УДК: 37.037.1
Ярлыкова О.В.
Доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
Таланова М.С.
студентка 2 курса гуманитарного факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье рассмотрены проблемы развития умственных способностей школьников на уроках физической культуры. Особенность заключается в том, что предложены упражнения и игры, благотворно влияющие на развитие умственных способностей учащихся. Автор делает вывод о том, что на мыслительные процессы оказывают влияние физические упражнения, благодаря которым дети становятся более самостоятельными, активными и творческими.
Ключевые слова: умственное развитие, физическая культура, физические упражнения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
В современном мире почти все свое свободное время дети посвящают компьютерным играм и социальным сетям. Естественно это положительно никак не влияет на их умственное развитие, а наоборот, оно уходит в минус, знания, которые были даны детям на уроках, легко и быстро забываются, а это очень плохо. Это можно считать важной проблемой современной школы.
По нашему мнению, дети должны думать и развивать свои умственные способности не только на уроках математики, русского языка, литературы, истории, но и на уроках физкультуры. Нельзя допустить, чтобы школьники только играли или делали какие-то физические упражнения для укрепления их здоровья, нужно также воспитывать в них нравственность, умственные способности, эстетический вкус.
Именно поэтому, в настоящее время все более осознается тот факт, что традиционная форма проведения физкультурно-спортивной работы с детьми уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, которые будут более эффективными. Поэтому сейчас идет поиск и разработка новой системы подходов к обучению на уроках физкультуры.
Физическое и интеллектуальное развитие взаимосвязаны. Познавательные игровые технологии развивают такие важнейшие психические процессы как память, мышление, воображение. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства [3].
Конечно, нельзя и не учитывать тот факт, что ученый В. П. Лукьянченко доказал, что занятия физической культурой значительно улучшают оценки по всем предметам. Так же, исследования показали, что занятия спортом довольно сильно влияют на развитие математических способностей, по подсчетам оценки стали лучше почти на 50%.
Умственное развитие в школьном возрасте играет важнейшую роль в обучении. Физические упражнения заряжают энергией центры положительных эмоций, благодаря чему
дети, занимающиеся физкультурой и спортом, отличаются оптимизмом, жизнерадостностью, повышенной работоспособностью, в том числе и умственной. Но, если двигательные способности развиты плохо, то и необходимые трудовые навыки будут развиваться медленнее. Это отмечал в своих работах В. П. Лукьянченко [2, с. 21]. Не стоит забывать, что на снижение умственной работоспособности влияет недостаточное снабжение мозга кислородом. Поэтому на уроках физкультуры важно:
1. Проводить по возможности уроки физкультуры на свежем воздухе, применять упражнения, которые улучшают кровоснабжение мозга, ускоряющие доставку к нему кислорода.
2. Применять и выполнять упражнения из разных областей, так как организм вырабатывает больше химических соединений (источников энергии), которые впоследствии позволяют ребенку тратить больше энергии на развитие умственных способностей. Кроме этого ребенок долгое время остается бодрым и жизнерадостным, что тоже немало важно.
3. Ставить перед детьми элементарно-поисковые и проблемные ситуации, в ходе которой у детей будет активизироваться и развиваться мыслительная операция (обобщения, сравнения, анализа, синтеза).
4. Давать такие упражнения, где необходима активная работа мысли, так как это способствует довольно быстрому усвоению школьниками изучаемого материала, а уже приобретенные знания и навыки становятся более прочными и стойкими.
5. Проводить урок так, чтобы дети понимали цели и задачи действия, обучались наблюдению, анализу, умению планировать свою деятельность, сравнению и оценке движений.
6. Формировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, побуждать чувство радостного ожидания, учить школьника быть внимательным. Необходимо помнить, что не нужно воспитывать развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а необходимо воспитывать интерес поиска, размышления.
7. Использовать современные методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности, стимулировать самостоятельность.
Исходя из этого, рекомендуем следующий набор упражнений и игр, которые можно применять на уроках физической культуры для развития умственных способностей детей младшего школьного возраста:
Физические упражнения можно выполнять, как на месте, так и в движении — обычная ходьба, виды ходьбы: ходьба на носках — руки вверх, на пятках — руки за головой, на внешней и на внутренней стороне стопы — руки на поясе, в приседе руки за головой; бег, бег с захлестом голени, с высоким подниманием бедра, приставными шагами левым, правым боком, бег в чередовании с ходьбой, упражнения на восстановление дыхания. А также бег на короткие дистанции, средние, челночный бег, метание мяча на дальность и в цель, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту, акробатические упражнения, лазание по канату, по гимнастической стенке и другие, предусмотренные Программой по физической культуре.
Общеразвивающие упражнения для шеи — наклоны, повороты головы; упражнения для мышц рук и плечевого пояса — круговые движения, рывки; упражнения для мышц туловища — наклоны — вперед, назад, в сторону, повороты — влево, вправо; упражнения для мышц ног — выпады, приседания, махи, различные прыжки. Общеразвивающие упражнения можно выполнять на месте и в движении, без предметов и с предметами, а также применять игровые приемы. Важное место в занятиях физической подготовки занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на занятиях, повысить их эмоциональность, внести в них разнообразие
[3; 4].
Игра: «Больше-меньше»
Инвентарь: карточки с номерами, флажки.
Класс делится на команды, которые выстраиваются в колонне по одному, в руках карточки с номерами от 1 до 9. Учитель называет цифру, например, 5. Игроки с номерами 6 и 4 (т.е. на единицу больше и на единицу меньше) бегут к флажкам (расстояние 12-15 м) и поднимают карточки вверх. За первое место — одно очко, за второе — два и т.д. После этого игра возобновляется.
Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков, полученных всеми игроками команды [1, с.179].
Игра: «Что за кружком?»
Команды стоят в колоннах по одному за линией старта, в руках у каждого игрока карточка с номером от 1 до 9.
Учитель показывает карточку с примером, например, 12 + ?= 27. Второе слагаемое закрыто кружком. Задача учащихся — найти второе слагаемое (27 - 12 = 15). После того как найден ответ, игроки с цифрами 1 и 5 на карточках бегут к флажкам, которые установлены на расстоянии 12 - 15м, и поднимают карточки вверх.
Побеждает игрок, выполнивший задание первым и без ошибок. Он получает одно
очко.
Командный результат определяется по сумме очков, набранных всеми игроками команды [1, с. 180].
Можно придумать и применять уже много известных игр, ведь игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, именно через нее в основном развивает свои умственные способности. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [3].
Таким образом, в процессе физических занятий учителю необходимо развивать активно такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создать на уроках проблемную (поисковую) ситуацию, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение младших школьников в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.
Литература
1. Курысь В. Н., Баршай В. М., Стрельченко В. Ф. П44 Подвижные игры / В.Н. Курысь, В.М. Баршай, В.Ф. Стрельченко. — М.: Издательство «Омега-Л»; 2012, — 352 с.
2. Лукьяненко В. П.Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ. — 2001.-224 с.
3. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015.
4. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf
5. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры в образовательном процессе // Профессиональная ориентация, №2, 2015