 10-балльной шкале)_

Ягодицы 9 (высокая)

Икроножная мышца 8 (высокая)

Верх спины 8 (высокая)

Поясница 7 (высокая)

Передняя часть бедра 7 (высокая)

Задняя часть бедра 5 (средняя)

Предплечья 4 (средняя)

Широчайшие мышцы 3 (средняя)

Внутренняя часть бедра 3 (средняя)

Бицепс 2 (слабая)

Общая нагрузка / тип упражнения 56 (высокая) /базовое глобальное

Исходное положение - стоя на тумбе, ноги слегка согнуты. По сигналу тренера спортсмен легко спрыгивает и упруго приземляется. Сразу после приземления, не теряя напряжения в мышцах ног, осуществляет выпрыгивание вперед или вверх. При выпрыгивании вперед спортсмен стремится приземлиться максимально далеко. При выпрыгивании вверх спортсмен стремится коснуться подвешенного на определенной высоте мячика для большого тенниса. Высота тумбы и высота мячика определяются индивидуально. В дальнейшем высота мячика постепенно увеличивается, чтобы обеспечить максимальный прирост результата.

По окончании четырехмесячного периода подготовки произведена оценка эффективности разработанной нами методики. В результате предварительной оценки взрывной силы юношей 15-16 лет, занимающихся тяжелой атлетикой, в контрольной и экспериментальной группах, были получены следующие результаты.

Таблица 2 - Оценка взрывной силы экспериментальной и контрольной группы до начала эксперимента_

Прыжок вдлину, Прыжок ввысоту, Рывковая тяга с Толчковая тяга с

см см подрывом, кг подрывом, кг

М о М о М о М о

Контрольная группа 216 2,21 45 2,04 105 1,79 101 2,45

Экспериментальная группа 215 2,21 45 1,88 103 0,95 102 2,6

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Как видно из результатов измерений, не наблюдается достоверных различий в показателях взрывной силы у контрольной и экспериментальной групп. Значит, их можно сравнивать в процессе экспериментального исследования.

Результаты оценки взрывной силы в контрольной и экспериментальной группах по результатам проведенной исследовательской работы в течение четырех месяцев приведены ниже в таблице 3.

Таблица 3 - Оценка взрывной силы экспериментальной и контрольной группы после проведения эксперимента_

Прыжок вдлину Прыжок ввысоту Рывковая тяга с подрывом Толчковая тяга с подрывом

М о М о М о М о

Контрольная группа 219 2,36 49 1,56 110 2,5 106 2,!7

Экспериментальная группа 232 4,34 53,5 2,46 117 2,27 118 1,78

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Как следует из таблицы, наблюдается достоверное увеличение результатов тестов прыжок в длину и прыжок в высоту у юношей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Прирост результатов в прыжке в длину составил 1,39% в контрольной группе и 7,73% в экспериментальной группе. Прирост результатов в прыжке в высоту составил 9,38% в контрольной группе и 18,89% в экспериментальной группе. Оценка результатов тяги с подрывом, выполняемой с отягощением 110-115% от максимума в соответствующем классическом движении, также показывает достоверное увеличение результатов экспериментальной по сравнению с контрольной.

Прирост результатов рывковой тяги с подрывом составил 5,24% в контрольной группе и 13,09% в экспериментальной группе. Прирост результатов в толчковой тяге с подрывом составил 4,55% в контрольной группе и 15,31% в экспериментальной группе.

Рассмотрев возрастные особенности юношей 15-16 лет, а также специфику подготовки в тяжелой атлетике на этапе спортивного совершенствования, мы установили что в данном возрасте наиболее целесообразно развитие координационных способностей, в том числе постановка сложнокоординированных соревновательных движений, требующих синхронной мобилизации двигательных единиц. Таким образом, разработанная нами методика увеличения взрывной силы у юношей 15-16 лет весовой категории 77-85 кг, находящихся этапе начала спортивного совершенствования в тяжелой атлетике, показала свою эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев А.Н. Современная тренировка тяжелоатлета / А.Н. Воробьев. - Москва : Физкультура и спорт, 1964. - 207 с.

2. Воробьев А.Н. Трактовка некоторых показателей тренированности в спортивной физиологии и медицине / А.Н. Воробьев, Э.И. Воробьева // Теория и практика физической культуры. -1974. - № 8. - С. 51-54.

3. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт : очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1977. - 255 с.

4. Тяжелая атлетика : учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. А.Н. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1972. - 295 с.

5. Тяжелая атлетика : учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. А.Н. Воробьева. - Изд. 4-е, перераб., доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 240 с.

6. Спортивная метрология : учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. В.М. Зациорского. - Москва : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

REFERENCES

1. Vorobyov A. N. (1964), Modern training of weightlifters, Physical education and Sports, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.