Научная статья на тему 'Развитие взглядов на применение сил гражданской обороны'

Развитие взглядов на применение сил гражданской обороны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская оборона / аварийно-спасательные и другие неотложные работы / средства поражения / пожарная аварийно-спасательная служба / civil defense / emergency rescue and other urgent works / means of destruction / fire emergency rescue service

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хроколов Виталий Александрович

Цель. Провести анализ развития взглядов на применение сил гражданской обороны в военное время и существующих подходов к обоснованию состава сил, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в составе группировки гражданской обороны. Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Определены основные этапы развития взглядов на применение сил гражданской обороны в военное время. Область применения исследований. Результаты работы могут быть использованы при подготовке специалистов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в ходе планирования отдельных мероприятий гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хроколов Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of views on the use of civil defense forces

Purpose. To analyze the development of opinions about the use of civil defense forces in wartime and the existing approaches to the justification of the composition of forces involved in rescue and other emergency operations as part of the civil defense groups. Methods. General scientific methods of research: analysis and synthesis, comparison and generalization. Findings. The main stages of development of opinions about the use of civil defense forces in wartime are determined. Application field of research. The results of the work can be used in the training of specialists in the field of prevention and elimination of emergency situations as well as in the course of planning of individual measures of civil defense.

Текст научной работы на тему «Развитие взглядов на применение сил гражданской обороны»

EDN: https://elibrary.ru/SIBCRZ DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-3.337

УДК 355.58

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Хроколов В.А.

Цель. Провести анализ развития взглядов на применение сил гражданской обороны в военное время и существующих подходов к обоснованию состава сил, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в составе группировки гражданской обороны.

Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Результаты. Определены основные этапы развития взглядов на применение сил гражданской обороны в военное время.

Область применения исследований. Результаты работы могут быть использованы при подготовке специалистов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в ходе планирования отдельных мероприятий гражданской обороны.

Ключевые слова: гражданская оборона, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, средства поражения, пожарная аварийно-спасательная служба.

(Поступила в редакцию 15 июля 2024 г.)

Введение

Анализ действий по разрешению межгосударственных противоречий показывает, что способы и приемы достижения поставленных в политической игре целей постоянно изменяются. В современном мире дипломатические методы все более отходят на второй план, что ведет к все более активному применению силы для разрешения возникающих противоречий. При этом акцент часто делается не на поражении войск противника, а на дестабилизации или разрушении государственной системы в целом. Так, согласно разработанной полковником ВВС США Джоном Уорденом теории «пяти колец», все ключевые элементы государства можно разделить на пять групп: правительство, производство, инфраструктура и коммуникации, население и Вооруженные силы (рис. 1). Для того чтобы заставить противоборствующую сторону сдаться, необходимо найти критический узел из этих элементов и вывести его из строя. Это приведет к дисфункции государственной системы и позволит достичь поставленных целей [1, с. 70].

/О-"" . Правительство

/ / Производство

^ Инфраструктура

I ™1 и коммуникации

\ \ \ — У/ / — Население \Ч," "" ~~ / Вооруженные

Рисунок 1. - Модель пяти колец Д. Уордена [1]

Данная модель впервые была опробована в Югославии, где показала свою эффективность. В результате ударов НАТО по территории Югославии большинство ключевых объектов экономики и инфраструктуры были уничтожены или выведены из строя, а само государство в ходе вооруженного противоборства прекратило существование.

В вооруженных конфликтах между Россией и Украиной, Израилем и сектором Газа противоборствующими сторонами также активно поражаются объекты тыла и прежде всего объекты промышленности и инфраструктуры. Так, после ударов Вооруженных Сил России по объектам энергетики на территории Украины по состоянию на начало июня 2024 г.

выведено из строя около 90 % объектов тепловой генерации и около 45 % объектов «Укргид-роэнерго», прямой ущерб от их разрушения составил около 8,5 млрд долларов США1. В ходе боевых действий в секторе Газа Израильской стороной также неоднократно наносились удары не только по военной инфраструктуре группировки «Хамас», но и по объектам гражданского назначения. Это привело к гибели более 39 тыс. и ранению около 91 тыс. человек2.

Не вызывает сомнений, что в случае вооруженного противостояния потенциальным противником будут наноситься удары по критически важным объектам нашего государства, в том числе потенциально опасным. Это, в свою очередь, приведет к возникновению различных чрезвычайных ситуаций, травмированию и гибели гражданского населения, что потребует незамедлительного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), направленных на спасение пострадавших и оказание им помощи.

В Республике Беларусь данная задача возложена на гражданскую оборону (далее -ГО). Для ее решения сформированы соответствующие силы ГО, в состав которых входят службы ГО, в том числе пожарная аварийно-спасательная служба (далее - ПАСС), гражданские формирования ГО, сеть наблюдения и лабораторного контроля. При этом следует отметить, что именно на ПАСС ГО возложены задачи:

- по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организации и проведению мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;

- локализации и тушению пожаров3.

Поэтому очевидно, что именно силы ПАСС в составе группировки ГО, привлекаемой к ликвидации последствий применения противником оружия, будут решать задачи по спасению людей, пострадавших в ходе ведения боевых действий.

В то же время необходимо отметить, что данные задачи выполнялись и ранее, поэтому для получения полной картины о трансформации подходов к применению сил ГО в военное время, в том числе сил ПАСС, целесообразно рассмотреть основные этапы формирования и развития взглядов на защиту населения и тыла от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или вследствие их, а также существующих подходов к определению необходимого состава сил для их проведения.

Основная часть

Изучение исторического опыта показывает, что впервые необходимость защиты тыла возникла в годы Первой мировой войны и была связана с развитием авиации и ее возможностями по поражению объектов тыла. С этого момента на территории бывшего СССР, по сути, начинается отсчет развития взглядов на обеспечение защиты гражданского населения в ходе ведения боевых действий, проведение мероприятий по ликвидации последствий применения противником оружия и выработке подходов к определению необходимого для этого количества сил и средств. Анализ литературных источников по теме рассматриваемого вопроса позволяет выделить девять основных этапов развития взглядов на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или вследствие их.

1 В каком состоянии находится энергосистема Украины после ракетных ударов [Электронный ресурс] - 2024. -Режим доступа: https://gmk.center/posts/v-kakom-sostoyami-nahoditsya-energosistema-ukrainy-posle-raketnyh-udarov/. - Дата доступа: 02.07.2024.

2 Стало известно число жертв действий израильских сил в секторе Газа [Электронный ресурс] - 2024. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2024/08/03/stalo-izvestno-chislo-zhertv-deystviy-izrailskih-sil-v-sektore-gaza/. - Дата доступа: 03.08.2024.

3 О службах гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 авг. 2008 г., № 1151 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: pravo.by. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2008-198/2008-198(010-016).pdf&oldDocPage=1. - Дата доступа: 24.07.2024.

Первый этап (1918-1931 гг.) характеризуется возрастанием роли авиации в ходе вооруженного противоборства и поражении ей наиболее важных объектов тыла, что, как правило, приводило к их разрушению и гибели гражданского населения. Это послужило толчком к разработке мер по защите гражданского населения от ударов с воздуха и совершенствованию системы противовоздушной обороны (далее - ПВО) того времени. В ходе этой работы Правительством СССР был выработан подход к защите от ударов с воздуха, суть которого заключалась в одновременном использовании мер как активной, так и пассивной противовоздушной обороны. При этом выполнение мероприятий активной ПВО (противовоздушные бои, зенитное прикрытие и др.) возлагалось на личный состав воинских подразделений, а пассивной - на органы местного самоуправления и организации. Как результат, к осуществлению мероприятий пассивной ПВО стали привлекаться силы и средства гражданских организаций и населения.

Основной целью мероприятий пассивной защиты определялась защита населения от ударов с воздуха и обеспечение бесперебойной работы предприятий, транспорта, а также быстрая ликвидация последствий авиационных ударов. Для этого строились убежища, проводились мероприятия светомаскировки, создавались специальные формирования для ликвидации последствий авиаударов. Однако в этот период мероприятия местной противовоздушной обороны (далее - МПВО) выполнялись на территории не всей страны, а только в пределах 500-километровой зоны от линии государственной границы [2, с. 6]. Это было обусловлено радиусом действия авиации того времени.

Таким образом, в ходе первого этапа в стране:

- создана система защиты от ударов с воздуха, в состав которой входили не только силы ПВО Наркомата по военным и морским делам, но и силы местных предприятий и организаций;

- проведено разделение мероприятий ПВО на активные и пассивные. Применение активных средств борьбы осуществлялось силами воинских подразделений, а силами местных органов власти осуществлялись мероприятия пассивной защиты;

- проведено разделение территории страны на угрожаемую зону (500-километровую полосу от линии государственной границы) и тыл;

- положено начало формированию системы мер превентивной защиты от воздушного нападения.

В то же время, несмотря на общегосударственную значимость вопросов защиты тыла от ударов с воздуха, пассивная оборона в этот период в самостоятельную службу выделена не была.

Второй этап (1932-1941 гг.). Активное развитие возможностей боевой авиации по поражению объектов тыла потребовало совершенствования системы защиты тыла от ударов с воздуха. В связи с этим уже 4 октября 1932 г. Советом Народных Комиссаров (далее - СНК) было принято новое Положение о ПВО СССР, согласно которому местная ПВО была выделена в самостоятельную составную часть всей системы ПВО СССР [2, с. 7].

В соответствии с данным Положением основными задачами МПВО определялись:

- предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха;

- осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха;

- ликвидация последствий ударов с воздуха, в том числе с применением отравляющих веществ;

- оказание помощи пострадавшим;

- борьба с пожарами [2, с. 7].

Важное значение для совершенствования системы МПВО в этот период сыграло принятие 27 августа 1936 г. постановления СНК СССР «Об организации населения для защиты от воздушного нападения на территорию СССР». В соответствии с этим постановлением руководство МПВО возлагалось на председателей местных исполнительных органов власти,

которые по должности становились начальниками МПВО городов (районов), а управление подчиненными силами и средствами они осуществляли через сформированные штабы МПВО. Кроме этого, на базе управлений и отделов городских и районных Советов были созданы службы МПВО: оповещения и связи; убежищ; охраны порядка; транспортная; противопожарная; аварийно-восстановительная; светомаскировки; медико-санитарная; водоснабжения и канализации и др. [3, с. 265]. Работа по формированию служб МПВО и укомплектованию их личным составом в этот период велась по двум направлениям: по линии органов военного управления формировались части МПВО войскового типа, а по линии МПВО создавались невоенизированные формирования.

Проводя аналогию с реалиями нашего времени, нетрудно заметить, что положения, разработанные в ходе второго этапа, нашли отражение в действующей системе ГО Республики Беларусь. Так, председатели областных, городских (районных) исполнительных комитетов в Республике Беларусь по должности являются начальниками ГО соответствующих административно-территориальных единиц, а управление подчиненными силами они осуществляют через специально созданные органы управления - штабы ГО. В составе сил ГО роль военизированных формирований закреплена за пожарной аварийно-спасательной службой, а основу невоенизированных формирований составляют гражданские формирования ГО, создаваемые на предприятиях и организациях.

Таким образом, в ходе второго этапа:

- МПВО была выделена в самостоятельную часть всей системы ПВО страны;

- управление МПВО возлагалось на председателей местных исполнительных Советов депутатов, которые по должности становились начальниками МПВО, управление подчиненными силами они осуществляли через соответствующие штабы, что позволяет говорить о том, что в этот период была сформирована система управления МПВО;

- для решения задач МПВО создавались подразделения как войскового типа, так и невоенизированные формирования различного предназначения.

- в угрожаемой полосе была выстроена достаточно четкая система защиты от ударов с воздуха, что дало возможность сосредоточить силы МПВО на наиболее важных направлениях.

Таким образом, в рассматриваемый период была проведена значительная работа по усилению системы МПВО, что позволило рассматривать ее как важный элемент в системе оборонительных мероприятий страны.

Третий этап (1941-1945 гг.) показал, что проведенные в 1930-е гг. мероприятия по укреплению МПВО оказались достаточно результативными. Это позволило значительно снизить эффективность ударов немецкой авиации по объектам тыла. Силами МПВО в годы Великой Отечественной войны были ликвидированы последствия более 30 тыс. налетов вражеской авиации, предотвращено свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, ликвидировано около 90 тыс. загораний и пожаров, обезврежено более 430 тыс. авиабомб [2, с. 9]. Кроме этого, в ряде случаев личный состав МПВО принимал участие в отражении атак сухопутных сил противника.

Однако в этот период был выявлен и ряд серьезных просчетов в деятельности МПВО. Так, массированные налеты авиации показали недостаточность фонда защитных сооружений, что привело к увеличению числа погибших и пострадавших граждан. Помимо этого, были недостаточно проработаны вопросы оповещения населения о воздушной опасности и подготовки личного состава МПВО к ликвидации последствий авиаударов [4, с. 51].

Для устранения выявленных недостатков были приняты решительные меры. Прежде всего произведена корректировка нормативной базы, регламентирующей деятельность МПВО, проведены мероприятия по реорганизации и укреплению основных служб МПВО, а также по созданию городских аварийно-спасательных отрядов в населенных пунктах, объявленных на военном положении. В результате к концу первого периода войны численность

только аварийно-восстановительной службы МПВО была доведена до полумиллиона человек [4, с. 53].

В целом опыт Великой Отечественной войны показал, что:

1. Основные усилия МПВО в этот период сосредоточивались на решении таких задач, как защита населения и важных экономических объектов от ударов с воздуха и ликвидация их последствий.

2. Подразделения МПВО должны быть способны проводить работы длительное время с использованием только своих сил и средств.

3. Наиболее эффективной силой для ведения АСДНР в очагах поражения являются военизированные части и подразделения МПВО. Однако только их силами снизить эффективность авиационных ударов и ликвидировать их последствия не представляется возможным. Поэтому требуется заблаговременная подготовка к выполнению задач в военное время всех составных элементов МПВО, а военизированные формирования должны составлять ядро этих сил.

4. Большую роль в защите населения от ударов с воздуха играет заблаговременное выполнение комплекса инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение эффективности авиационных ударов.

Четвертый этап (1945-1961 гг.) характеризуется нарастанием напряженности в отношениях между США и СССР. В ходе этого противостояния в США разрабатывались военные планы, в которых предусматривалось проведение «стратегических операций военно-воздушных сил США против ключевых центров СССР», в том числе с применением атомного оружия. Так, в соответствии с планом «Дропшот» начало войны с СССР предусматривалось с нанесения массированных ударов стратегической авиации по крупным административным и промышленным центрам, районам сосредоточения войск. При этом только в течение первых 30 суток планировалось сбросить 300 атомных и 250 тыс. обычных бомб, а уже в начале 1950-х гг. в соответствии с доктриной «Первого удара» уже в первые два часа предусматривалось сбросить 750 атомных бомб [4, с. 109, 114].

В связи с этим основная деятельность МПВО была направлена на совершенствование мер защиты от оружия массового поражения. В этот период разрабатывается новое «Положение о МПВО СССР» и ряд других нормативных актов, направленных на совершенствование системы защиты населения и территорий от новых военных угроз. В результате проведенной работы были уточнены цели, задачи и место МПВО в системе общегосударственных оборонительных мероприятий, определены основные мероприятия, проводимые силами МПВО (организация оповещения об опасности нападения с воздуха; ликвидация последствий нападения с воздуха; обеспечение населения убежищами и укрытиями; химическая защита; медико-санитарные, инженерно-технические мероприятия по защите населения и производственного персонала; создание условий для управления МПВО; повышение надежности работы объектов народного хозяйства; подготовка населения к ведению МПВО, охрана правопорядка, государственного и личного имущества при нападении с воздуха и др. [3, с. 268-269]).

Кроме этого, были выработаны новые меры, которые ранее в нормативных правовых актах закреплены не были. Например, в нормативных актах было закреплено положение о создании мобилизационных резервов для развертывания МПВО и ликвидации последствий воздушных ударов. Это положение актуально для сил ГО и в настоящее время, но в отличие от рассматриваемого периода сейчас предусматривается возможность использования государственных материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в мирное время.

Еще одной новацией стало утверждение порядка введения «Угрожаемого периода», причем обязанности по его введению возлагались на Главное управление МПВО МВД СССР по согласованию с Генеральным штабом Советской Армии [4]. В настоящее время данная функция с органов управления ГО снята.

Заметим, что наряду с подготовкой МПВО к обеспечению защиты населения и объектов тыла в военное время, в послевоенные годы личный состав МПВО активно привлекался к восстановлению разрушенных городов и обеспечению первоочередными средствами жизнеобеспечения населения, пострадавшего в ходе войны. Данный опыт используется и сейчас: в мирное время при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций эта задача возлагается на государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в военное время - на ГО.

Отметим, что в период четвертого этапа основные усилия государственной политики в развитии системы МПВО были направлены:

- на создание общегосударственной системы защитных мероприятий МПВО;

- повышение эффективности действий сил МПВО по ликвидации последствий воздушных ударов противника по объектам тыла, в том числе с применением оружия массового поражения;

- организацию мероприятий по защите населения с учетом высокой вероятности применения оружия массового поражения;

- повышение роли превентивных защитных мероприятий.

Пятый этап (1961-1972 гг.). Бурное развитие средств доставки боеприпасов на большую глубину, испытания межконтинентальных баллистических ракет, изменения в военных доктринах ведущих государств мира в конце 1950-х начале 1960-х гг. привели к тому, что вопросы защиты тыла вышли на стратегический уровень. Это вызвало необходимость коренного изменения подходов к обеспечению защиты населения и объектов тыла на всей территории страны. Как результат, в 1961 г. на базе МПВО создается абсолютно новая общегосударственная система - Гражданская оборона СССР. Ее главной задачей стала защита населения от оружия массового поражения на территории всей страны. Другой - максимальное ослабление воздействия средств поражения при нанесении ударов по городам, промышленным предприятиям и другим важным объектам. Для этого предусматривалось проведение комплекса мероприятий:

- по защите населения от воздушных и других ударов. Для этого планировалось проведение массовых эвакуационных мероприятий из городов, вероятных целей поражения, строительство защитных сооружений для персонала предприятий, продолжающих работу в военное время;

- снижению эффективности ударов противника по промышленным и другим важным объектам тыла. Для этого планировалось проведение комплекса инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы предприятий в военное время;

- повышению эффективности спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Для этого создавались массовые аварийно-спасательные формирования и осуществлялась их подготовка к выполнению задач по предназначению.

Анализируя изменения в подходах к защите населения и объектов тыла в этот период, следует заметить, что основные усилия органов управления ГО сосредоточивались на подготовке к действиям в военное время, а решению задач по защите населения в мирное время большого значения не придавалось.

Таким образом, в ходе пятого этапа:

- основные усилия ГО были направлены на подготовку к действиям в военное время;

- за базовый сценарий будущей войны принималась модель с применением оружия массового поражения;

- проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения возлагалось на аварийно-спасательные формирования ГО;

- в основу защитных мероприятий был положен подход, предусматривающий проведение массовой эвакуации населения из городов и укрытие в защитных сооружениях персонала предприятий, продолжающих работу в военное время.

В ходе шестого этапа (1972-1986 гг.) в системе ГО произошел ряд серьезных изменений. Так, в начале 1970-х гг. ГО передается в состав Министерства обороны СССР, в марте 1976 г. утверждается новое Положение о гражданской обороне СССР, в котором определялось, что ГО является составной частью общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника [4, с. 153]. В связи с этим впервые в нормативных правовых актах предписывалось мероприятия ГО согласовывать с иными мероприятиями, выполняемыми в интересах обороны государства. Заметим, что данный подход реализован и в современных условиях. Так, в Законе4 определено, что ГО является составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и защите населения, материальных и историко-культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или вследствие их, а подготовка гражданской обороны является составной частью подготовки государства к обороне.

В целом стратегия ведения ГО, выработанная ранее, в этот период кардинальных изменений не претерпела. Предусматривалось лишь проведение более масштабного комплекса мероприятий на объектах и в населенных пунктах, которые могли подвергнуться ударам противника. Условно эти мероприятия можно свести в три большие группы:

1) мероприятия по защите населения. Они были направлены на совершенствование способов защиты населения от средств поражения того времени;

2) мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования объектов экономики и систем жизнеобеспечения, а также максимально возможное снижение эффективности ударов противника по ним;

3) мероприятия по подготовке личного состава ГО к ликвидации последствий применения противником оружия и проведение АСДНР [4, с. 152].

Кроме этого, проведен ряд изменений в структуре ГО. Это позволило уточнить структуру штабов ГО территориального уровня, в министерствах и ведомствах создать штатные подразделения ГО (отделы, секторы), а также создать четыре общегосударственные службы ГО (медицинскую, охраны и общественного правопорядка, защиты животных и растений и противопожарную, преемником которой в настоящее время является пожарная аварийно-спасательная служба ГО, создаваемая на базе органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям). При этом в республиках СССР уже создавалось 14-16 служб ГО в зависимости от местных условий [4, с. 155].

Основными силами ГО в этот период были воинские части ГО и невоенизированные формирования ГО. Стоит отметить, что изначально невоенизированные формирования предполагалось использовать только в военное время, однако с принятием в марте 1976 г. Положения о гражданской обороне СССР на законодательном уровне было закреплено решение об использовании невоенизированных формирований для проведения АСДНР и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

В итоге основным результатом работы по совершенствованию и развитию взглядов на применение сил ГО в этот период стала разработка целостной комплексной системы взглядов на защиту населения страны от оружия массового поражения, повышение устойчивости работы объектов экономики в военное время и эффективности применения сил ГО, а в первую очередь аварийно-спасательных формирований.

Седьмой этап (1986-1991 гг.). Опыт ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС потребовал по-новому взглянуть на применение сил ГО, прежде всего в мирное время. В результате в июле 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление

4 О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-3 // Информационно-поисковая система Эталон-опНпе. - Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=H10600183. -Дата доступа: 30.07.2024.

№ 886-213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны» [3, с. 273]. Этим постановлением на ГО был возложен ряд дополнительных функций:

- подготовка населения к действиям в ЧС, осуществление мероприятий, направленных на его защиту от последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф;

- организация и управление проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

- проведение единой политики в области создания технических средств для оснащения аварийно-спасательных подразделений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация перемещения в заданные районы воинских частей, привлекаемых к спасательным работам [4, с. 213].

В целом в ходе седьмого этапа была проведена большая работа, направленная на совершенствование подходов к применению сил ГО для ликвидации ЧС в мирное время. В результате к концу данного периода значительная часть ГО, в том числе невоенизированных формирований, содержалась в готовности к действиям по ликвидации ЧС в мирное время. Это кардинальным образом отличалось от ранее существовавших взглядов на применение сил ГО, где основная часть сил готовилась к действиям по решению задач военного времени. При этом только часть из них содержалась в состоянии повышенной готовности для ликвидации последствий ударов в ходе внезапного нападения противника.

Восьмой этап (1991-1999 гг.) характеризуется выстраиванием в Республике Беларусь собственной системы ГО. Для этого в государстве был принят ряд основополагающих документов, определяющих порядок функционирования ГО. Так, 20 сентября 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь принято постановление «О переподчинении системы гражданской обороны Республики Беларусь»5, в результате органы управления, штабы и воинские части Гражданской обороны Союза ССР, дислоцировавшиеся на территории Республики Беларусь были переподчинены Совету Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь 26 мая 1992 г. принял постановление № 311, которым утвердил Положение о ГО Республики Беларусь, численность штабов ГО областей, городов, категорированных по ГО, и районов Минска. Кроме этого, в Законе6 закреплено положение о том, что ГО является составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь.

В 1994 г. ГО была выведена из состава Вооруженных Сил и переподчинена Министерству внутренних дел. С вхождением ГО в состав МВД упраздняется штаб ГО Республики Беларусь, а его функции передаются Главному управлению Командующего внутренними войсками. Кроме этого, аварийно-спасательные батальоны ГО преобразуются в инженерно-технические роты в составе милицейских батальонов, что привело к сокращению сил и средств ГО.

Таким образом в этот период наблюдается снижение роли ГО в системе обеспечения безопасности государства и, как следствие, происходит постепенная деградация существовавшей ранее системы ГО, в том числе подразделений, предназначавшихся для проведения аварийно-спасательных работ.

Девятый этап (1999 г. - н.в.) характеризуется очередной перестройкой системы ГО, направленной на поиск адекватных способов реагирования на современные вызовы и угрозы, а также выводом ГО из состава МВД и передачей полномочий по ее управлению вновь созданному Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

5 О переподчинении системы гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 20 сент. 1991 г., № 1092-Х1 // Информационно-поисковая система Эталон-online. - Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=V29101092. - Дата доступа: 20.03.2024.

6 Об обороне [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, от 3 нояб. 1992 г. № 1902-Х11 // Информационно-поисковая система Эталон-online. - Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=v19201902. -Дата доступа: 12.07.2024.

Первым шагом в этом направлении стал Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. № 35 «Об утверждении Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»7. В соответствии с данным документом на Министерство наряду с задачами по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время были возложены задачи по управлению гражданской обороной. В последующем, 27 ноября 2006 г. принят Закон Республики Беларусь № 183-3 «О гражданской обороне»8, 31 января 2008 г. - постановление Совета Министров Республики Беларусь № 135 «Об утверждении Положения о порядке создания штабов гражданской обороны»9, 19 марта 2008 г. - постановление Совета Министров Республики Беларусь № 413 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности гражданских формирований гражданской обороны»10, 12 августа 2008 г. -постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1151 «О службах гражданской обороны»11, 9 декабря 2013 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 1051 «Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны»12, 20 марта 2018 г. приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь № 103 утверждается Положение о республиканской пожарной аварийно-спасательной службе гражданской обороны13.

В результате проведенной работы по уточнению и изменению нормативной правовой базы в сфере ГО в Законе14 закреплено положение о том, что ГО является составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий. Там же определены задачи ГО, в том числе проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Выстраивая систему ГО, руководство нашей страны учло опыт ГО СССР, это позволило сформировать стройную систему управления, выработать подходы к повышению устойчивости функционирования объектов экономики и применению сил ГО как в условиях военного, так и мирного времени.

Сегодня мероприятия ГО, проводимые в нашей стране, условно можно разделить на три большие группы:

1) мероприятия, направленные на подготовку населения действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

7 • Об утверждении Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 янв. 1999 г., № 35 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: pravo.by. - Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=p39900035. - Дата доступа: 23.07.2024.

• О Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 нояб. 2023 г., № 405 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: pravo.by. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32200405. - Дата доступа: 23.07.2024.

8 См. сноску 4.

9 Об утверждении Положения о порядке создания штабов гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 янв. 2008 г., № 135 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: pravo.by. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?gшd=2012&oldDoc=2008-31/2008-31(006-041).pdf&oldDocPage= 15. Дата доступа: 14.07.2024.

10 Об утверждении положения о порядке создания и деятельности гражданских формирований гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 марта 2008 г., № 413 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: pravo.by. - Режим доступа: https://pravo.by/ document/?guid=2012&oldDoc=2008-69/2008-69(036-065).pdf&oldDocPage=20. - Дата доступа: 12.07.2024.

11 См. сноску 3.

12 Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 дек. 2013 г., № 1051 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: pravo.by. - Режим доступа: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=C21301051. - Дата доступа: 22.07.2024.

13 Об утверждении Положения о республиканской пожарной аварийно-спасательной службе гражданской обороны: приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, 20 март. 2018 г., № 103.

14 См. сноску 4.

2) мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования объектов экономики, систем жизнеобеспечения и других важных объектов;

3) повышение эффективности действий сил ГО при ликвидации ЧС в различных условиях обстановки.

Для выполнения задач ГО в настоящее время в Республике Беларусь сформированы соответствующие силы, в состав которых входят службы ГО (в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь15 в стране создано 12 республиканских служб ГО), гражданские формирования ГО и сеть наблюдения и лабораторного контроля. При этом воинских частей ГО, как это было в период существования СССР, в составе ГО Республики Беларусь нет, однако можно отметить, что их правопреемником, по сути, стали подразделения пожарной аварийно-спасательной службы ГО, которые и будут составлять ядро сил в группировке ГО, привлекаемой к проведению АСДНР в военное время.

Отметим, что в настоящее время процесс формирования современного облика системы ГО, в том числе облика пожарной аварийно-спасательной службы, еще не завершен. Поскольку, наряду с выстраиванием общей системы ГО, отдельные вопросы применения сил ГО до конца не решены. Например, не решен вопрос определения рационального состава сил в группировке ГО, привлекаемой к ликвидации последствий применения противником оружия, в том числе состава сил ПАСС ГО в данной группировке. Об этом свидетельствуют работы ученых в области ГО и отсутствие нормативно закрепленных методик по определению состава сил ПАСС в группировке ГО, привлекаемой к ликвидации последствий применения противником оружия.

Анализ открытых научных исследований по вопросам ГО показал, что изучением вопросов прогнозирования обстановки в результате поражения объектов тыла и необходимого количества сил ГО для ликвидации последствий применения противником оружия занимался достаточно широкий круг исследователей и ученых. Наиболее известными представителями являются российские ученые Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев, В.П. Малышев, Э.Я. Богатырев, В.М. Кондратьев-Фирсов и др.

В целом анализ научных работ и публикаций по данному вопросу позволил выявить ряд основных направлений, по которым проводились исследования: совершенствование способов защиты населения и территорий от опасных факторов, возникающих в ходе ведения боевых действий; прогнозирование возможной обстановки в результате нанесения противником ударов по объектам тыла; обоснование состава сил и средств для ликвидации последствий применения противником оружия.

Так, в работе «Современные войны и гражданская оборона» [5] автор отмечает, что в современных военных конфликтах основной упор необходимо делать на защиту от высокоточного оружия, поскольку именно оно будет основным средством поражения. Рассматривая вопросы совершенствования ГО в Российской Федерации, он отмечает, что основным направлением развития в XXI в. будет интеграция системы ГО и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в единое целое. При этом одним из ключевых шагов будет создание государственной спасательной службы на базе войск ГО МЧС России. В то же время следует отметить, что в работе автор лишь констатирует данный факт, а конкретных подходов к определению задач и требуемого состава сил для их выполнения не рассматривает.

В работе «Перспективы развития гражданской обороны на современном этапе» [6] авторы исследуют основные направления дальнейшего развития ГО, включая вопросы совершенствования структуры и состава сил ГО. При этом ими рассматриваются требования, предъявляемые к структуре, составу, оснащению и уровню подготовки сил ГО, вместе с тем авторы не касаются вопросов определения количественного и качественного состава сил ГО, распределения видов и объемов АСДНР между составными элементами группировки ГО.

15 См. сноску 3.

В публикации «Зависимость состава, размещения и возможностей сил РСЧС и МЧС России от географического фактора» [7] авторы рассматривают влияние географического фактора на дислокацию подразделений, время их прибытия к месту чрезвычайной ситуации. В то же время в работе не рассматриваются вопросы зависимости численности подразделений и требуемого количества личного состава на территории административно-территориальной единицы от прогнозируемого объема АСДНР и сроков его выполнения.

В работе «Обоснование необходимости мобилизационных резервов на мирное и военное время, оптимизация сроков выдвижения резервов на большие расстояния с использованием железнодорожного транспорта» [8] автор раскрывает проблемные вопросы подготовки мобилизационных ресурсов для комплектования и восполнения потерь спасательных сил в ходе выполнения задач ГО в вооруженных конфликтах и при ликвидации крупномасштабных ЧС в мирное время. При этом мобилизационную потребность предлагается определять на основе расчетных показателей потерь спасателей в ходе вооруженного конфликта. Однако при определении мобилизационной потребности не рассматриваются вопросы состава сил МЧС в группировке ГО, привлекаемой к ведению АСДНР в военное время, а следовательно, не рассматриваются вопросы обоснования требуемого количества сил спасательных формирований в ее составе.

В публикации «Оценка военной опасности для организации и ведения гражданской обороны» [9] авторы предлагают подход к прогнозированию обстановки при поражении объектов тыла обычными средствами поражения. Применение данного подхода позволяет спрогнозировать возможную обстановку на территории объекта поражения и за его пределами, однако вопросы определения необходимого состава сил для проведения АСДНР авторы в работе не рассматривают.

В публикации «Методические основы оперативного планирования гражданской обороны в условиях современного военного конфликта» [10] авторы предлагают научный подход к прогнозированию обстановки, объемов АСДНР, а также к определению ущерба при воздействии обычными средствами поражения на объекты тыла. При этом подходы к определению требуемого состава сил для ликвидации последствий применения противником оружия не предлагают.

В работе «Комплексная методика прогнозирования обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ при воздействии на объекты экономики обычными средствами поражения» предлагается методический аппарат для формирования системы исходных данных в ходе планирования мероприятий ГО при разрушении объекта обычными средствами поражения [11]. Он включает четыре частные методики, позволяющие спрогнозировать обстановку при поражении объекта обычными средствами поражения и определить объем АСДНР, который потребуется выполнить силами ГО при ликвидации последствий нанесения ударов по объектам тыла. В то же время в комплексной методике не рассматриваются вопросы определения необходимого состава сил ГО, в том числе сил ПАСС ГО, для ведения АСДНР в очаге поражения.

В работе «Вероятностный подход к определению численности группировки сил гражданской обороны для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях современных войн» авторы предлагают математический аппарат для обоснования группировки сил ГО, основанный на использовании вероятностного подхода при прогнозировании обстановки и обосновании численности группировки сил ГО для ликвидации последствий ударов по объектам тыла [12]. При этом предложенный подход не позволяет распределить прогнозируемые объемы АСДНР между составными элементами группировки ГО, привлекаемой к ведению АСДНР, следовательно, не позволяет определить их количественный и качественный состав.

Еще один подход к обоснованию состава сил ГО для ликвидации последствий применения противником оружия предложен в публикации «Комплексная методика обоснования

рационального состава группировки сил и средств, привлекаемой для ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время» [13]. Авторами предлагается комплексная методика обоснования рациональной группировки сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время на объектах хранения взрывчатых веществ. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить объем предстоящих АСДНР в зоне ЧС; рассчитать требуемый состав сил для выполнения прогнозируемого объема работ; выбрать рациональный вариант распределения спасательных формирований по объектам ведения работ с учетом мест их дислокации и состояния дорожной сети. Как результат, предложенная методика позволяет определить только общее количество сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах хранения взрывчатых веществ, но не позволяет распределить объемы АСДНР между силами ГО, входящими в группировку, привлекаемую для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следовательно, применение данной методики не даст возможности обосновать необходимое количество сил ПАСС в группировке ГО, привлекаемой к ликвидации последствий применения противником оружия.

В статье «Расчет потребности сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, возникающих (возникших) в зонах разрушений» [14] автор рассматривает порядок применения гражданских формирований ГО для проведения АСДНР в очагах разрушений. Однако подходов к распределению объемов АСДНР между силами ГО, входящими в группировку, привлекаемую к проведению АСДНР в очагах разрушений, автор не предлагает.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ развития взглядов на применение сил ГО для обеспечения защиты населения и объектов тыла от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или вследствие их, а также применяемых подходов к формированию состава сил для проведения АСДНР позволил сделать ряд выводов:

1. В эволюции системы защиты населения от опасностей военного времени можно выделить девять основных этапов, в течение которых система защиты гражданского населения от опасных факторов, возникающих в ходе ведения военных действий или вследствие их, трансформировалась из составной части противовоздушной обороны в самостоятельное направление - гражданскую оборону, ставшую составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь.

2. В настоящее время, несмотря на выстроенную в целом систему ГО Республики Беларусь, отдельные вопросы остаются до конца неразрешенными, в том числе и связанные с определением состава сил ПАСС в группировке ГО, привлекаемой к ликвидации последствий применения противником оружия.

3. Результаты исследований российских и белорусских ученых создают в целом необходимую для функционирования ГО научно-методическую базу, но вместе с тем недостаточную для определения состава сил ПАСС в группировке ГО, привлекаемой к ликвидации последствий применения противником оружия. Поэтому разработка методики, позволяющей определить состав сил ПАСС в группировке ГО, привлекаемой к ликвидации последствий применения противником оружия, является актуальной научной задачей, решение которой позволит повысить эффективность применения сил ГО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савин, Л.В. Новые способы ведения войны: как Америка строит империю / Л.В. Савин. - М.: Питер, 2016. - 349 с. - ISBN: 978-5-496-01980-4.

2. Гражданская оборона: учеб. пособие / А.П. Зайцев [и др.]; под ред. А.Т. Алтунина. - М.: Воениз-дат, 1982. - 192 с.

3. Современные войны и гражданская оборона: монография / В.А. Акимов [и др.]; под общ. ред. С.К. Шойгу. - М.: ИПП «КУНА», 2008. - 296 с. - EDN: VHGZYV.

4. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) / В.А. Владимиров [и др.]; под ред. С.К. Шойгу. - М.: УРСС, 1998. - 336 с. - EDN: VDJOON.

5. Воробьев, Ю.Л. Современные войны и гражданская оборона / Ю.Л. Воробьев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - Т. 2, № 1 (2). - С. 791-810. - EDN: OWFYSL.

6. Полевой, В.Г. Перспективы развития гражданской обороны на современном этапе / В.Г. Полевой,

A.И. Кузьмин, С.С. Гагулькин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. -2017. - № 3 (34). - С. 16-24. - EDN: ZFLSIR.

7. Пчелкин, В.И. Зависимость состава, размещения и возможностей спасательных сил РСЧС и МЧС России от географического фактора / В.И. Пчелкин, Р.Л. Галиуллина, А.А. Ефимова // Технологии гражданской безопасности. - 2015. - Т. 12, № 3 (45). - С. 22-25. - EDN: Ц^ВН.

8. Богатырев, Э.Я. Обоснование необходимых мобилизационных резервов на мирное и военное время, оптимизация сроков выдвижения резервов на большое расстояние с использованием железнодорожного транспорта / Э.Я. Богатырев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2016. - Т. 6, № 2 (11). - С. 42-52. - EDN: WYPGQB.

9. Малышев, В.П. Оценка военной опасности для организации и ведения гражданской обороны /

B.П. Малышев, Э.Я. Богатырев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. -2014. - Т. 4, № 1 (6). - С. 643-659. - EDN: SCHGVP.

10. Кондратьев-Фирсов, В.М. Методические основы оперативного планирования гражданской обороны в условиях современного военного конфликта / В.М. Кондратьев-Фирсов [и др.] // Технологии гражданской безопасности. - 2012. - Т. 9, № 2 (32). - С. 92-97. - EDN: OYDSVJ.

11. Кондратьев-Фирсов, В.М. Комплексная методика прогнозирования обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ при воздействии на объекты экономики обычными современными средствами поражения / В.М. Кондратъев-Фирсов [и др.] // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2012. - Т. 2, № 2 (3). - С. 49-55. - EDN: QAYCHP.

12. Быков, А.А. Вероятностный подход к определению численности группировки сил гражданской обороны для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях современных войн / А.А. Быков [и др.] // Технологии гражданской безопасности. - 2012. - Т. 9, № 4 (34). - С. 34-39. - EDN: PXLKIH.

13. Пархомчик, Э.А. Комплексная методика обоснования рациональной группировки сил и средств, привлекаемой для ликвидации чрезвычайной ситуации в военное время / Э.А. Пархомчик, А.И. Пономарев // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2019. - № 2 (41). -

C. 61-68. - EDN: CYPAOT.

14. Гайшун, В.П. Расчет потребности сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, возникающих (возникших) в зонах разрушений / В.П. Гайшун // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. - 2016. -№ 2 (24). - С. 98-104. - EDN: WEZNRD.

Развитие взглядов на применение сил гражданской обороны Development of views on the use of civil defense forces

Хроколов Виталий Александрович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра управления защитой от чрезвычайных ситуаций, начальник кафедры

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: Xrvavit2604@gmail.com SPIN-код: 8926-3945

Vitaliy A. Khrokolov

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Emergency Management, Head of the Chair

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: Xrvavit2604@gmail.com ORCID: 0000-0002-6577-4061

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-3.337 EDN: https://elibrary.ru/SIBCRZ

DEVELOPMENT OF OPINIONS ABOUT THE USE OF CIVIL DEFENSE FORCES

Khrokolov V.A.

Purpose. To analyze the development of opinions about the use of civil defense forces in wartime and the existing approaches to the justification of the composition of forces involved in rescue and other emergency operations as part of the civil defense groups.

Methods. General scientific methods of research: analysis and synthesis, comparison and generalization.

Findings. The main stages of development of opinions about the use of civil defense forces in wartime are determined.

Application field of research. The results of the work can be used in the training of specialists in the field of prevention and elimination of emergency situations as well as in the course of planning of individual measures of civil defense.

Keywords: civil defense, emergency rescue and other urgent works, means of destruction, fire emergency rescue service.

(The date of submitting: July 15, 2024) REFERENCES

1. Savin L.V. Novye sposoby vedeniya voyny: kak Amerika stroit imperiyu [New ways of war: how America is building an empire]. Moscow: Piter, 2016. - 349 p. (rus). - ISBN: 978-5-496-01980-4.

2. Grazhdanskaya oborona [Civil Defence]: tutorial. Ed. by A.T. Altunin. Moscow: Voenizdat, 1982. 192 p. (rus).

3. Akimov V.A., Bogatyrev E.Ya., Vladimirov V.A., Vorob'ev Yu.L., Dolgin N.N., Ggyaznov S.N. et al. Sovremennye voyny i grazhdanskaya oborona [Modern wars and civil defense]: monograph. Ed. by S.K. Shoygu. Moscow: KUNA, 2008. 296 p. (rus). EDN: VHGZYV.

4. Vladimirov V.A., Levin S.F., Medvedev V.A., Vorob'ev Yu.L., Makeev V.A., Overchuk A.M. et al. OtMPVO k grazhdanskoy zashchite (istoricheskiy ocherk) [From local air defence to civil defense (historical essay)]. Ed. by S.K. Shoygu. Moscow: URSS, 1998. 336 p. (rus). EDN: VDJOON.

5. Vorob'ev, Yu.L. Sovremennye voyny i grazhdanskaya oborona [Modern wars and civil defense] Strate-giya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2012. Vol. 2, No. 1 (2). Pp. 791-810. (rus). EDN: OWFYSL.

6. Polevoy V.G., Kuz'min A.I., Gagul'kin C.S. Perspektivy razvitiya grazhdanskoy oborony na sovremen-nom etape [Prospects of development of civil defense at the present stage]. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoy zashchity, 2017. No. 3 (34). Pp. 16-24. (rus). EDN: ZFLSIR.

7. Pchelkin V.I., Galiullina R.L., Efimova A.A. Zavisimost' sostava, razmeshcheniya i vozmozhnostey spa-satel'nykh sil RSChS i MChS Rossii ot geograficheskogo faktora [The dependence of the composition, location and capacity of the rescue forces of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations and the Russian Ministry of Emergency Situations of the geographical factor]. Civil Security Technology, 2015. Vol. 12, No. 3 (45). Pp. 22-25. (rus). EDN: UJLGBH.

8. Bogatyrev E.Ya. Obosnovanie neobkhodimykh mobilizatsionnykh rezervov na mirnoe i voennoe vremya, optimizatsiya srokov vydvizheniya rezervov na bol'shoe rasstoyanie s ispol'zovaniem zhelezno-dorozhnogo transporta [Justification of the necessary mobilisation of reserves for peacetime and wartime, optimisation of the timeframes for advancing reserves over a long distance using railway transport]. Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2016. Vol. 6, No. 2 (11). Pp. 42-52. (rus). EDN: WYPGQB.

9. Malyshev V.P., Bogatyrev E.Ya. Otsenka voennoy opasnosti dlya organizatsii i vedeniya grazhdanskoy oborony [Military hazard assessment for the organisation and conduct of civil defense]. Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2014. Vol. 4, No. 1 (6). Pp. 643-659. (rus). EDN: SCHGVP.

10. Kondrat'ev-Firsov V.M., Malyshev V.P., Turko S.I., Shevchenko A.V. Metodicheskie osnovy opera-tivnogo planirovaniya grazhdanskoy oborony v usloviyakh sovremennogo voennogo konflikta [Methodological framework for operational planning of civil defense in the modern military conflict]. Civil Security Technology, 2012. Vol. 9, No. 2 (32). Pp. 92-97. (rus). EDN: OYDSVJ.

11. Kondrat'ev-Firsov V.M., Malyshev V.P., Turko S.I., Shevchenko A.V. Kompleksnaya metodika prognozirovaniya obstanovki, ob"emov avariyno-spasatel'nykh i drugikh neotlozhnykh rabot pri vozdeystvii na ob"ekty ekonomiki obychnymi sovremennymi sredstvami porazheniya [Integrated methodology for predicting the situation, the volume of rescue and other emergency works in case of impact on economic objects by conventional modern means of destruction]. Strategiya grazhdanskoy zashchity: problemy i issledovaniya, 2012. Vol. 2, No. 2 (3). Pp. 49-55. (rus). EDN: QAYCHP.

12. Bykov A.A., Kondrat'ev-Firsov V.M., Turko S.I., Shevchenko A.V. Veroyatnostnyy podkhod k opre-deleniyu chislennosti gruppirovki sil grazhdanskoy oborony dlya vypolneniya avariyno-spasatel'nykh i drugikh neotlozhnykh rabot v usloviyakh sovremennykh voyn [Likelihood approach to determination of number of group of forces of civil defense for performance of rescue and other urgent works in the conditions of modern wars]. Civil Security Technology, 2012. Vol. 9, No. 4 (34). Pp. 34-39. (rus). EDN: PXLKIH.

13. Parkhomchik E.A., Ponomarev A.I. Kompleksnaya metodika obosnovaniya ratsional'noy gruppirovki sil i sredstv, privlekaemoy dlya likvidatsii chrezvychaynoy situatsii v voennoe vremya [Integrated methodology for justification of rational grouping of forces and means attracted to eliminate emergency in military time]. Nauchnye i obrazovatel'nyeproblemy grazhdanskoy zashchity, 2019. No. 2 (41). Pp. 61-68. (rus). EDN: CYPAOT.

14. Gayshun V.P. Raschet potrebnosti sil i sredstv grazhdanskoy oborony dlya likvidatsii posledstviy prognoziruemykh chrezvychaynykh situatsiy, voznikayushchikh (voznikshikh) v zonakh razrusheniy [Calculation of the necessity of forces and means of civil defence for elimination of the consequences of emergency situations occurring (occurred) in zones of destruction]. Vestnik Komandno-inzhenernogo institutaMChSRespubliki Belarus', 2016. No. 2 (24). Pp. 98-104. (rus). EDN: WEZNRD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.