Научная статья на тему 'Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям'

Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / GENERAL LEARNING SKILLS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поломошнова С.А.

Рассматривается, что общего и чем различаются традиционное понятие «общеучебные умения» и термин «универсальные учебные действия», введенный разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. На основе теоретического анализа сделан вывод о том, что по существу данные понятия во многом идентичны. Об этом свидетельствует и единство теоретического основания (деятельностный подход). Вместе с тем, существуют некоторые различия в смысловых оттенках. По мнению автора, смысловое поле понятия «универсальные учебные действия» является более обширным, поскольку категория «действие» шире категории «умение», учебные действия включают в себя различные учебные умения. Вместе с тем, учебное умение можно рассматривать не только как акт учебной деятельности, освоенный способ выполнения действия, но и как показатель ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING VECTOR: FROM GENERAL LEARNING SKILLS TO UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

The article attempts to find out what is common and what is different in the traditional concept “general learning skills” and the term “universal educational actions”. A lot of researchers find these concepts actually identical. However, there are some differences in the shades of meaning. According to the author, the semantic sphere of the concept of “universal educational actions” is more extensive than “the general learning skills”, and the category “action” is wider than the “skill” category. So, educational activities include a variety of learning skills. At the same time, educational skill can be considered not only as an act of learning activities, but also as an indicator of the formation of it.

Текст научной работы на тему «Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям»

УДК 37.011.33

ВЕКТОР ОБУЧЕНИЯ: ОТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ

ДЕЙСТВИЯМ

С.А.Поломошнова

LEARNING VECTOR: FROM GENERAL LEARNING SKILLS TO UNIVERSAL EDUCATIONAL

ACTIONS

S.A.Polomoshnova

Североморская школа-интернат, polomoshnova@mail.ru

Рассматривается, что общего и чем различаются традиционное понятие «общеучебные умения» и термин «универсальные учебные действия», введенный разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. На основе теоретического анализа сделан вывод о том, что по существу данные понятия во многом идентичны. Об этом свидетельствует и единство теоретического основания (деятельностный подход). Вместе с тем, существуют некоторые различия в смысловых оттенках. По мнению автора, смысловое поле понятия «универсальные учебные действия» является более обширным, поскольку категория «действие» шире категории «умение», учебные действия включают в себя различные учебные умения. Вместе с тем, учебное умение можно рассматривать не только как акт учебной деятельности, освоенный способ выполнения действия, но и как показатель ее сформированности. Ключевые слова: общеучебные умения, универсальные учебные действия, деятельностный подход

The article attempts to find out what is common and what is different in the traditional concept "general learning skills" and the term "universal educational actions". A lot of researchers find these concepts actually identical. However, there are some differences in the shades of meaning. According to the author, the semantic sphere of the concept of "universal educational actions" is more extensive than "the general learning skills", and the category "action" is wider than the "skill" category. So, educational activities include a variety of learning skills. At the same time, educational skill can be considered not only as an act of learning activities, but also as an indicator of the formation of it.

Keywords: general learning skills, universal educational actions, activity approach

Модернизация российского образования ставит новые требования в отношении современной школы, актуализирует проблему качественной подго-товки человеческого капитала. Современному обществу нужен не просто исполнитель, а человек, «с прочной духовной и нравственной опорой», гражданской позицией, человек, способный к самостоятельному приобретению новой информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, способный осуществлять осознанный выбор и нести за него ответственность, стремящийся к совершенствованию себя и окружающего мира.

В государственном образовательном стандарте общего образования первого поколения (2004 г.) впервые в качестве элемента в цели и содержании образования были включены общеучебные умения. Каждая ступень обучения открывалась разделом «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» [1]. Прошло пять лет, в силу вступил федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (2009 г.), в основе которого положена Концепция развития универсальных

учебных действий, и понятие общеучебные умения отошло на второй план [2].

Авторы концепции (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салминина, С.В.Молчанов) вводят новое понятие «универсальные учебные действия», применяя его в двух значениях: в широком понимании это «умение учиться»; в более узком, этот термин можно определить как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [3, с. 27].

Среди педагогического сообщества термин «универсальные учебные действия» не был принят однозначно. Так, например, С.Г.Воровщиков и Е.В.Орлова в монографии «Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно -методического и управленческого сопровождения» пишут о том, что в педагогической теории и практике уже есть общепринятое, традиционное понятие «общеучебные умения», и «не надо множить лишние сущности без надобности» [4, с. 7]. Подобную пози-

цию поддерживают и многие педагоги-практики, говоря о том, что все новое — это хорошо забытое старое и якобы «новшества» уже есть в образовании.

Мы попытались разобраться, что общего и чем различаются традиционное понятие «общеучебные умения» и термин «универсальные учебные действия», применяемый разработчиками ФГОС второго поколения.

В контексте научного дискурса морфема «общее» (в отношении первого понятия) и лексема «универсальные» (в отношении второго) обозначают отчуждение от частного, а соответственно являются условно-тождественными. В свою очередь, «учебные умения» и «учебные действия», в педагогическом дискурсе, реализуются как единое проявление способности к приобретению знания/умения/навыка, что говорит о соотношении данных понятий.

Смысловую нагрузку в терминах несут лексемы «умения» и «действия». Остановимся на них более подробно.

У исследователей нет единого мнения в определении понятия «умения». С одной стороны, под умением понимают элементарный уровень выполнения действий, с другой стороны, умение выступает как мастерство в выполнении какой-либо деятельности.

Ю.К.Бабанский, О.А.Абдуллина,

И.Т.Огородников и др. под умением понимают «сознательное владение деятельностью». Одна часть ученых связывают умения со знаниями. По мнению Е.И.Бойко, Е.И.Милерян, Н.П.Рыкова, З.И.Ходжавы, умение — это готовность выполнять действие на основе приобретенных знаний (применение знаний на практике). Другая часть исследователей связывают умения с навыками. Е.Н.Кабанова-Меллер, К.Н.Корнилов, К.К.Платонов, Л.М.Шварц рассматривают умение как этап формирования навыка. По их мнению, умение есть ни что иное, как «незавершенный навык». Схожую позицию принимает В.М.Коротов, с его точки зрения, умение — это промежуточный этап деятельности — переход от действия к навыку. На уровне умений действие еще недостаточно отработано и закреплено, оно совершается под контролем сознания и с приложением

Соотношение понятий «общеучебные

волевых усилий и при сосредоточении произвольного внимания.

Мы будем придерживаться наиболее полного, объединяющего различные аспекты определения понятия «умения», представленного в «Словаре практического психолога», и понимать под умением «освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности» [5].

Рассмотрим лексему «действия». Этимология слова идет от старославянского глагола «делати» («создавать», «работать», «заниматься»), в русском языке форма «делать» стала использоваться с XI в. [6].

В отечественной науке представления о действии впервые сформулированы представителями деятельностного подхода С.Л.Рубинштейном и А.Н.Леонтьевым. Категория «действие» является основополагающей структурной единицей деятельно -сти. А.Н.Леонтьев определяет действие как процесс, подчиненный сознательно поставленным целям, действия могут быть относительно самостоятельными и входить в разные виды деятельности [7].

Характеризуя категорию «действие», следует акцентировать внимание на следующих моментах: внешне проявляя себя как «акт поведения», направленный на осознаваемую цель, действие неразрывно связано с сознанием (личностным смыслом); действие активно (реализует принцип активности), произвольно и преднамеренно; разнообразие целей действий (познавательные, социальные, личностные и т.д.) «выводит» деятельность в предметный и социальный мир; способами осуществления действий (с позиции деятельностного подхода) являются операции.

Сужая категорию «действие» до понятия «учебное действие» и рассматривая его как «познавательный акт, конкретный способ преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий» отметим его характеристики: 1) осознанность; 2) целенаправленность; 3) результативная завершенность. Учебное действие связано с содержани-

Таблица 1

ения» и «универсальные учебные действия»

Общеучебные умения — общие для многих школьных предметов способы получения и применения знаний

Общие учебные умения

общие для многих школьных предметов формируемые в учебной деятельности и необходимые для успешного ее освоения умение — освоенный способ выполнения действия

открывающие широкую ориентацию в различных предметных областях действие — произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия — обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию в _различных предметных областях_

ем решаемых учебных задач, оно имеет свою цель, которая подчинена общей цели, и мотив, который обычно совпадает с мотивом деятельности [8].

В понятиях «общеучебные умения» и «универсальные учебные действия» определение «учебные» указывает на принадлежность данного вида умений / действий к учебной деятельности. Особенностью как учебных умений, так и учебных действий является то, что их формирование происходит «в процессе изучения основ наук» (т.е. в процессе учебной деятельности), а также то, что данные виды умений/действий необходимы «для успешного их изучения» (т.е. овладения деятельностью) [9].

Сопоставим морфему «общий» и лексему «универсальные». Как уже говорилось выше, оба понятия означают отчуждение от частного.

В новом толково-словообразовательном словаре русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой приводится двенадцать определений понятия «общий». В контексте нашей работы наиболее подходящие — это: «не ограниченный специальным назначением» или «применимый ко всему» (ко всем/многим учебным предметам). В педагогике под общеучебными умениями понимают «общие (универсальные) для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины» [10].

Понятие «универсальный» (от лат. universalis — общий — всеобщий) в энциклопедическом словаре трактуется в нескольких значениях:

1. разносторонний; всеобъемлющий; 2. пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции [11]. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой «универсальный» значит «с разнообразным назначением, для разнообразного применения» [12]. В толковом словаре Т.Ф.Ефремовой — «обладающий разными знаниями, навыками; разносторонний» [10].

По мнению разработчиков федерального государственного образовательного стандарта, универсальность учебных действий проявляется в том, что они: во-первых, носят надпредметный и метапред-метный характер; во-вторых, обеспечивают целостность развития и саморазвития ребёнка (познавательного, личностного, общекультурного); в-третьих, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Рассмотрев все лексемы / морфемы, входящие в понятия, мы попытались их сопоставить в таблице (см. табл.).

Как мы видим, понятия «общеучебные умения» и «универсальные учебные действия» по существу во многом идентичны. Об этом свидетельствует и единство теоретического основания (деятельностный подход). Вместе с тем, между данными терминами существуют некоторые различия в смысловых оттенках. Рассматривая их соотношение, мы считаем, что смысловое поле понятия «универсальные учебные действия» является более обширным, поскольку категория «действие» шире категории «умение», учебные действия включают в себя различные учеб-

ные умения. Вместе с тем, учебное умение можно рассматривать не только как акт учебной деятельно -сти, освоенный способ выполнения действия, но и как показатель ее сформированности.

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. 221 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

4. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения. М.: МПГУ, 2012. 210 с.

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.

6. Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. М.: ЮНВЕС, 2003. 704 с.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.

8. Сюсюкина И.Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 1. С. 81-85.

9. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 80 с.

10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [Электр. ресурс] // Толковый словарь Ефремовой. URL: www.efremova.info (дата обращения: 05.02.2016).

11. Большой энциклопедический словарь. [Электр. ресурс] // Академик. URL: dic.academic.ru (дата обращения: 05.02.2016).

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Высшая школа, 1993. 944 с.

References

1. Federal'nyj komponent gosudarstvennogo standarta obshhego obrazovanija [The federal component of state standard of general education]. Chast' I. Nachal'noe obshhee obrazovanie. Osnovnoe obshhee obrazovanie. Ministerstvo obrazovanija Rossijskoj Federacii. Moscow, 2004. 221 p.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [The federal state educational standards of primary general education]. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 06.10.2009. № 373.

3. Asmolov A.G., Burmenskaja G.V. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: ot dejstvija k mysli: posobie dlja uchitelja [How to make a universal educational actions in elementary school, from thought to action: the guide for teachers]. Moscow, 2008. 151 p.

4. Vorovshhikov S.G., Orlova E.V. Razvitie universal'nyh uchebnyh dejstvij: vnutrishkol'naja sistema uchebno-metodicheskogo i upravlencheskogo soprovozhdenija [The development of universal educational actions: intra-school training and methodological support and management system: monograph]. Moscow, 2012. 210 p.

5. Golovin S.Ju. Slovar' prakticheskogo psihologa [Dictionary of Practical Psychology]. Minsk, Harvest Publ., 1998. 800 p.

6. Semjonov A.V. Jetimologicheskij slovar' russkogo jazyka [Etymological dictionary of the Russian language]. Moscow, 2003. 704 p.

7. Leont'ev A.N. Problemy razvitija psihiki [Problems of

development of the mind]. Moscow, 1981. 584 p.

8. Sjusjukina I.E. Innovacionnaja ocenochnaja dejatel'nost' kak faktor formirovanija sistemy universal'nyh uchebnyh dejstvij mladshih shkol'nikov [Innovative evaluation activity as the factor of formation the system of universal educational actions of primary students]. Nachal'naja shkola pljus do i posle, 2010, no. 1, pp. 81-85.

9. Usova A.V., Bobrov A.A. Formirovanie u uchashhihsja uchebnyh umenij [Students' learning skills formation]. Moscow, 1987. 80 p.

10. Efremova T.F. Novyj slovar' russkogo jazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj [Modern Dictionary of Russian language]. Available at: www.efremova.info (accessed 05.02.2016).

11. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' [Unabridged Encyclopedic Dictionary]. Available at: dic.academic.ru (accessed 05.02.2016).

12. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij [Dictionary of Russian language]. Moscow, 1993. 944 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.