ш
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Б. Лбдулина,
преподаватель,
Костанайский индустриалъно-педагогический колледж
Нег'пг'! свздер: интерактивпп окыту щралдары, оку дербестШ, окыту YpdiciH уйы.мОастыру
Ключевые слова: интерактивные средства обучения, учебная самостоятельность, организация учебного процесса.
Keywords: interactive education tools, learning independence, organization of teaching and learning process.
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ
ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ
НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Ацдатпа
Макал ад а биим беру тэуелаздж тркы-рымдамасы талкыланады. Биим беру багдарламаларын талдау. Болашак багдар-ламашылардын, биим тэуелаздтн дамыту бойынша эксперимент^ к ж^мыс сипат-талган.
Аннотация
В статье рассматривается понятие учебной самостоятельности. Проводится анализ образовательных программ. Описывается опытно-экспериментальная работа по развитию учебной самостоятельности будущих техников-программистов.
Annotation
The article discusses the concept of educational independence. Educational programs are analyzed. Experimental work on how to develop the educational independence of future technicians - programmers is described.
Одной из первостепенных задач среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, готового и умеющего быстро и качественно решать конкретные производственные задачи. Особую актуальность в современном мире приобрела проблема развития познавательной активности и самостоятельности человека в любой сфере деятельности.
Анализ образовательной программы по специальности 1304000 «Вычисли-
X <
m
О
го £
из
О Щ
О §
X
X Щ
н
а. О ш н
о; х
I
<
аа О
го
£ из О в;
О §
л:
X ш
о. О ш Н
тельная техника и программное обеспечение» (квалификация 1304043 «Техник-программист») [1] показал, что для формирования у будущих техников-программистов профессиональных компетенций, соответствующих уровню квалификации специалиста, педагогам необходимо развивать способности к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, формировать умения выявлять, анализировать и оценивать информации из различных источников, научить студентов использовать навыки планирования проектов в отношении масштаба проекта, сроков, стоимости, качества выполнения, связей и управлять рисками. Преподаватели должны способствовать принятию обучающимися личной ответственности и самоуправлению в выполнении сложных технических, организационных и других операций, дать возможность студентам самим управлять собственным временем и приоритетными направлениями учебной работы. Особые усилия необходимо приложить в создание условий для самообучения и саморазвития будущих специалистов, для расширения их навыков и знаний в сфере средств разработки программного обеспечения и приложений, предоставляемых товаров и услуг.
К. Д. Ушинский рассматривал самостоятельность как качество личности, проявляющееся в основном в самостоятельности мышления и формирующееся в процессе самостоятельной познавательной деятельности молодого человека под руководством педагога. В ходе осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучаемый постепенно осваивает более сложные формы мышления, теоретические
и логические приемы, в результате чего его мышление развивается и становится более самостоятельным [2].
Для формирования и развития у студентов учебной самостоятельности педагогами используются различные методы и средства обучения, а в условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий просто необходимо привлекать в учебный процесс различные интерактивные средства обучения. Интерактивные средства обучения расширяют возможности преподавателя в организации обучения, развитии личных качеств обучающихся, развитии познавательной активности и учебной самостоятельности.
Анализ научно-педагогической литературы и собственный взгляд на проблему решения профессиональных задач позволили нам прийти к следующим выводам:
1.Для решения задачи подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста среднего звена необходимо изменить приоритеты их профессиональной подготовки в направлении становления индивида как субъекта саморазвития, овладения им инструментами управления собственной образовательной деятельностью, освоения студентами умением учиться - учебной самостоятельностью.
2.Для формирования и развития у студентов учебной самостоятельности в условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий педагогам необходимо привлекать в учебный процесс различные интерактивные средства обучения.
3. Применение различных интерактивных средств обучения в образовательном процессе позволяет организовать продуктивный диалог с
обучающимися, активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. Они развивают способность и готовность студента к самостоятельному решению поставленных задач, формируют умения и навыки по самостоятельному приобретению необходимых в профессиональной деятельности знаний. Интерактивные средства обучения расширяют возможности преподавателя в развитии способности студента самому ставить свои цели и самому их достигать, способности решать конкретные общественные и производственные проблемы
Опытно-экспериментальная работа по развитию учебной самостоятельности будущих техников-программистов проводится на базе Костанайского индустриально-педагогического колледжа. В исследовании задействовано 53 студентов 1-2 курса специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение».
Во время констатирующего этапа педагогического эксперимента был проведен анализ результатов педагогических исследований, который позволил установить исходный уровень развития самостоятельности у обучающихся, установить уровень владения информационно-коммуникационными технологиями обучающихся, установить степень использования преподавателями интерактивных средств для развития учебной самостоятельности обучающихся и развития у них умения планировать свою работу. В результате чего было выявлено, что преподаватели в недостаточной степень используют интерактивные технологии обучения как средства развития учебной самостоятельности студентов на занятиях по спецдисциплинам, а в контрольных и экспериментальных группах студен-
ты показали низкии уровень развития самостоятельности при хорошем уровне владения ИКТ, а также имеющихся способностях к саморазвитию и самообразованию.
Для решения выявленных проблем планируется составить методические рекомендации для преподавателей по разработке интерактивных средств обучения, подготовлены интерактивные задания, интерактивные рабочие листы, интерактивные презентации, интерактивные ленты времени, интерактивные интеллект-карты, виртуальные доски совместной работы по дисциплинам «Пакеты прикладных программ», «Программирование в офисных приложениях».
С целью отработки методики использования интерактивных средств обучения для развития учебной самостоятельности был проведен формирующий этап педагогического эксперимента. В ходе формирующего этапа занятия по спецдисциплинам в экспериментальных группах проводились с применением разработанных интерактивных средств обучения, направленных на развитие самостоятельной деятельности. Обучающиеся контрольных групп занимались в традиционном формате. В конце каждого семестра с целью коррекции разрабатываемой методики проводилась диагностика отношения обучающихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам и диагностика мотивов самостоятельной деятельности и потребности обучающихся в педагогическом руководстве.
Для определения у обучающихся уровня сформированности параметров самостоятельной деятельности, а также уровня учебной самостоятельности были использованы диагностические методики Н.В. Калининой и С.Ю. Са-
х <
оа
О
го £
из
О «
О §
X
X Щ
н
а. О ш н
мохваловой [3,4], которые позволили оценить динамику развития учебной самостоятельности при использовании интерактивных средств обучения. Результаты контролирующего этапа педагогического эксперимента показали, что за период исследования уровень самостоятельности в экспериментальных группах изменился с преимущественно ориентировочного(52%) на поисковый и творческие уровни(78%).
Положительная динамика учебной самостоятельности при выполнении интерактивных заданий прослеживается и по параметрам самостоятельной деятельности: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики использования интерактивных средств обучения при развитии учебной самостоятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Образовательная программа по специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение» (квалификация 1304043 «Техник-программист»), утвержденная директором КГКП «Костанайский индустриально-педагогический колледж»
2.Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. -528с.
3.Самохвалова С. Ю. Компетент-ностный подход к организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] t21.rgups.ru/archive/ с1ос2008/4/17.с1ос
4.Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов./ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
о; х
I
<
аа О
го £
из О а;
О §
ГЕ
X ш н
о. О ш Н