РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Л.В. Чайка
Кафедра довузовской подготовки Омский государственный технический университет пр. Мира, 11, Омск, Россия, 644050
Дается анализ проблемы развития универсальных учебных действий у учащихся старших классов средней школы. Обосновывается актуальность разработки методики формирования универсальных учебных действий на уроках информатики на старшей ступени общего образования.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, обучение информатике, универсальные учебные действия, старшая школа.
Процесс модернизации системы российского образования тесно связан с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Приоритетная задача современной школы — перевести учащегося в режим практики и саморазвития, поэтому в основе новых стандартов лежит системно-деятель-ностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). «В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий» [4].
Наряду с предметными знаниями школьник должен овладеть универсальными надпредметными учебными действиями: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата, уметь работать в команде и др. Без этих навыков сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Однако при ясно обозначенной цели недостаточно проработаны методические пути ее достижения. Если ожидаемые учебные достижения сегодня определены государственными образовательными стандартами на нормативном уровне, то адекватные этим ожиданиям средства их
достижений (например, подходы к конструированию заданий, целесообразные методы, формы и способы организации образовательного процесса) пока сформулированы только на уровне общих рекомендаций.
В методических рекомендациях для начальной и основной школы [2] описываются основные виды универсальных учебных действий и пути их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий. Рекомендации для старшей школы встречаются гораздо реже, как правило, носят разрозненный и эмпирический характер, практически не освещают роль информатики в этом процессе. Так, первые подходы к общему проектированию универсальных учебных действий в старшей школе сделаны группой разработчиков под руководством А.Г. Асмо-лова [1].
Диссертационные исследования последних лет по проблемам, связанным с развитием универсальных учебных действий школьников, посвящены, как правило, отдельным аспектам данной проблемы — чаще всего активизации познавательной деятельности (Г.Н. Масляева, на материале физики), развитию универсальных учебных действий в 5—6 классах (Э.В. Миндзаева, на материале информатики), формированию и развитию общеучебных умений учащихся (Г.Л. Маршанова, на материале химии). Проведены диссертационные исследования в области развития универсальных учебных действий как общепедагогической проблемы, например: формирование универсальных учебных действий в оценочной деятельности младших школьников (И.Е. Сюсюкина); универсальных учебных действий для активизации самообразования старшеклассников (А.М. Суковых); проекты, формирующие универсальных учебных действий в основной школе (Л.А. Теплоухова).
Авторы модели Программы развития универсальных учебных действий подчеркивают, что развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания учебных предметов. В связи с этим «решение этой задачи представляет значительные трудности, поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике» [3]. Однако формирование и развитие универсальных учебных действий старших школьников в аспекте целенаправленной систематической деятельности учителя при обучении информатике до сих пор не были исследованы.
Возможности общеобразовательного курса информатики представляют особый интерес для реализации деятельностного подхода и развития универсальных учебных действий. «Информатика и ИКТ» — самый динамично развивающийся школьный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции, в том числе идею метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией универсальных учебных действий.
В 2013 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, содержащий требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы — личностным, предмет-
Чайка Л.В. Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на уроках информатики
ным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. В разделе описания метапредметных результатов освоения основной образовательной программы стандарт содержит требование формирования у учащихся «умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности» [5]. Однако на данный момент не разработана программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, отсутствует система описания педагогического опыта формирования универсальных учебных действий у старшеклассников, не раскрыты возможности информационных и коммуникационных технологий в этом процессе.
Этими факторами обусловлена актуальность разработки методики формирования универсальных учебных действий на уроках информатики на старшей ступени общего образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Психология в модернизации образования. — 2011. — № 1(5). — C. 104—110.
[2] Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. — URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126
[3] Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М.: Просвещение, 2011.
[4] Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457
LITERATURA
[1] Asmolov A.G., Burmenskaja G.V., Volodarskaja I.A., Karabanova O.A., Molchanov S.V., Salmina N.G. Proektirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v starshej shkole // Psihologija v modernizacii obrazovanija. — 2011. — № 1(5). — C. 104—110.
[2] Asmolov A.G., Burmenskaja G.V. Razrabotka modeli Programmy razvitija univer-sal'nyh uchebnyh dejstvij. — URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126
[3] Asmolov A.G., Burmenskaja G.V., Volodarskaja I.A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij. — M.: Prosveshhenie, 2011.
[4] Asmolov A.G., Burmenskaja G.V., Volodarskaja I.A. i dr. Kak proektirovat' uni-versal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: ot dejstvija k mysli: posobie dlja uchitelja. — M.: Prosveshhenie, 2008.
[5] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) ob-shhego obrazo-vanija. — URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=457
DEVELOPMENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES ON LESSONS OF COMPUTER SCIENCE IN HIGH SCHOOL
L.V. Chayka
Chair of pre-university preparation Omsk state technical university Mira str., 11, Omsk, Russia, 1701005
Given article is devoted to the analysis of the problems of students universal learning activities in upper secondary school. The article describes the necessity of forming universal educational activities for computer science lessons in high school.
Key words: federal state educational standards, teaching computer science, universal learning activities, high school.