Научная статья на тему 'Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии'

Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / INTERCULTURAL INTERACTION / ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна

рассматривается роль развития потребности личности в межкультурном взаимодействии в продуктивной адаптации студентов в многонациональном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development in students of requirement for intercultural interaction

The role of development of requirement of the person in intercultural interaction in productive adaptation of students in multinational high school is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии»

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ПОТРЕБНОСТИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ1

В.И. Казаренков

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Т.Б. Казаренкова

Кафедра сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматривается роль развития потребности личности в межкультурном взаимодействии в продуктивной адаптации студентов в многонациональном вузе.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, адаптация иностранных студентов.

Обновление российского общества затрагивает все его социальные институты, в том числе высшее образование. Подготовка специалиста в современном вузе ориентирует педагогическую и психологическую науку на поиск содержания, методов, средств и форм, обеспечивающих эффективное развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии. Успешное развитие данной потребности у будущих специалистов возможно, если руководство и профессорско-преподавательский состав вуза знает и учитывает ряд основных факторов. Среди таковых выделим социальные факторы (поликультурная среда жизнедеятельности студента; профессиональные потребности будущего специалиста; толерантное отношение студента к неродной культуре и ее представителям); социально-педагогические факторы (открытость высшего образования; социокультурная направленность совместной деятельности преподавателей и студентов; социокультурная внеаудиторная деятельность студентов); педагогические факторы (профессионализм и личностные качества преподавателя; интеграция аудиторной и внеаудиторной работы); социально-психологические факторы (эмоциональная открытость к представителям народной культуры в процессе взаимодействия; гуманизация отношений педагога и студентов; позитивный морально-психологический климат в студенческом коллективе); психологические факторы (потребность студента в самосовершенствовании).

Рассмотрим данные факторы.

Поликультурная среда жизнедеятельности студента. Данная среда стимулирует у студента развитие потребности в межкультурном взаимодействии. Взаи-

'Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.

модействие с представителями неродной культуры связано с необходимостью проявлять знание иной культуры и языка. Во взаимодействии с людьми разных национальностей значимым является не только знание языка и культуры партнера, но умение реализовать таковые для успешного решения личных и профессиональных проблем. Поликультурную среду жизнедеятельности студента можно представить как разноуровневую. На уровне межличностного взаимодействия реализуются дружеские встречи, требующие знания национальных обычаев и традиций, понимания особенностей поведения партнера, представления об истории возникновения государства. Деловой аспект межличностного взаимодействия предполагает знания определенных социальных и профессиональных норм иной культуры. Потребность будущего специалиста в межкультурном взаимодействии реализуется также как межгрупповое или как «человек — группа».

Профессиональные потребности будущего специалиста. Данные потребности могут проявляться у студента в процессе вузовской профессиональной подготовки и в процессе самостоятельной профессиональной деятельности в различных организациях. Возникновение данных потребностей происходит на основе реального видения студентом необходимости межкультурного взаимодействия по профилю будущей профессии (переводчики, бизнесмены и др.). Студенты технических специальностей ориентированы на межкультурную коммуникацию, имея перспективы осуществления совместных проектов с представителями других государств (электроника, авиация и др.). Данные потребности могут возникать у студентов и вследствие открытия для себя перспектив профессионального развития. Будущие специалисты обнаруживают в системе высшего образования необходимость совершенствования всех видов взаимодействия, в том числе межкультур-ного, как средства карьерного роста.

Толерантное отношение студента к неродной культуре и ее представителям. Важным фактором развития у студентов потребности в межкультурном взаимодействии является толерантное отношение будущего специалиста к неродной культуре и ее представителям. Молодой человек осознает, что он живет в мире, где реализация его личностных и профессиональных сил возможна только через взаимодействие с иными культурами, во взаимодействии с их представителями.

Открытость высшего образования. Целенаправленное обновление системы российского высшего образования опирается на его открытость, которая предполагает расширение и углубление интеграционных процессов, обеспечивающих устойчивое взаимодействие различных культур в образовательном пространстве. Современная высшая школа не может существовать обособленно, поэтому она активно интегрируется с различными сферами жизнедеятельности человека (наукой, производством др.). Взаимосвязь образования с различными сферами жизнедеятельности человека предполагает адаптацию ее к социуму в российском государстве и на международной арене. Она ориентируется на проникновение в иную образовательную и культурную среду. Открытость высшего образования требует от участников (педагогов и студентов) более глубоких социокультурных знаний и навыков межкультурного взаимодействия. Будущий специалист должен осознать

необходимость приобретения и совершенствования не только профессиональных знаний и умений, но знаний и навыков эффективной межкультурной коммуникации.

Социокультурная направленность совместной деятельности преподавателей и студентов. Сотрудничество преподавателей и студентов является эффективным средством развития у последних потребности в межкультурном взаимодействии. В учебной и внеучебной деятельности по общеобразовательным или профессионально ориентированным курсам у преподавателя имеются возможности помочь будущему специалисту справиться с проблемами социокультурного характера. Преподаватели вуза, осуществляя сотрудничество со студентом, передают ему не только научные знания, не только развивают практические умения по учебным курсам, но и формируют такое мировоззрение, которое позволяет студенту осуществлять оценку окружающего мира и себя в этом мире. Мир человеческих отношений многообразен и многогранен, он состоит из взаимодействий людей, разных по возрасту, полу и образованию, по национальности и вероисповеданию. Правильно реализовать взаимодействие с людьми иной культуры является важнейшим качеством студента как личности и профессионала.

Социокультурная внеаудиторная деятельность студентов. Осуществляя работу по развитию у будущих специалистов потребности в межкультурном взаимодействии, преподаватель вуза успешно использует внеаудиторную деятельность студентов, в частности социокультурной направленности. Данная работа строится на основе массовых или групповых внеаудиторных занятий. Организация фестивалей, вечеров встреч с представителями различных культур, людьми разных национальностей стимулирует активность и самодеятельность студентов, их потребность в освоении новых знаний и навыков межкультурного взаимодействия. Знакомство с новыми культурами, отношения людей иных культур в ходе просмотра спектакля, посещения художественной галереи, музыкальных салонов, центров межкультурных отношений позволяет будущему специалисту осознать и принять во внимание особенности жизнедеятельности представителей различных национальностей, специфику их отношений, традиций и обычаев.

Профессионализм и личностные качества преподавателя. Отсутствие профессионализма у преподавателя нивелирует все его действия в педагогическом процессе и отрицательно влияет на психологическое состояние студентов. Профессиональная компетентность педагога высшей школы сказывается на развитии у будущих специалистов потребности в межкультурном взаимодействии. Профессионализм педагога в решении данной проблемы раскрывается в действиях его как целостной личности, обладающей способностью оценивать универсальное и специфическое в объекте, который требуется изучить студентам. Будущий специалист реально оценивает педагога и возможности плодотворного сотрудничества с ним, если видит в нем человека и профессионала в единстве.

Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы. Целенаправленная интеграция содержания отдельных учебных курсов, реализуемая в аудиторной и внеаудиторной деятельности, обеспечивает успех в развитии у студентов потребности в межкультурном взаимодействии. Студент активно включается в работу по ор-

ганизации встреч с известными людьми, представляющими различные национальные культуры. В процессе подготовки проведения различного рода внеаудиторной деятельности обеспечивается возможность качественного освоения учебного материала. Полученные на аудиторных занятиях знания по иностранному языку, психологии, блоку профессиональных дисциплин остаются нередко практически неосвоенными из-за отсутствия правильно организованной с педагогической точки зрения внеаудиторной работы, связанной с содержанием читаемых учебных курсов.

Эмоциональная открытость к представителям неродной культуры в процессе взаимодействия. Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии обеспечивается многими факторами. Среди таковых выделим эмоциональную открытость будущего специалиста к представителям неродной культуры. Эмоциональная открытость предполагает оптимизм, веру в партнерство и партнера по взаимодействию, способность расположить к себе человека посредством доброжелательности, готовность к контакту с ним, проявление эмпатии, потребности в общении, протекающем в эмоционально привлекательном стиле, эмоционально проявляемом уважении к представителю неродной культуры. Эмоциональная открытость как компонент стиля поведения студента в межкультур-ном взаимодействии требует развития у молодого человека психоэмоциональной устойчивости, способности управлять эмоциональными состояниями.

Потребность в межкультурном взаимодействии успешно развивается у студента только на основе развитых интеллектуальной и эмоциональной сфер. Интеллект и чувства позволяют молодому человеку в полной мере ощутить и оценить значимость эмоциональной открытости, которая совершенствуется в процессе приобретения и освоения опыта наставников, совершенствования собственного опыта межкультурного взаимодействия.

Гуманизация отношений педагога и студентов. Данный фактор является значимым для успешного развития потребности в межкультурном взаимодействии. Нередко данная потребность возникает у студента в силу необходимости успешного контакта с преподавателем или однокурсниками как представителями иных культур. В современных вузах обучаются молодые люди многих национальностей. В условиях интенсивного развития партнерских связей с зарубежными вузами в российской высшей школе увеличивается число студентов и аспирантов, молодых ученых из стран Европы, Азии, Америки, Африки.

Позитивный морально-психологический климат в студенческом коллективе. Данный фактор, обеспечивающий успешное развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии, достаточно часто учитывается и используется в педагогической практике высшей школы. Позитивный моральнопсихологический климат в студенческой учебной группе и вузовском коллективе в целом создает предпосылки для эффективной реализации интересов и потребностей личности и коллектива, позволяя успешно решать множество задач, стоящих перед высшей школой, в частности задачу развития у будущих специалистов потребности в межкультурном взаимодействии.

Потребность студента в самосовершенствовании. Этот фактор, несомненно, способствует эффективному развитию у студентов потребности в межкуль-турном взаимодействии, так как только постоянное самосовершенствование характеризует развивающуюся личность, одним из значимых качеств которой является толерантность, стремление личности понять и принять другого человека — носителя иной культуры, с иным вероисповеданием, а также выстроить оптимальные межличностные или деловые отношения.

Изучение и учет основных факторов развития у студентов потребности в меж-культурном взаимодействии позволяет целенаправленно и педагогически обоснованно осуществлять отбор содержания, выбор методов, средств и форм учебно-воспитательной работы для эффективной реализации данного процесса.

DEVELOPMENT IN STUDENTS OF REQUIREMENT FOR INTERCULTURAL INTERACTION

V.I. Kazarenkov

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

T.B. Kazarenkova

The Chair of Comparative Educational Policy Peoples Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The role of development of requirement of the person in intercultural interaction in productive adaptation of students in multinational high school is considered.

Key words: intercultural interaction, adaptation of foreign students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.