Высшее образование
УДК 378.14
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКО-ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Ю. Хацринова, Н.И. Еникеева, В.В. Бронская, Т.В. Игнашина1
гСтатъя подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Инженерное образование: проблемы трансформации для индустрии 4.0 - Синергия-2019».
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена требованиями повышения качества подготовки будущих специалистов для промышленности. Чтобы это взаимодействие было максимально продуктивным, необходимо выявить общую заинтересованность сторон.
Цель статьи заключается в актуализации проблем взаимосвязи вузов с промышленными предприятиями. Авторами сформулированы организационно-педагогические условия взаимодействия университетов и промышленных предприятий и авторами проведено исследование содержания подготовки будущих инженеров. Использованы методы теоретического и эмпирического исследований. Раскрыта сущность взаимосвязи университетов и промышленных предприятий, заключающаяся в реализации дуального обучения, предполагающей формирование профессиональных квалификаций на основе профессиональных стандартов. Предложены способы ориентации образовательного процесса на практикоориентированность. Показана траектория деятельности преподавателей инженерного вуза в обеспечении требований современных образовательных стандартов. Статья предназначена для преподавателей и сотрудников инженерных вузов.
Ключевые слова: инженерное образование, университетско-промышленное сотрудничество, компетенции, инновации, технологии подготовки.
DEVELOPMENT OF A UNIVERSITY-INDUSTRIAL COOPERATION AS A STRATEGIC ORI-ENTIR OF MODERN ENGINEERING EDUCATION
O. Khatsrinova, N. Enikeeva, V. Bronskaya, T. Ignashina
Abstract. The relevance of the article is due to the requirements for improving the quality of training of future specialists for industry. For this interaction to be as productive as possible, it is necessary to identify the common interest of the parties. The purpose of the article is to actualize the problems of the relationship of universities with industrial enterprises. The authors formulated organizational and pedagogical conditions for the interaction of universities and industrial enterprises. The authors conducted a study of the content of training of future engineers. The methods of theoretical and empirical research are used. The essence of the relationship between universities and industrial enterprises is revealed, which consists in the implementation of dual training, which involves the formation of professional qualifications based on professional standards. Methods of orientation of the educational process on practical orientation are proposed. The trajectory of the activities of teachers of an engineering university in meeting the requirements of modern educational standards is shown. The article is intended for teachers and employees of engineering universities.
Keywords: engineering education, university-industrial cooperation, competencies, innovations, training technologies.
Система профессионального образования перестраивается на подготовку специалистов, готовых создавать конкурентоспособные продукты и оказывать современные услуги, обеспечивающие инновационный путь развития страны.
Инновации в образовании должны обеспечить укрепление развития связей между университетами и предприятиями
промышленности. Сегодня образование должно отвечать запросам науки и производства. Это приведет к социальному заказу на будущих выпускников. Сотрудничество с предприятиями позволит использовать в процессе обучения новые практические знания, технологические решения, реализовать проведение практик для студентов.
Поэтому депутатами Государственной думы инициирован проект Закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в направлении модернизации практической подготовки обучающихся.
Появление новых Федеральных
государственных стандартов все более делает эту связь прочной. Речь идет о включении в организацию образовательного процесса представителей работодателей не только с предложениями о необходимых компетенциях будущих специалистов, но и общественной аккредитации образовательных программ. Поэтому это взаимодействие должно быть с обратной связью. Новые стандарты предполагают формирование в стенах учебного заведения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Если первые две группы вуз может обеспечить специально ориентированными учебными дисциплинами, то в основе профессиональных компетенций лежат положения профессиональных стандартов. Идея сориентировать компетенции на содержание обобщенных трудовых функций отражает прикладной характер предлагаемой системы подготовки специалистов. Направленность профессиональных стандартов означает требования к работникам по уровню образования, стажу работы и набору умений (то есть описывается необходимая квалификация). Принято единое основание для формулирования компетенций: выпускник «способен». Способность понимается как личностное свойство, являющееся условием успешного выполнения деятельности.
Сегодня можно считать актуальным выступление президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничего на заседании Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа. В условиях развития новых технологий главными задачами системы высшего образования он назвал подготовку высококлассных
специалистов, имеющих фундаментальную подготовку и способных быстро адаптироваться к решению практических задач, а также подготовку специалистов под профессии будущего, ориентированных на цифровую экономику и работу с массивами больших данных [5;6].
Инновационный характер инженерного образования будет реализовываться в том случае, если выпускник будет легко адаптироваться на производстве, владеть различными
компетенциями, позволяющими продуктивно
решать разнообразный перечень
профессиональных задач. Это будет возможно в том случае, если между бизнесом, промышленностью и университетами происходит взаимовыгодное сотрудничество.
Химическая, нефтехимическая, полимерная промышленности России являются одной из самых эффективных. Они по праву конкурируют на международном рынке. В результате возникает высокая потребность в инженерах-химиках.
Анализируя содержание имеющихся программ подготовки в соответствии с образовательными стандартами 3 поколения, разрабатывая программу в соответствии с требованиями стандартов 3++, мы хотели бы ответить на вопрос, соответствует ли система преподавания дисциплины «Химическое машиностроение» уровню формирования всего набора профессиональных компетенций, которые необходимы инженерам-химикам для профессиональной деятельности?
Химико-технологическое образование длится около четырех лет, по истечении которых студент должен начать работу. Но сегодня, чтобы быть востребованным специалистом, нужно иметь много компетенций, обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность [1-4]. Это компетентность в использовании вычислительной техники, желательно знание английского языка, навыки экономической теории, а главное, быть способным к решению проблем в профессиональной сфере. На данный момент мы хотели бы сузить область проблем до некоторых положений о том, что нужно студенту для получения качественного образования, и что мы, преподаватели, должны сделать, чтобы наше инженерное образование стало более качественным.
Нами был проведен опрос выпускников технологического факультета Казанского национального исследовательского
технологического университета, работающих на линейных должностях в различных областях химической промышленности. Ответы на вопросы представлены в таблицах 1, 2.
Определив среднестатистическое значение полученных результатов, получено, что примерно 50% приобретенных знаний используется фактически. Если мы предположим, что выпускники университета работают в самых разных областях профессиональной деятельности, то можно утверждать, что они используют 50% знаний, полученных в университете. Это хороший результат.
Таблица 1. - Вопросы (1 - 5), ответы и комментарии по вопросам в рамках опроса выпускников КНИТУ
1. Завершив обучение, вы считаете, что теоретическая информация, которую вы получили в рамках курсов КНИТУ полезна и достаточна для развития карьеры?
Ответ Результат, %
Полезна и достаточна 21
Полезна и вполне достаточна 14
В ней отсутствуют важные элементы, но я все равно извлекаю из этого пользу 63
Недостаточна, я не использую ее, не добавляет к моему знанию средней школы ничего 2
Комментарии к ответам по 1 вопросу: только 2% опрошенных специалистов ответили, что теоретическая информация -
бесполезна. Можно сказать, что 98% оценили положительно качество получивших теоретических знаний
Вопрос 2: Полезны ли лабораторные работы в рамках курсов КНИТУ?
Ответ Результат, %
Да, я многому научился в рамках проведения лабораторных работ 26
Я не узнал это в лаборатории, но это могло было быть изучено 51
Не хватает лабораторного опыта 23
Комментарии по ответам на 2 вопрос: Ответы показывают, что только половина респондентов высоко
оценивают содержание лабораторных работ. Остальные не удовлетворены результатами своей деятельности
Вопрос 3: как инженер-химик, на что нужно было уделить особое внимание в рамках обучения в КНИТУ, что было бы наиболее полезно в вашей работе, (в какой области вы думаете, что вам не хватает знаний)?
Ответ Результат, %
Системы качества 50
Безопасность труда, здоровье работника, окружающая среда и безопасность людей 19
Регламент(нормативы) 13
Больше знаний по химии 18
Комментарии к ответам по 3 вопросу: Ответы показывают необходимость более глубокого формирования
компетентностей в данных видах деятельности, а, следовательно, более глубокого изучения данных дисциплин
и представления их в программе подготовки
Вопрос 4: как долго после того, как вы начали работать по специальности, вы начали чувствовать себя уверенно?
Ответ Результат, %
Сразу 25
6 месяцев спустя 30
7 ± 12 месяцев спустя 20
Более 12 месяцев 25
Комментарии по ответам по 4 вопросу: с точки зрения уверенности в себе, все ответы распределены примерно
одинаково, что скорее означает, что эта характеристика больше личностная, чем качества образования
Вопрос 5: вы используете в работе свои университетские конспекты?
Ответ Результат, %
Да 15
Иногда 48
нет 37
Комментарии к ответам по 5 вопросу: практически половина выпускников обращаются для актуализации
полученных знаний, что свидетельствует об их важности, актуальности и востребованности
Вопрос 6: в процессе обучения вы получили достаточно знаний и умений?
Ответ Результат, %
Теоретические знания
Более чем достаточно 50
Достаточно 43
Не очень достаточно 5
Недостаточно 2
Практические знания
Более чем достаточно 26
Достаточно 24
Не очень достаточно 48
Недостаточно 2
Лабораторные навыки
Казанский педагогический журнал №5, 2019
Продолжение таблицы 1
Более чем достаточно 5
Достаточно 46
Не очень достаточно 37
Недостаточно 12
Личностные навыки
Более чем достаточно 9
Достаточно 30
Не очень достаточно 42
Недостаточно 19
Навыки презентаций
Более чем достаточно 33
Достаточно 46
Не очень достаточно 11
Недостаточно 10
Знание законов и права
Более чем достаточно 0
Достаточно 4
Не очень достаточно 26
Недостаточно 70
Владение информационными технологиями
Более чем достаточно 10
Достаточно 24
Не очень достаточно 50
Недостаточно 16
Знание иностранных языков
Более чем достаточно 2
Достаточно 25
Не очень достаточно 19
Недостаточно 54
Комментарии по ответам на 6 вопрос: студенты изучают теоретические знания на достаточном уровне. Все, что касается практической подготовки, студенты отмечают недостаточность формирования практических навыков. Лабораторная практика ближе к не очень достаточному уровню, личностные и навыки презентаций на границе между недостаточным и близким к достаточному. Наиболее недостаточными являются знания по праву и иностранным языкам
Таблица 2. - Вопросы (7 - 9), ответы и комментарии по вопросам в рамках опроса выпускников КНИТУ
Вопрос 7: что вы получили от прохождения производственной практики в университете?
Ответ Результат, %
Ничего 4,5
Я получил больше знаний о химической промышленности 20,0
Она помогла мне устроиться на работу 7
У меня была возможность узнать о разных отраслях промышленности 25,5
Мои ожидания стали более реалистичными 12
Я научился работать с разными людьми 15
Я узнал больше о том, что мне интересно 16
Комментарии к ответам по 7 вопросу: в настоящее время большинство университетов имеют в своих программах подготовки производственные практики. Конечно, некоторые университеты предлагают стажировки, научную работу, которые проводятся в университетских лабораториях вместо промышленных предприятий. Результаты опроса показывают, что студенты формируют профессиональные компетентности на производстве, изучают производство, ищут направление профессиональной деятельности и возможность реализовать свою готовность. В настоящих условиях формирования новых образовательных программ подготовки, содержание производственных практик должно быть актуализировано
Вопрос 8: Какие знания и умения вы сформировали во время выполнения дипломной работы (проекта)?
Ответ Результат, %
Ничего 11.5
Я сделал проектные расчеты 16.0
Продолжение таблицы 2
Я научился собирать информацию 24.0
Я много узнал по теме исследования 21.0
Я научился писать научным языком и грамотно описывать технические вопросы 18.5
Я получил опыт и продолжил исследовательский проект 9
Комментарии к ответам по 8 вопросу: Дипломные разработки приводят к обобщению всех полученных знаний и развитию профессиональных компетенций
Вопрос 9: Какой процент полученных знаний от вашего образования вы используете?
Ответ Результат, %
100% 1
75 ± 99% 10
50 ± 74% 38
25 ± 49% 36
Менее 25% 15
Комментарии к ответам по 9 вопросу: Нам известно о времени устаревания знаний, и ответы на вопрос еще раз
показывают, что не все полученные в процессе обучения предметные знания используются в профессиональной
деятельности
Выводы, которые можно сделать из данных нашего опроса (принимало участие 80 человек, работающих на инженерных должностях химической и нефтехимической
промышленности) заключаются в следующем:
Инженеры-химики в своей профессиональной деятельности больше всего используют естественнонаучные дисциплины, далее используются химические дисциплины, инженерные, затем экономика и менеджмент. Если мы посмотрим на группы в отдельности:
Физико-математическая-компьютерная группа: очень полезна в профессиональной деятельности выпускников, которые находят образование достаточным. Тем не менее, более подробное исследование выявляет тот факт, что существует спрос на компьютерные и математические методы прикладного аспекта.
Химическая и инженерная группы: выпускники находят существующие курсы полезными, но есть и спрос на большее.
Группа экономики и управления: хотя и не так высоко оценивается, как химия, курсы по управлению признаны полезными, но опрос ясно показывает, что студенты должны быть более образованными в такого рода знаниях для профессиональной деятельности.
Приведенный опрос - попытка оценки химико-технологического образования
выпускников, которые начали свою профессиональную деятельность.
Согласованность результатов показывает, что вопросы были восприняты серьезно. Главные общие выводы, которые можно сделать из этих анкет заключаются в следующем.
Инженеры-химики в своем
профессиональной деятельности используют
более половины теоретических и практических знаний, данных им во время обучения в университете.
Инженеры-химики в своей профессиональной жизни чувствуют необходимость углубления знаний в области: экономики и управления; ИКТ; иностранного языка; химии.
Естественно, рецепта или одного решения -нет. Каждый университет должен учитывать прошлый и настоящий опыт других образовательных учреждений, при этом должны быть глубоко рассмотрены - своя собственная ситуация, рабочие места, рынок и социально-экономическое положение в стране. В некоторых случаях образовательные учреждения могут быть в состоянии определить сами необходимый тип образования с учетом конкретных потребностей промышленности. Каждый ВУЗ должен использовать свой потенциал для расширения и углубления знаний студентов именно в рамках адаптации в их прикладной деятельности и разработать учебную программу соответственно. Что было бы наиболее полезным для студентов, когда они получают диплом и пытаются найти место для себя в профессиональной сфере.
В заключении можно отметить следующее. Для повышения качества подготовки будущих специалистов должны быть реализованы следующие организационно-педагогические условия, представляющие собой интегративно-комплексное образование, охватывающее организационно-управленческую, научно-
методическую, экономическую, материально-техническую стороны деятельности и обеспечивающие взаимосвязи между
компонентами и содержанием учебной, научной и профессиональной деятельности субъектов
педагогического и производственного процессов в системе студент-будущий специалист.
1. Определение предприятий - партнеров. Предприятия для сотрудничества должны быть лидерами в своей отрасли. Это обязательное условие, которое обеспечит модернизацию учебного процесса за счет использования передового опыта ведущих отечественных и зарубежных компаний.
2. Организация практикоориентированного процесса обучения с использованием инновационных технологий обучения.
3. Методическое сопровождение подготовки бакалавров, магистрантов и аспирантов, включающее комплект кейсов, направленных на решение профессиональных задач.
4. Модернизированные программы производственных практик, направленных на изучение производства и получение первоначального профессионального опыта путем участия в совместных проектах.
5. Доминирование в учебном процессе практических занятий над теоретическими.
6. Оснащение научно-учебных лабораторий кафедр за счет предприятий - партнеров.
7. Привлечение ведущих специалистов предприятий к преподавательской деятельности.
8. Использование потенциала базовых кафедр.
В качестве рекомендаций для организации современного образовательного процесса
подготовки будущих специалистов для производственной сферы позволим себе обозначить следующие. Дуальная система подготовки должна найти баланс между интересами вузов и будущих работодателей. Вузы должны проводить постоянный мониторинг требований рынка труда, которые должны найти отражение в содержании программ подготовки. При этом возможно предположить уменьшение мобильности будущих специалистов за счет сужения поля профессиональной деятельности, сокращения доли фундаментальной подготовки за счет увеличения времени практик. Должна применяться практика «перевернутых классов», когда большая часть аудиторной работы направлена на выполнение проектов, решение задач, а теоретические знания усваиваются обучающимися посредством использования технологий дистанционного обучения при тесном взаимодействии преподавателей и студентов. Это предполагает высокий уровень базовых знаний студентов, высокую мотивацию обучения. Преподаватели также должны овладеть информационными технологиями, заниматься научными исследованиями в своей предметной области, проходить стажировки на ведущих предприятиях промышленности, обеспечить студентов учебно-методическими комплексами. Этим определяются проблемы и задачи, которые должны решать вузы, ориентированных на подготовку специалистов для промышленности.
Литература:
1. Бронская В.В., Игнашина Т.В., Абдулкашапова Ф.А. Компетентности будущего специалиста как основа проектирования и оценки качества образовательных программ / В.В. Бронская, Т.В. Игнашина, Ф.А. Абдулкашапова // Управление устойчивым развитием. - 2018. - №9 2(15). - С. 89-93.
2. Габитова А.Р., Гаязова Э.Б. Потребность применения инновационных технологий обучения специалистов для нефтехимической отрасли страны / А.Р. Габитова, Э.Б. Гаязова // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 9. - С. 748-750.
3. Клинов А.В. Формирование профессиональных компетенций в процессе изучения курса «Процессы и аппараты химической технологии» / А.В. Клинов, В.В. Бронская, Т.В. Игнашина, А.А. Нургалиева // Вестник Казанского технологического
университета. - 2012. - Т. 15. - № 13. - С. 285-288.
4. Назарова М.А. Проблемное обучение как способ активации познавательной деятельности по дисциплине «Материаловедение» / М.А. Назарова, Р.С. Шайхетдинова, О.Ю. Хацринова, В.В. Бронская // Управление устойчивым развитием. - 2019. - № 1(20). - С. 89-94.
5. Хацринова О.Ю. Развитие методической компетентности как приоритетное направление повышения квалификации преподавателя ВУЗа / О.Ю. Хацринова // Право и образование. - 2014. - № 9. - С. 20-28.
6. Хацринова О.Ю., Иванов В.Г. Задачи практической подготовки в инновационном университете / О.Ю. Хацринова, В.Г. Иванов // Вестник Казанского технологического университета. -2006. - № 3. - С. 301-303.
Сведения об авторах:
Хацринова Ольга Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Еникеева Наталия Ивановна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры процессы и аппараты химической технологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Бронская Вероника Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры процессов и аппаратов химической технологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Игнашина Татьяна Вячеславовна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры процессов и аппаратов химической технологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
O. Khatsrinova (Kazan, Russia), Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Pedagogics and Psychology, Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]
N. Enikeeva (Kazan, Russia), Candidate of Engineering Sciences Associate Professor, Department of processes and devices of chemical technology, Kazan National Research Technological University, e-mail: dweronika@mail. ru
V. Bronskayа (Kazan, Russia), Candidate of Engineering Sciences Associate Professor, Department of processes and devices of chemical technology, Kazan National Research Technological University, e-mail: dweronika@mail. ru
T. Ignashina (Kazan, Russia), Candidate of Engineering Sciences Associate Professor, Department of processes and devices of chemical technology, Kazan National Research Technological University, e-mail: dweronika@mail. ru
Статья поступила в редакцию 06.11.2019 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования