Научная статья на тему 'О применении новых технологий в экономическом образовании'

О применении новых технологий в экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ECONOMIC EDUCATION / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Татьяна Владимировна, Иконникова Ирина Александровна, Лаходынова Надежда Владимировна

Обсуждается актуальная проблема подготовки преподавательских кадров по экономическим дисциплинам для разных ступеней обучения при переходе к инновационной экономике. Одной из проблем, требующих скорейшего решения, является низкая финансовая грамотность населения и, как следствие, низкая экономическая активность широких слоев населения в инвестиционной деятельности, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. На основе международного опыта сформулированы основные направления развития образовательного процесса: интернационализация и большая доступность образования, возможность получения профессиональной переподготовки, повышения квалификации. В качестве основы новых образовательных технологий рассматривается интенсивное использование и дальнейшее развитие информационно-коммуникационных ресурсов, что позволит влиться в мировую образовательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the actual problem of preparation of teachers of economic disciplines for different levels of education in the transition to an innovation economy. One of the problems requiring an early solution, is the low financial literacy of the population, and, as a consequence, low economic activity of wide layers of the population in investment, lack of development of small and medium-sized businesses. On the basis of international experience formulated the main directions of development of the educational process: internationalization and greater availability of education, vocational training, advanced training. As the basis of new educational technologies is considered an intensive use and further development of information and communication resources that allows you to integrate into the world educational system. The basis for the implementation of new educational technologies is the creation of information-communication space. Currently, each higher education institution has its own Internet portal, which provides access to information resources. Electronic libraries, distance education, information about educational programs, all this is generally available to students and teachers. For further development of this process with the necessary technical and human resources, professional development of teachers. This decision can be used to involve students, undergraduates and graduate students to participate in the educational process. Creation of electronic textbooks, test development, participating in the creation of educational-methodical complexes on different disciplines broaden horizons and practical skills in the preparation of future classroom teachers required at the present level.

Текст научной работы на тему «О применении новых технологий в экономическом образовании»

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2018. 1 (190)

УДК 159 . 9:37

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-172-175

0 ПРИМЕНЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т. В. Воробьева1, И. А. Иконникова2, Н. В. Лаходынова3

1 Томский государственный педагогический университет, Томск

2 Академия труда и социальных отношений, Москва

3 Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск

Обсуждается актуальная проблема подготовки преподавательских кадров по экономическим дисциплинам для разных ступеней обучения при переходе к инновационной экономике. Одной из проблем, требующих скорейшего решения, является низкая финансовая грамотность населения и, как следствие, низкая экономическая активность широких слоев населения в инвестиционной деятельности, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. На основе международного опыта сформулированы основные направления развития образовательного процесса: интернационализация и большая доступность образования, возможность получения профессиональной переподготовки, повышения квалификации. В качестве основы новых образовательных технологий рассматривается интенсивное использование и дальнейшее развитие информационно-коммуникационных ресурсов, что позволит влиться в мировую образовательную систему.

Ключевые слова: экономическое образование, дистанционное обучение, информационные технологии.

Современное состояние общества характеризуется проникновением информационных технологий во все сферы жизни. Развитые страны перешагнули в новую экономическую эпоху постиндустриального общества, неотъемлемой частью которого является использование интеллектуальных и информационных ресурсов. Для России в качестве стратегического направления развития неизбежен путь экономических преобразований, который позволит перейти от индустриального общества к инновационной экономике. Одной из проблем, требующих скорейшего решения, является низкая финансовая грамотность населения и, как следствие, низкая экономическая активность широких слоев населения в инвестиционной деятельности, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса. В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка педагогов для различных этапов экономического образования и различных слоев населения. В частности, внедрение экономического образования в начальной и средней школе, а также внешкольное образование для людей, желающих повысить свою экономическую грамотность или пройти повышение квалификации, тормозится отсутствием педагогических кадров соответствующей квалификации, владеющих современными образовательными технологиями. Для того чтобы обеспечить качество и доступность экономического образования, необходимы учебно-методические материалы как для учащихся, так и для педагогов всех ступеней. Изучая международный опыт, можно видеть, что в развитых странах экономическое образование является приоритетным направлением, задачей которого ставится подготовка выпускника школы к самостоятельному принятию решений, связанных с быстро меняющейся эко-

номической ситуацией. Так, в США существует Национальный совет экономического образования, который предоставляет программы и методические материалы, которые могут быть использованы педагогами. В его компетенции также находится повышение квалификации учителей и разработка стандартов обучения.

Следует отметить, что в мировом образовательном процессе на протяжении последних лет существует несколько тенденций, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. В первую очередь это создание электронной дистанционной среды обучения, доступной не только студентам одного учебного заведения, но и студентам других стран. Так, в Европе реализован проект «Электронная Болонья», дальнейшее развитие этого проекта ведет к тому, что все университеты мира будут образовывать единое образовательное пространство [1-4]. Как следствие этого процесса - интернационализация и большая доступность образования, возможность получения профессиональной переподготовки, повышения квалификации.

Задачи, которые необходимо решать в соответствии с федеральными образовательными стандартами нового поколения:

1. Будущие педагоги должны быть интегрированы в международный образовательный процесс. Для этого необходимо активно участвовать в студенческих программах обмена. Такие контакты позволяют освоить иностранный язык, перенять и внедрить зарубежный опыт, в том числе и новые технологии в экономическом образовании.

2. Интенсивно осваивать современное программное обеспечение, касающееся непосредственного решения профессиональных экономических задач:

Т. В. Воробьева, И. А. Иконникова, Н. В. Лаходынова. О применении новых технологий.

пакеты для автоматизации банковской сферы, бухгалтерской деятельности, аналитические системы бухгалтерского учета. Учитывая разнообразие таких продуктов и их стоимость, необходимо ориентироваться на свободно распространяемые продукты, насколько это возможно. Для повышения экономической грамотности населения в большинстве случаев достаточно ресурсов, имеющихся в сети Интернет в свободном доступе. Примером может служить пакет прикладных программ Free Finance Management Guides, который включает в себя возможности финансового планирования, ведения бухгалтерской документации, прогнозирование прибыли и т. п. Многие задачи могут быть решены с помощью стандартных бесплатных офисных пакетов, например LibreOffice, содержащих основные необходимые модули для расчетов в электронных таблицах, создания баз данных, презентаций, текстовых документов.

Учитывая современные стандарты образования [5], студенты должны иметь всестороннюю подготовку в области современных образовательных технологий. Формирование информационных электронных ресурсов, имеющих практическое применение, использование информационных технологий для получения новых знаний и умений, научно-исследовательская работа - это далеко не полный перечень навыков и умений, связанных с новыми образовательными технологиями.

Некоторые возможности в этом направлении предоставляет прохождение практики на предприятиях, а также привлечение к проведению занятий специалистов, непосредственно занятых в производственной и управленческой сфере. Эти возможности ограничены отсутствием материальной заинтересованности как фирм, так и их сотрудников.

3. Освоение и использование информационных технологий для создания электронной обучающей среды, разработка обучающих материалов, тестов, презентаций. Как отмечается в [6, 7], основой внедрения новых образовательных технологий является создание информационно-коммуникационного пространства. В настоящее время каждое высшее учебное заведение имеет свой интернет-портал, который обеспечивает доступ к информационным ресурсам. Электронные библиотеки, системы дистанционного образования, информация об образовательных программах, все это, как правило, доступно и студентам, и преподавателям. Для дальнейшего развития этого процесса необходимы технические и кадровые ресурсы, повышение квалификации преподавателей, мультимедийное оснащение аудиторий.

Одним из направлений инновационной образовательной деятельности является привлечение студентов, магистрантов и аспирантов к участию в образовательном процессе. Такой успешный опыт имеется в российских высших учебных заведениях [8, 9].

Проведение занятий, в том числе вебинаров, создание электронных учебников, разработка тестов, участие в создании учебно-методических комплексов по различным дисциплинам, расширит кругозор и практические навыки в подготовке занятий будущих преподавателей, необходимые на современном уровне.

Особенностью подготовки педагогов в области экономики является то, что на выходе из магистратуры должен появиться специалист с междисциплинарным мышлением и навыками работы с людьми, имеющими разный возраст, разную начальную подготовку. В настоящее время экономика сама по себе стала междисциплинарной наукой, вобрав в себя и математические, статистические исследования, что вызвало появление таких дисциплин, как эконометрика, математические методы экономики. В экономико-математических моделях используются результаты демографических исследований, рассматриваются психологические аспекты инвестиционного поведения, развивается экономика природопользования, непосредственно связанная с экологическими проблемами. В рамках одной специальности невозможно охватить весь спектр экономических знаний. Зарубежный опыт магистерских программ в большинстве своем имеет узкую направленность. Как правило, специалиста готовят по узкому направлению для работы в конкретной области: финансы, банковская деятельность, фондовые рынки, предпринимательская деятельность. При этом предоставляется возможность работать с современным программным обеспечением, востребованным именно в этой области. В качестве преподавателей зачастую выступают специалисты, либо работающие в этой специальности, либо имеющие практический опыт. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть сайты зарубежных университетов, предлагающих магистерские программы. В традициях российского образования - ориентация на фундаментальные знания, инвариантные по времени. Такой подход хорош в точных науках, основанных на явлениях и законах природы, которые если и меняются, то достаточно медленно. Не так обстоит дело с экономикой. Экономический уклад зависит и от мировой экономической ситуации, и от внешних и внутреннеполитиче-ских причин. В России смена экономического уклада еще продолжается [10]. Уменьшается форма и доля участия государства в экономических процессах, появляются новые для России виды экономической и финансовой деятельности. В этом и состоит трудность подготовки преподавателей экономики. Для того чтобы обучать других, специалист должен ориентироваться во всем многообразии экономической жизни. Справиться с этим можно только используя новые образовательные технологии, опирающиеся прежде всего на информационно-коммуникационные ресурсы.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 1 (190)

В этой связи необходимо отметить факт глобализа- ществе. Формирование мирового информационно-ции информационного пространства, охватывающего го пространства является также необходимым все сферы мировой экономики. Во всем мире, а не условием в деле преодоления глобальных вызовов, только в развитых странах прогресс в экономике все в стоящих перед человечеством, в первую очередь -большей мере обусловлен уровнем развития информа- это экологические проблемы. ционных процессов. При этом важны все его стороны, Таким образом, мировое информационное со-начиная с процесса сбора информации, последующей общество - это уже свершившийся факт. Исходя из ее переработки с целью извлечения новых знаний и, этого, современное экономическое образование наконец, целенаправленного использования интеллек- должно быть неразрывно связано с овладением но-туального продукта в экономическом прогнозирова- выми компьютерными технологиями на основе нии, консалтинге, тактическом и стратегическом пла- глобальных информационных процессов. Позитив-нировании. Действительно, информационный бизнес ное движение в этом направлении поддерживает, в набирает обороты с каждым днем, демонстрируя все- частности, всемирная сеть Интернет. Каждый ее стороннюю привлекательность для капиталовложений пользователь уже является по существу членом различного масштаба, начиная с информационно- международного информационного сообщества. компьютерных технологий оперативного уровня Таким образом, для внедрения новых технологий вплоть до глобальных коммуникационных сетей. в процесс подготовки педагогов экономического об-В конце ХХ - начале XXI в. обозначился новый разования требуется значительная финансовая подвид международных экономических взаимосвя- держка и развитие информационно-коммуникацион-зей - информационные отношения, которые оказы- ной структуры учебного заведения, а также систем-вают заметное влияние на темпы экономического и ный подход к организации разработки и использова-технологического развития во всем мировом сооб- ния электронных образовательных ресурсов.

Список литературы

1. Савзиханова С . Э . Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг // Креативная экономика . 2013 . № 10 (82) . С . 127-135. URL: http://bgscience. ru/lib/5044/ (дата обращения: 23.04.2017) .

2 . Шлыкова О . В . Интернационализация вузовского образования в контексте социально-информационных технологий . М .: СИНТЕГ, 2015. 994 c .

3 . Рубин Ю . Б . Высшее образование в России . Качество и конкурентоспособность . М .: Московская финансово-промышленная академия,

2014 448 c

4 . Гедримович Г . В ., Ежов М . В ., Климов С . М . Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей

школы на примере социально-экономического образования . М .: ИВЭСЭП, 2015. 384 с.

5 . Федеральный государственный образовательный стандарт . Уровень высшего образования . Магистратура . Направление подготовки

44.04.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) . URL: http://www. rsvpu . ru/fNedirectory/210/Professionalnoe_obuchenie_po_ otrasluam_M_2_24 . 01. 14 . pdf (дата обращения: 2 .05.2017) .

6 . Golitsyna Irina . Educational process in electronic information-educational environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences . 2017 .

Vol . 237 . P. 939-944. URL: http://www. sciencedirect. com/science/article/pii/S1877042817301325 (дата обращения: 3.05.2017) .

7 . Юрзинова И . Л . , Незамайкин В . Н . Совершенствование образовательных технологий с использованием интернет-ресурсов в целях по-

вышения качества научной работы студентов и аспирантов вузов // Вестник РГГУ. Серия: Экономика . Управление . Право . 2015 . № 3 (146) .С . 127-136 .

8 . Воробьева Т . В ., Лаходынова Н . В . Вебинар как инновационный метод организации дистанционного обучения в вузе // Современное

образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы IV Междунар . науч . -практ . конф . Чебоксары: Интерактив плюс, 2016 .С .32-33.

9 . Везиров Т . Г. Интерактивные методы в подготовке магистра педагогического образования // Гуманизация образования . 2015 . Вып . 2 . С . 92-95.

10 . Измайлова М . А. Пути достижения интеллектуального лидерства в образовательной и экономической сферах России // Экономика и

образование . 2016.№ 4 . С . 66-76 .

Воробьева Татьяна Владимировна, доцент, кандидат экономических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: vorobyova_tatyana@mail.ru

Иконникова Ирина Александровна, доцент, кандидат физико-математических наук, Академия труда и социальных отношений (ул. Лобачевского, 90, Москва, Россия, 119454). E-mail: irina-ikonnikova@yandex.ru

Лаходынова Надежда Владимировна, профессор, доктор технических наук, Томский государственный архитектурно-строительный университет (пл. Соляная 2, Томск, Россия, 634009). E-mail: lax1@mail.ru

Материал поступил в редакцию 01.06.2017.

Т. В. Воробьева, И. А. Иконникова, Н. В. Лаходынова. О применении новых технологий... DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-172-175

ON THE APPLICATION OF NEW TECHNOLOGIES IN ECONOMIC EDUCATION

T. V Vorobeva1, I. A. Ikonnikova2, N. V. Lakhodynova3

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

2 Academy of Labour and Social Relations, Moscow, Russian Federation

3 Tomsk State University of Architecture and Construction, Tomsk, Russian Federation

Discusses the actual problem of preparation of teachers of economic disciplines for different levels of education in the transition to an innovation economy. One of the problems requiring an early solution, is the low financial literacy of the population, and, as a consequence, low economic activity of wide layers of the population in investment, lack of development of small and medium-sized businesses. On the basis of international experience formulated the main directions of development of the educational process: internationalization and greater availability of education, vocational training, advanced training. As the basis of new educational technologies is considered an intensive use and further development of information and communication resources that allows you to integrate into the world educational system. The basis for the implementation of new educational technologies is the creation of information-communication space. Currently, each higher education institution has its own Internet portal, which provides access to information resources. Electronic libraries, distance education, information about educational programs, all this is generally available to students and teachers. For further development of this process with the necessary technical and human resources, professional development of teachers. This decision can be used to involve students, undergraduates and graduate students to participate in the educational process. Creation of electronic textbooks, test development, participating in the creation of educational-methodical complexes on different disciplines broaden horizons and practical skills in the preparation of future classroom teachers required at the present level.

Key words: economic education, distance learning, information technology.

References

1. Savzikhanova S . E . Zarubezhnyy opyt razvitiya sfery obrazovatel'nykh uslug [Foreign experience of educational services development] . Kreativnaya ekonomika- Creative economy, 2013, no . 10 (82), pp . 127-135 (in Russian) . URL: http://bgscience .ru/lib/5044/ (accessed 23.04.2017) .

2 . Shlykova O . V. Internatsionalizatsiya vuzovskogo obrazovaniya v kontekste sotsial'no-informatsionnykh tekhnologiy [Internationalization of

higher education in the context of socio-information technologies] . Moscow, SINTEG Publ ., 2015, 993 p . (in Russian) .

3 . Rubin Yu . B . Vyssheye obrazovaniye v Rossii. Kachestvo i konkurentosposobnost' [Higher education in Russia . Quality and competitiveness]

Moscow, Moskovskaya finansovo-promyshlennaya akademiya Publ . , 2014, 448 p (in Russian) .

4 . Gedrimovich G . V., Ezhov M . V. , Klimov S . M . Nauchno-issledovatel'skaya, obrazovatel'naya iinformatsionnaya deyatel'nost'vyssheyshkoly na

primere sotsial'no-ekonomicheskogo obrazovaniya [Research, educational and information activity of the higher school in the socio-economic education] . Moscow, IVESEP Publ . , 2015, 384 p . (in Russian) .

5 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart. Uroven' vysshego obrazovaniya. Magistratura. Napravleniye podgotovki 44.04.04

«Professional'noye obucheniye» (po otraslyam) [Federal state educational standard . The level of higher education . The master's degree . Direction of training 44.04.04 Vocational training (by industry)] (in Russian) . URL http://www. rsvpu . ru/filedirectory/210/Professionalnoe_ obuchenie_po_otrasluam_M_2_24 . 01.14 . pdf (accessed 2 .05.2017) .

6 . Golitsyna Irina . Educational process in electronic information-educational environment. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2017,

vol . 237, pp . 939-944. URL: http://www. sciencedirect . com/science/article/pii/S1877042817301325 (accessed 3.05.2017) .

7 . Yurzinova I . L . , Nezamaykin V. N . Sovershenstvovaniye obrazovatel'nykh tekhnologiy s ispol'zovaniem internet-resursov v tselyakh povysheniya

kachestva nauchnoy raboty studentov i aspirantov vuzov [Improvement of educational technologies using on-line resources to enhance the quality of scientific work of students and post-graduate students of univrsities] . Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravleniye. Pravo, 2015, no . 3 (146), pp . 127-136 (in Russian) .

8 . Vorob'eva T. V. , Lakhodynova N . V. Vebinar kak innovatsionnyy metod organizatsii distantsionnogo obucheniya v vuze [Webinar as an innovative

method of distance learning at the University] (in Russian) . Sovremennoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom: teoriya, metodika i praktika: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern education in Russia and abroad: theory, methods and practice: materials of the IV International Scientific and Practical Conference] . Cheboksary, Interaktiv plyus Publ ., 2016, pp . 32-33 (in Russian) .

9 . Vezirov T. G . Interaktivnye metody v podgotovke magistra pedagogicheskogo obrazovaniya [Interactive methods in the training of masters of

pedagogical education] . Gumanizatsiya obrazovaniya - Humanization of Education, 2015, vol . 2, pp . 92-95 (in Russian) .

10 . Izmaylova M .A. Puti dostizheniya intellektual'nogo liderstva v obrazovatel'noy i ekonomicheskoy sferakh Rossii [Achieving intellectual leadership

in the educational and economic spheres of Russia] . Ekonomika i obrazovaniye, 2016, no .4, pp . 66-76 (in Russian) .

Vorobyeva T. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: vorobyova_tatyana@mail.ru

Ikonnikova I. A., Academy of Labour and Social Relations (ul. Lobachevskogo, 90, Moscow, Russian Federation, 119454). E-mail: irina-ikonnikova@yandex.ru

Lakhodinova N. V., Tomsk State University of Architecture and Construction (pl. Solyanaya, 2, Tomsk, Russian Federation, 634009). E-mail: lax1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.