Научная статья на тему 'Развитие уголовно-исполнительной политики Российской Федерации с учетом влияния некоторых "западных" ценностей'

Развитие уголовно-исполнительной политики Российской Федерации с учетом влияния некоторых "западных" ценностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЦЕННОСТИ / ФАКТОРЫ / PENAL POLICY / PENAL LAW / VALUES / FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грушин Ф.В.

В статье рассматриваются особенности влияния на уголовно-исполнительную политику и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации такого фактора как «западные ценности». При этом подчеркивается, что духовно-нравственная основа бытия российского общества формировалась в иных условиях, нежели та, что присуща европейскому обществу. В частности, одной из основных особенностей российского менталитета является идея справедливости, что применительно к пенитенциарной сфере нередко находит свое выражение в доминировании идеи кары в наказании. Одним из наиболее актуальных и обсуждаемых в современном российском обществе является вопрос о соотношении новых и традиционных ценностей, что часто находит свое отражение в принимаемых нормативных актах, например, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Полагаем, что одна из проблем для развития российского общества заключается в том, что через различные международные правовые механизмы «западные» моральные нормы пытаются и будут всё настойчивее пытаться в будущем привнести в нашу политику и законодательство. Как показывает практика, в большинстве случаев, такие западные ценности, как мультикультурализм, толерантность, деформация семейных ценностей не находят поддержки в российском обществе, где сильны традиционные взгляды и представления. До сих пор в УИК РФ мужеложство и лесбиянство рассматривается как правонарушение при отбывании лишения свободы, что может быть рассмотрено в аспекте защиты традиционных российских ценностей. Также о влиянии традиционных ценностей можно говорить и при предоставлении осужденным к лишению свободы длительных свиданий, которые по общему правилу проводятся с супругом (супругой). В результате многие современные западные ценности не находят поддержки в российском обществе, что находит свое отражение и на проводимой государством уголовно-исполнительной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грушин Ф.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the penal policy of the Russian Federation taking into account the influence of some “Western” values

The article considers the features of the influence of such factor as “Western” values on the criminal-Executive policy and the criminal-Executive legislation of the Russian Federation. At the same time, it is emphasized that the spiritual and moral basis of the existence of Russian society was formed in other conditions than those inherent in European society. In particular, one of the main features of the Russian mentality is the idea of justice, which is often reflected in the dominance of the idea of punishment in the penitentiary sphere. One of the most relevant and discussed in modern Russian society is the question of the relationship of new and traditional values, which is often reflected in the adopted regulations, for example, in the strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. We believe that one of the problems for the development of Russian society is that through various international legal mechanisms, “Western” moral norms are trying and will be increasingly trying to bring into our policy and legislation in the future. As practice shows, in most cases, such Western values as-multiculturalism, tolerance, deformation of family values do not find support in the Russian society, where traditional views and ideas are strong. Until now, in the criminal code of the Russian Federation, sodomy and lesbianism are considered as offence in the serving of imprisonment, which can be considered in the aspect of protection of traditional Russian values. Also, the influence of traditional values can be considered when granting convicts to deprivation of liberty long visits, which are generally held with the spouse (wife). As a result, many modern Western values do not find support in Russian society, which is reflected in the state’s penal policy.

Текст научной работы на тему «Развитие уголовно-исполнительной политики Российской Федерации с учетом влияния некоторых "западных" ценностей»

УДК343.8

Ф. В. Грушин

кандидат юридических наук; докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России; e-ma¡L: fedor062@yandex.ru

РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ НЕКОТОРЫХ «ЗАПАДНЫХ» ЦЕННОСТЕЙ

В статье рассматриваются особенности влияния на уголовно-исполнительную политику и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации такого фактора как «западные ценности». При этом подчеркивается, что духовно-нравственная основа бытия российского общества формировалась в иных условиях, нежели та, что присуща европейскому обществу. В частности, одной из основных особенностей российского менталитета является идея справедливости, что применительно к пенитенциарной сфере нередко находит свое выражение в доминировании идеи кары в наказании.

Одним из наиболее актуальных и обсуждаемых в современном российском обществе является вопрос о соотношении новых и традиционных ценностей, что часто находит свое отражение в принимаемых нормативных актах, например, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Полагаем, что одна из проблем для развития российского общества заключается в том, что через различные международные правовые механизмы «западные» моральные нормы пытаются и будут всё настойчивее пытаться в будущем привнести в нашу политику и законодательство.

Как показывает практика, в большинстве случаев, такие западные ценности, как - мультикультурализм, толерантность, деформация семейных ценностей не находят поддержки в российском обществе, где сильны традиционные взгляды и представления. До сих пор в УИК РФ мужеложство и лесбиянство рассматривается как правонарушение при отбывании лишения свободы, что может быть рассмотрено в аспекте защиты традиционных российских ценностей. Также о влиянии традиционных ценностей можно говорить и при предоставлении осужденным к лишению свободы длительных свиданий, которые по общему правилу проводятся с супругом (супругой).

В результате многие современные западные ценности не находят поддержки в российском обществе, что находит свое отражение и на проводимой государством уголовно-исполнительной политике.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика; уголовно-исполнительное законодательство; ценности; факторы.

F. V. Grushin

PhD. ¡n Law, DoctoraL Candidate, Academy of Law Management of the FederaL PenaL Service of Russia; e-ma¡L: fedor062@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF THE PENAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION TAKING INTO ACCOUNT THE INFLUENCE OF SOME "WESTERN" VALUES

The articLe considers the features of the infLuence of such factor as "Western" vaLues on the criminaL-Executive poLicy and the criminaL-Executive Legislation of the Russian Federation. At the same time, it is emphasized that the spirituaL and moraL basis of the existence of Russian society was formed in other conditions than those inherent in European society. In particuLar, one of the main features of the Russian mentaLity is the idea of justice, which is often refLected in the dominance of the idea of punishment in the penitentiary sphere.

One of the most reLevant and discussed in modern Russian society is the question of the reLationship of new and traditionaL vaLues, which is often refLected in the adopted reguLations, for exampLe, in the strategy of deveLopment of education in the Russian Federation for the period up to 2025. We beLieve that one of the probLems for the deveLopment of Russian society is that through various internationaL LegaL mechanisms, "Western" moraL norms are trying and wiLL be increasingLy trying to bring into our poLicy and LegisLation in the future.

As practice shows, in most cases, such Western vaLues as-muLticuLturaLism, toLerance, deformation of famiLy vaLues do not find support in the Russian society, where traditionaL views and ideas are strong. UntiL now, in the criminaL code of the Russian Federation, sodomy and Lesbianism are considered as offence in the serving of imprisonment, which can be considered in the aspect of protection of traditionaL Russian vaLues. ALso, the infLuence of traditionaL vaLues can be considered when granting convicts to deprivation of Liberty Long visits, which are generaLLy heLd with the spouse (wife).

As a resuLt, many modern Western vaLues do not find support in Russian society, which is refLected in the state's penaL poLicy.

Key words: penaL poLicy; penaL Law; vaLues; factors.

Как в теории права, так и в отраслевых юридических науках одним из актуальных вопросов является проблема учета и анализа всевозможных факторов, определяющих развитие и функционирование системы права и законодательства. Применяя факторный подход к оценке правовых явлений, можно выявить сущность права, повысить эффективность правотворческого процесса и в конечном счете реализации правовых норм.

На формирование уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства оказывают влияние самые разнообразные факторы, начиная от экономических, политических, правовых и заканчивая моральным сознанием общества [Грушин 2017].

В этом ряду в силу ряда причин выделяются духовные факторы, в том числе и такая их разновидность как «западные» ценности.

Нормы морали, будучи одним из основных регуляторов общественных отношений, отражая представления об общечеловеческих ценностях, формировавшиеся на протяжении всей истории человечества, оказывают существенное влияние на развитие права, что вполне закономерно, поскольку «в силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает глубинные слои социально-общественного бытия человека» [Цыбулевская 2004, с. 52]. Как отмечает Н. Н. Воп-ленко, «мораль общества, его социальных групп и индивидов через мир нравственного сознания, норм и отношений всегда выступала в качестве важнейшего социального источника права. Источники права формируются и совершенствуются под исторически непрерывным "прессингом" со стороны морали. Именно она определяет нравственный потенциал и легитимность действующих правовых норм» [Вопленко 2004, с. 33].

Необходимо учитывать, что духовно-нравственная основа бытия российского общества формировалась в иных условиях, нежели та, что присуща европейскому обществу. В частности, одной из основных особенностей российского менталитета является не столько идея свободы, сколько справедливости, что применительно к пенитенциарной сфере нередко находит свое выражение в доминировании идеи кары в наказании. В результате идеи гуманизма в целом и улучшения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, в частности, не всегда находят отклик у населения.

Очевидно, что искусственная подгонка российского мировосприятия под западноевропейские стандарты скорее таит в себе скрытую угрозу срыва законодательных инициатив, отторжения положенных в их основу ценностей, которые не смогут выполнять присущую им «интегративную роль в повышении устойчивости государственной власти и жизнедеятельности социальных субъектов, развитии демократических оснований российского социума» [Жбанков 2010, с. 7]. Следует учитывать, что российская правовая традиция и основанная на ней российская правовая система по своей природе представляют собой явления российской культуры, имеющие самые различные духовные и материальные источники: западные, восточные, эллинские, римские, семитские, тюркские и т. д., которые, сплавляясь в этом

огромном духовном потоке, сохраняют, однако, исходный духовный стержень, делающий ее неповторимой по сравнению с другими культурами (цивилизациями) [Синюков, Синюкова 2000].

Одним из наиболее актуальных и обсуждаемых в современном российском обществе является вопрос о соотношении новых и традиционных ценностей. Изучению и анализу этой проблемы посвятили свои работы многие ученые. В результате данный вопрос является настолько актуальным, что находит свое отражение в принимаемых нормативных актах. Так в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р указано, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности...» (Собрание законодательства РФ. 2015. № 23. Ст. 3357). Таким образом, государством поставлена задача по постепенному переходу от либеральных (западных) ценностей, таких как свобода, переходящая во вседозволенность, расширение прав всех категорий граждан, в том числе и различных меньшинств, к традиционным духовным ценностям, исторически присущих нашему отечеству:

- содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

- поддержка различных объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения и др.

Историческое развитие российского государства в отличие от большинства западных стран, свидетельствует о сохранении и развитии традиционных духовных ценностей. Следует согласиться с исследователем Д. Г. Мордовцевым, который утверждал, что «в Руси долго не существовало таких важнейших факторов публичного разврата как аристократии, рабства, солдатчины, университетов, сосредотачивавших до 15 тыс. студентов, многочисленных религиозных сект и орденов...» [Мордовцев 1894, с. 41].

Современное западное общество и его духовно-нравственное состояние находятся под влиянием своих собственных ценностей. Постепенно «современные западные ценности» проникают даже в такую, казалось бы, консервативную сферу, как исполнение уголовных наказаний. Следует согласиться с профессором В. Н. Чор-ным, который утверждает, что «навязывание некоторых европейских "ценностей", зачастую противоречащих национальным, проявилось не только в социально-культурной, политической и иных сферах, но и уголовно-исполнительной» [Чорный 2016, с. 201]. Так, в частности, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы 2015 г.) уже предусматривают, что при поступлении каждого заключенного необходимо учитывать точные сведения, позволяющие определить подлинную личность заключенных, с уважением их личного восприятия своей половой идентичности (Правило 7). Интересно, каким образом персоналу учреждения надо будет уважать личное восприятия осужденного своей половой идентичности? То есть сначала уважать, а затем и переводить, например мужчин, считающих себя женщиной, в женские исправительные учреждения? На наш взгляд, через международные правовые механизмы (международные стандарты, практику международных правозащитных организаций, включая Европейский суд по правам человека и Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) эти моральные нормы пытаются и будут всё настойчивее пытаться в будущем привнести в нашу политику и законодательство.

Как показывает практика, в большинстве случаев такие западные ценности, как мультикультурализм, толерантность, деформация семейных ценностей не находят поддержки в российском обществе, где сильны традиционные взгляды и представления.

О влиянии традиционных ценностей, присущих нашему обществу, на уголовно-исполнительную политику и законодательство можно проследить на примере нормы, предусматривающей в ст. 116 УИК РФ ответственность для осужденных к лишению свободы за мужеложство и лесбиянство. С одной стороны, с учетом современного развития общества и влияния западных ценностей мужеложство и лесбиянство рассматриваются практически как норма, с другой стороны, это по-прежнему рассматривается как нарушение режима отбывания

наказания в местах лишения свободы. На наш взгляд, данная норма не изменяется в результате воздействия так называемых факторов-ингибиторов (факторов, препятствующих изменению действующей политики и законодательства [Грушин 2017]). К ним можно отнести в целом негативное морально-нравственное отношение нашего общества к данным проявлениям, а также практическую деятельность учреждений, исполняющих лишение свободы, так как сотрудники исправительных учреждений полагают, что исключение мужеложства и лесбиянства из списка нарушений режима отбывания наказаний приведет к росту насильственных преступлений среди осужденных.

Также о влиянии традиционных ценностей можно говорить и при предоставлении осужденным к лишению свободы длительных свиданий (ст. 89 УИК РФ), которые по общему правилу проводятся с супругом (супругой).

Полагаем, что духовная жизнь российского общества является сферой формирования нравственного императива, который в качестве некой идеальной модели построения общественных отношений, отражающей совокупность общечеловеческих нравственных принципов, сначала фигурирует в качестве нравственной основы уголовно-исполнительной политики, а затем находит свое отражение в уголовно-исполнительном законодательстве, нормы которого обозначают ценностные ориентиры деятельности субъектов права.

Таким образом многие современные западные ценности не находят поддержки в российском обществе, что находит свое отражение и на проводимой государством уголовно-исполнительной политике, а также действующем уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вопленко Н. Н. Источники и формы права : учебное пособие. Волгоград :

Изд-во ВолГУ, 2004. 102 с. Грушин Ф. В. Влияние системы факторов на развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации : монография / под науч. ред. В. И. Селиверстова. М. : ИНФРА-М, 2017. 208 с. Жбанков А. Б. Духовное развитие общества как фактор национальной безопасности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2010. 24 с. Мордовцев Д. Г. Живой товар: Постыдная международная торговля молодостью и красотой и меры против безнравственных совратителей

женщин. М. : тип. И. Я. Полянова, 1893. [2], [IV], 161 с. URL: livelib.ru/ author/315973/quotes-daniil-mordovtsev Синюков В. Н., Синюкова Т. В. К вопросу о российской правовой доктрине в XXI в. // Вопросы теории государства и права новые идеи и подходы: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. М. И. Байтина. Саратов, 2000. Вып. 2 (11). С. 51-59. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. Саратов : ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. 220 с. Чорный В. Н. Факторы, влияющие на содержание уголовно-исполнительного законодательства и тенденции его развития // Евразийский юридический журнал. 2016. № 11. С. 201-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.