Ракоца Андрей Иванович,
кандидат педагогических наук, директор Института физической культуры, спорта и здорового образа жизни, г. Иркутск, e-mail: sportshabaik@mail.ru;
Бомин Вадим Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского, г. Иркутск, e-mail: sportshabaik@mail.ru.
Развитие выносливости у лыжников старшего школьного возраста
Аннотация. Современные технические средства позволяют индивидуализировать контроль за тренировочным процессом в полиатлоне. Разработанная телеметрическая система дает возможность с помощью проведенных тестов вести контроль за функциональными параметрами во время тренировки лыжников.
Ключевые слова: лыжные гонки, телеметрическая система, тренировочный процесс.
Одним из приоритетных направлений формирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении [1].
Дальнейшее совершенствование тренировочного процесса также связано с поиском наиболее эффективных вариантов сочетания нагрузок с различной интенсивностью и новых форм организации тренировочных занятий [3]. Без оптимально сбалансированного контроля функциональной подготовленности достичь высоких результатов, без издержек для здоровья, не представляется возможным [2].
Высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья школьника. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества [1].
Гипотезой исследования послужило предположение, что оптимальная тренировочная нагрузка в предсоревновательном периоде лыжников гонщиков позволит улучшить общую выносливость и повысить эффективность учебно -тренировочного процесса.
Методы исследования: теоретические (анализ научной, научно-методической и специальной литературы, интернет источников, сравнение анализ понятий, обобщение), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в использовании материалов молодыми специалистами.
Эксперимент проводился в контрольной группе и экспериментальной группе школьников старшего возраста в предсоревновательном периоде. Тренировочный процесс в группах был одинаковым по объему, кроме тренировок с использованием повторного метода, который применялся 2 раза в неделю. В контрольной группе время отдыха регламентировалось, в зависимости от дистанции «повторки» и тренировочным планом. В экспериментальной группе время отдыха регламентировалось по показаниям частоты сердечных сокращений (ЧСС) с применением телеметрической системы. Показания ЧСС от спортсмена передавалась по каналу GPS через спутник на сервер организации для возможности дальнейшего анализа и на ноутбук в цифровой и графической форме.
Квалиметрический анализ тренировочных нагрузок был проведен у спортсменов экспериментальной и контрольной групп.
Различие в предсоревновательном периоде тренировочного процесса в группах было в объеме тренировочной нагрузки за счет дозирования времени отдыха между отрезками и количества отрезков в тренировках применяющих повторный метод. В контрольной группе тренировки с применением повторного метода выполнялись по тренировочному плану с временем отдыха между отрезками 1 км. - 3 мин. В экспериментальной группе время отдыха между отрезками на дистанции 1 км. регламентировалось восстановлением ЧСС до 110 уд/мин., но не более 3 мин.
В тренировках равномерного характера дозирование нагрузки проводили в контрольной группе по тренировочному плану, а в экспериментальной группе на 20% больше по объему, чем в контрольной группе.
Общий объем тренировочной нагрузки за время эксперимента у юношей (6 недель) по 5 тренировок в неделю составил 308 ± 15,2 км у контрольной группы и 373 ± 12,6 км - у экспериментальной группы. Из них: анаэробной -38,5 ± 2,4 км. в контрольной группе и 47,7 ± 3,5 км. - в экспериментальной группе у юношей (табл. 1, 2).
За счет этого дозирования времени отдыха между отрезками в тренировках с применение повторного метода и дозирования объема нагрузи в равномерных тренировках, в экспериментальной группе был выполнен больший объем тренировочной нагрузки, чем в контрольной.
Таблица 1 - Объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у лыжников юношей экспериментальной группы._
№ Объём анаэробной нагрузки
1 42
2 44
3 40
4 39
5 35
6 34
7 36
38
Общий объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у лыжников юношей контрольной группы составил в среднем 38,5 ± 2,4 км.
Таблица 2 - Объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у
лыжников юношей экспериментальной группы.
№ Объём анаэробной нагрузки
1 49
2 45
3 52
4 46
5 49
6 45
7 49
8 47
Общий объем тренировочных нагрузок анаэробной направленности у лыжников юношей экспериментальной группы составил в среднем 47,7± 3,5 км.
С целью определения эффективности занятий лыжными гонками с применением индивидуального дозирования тренировочной нагрузки телеметрической системой был проведен анализ не только спортивного результата, но и анализ тестовых заданий в контрольной и экспериментальной группах до проведения эксперимента и после него.
У юношей была применена физическая нагрузка «до отказа» -восхождение на ступеньку, степэргометрия. Высота ступеньки была 40 см., а темп восхождения 120 циклов в минуту с применением метронома. Нагрузка выполнялась то тех пор, пока испытуемый мог выдержать заданный темп.
В экспериментальной группе время выполнения «нагрузи до отказа» до эксперимента составило 16 мин. 4 сек. ± 26 сек, а после проведения эксперимента составило 18 мин. 8 сек. ± 42 сек. Прирост выполнения стептеста в экспериментальной группе составил 12,5%.
В контрольной группе до эксперименте время выполнения стептеста составило 16 мин. 10 сек. ± 28 сек. И по его завершению 17 мин. 12 сек. ± 36. Прирост выполнения стептеста составил 6,25%.
В начале эксперимента при проведении тестовой нагрузки - контрольной тренировки в беге на лыжах на дистанции 5 км. у юношей были показаны результаты прохождения дистанции, изменения ЧСС до нагрузки и после нее (табл. 3, 4, 5).
Таблица 3 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км. свободным стилем у юношей контрольной группы до эксперимента
№ Результат
1 18,40
2 18,45
3 18,54
4 19,11
5 19,17
6 19,24
7 19,27
8 19,35
Среднее значение результата в беге на 5 км. в контрольной группе было 18,9 ± 0,4
Таблица 4 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км. свободным стилем у юношей экспериментальной группы до эксперимента
№ Результат
1 18,42
2 18,48
3 18,53
4 19,11
5 19,14
6 19,25
7 19,26
8 19,30
Среднее значение результата в беге на 5 км. в экспериментальной группе было 18,9 ± 0,34.
Таблица 5 - Средние значения показателей у юношей в тестируемых группах
Группа М ± м ЧСС, уд/мин М ± м 1 мин
Контрольная 182±2,5 18,9 ± 0,4
Экспериментальная 184±2,8 18,9 ± 0,34
Примечание: М - среднее значение показателей во время эксперимента;
м - среднеквадратичное отклонение (Р<0,05).
Эти результаты могут указывать, что контрольная и экспериментальная группы юношей имеют не значительные отклонения в измеряемых функциональных параметрах при тестовой нагрузке и после нее.
В результате проведенной работы в предсоревновательном периоде тренировочного процесса спортивные результаты в экспериментальной группе значительно улучшились, чем в контрольной за счет более четкого дозирования интенсивности и объема нагрузки по ЧСС (табл.6, 7).
Таблица 6 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км.
№ Результат
1 18,20
2 18,52
3 18,34
4 18,54
5 19,05
6 19,30
7 18,54
8 19,03
Результаты в беге на дистанции 5 км в контрольной группе составил 18,7 ± 0,3 мин.
Таблица 7 - Результаты соревнований по лыжным гонкам на дистанции 5 км.
№ Результат
1 17,54
2 18,04
3 17,55
4 17,51
5 17,46
6 18,12
7 18,11
8 18,05
Результаты в беге на дистанции 5 км в экспериментальной группе составил 17,7 ± 0,3 мин.
Для определения коэффициента выносливости [4] в начале и конце эксперимента школьники пробежали на лыжах по 1 км.
До эксперимента контрольная групп показала результат на этой дистанции 3,54±0,24 и экспериментальная группа показала результат 3,56±0,32.
По окончанию эксперимента на дистанции 1 км. контрольная группа показала результат 3,32±2,3 и экспериментальная группа показала результат 3,02±0,24.
Разница в улучшении результата на дистанции 1 км. в контрольной группе составил 0,22 с. и в экспериментальной школьники улучшили результат на 0,52 с. Это говорит, что за время эксперимента коэффициент выносливости стал лучше в экспериментальной группе.
Список литературы:
1. Богданов, Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников / Г.П. Богданов. - М.: Просвещение, 2010. - 214 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Верхошанский Ю.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1998. -№ 7. - С. 41-54.
3. Камаев, О.И. Пути оптимизации тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков на этапе специализированной базовой подготовки = The ways of skiers training load optimization during the special basis training / О.И. Камаев // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2004. - № 4. - С. 15-21
4. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 863 с.
Кашуро Ольга Александровна,
юрист, аспирант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, e-mail: oa.kashuro@migsu.ranepa.ru.
Государственное управление в сфере спорта в штате Джамму и Кашмир
(Индия)
Аннотация. Статья посвящена исследованию государственного управления в сфере спорта в штате Джамму и Кашмир (Индия). В материале представлен профильный орган - Совет по вопросам спорта штата Джамму и Кашмир, отвечающий за управление в сфере спорта в штате Джамму и Кашмир.
Ключевые слова: спорт, государственное управление в сфере спорта, Совет по вопросам спорта, штат Джамму и Кашмир, Индия.
Значение (для российской правовой науки) опыта Индии в административно-правовом обеспечении и реализации государственного управления в сфере спорта детерминируются целым рядом обстоятельств, к числу которых обоснованно отнести нижеследующие:
- совместное участие России и Индии в БРИКС [3] с весьма положительными тенденциями и перспективами развития сотрудничества между этими двумя государствами в рамках указанного объединения государств позволяет уже сейчас говорить о необходимости определенного согласования, сопряжения законодательств Индии и России в рассматриваемой области, в сфере превенции и пресечения незаконного распространения и употребления допинговых средств в спорте, массового насилия и иных правонарушений спортивных болельщиков, коррупции в спорте; а все это требует, по крайней мере, хорошего знания индийской модели (довольно своеобразной) административно-правового обеспечения и реализации государственного управления в сфере спорта;
- развивающиеся рынки спортивной индустрии Бразилии, России, Индии и Китая продолжают стремительно расти; и это открывает новые коммерческие
79