DOI: 10.15293/1813-4718.1901.04 УДК 372.862
Жуланова Валентина Павловна
Кандидат химических наук, доцент кафедры информационных технологий, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, [email protected], ORCID 0000-0002-5827-6670, Кемерово
Кирюхина Татьяна Леонидовна
Старший преподаватель кафедры информационных технологий, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, kiruhinatl@gmail. com, ORCID 0000-0002-2078-2797Кемерово
Фомичев Роман Сергеевич
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационных технологий, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, [email protected], ORCID 0000-0003-2257-4972, Кемерово
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. Проблема. Формирование навыков безопасного поиска информации в сети Интернет является одним из основных требований к метапредметным результатам обучения на всех уровнях общего образования при изучении всех школьных дисциплин. В статье отмечается проблема отсутствия у обучающихся целенаправленного развития навыков поиска информации в глобальной сети.
Цель статьи: акцентировать внимание на данной проблеме и предложить методику организации образовательной деятельности обучающихся основной школы по освоению теоретических знаний и практических навыков по поиску информации.
Методология. Теоретическими основаниями для предлагаемой методики формирования навыков поиска информации служат исследования сути понятия «информационный поиск», сложившихся в исследовательской практике методов и принципов поиска и отбора информации. В статье обосновывается необходимость освоения методов коллективной работы по поиску научной информации и методов поиска информации в социальных системах, представлены способы и условия организации безопасного поиска обучающимися информации в сети Интернет. По итогам исследования предлагается технологическая карта урока информатики в игровой форме по теме «Поиск информации в сети Интернет». Предлагаются практические задания и ресурсы для организации образовательной деятельности. Дается обзор ресурсов для организации родительского контроля деятельности детей в интернете.
Ключевые слова: поиск информации, безопасность детей в Интернете, универсальные учебные действия, информационная культура, технологическая карта урока.
Постановка задачи. Умение организовать безопасный поиск информации в сети Интернет является обязательным элементом профессиональной и образовательной деятельности, необходимым умением в жизни большинства граждан современ-
ного общества, элементом информационной культуры.
Навыки безопасного поиска информации в сети Интернет входят в перечень универсальных учебных действий [5], формируемых при изучении большинства
школьных дисциплин. В действительности же значительная часть школьников не владеют знаниями о существующих различных способах организации поиска информации и навыками релевантного поиска, обеспечивающего соответствие результатов поиска поставленной в запросе задаче. Чаще всего школьники используют поиск по ключевым словам, не владея при этом навыками их подбора. В связи с этим очевидно, что при изучении информатики (и других учебных дисциплин) следует организовывать целенаправленную деятельность по формированию и развитию этих навыков. Базовые основы для формирования навыков безопасного поиска информации закладываются при изучении определенных тем курса «Информатика» и достижении соответствующих предметных результатов.
В примерной программе по информатике [5] и в учебниках этой проблеме уделяется недостаточно внимания; отсутствует единый подход к формированию предметных результатов по поиску информации. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования [5] обучение поиску информации запланировано при изучении темы «Базы данных. Поиск информации»; в УМК Л. Л. Босовой [1] - при изучении темы «Коммуникационные технологии», предметный результат - умение составить запрос. В УМК Н. Д. Угриновича [7] умение поиска информации не выделяется как предметный результат обучения, откуда можно сделать вывод, что целенаправленного изучения способов организации поиска информации не запланировано и этот навык будет формироваться при выполнении практических заданий по разным темам. Этот подход авторов УМК не акцентирует внимание учителя на необходимость подробного практи-ко-ориентированного изучения способов безопасного поиска информации. Несмотря на то что в учебниках присутствует материал по синтаксису поисковых запросов,
обучающиеся воспринимают правила синтаксиса как теоретический материал, но не как руководство по поиску информации. Анализ возможностей различных поисковых систем практически не используется.
Цель статьи - предложить методику организации образовательной деятельности обучающихся основной школы по освоению теоретических знаний, необходимых для релевантного поиска информации в сети Интернет, и навыков практического применения этих знаний.
Научная экспозиция, введение в проблему. Впервые понятие «информационный поиск» ввел в 1948 г. американский математик Кельвин Муэрс, специалист нового в то время направления обработки информации при помощи компьютера. В специализированной общедоступной литературе он стал применяться только после 1950 г. [11]. В современном понимании «информационный поиск» - междисциплинарная область науки, стоящая на пересечении когнитивной психологии, информатики, информационного дизайна, лингвистики, семиотики и библиотечного дела. Сюда включается поиск документов и поиск информации в документах, получение метаданных о документах, поиск различных видов информации, поиск в глобальных и локальных информационных системах и базах данных. Каждое из этих направлений поиска обладает собственными методиками. В зависимости от постановки задачи на поиск выделяют следующие методы: адресный поиск - по конкретному адресу, семантический поиск - по содержанию документа, документальный поиск - поиск документов и метаданных о документах, фактографический поиск - поиск конкретных фактов.
Интенсивно развивающееся сейчас направление обработки больших данных требует четкого построения алгоритмов поиска, выделения и обработки информации, который можно представить кратко следующими действиями:
- определение информационной потребности;
- формулировка запроса;
- определение комплекса возможных источников информации;
- выделение нужной информации из найденных источников;
- анализ найденной информации на релевантность, достоверность;
- преобразование информации в наиболее обозримую форму.
Наиболее важным свойством найденной информации является ее достоверность. Считается, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования, практические эксперименты и научно-популярные размышления. Выделяют следующие принципы отбора информации: наглядность, научность, актуальность, систематичность, доступность, избыточность [4].
В связи с увеличением объема информации, усложняющимися производственными задачами во всех сферах деятельности человека большое внимание уделяется
умению коллективной творческой работы, в том числе совместного поиска информации, что требует также определенной организации деятельности [9]. Широкое развитие социальных сетей также требует знания особенностей поиска определенной информации в социальных сетях - социального поиска [10].
Все это актуализирует проблему обучения школьников различным методам поиска и обработки информации.
Исследовательская часть
На рисунке 1 представлена схема организации поиска информации в сети Интернет, выделены те аспекты, которые необходимо учитывать для проведения релевантного поиска информации, выбора материалов из найденных источников, организации их хранения:
- знание целевой аудитории, для которой проводится поиск информации, позволяет включить в запрос ключевые слова, ограничивающие список найденных источников;
- планирование вида искомой инфор-
Рис. 1. Организация поиска информации в сети Интернет
мации позволит определить ресурсы, где предпочтительнее организовать поиск, или использовать возможности браузера для поиска определенного вида информации (рис. 1, рис. 2);
- примерное содержание искомой информации позволит определить ресурсы-источники: библиотеки, блоги, электронные СМИ, архивы, музеи, спе-
циализированные ресурсы Интернета и др.;
- составление алгоритма поиска, определение ключевых слов и алгоритма сохранения найденной информации позволяет с меньшими временными затратами провести поиск и организовать дальнейшую индивидуальную или коллективную деятельность с найденным материалом.
Рис. 2. Возможности браузера Chrome для выбора вида или указания временного интервала размещения искомой информации
природа Кузбасса
Й НЗ
Все Картинки
Размер * Цвет У Любого размера Большие Средние Маленькие Больше ЧЁМ. . Томный размер
Видео Новости Карты Права на использование л
V Любого цвета Цветные Черно-белые Проарачные
Настроит Время ▼
а
Инструменты j Еще*
Смотреть сохрэне|
Любого типа Лица
Фоюграфии Клип-арт Ч/б рисунки Ани мире ванные Д С любой лицензией
С лицензией на использование и изменение С лицензией на использование
С лицензией на («пользование и изменение в некоммерческих целях С лицензией на использование в некоммерчески* целях
едуречеяск [
ь
Рис. 3. Возможности браузера Chrome для указания параметров искомого изображения
Для знакомства обучающихся с алгоритмами подбора ассоциаций целесообразно воспользоваться планировщиком ключевых слов для поисковой системы Google или сервисом подбора
Технологическая карта урока по теме
ключевых слов для поисковой системы
Яндекс.
Ниже представлен пример урока, направленного на формирование навыков безопасного поиска информации.
«Поиск информации в сети Интернет»
Предмет: информатика, 8 класс.
Тема урока: поиск информации в сети Интернет.
Тип урока: урок общеметодологической направленности; урок - игра.
Цель урока: формировать навыки целенаправленного поиска информации в сети Интернет.
Задачи урока:
образовательные: научить проводить безопасный релевантный поиск информации в сети
Интернет.
развивающие:
- развивать навыки структурирования найденной информации,
- развивать навыки организации образовательной деятельности в группе; воспитательные: воспитывать этические нормы работы с информацией. Предметные результаты:
знать: синтаксис составления запросов поиска информации в сети Интернет, уметь: строить и использовать алгоритм поиска информации.
Оборудование и ресурсы: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система для голосования (например, VOTUM), карточки с заданиями, памятка по правилам оформления источников информации, виртуальная стена для размещения информации, вопросы для оценивания выполненных заданий с использованием VOTUM.
Комментарий к уроку. Игровая ситуация. Обучающиеся являются научными сотрудниками виртуального художественного музея. Поступил заказ на подготовку выставки малоизвестных картин русских художников для учащихся художественной школы возраста 12-13 лет. В экспозиции следует представить картины и информацию, включающую:
- ФИО художника, биографические сведения о нем;
- сведения о творческой деятельности художника (в каком жанре писал, какая цветовая гамма преобладает в его картинах, творческая судьба художника);
- сведения о картине (когда написана, в каком жанре, в каком музее хранится, когда и где участвовала в экспозициях);
- ссылки на источники информации, указание поисковой системы, в которой проводился поиск. Представление итогов работы групп проводится в форме заседания Научно-методического совета. Группа представляет свои экспонаты с использованием интерактивной доски. Члены Совета оценивают представляемые для выставки работы с помощью системы для голосования. Использование интерактивной доски позволяет перейти во время представления картин к источнику информации и к системе голосования для оценивания экспоната каждым учащимся и вывода на экран итогов оценивания.
Примеры заданий: Провести поиск трех малоизвестных картин по заданию в карточке, разместить картины и информационное сообщение на виртуальной стене. Представить алгоритм безопасного поиска информации, применявшийся для выполнения задания. Указать источники информации, оформленные по ГОСТ.
Группа 1. Представить картины русских художников-портретистов.
Группа 2. Представить картины русских художников-пейзажистов, посвященные осени и выполненные в желтых тонах.
Группа 3. Представить картины русских художников, посвященные церковной тематике. Группа 4. Представить картины русских художников, написанные в XVIII веке
Этап Цель, деятельность
Формируемые УУД
урока обучающихся
педагога
1 2 4
Цель: сформировать Цель: понять построение Регулятивные:
представление об алгоритма безопасного - принимать решение в учебной
алгоритме безопасного поиска информации. ситуации и нести за него
поиска информации. Деятельность: ответственность.
Деятельность: участвовать во фронтальной Коммуникативные:
я я - провести беседу об беседе, обсудить в группе - организовывать учебное
а ш алгоритме безопасного задание, представленное взаимодействие в группе
поиска информации в сети на карточке, распределить
I Интернет и синтаксисе языка запросов; - организовать игровую ситуацию для выполнения задания, сформировать группы обязанности
Цель: формировать на- Цель: научиться строить Познавательные:
выки поиска информации, алгоритм поиска инфор- - определять необходимые
« я я анализа и систематизации мации с учетом заданных ключевые поисковые слова
знаний. критериев. и запросы;
^ я Деятельность: наблюде- Деятельность в группе: - находить в тексте требуемую
£ & ние за работой групп, кон- - построить алгоритм информацию;
сультирование, помощь поиска информации в - излагать полученную
СП О соответствии с заданием, информацию, интерпретируя ее
1 к - провести поиск по в контексте решаемой задачи.
я я А Я Р Ш ат ^У 2 ц; =я составленному алгоритму, Регулятивные:
- фиксировать затруднения - определять необходимые
и неточности алгоритма действия в соответствии
ш с учебной задачей и составлять
о £ я Я ю ш 8 алгоритм их выполнения;
- определять затруднения
я ^ ® при решении учебной задачи
§ и и находить средства для их
^ к о О устранения;
| а - сверять свои действия
ф со с целью и исправлять ошибки
К с? К а самостоятельно.
Коммуникативные:
а сп - целенаправленно искать
Я и использовать информационные
¡3 ресурсы;
к < - выделять общую точку зрения в дискуссии; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения
^ Цель: сформировать Цель: научиться проводить Познавательные:
Я Я навыки анализа учебных обсуждение в группе, - указывать на информацию,
а М затруднений. выявляя неточности нуждающуюся в проверке,
Деятельность: разработанного алгоритма предлагать и применять способ
§ £ - организовать и предлагая изменения и проверки.
^ « О обсуждение в группах дополнения. Регулятивные:
& Я е В выполнения задания; Деятельность: - определять критерии
о <Ц - наблюдение за работой - обсудить полноту правильности выполнения
Я в Я о групп, консультирование, найденной информации учебной задачи;
<Ц и ц помощь и соответствие заданным - систематизировать критерии и
п <и критериям, оценки результатов деятельности;
кр а - представить информацию - осуществлять самоконтроль.
го на виртуальной стене,
Окончание табл.
1 2 5 4
- обсудить алгоритм поиска, Коммуникативные:
внести коррективы - договариваться о вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной задачей; - выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей в соответствии с условиями коммуникации; - использовать информацию с учетом этических и правовых норм; - создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий
S Цель: научить анали- Цель: научиться представ- Познавательные:
о & зировать, оценивать и лять результаты деятель- - излагать полученную
^ презентовать публично ности группы, проведя информацию, интерпретируя ее в
я к результаты образователь- фрагмент экскурсии. контексте решаемой задачи;
H о ной деятельности. Научиться оценивать - делать вывод на основе кри-
к о я Деятельность: результаты деятельности в тического анализа разных точек
нР s s « - организовать презента- соответствии с критериями. зрения, подтверждать вывод
& S цию результатов выпол- Деятельность: собственной аргументацией;
Й g ч нения заданий с исполь- рассказать о картинах, - анализировать результат вы-
О « о зованием интерактивной подготовленных для полнения задания на основе
О я ю доски и их оценивание с выставки. поставленной цели и заданных
s <и 0J Еу использованием системы Представить разработанный критериев оценки.
tr ^ к интерактивного голосо- алгоритм поиска Регулятивные:
M S я а вания информации. - оценивать свою деятельность;
<u s QJ s Принять участие в - оценивать продукт своей дея-
s <u оценивании экспонатов тельности по заданным критери-
2 Рч выставки и сделать вывод о ям в соответствии с целью
m « я готовности экспозиции Коммуникативные:
§ я s H о я о Ш - представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдать нормы публичной речи в соответствии с целью коммуникации
Обосновывая необходимость развития у обучающихся навыков безопасного поиска информации, следует отметить, что согласно результатам последних исследований [2] средний возраст детей, начинающих активно использовать возможности сети Интернет, составляет 9 лет; среднее время нахождения в сети подростков составляет более трех часов в день. Задача государства, учителей и родителей [3] создать условия безопасной работы в глобальной сети, исключающие доступ детей к источникам «запрещенного контента», и научить их организовывать для себя безопас-
ный поиск. В соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [8], «запрещенным контентом» является информация, содержащая: призывы к совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью, рекламу наркотических средств, психотропной и другой одурманивающей продукции; оправдания допустимости насилия и жестокости по отношению к людям и животным, нецензурную брань, материалы порнографического характера и др.
Для фильтрации запрещенного контента
обучающиеся должны уметь пользоваться в процессе поиска соответствующими возможностями браузеров (например, функция Безопасный поиск в Google Chrome) или настроить постоянную фильтрацию отображаемых результатов, изменив настройки браузера.
Для обучающихся младшего школьного возраста родители могут повысить уровень безопасности работы детей в браузере Яндекс, выбрав уровень фильтрации Семейный поиск, в Google chrome - установив дополнительные бесплатные расширения [6]. Использование приложений «Родительский контроль» позволяет не только ограничивать просмотр запрещенного контента, но и обеспечивать контроль непрерывного времени работы в сети.
Приложение «Родительский контроль» входит в состав ранних версий операционной системы Windows, для ОС Windows 10, ОС Android приложения «Родительский контроль» можно скачать с соответствующих официальных сайтов производителя.
Комплексный подход к проблеме обеспечения информационной безопасности необходим для сохранения здоровья подрастающего поколения в условиях агрессивной информационной среды, позволят создать благоприятные условия для формирования навыков безопасного поиска информации обучающимися.
Предложенная структура урока может быть использована и в рамках других предметов с целью развития навыков поиска информации для решения учебных задач.
Библиографический список
1. Босова Л. Л. Информатика 7-9 классы: Примерная рабочая программа [Электронный ресурс]. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 30 с. - URL: http://lbz.ru/metodist/iumk/ irfoimatics/fües/bosova-7-9-prog.pdf (дата обращения: 26.09.2018).
2. Дистанционный курс «Защита детей» [Электронный ресурс]. - URL: https://www. intuit.ru/studies/courses/3452/694/lecture/19375 (дата обращения: 27.09.2018).
3. Доктрина информационной безопасности РФ [Электронный ресурс]. - URL: https:// rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 28.09.2018).
4. Журин А. А. Традиционные и инновационные принципы отбора и структурирования содержания обучения [Электронный ресурс]. -URL: http://www.chem.msu.su/rus/books/2017/ science-education-2017/011.pdf (дата обращения: 30.09.2018).
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosreestr. ru (дата обращения: 24.09.2018).
6. Пятнадцать расширений Chrome для
безопасного серфинга в сети [Электронный ресурс]. - URL: https://root-nation.com/soft-all/ru-15-rasshirenij-google-chrome-dlya-bezopasnogo-serfinga-v-seti/ (дата обращения: 28.09.2018).
7. УгриновичН. Д., СамылкинаН. Н. Информатика. 7-9 классы: примерная рабочая программа [Электронный ресурс]. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 32 с. - URL: http:// lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/ugrinovich-7-9-prog.pdf (дата обращения: 26.09.2018).
8. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 28.09.2018).
9. Chi Ed. H. Information Seeking Can Be Social // IEEE Computer. - Vol. 42. - 2009. - Р. 42-46.
10. Golovchinsky G., Qvarfordt P., Pickens J. Collaborative Information Seeking // IEEE Computer. - Vol. 42. - 2009. - Р. 47-51.
11. Manning C., Raghavan P., Schütze H. Introduction to Information Retrieval // Cambridge University Press. - 2008. - DOI: http://dx.doi. org/10.1017/CB09780511809071.
Поступила в редакцию 05.11.2018
Zhulanova Valentina Pavlovna
Cand. Sci. (Chem.) Assoc. Prof. of the Department of Information Technologies, Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Education Workers, [email protected], oRciD 0000-0002-5827-6670, Kemerovo
Kiryukhina Tatyana Leonidovna
Senior Lect., Chair of Information Technologies, Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Education Workers, [email protected], orcID 0000-0002-20782797, Kemerovo
Fomichev Roman Sergeevich
Cand. Sci. (Pedag.), Head of the Department of Information Technologies, Kuzbass Regional Institute of Professional Development and Retraining of Education Workers, [email protected], orcID 0000-00032257-4972, Kemerovo
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF TRAINERS AIMED FOR FORMING THE SKILLS OF SAFE INFORMATION SEARCH IN INFORMATICS LESSONS
Abstract. Problem. Formation of skills of safe information search in the Internet is one of the main requirements for soft skills-results of education at all levels of general education while studying of all school subjects. The article notes the problem of the lack of targeted development in students of the skills to search for information in the global network.
The purpose of the article: to focus on this problem and to offer a methodology for organizing the educational activities of students of the basic school in mastering theoretical knowledge and practical skills in information retrieval.
Methodology. The theoretical basis for the proposed methodology for the formation of information retrieval skills is the study of the essence of the concept of "information retrieval", the methods and principles of information retrieval and selection established in research practice. The article substantiates the necessity of mastering the methods of collective work in the search for scientific information and methods for searching for information in social systems, presents the methods and conditions for organizing the safe search for information by students on the Internet.
According to the results of the study, a technological map of the informatics lesson in the form of a game on the topic "Searching of information on the Internet" is proposed. Practical tasks and resources are offered for the organization of educational activities. An overview of resources for the organization of parental control of children's activities on the Internet is given.
Keywords: Search information, safety of children on the Internet, universal educational actions, informational culture, technological map of the lesson.
References
1. Bosova, L. L., 2016. Informatics 7-9 classes. Exemplary work program, Moscow: BINOM, 30 p. [online]. Available at: http://lbz.ru/meto-dist/iumk/informatics/files/bosova-7-9-prog.pdf (accessed: 24 September 2018). (In Russ.)
2. Distance course - Protection of children. [online]. Available at: https://www.intuit.ru/stud-ies/courses/3452/694/lecture/19375 (accessed: 27 September 2018). (In Russ.)
3. The Doctrine of Information Securi-
ty of Russia. [online]. Available at: https://rg. ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok. html (accessed: 28 September 2018). (In Russ.)
4. Zhurin A. A. Traditional and innovative principles for the selection and structuring of learning content. [online]. Available at: https://www. intuit.ru/studies/courses/3452/694/lecture/19375 (accessed: 30 September 2018). (In Russ.)
5. Approximate basic educational program of basic general education. [online]. Available at:
http://fgosreestr.ru (accessed: 24 September 2018). (In Russ.)
6. Fifteen Chrome extensions for safe surfing on the Web. [online]. Available at: https://root-na-tion.com/soft-all/ru-15-rasshirenij-google-chrome-dlya-bezopasnogo-serfinga-v-seti (accessed: 28 September 2018). (In Russ.)
7. Ugrinovich, N. D., Samylkina N. N., 2016. Informatics 7-9 classes. Exemplary work program. Moscow: BINOM, 32 p. [online]. Available at: http:// lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/ugrinovich-7-9-prog.pdf (accessed: 26 September 2018). (In Russ.)
8. On the protection of children from information harmful to their health and development:
Federal Law of 29.12.2010 N 436-FZ. [online]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108808 (accessed: 28 September 2018). (In Russ.)
9. Chi, Ed H., 2009. Information Seeking Can Be Social. IEEE Computer, Volume 42, pp. 42-46. (In Eng.)
10. Golovchinsky, G., Qvarfordt P., Pickens J., 2009. Collaborative Information Seeking. IEEE Computer, Volume 42, pp. 47-51.
11. Manning, C., Raghavan P., Schütze H., 2008. Introduction to Information Retrieval. Cambridge University Press. DOI: http://dx.doi. org/10.1017/CB09780511809071.
Submitted 05.11.2018