Научная статья на тему 'Развитие у студентов умения анализировать и отбирать информацию в сети Интернет'

Развитие у студентов умения анализировать и отбирать информацию в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
660
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / АНАЛИЗ ИСТОЧНИКА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / IN THE ANALYSIS OF THE SOURCE OF THE INTERNET / ОТБОР ИСТОЧНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / THE SELECTION OF SOURCES ON THE INTERNET / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ / PROPERTY INFORMATION / SOURCE ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комарова А.А.

В предлагаемой статье рассмотрен новый по содержанию способ развития умения отбирать и анализировать источники информации из сети Интернет. Представлены три этапа исследования. На первом этапе исследована и обоснована необходимость развития у студента высшего учебного заведения умения анализировать и отбирать источники в сети Интернет. Представлены результаты анкетирования, подтверждающие актуальность исследования. На втором этапе найден и обоснован способ отбора и анализа источников в сети Интернет исходя из свойств информации: достоверности, объективности, полноты, актуальности, ценности, понятности. На основе данного способа разработана схема анализа источников из сети Интернет, которая была апробирована автором на третьем этапе исследования в процессе преподавания в высшем учебном заведении. Схема представлена в виде таблицы, с которой работает студент. Анализируя источники по признакам, рассмотренным в таблице, студент учится более ответственно подходить к формированию списков литературы, к использованию в качестве источников информацию из сети Интернет. Результаты использования разработанной схемы в работе со студентами частично представлены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Комарова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SKILLS OF THE ANALYSIS AND SELECTION OF INFORMATION ON THE INTERNET

A new method for content development skills for sampling and analysis of information sources on the Internet. It presents three phases of the study. At the first stage it is investigated and substantiated the need to develop skills of analysis and selection of sources on the Internet for higher education students. The results of the survey confirm the relevance of the study. In the second phase it is found and proved the method of selecting and analyzing the source on the Internet, based on the properties of information: reliability, objectivity, completeness, urgency, value and clarity. Based on this method, a scheme for the analysis of sources from the Internet has been developed, which has been tested by the author on the third stage of the study in the teaching disciplines of higher education. This scheme is presented in tabular form a student work with. Analyzing the grounds of sources considered in the table, a student learns to be more responsible for formation of the reference lists, use literature as a source of information on the Internet. The results of using the developed scheme by students are partially presented in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие у студентов умения анализировать и отбирать информацию в сети Интернет»

А. А. Комарова, канд. пед. наук, доцент, кафедра информатики и методики обучения информатике,

Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск, Россия, prokopjeva@rambler.ru

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОТБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В предлагаемой статье рассмотрен новый по содержанию способ развития умения отбирать и анализировать источники информации из сети Интернет. Представлены три этапа исследования. На первом этапе исследована и обоснована необходимость развития у студента высшего учебного заведения умения анализировать и отбирать источники в сети Интернет. Представлены результаты анкетирования, подтверждающие актуальность исследования. На втором этапе найден и обоснован способ отбора и анализа источников в сети Интернет исходя из свойств информации: достоверности, объективности, полноты, актуальности, ценности, понятности. На основе данного способа разработана схема анализа источников из сети Интернет, которая была апробирована автором на третьем этапе исследования в процессе преподавания в высшем учебном заведении. Схема представлена в виде таблицы, с которой работает студент. Анализируя источники по признакам, рассмотренным в таблице, студент учится более ответственно подходить к формированию списков литературы, к использованию в качестве источников информацию из сети Интернет. Результаты использования разработанной схемы в работе со студентами частично представлены в статье.

Ключевые слова: источник в сети Интернет, анализ источника в сети Интернет, отбор источников в сети Интернет, информация, свойства информации.

На сегодняшний день глобальная сеть Интернет прочно вошла в жизнь современного человека. Поиск информации, электронная почта, социальные сети — это далеко не полный список услуг, предоставляемых всемирной паутиной. Благодаря Интернету мы можем узнать новости, посмотреть прогноз погоды, скачать любимый фильм, пообщаться с друзьями в онлайн-ре-жиме и многое-многое другое.

По данным фонда «Общественное мнение» на зиму 2013—2014 гг., доля активной аудитории — выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки — составляет 48% (56,3 млн. человек). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 7%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%1. По данным

Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на март 2013 г. среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть, 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет2. Очевидно, что именно в эту возрастную категорию попадают студенты высших образовательных учреждений.

В данной статье автор поднимает вопрос об использовании сети Интернет студентами вуза, сформированности у студентов умения отбирать и анализировать информацию в Сети и его развитие.

Автором было проведено исследование, главной целью которого являлась разработка и апробация схемы анализа источников из сети Интернет, способствующей развитию умения отбирать и анализировать информацию в Сети. В исследовании

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

приняли участие студенты старших курсов (3—4 курс) факультета «Математика, физика, информатика», направление «Информатика и вычислительная техника» Восточно-Сибирской госу- : дарственной академии образования.

Исследование включало в себя 3 этапа:

1. Обоснование необходимости разработки схемы анализа источников из сети Интернет.

2. Определение способа анализа источников. Разработка схемы анализа источников из сети Интернет.

3. Апробация разработанной схемы. Анализ и описание данных эксперимента.

На первом этапе исследования было проведено анкетирование, в ходе которого были выяснены наиболее популярные среди студентов способы получения информации и их отношение к найденной информации. Выбирая наиболее частые причины посещения Сети, студенты указали: развлечения; для учебы; поиск работы, работа в Интернете; общение, знакомства. Причем выбор «для учебы» стоит на втором месте в списке основных причин обращения к Сети.

При рассмотрении случаев использования студентом сети Интернет для обучения,

Выбирая наиболее частые причины посещения Сети, студенты указали: развлечения; для учебы; поиск работы, работа в Интернете; общение, знакомства. Причем выбор «для учебы» стоит на втором месте в списке основных причин обращения к Сети.

было установлено, что наиболее частым является поиск информации для подготовки к зачетам, экзаменам, курсовым работам. При этом 100% опрошенных студентов основным источников информации назвали Интернет, а основным способом поиска необходимых источников — «вбивая ключевые слова в поисковике, используя банки рефератов, курсовых». Объясняя мотивы такого способа получения информации, студенты называют его «наиболее простым и быстрым». Однако такое положение дел, а также легкодоступность материала в Интернете имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В качестве одной из информационных угроз является распространение недостоверной, искаженной, неполной, неоперативной информации3. В Сети огромное количество сайтов как предоставляющих рефераты, контрольные и курсовые работы, так и просто содержащих ложную информацию, анонимные статьи и другое. Однако студенту часто гораздо проще скачать работу из Сети, нежели обращаться к литературе, анализировать, проводить исследование. Данная ситуация, помимо возможности быть пойманным и ули-

ченным в сдаче чужой работы, таит для студента ряд других опасностей.

Один из самых опасных моментов — потеря способности определять истинность информации. 23% опрошенных студентов отметили, что не задумываются о достоверности информации в Сети и считают, что она чаще всего достоверная.

Другой опасный момент — студент меньше работает с печатной книгой. 54% студентов отметили, что практически никогда не используют литературу из библиотеки высшего учебного заведения. Как следствие, замедляется развитие умения работать с библиотечным каталогом, бегло просматривать содержание книги, тщательно прорабатывать произведение в целом или отдельных его частей, составлять конспект и др. Безусловно, сейчас большая доля книжного фонда представлена в электронном виде, однако только 6% студентов отметили, что используют электронные библиотеки.

Таким образом, подводя итоги первого этапа исследования, можно сделать вывод, что большинство студентов не уделяют должного внимания отбору источников, не проверяют достоверность информации в источниках, найденных в сети Интернет. Следовательно, возникает необходимость в разработке схемы анализа источников из сети Интернет, использование которой позволит акцентировать внимание студентов на данной проблеме и развить у них умение отбирать и анализировать информацию в Сети.

На втором этапе исследования, для определения способа анализа и разработки схемы анализа источников из сети Интернет, были проанализированы, доработаны и учтены следующие способы определения достоверности информации, предложенные Центром безопасного Интернета в России - ЦБИР:

1. Проверка фактического материала.

2. Поиск других источников информации.

3. Установление факта использования материала другими источниками.

4. Выяснение рейтинга и авторитета сайта.

Один из самых опасных моментов - потеря способности определять истинность информации. 23% опрошенных студентов отметили, что не задумываются о достоверности информации в Сети и считают, что она чаще всего достоверная.

5. Получение информации об авторе материала.

Следует также отметить, что любой источник — это прежде всего информация, поэтому автором предлагается в качестве способа анализа источников из Сети способ, основанный на свойствах информации: достоверности, объективности, полноты, актуальности, ценности, понятности. На основании вышесказанного автором была разработана схема анализа источников из сети Интернет (таблица).

Каждый раз, когда студент выполняет задания, которые обусловливают необходимость использования источников из Сети (например, подготовка доклада, эссе, или информационного сообщения на конкретную тему), они анализируются по схеме, представленной в таблице.

На основании проведенного анализа студент отбирает те источники, в которых выражено наибольшее количество признаков по каждому из свойств информации. В итоге студент имеет список наиболее достоверных, объективных, полных, актуальных и ценных источников из Сети.

Представленная схема была апробирована на третьем этапе исследования. Студенты на практике убедились в том, что источники в Сети далеко не всегда несут достоверную и ценную информацию. Проводился анализ источников, содержащих противоположную информацию или кардинально отличающуюся.

Описанные выше способы отбора и анализа источников позволили акцентировать внимание студентов на данной проблеме, убедить их более тщательно подходить = к отбору и формированию списков литературы, к включению в списки сайтов и страниц Интернета.

Анкетирование, проведенное на третьем этапе исследования, показало, что большинство студентов стали под-= вергать сомнению истинность информации в Сети. Существенно уменьшился процент студентов, использующих при написании курсовых работ и рефератов информацию из Википедии (с 77 до 22%).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Схема анализа источников из сети Интернет

Источник 1 Источник 2

Достоверность — отражает истинное положение дел Наличие ссылок на авторитетные источники (ссылки на литературные, научные издания)

Использование материала другими источниками

Наличие сайта в специализированных рейтинговых системах (например, http://www.liveinternet.ru/, Шр:/Дор100.гашЬ1ег. ги/)

Авторитет сайта по данным топ http://www.1iveinternet.ru/, Ы1р:/Дор100.гатЬ1ег. ги/

Наличие автора у материала

Другие признаки достоверности

Объективность — не зависит от чьего-либо мнения Отсутствие в источнике категоричных высказываний автора, отстаивания личной позиции

Наличие других источников с похожей информацией

Другие признаки объективности

Актуальность — важна и существенна для настоящего времени Дата публикации источника не позднее 5 прошедших лет

Используется ли материал другими источниками (ссылаются ли на него другие авторы)

Отражение в информации источника одного или нескольких пунктов доклада

Другие признаки актуальности

Полнота — достаточна для понимания задачи и принятия решения Информация в источнике рассматривает с разных позиций — один или нескольких пунктов доклада

Отсутствие других точек зрения, других интерпретаций составляющих доклада

Другие признаки полноты

Ценность (полезность, значимость) обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения Информация в источнике является полезной для написания одного или нескольких пунктов доклада

На основе имеющейся в источнике информации можно написать один или несколько пунктов доклада

Другие признаки ценности

Понятность (ясность) — выражена на языке, доступном получателю Отсутствие сложных, непонятных терминов

Материал в источнике имеет четкую структуру

Прослеживается логика в изложении материала

Наличие выводов, вытекающих их материала

Другие признаки понятности

Наблюдая за работой студентов и непосредственно общаясь с ними в процессе обучения, можно сделать еще один вывод — они стали чаще обращаться в библиотеки, в том числе электронные. Так, процент студентов, никогда не использовавших литературу из библиотеки вуза, сократился с 54 до 12%.

Следует отметить, что данное исследование продолжается. Из представленных этапов, завершенным можно считать лишь первый этап. Второй и третий этапы исследования продолжаются. Разработанная схема анализа источников информации дорабатывается, ведется поиск новых способов отбора и анализа источников из сети Интернет.

Но тем не менее информация, полученная автором в ходе исследования, доказывает необходимость дальнейшего изуче-

ния вопроса о развитии у студентов умения отбирать и анализировать источники из сети Интернет, а разработанная схема для анализа, основанная на свойствах информации, способствует развитию этого умения и может быть успешно внедрена в процесс обучения. '(¡Г1

Литература

1. Фонд «Общественное мнение». [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11417 (дата обращения: 17.04.2014).

2. ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения: Пресс-выпуск. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114108 (дата обращения: 17.04.2014).

3. Чугунов А.В. Социальная информатика: Учебное пособие. СПб.: НИУ ИТМО, 2012. 223 с.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' SKILLS OF THE ANALYSIS AND SELECTION OF INFORMATION ON THE INTERNET

A. A. Komarova, Candidate of Pedagogy, Docent, the department of informatics and teaching methods, East-Siberian State Academy of Education, Irkutsk,

Russia, prokopjeva@rambler.ru

A new method for content development skills for sampling and analysis of information sources on the Internet. It presents three phases of the study. At the first stage it is investigated and substantiated the need to develop skills of analysis and selection of sources on the Internet for higher education students. The results of the survey confirm the relevance of the study. In the second phase it is found and proved the method of selecting and analyzing the source on the Internet, based on the properties of information: reliability, objectivity, completeness, urgency, value and clarity. Based on this method, a scheme for the analysis of sources from the Internet has been developed, which has been tested by the author on the third stage of the study in the teaching disciplines of higher education. This scheme is presented in tabular form a student work with. Analyzing the grounds of sources considered in the table, a student learns to be more responsible for formation of the reference lists, use literature as a source of information on the Internet. The results of using the developed scheme by students are partially presented in the article.

Key words: source on the Internet, in the analysis of the source of the Internet, the selection of sources on the Internet, information, property information.

References

1. Fond «Obshchestvennoe mnenie». [Fund «Public opinion»]. Available at: http://fom.ru/SMI-i-internet/11417 (accessed 17.04.2014).

2. VTsIOM: Vserossiiskii tsentr izucheniia obshchestvenno-go mneniia: Press-vypusk. [VTSIOM: all-Russian centre for the study of public opinion: the Press release]. Avail-

able at: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114108 (accessed 17.04.2014).

3. Chugunov A.V. Sotsial'naia informatika: Uchebnoe po-sobie [Social Informatics: Schoolbook]. St. Petersburg, NIU ITMO Publ., 2012. 223 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.