Научная статья на тему 'Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе'

Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / МАГИСТРАНТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE / INFORMATION AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / STUDENTS / UNDERGRADUATES / UNIVERSITY / MANAGERIAL COMPETENCE / DEMOCRATIZATION / ORGANIZATIONAL CULTURE / COMPETITION / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загуменнов Ю. Л.

Целью работы является обоснование и апробирование практико-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие управленческих компетенций студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Актуальность данной проблемы обусловлена переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью успешно решать практические и теоретические задачи на своих рабочих местах, в том числе, с использованием современных информационных технологий. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа и сравнения уже существующих подходов к решению проблемы, а в качестве основного метода был применен общенаучный системный подход, основанием которого является рассмотрение субъектов и объектов образовательной деятельности в высшем учебном заведении как элементов управленческой системы. В этом контексте образовательная деятельность студентов исследуется с позиций демократизации управления, в том числе, соуправления и самоуправления. В целях повышения эффективности образовательного процесса рассмотрена возможность использования системы дистанционного обучения (СДО) Moodle в качестве программной среды для разработки и размещения учебных и методических материалов, организации на их основе учебного процесса, включая оценку образовательных достижений студентов. Апробация разработанной технологии проведена в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами в рамках учебных дисциплин направления подготовки «Менеджмент: 38.03.02», направленность (профиль) программы «Менеджмент организации» и «Антикризисное управление», уровень высшего образования «Бакалавриат», а также в работе с магистрантами направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», направленность (профиль) программы «Стратегическое и корпоративное управление".Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована интерактивная информационно-педагогическая технология с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Moodle, основанная на вовлечении обучающихся в управленческую деятельность, задействующая в образовательном процессе механизмы демократизации и инклюзии, способствующая развитию в студенческих и магистерских группах организационной культуры команды и способности работать в конкурентной среде. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет придать подготовке студентов и магистрантов практико-ориентированный характер уже на первом курсе их обучения в университете. Опрос студентов и магистрантов в ходе и по итогам изучения учебных дисциплин с использованием рассматриваемой информационно-педагогической технологии свидетельствует о том, что она им нравится. Абсолютное большинство студентов и магистрантов в анкетах отметили, что они удовлетворены качеством преподавания и результатами собственной деятельности, а также формирующимися в результате работы позитивными взаимоотношениями в коллективе.Заключение. Предлагаемая технология гармонично сочетает то лучшее, что есть в «живом» и «виртуальном» взаимодействии субъектов образовательного процесса, и позволяет организовать управленческую практику студентов и магистрантов непосредственно на занятиях в вузе. Таким образом уже на первых стадиях обучения в университете реализуется практико-ориентированный подход, направленный на формирование и развитие у студентов и магистрантов управленческих и цифровых компетенций, востребованных в современной экономике и обществе.The purpose of the work. The purpose of the work is to substantiate and test a practice-oriented interactive information and pedagogical technology aimed at the formation and development of managerial competencies of students and undergraduates studying in the direction of “Management". The relevance of this problem is due to the transition of the national economy to an innovative development path and the demand for specialists with both a system of professional knowledge and the ability to successfully solve practical and theoretical problems in their workplaces, including using modern information technologies.Materials and methods. To achieve this purpose, methods of analysis and comparison of already existing approaches to solving the problem were used, and the general scientific system approach was used as the main method, the basis of which is the consideration of subjects and objects of educational activity in a higher educational institution as elements of a management system. In this context, the educational activities of students are studied from the standpoint of the democratization of management, including co-management and self-governance. In order to increase the effectiveness of the educational process, the possibility of using the distance learning system (DLS) of Moodle as a software environment for the development and placement of educational and methodological materials, the organization of the educational process based on them, including the assessment of educational achievements of students, is considered. Testing of the developed technology was carried out in the Minsk branch of Plekhanov Russian University of Economics in work with students within the framework of academic disciplines of the training direction “Management: 38.03.02”, profile of the program -“Organization Management” and “Crisis Management”, higher education level “Bachelor”, as well as working with undergraduates training direction 38.04.02 “Management”, profile of the program “Strategic and Corporate Governance”.Results. As part of the study, an interactive information and pedagogical technology using the Moodle distance learning system (DLS) was developed and tested, based on the involvement of students in management activities, using democratization inclusive mechanisms in the educational process, and promoting the development of the team’s organizational culture and ability to work in student and master groups competitive environment. The proposed information and pedagogical technology makes it possible to give the training of students and undergraduates a practice-oriented character in their first year of study at the university. A survey of students and undergraduates during and following the study of academic disciplines using the information and pedagogical technology under consideration indicates that they welcome it. The vast majority of students and undergraduates in the questionnaires noted that they are satisfied with the quality of teaching and the results of their own activities, as well as the positive team relationships that are formed as a result of work.Conclusion. The proposed technology harmoniously combines the best that is in the “live” and “virtual” interaction of the subjects of the educational process, and allows you to organize managerial practice of students and undergraduates directly in the classroom. Thus, already at the first stages of training at the university, a practice-oriented approach is implemented, aimed at the formation and development of students and undergraduates of managerial digital competencies in demand in modern economics and society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загуменнов Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе»

УК 378 Ю.Л. Загуменнов

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-55-64

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Минский филиал, Минск, Беларусь

Развитие управленческих компетенций студентов на основе демократизации и информатизации учебного процесса в вузе

Целью работы является обоснование и апробирование практи-ко-ориентированной интерактивной информационно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие управленческих компетенций студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Актуальность данной проблемы обусловлена переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью успешно решать практические и теоретические задачи на своих рабочих местах, в том числе, с использованием современных информационных технологий. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа и сравнения уже существующих подходов к решению проблемы, а в качестве основного метода был применен общенаучный системный подход, основанием которого является рассмотрение субъектов и объектов образовательной деятельности в высшем учебном заведении как элементов управленческой системы. В этом контексте образовательная деятельность студентов исследуется с позиций демократизации управления, в том числе, соуправления и самоуправления. В целях повышения эффективности образовательного процесса рассмотрена возможность использования системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle в качестве программной среды для разработки и размещения учебных и методических материалов, организации на их основе учебного процесса, включая оценку образовательных достижений студентов. Апробация разработанной технологии проведена в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами в рамках учебных дисциплин направления подготовки — «Менеджмент: 38.03.02», направленность (профиль) программы — «Менеджмент организации» и «Антикризисное управление», уровень высшего образования — «Бакалавриат», а также в работе с магистрантами направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», направленность (профиль) программы «Стратегическое и корпоративное управление".

Результаты. В рамках исследования разработана и апробирована интерактивная информационно-педагогическая технология с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle, основанная на вовлечении обучающихся в управленческую деятельность, задействующая в образовательном процессе механизмы демократизации и инклюзии, способствующая развитию в студенческих и магистерских группах организационной культуры команды и способности работать в конкурентной среде. Предлагаемая информационно-педагогическая технология позволяет придать подготовке студентов и магистрантов практико-ориентированный характер уже на первом курсе их обучения в университете. Опрос студентов и магистрантов в ходе и по итогам изучения учебных дисциплин с использованием рассматриваемой информационно-педагогической технологии свидетельствует о том, что она им нравится. Абсолютное большинство студентов и магистрантов в анкетах отметили, что они удовлетворены качеством преподавания и результатами собственной деятельности, а также формирующимися в результате работы позитивными взаимоотношениями в коллективе.

Заключение. Предлагаемая технология гармонично сочетает то лучшее, что есть в «живом» и «виртуальном» взаимодействии субъектов образовательного процесса, и позволяет организовать управленческую практику студентов и магистрантов непосредственно на занятиях в вузе. Таким образом уже на первых стадиях обучения в университете реализуется практико-ориен-тированный подход, направленный на формирование и развитие у студентов и магистрантов управленческих и цифровых компетенций, востребованных в современной экономике и обществе.

Ключевые слова: информационно-педагогическая технология; студенты; магистранты; университет; управленческая компетентность; демократизация; организационная культура; конкуренция; практико-ориентированный подход; система дистанционного обучения Мoodle.

Iouri L. Zagoumennov

Plekhanov Russian University of Economics, Minsk Branch, Minsk, Russia

Development of Managerial Competencies of Students on the Basis of Democratization and Informatization of Educational Process at the University

The purpose of the work. The purpose of the work is to substantiate and test a practice-oriented interactive information and pedagogical technology aimed at the formation and development of managerial competencies of students and undergraduates studying in the direction of"Management". The relevance of this problem is due to the transition of the national economy to an innovative development path and the demand for specialists with both a system of professional knowledge and the ability to successfully solve practical and theoretical problems in their workplaces, including using modern information technologies.

Materials and methods. To achieve this purpose, methods of analysis and comparison of already existing approaches to solving the problem were used, and the general scientific system approach was used as the main method, the basis of which is the consideration of subjects and objects of educational activity in a higher educational institution as elements of a management system. In this context, the educational activities of students are studied from the standpoint of the democratization of management, including co-management and self-governance. In order to increase the effectiveness of the

educational process, the possibility of using the distance learning system (DLS) of Moodle as a software environment for the development and placement of educational and methodological materials, the organization of the educational process based on them, including the assessment of educational achievements of students, is considered. Testing of the developed technology was carried out in the Minsk branch of Plekhanov Russian University of Economics in work with students within the framework of academic disciplines of the training direction — "Management: 38.03.02", profile of the program —"Organization Management" and "Crisis Management", higher education level — "Bachelor", as well as working with undergraduates training direction 38.04.02 "Management", profile of the program "Strategic and Corporate Governance". Results. As part of the study, an interactive information and pedagogical technology using the Moodle distance learning system (DLS) was developed and tested, based on the involvement of students in management activities, using democratization inclusive mechanisms in the educational process, and promoting the development of the team's organizational culture and ability to work in student and master groups competitive environment. The proposed information and pedagogical technology makes it possible to give the training ofstudents

and undergraduates a practice-oriented character in their first year of study at the university. A survey of students and undergraduates during and following the study of academic disciplines using the information and pedagogical technology under consideration indicates that they welcome it. The vast majority of students and undergraduates in the questionnaires noted that they are satisfied with the quality of teaching and the results of their own activities, as well as the positive team relationships that are formed as a result of work. Conclusion. The proposed technology harmoniously combines the best that is in the "live" and "virtual" interaction of the subjects of the educational process, and allows you to organize managerial practice of students and undergraduates directly in the classroom. Thus, already at the first stages of training at the university, a practice-oriented approach is implemented, aimed at the formation and development of students and undergraduates of managerial digital competencies in demand in modern economics and society.

Keywords: information and pedagogical technology; students; undergraduates; university; managerial competence; democratization; organizational culture; competition; practice-oriented approach; Moodle distance learning system.

Введение

Целью исследования является обоснование и апробирование практико-ориен-тированной интерактивной информационно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие управленческих компетенций студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент».

Актуальность данной проблемы обусловлена переходом национальной экономики на инновационный путь развития и востребованностью в связи с этим специалистов, обладающих как системой профессиональных знаний, так и способностью успешно решать практические и теоретические задачи на своих рабочих местах, в том числе, с использованием современных информационных технологий.

Изучение существую-

щих подходов к организации практико-ориентированного обучения студентов свидетельствует о том, что наряду с традиционными подходами такими как организация учебной, производственной и преддипломной практик, а также вовлечения студентов в решение научно-практических и опытно-производственных работ непосредственно в вузах все более активно используют-

ся инновационные практико-ориентированные педагогические и информационные технологии [1].

Особый интерес представляют технологии, интерактивного, контекстно-компе-тентностного, модульного и саморегулируемого обучения, предполагающие применение активных форм взаимодействия и использование ИКТ [2].

Так в интерактивном обучении используются деловые игры, мастер-классы, тренинги, встречи с практическими работниками и др. [3]. В контекстно-компетентнос-тном — экскурсии, занятие в лабораториях вуза, выездные практические занятия [4].

При модульном обучении курс обучения разбивается на отдельные функционально законченные модули, границы которых определяются системой знаний, навыков и умений, видов учебно-познавательной деятельности, необходимых студентам для осознания и решения теоретических и практических задач определенного класса [5].

Саморегулируемое учение развивает у студентов компетенции самоорганизации и самоконтроля и включает в себя когнитивно-ориентированные, деятельностно-ориентирован-ные и личностно-ориентиро-ванные методы и приемы [6].

Новые возможности для совершенствования образования в целом и для обеспечения его практической направленности открываются в условиях циф-ровизации [7].

В практике работы университетов все чаще используются интерактивые информационные педагогические технологии, позволяющие студентам и преподавателям активно взаимодействовать с информационными инструментами и друг с другом [8].

Успешной реализации традиционного подхода к обеспечению практической направленности образовательного процесса в вузе способствует организация сетевого взаимодействия «Университет — Предприятие», позволяющего образовательным учреждениям гибко адаптироваться к современным изменениям условий рынка труда, требованиям научно-технического прогресса [9].

Развитию научного потенциала образовательного процесса в высших учебных заведениях, несомненно, содействует создание и интеграция информационных ресурсов электронных баз научной, учебной и методической литературы и обеспечение открытого доступа к ним [10].

Несмотря на продолжающуюся в академическом сообществе полемику о «пользе» и

«вреде» дистанционного образования [11; 12; 13], оно неуклонно развивается и осуществляется интеграция форматов е^еагтщ, в том числе, видео и онлайн курсов, в учебный процесс высших учебных заведений [14; 15]

Было бы ошибочно рассматривать цифровизацию в сфере образования как самоцель. На наш взгляд, цифровизация не способна полностью компенсировать тот образовательный эффект, который оказывает живое взаимодействие учащихся с их педагогами и друг с другом. Цифровизация — это одно из средств повышение эффективности образовательного процесса. Овладеть этим средством актуальная задача, как для учащихся, так и для педагогов, и тем, и другим необходимо постоянно развивать свою информационную компетентность, формировать новые цифровые навыки [16;17].

Основная часть

Предлагаемая авторская практико-ориентированная информационно-педагогическая технология, используемая нами при обучении студентов и магистрантов по специальности «Менеджмент», предполагает использование элементов вышеперечисленных подходов и информационно-педагогических технологий. В то же время, наш подход имеет существенные отличия.

Студент как субъект управления

Во-первых, мы рассматриваем учебную и научную деятельность студентов и магистрантов в качестве управленческой деятельности, состоящей из последовательных функций и имеющей цикличный характер.

Существует несколько подходов к классификации функций, составляющих управленческий цикл, осуществляемый участниками образовательного

процесса. Являясь представителем Научной школы управления образовательными системами Т.И. Шамовой, мы разделяем позицию именно этой научной школы [18].

В соответствии с подходом Т.И. Шамовой и Ю.А. Конар-жевского в состав управленческого цикла входят 5 основных функций: анализ, планирование (включая целеполагание и прогнозирование), организация, контроль и регулирование [19].

Это значит, что, получив от преподавателя учебное или научное задание, студенты и магистранты, являясь субъектами управленческого процесса, осуществляют оценку и анализ собственных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешней среды. Затем с учетом результатов анализа они планируют и организуют свою деятельность, регулируют ее на основе контроля и завершают управленческий цикл оценкой результатов и анализом факторов своего успеха или неудач.

Такой же управленческий цикл студент и магистрант осуществляет в тех случаях, когда полученное от преподавателя задание предполагает работу с группой обучающихся. В этом случае, исполняя роль менеджера, студент, магистрант осуществляет оценку и анализ не только собственных возможностей, но и возможностей управляемой им группы, оценивает и анализирует возможности и вызовы внешней среды, планирует и организует работу группы, регулирует ее на основе контроля и завершает управленческий цикл оценкой и анализом результатов, достигнутых группой.

Демократизация управления

Во-вторых, мы рассматриваем управленческую деятельность в учебном заведении с демократических позиций, а именно, как управление сверху-вниз, осуществляемое в зависимости от учебной ситуации преподавателем или

студентом; как коллективное управление или соуправление (по горизонтали); и, наконец, как самоуправление (снизу-вверх) [20].

Высшим достижением демократизации управления в учебном заведении, как и на производстве, являются самоуправляющиеся члены коллектива и коллектив в целом, способные, получив задание или самостоятельно определив цель и задачи, осуществить управленческий цикл и достичь желаемых результатов.

В то же время, самоуправление не отменяет коллективное управление и управление сверху-вниз. Все три составляющие управления в его широком значении действуют в единстве, способствуя достижению оптимального результата.

Отсутствие у студентов и магистрантов мотивации к учению и тем более к взаимопомощи для достижения общего результата нередкий случай для высших учебных заведений. Проведенное нами до внедрения в учебный процесс рассматриваемой техно -логии исследование показало, что оказывают помощь друг другу в образовательном процессе менее 5% студентов. Естественно, что в отсутствии механизмов самоуправления и коллективного управления нагрузка по обеспечению учебных достижений немотивированных студентов или тех, кто испытывает трудности в обучении, полностью ложится на преподавателей и администрацию высшего учебного заведения.

Формирование культуры команды

В-третьих, наш подход предполагает формирование в группах студентов и магистрантов организационной культуры команды, в которой помимо общих ценностей и нацеленности на общий результат существует взаимоза-

висимость друг от друга, и действует принцип «один за всех и все за одного», в то время, как в традиционной системе обучения в высшей школе каждый обучающийся учится исключительно исходя из собственных интересов и соответствующих этим интересам целей [21].

Создание конкурентной среды

В-четвертых, наш подход предполагает организацию соревнования между группами обучающихся, т.е. создание конкурентной среды, способствующей формированию в студенческих и магистрантских группах организационной культуры команды. Соревнование организуется между группами, а не внутри групп, так как, если члены команды «на левой стороне лодки» соревнуются с членами своей же команды «на правой стороне», то «лодка кружится вокруг своей оси» и команда никогда не придет к желаемому результату. Участие в командном соревновании очень полезно для будущих специалистов в области менеджмента, которым после окончания вуза предстоит формировать свои команды на производстве и вести их к желаемым результатам в условиях свободного рынка, а значит в условиях жесткой конкуренции.

Создание механизма и условий для инклюзии

В-пятых, наш подход предполагает создание механизма и условий для инклюзии, т.е. полноценного включения в образовательный процесс абсолютно всех студентов, независимо от их способностей, прежних учебных достижений, психофизических и других особенностей, чему способствует демократизация образовательного процесса, формирование культуры команды и создание конкурентной среды, в условиях которой помощь тем, кто в ней нуждается, оказывают сами студенты учебной

группы, заинтересованные не только в своих достижениях, но и достижениях всех членов своей команды [22].

Использование системы дистанционного обучения

В-шестых, наш подход предполагает использование информационных технологий, в том числе, использование системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle, представляющей собой программную среду для разработки и размещения учебных и методических материалов в сети Интернет и организацию образовательного процесса на их основе, включая возможности для проверки знаний и контроля успеваемости [23].

Апробация информационно-педагогической технологии

Разработанная информационно-педагогическая технология используется нами в Минском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» им. Г.В. Плеханова» в работе со студентами в рамках учебных дисциплин направления подготовки — «Менеджмент: 38.03.02», направленность (профиль) программы — «Менеджмент организации» и «Антикризисное управление», уровень высшего образования — «Бакалавриат», а также в работе с магистрантами направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», направленность (профиль) программы «Стратегическое и корпоративное управление».

Рассмотрим использование предлагаемой технологии на примере организации преподавателем традиционного для высших учебных заведений вида деятельности — работы студентов и магистрантов по подготовке и презентации учебных и научных докладов.

Доклад — это самостоятельная работа студента, магистранта, которая готовиться им по заданной теме и ис-

пользуется в высших учебных заведениях в основном как проверочный материал по специализациям и учебным предметам. Он может быть представлен обучающимся в письменной или устной форме, а также с использованием мультимедийных средств.

Доклад может быть основан на результатах изучения и анализа различных источников информации, а также на результатах собственных исследований студента и магистранта. Традиционно назначение доклада — это продемонстрировать преподавателю уровень усвоение заданной темы, а также донести информацию до слушателей, т.е. до других студентов и магистрантов. При этом формируются и развиваются такие востребованные в практике менеджера общепрофессиональные и профессиональные компетенции, как готовностью к коммуникации для решения задач профессиональной деятельности, способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры и, совещания, способность представлять результаты проведенных исследований, др.

Рассмотрим процесс подготовки и презентации студентом, магистрантом тематического доклада с позиций управленческого цикла, в котором студент или магистрант выступает в роли менеджера. Перед ним стоит задача подготовить и донести информацию до управляемой им группы и убедиться в том, что эта информация усвоена, т.е. поставленная цель достигнута.

Тематика докладов выкладывается преподавателем на СДО МФРЭУ (http://study.reu. Ьу). Здесь же преподавателем размещаются ресурсы, необходимые студентам для подготовки докладов — тексты лекций, глоссарии, инструкции, рекомендации, методические материалы, ссылки на основную и дополнительную литературу,

показатели и критерии оценки и самооценки качества доклада и его презентации группе. Создается также раздел «Задание», куда студенты в срок, установленный преподавателем, загружают подготовленные материалы, а также раздел «Тесты», куда загружаются подготовленные студентами вопросы для контроля степени усвоения группой, подготовленных материалов.

После получения задания от преподавателя (аналогично тому, как менеджер низшего или среднего звена на предприятии получает задание от вышестоящего руководства) студент или магистрант оценивает собственные возможности (свои сильные и слабые стороны) и возможности своей группы. Затем он выявляет и анализирует факторы, которые способствовали или препятствовали выполнению аналогичного задания прежде, т.е. в предыдущем управленческом цикле.

На основе этой оценки и анализа он планирует свою деятельность, продумывает структуру доклада, его содержание, формы и методы донесения информации до группы, формы и методы текущего контроля в ходе презентации и при необходимости регулирования процесса, если по каким-то причинам подготовленная информация студентами не усваивается. Наконец, планируются формы и методы оценки и анализа достигнутых результатов, как основы для следующего доклада, т.е. для следующего более эффективного управленческого цикла.

Подготовленный таким образом план служит основой для последующих управленческих функций организации, контроля, регулирования, оценки и анализа результативности подготовленного доклада, т.е. управленческой деятельности, осуществляемой менеджером на занятии.

Так, например, в нашей практике оценка достигнутых

результатов осуществляется студентом или магистрантом, исполняющим роль менеджера, в конце презентации на основе 5 вопросов. В четырех вопросах студенты, магистранты выбирают верный вариант из предложенного списка. Пятый вопрос является открытым и носит дискуссионный характер, т.е. предполагает выражение студентами, магистрантами собственных взглядов на проблемы и вызовы, затронутые в докладе.

Для ответов на вопросы, предполагающие выбор верного варианта из предложенного списка, студенты заходят в раздел «Тесты» на СДО МФРЭУ (http://study.reu.by). В качестве альтернативы может быть также использована система электронного тестирования РНскеге [24]. При ответах на открытый вопрос студенты, желающие высказать свое мнение и принять участие в дискуссии, это подтверждают, выбрав соответствующий вариант ответа в тесте.

За каждый правильный ответ и участие в дискуссии студент, магистрант получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент, магистрант, правильно ответив на все вопросы теста и поучаствовав в дискуссии, — 5. Его отметка за работу в этом случае будет тоже «5». Если такую отметку получили все студенты, магистранты группы, то количественная оценка сделанной презентации, т.е. эффективность управленческого цикла, осуществленного менеджером, будет тоже «5». Использование СДО МФРЭУ позволяет в считанные секунды подсчитать количество баллов, набранных студентом, сделавшим презентацию, баллов, набранных каждым студентом и группой в целом.

Следующий этап в управленческом цикле — качественная оценка его эффективности и последующий анализ с целью выявления резервов для

совершенствования. При этом студент, магистрант, делающий тематический доклад и, таким образом, выступающий в роли менеджера, продумывает активную роль управляемой им группы, т.е. задействует механизмы самоуправления и коллективного (соуправления) студентов, магистрантов.

Так, выступивший сначала осуществляет самооценку и самоанализ и делает вывод о том, что и как будет им учтено при подготовке следующей презентации, т.е. в следующем управленческом цикле.

Затем используется метод, получивший в литературе название «critical friend", т.е. качество осуществленного управленческого цикла и его анализ делают студенты, магистранты, выступающие в роли экспертов [25]. Затем результат оценивают и анализируют остальные члены группы (коллективное управление).

Наконец, свое мнение и соответствующие предложения по совершенствованию управленческой деятельности студента, магистранта высказывает преподаватель, исполняющий роль топ-менеджера.

По результатам всех сделанных на занятиях презентаций высчитывается средняя оценка каждого студента, магистранта, а также эффективность проведенного занятия в целом. Использование СДО МФРЭУ позволяет это сделать оперативно. Так, если все сделанные на занятии презентации получили отметку «5», то эффективность занятия тоже оценивается на «5». Это означает, что все студенты, магистранты, выступившие на этом занятии в роли менеджеров, добились 100% результата, т.е. на все 5 вопросов каждой из сделанных на занятии презентаций правильно ответили абсолютно все студенты, магистранты.

Количественная оценка эффективности сделанных на занятии презентаций, подсчитанная и зафиксированная в

СДО МФРЭУ позволяет организовать соревнование между группами студентов, магистрантов по итогам каждого занятия. При этом каждое последующее занятие начинается с презентации итогов соревнования групп на предыдущем занятии. Соревнование можно организовать и по итогам изучения учебной дисциплины.

При отсутствии на потоке несколько групп преподаватель может организовать соревнование между студентами или магистрантами разных курсов, например, между первым и вторым курсом.

Такой подход формирует у студентов и магистрантов понимание того, что от результатов деятельности каждого члена команды, будь то деятельность менеджера или подчиненного, зависит рейтинг группы в целом. Если студент, магистрант некачественно выполнит функции менеджера, то члены его команды не смогут ответить на контрольные вопросы и по результатам занятия не наберут необходимые баллы, в результате пострадают как отдельные члены команды, так и группа в целом. Если даже один член команды в ходе презентации будет невнимательным и допустит ошибки, то нужный балл не наберет менеджер, делающий презентацию, а по результатам занятия и группа в целом.

Такая взаимозависимость формирует в студенческой группе организационную культуру команды, в которой приоритетной ценностью становится вклад каждого в общий результат. Команда активно включается в управленческий цикл на занятии, начинает сама оценивать и анализировать, как общие результаты, так и вклад в этот результат каждого студента и, исходя из этого, продумывает шаги по повышению эффективности своей деятельности, в том числе, через поддержку и оказание

помощи тем членам команды, которые в ней нуждаются.

Завершается изучение учебной дисциплины самооценкой каждого студента, магистранта, т.е. он оценивает свой вклад в результаты деятельности своей команды (самооценка), одновременно он оценивает весомость вклада других членов команды и таким образом формируется коллективная оценка вклада каждого участника команды. Использование СДО МФРЭУ позволяет это сделать оперативно и наглядно. В тех случаях, когда самооценка и коллективная оценка не совпадает, выслушиваются аргументы сторон.

При четко налаженном процессе (на это, как правило, уходит несколько месяцев или семестр) преподаватель выступает в роли топ-менеджера, определяя для студентов и магистрантов задания или в роли консультанта, вмешиваясь в процесс и оказывая консультационную помощь только там, где она необходима.

Результаты

Таким образом в рамках проведенного исследования была разработана и апробирована интерактивная информационно-педагогическая технология с использованием системы дистанционного обучения (СДО) Мoodle, основанная на вовлечении обучающихся в управленческую деятельность, задействующая в образовательном процессе механизмы демократизации, способствующая развитию в студенческих и магистерских группах организационной культуры команды и способности работать в конкурентной среде.

В результате использования данной технологии в экспериментальных группах у студентов были сформированы предусмотренные учебными программами и востребованные в производстве практиче-

ские управленческие и цифровые компетенции, повысилась посещаемость занятий студентами и выросла их успеваемость.

Важно, что рассмотренная информационно-педагогическая технология позволила включить в работу абсолютно всех студентов и магистрантов. Таким образом, на практике был реализован весьма востребованный в настоящее время в высших учебных заведениях инклюзивный подход, причем процесс инклюзии отслеживался и при необходимости регулировался самими заинтересованными в этом студентами и магистрантами. Результаты опроса студентов в группах, где была внедрена рассмотренная информационно-педагогическая технология, свидетельствуют о том, что абсолютно все студенты и магистранты этих групп готовы оказывать помощь и помогают своим товарищам в случаях, когда те в этом нуждаются.

Практическая направленность рассмотренной педагогической технологии достигается также за счет того, что при подготовке тематических докладов студентам, магистрантам настоятельно рекомендуется опираться на примеры, с которыми они сталкиваются в собственной практике, в том числе, выявлять, анализировать и предлагать решения для совершенствования системы менеджмента в своем учебном заведении. Полученные таким образом от студентов и магистрантов предложения, основанные на результатах изучения материалов по теме и проведенных исследований в области менеджмента, передаются студенческому совету и затем администрации университета для рассмотрения и возможного принятия управленческих решений, что способствует совершенствованию работы вуза.

Предлагаемая информационно-педагогическая техноло-

гия позволяет придать подготовке студентов и магистрантов практико-ориентированный характер уже на первом курсе их обучения в университете.

Заключение

Опрос студентов и магистрантов в ходе и по итогам изучения учебных дисциплин с использованием рассматриваемой информационно-педагогической технологии свидетельствует о том, что она им

нравится. Абсолютное большинство студентов и магистрантов в анкетах отмечают, что они удовлетворены качеством преподавания и результатами собственной деятельности, а также формирующимися в результате работы позитивными взаимоотношениями в коллективе.

Важно то, что предлагаемая информационно-педагогическая технология гармонично сочетает то лучшее, что есть в «живом» и «виртуальном»

взаимодействии субъектов образовательного процесса, и позволяет организовать управленческую практику студентов и магистрантов непосредственно на занятиях. Таким образом уже на первых стадиях обучения в университете реализуется практико-ориентированный подход, направленный на формирование и развитие у студентов и магистрантов управленческих и цифровых компетенций, востребованных в современной экономике и обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Васина Ю.М., Панферова Е.В., Яковлева А.Е. Реализация практико-ориентированного образования через современные технологии обучения студентов в вузе // Обеспечение качества образовательного процесса: традиции и инновации: материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (15 апреля 2015 г., Тула). Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. С. 55-58.

2. Полисадов С.С. Практико-ориентирован-ное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2014. N9 2. С. 23-27.

3. Шмелева М.В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузе // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6 (113). С. 25-30.

4. Миронова А.Г., Кузьменко Л.А., Краснова Д.С. Контекстно-компетентностный подход в подготовке бакалавров направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции (15 октября 2014 г., Красноярск). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. С. 274-277.

5. Кондратьев И.В. Модульное обучение -перспективное направление построения учебного процесса в вузах МВД Республики Казахстан // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2013. № 11 (2). С. 103-104.

6. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенций у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5-11.

7. Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровиза-ции // Открытое образование. 2019. № 23 (4). С. 13-22. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-4-13-22.

8. Махмутова М.В., Сеничева Е.И., Акимова О.А. Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза // Открытое образование. 2019. № 23 (6). С. 50-58. DOI: 10.21686/18184243-2019-6-50-58.

9. Тарасеева Н.И., Баулина О.В. Эффективность применения инновационных технологий в организации практической подготовки // Открытое образование. 2019. № 23 (2). С. 14-22. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-2-14-22.

10. Качан Д.А., Богатко А.В., Богатко И.Н., Енин С.В., Кулаженко В.Г., Лазарев В.С., Лис П.А., Скалабан А.В., Юрик И.В. Интеграция информационных ресурсов открытого доступа для обеспечения научно-образовательного процесса в учреждениях высшего образования // Открытое образование. 2018. № 22 (4). С. 5363. DOI: 10.21686/1818-4243-2018-4-53-63.

11. Кузбасский C. Онлайн-образование против образования: подмена очного образования дистанционным. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://netreforme.org/news/ onlayn-obrazovanie-protiv-obrazovaniya-podmena-ochnogo-obrazovaniya-distantsionnyim/. (Дата обращения: 20.02.2020).

12. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8 (2). С. 362-364.

13. Фертикова, Д.О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 11. С. 40-42.

14. Докукина А.А., Штыхно Д.А. Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей // Открытое образование. 2020. 24 (1). C. 21-33. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-1-21-33.

15. Пучковская Т.О. Использование технологии дистанционного обучения в образовательной практике // Цифровая трансформация

образования: Электронный сборник тезисов докладов 1-й научно-практической конференции (30 мая 2018 г., Минск,). Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», 2018. С. 421-424.

16. Пучковская Т.О. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровой трансформации образования // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции (25 января 2019 г., Москва.). В 2-х частях, Ч. 2. М.: 5 за знания, МПГУ, 2019. С. 205-209.

17. Пучковская Т.О. Повышение квалификации педагогов в условиях развития высокотехнологичной образовательной среды // Информатизация непрерывного образования — 2018: материалы Международной научной конференции (14—17 октября 2018 г. Москва.). Под общей редакцией В. В. Гриншкуна. В двух томах, Том 2. М.: РУДН, 2018. С. 383—387.

18. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А. Шамов-ские чтения: Методолого-теоретический ресурс развития научной школы управления образовательными системами // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции (25 января 2019 г., Москва). В 2-х частях, Ч. 1. М.: 5 за знания, МПГУ, 2019. С. 4—11.

19. Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока в системе внутриш-кольного управления. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. 100 с.

References

1. Vasina YU.M., Panferova Ye.V., Yakovleva A.Ye. Implementation of practice-oriented education through modern technology of teaching students at the university. Obespecheniye kachestva obrazovatel'nogo protsessa: traditsii i innovatsii: materialy XLII uchebno-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov, soiskateley TGPU im. L. N. Tolstogo = Ensuring the quality of the educational process: traditions and innovations: materials of the XLII educational-methodical conference of the teaching staff, graduate students, undergraduates, applicants, TSPU named after L.N. Tolstoy (April 15. 2015. Tula). Tula: TSPU named after L.N. Tolstoy; 2015: 55-58. (In Russ.)

2. Polisadov S.S. Practice-oriented education at the university. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta = Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2014; 2: 23-27. (In Russ.)

3. Shmeleva M.V. Interactive learning as one of the requirements for the implementation of basic

20. Загуменнов, Ю.Л. Демократизация управления в высшей школе // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник научных трудов XI Международной научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1. М.: 5 за знания, МПГУ, 2019. C. 48-51.

21. Мартысюк П.Г. Нравственно-правовая ответственность в принятии управленческих решений // В сборнике: Право и современная экономика: сборник материалов I Международной научно-практической конференции юридического факультета. СПБ.: СПбГЭУ, 2018. С. 31-33.

22. Загуменнов Ю.Л. Цифровизация образования - от эксклюзивности к инклюзии // Трансформация системы высшего образования в цифровой экономике - вынужденная необходимость или естественный процесс? Материалы Международной научно-практической конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (30 мая 2019 г.). М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 42-49.

23. Buchner A. Moodle 3 Administration. Third Edition // Packt Publishing, 2016. 492 c.

24. Как работать с онлайн конструктором тестов plickers? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://didaktor.ru/kak-rabotat-s-onlajn-konstruktorom-testov-plickers. (Дата обращения: 20.02.2020).

25. Costa A., Kallick B. «Through the Lens of a Critical Friend» // Educational Leadership. 1993. № 51 (2). С. 49-51.

educational programs at the university. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2015; 6 (113): 25-30. (In Russ.)

4. Mironova A.G., Kuz'menko L.A., Krasnova D.S. Context-competency-based approach to the preparation of bachelors in the direction "Vocational training (by industry)". Problemy sovremennoy agrarnoy nauki: materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchnoy konferentsii = Problems of modern agricultural science: materials of the international correspondence scientific conference (October 15. 2014. Krasnoyarsk). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University; 2015: 274277. (In Russ.)

5. Kondrat'yev I.V. Modular training is a promising direction in the construction of the educational process at universities of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan. Aktual'nyye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami = Actual problems of the fight against crimes and other offenses. 2013; 11 (2): 103-104. (In Russ.)

6. Zeyer E.F. Self-regulatory doctrine as a psychological and didactic technology for the formation of competencies in students. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye = Psychological Science and Education. 2004; 3: 5-11. (In Russ.)

7. Klochkova E.N., Sadovnikova N.A. Transformation of education in the context of digitalization. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2019; 23 (4): 13-22. DOI: 10.21686/18184243-2019-4-13-22. (In Russ.)

8. Makhmutova M.V., Senicheva Ye.I., Akimova O.A. Technology for the development and use of electronic educational resources in the educational process of a university. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2019; 23 (6): 5058. DOI: 10.21686/1818-4243-2019-6-50-58. (In Russ.)

9. Taraseyeva N.I., Baulina O.V. The effectiveness of innovative technologies in the organization of practical training. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2019; 23(2): 14-22. DOI: 10.21686/18184243-2019-2-14-22. (In Russ.)

10. Kachan D.A., Bogatko A.V., Bogatko I.N., Yenin S.V., Kulazhenko V.G., Lazarev V.S., Lis P.A., Skalaban A.V., Yurik I.V. Integration of information resources of open access to ensure the scientific and educational process in institutions of higher education. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2018; 22(4): 53-63. DOI: 10.21686/18184243-2018-4-53-63. (In Russ.)

11. Kuzbasskiy C. Onlayn-obrazovaniye protiv obrazovaniya: podmena ochnogo obrazovaniya distantsionnym = Online education versus education: replacing full-time education with distance education. [Internet]. Available from: http:// netreforme.org/news/onlayn-obrazovanie-protiv-obrazovaniya-podmena-ochnogo-obrazovaniya-distantsionnyim/. (cited 20.02.2020). (In Russ.)

12. Kuznetsova O.V. Distance Learning: Pros and Cons. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy = International Journal of Applied and Basic Research. 2015; 8 (2):362-364. (In Russ.)

13. Fertikova, D.O. Advantages and disadvantages of distance learning. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2017; 11: 40-42. (In Russ.)

14. Dokukina A.A., Shtykhno D.A. Video and online courses in the educational process of REU them. G.V. Plekhanova: opportunities, advantages and problems for students and teachers. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2020; 24 (1): 2133. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-1-21-33. (In Russ.)

15. Puchkovskaya T.O. The use of distance learning technology in educational practice. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: Elektronnyy sbornik tezisov dokladov 1-y nauchno-

prakticheskoy konferentsii = Digital Transformation of Education: An Electronic Collection of Abstracts of the 1st Scientific and Practical Conference (May 30. 2018. Minsk). Minsk: Institution "The Main Information and Analytical Center of the Ministry of Education of the Republic of Belarus"; 2018: 421-424. (In Russ.)

16. Puchkovskaya T.O. Further education of teachers in the digital transformation of education. Sovremennyye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nyye problemy i perspektivnyye resheniya: Sbornik nauchnykh trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii = Modern vectors of educational development: current problems and promising solutions: Collection of scientific papers of the XI International Scientific and Practical Conference (January 25. 2019. Moscow). In 2 parts, Part 2. Moscow: 5 for knowledge, Moscow State Pedagogical University; 2019: 205-209. (In Russ.)

17. Puchkovskaya T.O Further education of teachers in the development of a high-tech educational environment. Informatizatsiya nepreryvnogo obrazovaniya — 2018: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii = Continuing Education Informatization - 2018: Materials of the International Scientific Conference (October 14-17. 2018 Moscow). Ed. V.V. Grinshkun. 2 vol, Tom 2. Moscow: RUDN; 2018: 383-387. (In Russ.)

18. Vorovshchikov S.G., Shklyarova O.A. Shamov readings: Methodological and theoretical resource for the development of a scientific school of educational systems management. Sovremennyye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nyye problemy i perspektivnyye resheniya: Sbornik nauchnykh trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chastyakh, CH. 1. = Modern vectors of educational development: current problems and promising solutions: Collection of scientific papers of the XI International Scientific and Practical Conference (January 25. 2019. Moscow). In 2 parts, Part 1 Moscow: 5 for knowledge, Moscow State Pedagogical University; 2019: 4-11. (In Russ.)

19. Shamova T.I., Konarzhevskiy YU.A. Pedagogicheskiy analiz uroka v sisteme vnutrishkol'nogo upravleniya = Pedagogical analysis of the lesson in the system of intraschool management. Moscow: MGPI them. V.I. Lenin; 1983. 100 p. (In Russ.)

20. Zagumennov, YU.L. Democratization of management in higher education. Sovremennyye vektory razvitiya obrazovaniya: aktual'nyye problemy i perspektivnyye resheniya: sbornik nauchnykh trudov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Shamovskiye pedagogicheskiye chteniya nauchnoy shkoly Upravleniya obrazovatel'nymi sistemami» = Modern vectors of the development of education: current problems and promising solutions: collection of

scientific papers of the XI International scientific and practical conference «Shamovskie pedagogical readings of the scientific school of the Management of educational systems» (January 25. 2019). In 2 parts, Part 1. Moscow: 5 for knowledge, Moscow State Pedagogical University; 2019: 48-51. (In Russ.)

21. Martysyuk P.G. Moral and legal responsibility in making managerial decisions. V sbornike: Pravo i sovremennaya ekonomika: sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii yuridicheskogo fakul'teta = In the collection: Law and modern economics: a collection of materials of the 1st International Scientific and Practical Conference of the Law Faculty. Saint Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2018: 31-33. (In Russ.)

22. Zagumennov YU.L. Digitalization of education - from exclusivity to inclusion. Transformatsiya sistemy vysshego obrazovaniya v tsifrovoy ekonomike — vynuzhdennaya

Сведения об авторе

Юрий Леонидович Загуменнов

К.п.н, доцент, профессор кафедры менеджмента, учета и финансов Российский экономический университет им. Г.В.Плеханов», Минский филиал Минск, Россия Эл. почта: inedu@mail.ru

neobkhodimost' ili yestestvennyy protsess? Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G.V. Plekhanova = Transformation of higher education in the digital economy - a necessary necessity or a natural process? Materials of the International scientific-practical conference. G.V. Russian University of Economics Plekhanov (May 30. 2019). Moscow: Plekhanov Russian University; 2019: 42-49. (In Russ.)

23. Buchner A. Moodle 3 Administration. Third Edition. Packt Publishing; 2016. 492 p.

24. Kak rabotat' s onlayn konstruktorom testov plickers?= How to work with the online plickers test designer? [Internet]. Available from: http:// didaktor.ru/kak-rabotat-s-onlajn-konstruktorom-testov-plickers. (cited 20.02.2020). (In Russ.)

25. Costa A., Kallick B. «Through the Lens of a Critical Friend». Educational Leadership. 1993; 51(2): 49-51.

Information about the author

Iouri L. Zagoumennov

Cand. Sci. (Pedagogy),

professor of department of accounting, Management and Finance

Plekhanov Russian University of Economics, Minsk Branch, Minsk, Russia E-mail: inedu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.