Научная статья на тему 'Развитие внешнеторгового потенциала России как фактор обеспечения экономической безопасности государства'

Развитие внешнеторгового потенциала России как фактор обеспечения экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспортный потенциал / внешнеэкономическая деятельность / внешняя торговля / внешнеэкономические связи / экономика / национальная безопасность / безопасность / export potential / foreign economic activity / foreign trade / foreign economic relations / economics / national security / security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селюков Максим Викторович, Шалыгина Наталья Петровна

Для любого современного государства вопросы, связанные с обеспечением своей безопасности, возможностью реализовывать свои национальные цели и преследовать собственные интересы, всегда являлись наиболее актуальными и приоритетными. Во многом сейчас независимость и самостоятельность государства ассоциируется, прежде всего, с развитием его экономики, возможностями национальной экономической модели противостоять негативным факторам и кризисам. В последние годы Россия столкнулась с небывалыми экономическими вызовами, спровоцированными антироссийской санкционной политикой недружественных западных стран, замедлением темпов развития мировой экономики, а также негативных демографических трендов и т. п. Однако, несмотря на это, смогла противостоять им и показать существенные темпы роста в сравнении с другими странами. Напомним, что прогнозируемый рост в конце 2023 года должен составить +3,5 %. Связан данный факт со многими аспектами, однако одним из важнейших является достаточно быстрая переориентация внешней торговли на Восток, эффективный поиск и развитие новых внешнеэкономических связей, поиск и нахождение новых целевых рынков сбыта. Во многом вынужденная работа по нивелированию разрыва с европейскими торговыми партнерами и рациональному поиску в других частях мира создает существенные фундаментальные условия по повышению эффективности процесса обеспечения экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селюков Максим Викторович, Шалыгина Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Russia’s Foreign Trade Potential as a Factor of Ensuring Economic Security of the State

For any modern state, issues related to ensuring its security, the ability to realize its national goals and pursue its own interests have always been the most essential and priority ones. In many ways nowadays, the independence and autonomy of the state is associated, first of all, with the development of its economy, the ability of the national economic model to withstand negative factors and crises. In recent years, Russia has faced unprecedented economic challenges provoked by the anti-Russian sanctions policy of unfriendly Western countries, the slowdown in the development of the global economy, as well as negative demographic trends, etc. However, despite this, it was able to resist them and show quite significant growth rates in comparison with other countries. It is worth reminding that the projected growth at the end of 2023 should be +3.5 %. This fact is connected with many aspects, but one of the most important is rather rapid reorientation of foreign trade to the East, the effective search and development of new foreign economic relations, the search and finding of new target markets. In many respects, forced work to bridge the gap with European trading partners and rational search in other parts of the world creates significant fundamental conditions for increasing the efficiency of the process of ensuring the economic security of the state.

Текст научной работы на тему «Развитие внешнеторгового потенциала России как фактор обеспечения экономической безопасности государства»

УДК 339.56.055

DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-1-93-106

Развитие внешнеторгового потенциала России как фактор обеспечения экономической безопасности государства

Селюков М.В., Шалыгина Н.П.

Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС Россия, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43 E-mail: Selyukov-mv@ranepa.ru, shalyginanp@mail.ru

Аннотация. Для любого современного государства вопросы, связанные с обеспечением своей безопасности, возможностью реализовывать свои национальные цели и преследовать собственные интересы, всегда являлись наиболее актуальными и приоритетными. Во многом сейчас независимость и самостоятельность государства ассоциируется, прежде всего, с развитием его экономики, возможностями национальной экономической модели противостоять негативным факторам и кризисам. В последние годы Россия столкнулась с небывалыми экономическими вызовами, спровоцированными антироссийской санкционной политикой недружественных западных стран, замедлением темпов развития мировой экономики, а также негативных демографических трендов и т. п. Однако, несмотря на это, смогла противостоять им и показать существенные темпы роста в сравнении с другими странами. Напомним, что прогнозируемый рост в конце 2023 года должен составить +3,5 %. Связан данный факт со многими аспектами, однако одним из важнейших является достаточно быстрая переориентация внешней торговли на Восток, эффективный поиск и развитие новых внешнеэкономических связей, поиск и нахождение новых целевых рынков сбыта. Во многом вынужденная работа по нивелированию разрыва с европейскими торговыми партнерами и рациональному поиску в других частях мира создает существенные фундаментальные условия по повышению эффективности процесса обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: экспортный потенциал, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, внешнеэкономические связи, экономика, национальная безопасность, безопасность

Для цитирования: Селюков М.В., Шалыгина Н.П. 2024. Развитие внешнеторгового потенциала России как фактор обеспечения экономической безопасности государства. Экономика. Информатика, 51(1): 93-106. DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-1-93-106

Development of Russia's Foreign Trade Potential as a Factor of Ensuring Economic Security of the State

Maksim V. Selyukov, Natalia P. Shalygina

RANEPA St. Petersburg 57/43, Sredny pr. V.O., St. Petersburg, 199178, Russia E-mail: Selyukov-mv@ranepa.ru, shalyginanp@mail.ru

Abstract. For any modern state, issues related to ensuring its security, the ability to realize its national goals and pursue its own interests have always been the most essential and priority ones. In many ways nowadays, the independence and autonomy of the state is associated, first of all, with the development of its economy, the ability of the national economic model to withstand negative factors and crises. In recent years, Russia has faced unprecedented economic challenges provoked by the anti-Russian sanctions policy of unfriendly Western countries, the slowdown in the development of the global economy, as well as negative demographic trends, etc. However, despite this, it was able to resist them and show quite significant growth rates in comparison with other countries. It is worth reminding that the projected growth at the end of 2023 should be +3.5 %. This fact is connected with many aspects, but one of the most important is rather rapid reorientation of foreign trade to the East, the effective search and development of new foreign economic relations, the search

and finding of new target markets. In many respects, forced work to bridge the gap with European trading partners and rational search in other parts of the world creates significant fundamental conditions for increasing the efficiency of the process of ensuring the economic security of the state.

Keywords: export potential, foreign economic activity, foreign trade, foreign economic relations, economics, national security, security

For citation: Selyukov M.V., Shalygina N.P. 2024. Development of Russia's Foreign Trade Potential as a Factor in Ensuring the Economic Security of the State. Economics. Information technologies, 51(1): 93-106. DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-1-93-106

Введение

Тенденции развития современной мировой экономики, нестабильная политическая обстановка, а также многочисленные примеры нарушения международного права обострили геополитические и геоэкономические противоречия, которые требуют от руководства любого государства уже сейчас задуматься о том, какое место оно займет в формирующемся новом миропорядке, «новой» мировой экономике. В условиях высокой турбулентности среды функционирования повышается значимость разработки инструментария обеспечения экономической безопасности государства, определения точек роста и социально-экономического развития.

Как отметил, в своем выступлении В.В. Путин на виртуальном саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС): «Продолжается деградация системы международной безопасности. Повышаются риски раскрутки нового глобального экономического и финансового кризиса на фоне бесконтрольного накопления долгов развитых стран, социального расслоения и роста бедности по всему миру, ухудшения продовольственной и экологической безопасности» [Путин, 2023]. Соответственно, это требует пересмотра старых и разработки новых технологий и инструментов развития экономики как на макроуровне, так и мировой экономики в целом. При этом особое место, бесспорно, принадлежит сейчас подходам налаживания внешнеэкономических связей, развитию внешнеэкономической деятельности на всех экономических уровнях, формированию новых долгосрочных и стабильных партнерских внешнеторговых отношений и соответственно повышению внешнеторгового потенциала.

Говоря о российской экономике, следует признать тот факт, что она адаптировалась и к санкциям, и к переходящей «красные линии» политике недружественных стран запада. По крайне мере экономическое положение страны в настоящее время намного лучше, чем ожидало экспертное сообщество (отечественное и зарубежное). Однако одним из ключевых рисков для отечественной экономики в ближайшей перспективе может стать усиление внешних торговых рестрикций, что спровоцирует уменьшение ее потенциала. Данное положение вещей заставляет разрабатывать новые подходы к совершенствованию системы экономической безопасности государства не только как фактора конкурентоспособности национальной экономики и повышения благосостояния граждан, но и что более значимо - как важнейшего условия суверенитета России в целом.

Нельзя не отметить тот факт, что современные реалии развития отечественной экономики, особенно в контексте развития внешней торговли и формирования внешнеэкономических связей, довольно сложно однозначно охарактеризовать. В сущности, на современном этапе развития мировой экономики данное положение свойственно большинству экономически развитых стран, не говоря о представителях мирового сообщества. Так вот, с одной стороны, следует признать существенное негативное влияние беспрецедентных экономических санкций со стороны недружественных стран на экономику, и они сделали свое дело - логистика, цепочки поставок, нарушенные еще в период пандемии коронавирусной инфекции, сейчас уже практически полностью разорваны. Экспортно-импортные внешнеторговые операции со странами Запада сократились в разы, что существенно влияет на функционирование отдельных секторов и сфер отечественной экономики. На сегодняшний день практически разорваны внешнеэкономические связи с бывшими европейскими партнерами.

С другой стороны, нельзя не отметить, что российская экономика выстояла, функционирует и имеет положительную динамику своего развития по ряду показателей. В частности, несмотря на ряд пессимистических прогнозов, согласно которым многие прозападные экономисты и эксперты прогнозировали 100 % падение нашей хозяйственной системы. Однако уже конец 2022 года показал, что отечественная модель экономики имеет определенный запас прочности. Конечно, кто-то объясняет данные результаты отчасти везением, поддержкой наших стратегических партнеров, однако, следует признать приоритетную роль в этом решений и действий государственных регуляторов. Несомненно, главный стратегический партнер - Китай, пришел на помощь и поддержал Россию, например, отсутствием каких-либо ограничений и запретов на торговлю с российскими экспортерами. Однако последнее можно по-разному оценивать. Так, обмен российских ресурсов на китайские потребительские товары не всеми рассматривается как равноценный обмен.

Отчетный год - 2023 и его социально-экономические результаты должны быть основополагающими, так как экономический рост становится в современных условиях вопросом экономической, а значит национальной безопасности. Напомним, что прогнозы социально-экономического развития, представленные экспертным сообществом (Банк России, Минэкономразвития, МВФ, Всемирный банк, «ЕАБР», ИА Rex, Focus Economist, Агентство Акра и др. [Манаева, Растопчина, 2022; Селюков, Шалыгина, 2023] в основном носили отрицательный характер, либо представляли собой минимальные значения роста, например, МВФ - +0,3 %. Также следует вспомнить достаточно пессимистический сценарий прогноза главы ЦБ РФ Э. Набиуллиной. При этом Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в контексте экономической и национальной безопасности России ожидает, что вплоть до 2026 г. отечественная экономика будет и должна расти в среднем примерно на 2 % в год [Башкатова, 2023].

На наш взгляд, точку в предположениях и прогнозах поставил Президент Российской Федерации В.В. Путин, который в ежегодной пресс-конференции, отметил, что: «самый главный показатель роста экономики России - это рост ВВП, на конец года он ожидается на уровне 3,5 %, это хороший показатель, показывающий, что падение прошлого года отыгрывается» [Итоги года с В.В. Путиным, 2023]. Следует признать, что это один из лучших результатов в сравнении с другими так называемыми экономически развитыми странами. В сущности, российская экономика на данный момент является самой быстрорастущей в Европе.

Существенным фактором в достижении данных результатов стала быстрая переориентация отечественных экспортеров на новые рынки сбыта. Для российской экономики всегда была важна внешняя торговля, она ориентирована на экспорт продукции топливно-энергетического комплекса и за всю историю наблюдений внешнеторговый баланс был активным, другими словами, экспорт превышал импорт. Большая часть санкций была направлена на изоляцию России от всего мира и, в первую очередь, разрыв внешнеэкономических связей с европейскими партнерами. Нужно сказать, что это удалось, в результате нарушения всевозможных международных законов и откровенной террористической деятельности - взрыв газопроводов «Северный поток - 1» и частично «Северный поток - 2». В этой ситуации России оставалось одно - поиск новых рынков сбыта, развитие и укрепление внешнеторговых партнерских отношений с дружественными странами.

Результатами данной работы можно считать следующее: «доля рубля во внешней торговле России на сентябрь 2023 года выросла до 40 %, юаня - 33 %, совокупное использование доллара и евро - 24 %. Тогда как в 2021 году во внешней торговле РФ совокупная доля доллара и евро была около 87 %, доля рубля - 11-13 %, юаня - 0,4 %» [Итоги года с В.В. Путиным, 2023].

Таким образом, возвращаясь к тезису о том, что экономическая и соответственно национальная безопасность любого современного государства, в первую очередь, зависит от экономического роста, темпов развития национальной экономики. А в России эти показатели коррелируются и находятся под существенным влиянием от развития внешней торговли,

повышается актуальность и значимость вопросов, связанных с развитием внешнеторгового потенциала как на уровне государства, так и на мезо- и микроэкономических уровнях.

Объекты и методы исследования

Внешнеэкономическая деятельность для России всегда была одной из важнейших сфер развития народного хозяйства. И как показывает история развития отечественной экономики, ее интеграция в мировое экономическое пространство как процесс, характеризовался, соответственно, разными этапами (взлетами и падениями), но в целом представлял собой поступательное движение вперед. Вплоть до того момента, когда российская экономика не стала представлять из себя конкурентоспособного игрока в складывающейся глобальной экономике. Соответственно, далее со стороны западных стран в ход пошли различного рода «инструменты», нацеленные на подрыв, в первую очередь, внешнеторговых связей российских экспортеров с их европейскими партнерами, и, в конечном итоге, в целом на изоляцию России на международном уровне.

Несомненно, осуществляемая санкционная политика, а надо отметить, что на сегодняшний день в отношении экономики нашей страны введен двенадцатый пакет санкций [12-й пакет санкций ЕС против России, 2023], оказала негативное влияние на темпы социально-экономического развития государства и ее внешнеторговый потенциал. Следует признать тот факт, что отечественные компании - участники внешнеэкономической деятельности, представляющие Россию на международном уровне, находятся под существенным давлением. С другой стороны, все это стало в определенном смысле существенным «толчком» для пересмотра концепции обеспечения экономической безопасности на международном уровне, стратегического и тактического развития экономики российского государства, определении дружественных и заинтересованных в экономическом сотрудничестве стран в мире, поиске и нахождении новых рынков сбыта и внешнеторговых партнеров. Более того, как показывают практические данные, все эти санкции подрывают, прежде всего, благосостояние граждан в самих же странах-разработчиках данных рестрикций.

Таким образом, повышение внешнеторгового потенциала России в складывающихся геополитических и геоэкономических условиях становится важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности России, чему и посвящено данное исследование.

Основными целями и задачами исследования являются анализ и оценка современного состояния внешнеторгового потенциала государства, определение путей по его наращиванию, а также определению основных точек роста - «драйверов» внешнеторговой деятельности и развитию внешнеэкономических связей на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях. Особое внимание уделялось комплексной оценке тенденций развития внешнеторгового потенциала в контексте складывающихся торгово-экономических отношений с дружественными государствами - торговыми партнерами России.

Вследствие этого были использованы следующие методы научного познания: системный анализ (дедукция, индукция, анализ, синтез), графические и статистические методы, системный подход; применялись методы монографического, статистического и компаративного анализа. Важную роль в процессе исследования играли методы факторного и сравнительного анализа, маркетингового анализа и наблюдения, а также методика SWOT-анализа в отношении конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке. Перечисленные методы были использованы в различных комбинациях на разных этапах исследования, в зависимости от целей и задач.

В качестве исходных массивов статистической информации использовались ретроспективные данные Федеральной службы государственной статистики России, отчеты Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, статистика, представленная Торгово-промышленной палатой РФ, и другие источники.

Результаты и их обсуждение

Безусловно, внешнеэкономическая деятельность является важнейшей и значимой сферой для любого государства. Однозначно, для современной российской экономики в настоящее время это приоритетная сфера. «Эта сфера влияет на многие процессы в нашей стране: на привлечение инвестиций, динамику в промышленности, темпы освоения инноваций, загруженность производственных мощностей и, как следствие, на доходы наших граждан» [Стратегическая сессия по развитию внешнеэкономической деятельности, 2023].

Отметим, что согласно национальной нормативно-правовой базе «внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)» [Об экспортном контроле, 2022]. Однако важно отметить, что число форм ВЭД увеличилось, особенно это стало заметно во время пандемии COVID-19. Здесь можно выделить усиление взаимодействия в сфере межстранового научно-технического сотрудничества, особенно в направлении создания и распространения лекарственных препаратов и вакцин. На основании вышеизложенного мы можем выделить следующие формы: научно-техническое сотрудничество; военно-техническое сотрудничество; строительство и проектно-строительные услуги; сотрудничество в области транспорта; иностранный туризм и др.

Внешняя торговля является основной и приоритетной формой внешнеэкономической деятельности для большинства современных государств. Более того, в условиях становления и развития глобальной мировой экономики данный вид деятельности выполнял и до сих пор выполняет главную связующую роль между странами, возникающую на основе международного разделения труда и, соответственно, выражающуюся в их взаимной экономической зависимости. Вследствие этого именно внешнеторговый потенциал рассматривается в качестве фундаментальной основы развития внешнеэкономической деятельности и фактора обеспечения экономической безопасности государства (рис. 1).

Классический подход к оценке внешнеторгового потенциала состоит, прежде всего, в оценке объемов производства ВВП и анализе факторов, влияющих на темпы роста данного основного показателя - индикатора экономической ситуации в стране (рис. 2).

Представленные данные позволяют, с одной стороны, четко охарактеризовать возможные тенденции развития отечественной экономики, а с другой - выявить причины и факторы негативного влияния, которые имеют место быть сейчас и могут отразиться на внешнеторговом потенциале государства в будущем.

Итак, 2022 год для российской экономики, мягко говоря, стал «непростым» и в целом определяющим. Россия столкнулась с беспрецедентной угрозой своей экономической безопасности, вследствие осуществления небывалого ранее санкционного давления и политики изоляции со стороны недружественных стран. Это существенным образом повлияло на ее экономический потенциал и внешнеторговый в том числе, особенно в начале года. По итогам года на снижении (-2,1 %) сказалось «сокращение индекса физического объема добавленной стоимости в следующих отраслях: оптовая и розничная торговля; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений; обрабатывающие производства; транспортировка и хранение» [О текущей ситуации в российской экономике, 2023]. В целом динамика ВВП в 2022 г. по сравнению с 2021 г. характеризовалась сокращением физического объема основных компонентов ВВП.

При этом нельзя не отметить тот факт, что запреты и ограничения в отношении российского бизнеса на международном уровне в этом отчетном периоде исследования заставили его активным образом менять стратегию и тактику внешнеторговой деятельности, заняться поиском новых форматов внешнеэкономической деятельности, быстро переориентироваться под требования новых партнеров. Нужно признать тот факт, что в середине 2022 года сфера

внешнеэкономическом деятельности характеризовалась для некоторых товарных групп сокращением объемов примерно на 40 % экспортных поставок. При этом, если в целом объем экспорта в натуральном исчислении за этот период снизился на 9 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то уже под конец года положение удалось исправить, что выразилось в некотором изменении составных частей ВВП. Так, в 2022 году по сравнению с 2021 годом мы можем отметить рост чистого экспорта на 3,5 %. Однако, необходимо пояснить, что данный рост произошёл вследствие значительного превышения экспортных цен над импортными на продукты топливно-энергетического комплекса.

Рис. 1. Внешнеторговый потенциал как фундаментальная основа развития внешнеэкономической

деятельности и фактора обеспечения экономической безопасности государства Fig. 1. Foreign trade potential as a fundamental basis for the development of foreign economic activity and a factor in ensuring the economic security of the state Примечание. Составлено авторами

2023* - прогнозные значения

Рис. 2. Объем (трлн долл.) и динамика (%) ВВП России за 2018-2023*гг. Fig. 2. Volume (trillion dollars) and dynamics (%) of Russia's GDP for 2018-2023* Примечание. Составлено авторами по данным [О текущей ситуации в российской экономике за 9 месяцев 2023 года, 2023; ФТС России раскрыла объем внешней торговли России, 2023].

Соответственно, несмотря на сокращение ВВП (-2,1 %) в 2022 году по сравнению с 2021 годом, российская экономика показала свою состоятельность под влиянием санкций недружественных стран запада, а внешняя торговля - возможность развития новых внешнеэкономических связей. В целом все это стало фундаментом для развития экономики в 2023 году.

Оценивая реальные результаты за 9 месяцев 2023 года, отметим, что по оценке Минэкономразвития России, «в августе 2023 г. ВВП превысил уровень прошлого года на +5,2 % г/г (+5,1 % г/г в июле), а уровень двухлетней давности на +2,4 % (+0,9 % в июле). В целом за 8 месяцев 2023 г. ВВП вырос на +2,5 % г/г (+2,1 % г/г за 7 месяцев 2023 г.). С исключением сезонного фактора рост ВВП составил +0,4 % м/м SA после роста на +0,6 % м/м SA месяцем ранее (предыдущая оценка за июль +0,5 м/м SA)» [О текущей ситуации в российской экономике, 2023].

Согласно прогнозам, значение роста ВВП в этом году составит +3,5 %. Во многом такой результат был достигнут в результате эффективной реализации своего потенциала предприятий - участников внешнеэкономической деятельности. Так, например, один из ярких представителей отечественного топливно-энергетического комплекса - российский энергетический концерн «Газпром» вышел на принципиально новый уровень поставок газа в Китай. Уже сейчас можно говорить о том, что объем газа, экспортируемый ранее, и от которого впоследствии отказались бывшие «европейские партнеры», практически полностью возмещен поставками стратегическому партнеру - Китаю.

Следующим показателем оценки внешнеторгового потенциала, на котором остановимся, является внешнеторговый баланс. Динамика внешнеторгового оборота России за 2018-2023*гг. представлена на рисунке 3.

годы

2023* - за 9 месяцев Рис. 3. Динамика внешнеторгового оборота России за 2018-2023*гг. Fig. 3. Dynamics of Russia's foreign trade turnover for 2018-2023* Примечание. Составлено авторами по данным [О текущей ситуации в российской экономике за 9 месяцев 2023 года, 2023], [ФТС России раскрыла объем внешней торговли России, 2023].

В данном периоде преобладает рост стоимости внешнеторгового оборота по сравнению с предшествующими годами, за исключением 2019-2020 гг. (оказали влияние снижение цен на нефть, изменение курса рубля, а в 2020 г. также пандемия коронавируса). С другой стороны, следует признать, что в 2022 году, напротив, конъюнктура международного энергетического рынка характеризовалась достаточно высокими ценами.

Отметим, что согласно данным, представленным ФТС России, оборот внешней торговли России за 9 месяцев 2023 года сократился на 16 % меньше, чем годом ранее, и составил 530,2 млрд долларов. При этом снизился экспорт, а импорт вырос. На торговлю с Азией теперь приходится почти 70 %.

Рисунок 4 отражает структуру внешнеторгового оборота России, другими словами, соотношение экспорта и импорта товаров - торговый баланс. Это основной показатель, характеризующий внешнюю торговлю и ее результаты, а значит и внешнеторговый потенциал государства. Оценивая данные, представленные на рисунке, нельзя не отметить, что его используют, как для того, чтобы прогнозировать события в макроэкономике, так и для того, чтобы определять глобальные характеристики внешней экономики отдельной страны. Сальдо показывает, насколько страна самодостаточна или уязвима. Однако данный аспект в последние годы носит дискуссионный характер. Дело в том, что положительное сальдо, т. е. превышение экспорта над импортом, не всегда следует рассматривать положительно. Так и отрицательное сальдо - пассивный баланс - рассматривать как ярко выраженную уязвимость.

m

о

га q 700

с;

о

ч: 600

i

о.

^ S 500

400

300

200

100

0

Внешнеторговый баланс России 591,45

450,278

493,096

233,7

424,261

244,573

337,295

232Д ÎS

293,5 31

259,0 33

316,9

213,3

□ импорт

□ экспорт

2018

2019

2020

2021

2022

2023"

годы

2023* - за 9 месяцев

Рис. 4. Внешнеторговый баланс России в 2018-2023*гг.

Fig. 4. Foreign trade balance of Russia in 2018-2023* Примечание. Составлено авторами по данным [О текущей ситуации в российской экономике за 9 месяцев 2023 года, 2023], [ФТС России раскрыла объем внешней торговли России, 2023].

К числу основных факторов, оказывающих влияние на сальдо торгового баланса в современных условиях хозяйствования, в первую очередь, следует отнести конкурентоспособность товаров страны. Соответственно, также можно отнести и ресурсный потенциал государства, если мы рассматриваем в качестве основных экспортируемых товаров нефть и газ.

Несомненно, к числу существенных факторов, влияющих на сальдо внешнеторгового баланса, относят и систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, вследствие этого и таможенную и налоговую политику.

Итак, российская экономика всегда была ориентирована на экспорт, соответственно стоимость товаров, которые страна продавала, всегда была выше стоимости товаров, которые покупала. Вследствие этого сальдо носило всегда положительный характер, а значит торговый баланс - активный. Отметим, что большая часть санкций и были направлены на изоляцию и подрыв внешнеэкономических связей, с учетом особенностей торгового баланса России, с тем, чтобы нанести наибольший ущерб.

Отметим, что в 2022 году положительное сальдо существенно укрепилось: экспорт увеличился на 19 %, а импорт снизился на 7,8 %. При этом отмечено, что на 12,9 % снизился экспорт услуг.

Анализируя динамику внешнеторгового баланса за январь-сентябрь 2023 года с аналогичным периодом годом ранее отметим, что «объем экспорта снизился на 29 %, с $448,9 млрд до $316,9 млрд, а импорт увеличился на 18 % - с $180,3 млрд до $213,3 млрд Таким образом, профицит торгового баланса по товарам составил $103,6 млрд, что почти в 2,6 раза меньше, чем в январе-сентябре 2022 года ($268,7 млрд)» [ФТС России, 2023]. В основном данные результаты связывают с нестабильностью цен на международном энергетическом рынке.

Отметим, что, помимо сальдо, важна структура баланса. Для российской экономики чаще всего опасения вызывает именно структура, так как по большей части экспорт - это невозобновляемые природные ресурсы (рис. 5).

Рис. 5. Структура экспорта товаров из России за 9 месяцев 2022-2023 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fig. 5. Structure of exports of goods from Russia for 9 months of 2022-2023 Примечание. Составлено авторами по данным [О текущей ситуации в российской экономике за 9 месяцев 2023 года, 2023], [ФТС России раскрыла объем внешней торговли России, 2023].

Как можно наблюдать выше, в структуре экспорта товаров произошли изменения за исследуемый период: сократился удельный вес экспорта минеральных продуктов, продукции химической промышленности, металлов и изделий из них, а также машин и оборудования (транспортные средства). Соответственно, в январе-сентябре 2023 года увеличился экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Отметим, что экспорт в 2023 году претерпел существенные изменения по сравнению с предыдущим годом главным образом в результате снижения мировых цен на основные товары российского экспорта. При этом импорт товаров продолжил свое восстановление за счет наращивания ввоза товаров из дружественных стран. Структура импорта товаров представлена на рисунке 6.

Нельзя не отметить в процессе оценки внешнеторгового баланса еще один аспект -внешнеэкономические связи страны на современном этапе развития мировой экономики и международных отношений. В сложившихся условиях это важно, так как вся санкционная политика недружественных стран была направлена на подрыв внешнеэкономических связей с Россией, ее международную изоляцию. В таблице 1 представлены результаты исследования экспорта и импорта товаров России по группам стран.

2023*

2,8

■ Прод. товары и сельхоз. сырье

■ Продукты химической промыш. Машины и оборудование

■ Минеральные продукты

■ Металлы и изделия из них

■ Другие товары и продукты

В целом следует отметить, что российская экономика в сфере внешнеторговой деятельности справляется с негативными факторами, оказывающими целенаправленное влияние на ее эффективность и разрыв внешнеэкономических связей. Такие показатели как экспортная и импортная квоты, в целом и внешнеторговая квота характеризуют факт открытости экономики России и ее ориентации на внешнеторговое взаимодействие с новыми партнерами. Однако следует признать тот факт, что имеющийся потенциал в ряде отраслей и секторов народного хозяйства пока не раскрыт и не используется для привлечения бизнес-партнеров из других стран. Существуют проблемы правового, организационного и экономического характера, требующие выработки инструментария для их решения.

2022*

щ! ^ шш Ï

Рис. 6. Структура импорта товаров за 9 месяцев 2022-2023 гг.

Fig. 6. Structure of imports of goods for 9 months of 2022-2023. Примечание. Составлено авторами по данным [О текущей ситуации в российской экономике за 9 месяцев 2023 года, 2023], [ФТС России раскрыла объем внешней торговли России, 2023].

Таблица 1 Table 1

Экспорт и импорт товаров России по группам стран за январь-сентябрь 2022-2023 гг.

Export and import of goods from Russia by groups of countries for January-September

2022-2023

_млрд долларов США

Экспорт Импорт

январь-сентябрь 2022 г. январь-сентябрь 2023 г. в % к соответствующему периоду предыдущего года январь-сентябрь 2022 г. январь-сентябрь 2023 г. в % к соответствующему периоду предыдущего года

Всего 448,9 316,9 70,6 180,3 213,3 118,3

в том числе: Европа 216,7 65,3 30,1 64,8 59,2 91,3

Азия 205,4 226,6 110,3 100,2 139,7 139,5

Африка 10,1 15,6 154,1 2,3 2,5 109,5

Америка 16,1 9,3 57,6 12,4 11,4 91,8

Океания 0,3 0,0 2,4 0,4 0,1 34,7

Примечание. Составлено авторами по данным [ФТС России раскрыла объем внешней торговли России, 2023].

Заключение

Несомненно, российская экономика продолжает оказываться под существенным санкционным давлением со стороны недружественных стран, в первую очередь, США, стран ЕС, их союзников, вследствие этого сталкивается с постоянно меняющимися «правилами игры» в международной торговле и несостоятельностью функционирования международных институтов, например, Всемирной торговой организации. Все это оказывает акцентированное негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность и внешнеторговый потенциал страны. Соответственно, повышаются влияние и риски обеспечения экономической, а в настоящее время и в наибольшей значимости национальной безопасности государства.

Внешнеторговый потенциал России до определенного момента практически всегда оценивали высоко и связывали эту оценку с географическим положением - самая большая территория государства, находящаяся на пересечении двух континентов, что позволяет оказывать влияние на различные регионы и государства. Существенный природно-ресурсный потенциал -огромные запасы природных ресурсов, что отразилось на статусе страны как крупнейшего экспортера важнейших сырьевых товаров (нефть, газ) в мире. Высокий уровень инфраструктурной составляющей, особенно в топливно-энергетическом комплексе, а также уровень научно-технического потенциала, который отразился на статусе космической державы и развитом военно-промышленном комплексе. Однако, это все характеризует в большей степени внутренние, статичные характеристики и факторы развития внешнеторгового потенциала. На сегодняшний день внешние факторы, а именно геополитические и геоэкономические, играют приоритетную роль и оказывают существенное влияние на снижение роли России на международном уровне и дезинтеграционные процессы в развитии внешнеторгового потенциала. Например, к числу последних следует отнести правило «No Russia» во внешней торговле в 12-ом пакете санкций, согласно которым европейские экспортеры в контрактах на поставку определенных типов продукции в страны, не входящие в список партнерских, должны указывать, что реэкспорт этих товаров запрещен в Россию. При этом оговорка не нужна, если договор предполагает экспорт в такие страны-партнеры, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Япония, Южная Корея, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария. Кстати, которые с нами на внешнеэкономическом уровне продолжают взаимодействовать.

Конечно, следует признать факт адаптации российской экономики и в частности ее внешнеэкономической сферы к санкциям и поведению ряда бывших внешнеторговых «партнеров», что в частности подтверждается социально-экономическими результатами в 2023 году, как в отношении положения, складывающегося внутри страны, так и на внешнем контуре - повышения международной роли страны, развития внешнеторговых связей с новыми партнерами. Отчасти, это связано с абсурдностью тезиса, что современную российскую экономику, с учетом ее интеграции в мировую экономику, можно быстро и навсегда изолировать, и запретить ей торговать на международном уровне. Как показывают результаты такого подхода, особенно за последний год, эти санкции наносят существенный экономический ущерб самим же инициаторам этих действий. При этом нельзя и не видеть негативного влияния на темпы развития экономики России.

Все вышеперечисленные обстоятельства требуют корректировки положения внешнеэкономической и внешнеторговой политики РФ, поиска новых инструментов развития внешнеторгового, экспортного потенциала на всех экономических уровнях государства, развития, расширения и укрепления торгово-экономических связей, тем более в условиях масштабной трансформации мировой экономики. В этом отношении нельзя не согласиться с мнением, что «перемены на глобальном уровне набирают ход. Показательно, например, что доля государств «Большой семёрки» в мировом ВВП по показателю паритета покупательной способности уже в прошлом году оказалась ниже, чем у стран БРИКС. По данным МВФ, 30,3 % против 31,5 %. По итогам текущего года разница может увеличиться. При этом страны «семёрки» накопили колоссальный государственный долг, который рано или поздно начнёт сказываться и на торговле, и на инвестициях. Происходит перераспределение экономического потенциала - к новым лидерам. Это и порождает такой агрессивный протекционизм со стороны тех, кто пытается сохранить статус-кво и, очевидно, не хочет, чтобы что-то поменялось. Отсюда и явные попытки

сдерживания конкурентов - как в экономическом плане, так и в технологическом» [Стратегическая сессия по развитию внешнеэкономической деятельности, 2023].

Таким образом, возрастает значимость стратегического целеполагания развития внешнеторгового потенциала России. В настоящее время вопросы развития внешнеэкономической деятельности и, соответственно, ее потенциала находятся на этапе разработки. При этом важным тезисом, который, видимо, ляжет в ее основу, будет следующий: «К 2030 году доля дружественных стран в товарообороте может преодолеть планку в 90 %. Таким образом, роль тех, кто сейчас пытается сдержать Россию, сократится до минимума. Конечно, было бы неправильно полностью разрывать сотрудничество с ними. Россия не раз подчёркивала, что будет приветствовать всех зарубежных партнёров, которые захотят продолжить конструктивное взаимодействие. К этой группе стран станем применять диверсифицированный подход, исходя прежде всего из наших интересов и готовности контрагентов к работе в новых условиях на основе взаимного уважения и учёта интересов друг друга» [Стратегическая сессия по развитию внешнеэкономической деятельности, 2023]. Что, несомненно, характеризует рациональный подход к ведению и решению вопросов в сфере внешнеэкономической деятельности.

Особое внимание в рамках стратегического подхода к развитию внешнеторгового потенциала как фактора обеспечения экономической безопасности государства, считаем необходимым сконцентрировать на ряде отраслей и секторов народного хозяйства, на базе развития которых будет наращиваться экспортный потенциал. Нельзя забывать и об импортном потенциале, вследствие этого необходимо создать условия для развития прочных внешнеторговых связей с партнерами по ряду в ближайшей перспективе импортозависимых отраслей (рис. 7).

В качестве основных перспективных направлений по повышению эффективности сотрудничества России во внешнеэкономической сфере и дальнейшему совершенствованию экспортно-ориентированных отраслей экономики считаем целесообразным отнести: формирование такой международно-правовой системы, в основе которой лежат принципы взаимовыгодного сотрудничества; усиление взаимодействия на уровне интеграции в рамках развития СНГ, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и т. д.; активное продвижение российских компаний на рынках дружественных стран; побуждение, активизация российских компаний к выходу на внешние рынки со своей продукцией и услугами; усиление правовой защиты российских производителей на внешних рынках; активизация «несырьевых» секторов отечественной экономики.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Топливно-Энергетипеский Комплекс

Военно-Промышленный Комплекс

Агр арно-Промышленный комплекс

ИМПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Фармацевтическая отрасль

Машиностроительный Комплекс

Телекоммуникационная отрасль (IT)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

_J-L_

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Рис. 7. Целевые отрасли и сектора экономики, лежащие в основе развития внешнеторгового

потенциала России

Fig. 7. Target industries and economic sectors underlying the development of Russia's foreign trade potential Примечание. Составлено авторами

Список источников

12-й пакет санкций ЕС против России. URL:

https://www.rbc.ru/economics/19/12/2023/65807aff9a794779f386ace3?ysclid=lqdoazd6ih40798415 &from=copy (дата обращения: 20.12.2023).

Башкатова А. 2023. Экономический рост становится вопросом национальной безопасности. URL: https://www.ng.ru/economics/2023-07-25/2_8782_perspective.html?ysclid=lq5qsz55m2196040038 (дата обращения: 18.12.2023).

Итоги года с Владимиром Путиным. URL: https://ria.ru/20231214/putin-1915699870.html?ysclid=lq70owboh8641641249 (дата обращения: 19.12.2023).

О текущей ситуации в российской экономике за 9 месяцев 2023 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c398187fffb60a753b7275ab6529b0a5/o_tekushchey_situac ii_v_rossiyskoy_ekonomike_avgust_sentyabr_2023_goda.pdf (дата обращения: 21.12.2023).

Об экспортном контроле: федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ: ред. от 26.03.2022 № 73-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Ин-форм. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».

Путин В.В.: противоречия в мире становятся все острее, происходит деградация безопасности. URL: https://ria.ru/20230704/putin-1882084617.html?ysclid=lqcurxhdyn655515456 (дата обращения: 10.12.2023).

Стратегическая сессия по развитию внешнеэкономической деятельности. URL: http://government.ru/news/50391/ (дата обращения: 15.12.2023).

ФТС России раскрыла объем внешней торговли России. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/11/2023/65532b479a79471209aab87e?ysclid=lq5kylq2rw91973896 4&from=copy (дата обращения: 22.12.2023).

Список литературы

Манаева И.В., Растопчина Ю.Л. 2022. Национальное стратегическое планирование в России: роль внешнеэкономической деятельности. Экономика промышленности. Т. 15, 1: 7-16.

Селюков М.В. 2018. Внешнеэкономическая деятельность как фактор повышения конкурентоспособности экономики России. Сборник научных трудов по итогам Международного интеграционного форума «Приграничье-2018». Белгород : Издательский дом «БелГУ»: 417-419.

Селюков М.В., Шалыгина Н.П. 2023. Позиционирование российских производителей на мировом рынке продукции АПК: проблем и перспективы. Экономика. Информатика, 49(3): 94-105.

Selyukov M.V., Kamyshanchenko E.N., Shalygina N.P. 2021. Foreign economic activity of the Russian Federation: problems and prospects for the development of investment cooperation. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies, 48 (3): 455-465.

References

Manaeva I.V., Rastopchina Yu.L. 2022. National strategic planning in Russia: the role of foreign economic activity. Economics of industry.Vol. 15, 1: 7-16. (in Russian)

Selyukov M.V. 2018. Foreign economic activity as a factor in increasing the competitiveness of the Russian economy. Collection of scientific papers based on the results of the International Integration Forum "Borderlands-2018". Belgorod: Publishing house "BelGU": 417-419. (in Russian)

Selyukov M.V., Shalygina N.P. 2023. Positioning of Russian producers in the global market for agricultural products: problems and prospects. Economics. Information technologies, 49(3): 94-105. (in Russian)

Selyukov M.V., Kamyshanchenko E.N., Shalygina N.P. 2021. Foreign economic activity of the Russian Federation: problems and prospects for the development of investment cooperation. Economics. Information technologies, 48 (3): 455-465.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось.

Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 25.12.2023 Received December 25, 2023

Поступила после рецензирования 03.02.2024 Revised February 03, 2024

Принята к публикации 14.02.2024 Accepted February 14, 2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Селюков Максим Викторович, кандидат Maksim V. Selyukov, Candidate of Economic

экономических наук, доцент, доцент кафедры Sciences, Associate Professor, Associate Professor of

таможенного администрирования, СЗИУ the Department of Customs Administration of the

РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия RANEPA St. Petersburg

Шалыгина Наталья Петровна, кандидат Natalya P. Shalygina, Candidate of Economic

экономических наук, доцент, доцент кафедры Sciences, Associate Professor, Associate Professor of

таможенного администрирования, СЗИУ the Department of Customs Administration of the

РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия RANEPA St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.