Научная статья на тему 'Развитие учебно-спортивной работы в вузах г. Томска в послевоенный период (1945-1955 гг. )'

Развитие учебно-спортивной работы в вузах г. Томска в послевоенный период (1945-1955 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарычева Т. В., Ревякин Ю. Т.

This article is based on the results of the first research on the history of physical culture in the universities of Tomsk. The reader can find in it the names of teachers, trainers, sportsmen, managers and those who organized and developed physical culture and sports in universities in 1945-1955. The article considers the problems of establishment and development of the physical culture teaching process, formation of the conditions for sisoiiizaton of teaching and sporting work it gives information about changes in fhe staff of teachers and trainers, medical provision in sports classes and place cf physical cu^ure !n curricula of university education. This article is intended for university teachers, students, post-graduates, sports workers, historian-researchers and others, who are interested in the history of physical culture and sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Teaching and Sporting Work in the Universities of Tomsk during Post-War Period (1945-1955)

This article is based on the results of the first research on the history of physical culture in the universities of Tomsk. The reader can find in it the names of teachers, trainers, sportsmen, managers and those who organized and developed physical culture and sports in universities in 1945-1955. The article considers the problems of establishment and development of the physical culture teaching process, formation of the conditions for sisoiiizaton of teaching and sporting work it gives information about changes in fhe staff of teachers and trainers, medical provision in sports classes and place cf physical cu^ure !n curricula of university education. This article is intended for university teachers, students, post-graduates, sports workers, historian-researchers and others, who are interested in the history of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Развитие учебно-спортивной работы в вузах г. Томска в послевоенный период (1945-1955 гг. )»

Т.В. Сарычева, Ю.Т. Ревякин

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ Г. ТОМСКА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1955 ГГ.)

Томский государственный педагогический университет

С окончанием войны работа организаций и учреждений стала переходить на мирные рельсы. Во всех сферах деятельности начались преобразования, которые затронули и физическую культуру. Разумеется, учебно-спортивная работа в огромной степени зависела от обеспечения всей этой деятельности кадрами преподавателей, тренеров, медицинских работников, от состояния материальной базы, без чего немыслима постановка нормального процесса физического воспитания.

В 1945 г. в Томске было 6 вузов, в которых обучалось 5 700 студентов. Два из них, педагогический и учительский, готовили учителей для школ Томской области. Число будущих педагогов составляло 1 125 человек. Многие из них, ввиду нехватки специалистов, преподавали физическое воспитание и в вузах, что, конечно, сказывалось на учебном процессе. Академическая успеваемость в вузах г. Томска по физической подготовке составляла 60-80 %. Преподавание физической культуры в высших учебных заведениях осуществлялось по учебным планам, которые были составлены на основе директив, поступавших из центра [1, л. 8].

Вузовские физкультурные кафедры во время войны и в первые послевоенные годы были объединены с военными кафедрами. Перед ними ставилась задача подготовки студентов к защите Родины. Для ее решения военные кафедры вузов, начиная еще с 1944 г., стали пополняться кадрами офицеров. Это были прекрасные специалисты военного дела, бывшие фронтовики. Но для преподавания физической культуры они не имели соответствующей квалификации, что негативно сказывалось на процессе физического воспитания. Примером может служить Педагогический институт, чья военная кафедра практически не занималась физическим воспитанием. В 1944-1945 гг. студенты вуза редко и с большой неохотой посещали занятия как по военной, так и по физической подготовке [1, л. 24].

В марте 1946 г. была проведена проверка работы по физической культуре во всех вузах, результаты которой были неоднозначны. В Томском государственном университете (ТГУ), Томском медицинском институте (ТМИ), Томском электромеханическом институте инженеров транспорта (ТЭМИИТ) педагогическая работа соответствовала представлениям того времени о качественном проведении занятий. Учебные планы в этих вузах были составлены в

соответствии с программами Всесоюзного комитета высшей школы по физическому воспитанию (ВКВШ), а занятия проводились с хорошей подготовкой. Академические занятия по физической культуре были организованы для студентов I и II курсов. На I курсе по 96-часовой программе, на II курсе - по 64-часовой. Например, в Медицинском институте физической' культурой занимались 47 групп. Но, несмотря на старания педагогических коллективов, посещаемость занятий по физкультуре даже в этих вузах была далеко не стопроцентной и имела тенденцию к понижению. Если посещаемость занятий в ТГУ в первом семестре составляла 75-80 %, то во втором она снизилась до 50-60 %. Снизилась посещаемость занятий во втором семестре и в ТЭМИИТе. Процент посещения занятий в ТМИ был совсем низким: лыжной подготовкой занимались 35-40 % студентов, а гимнастической - 65-70 % [2, л. 21,24,31]. Плохое посещение академических занятий приводило к тому, что студенты в процессе обучения на I и II курсах не усваивали программных нормативов, основанных на комплексе ГТО. Решить эту проблему не удалось вплоть до 1955 г.

Если в вышеназванных вузах была программа учебно-тренировочных занятий по физической подготовке, а преподавательский состав активно боролся за посещаемость, то в ТПИ даже программы в 1946 г. не было. Вместо положенных 96 ч занятий по физкультуре на первом курсе проводилось только 24 ч, а вместо 64 ч на втором - всего 20. Некоторые разделы программы, например легкая атлетика, отсутствовали, а некоторые заменялись. Вместо занятий по гимнастике шло преподавание рукопашного боя, но это было уже, скорее, следствием материальной необеспеченности. Дирекция не имела возможности предоставить хотя бы минимальные условия для работы. Негативное влияние оказывало и отсутствие кафедры физической культуры (физической подготовкой студентов занималась военная кафедра), а также низкий квалификационный уровень преподавателей. Все это приводило к тому, что и без того ограниченное количество академических часов использовалось совсем плохо [2, л. 18, 19].

В Педагогическом институте физической подготовкой студентов в 1946 г. также занималась военная кафедра, в штат которой входили и преподаватели физического воспитания. Старший преподаватель В.Ф. Сергиев вел теорию физической культуры. За три года на теорию в институте была отведена Чз ча-

сов от предусмотренных планом, т.е, около 250 ч на

группу. Еще три преподавателя вели практические занятия по гимнастике, лыжам, легкой атлетике, играм, фехтованию и плаванию. Два преподавателя не имели специального физкультурного образования, а один окончил военный факультет при Московском институте физкультуры [3, л. 13]. Всего в педагогическом и учительском институтах в 1946 г. занимались физической подготовкой 20 учебных групп. На занятия отводилось 3 255 ч в год. Преподаватель по физической подготовке вел 840 ч, а остальные - преподаватели военного дела. Посещаемость занятий была на уровне 25-30 %. Нередко учебные занятия использовались для проведения массовых мероприятий, не имевших ничего общего с физическим воспитанием. Тем самым нарушались планы учебного процесса. Вследствие нехватки средств спортивно-массовая работа практически отсутствовала [4. л. 7, 8]. Уровень проведения занятий оставался низким еще очень значительный промежуток времени. Конечно, нельзя перекладывать всю вину на педагогов, так как отсутствие материальной базы также накладывало свой отпечаток.

Постепенно военная направленность физического воспитания теряла актуальность. В школах уже в 1946 г. было произведено разделение физического воспитания к военного обучения, а в 5—7-х классах военная подготовка была отменена [5, л. 26, 281.

В 1947 г. вышел приказ Министерства высшего образования СССР и Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР «О мерах по улучшению физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях». Были разработаны условия социалистического соревнования на лучшую постановку физкультурно-массовой и спортивной работы, в которое включились и вузы г. Томска [5, л. 11]. Для улучшения работы в данном направлении был поставлен вопрос о разделении во-енно-физкультург.ых кафедр на автономные.

Их реорганизация была закономерна как в стране, так и в Томске. К 1948 г. практически во всех высших учебных заведениях за физкультурную работу отвечали самостоятельные кафедры физической подготовки. Исключение составлял ТМИ, где физическое воспитание еще некоторое время находилось в ведении военной кафедры.

Количество часов, отводимых по плану на физическое воспитание, было во всех вузах разным. Больше всего часов для занятий физкультурой было в ТГУ и ТЭМИИТе - 4 ч в неделю, в ТГГТИ и ТМИ предусматривалось по 2 ч в неделю, а в ТОЙ - 1.5 [6, л. 100]. Рассматривая организацию учебного процесса в вузах, надо отметить, что такие крупные вузы, как ТПИ, ТМИ, ТГУ, в 1948 г. еще не имели мини-

стерских учебных программ, а пользовались программами, составленными на местах. Но это не оказывало большого влияния на качество проведения занятий. Основную роль играло все же наличие либо отсутствие материальной базы [7, л. 19].

Очень остро стоял в городе после войны кадровый вопрос. Преподавателей в вузах не хватало, несмотря на то, что они пользовались приоритетом при распределении физкультурных работников. В ТЭМИИТе по штату не хватало двух преподавателей, хотя прекрасные преподаватели И. Мастеница. И.С. Пожидаев, h'.C. Журавлёв, заведовавший с 1947 г. кафедрой, и врач H.H. Артемьев обеспечивали качественное проведение занятий. При этом только у одного из преподавателей было высшее образование, трое имели среднее [2. л. 31]. Вместо положенных по штату восьми преподавателей физической культуры в Медицинском институте было только пять, из них лишь один имел высшее специальное образование. В ТМИ преподавали В.Ф. Сергиев. О.И. Далингер, И. Мастеница, Булыченко1 [1, л. 48]. Заведующий кафедрой ТГУ J1 .Г. Выдрин работал в ТГУ с 1938 г. Кроме него трудилось еще пять педагогов, а до полкой комплектации штатного расписаний не хватало двух человек. Трое преподавателей кафедры имели высшее образование. В вузе преподавали АЛ. Далингер. Н. Гацек, Тайметсва. Мичурин [2. л. 21]. В ТПИ занятия вели два преподавателя - Хейфиц и Д.В. Моравецкий.

Всего в 1947 п в городе было 10 преподавателей с высшим образованием, со средним — 13, с курсовым - 59. Из их числа в вузах преподавали 29 человек: 7 имели высшее образование, 6 — среднее, S -курсовое, остальные преподаватели не имели специального образования [5, л. 22, 25]. Справедливо будет отметить, что практически все преподаватели являлись бывшими, либо действующими спортсменами и имели достаточно четкое представление о процессе физической подготовки.

Если, вопрос о качественном педагогическом составе в вузах еще долго не был решен, то в количественном эквиваленте все выглядело более или менее благополучно. К началу 1949 г. штаг преподавателей физической культуры вузов был практически укомплектован: из необходимых по штату 37 человек в вузах работали 34 преподавателя. Их образовательный уровень являлся самым высоким по городу. Преподаватели физического bocl ш ганкя By.iöB вели по совместительству тренерскую работу.

К началу 1948/49 уч. г. в ТМИ, как и в остальных вузах, начала действовать самостоятельная кафедра физического воспитания и спорта, которую возглавила выпускница Ленинградского ИФК - О.И. Далингер. Укомплектованность кадрами была неполной: из положенных по штату восьми преподавате-

1 Отсутствие инициалов здесь и далее объясняется тем, что они не указаны в архивных документах.

лей налицо было семь. Дирекция оказывала полную поддержку кафедре в улучшении ее работы. Вся учеб-но-спортивная работа проводилась в арендуемом спортивном зале «Медик». Кроме того, ТМИ выделил помещение под спортзал. Расписание занятий было составлено по общеинститутскому плану [6, л. 190, 191].

Кафедра физического воспитания и спорта ТГПИ, возглавляемая А.М. Курбатовым, была полностью укомплектована преподавательским составом в количестве семи человек. Расписание было составлено по общеинститутскому плану. Занятия проводились с 8.30 до 16.00 [6, л. 192, 193].

Кафедру физического воспитания и спорта ТГУ в 1948/49 уч. г. по-прежнему возглавлял Л.Г. Выд-рин. К тому времени кафедра все еще не была полностью укомплектована преподавательским составом. В вузе работали только 9 из 14 положенных по штату преподавателей. Занятия проводились с 9.00 до 20.45 [6, л. 195].

Заведующим кафедрой физического воспитания ТЭМИИТа в 1948 г. был Н.К. Журавлёв, окончивший в свое время Ленинградскую военную школу. Количество преподавателей соответствовало штатному расписанию, составляя пять человек. Занятия проходили по общеинститутскому расписанию с 9.00 до 15.00 [6, л. 197].

Мы видим, что проблема кадров постепенно решалась, но преподавателей все равно не хватало, а их образовательный уровень оставлял желать лучшего. За год, к началу 1949 г., в области прибавилось всего два педагога с высшим образованием, которые были распределены по вузам, и два со средним образованием - выпускники Челябинского техникума физической культуры. В области не было резерва для выдвижения на любую руководящую должность по физической культуре [6, л. 121, 122].

Кое-что, конечно, местные власти делали для повышения образовательного уровня преподавателей, но этого было явно мало. В городе проводились семинары по физической культуре. Прошедшие единовременный учет преподаватели физического воспитания и работники комитетов в 1948 г. были оформлены на учебу в новосибирский техникум, но из-за чиновничьей неразберихи занятия экстерната были сорваны. Вообще, надо отметить, что вследствие географической близости, студентами Новосибирского техникума физической культуры были многие будущие и действующие преподаватели Томска [6, л. 125, 126, 132].

В 1950 г. в городе насчитывалось 345 штатных работников физической культуры. Большинство (227 человек) по-прежнему не имело специального образования, а с высшим специальным образованием было только 22 человека. Распределением физкультурных кадров занимался Всесоюзный комитет, который направил в том году в Томскую область 13 специалистов с высшим образованием и 7 со средним. За счет

прибывших преподавателей были доукомплектованы в основном кафедры физического воспитания и спорта вузов. Двадцать один человек обучался в 1950 г. в техникуме физической культуры. Несмотря на пополнение, в штатах вузов все-таки не хватало 9 человек [8, л. 156, 157].

Вопрос квалификации кадров оставался насущным и в 1955 г. В ТПИ из 21 преподавателя трое не имели высшего специального образования, а шесть человек были совсем без образования. Подобное же положение наблюдалось в ТГУ и ТМИ. Более того, из шести вузов в трех кафедры физического воспитания возглавляли преподаватели, не имевшие высшего специального образования. Заведующий кафедрой ТГУ Л.Г. Выдрин 20 лет назад окончил Москов: ский техникум физкультуры, заведующий кафедрой ТПИ Д.В. Моравецкий по образованию был инженер, заведующий кафедрой ТИСИ И. Мастеница имел среднее образование. Кого-то из преподавателей держали на кафедрах как бывших хороших спортсменов, кого-то как действующих, они были необходимы для сборных команд вузов. Не имели образования многие известные в городе спортсмены-преподаватели : Булыченко (ТМИ) имел среднее образование, Поносов (ТМИ) окончил еще в 1922 г. 1-ю школу инструкторов физкультуры, В. Тарасова и А. Хайновский (ТПИ) являлись инженерами по образованию, А. Кирюшкина (ТПИ) не имела в то время даже среднего образования. Ни на одной кафедре не велось учета работы каждого преподавателя, не было учета работы со старшими курсами и состояния дел по курсам в отдельности. Нигде не было наблюдения и обобщения данных медицинского контроля за занимающимися спортом. Степень физической подготовленности студентов при поступлении в вуз и после его окончания вообще не изучалась [9, л. 491,492].

Кроме преподавателей физической культуры, в городе действовали общественные инструкторы и тренеры, число которых в 1948 г. составило 338 человек. Их основным видом деятельности было руководство спортивными секциями. Среди общественников было много студентов. Студент ТПИ Б. Солнцев руководил секцией акробатики, студент того же вуза Ю. Жулев являлся тренером мотосекции, в которой занималось 75 человек, и т.д. [6, л. 128]. Подготовка общественных инструкторов по видам спорта и спортивных судей проходила ежегодно. Если в 1949 г. был подготовлен 321 общественный инструктор, то к октябрю 1951 г. их было уже 819 человек. Качество преподавания, очевидно, было невысоким, так как для того, чтобы стать тренером, было достаточно только прослушать семинар [10, л. 61].

Кадровый вопрос был не единственной проблемой физической культуры в области. Медицинское обеспечение физического воспитания стояло на очень низкой ступени развития. В 1945 г. врачеб-

ные кабинеты были только в ТМИ и ТЭМИИТе, другие учебные заведения обслуживали рядовые врачи поликлиник. В том же году был открыт городской кабинет врачебного контроля, заведовал которым врач H.H. Артемьев, но это не могло решить всех проблем физкультурников [1, л. 15].

В 1946 г. дюке в ТМИ медицинский осмотр полностью не проводился, а комплектация студентов на медицинские группы так и не была закончена. Единственным вузом, который имел штатного врача и где осуществлялся медицинский контроль студентов, был ТЭМИИТ. В ТГУ и ТГПИ врачебно-контрольного кабинета не было, хотя медицинский контроль, пусть не систематически, но осуществлялся. Врачебный контроль в ТПИ отсутствовал полностью [2. л. 19,21, 24, 31].

В целях более четкой организации врачебного контроля занимающихся физической культурой и спортом комитет по физической культуре совместно с облздравом разработал ряд практических мероприятий. которые были отражены в специальном апрельском приказе 1947 г. Комитет обязал создать физкультурно-врачебный кабинет при ДСО «Медик», организовать медицинский контроль занимающихся физкультурой и спортом, установить ответственность руководителей занятий и соревнований за оформление медицинского допуска участников. В соответствии с этим приказом совет ДСО «Медик» выделил помещение и подобрал штат для кабинета, который начал работать под руководством врача Н.С. Донченко. Аналогичный кабинет работал в Транспортном институте. К остальным вузам были прикреплены врачи, которые проводили осмотр студентов-физкультурнюсов. Однако в большинстве коллективов постоянный углубленный контроль так и не был налажен. Он носил, скорее, характер поверхностного медицинского осмотра [5, л. 29].

За 1948 г. врачебные кабинеты были оборудованы во всех вузах, кроме ТГПИ и ТПИ [6, л, 100]. К 1949 г. организация врачебного контроля выражалась в следующем: при центральной поликлинике фу нкционировал городской врачебный кабинет, а при вузах ТМИ, ТГУ, ТПИ, ТЭМИИТ работали врачебные здравпункты. Но горздравотдел и об л здравотдел работу врачей не контролировали, вследствие чего осмотр был не всегда объективным [7, л. 20].

В 1950 г, отдел здравоохранения открыл еще несколько кабинетов врачебного контроля при поликлиниках города. Кроме того, наконец-то в Томске был создан врачебно-физкультурный диспансер, который взял на себя руководство работой врачей области, наблюдавших за спортсменами [11]. С этого момента медицинский осмотр физкультурников стал носить более или менее плановый характер и осуществляться систематически.

Конечно, допуск к занятиям студентов, не прошедших медицинский контроль, являлся грубым наруше-

нием педагогического процесса физического воспитания. К сожалению, проблему не удалось решить до конца !955 г.. хотя с появлением физкультурного диспансера работа в данном направлении, по идее, должка была стабилизироваться. В ТПИ в 1955 г. медицинский контроль не прошел ни один студент, а в ТГУ - только половина. Освобождены от занятий были только те студенты, которые имели явные физические недостатки, а остальные занимались по общей программе. Не была создана подготовительная группа в ТИСИ, хотя медицинский осмотр прошли все. В ТЭМИИТе эта работа была проведена, но не было разработано нормативных требований для подготовительной группы. Ни в одном вузе города в 1955 г. не велось никакой работы со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе [9, л. 487].

Спортивная работа в вузах протекала не везде одинаково. С начала 1949 г. значительно улучшилась спортивная работав ТПИ. Этот вуз считался в 1949 г. лучшим з постановке физкультурной работы. За каждым факультетом был закреплен преподаватель физической подготовки, который являлся ответственным за организацию и проведение академических часов и массовых мероприятий. На факультетах были созданы организационные комитеты, в которые входили физорги, а возглавлялись они комсоргами. Главой же всего был секретарь факультетского бюро. При проведении массовых мероприятий по физкультуре создавался организационный комитет по институту, который и являлся ответственным за проводимое мероприятие [12, л. 22].

На фоне значительного улучшения спортивной работы в ТПИ физкультурная работа в мединституте ухудшилась. Несмотря на отделение физкультурной кафедры, качество работы оставалось невысоким [13].

Но самым плачевным было состояние физкультурной работы в ТГПИ. Можно сказать, данное направление в процессе вузовского обучения практически отсутствовало [14. л. 184]. Вследствие явного недостатка квалифицированных кадров в 1949 г: для их подготовки в Томске был создан и начал действовать факультет физического воспитания при ТГПИ. Но даже на этом факультете качество проведения академических занятий оставляло желать лучшего. С момента его открытия, физкультурные занятия на факультете проходили в сыром подвальном помещении, Вуз принимал участие в аренде спортзала стадиона «Медик», но занятия гам нередко срывались из-за отсутствия отопления [15, л. 4,24].

Уровень организации физкультурной работы в ТЭМИИТе в послевоенное время был достаточно высоким: 480 студентов регулярно занимались физической культурой. На каждом факультете были созданы физкультурные коллективы, работой которых руководил выборный председатель (он обязательно должен был быть комсомольцем). К ¡950 г. в вузе было создано 9 секций, в которых занималось 245 че-

ловек. Секциями руководили спортсмены-разрядни-ки из числа студентов. Большую организационную работу проводила кафедра физического воспитания, возглавляемая Н.В. Рублёвым, в штате которой было четыре преподавателя с высшим физкультурным образованием. Для физкультурной работы в вузе был спортивный зал с баскетбольной и волейбольной площадками, но из-за его небольшого размера занятия спортивных секций приходилось проводить в несколько смен [15, л. 27, 28].

Некоторое улучшение физкультурной и спортивной работы в вузах отмечалось в 1950-1951 гг. Большим успехом для Политехнического института стало второе место во Всесоюзном смотре-конкурсе по постановке физкультурной работы среди вузов СССР. За хорошую организацию процесса физического воспитания институт награждался в 1950 и 1951 гг. почетными грамотами Министерства высшего образования [10, л. 74]. Наряду с ТПИ лучшим физкультурным коллективом среди вузов в 1950 г. в городе был признан и ТГУ [16, л. 30]. Стабилизировалась физкультурная работа в 1950 г. в ТМИ, а в 1951 г. - в Педагогическом институте. И все же развитие физической культуры шло медленно. Причиной этому было отсутствие необходимых условий [10, л. 74].

Четкой организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузах не было, несмотря на явные успехи, вплоть до 1955 г. Многие занятия, даже в ТГУ и ТПИ, проводились неорганизованно и некачественно, не было разделения студентов на группы по физической подготовленности. Нередко количество групп на одном занятии достигало 4-6, с общим количеством студентов от 70 до 150 человек одновременно. Нетрудно понять, как усваивался материал. В ТГПИ академические часы по физкультуре были вообще отменены до того момента, пока факультет физического воспитания не переносил занятия из зала на улицу [9, л. 486].

В отдельных институтах существовала практика, когда преподаватели не присутствовали на занятиях. Так, на ряде академических занятий в ТПИ вместо

12 преподавателей находились на рабочем месте 6-7 человек, остальные отсутствовали. Из числа присутствовавших 3-4 педагога вели занятия с группами по 30-40 человек, другие занимались личными делами. Подобная картина нередко наблюдалось и в ТГУ [9, л. 487].

Руководители вузов, озабоченные массой проблем послевоенного времени, не имели возможности уделять должное внимание кафедрам физического воспитания, считая этот предмет второстепенным. При составлении расписания нередко не учитывалась специфика физического воспитания в общем объеме учебного процесса. Иногда уроками физического воспитания заполнялись «окна» в расписании. Вообще, вопросы физической культуры отодвигались на задний план. Не было помощи в правильной организации физического воспитания и от областного научно-методического вузовского совета, который, являясь центром обобщения опыта работы кафедр, был призван обогащать их работу новыми научными и теоретическими положениями. Но совет, который возглавлял заведующий кафедрой ТГУ Л.Г. Выд-рин, существовал формально [9, л. 492, 493].

Конечно, уровень организации процесса физического воспитания в вузах в рассматриваемый период нельзя назвать высоким. Ряд объективных причин, основными из которых были слабая материальная база и низкий образовательный уровень педагогов, не позволяли полноценно проводить данный вид обучения. Но позитивные изменения все же были налицо. Физическая культура постепенно становилась полноценным предметом в общем объеме вузовского обучения. На нее стали обращать больше внимания. Существующая практика проведения занятий в условиях ограниченных материальных возможностей позволила подходить более рационально к их использованию. Постепенно совершенствовались методы, нарабатывались методики, повышался образовательный уровень. Приобретенный со временем опыт позволял вносить коррективы в программы обучения, но на это уходили годы.

Литература

1. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 584.

2. ЦДНИ ТО. Ф. 608. Оп. 3. Д. 39.

3. ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 4. Д. 96.

4. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 583.

5. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 811.

6. ЦДНИ ТО. Ф. 608. Оп. 9. Д. 76.

7. ЦДНИ ТО. Ф. 608. Оп. 9. Д. 77.

8. ЦДНИ ТО. Ф. 608. Оп. 12. Д. 71.

9. ЦДНИ ТО: Ф. 608. Оп. 28. Д. 45.

10. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 1553.

11. Красное знамя. 1951. 10 янв.

12. ЦДНИ ТО. Ф, 608. Оп. 7. Д. 70.

13. Красное знамя. 1949. 16 нояб.

14. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 235.

15. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 249.

16. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.