Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИСТ / МЕНЕДЖЕР / ТЕХНОЛОГИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаева Ольга Дмитриевна

В статье рассмотрены особенности формирования и развития управленческих компетенций студентов экономических специальностей в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса. Отдельно выделена актуальность обучения менеджеров в современной экономике. Обозначена потребность обновления программ подготовки и обучения управленцев в соответствии с требованиями рынка. Сформулировано определение управленческой компетентности. Разработана авторская трактовка понятия «технология формирования управленческой компетентности». Выделены направления трансформации образовательного процесса в соответствии с необходимостью подготовки студентов к профессиональному становлению. В процессе исследования разработана авторская технология формирования управленческой компетентности. Детализирована организационная составляющая технологии. Описана также психолого-педагогическая составляющая технологии и ее основные принципы. Выделены психологические условия, которые необходимы для формирования управленческой компетентности будущих менеджеров. Особый акцент сделан на необходимости оценки уровня сформированной управленческой компетентности. С целью проведения оценки обоснованы четыре критерия. Представленная технология позволяет подготовить квалифицированных специалистов с сформированной управленческой компетентностью. Благодаря ей можно стимулировать студентов к мотивированному, активному социальному поведению, развить у них способность находить альтернативные подходы к принятию управленческих решений. Также эта технология даст возможность сформировать у студентов профессиональное и культурное мировоззрение, творческое мышление, критический взгляд на систему управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полежаева Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MANAGERIAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

The article discusses the features of the formation and development of managerial competencies of students of economic specialties in the context of accelerating scientific and technological progress. Separately, the relevance of training managers in the modern economy is highlighted. The need to update training and education programs for managers in accordance with market requirements is indicated. The definition of managerial competence is formulated. The author's interpretation of the concept of "technology for the formation of managerial competence" has been developed. The directions of the transformation of the educational process are identified in accordance with the need to prepare students for professional development. In the course of the research, an author's technology for the formation of managerial competence was developed. The organizational component of the technology is detailed. The psychological and pedagogical component of the technology and its basic principles are also described. The psychological conditions that are necessary for the formation of the managerial competence of future managers are highlighted. Particular emphasis is placed on the need to assess the level of formed managerial competence. For the purpose of the assessment, four criteria are justified. The presented technology makes it possible to prepare qualified specialists with developed managerial competence. Thanks to it, you can stimulate students to motivated, active social behavior, develop their ability to find alternative approaches to making managerial decisions. Also, this technology will provide an opportunity to form students' professional and cultural outlook, creative thinking, and a critical view of the management system.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

9. Яркин, Б.Д. Поисковая деятельность в процессе работы с хором / Б.Д. Яркин // Современное художественное образование: теория и практика: материалы I Международной научно-практической конференции, Воронеж, 20-21 ноября 2018 года / Воронежский государственный педагогический университет. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. - С. 87-90.

Педагогика

УДК 338.147

старший преподаватель Полежаева Ольга Дмитриевна

Северо-Западный институт управления - филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования и развития управленческих компетенций студентов экономических специальностей в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса. Отдельно выделена актуальность обучения менеджеров в современной экономике. Обозначена потребность обновления программ подготовки и обучения управленцев в соответствии с требованиями рынка. Сформулировано определение управленческой компетентности. Разработана авторская трактовка понятия «технология формирования управленческой компетентности». Выделены направления трансформации образовательного процесса в соответствии с необходимостью подготовки студентов к профессиональному становлению. В процессе исследования разработана авторская технология формирования управленческой компетентности. Детализирована организационная составляющая технологии. Описана также психолого-педагогическая составляющая технологии и ее основные принципы. Выделены психологические условия, которые необходимы для формирования управленческой компетентности будущих менеджеров. Особый акцент сделан на необходимости оценки уровня сформированной управленческой компетентности. С целью проведения оценки обоснованы четыре критерия. Представленная технология позволяет подготовить квалифицированных специалистов с сформированной управленческой компетентностью. Благодаря ей можно стимулировать студентов к мотивированному, активному социальному поведению, развить у них способность находить альтернативные подходы к принятию управленческих решений. Также эта технология даст возможность сформировать у студентов профессиональное и культурное мировоззрение, творческое мышление, критический взгляд на систему управления.

Ключевые слова: студенты, управленческая компетентность, обучение, экономист, менеджер, технология, навыки, обучение.

Annotation. The article discusses the features of the formation and development of managerial competencies of students of economic specialties in the context of accelerating scientific and technological progress. Separately, the relevance of training managers in the modern economy is highlighted. The need to update training and education programs for managers in accordance with market requirements is indicated. The definition of managerial competence is formulated. The author's interpretation of the concept of "technology for the formation of managerial competence" has been developed. The directions of the transformation of the educational process are identified in accordance with the need to prepare students for professional development. In the course of the research, an author's technology for the formation of managerial competence was developed. The organizational component of the technology is detailed. The psychological and pedagogical component of the technology and its basic principles are also described. The psychological conditions that are necessary for the formation of the managerial competence of future managers are highlighted. Particular emphasis is placed on the need to assess the level of formed managerial competence. For the purpose of the assessment, four criteria are justified. The presented technology makes it possible to prepare qualified specialists with developed managerial competence. Thanks to it, you can stimulate students to motivated, active social behavior, develop their ability to find alternative approaches to making managerial decisions. Also, this technology will provide an opportunity to form students' professional and cultural outlook, creative thinking, and a critical view of the management system.

Key words: students, managerial competence, training, economist, manager, technology, skills, training.

Введение. В настоящее время, в эпоху стремительного информационного, социально-экономического и научного развития общества существенно возрастают требования к квалификации и качеству подготовки будущих специалистов [3]. Это является абсолютно естественным, поскольку в результате технократической революции, сквозной цифровизации и виртуализации многих сфер деятельности значительным образом обостряется проблема управленческой компетентности кадров. Кроме того, современное развитие бизнеса и предпринимательства характеризуются разнообразием организационных форм и многогранностью деятельности, что обуславливает потребность в большом количестве квалифицированных специалистов, способных обеспечить управленческие функции с учетом указанных различий.

Сегодня от будущего руководителя требуется не только эффективно выполнять свои основные функции (управленческую, информационную, адаптивную, коммуникативную, социальную), но и находить оптимальные пути и методы для достижения поставленных целей в разных сферах своей профессиональной деятельности. Компетентность и полученные знания являются фактором инновационной активности человека [6].

Неоднократно доказано, что развитие образования является толчком к повышению человеческого потенциала в целом, это, в свою очередь, дает возможность полноценной самореализации для каждого гражданина общества. Система высшего образования и его среда выступают центрами формирования личности компетентного и конкурентоспособного специалиста [1]. В данном контексте очевидным является тот факт, что в последние годы значительным образом растет популярность получения высшего образования по экономическим специальностям, в особенности по специальности «Менеджмент». Это связано с тем, что в процессе обучения и освоения данной профессии студент получает знания и навыки, позволяющие ему формировать и развивать лидерские качества. Компетентные менеджеры способны качественно управлять развитием предприятия, регулировать интересы всех заинтересованных сторон [2].

Итак, можно отметить, что с целью ликвидации проблемы непрофессионализма менеджеров различного уровня или сведения ее к минимуму, системе высшего образования необходимо квалифицировано подойти к формированию управленческой компетентности у студентов, поскольку эффективность решения данного вопроса будет влиять на результативность деятельности во всех отраслях и сферах экономики.

Таким образом, обозначенная научно-практическая задача предопределила выбор темы данной статьи, а также является подтверждением ее актуальности и значимости.

Результаты анализа актуальных исследований и научных публикаций по данной проблематике свидетельствуют о том,

что в последнее время интерес к изучению природы компетентности человека в разных видах профессиональной деятельности стремительно растет.

Основополагающие аспекты подготовки менеджеров в экономических вузах освещалась в научных работах Артемовой Ю.В., Дякиной А.А., Осипова Н.В., Шитовой Т.Ф., Jack, Kristen; Stansbie, Paul; Sciarini, Michael; Senova, Andrea; Hrehova, Daniela.

Исследованию проблем формирования управленческой компетентности у студентов посвятили свои научные труды Клюшин А.А., Первухина И.Ю., Фомичева Т.А., Ганиев Р.Р., Martin, David W.; Koski, Christopher; Jack, Kristen; Stansbie, Paul; Sciarini, Michael.

Анализом общих психолого-педагогических подходов к развитию управленческих навыков у выпускников экономических специальностей, исследованием сущности понятия и структуры управленческой компетентности занимались Захарян М.А., Ибрагимзаде Г.Х., Лепешкина А.Б., Литвинова Р.Н., Pape, F.; Gatzen, H.H.; Kocaoglu, D.F.; Venkatesan, A.; Farsani, T.; O Sullivan, P.

В то же время следует отметить, что вопрос формирования профессиональной управленческой компетентности специалистов в культурно-образовательной среде высшего учебного заведения поднимается только контекстно в отдельных публикациях, посвященных формированию профессиональной культуры.

Также на сегодняшний день наблюдается динамизм научных взглядов и определенные противоречия в условиях опережающего профессионального развития руководящих кадров.

Кроме того, современные наработки и научные исследования отличаются недостаточной степенью практической направленности сформулированных в них выводов и рекомендаций, касающихся применения положений компетентностного подхода в процессе лидерской подготовки и формирования необходимых навыков управленческой деятельности у студентов экономических специальностей.

Итак, принимая во внимание вышеизложенного, цель статьи можно сформулировать следующие образом - рассмотреть особенности, методы и подходы развития управленческих компетенций студентов экономических специальностей.

Изложение основного материала статьи. Потребность в современной социально эффективной системе высшей профессиональной подготовки менеджеров нового поколения является безусловным требованием времени [7]. Для удовлетворения этих потребностей необходимо постоянно вносить коррективы в содержание обучения будущих специалистов для всех отраслей экономики, направлений, специальностей, поскольку деятельность в разных сферах хозяйствования требует качественного управления, которое будет базироваться на современных подходах и адаптивно реагировать на динамичные изменения окружающей среды.

Управленческая компетентность является составляющим элементом профессиональной квалификации руководителя, определяющим фактором усовершенствования процесса управления организацией и неотъемлемой детерминантой результативности менеджерских действий в целом [5]. Формирование управленческой компетентности у студентов является целенаправленным процессом, которым руководит преподаватель (именно он определяет цель, задачи, а следовательно, пути достижения результата). Логическую структуру деятельности определяют элементы: объект, субъект, формы, предмет, методы, средства и характеристики деятельности, свойства, условия, нормы и ее результат [4].

С учетом вышеизложенного, не подлежит сомнению тот факт, что формирование управленческой компетентности у будущих экономистов требует разработки и внедрения в процесс обучения специальной, научно обоснованной технологии с учетом современных требований к этой профессиональной плоскости.

Под «технологией формирования управленческой компетентности» следует понимать дуалистическую, неразделимую совокупность организационных и психолого-педагогических приемов, методов и техник организации совместной деятельности участников процесса обучения, взаимодействующих в определенном порядке с целью достижения конкретного педагогического результата - формирования компетентности. Такая технология будет определять не только систему профессиональной деятельности педагога для создания необходимых условий и возможностей, позволяющих достичь успешного приобретения будущими менеджерами управленческих компетенций, но и обеспечивать их профессиональное становление.

Для решения поставленной цели предполагается целенаправленно влиять на основные составляющие образовательного процесса, в частности на начальный процесс через формирование необходимых умений, знаний и опыта; воспитательный процесс через ориентацию на социально и профессионально значимые нормы поведения и профессионально важные качества, и в целом на развитие личности, расширение мировоззрения через формирование правильных жизненных ценностей, коммуникабельности, рост самооценки и личностного потенциала.

Рассмотрим каждую из составляющих разработанной автором технологии формирования управленческой компетентности отдельно.

Итак, организационная составляющая включается в себя комплекс следующих мероприятий.

1. Прежде всего, необходимо провести повышение уровня профессиональной компетентности самих педагогов, а также оптимизировать процесс ее регулярного обновления и актуализации.

2. Разработка и внедрение системы психолого-педагогической подготовки работников высшей школы к необходимости внедрения в образовательный процесс компетентностного компонента.

3. Осуществление на постоянной основе структурного анализа и оценки научно-методических и учебно-методических источников на предмет их соответствия программам и планам по подготовке будущих управленцев.

4. Мониторинг качества обучения на протяжении всего периода подготовки студентов для выявления и фиксации изменений в деятельности учебных групп и поведении студентов на занятиях.

5. Внедрение системы корректировки работы педагогов по результатам мониторинга качества обучения.

Психолого-педагогическая составляющая, по мнению автора, должна базироваться на таких принципах обучения как:

дифференциация и индивидуализация обучения, т.е. учет индивидуальных особенностей студентов; сочетание групповых и индивидуальных, активных и интерактивных форм организации учебного процесса; системность и последовательность; научность и социальная обусловленность обучения; практическая направленность; дидактический принцип.

Кроме того, полагаем, что формирование управленческой компетентности будущих менеджеров будет эффективным, если в процессе подготовки учитывать следующие педагогические условия:

- формирование положительной мотивационной установки, которая нацелена на профессиональную мобильность при одновременном учете личностно-ориентированного обучения;

- формализация и использование межпредметных связей в процессе обучения будущих экономистов;

- активное применение современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют эффективно решать профессиональные задачи.

Важной составляющей разработанной технологии является оценка уровня управленческой компетентности, что позволяет создавать определенную обратную связь с целью выявления менее развитых управленческих компетенций и

коррекции процесса подготовки студентов.

В оценочно-результативном компоненте целесообразно выделить четыре критерия и уровня оценки:

1. Мотивационный - он направлен на выявление устремлений студентов к менеджерской деятельности (отражает готовность к формированию управленческой компетентности, выработку необходимых практических навыков, позволяющих профессионально осуществлять эту деятельность в будущем).

2. Когнитивный - позволяет оценить степень овладения профессионально-значимыми навыками и умениями: психологические, технологические, специальные, научно-методические, предметные, управленческие, правила ведения бизнеса, знание социокультурного контекста, включающие правила и социальные нормы, традиции, этикет, культуру, коммуникативное поведение и т.д.

3. Функциональный - дает возможность оценить, насколько студенты овладели умениями использовать технологии реализации производственных и управленческих функций, решать типовые и нестандартные задачи, организовывать, стимулировать, анализировать результативность деятельности, развивать коллектив предприятия.

4. Социальный - благодаря этому критерию можно оценить эффективность человеческого ресурса в будущей социально-культурной среде предприятия, он также предполагает оценку деятельность менеджера по обеспечению организации квалифицированными, высоконравственными кадрами, что создает психологический базис для формирования благоприятного микроклимата в развитии всех членов коллектива.

На рис. 1 представлена схема разработанной автором технологии формирования управленческой компетентности у студентов экономической специальности.

Цель: формирование управленческой компетентности будущих экономистов V

Традиционные и инновационные принципы обучения (дифференциации и индивидуализации обучения; системности и последовательности; научностн и социальной обусловленности обучения, практической направленности и др.) "V"

"Ж"

Процессуальная (методическая) часть

Мотггвацнонное обеспечение (интересный учебный материал: групповая деятельность: передача опыта: активная практическая деятельность)

Педагогические условия ООуЧеННЯ (личностно-ориентированный. компетентиостный подходы к подготовке оудущня экономистов, межпредметные связи, применение современных информационных технологий)

V

Организационные формы (деловая, ролевая игра, лекция-дискуссия, лекция-брифинг, тренинг, др.)

*

Этапы обучения ( мотпвацпонно-ор пентпр ов очный, планпров очно-творче скпп, креативно-развивающий, рефлексивно-гворческий) Методические приемы (акпгвпзаши умственной деятельности, запоминание, стимулирование}

У

Методы (проектные, шттерактпвные. кейс-метод, «мозговая атака», коучннг, фасилптацпя)

- - Дидактические средства (материалы, технические средства)

Оценка уровня управленческой компетентности (компетенций)

V -

Результат: управленческая компетентность

Рисунок 1. Схема технологии формирования управленческой компетентности будущих экономистов

Выводы. Быстрые темпы информационного, социально-экономического и научного развития общества существенным образом повышают требования к квалификации и качеству подготовки будущих специалистов. Одним из последствий современной технологической революции в мире стало обострение проблемы управленческой некомпетентности кадров.

В процессе исследования разработана технология формирования управленческой компетентности будущих экономистов. Эта технология имеет ряд преимуществ, а именно расширение возможности реализации потенциала содержания обучения. Благодаря использования на практике данной технологии можно сформировать не только знания, умения и навыки студентов, но и их развить у них профессиональное и культурное мировоззрение, творческое мышление, критический взгляд на систему управления. Вместе с этим, представляется возможным достигнуть повышения эффективности учебно-познавательного процесса по подготовке квалифицированных экономистов со сложившейся управленческой компетентностью, мотивированным, активным социальным поведением, обладающих комплексом альтернативных подходов к принятию управленческих решений.

Литература:

1. Pandya, Bharti The readiness of workforce for the world of work in 2030: perceptions of university students // International

journal of business performance management. - 2022. - Volume 23: Number 1/2; pp 54-75.

2. Philip, Jestine Student perceptions of leadership skills necessary for digital transformation // Journal of education for business. - 2022. - Volume 97: Number 2; pp 86-98.

3. Захарян М.А., Ибрагимзаде Г.Х.О. Управление процессом самоорганизации студентов как инструмент развития организационно-управленческих компетенций // Человек. Социум. Общество. - 2020. - № 5. - С. 9-13.

4. Колчина В.В. Методическое сопровождение подготовки эффективных менеджеров // Успехи гуманитарных наук. -2020. - № 9. - С. 14-17.

5. Мухортова Е.А. Управленческие компетенции специалистов финансово-экономической сферы: от прошлого к будущему // Самоуправление. - 2020. - Т. 2. - № 1 (118). - С. 296-299.

6. Судакова Н.Ю., Фирсова С.П. Условия эффективного внедрения технологии CLIL в целях формирования профессиональной межкультурной компетенции студентов управленческих направлений подготовки // Нижегородское образование. - 2021. - № 3. - С. 127-132.

7. Тепман Л.Н., Эриашвили Н.Д., Анимица А.А. О новой специальности в высших учебных заведениях экономического профиля (о потребности в специалистах новой формации и соответствующем изменении учебной программы в высших учебных заведениях экономического профиля) // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 3. -С. 215-218.

Педагогика

УДК 159.931

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ СИСТЕМНОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста при системном недоразвитии речи. Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Развитие навыков зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста при системном недоразвитии речи важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий, впоследствии обучение письму в школе. А письмо -сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти.

Ключевые слова: системное недоразвитие речи, зрительно-моторная координация, коррекционно-логопедическая работа, старшие дошкольники.

Annotation. The article deals with the problems of the formation of visual-motor coordination in older preschool children with systemic speech underdevelopment. Hand-eye coordination is the consistency of movements and their elements as a result of joint and simultaneous activity of the visual and motor analyzers. The development of visual-motor coordination skills in older preschool children with systemic speech underdevelopment is important because the whole future life of the child will require the use of precise, coordinated movements of the hands and fingers, which are necessary not only to dress, but also to draw, write, and perform a variety of both household and educational activities, subsequently, learning to write at school. And writing is a complex coordination skill that requires formed visual-motor coordination, proper coordination of the whole body, coordinated work of the muscles of the whole arm and the work of the small muscles of the hand.

Key words: systemic speech underdevelopment, hand-eye coordination, correctional speech therapy, senior preschoolers.

Введение. В Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) отражены цели и задачи деятельности образовательных организаций, работающих с детьми дошкольного возраста. Реализация стандартов на практике предполагает, что выпускник дошкольной образовательной организации достаточно хорошо владеет устной речью, а также имеет развитую общую и ручную моторику, может контролировать и управлять своими движениями. Приобретенные ребенком умения являются предпосылками формирования графомоторных навыков, которые отражаются на процессе письма.

В научных работах ряда отечественных исследователей М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Т.С. Комарова, А.Н. Корнева отмечается, что научение письму является достаточно сложным этапом для начинающих учиться в школе. При этом развитие графомоторных навыков зависит от уровня сформированности мелких движений пальцев, кистей рук, внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений и зрительно-моторной координации [2, С. 13].

Зрительно-моторная координация является сложной когнитивной способностью, особенно важной для развития дошкольника и его последующего обучения в школе. Проблема формирования зрительно-моторной координации у старших дошкольников с системным недоразвитием речи является одной из актуальных для логопедов, работающих в дошкольных образовательных организациях (Р.Е. Левина, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) [8, С. 153].

Старшие дошкольники с системным недоразвитием речи характеризуются недостаточной сформированностью показателей зрительно-моторной координации (М.В. Аксенова, Е.А. Кинаш, О.И. Крупенчук, А.Д. Юрова). У них отмечается: неточная координация и общая недостаточность движений; несформированность умений ограничивать движения руки пределами строки, чертить ровные линии; трудности в правильном держании карандаша или ручки, в осуществлении зрительного контроля за выполняемыми рукой действиями [5, С. 68].

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических исследованиях Б.Г. Ананьева, Е.А. Журавлёвой, М.А. Матовой, Н.Б. Стамбуловой, А.В. Стамбулова установлены многочисленные связи между различными сторонами психического и моторного развития человека [7, С. 143].

Моторные функции человека имеют сложную организацию, управление движениями осуществляется на уровне коры головного мозга и на уровне подкорковых отделов. Кора управляет произвольными движениями, а подкорка -непроизвольными и принимает подсобное участие в осуществлении произвольных движений [8, С. 28]. В исследованиях Н.А. Бернштейн, С.Л. Рубинштейн отмечается, что психика не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях [2, С. 45].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.