Научная статья на тему 'Развитие управленческих навыков в процессе изучения аналитических дисциплин'

Развитие управленческих навыков в процессе изучения аналитических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БИЗНЕС-АНАЛИТИК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / MANAGERIALANALYSIS / BUSINESS ANALYST / INFORMATION TECHNOLOGY / ANALYTICAL WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронкина Дарья Владимировна, Кондратова Ирина Григорьевна

Подчеркивается роль и значение анализа в деятельности современной организации. Показано, что в процессе преподавания аналитических дисциплин необходимо способствовать формированию аналитического мышления будущих руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGERIAL SKILLS DEVELOPMENT IN SUBJECTS ANALYTICAL STUDYING

The role and significance of analysis in activity of modern organization is underlined. It is shown that in the course of teaching of analytical disciplines it is necessary to promote formation of analytical thinking offuture heads.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческих навыков в процессе изучения аналитических дисциплин»

Бабанов Владимир Николаевич, док. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, ba-banov45@yandex. ru , Россия, Тула, Тульский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова

MODERN PROBLEMS OF MANAGEMENT AND COMMERCE IN RUSSIA

V.N. Babanov

Ехат1ж$ the causalproblems of management and Commerce in Russia

Keywords: management, Commerce, problems

BabanovVladimir Nikolaevich, doctor of economy science, professor, head of department, babanov45@yandex.ru, Russia, Tula, Tula branch RG Plekhanov

УДК 65.01

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Д.В. Воронкина, И.Г. Кондратова

Подчеркивается роль и значение анализа в деятельности современной организации. Показано, что в процессе преподавания аналитических дисциплин необходимо способствовать формированию аналитического мышления будущих руководителей.

Ключевые слова: управленческий анализ, бизнес-аналитик, информационные технологии, аналитическая работа.

Принятие решений в сфере управления хозяйствующим субъектом в современных условиях требует изменения взглядов на сущность и содержание основных функций управления, одной из которых является экономический анализ.

У каждого предприятия есть свои определенные цели, как правило, они связаны с увеличением прибыли, ростом объемов производства, минимизацией издержек обращения, обретением финансовой самостоятельности, повышением качества выпускаемой продукции.

Добиваясь реализации поставленных целей, менеджеры выполняют следующие функции: принятие решений, планирование, оперативное управление, контроль за выполнением намеченных мероприятий. Для реализации этих функций необходима информация, которая поступает из разных источников, включая службу маркетинга, финансовых аналитиков, специалистов по учету.

Нынешняя экономическая ситуация требует от специалистов разных уровней принятия самостоятельных решений по важнейшим вопросам управления предприятием. Вследствие этого резко возрастает ответственность руководства за результаты работы предприятия, увеличивается зна-

чение подготовки менеджеров и их способности анализировать и синтезировать системы различного назначения и уровня сложности.

Известный тезис гласит: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Но для того, чтобы информация стала эффективным инструментом управления, она должна быть не только достоверна и своевременна, но и правильно истолкована. Техника анализа позволяет определить важные показатели финансового здоровья, выявить и оценить соответствующие причинно-следственные связи, получить комплексное представление о настоящем и спрогнозировать будущее финансовое состояние. Владение этим механизмом позволяет многократно повысить ценность сотрудника.

Нельзя не заметить качественных изменений, которые происходят в средних российских компаниях: появляется регулярный менеджмент российского образца, растет заработная плата образованных и компетентных работников, увеличиваются бюджеты, выделяемые на обучение.

Однако очевидно, что объем и качество подготовки большинства, современных руководителей имеют большие резервы для совершенствования.

Роль высшей школы меняется в условиях инновационной экономической политики, многие вузы активно внедряют инновационные образовательные программы, используют новые организационные формы обучения и образовательные технологии, перерабатывают учебные планы в соответствии с новыми требованиями к специалистам. Образовательный процесс на основе инновационных образовательных программ должен осуществляться в режиме интеграции вузов с ведущими научно-исследовательскими и инновационными центрами, производственными предприятиями и фирмами.

Современная экономика требует фундаментальной профессиональной и научно-теоретической подготовки бизнес-аналитиков. В связи с этим магистерские программы по подготовке аналитических кадров открываются в различных вузах: Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А.Тимирязева.

В Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова в 2012г. открылась магистерская программа «финансовая и управленческая бизнес-аналитика» по направлению «экономика». [1].

Форматы делового обучения могут быть различными. Российским управленцам среднего и высшего звена сейчас важно наладить эффективное управление на своих предприятиях и сократить отставание по показателям производительности, прежде всего от европейских компаний. Делать это нужно как можно быстрее ( насыщение рынков, рост конкуренции), поэтому ждать пока даст отдачу долгосрочное обучение не всегда приемлемо, в связи с этим перспективной для подготовки специалистов является система кратко-

и среднесрочного бизнес-обучения. Наиболее востребованными направлениями наряду с направлениями «Финансы», «Маркетинг», «Управление персоналом» являются «Финансовый анализ и внутренний аудит компании», «Анализ и управление денежными потоками», «Анализ надежности контрагентов и безопасности коммерческих предложений», «Развитие ключевых управленческих навыков», «Анализ и диагностика финансового состояния организации», «Риск - анализ инновационных и инвестиционных проектов».

На консультациях по проблемам бизнеса, личностного роста, управлению персоналом менеджеры признают, что им не хватает не только знаний как таковых, нов первую очередь умений и навыков. Тренинг -это особая форма обучения, которая отличается от традиционнойтем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Особое место занимают корпоративные тренинги. Есть целая серия специально разработанных тренингов, которые дают возможность их участникам выявить проблему на уровне модели, осознать ее природу и заняться поисками решения. Участие в тренинге представителей фирм и самих руководителей - знак того, что в этих организациях заботятся о профессиональном и личностном росте.

В основе успешной деятельности любой организации решающая роль принадлежит своевременному и квалифицированному принятию управленческих решений.

Каждое управленческое решение уникально, но процесс их формирования и реализации представляет «цикл принятия решений». Его основными этапами являются:

- определение цели и задач;

- поиск вариантов действий;

- выбор из совокупности вариантов оптимального варианта;

- реализация оптимального варианта;

- сравнение полученных результатов и показателей бюджета;

- комплексная оценка эффективности принимаемых решений.

На разных стадиях реализации приоритетными становятся различные виды анализа.

С развитием и углублением рыночных отношений все большую значимость приобретает анализ в сфере маркетинга, направлениями исследования которого являются оценка конкурентоспособности фирмы, изучение потребительского спроса, стратегии его развития, системы сбыта произведенной продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции необходимо учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Необходимо проанализировать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:

- нулевая стадия - изучение и апробация идеи разработки нового товара;

- первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) - выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке, прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;

- вторая стадия (рост и развитие продаж) - товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли;

- третья стадия (зрелость) - товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход;

- четвертая стадия ( насыщение и спад) - вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж[2].

Современный анализ основан на принципах комплексности и системности. Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

Важной составляющей комплексного анализа является инвестиционный анализ, цель которого - исследование инвестиционных проектов, различающихся по срокам реализации и стоимости, уровню эффективности, экологическим последствиям, структуре издержек, организационным схемам строительства. Развитие инвестиционного проекта от первоначальной идеи до ее реализации может быть представлено в циклической форме, включающей три отдельные фазы: прединвестиционную, инвестиционную и оперативную. Каждая из трех фаз может быть подразделена на этапы, охватывающие технико-экономическое обоснование, консультирование, инженерные разработки и производственную деятельность.

Методы экономического анализа весьма разнообразны, включают как традиционные, так и современные методы, основанные на использовании экономико-математических моделей, теории игр, эвристических методов.

В практической деятельности руководителю любой организации и предприятия приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, будущих затрат предприятия, объема и структуры продажи продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия.

Обоснование подобных решений осуществляется с помощью методики анализа взаимосвязи "затраты — объем — прибыль" (Cost — Volume

— Profit; CVP-анализа), являющейся эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

Применение CVP-анализа предполагает использование организацией системы "директ-костинг", в рамках которой рассчитывается переменная себестоимость продукции (работ, услуг) и показатель маржинального дохода. Маржинальный доход рассчитывается как разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и переменной себестоимостью продаж. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Одним из принципов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) является выбор метода распределения косвенных (накладных) расходов между объектами калькулирования.

До середины прошлого столетия в отечественной и зарубежной учетной практике базой распределения накладных расходов являлись прямые трудозатраты на производство единицы продукции. К концу 80-х годов прошлого столетия в рыночной экономике назрели предпосылки к изменению методов распределения накладных расходов, возник метод учета затрат по функциям - АВС-метод. Принципиальное отличие АВС-метода от других методов состоит в порядке распределения накладных расходов.

Объектом учета затрат при АВС- методе является отдельный вид деятельности (функция, операция), а объектом калькулирования - вид продукции (работ, услуг).

АВС-метод, являясь альтернативой позаказному методу учета затрат и калькулирования, эффективен для предприятий с высоким уровнем накладных расходов.

Наиболее актуальной в настоящее время концепцией стратегического управления является концепция сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard - BSC ), разработанная в начале 1990-х гг. Р.Капланом и Д.Нортоном.

Под сбалансированной системой показателей понимается система управления компанией, обеспечивающая планомерную реализацию ее стратегических планов, их интерпретацию на язык операционного управления и контроль над осуществлением стратегии на основе ключевых показателей деятельности организации. Система сбалансированных показателей основывается на причинно-следственных связях между стратегическими целями и факторами получения планируемых результатов.

Например, планируется увеличить объем продаж продукта, для этого необходимо улучшить качество продукции, освоить другие модификации. Для реализации этой цели требуются новые мощности, мероприятия по обучению персонала. На основе установленных причинно-следственных связей реализации стратегической цели и факторов ее достижения строится карта сбалансированных показателей, или стратегическая карта.

Стратегическая карта представляет собой диаграмму или рисунок, описывающий стратегию в виде набора стратегических целей и причинноследственных связей между ними. Это схема, применяемая для логичного и четкого изложения и разъяснения стратегии, преобразующая стратегию в конкретный план действий. Таким образом, процесс построения стратегической карты делает стратегию «прозрачной», а применение стратегической карты обеспечивает эффективность реализации стратегии организации.

В системе сбалансированных показателей разработаны четыре перспективы: финансы, рынок, внутренние процессы, обучение и рост.

Финансовая перспектива отвечает на вопрос: как нас оценят акцио-

неры в случае успеха? Финансовые результаты являются ключевыми критериями оценки текущей деятельности предприятия.

Рыночная перспектива отвечает на вопрос: как мы должны выглядеть в глазах потребителя, чтобы достичь миссии? Она дает возможность менеджерам усилить стратегию в области маркетинга, что должно привести к росту финансовых показателей в будущем.

Перспектива внутренних процессов отвечает на вопрос: какие процессы мы должны выполнять для удовлетворения потребителей? Она определяет основные процессы, которые необходимо совершенствовать и развивать в целях укрепления конкретных преимуществ.

Перспектива обучения и роста отвечает на вопрос: как должна организация обучаться и развиваться для достижения миссии. Она определяет инфраструктуру, которую организация должна построить для того, чтобы обеспечить рост и развитие в долгосрочной перспективе.

Возросшие потребности в современных знаниях в области технологии, организации производства уже не могут быть удовлетворены в условиях традиционной системы подготовки специалистов [ 3 ].

Инновационное развитие России требует модернизации системы образования, быстрый и доступный Интернет, в т.ч. и мобильный определил новый виток в развитии информатизации образования. Возникла реальная возможность создать портал, на котором можно разместить любое количество мультимедийных электронных образовательных ресурсов.

Несомненные преимущества, широкие перспективы имеет дистанционное обучение. Проводимая в настоящее время реформа образования направлена на обеспечение его непрерывности, усиление связи с инновационной деятельностью.

Ведущим международным разработчиком программного обеспечения в сфере образования Blackboard создано комплексное решение «Среда дистанционной поддержки обучения», которая отвечает всем современным стандартам организации и управления учебным процессом, предоставляет эффективные инструменты контроля ключевых показателей учебного процесса с различной степенью агрегации: от уровня учебных классов до уровня всего учебного заведения [4].

Компания Cesim предоставляет легкие в применении и эффективные с точки зрения затрат деловые модели (симуляции), позволяющие оценить спрос, объем и долю рынка, выбрать технологии производства продукта, принять решение об инвестировании средств, определить маркетинговую политику компании, рассчитать показатели бюджета.

Одной из последних по времени разработок в области аналитических информационных технологий является система бизнес-аналитики Business Discovery, это управляемая пользователем аналитическая система, которая дает возможность принимать решения, основываясь на информации, полученной из разных источников: из баз данных и приложений, от

разнообразных устройств, от других людей или реальной действительности. Платформы Business Discovery позволяют самостоятельно формулировать вопросы и находить на них ответы [5].

Дальнейшее развитие экономического анализа с использованием современных компьютерных технологий связано не только с совершенствованием самой компьютерной техники и средств коммуникации, но и с разработкой более совершенных методологических и методических подходов к проведению анализа, учитывающих новые возможности и меняющиеся внутренние и внешние условия функционирования хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Казакова Н.А., Казаков А.Ю. Финансовая и управленческая бизнес-аналитика в программах высшего образования нового поколе-ния//Экономический анализ: теория и практика. 2012. №9(264).

2. Кондратова И.Г. Формирование информационной культуры как условие профессионального становления бизнес-аналитика/ Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. № 2(14).

3. Среда дистанционной поддержки обучения. Группа компаний VPGROUP. Информационный бюллетень.

4. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., Инфра-М, 2011.

5. Business Discovery: эффективная, управляемая пользователем система бизнес-аналитики. Информационный бюллетень.

6. Архипов И.К., Бабанов В.Н., Воронкина Д.В., Фролов С.М. Полезность и конкурентоспособность результатов хозяйственной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 1 1. С. 237-245.

Воронкина Дарья Владимировна, канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой, vo-ronkina-d-v@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова

Кондратова Ирина Григорьевна, канд. техн. наук, доцент, arina-kondr@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова

MANAGERIAL SKILLS DEVELOPMENT IN SUBJECTS ANALYTICAL STUDYING

D.V. Voronkina, I.G. Kondratova

The role and significance of analysis in activity of modern organization is underlined. It is shown that in the course of teaching of analytical disciplines it is necessary to promote formation of analytical thinking offuture heads.

Keywords: managerialanalysis, business analyst, information technology, analytical work

Voronkina Darya Vladimirovna, candidate of economy science, docent, head of department, voronkina-d-v@yandex.ru, Russia, Tula, Tula branch RG Plekhanov,

Kondratova Irina Grigorievna, candidate of technical science, docent, arina-kondr@yandex.ru, Russia, Tula, Tula branch RG Plekhanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.