Научная статья на тему 'Развитие учебной самостоятельности будущих техников-программистов на основе интерактивных средств изучения дисциплин профессионального цикла'

Развитие учебной самостоятельности будущих техников-программистов на основе интерактивных средств изучения дисциплин профессионального цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВТі ОқЫТУ құРАЛДАРЫ / ОқУ ДЕРБЕСТіГі / ОқЫТУ үРДіСіН ұЙЫМДАСТЫРУ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INTERACTIVE EDUCATION TOOLS / LEARNING INDEPENDENCE / ORGANIZATION OF TEACHING AND LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулина Г.Б.

В статье рассматривается понятие учебной самостоятельности. Проводится анализ образовательных программ. Описывается опытно-экспериментальная работа по развитию учебной самостоятельности будущих техников-программистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of future technicians-programmers’ educational independence by using interactive tools to study professional disciplines

The article discusses the concept of educational independence. Educational programs are analyzed. Experimental work on how to develop the educational independence of future technicians programmers is described.

Текст научной работы на тему «Развитие учебной самостоятельности будущих техников-программистов на основе интерактивных средств изучения дисциплин профессионального цикла»

ш

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Б. Лбдулина,

преподаватель,

Костанайский индустриалъно-педагогический колледж

Нег'пг'! свздер: интерактивпп окыту щралдары, оку дербестШ, окыту YpdiciH уйы.мОастыру

Ключевые слова: интерактивные средства обучения, учебная самостоятельность, организация учебного процесса.

Keywords: interactive education tools, learning independence, organization of teaching and learning process.

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ

ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ

НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Ацдатпа

Макал ад а биим беру тэуелаздж тркы-рымдамасы талкыланады. Биим беру багдарламаларын талдау. Болашак багдар-ламашылардын, биим тэуелаздтн дамыту бойынша эксперимент^ к ж^мыс сипат-талган.

Аннотация

В статье рассматривается понятие учебной самостоятельности. Проводится анализ образовательных программ. Описывается опытно-экспериментальная работа по развитию учебной самостоятельности будущих техников-программистов.

Annotation

The article discusses the concept of educational independence. Educational programs are analyzed. Experimental work on how to develop the educational independence of future technicians - programmers is described.

Одной из первостепенных задач среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, готового и умеющего быстро и качественно решать конкретные производственные задачи. Особую актуальность в современном мире приобрела проблема развития познавательной активности и самостоятельности человека в любой сфере деятельности.

Анализ образовательной программы по специальности 1304000 «Вычисли-

X <

m

О

го £

из

О Щ

О §

X

X Щ

н

а. О ш н

о; х

I

<

аа О

го

£ из О в;

О §

л:

X ш

о. О ш Н

тельная техника и программное обеспечение» (квалификация 1304043 «Техник-программист») [1] показал, что для формирования у будущих техников-программистов профессиональных компетенций, соответствующих уровню квалификации специалиста, педагогам необходимо развивать способности к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, формировать умения выявлять, анализировать и оценивать информации из различных источников, научить студентов использовать навыки планирования проектов в отношении масштаба проекта, сроков, стоимости, качества выполнения, связей и управлять рисками. Преподаватели должны способствовать принятию обучающимися личной ответственности и самоуправлению в выполнении сложных технических, организационных и других операций, дать возможность студентам самим управлять собственным временем и приоритетными направлениями учебной работы. Особые усилия необходимо приложить в создание условий для самообучения и саморазвития будущих специалистов, для расширения их навыков и знаний в сфере средств разработки программного обеспечения и приложений, предоставляемых товаров и услуг.

К. Д. Ушинский рассматривал самостоятельность как качество личности, проявляющееся в основном в самостоятельности мышления и формирующееся в процессе самостоятельной познавательной деятельности молодого человека под руководством педагога. В ходе осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучаемый постепенно осваивает более сложные формы мышления, теоретические

и логические приемы, в результате чего его мышление развивается и становится более самостоятельным [2].

Для формирования и развития у студентов учебной самостоятельности педагогами используются различные методы и средства обучения, а в условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий просто необходимо привлекать в учебный процесс различные интерактивные средства обучения. Интерактивные средства обучения расширяют возможности преподавателя в организации обучения, развитии личных качеств обучающихся, развитии познавательной активности и учебной самостоятельности.

Анализ научно-педагогической литературы и собственный взгляд на проблему решения профессиональных задач позволили нам прийти к следующим выводам:

1.Для решения задачи подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста среднего звена необходимо изменить приоритеты их профессиональной подготовки в направлении становления индивида как субъекта саморазвития, овладения им инструментами управления собственной образовательной деятельностью, освоения студентами умением учиться - учебной самостоятельностью.

2.Для формирования и развития у студентов учебной самостоятельности в условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий педагогам необходимо привлекать в учебный процесс различные интерактивные средства обучения.

3. Применение различных интерактивных средств обучения в образовательном процессе позволяет организовать продуктивный диалог с

обучающимися, активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. Они развивают способность и готовность студента к самостоятельному решению поставленных задач, формируют умения и навыки по самостоятельному приобретению необходимых в профессиональной деятельности знаний. Интерактивные средства обучения расширяют возможности преподавателя в развитии способности студента самому ставить свои цели и самому их достигать, способности решать конкретные общественные и производственные проблемы

Опытно-экспериментальная работа по развитию учебной самостоятельности будущих техников-программистов проводится на базе Костанайского индустриально-педагогического колледжа. В исследовании задействовано 53 студентов 1-2 курса специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение».

Во время констатирующего этапа педагогического эксперимента был проведен анализ результатов педагогических исследований, который позволил установить исходный уровень развития самостоятельности у обучающихся, установить уровень владения информационно-коммуникационными технологиями обучающихся, установить степень использования преподавателями интерактивных средств для развития учебной самостоятельности обучающихся и развития у них умения планировать свою работу. В результате чего было выявлено, что преподаватели в недостаточной степень используют интерактивные технологии обучения как средства развития учебной самостоятельности студентов на занятиях по спецдисциплинам, а в контрольных и экспериментальных группах студен-

ты показали низкии уровень развития самостоятельности при хорошем уровне владения ИКТ, а также имеющихся способностях к саморазвитию и самообразованию.

Для решения выявленных проблем планируется составить методические рекомендации для преподавателей по разработке интерактивных средств обучения, подготовлены интерактивные задания, интерактивные рабочие листы, интерактивные презентации, интерактивные ленты времени, интерактивные интеллект-карты, виртуальные доски совместной работы по дисциплинам «Пакеты прикладных программ», «Программирование в офисных приложениях».

С целью отработки методики использования интерактивных средств обучения для развития учебной самостоятельности был проведен формирующий этап педагогического эксперимента. В ходе формирующего этапа занятия по спецдисциплинам в экспериментальных группах проводились с применением разработанных интерактивных средств обучения, направленных на развитие самостоятельной деятельности. Обучающиеся контрольных групп занимались в традиционном формате. В конце каждого семестра с целью коррекции разрабатываемой методики проводилась диагностика отношения обучающихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам и диагностика мотивов самостоятельной деятельности и потребности обучающихся в педагогическом руководстве.

Для определения у обучающихся уровня сформированности параметров самостоятельной деятельности, а также уровня учебной самостоятельности были использованы диагностические методики Н.В. Калининой и С.Ю. Са-

х <

оа

О

го £

из

О «

О §

X

X Щ

н

а. О ш н

мохваловой [3,4], которые позволили оценить динамику развития учебной самостоятельности при использовании интерактивных средств обучения. Результаты контролирующего этапа педагогического эксперимента показали, что за период исследования уровень самостоятельности в экспериментальных группах изменился с преимущественно ориентировочного(52%) на поисковый и творческие уровни(78%).

Положительная динамика учебной самостоятельности при выполнении интерактивных заданий прослеживается и по параметрам самостоятельной деятельности: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики использования интерактивных средств обучения при развитии учебной самостоятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образовательная программа по специальности 1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение» (квалификация 1304043 «Техник-программист»), утвержденная директором КГКП «Костанайский индустриально-педагогический колледж»

2.Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. -528с.

3.Самохвалова С. Ю. Компетент-ностный подход к организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] t21.rgups.ru/archive/ с1ос2008/4/17.с1ос

4.Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов./ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.

о; х

I

<

аа О

го £

из О а;

О §

ГЕ

X ш н

о. О ш Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.