Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ / ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ракоца Андрей Иванович, Бомин Вадим Анатольевич

Современные технические средства позволяют индивидуализировать контроль за тренировочным процессом в полиатлоне. Разработанная телеметрическая система дает возможность с помощью проведенных тестов вести контроль за функциональными параметрами во время тренировки лыжников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ракоца Андрей Иванович, Бомин Вадим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ракоца Андрей Иванович,

кандидат педагогических наук, директор Института физической культуры, спорта и здорового образа жизни, г. Иркутск, e-mail: sportshabaik@mail.ru;

Бомин Вадим Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского, г. Иркутск, e-mail: sportshabaik@mail.ru.

Развитие выносливости у лыжников старшего школьного возраста

Аннотация. Современные технические средства позволяют индивидуализировать контроль за тренировочным процессом в полиатлоне. Разработанная телеметрическая система дает возможность с помощью проведенных тестов вести контроль за функциональными параметрами во время тренировки лыжников.

Ключевые слова: лыжные гонки, телеметрическая система, тренировочный процесс.

Одним из приоритетных направлений формирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении [1].

Дальнейшее совершенствование тренировочного процесса также связано с поиском наиболее эффективных вариантов сочетания нагрузок с различной интенсивностью и новых форм организации тренировочных занятий [3]. Без оптимально сбалансированного контроля функциональной подготовленности достичь высоких результатов, без издержек для здоровья, не представляется возможным [2].

Высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья школьника. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества [1].

Гипотезой исследования послужило предположение, что оптимальная тренировочная нагрузка в предсоревновательном периоде лыжников гонщиков позволит улучшить общую выносливость и повысить эффективность учебно -тренировочного процесса.

Методы исследования: теоретические (анализ научной, научно-методической и специальной литературы, интернет источников, сравнение анализ понятий, обобщение), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов молодыми специалистами.

Эксперимент проводился в контрольной группе и экспериментальной группе школьников старшего возраста в предсоревновательном периоде. Тренировочный процесс в группах был одинаковым по объему, кроме тренировок с использованием повторного метода, который применялся 2 раза в неделю. В контрольной группе время отдыха регламентировалось, в зависимости от дистанции «повторки» и тренировочным планом. В экспериментальной группе время отдыха регламентировалось по показаниям частоты сердечных сокращений (ЧСС) с применением телеметрической системы. Показания ЧСС от спортсмена передавалась по каналу GPS через спутник на сервер организации для возможности дальнейшего анализа и на ноутбук в цифровой и графической форме.

Квалиметрический анализ тренировочных нагрузок был проведен у спортсменов экспериментальной и контрольной групп.

Различие в предсоревновательном периоде тренировочного процесса в группах было в объеме тренировочной нагрузки за счет дозирования времени отдыха между отрезками и количества отрезков в тренировках применяющих повторный метод. В контрольной группе тренировки с применением повторного метода выполнялись по тренировочному плану с временем отдыха между отрезками 1 км. - 3 мин. В экспериментальной группе время отдыха между отрезками на дистанции 1 км. регламентировалось восстановлением ЧСС до 110 уд/мин., но не более 3 мин.

В тренировках равномерного характера дозирование нагрузки проводили в контрольной группе по тренировочному плану, а в экспериментальной группе на 20% больше по объему, чем в контрольной группе.

Общий объем тренировочной нагрузки за время эксперимента у юношей (6 недель) по 5 тренировок в неделю составил 308 ± 15,2 км у контрольной группы и 373 ± 12,6 км - у экспериментальной группы. Из них: анаэробной -38,5 ± 2,4 км. в контрольной группе и 47,7 ± 3,5 км. - в экспериментальной группе у юношей (табл. 1, 2).

За счет этого дозирования времени отдыха между отрезками в тренировках с применение повторного метода и дозирования объема нагрузи в равномерных тренировках, в экспериментальной группе был выполнен больший объем тренировочной нагрузки, чем в контрольной.

Таблица 1 - Объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у лыжников юношей экспериментальной группы._

№ Объём анаэробной нагрузки

1 42

2 44

3 40

4 39

5 35

6 34

7 36

38

Общий объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у лыжников юношей контрольной группы составил в среднем 38,5 ± 2,4 км.

Таблица 2 - Объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у

лыжников юношей экспериментальной группы.

№ Объём анаэробной нагрузки

1 49

2 45

3 52

4 46

5 49

6 45

7 49

8 47

Общий объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у лыжников юношей экспериментальной группы составил в среднем 47,7± 3,5 км.

С целью определения эффективности занятий лыжными гонками с применением индивидуального дозирования тренировочной нагрузки телеметрической системой был проведен анализ не только спортивного результата, но и анализ тестовых заданий в контрольной и экспериментальной группах до проведения эксперимента и после него.

У юношей была применена физическая нагрузка «до отказа» -восхождение на ступеньку, степэргометрия. Высота ступеньки была 40 см., а темп восхождения 120 циклов в минуту с применением метронома. Нагрузка выполнялась то тех пор, пока испытуемый мог выдержать заданный темп.

В экспериментальной группе время выполнения «нагрузи до отказа» до эксперимента составило 16 мин. 4 сек. ± 26 сек, а после проведения эксперимента составило 18 мин. 8 сек. ± 42 сек. Прирост выполнения стептеста в экспериментальной группе составил 12,5%.

В контрольной группе до эксперименте время выполнения стептеста составило 16 мин. 10 сек. ± 28 сек. И по его завершению 17 мин. 12 сек. ± 36. Прирост выполнения стептеста составил 6,25%.

В начале эксперимента при проведении тестовой нагрузки - контрольной тренировки в беге на лыжах на дистанции 5 км. у юношей были показаны результаты прохождения дистанции, изменения ЧСС до нагрузки и после нее (табл. 3, 4, 5).

Таблица 3 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км. свободным стилем у юношей контрольной группы до эксперимента

№ Результат

1 18,40

2 18,45

3 18,54

4 19,11

5 19,17

6 19,24

7 19,27

8 19,35

Среднее значение результата в беге на 5 км. в контрольной группе было 18,9 ± 0,4

Таблица 4 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км. свободным стилем у юношей экспериментальной группы до эксперимента

№ Результат

1 18,42

2 18,48

3 18,53

4 19,11

5 19,14

6 19,25

7 19,26

8 19,30

Среднее значение результата в беге на 5 км. в экспериментальной группе было 18,9 ± 0,34.

Таблица 5 - Средние значения показателей у юношей в тестируемых группах

Группа М ± м ЧСС, уд/мин М ± м 1 мин

Контрольная 182±2,5 18,9 ± 0,4

Экспериментальная 184±2,8 18,9 ± 0,34

Примечание: М - среднее значение показателей во время эксперимента;

м - среднеквадратичное отклонение (Р<0,05).

Эти результаты могут указывать, что контрольная и экспериментальная группы юношей имеют не значительные отклонения в измеряемых функциональных параметрах при тестовой нагрузке и после нее.

В результате проведенной работы в предсоревновательном периоде тренировочного процесса спортивные результаты в экспериментальной группе значительно улучшились, чем в контрольной за счет более четкого дозирования интенсивности и объема нагрузки по ЧСС (табл.6, 7).

Таблица 6 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км.

№ Результат

1 18,20

2 18,52

3 18,34

4 18,54

5 19,05

6 19,30

7 18,54

8 19,03

Результаты в беге на дистанции 5 км в контрольной группе составил 18,7 ± 0,3 мин.

Таблица 7 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км.

№ Результат

1 17,54

2 18,04

3 17,55

4 17,51

5 17,46

6 18,12

7 18,11

8 18,05

Результаты в беге на дистанции 5 км в экспериментальной группе составил 17,7 ± 0,3 мин.

Для определения коэффициента выносливости [4] в начале и конце эксперимента школьники пробежали на лыжах по 1 км.

До эксперимента контрольная групп показала результат на этой дистанции 3,54±0,24 и экспериментальная группа показала результат 3,56±0,32.

По окончанию эксперимента на дистанции 1 км. контрольная группа показала результат 3,32±2,3 и экспериментальная группа показала результат 3,02±0,24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разница в улучшении результата на дистанции 1 км. в контрольной группе составил 0,22 с. и в экспериментальной школьники улучшили результат на 0,52 с. Это говорит, что за время эксперимента коэффициент выносливости стал лучше в экспериментальной группе.

Список литературы:

1. Богданов, Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников / Г.П. Богданов. - М.: Просвещение, 2010. - 214 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Верхошанский Ю.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. -№ 7. - С. 41-54.

3. Камаев, О.И. Пути оптимизации тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков на этапе специализированной базовой подготовки = The ways of skiers training load optimization during the special basis training / О.И. Камаев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2004. - № 4. - С. 15-21

4. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 863 с.

Кашуро Ольга Александровна,

юрист, аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, e-mail: oa.kashuro@migsu.ranepa.ru.

Государственное управление в сфере спорта в штате Джамму и Кашмир

(Индия)

Аннотация. Статья посвящена исследованию государственного управления в сфере спорта в штате Джамму и Кашмир (Индия). В материале представлен профильный орган - Совет по вопросам спорта штата Джамму и Кашмир, отвечающий за управление в сфере спорта в штате Джамму и Кашмир.

Ключевые слова: спорт, государственное управление в сфере спорта, Совет по вопросам спорта, штат Джамму и Кашмир, Индия.

Значение (для российской правовой науки) опыта Индии в административно-правовом обеспечении и реализации государственного управления в сфере спорта детерминируются целым рядом обстоятельств, к числу которых обоснованно отнести нижеследующие:

- совместное участие России и Индии в БРИКС [3] с весьма положительными тенденциями и перспективами развития сотрудничества между этими двумя государствами в рамках указанного объединения государств позволяет уже сейчас говорить о необходимости определенного согласования, сопряжения законодательств Индии и России в рассматриваемой области, в сфере превенции и пресечения незаконного распространения и употребления допинговых средств в спорте, массового насилия и иных правонарушений спортивных болельщиков, коррупции в спорте; а все это требует, по крайней мере, хорошего знания индийской модели (довольно своеобразной) административно-правового обеспечения и реализации государственного управления в сфере спорта;

- развивающиеся рынки спортивной индустрии Бразилии, России, Индии и Китая продолжают стремительно расти; и это открывает новые коммерческие

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.