Научная статья на тему 'Особенности подготовки менеджеров в условиях мультинациональных университетов'

Особенности подготовки менеджеров в условиях мультинациональных университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаренкова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются особенности подготовки менеджеров в системе высшего образования в условиях мультинациональных университетов. Особый акцент делается на важности социологической подготовки будущих специалистов-управленцев. Отмечается важность проблемы Межкультурного диалога в университетской среде. Высшее образование способствует эффективному диалогу лю¬дей с различными убеждениями для решения конфликтов мирным путем. В данном контексте представлена программа курса «Создание толерантной среды в мультинациональных университетах». Программа предназначена для реализации дополнительной образовательной подготовки работников международных служб высших учебных заведений и образовательных учреждений, а также для магистров, как в Российской Федерации, так и зарубежных стран. Курс разработан на основе современных научных представлений о проблеме толерантности в условиях информационного общества, на основе комплексного подхода представлена инновационная модель создания толерантной среды в мультинациональных университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки менеджеров в условиях мультинациональных университетов»

Казаренкова Т.Б.

Особенности подготовки менеджеров в условиях мультинациональных

университетов

В современных условиях под воздействием глобальных процессов происходит переоценка духовных, гражданских, национальных ценностей, которые определяют социокультурное, межэтническое своеобразие мира в целом и отдельных его регионов. Актуальным становится инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами.

Современное университетское образование в условиях многополярного мира стремится помочь молодому человеку найти для себя смысловые ориентиры в жизни. Как справедливо отмечает Президент Евразийской ассоциации университетов, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент Российской академии наук В. А. Садовничий, в условиях ХХ1 века, когда значительно возрастает роль науки и образования, становится особенно настоятельным сотрудничество и взаимодействие университетов в сфере образования и науки. Современное общество, основываясь на знаниях и инновациях, может добиться прогресса в том случае, если университетское и академическое сообщество объединят свои усилия во имя высоких целей человечества.

Фундаментальная составляющая университетской подготовки студентов-менеджеров, способствует не только освоению ими социально значимых знаний и способов деятельности, но развитию у них новых социальных и профессиональных ориентиров. Где бы ни работал выпускник университета, фундаментальная компонента его профессиональной подготовки будет активно востребована.

Образование не является чем-то внешним по отношению ко всем остальным сферам жизнедеятельности человека. Проблемы социологического образования специалистов-управленцев могут рассматриваться лишь в комплексе проблем человечества, важнейшими из которых являются проблема межкультурного диалога, устойчивого развития и выживания, а также обеспечения благосостояния. Система университетского образования в условиях многополярного мира, по мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых, является реальным средством решения вышеуказанных жизненно важных проблем.

Изменения, происходящие в современном информационном обществе, стимулируют процессы социокультурной модернизации в системе высшего образования. В силу этого проблему формирования толерантной личности руководителей, преподавателей, студентов мультинациональных университетов можно признать одной из важнейших задач современных учебных заведений, она находится в междисциплинарной сфере: социологии, психологии, философии, политологии,

конфликтологии и др. Отчасти разработана и нормативно-правовая база формирования культуры толерантности, которая заложена в ряде международных и российских документов.

В «Положении по вкладу межкультурного диалога в сферу высшего образования» отмечается, что мир высшего образования становится естественным партнером в межкультурном диалоге, потому что высшее образование является международным по своей природе и важности со времен образования первых университетов. Особо отмечается, что прогресс в исследовании и преподавании требует открытых, пытливых и восприимчивых умов, готовности к сотрудничеству через границы и желания учиться неизведанному и неизвестному. Никакая область человеческих стараний не может быть «иностранной» для университетов и других высших учебных заведений, а также для тех, кто вовлечен в сферу высшего

образования в различных областях, т.е. исследователей, преподавателей, студентов, административного и технического персонала, а также высших должностных лиц. Европейское высшее образование основано на убеждении, что каждый человек обладает своими внутренними, присущими ему ценностями как индивидуальное лицо, а также каждый человек, в сущности, несет ответственность за развитие и благополучие других людей, человеческого общества в целом и окружающей среды, от которой зависит наше существование и жизнь. Высшее образование также призывает к диалогу людей с различными убеждениями для решения конфликтов мирным путем. Эти фундаментальные ценности лежат в основе международного сотрудничества в Европе, а также во всем мире, что является неотъемлемой частью наследия высшего образования. С точки зрения будущих возможностей развития межкультурного диалога, отмечается важность создания университетской сети, в которой внимание будет сосредоточено на межкультурном диалоге, предложенной Российским Председательством Совета Европы.

Следует отметить, что в современном обществе большинство организаций носят мультинациональный характер. Будущие руководители неоднократно в процессе своей деятельности сталкиваются с проблемами межкультурного общения. Вопросы социального взаимодействия в условиях поликультурной социальной среды требуют определенных навыков межкультурного взаимодействия. Однако, деятельность большинства руководителей показывает, что им явно не хватает качественных системных знаний в вопросах, связанных с разрешением конфликтов в условиях мультинациональной социальной среды.

В условиях мультинационального университета возрастает роль руководителей вуза в решении проблем формирования толерантной среды. Возможны различные варианты социального взаимодействия в процессе разработки концепции формирования толерантной среды в мультинациональных университетах на различных уровнях управления вузом.

Макро - уровень (Ректор, президент, проректора, директора институтов, члены попечительского совета вуза и др.) - основная цель - выработка инновационной стратегии формирования толерантной среды в мультинациональных университетах с учетом специфики корпоративной культуры каждого конкретного вуза.

Стратегия по формированию толерантной среды в РУДН будет отличаться от таковой в МГУ или МГИМО, так как «миссии» этих вузов различны. Однако их объединяет наличие иностранных студентов, следовательно, руководители и работники международных служб высших учебных заведений, как в Российской Федерации, так и зарубежных стран, могут в своей работе придерживаться единой концепции по развитию межкультурного диалога.

Мезо-уровень (деканы факультетов, заместители деканов, руководители отделов и др.) - основная цель - разработка механизмов реализации стратегии по формированию толерантной среды в мультинациональных университетах с учетом специфики факультетов.

Механизмы реализации стратегии по формированию толерантной среды на филологическом факультете, явно, будут отличаться от таковых на юридическом или экономическом факультетах. Различными будут подходы при адаптации концепции на различных курсах, а также с учетом специфики обучающихся (бакалавры, магистры, слушатели и др.)

Микро-уровень (заведующие кафедрами, заведующие лабораториями и др.) -основная цель - непосредственная реализация намеченной стратегии, разработка научно-методического инструментария для реализации проекта по формированию толерантной среды в мультинациональных университетах.

Роль управленческих решений в формировании толерантной среды в мультинациональных университетах трудно переоценить. Ведь именно руководитель определяет приоритетные направления инновационного развития вуза, определяет стратегию развития тех или иных направлений деятельности университета. Управленческое решение - это один из необходимых моментов волевого действия руководителей различных подразделений вуза по формированию толерантной стратегии развития.

В вузовской практике имеет большое значение, какие приоритеты по созданию толерантной среды являются основными для деятельности каждого конкретного вуза.

Особое внимание следует уделить взаимодействию руководства вуза, преподавателей и студентов в создании толерантной среды в мультинациональноых университетах. Совместная деятельность руководителей вуза, преподавателей и студентов является эффективным фактором в создании толерантной среды при условии эффективного управления данной деятельностью. Совместную работу целесообразно направлять в русло социокультурной деятельности.

В научной литературе выделяют различные виды толерантности (коммуникативная, межкультурная, профессиональная, межэтническая,

межконфессиональная, межпоколенческая, гендерная и др.)

Одна из основных целей социологического образования в мультинациональном вузе - вооружить будущих менеджеров в системе высшего образования, знанием теоретических и практических основ современной социологии, раскрыть основные понятия межкультурного диалога в условиях многополярного мира, сформировать у студентов интерес к данной науке, обеспечивающей при качественном освоении, успех в социальной и профессиональной жизнедеятельности.

Будущий менеджер в системе высшего образования, как правило, бывает включен в различные виды профессиональной деятельности, в том числе, организационно-управленческой, информационно-аналитической, диагностической, инновационной, методической, воспитательно-образовательной и др. Данные виды деятельности специалиста предполагают успешное освоение студентами базовых вопросов современной социологии в контексте проблемы межкультурного диалога.

В ряду первоочередных мер, направленных на повышение качества университетской подготовки менеджеров в системе высшего образования, целесообразно выделить следующие:

• выдвижение в качестве одной из приоритетных задач университетского образования - формирование культуры толерантности менеджеров в системе высшего образования;

• выделение в содержании нормативных учебных курсов модуля, обеспечивающего целевое качественное формирование базиса социологической культуры, создающего условия для осмысления студентом современных социальных преобразований;

• создание авторских курсов социально-гуманитарного профиля, развивающих личностные потенциалы и профессиональные умения обучающихся, посредством освоения ими базовых социологических знаний и способов практической деятельности в рамках проблемы межкультурного диалога;

• интеграция в аудиторно-внеаудиторной работе содержания социальногуманитарных учебных дисциплин, обеспечивающих развитие гуманистического мировоззрения, освоение знаний и системы социальных ценностей человека;

• создание интегративных учебных курсов и факультативов по проблемам межкультурного диалога;

• использование форм и методов обучения, развивающих у студентов

социологическую культуру и культуру мыследеятельности, стимулирующих у них потребности в творческом стиле жизнедеятельности, перспективы самореализации; объективная, качественная оценка результативности университетского образования студентов в контексте социально-гуманитарной подготовки специалиста;

• более широкая практическая социологическая подготовка студентов (слушателей) в контексте проблемы межкультурного диалога.

Российский университет дружбы народов стал одним из победителей конкурса инновационных образовательных программ приоритетного Национального проекта «Образование». В рамках инновационно-образовательного проекта «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг» (Руководитель

инновационной образовательной программы Филиппов В.М. - д.ф. - м.н., профессор, ректор РУДН), разработан авторский курс «Создание толерантной среды в мультинациональных университетах». Данный опыт целесообразно внедрить в практику обучения в мультинациональных университетах. Однако, проблема формирования культуры толерантности у руководителей, преподавателей, студентов в системе университетского образования требует дальнейшего развития. Целесообразно уделять больше внимания уровню профессиональной подготовки менеджеров в системе высшего образования в области межкультурного диалога и толерантного образования.

Анализ тенденций мирового развития человечества показывает, что чем выше уровень социокультурного разнообразия, тем сильнее проявляется необходимость сотрудничества государства и общества в поиске согласия в самых разных сферах жизнедеятельности современного социума. Инновационное обновление социальнополитической и экономической жизни российского государства обусловило широкомасштабные изменения в системе высшего образования. В настоящее время в мировом сообществе увеличиваются разногласия на политической, социальной, национальной и религиозной почве. Довольно часто выявляется отсутствие культуры толерантной коммуникации в молодежной среде. Именно достижение оптимального уровня развития культуры толерантности у субъектов образовательного процесса становится одним из основных направлений деятельности современного мультинационального университета.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания необходимо:

• сформировать базовые знания о процессах становления и развития толерантной среды в системе университетского образования

• рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к проблеме толерантности;

• сформировать базовые знания о процессах становления и развития толерантной среды в системе университетского образования;

• современные проблемы толерантности в условиях трансформации российского общества;

• проанализировать мировые тенденции создания толерантной среды в мультинациональных университетах;

• определять тенденции и делать прогнозы относительно приоритетов по созданию толерантной среды в классическом университете;

• рассмотреть современные методики определения индексов толерантности в поликультурной образовательной среде;

• перспективы интегративного обучения как средства формирования толерантной среды в мультинациональных университетах;

• сформировать толерантные установки в процессе обучения, позитивную мотивацию в освоении современных методик оценки уровня социальной напряженности в мультинациональных университетах;

• продемонстрировать взаимовлияние инновационных процессов в системе высшего образования и современных преобразований в российском социуме в контексте проблемы непрерывного образования для устойчивого развития.

Данный курс направлен на решение проблем социокультурной и профессиональной подготовки обучающихся. Программа модуля включает теоретический и практический блок.

Курс «Создание толерантной среды в мультинациональных университетах» дает обучающимся возможность познать: теоретико-методологические основы и

характерные особенности толерантных познавательных стратегий; особенности развития толерантностой среды в условиях информационного общества; мировые тенденции создания толерантной среды в мультинациональных университетах, особенности становления и развития толерантной среды в мультинациональных университетах России; методические основы организации толерантной среды в мультинациональных университетах; принципы и методы управления конфликтами в мультинациональных университетах (межэтническими, межконфессиональными и др.); основы методик формирования толерантности у студентов мультинациональных университетов; основы методик формирования толерантности у преподавателей мультинациональных университетов; основы организационной и межкультурной коммуникации; что представляют собой национальные деловые культуры, какова специфика деловой культуры современной России; особенности социального взаимодействия в мультинациональном университете; что представляет собой механизм культурной мотивации и как он действует в условиях мультинационального университета; как можно диагностировать толерантную культуру, определять ее силу, вид, профили; основные особенности адаптации к другим культурам и механизмы реализации стратегии толерантного образования в мультинациональном университете.

В результате изучения курса «Создание толерантной среды в мультинациональных университетах» обучающиеся научатся: выделять факторы, влияющие на создание толерантной среды в мультинациональных университетах; на практике применять современные методики оценки качества и эффективности создания толерантной среды в мультинациональных университетах; анализировать и конструировать различные модели организационного поведения в условиях конфликтных ситуаций в мультинацинальном университете; применять в практике руководителя навыки толерантного общения как залог эффективной деятельности руководителя мультинационального университета; осуществлять стратегическое управление персоналом в условиях мультикультурной среды вуза; уметь формулировать собственные практические суждения на основе информации, полученной в ходе аудиторных занятий по проблеме создания толерантной среды в мультинациональном университете. Менеджеры в системе высшего образования имеют возможность познакомиться с базовыми знаниями и умениями, обеспечивающими повышение эффективности принятия управленческих решений по созданию толерантной среды в мультинациональном университете.

Программа предназначена для реализации дополнительной образовательной подготовки работников международных служб высших учебных заведений и образовательных учреждений, а также для магистров, как в Российской Федерации, так и зарубежных стран. Курс разработан на основе современных научных представлений о проблеме толерантности в условиях информационного общества. В УМК на основе комплексного подхода представлена инновационная модель создания толерантной среды в мультинациональных университетах.

При изучении данного курса используется проведение занятий в интерактивной форме, широкое использование современных средств визуальной коммуникации; проведение тренингов; проведение тематических « круглых столов»; проведение ролевых игр; использование дополнительных источников, представленных в аудиовизуальной форме; непрерывный текущий контроль усвоения материала. Предлагаются учебные пособия и другие публикации, отражающие современные тенденции развития проблемы толерантности; публикации отечественных и зарубежных специалистов, аналитические и информационные материалы авторитетных международных и национальных организаций и учреждений.

Осуществляется активизация самостоятельной работы и оптимизация контроля и оценки результатов обучения за счет использования кредитно-модульной системы реализации курса и балльно-рейтинговой системы оценки знаний с непрерывным текущим контролем выполнения учебного плана и акцентом на активные формы усвоения практических навыков по созданию толерантной среды в мультинациональных университетах. Активно используются практические индивидуальные задания для самостоятельной работы по темам курса (упражнения, творческие задания и проекты, эссэ, кейс-стади и др.).

Основные факторы, влияющие на создание толерантной среды в мультинациональных университетах: поликультурная среда жизнедеятельности

студента, профессиональные потребности будущего специалиста; толерантное отношение молодого человека к различным культурам; открытость высшего образования; социокультурная направленность совместной деятельности администрации вуза, преподавателей, студентов, персонала вуза; социокультурная внеаудиторная деятельность студентов; профессионализм и личностные качества преподавателя; интеграция аудиторной и внеаудиторной работы (включая межпредметную интеграцию); использование активных методов обучения в процессе формирования толерантных установок; эмоциональная открытость к представителям различных культур в процессе взаимодействия; гуманизация отношений «администрация вуза - студент», «администрация вуза - персонал», «педагог -студент», «студент - студент», «студент - персонал вуза»; позитивный моральнопсихологический климат в студенческом коллективе; потребность студента в самосовершенствовании; способность молодого человека воспринимать универсальное и специфическое в различных культурах; направленность студента на изучение языковых и культурных систем.

Совместная деятельность руководителей вуза, преподавателей и студентов является эффективным фактором в создании толерантной среды при условии эффективного управления данной деятельностью. Совместную работу целесообразно направлять в русло социокультурной деятельности. В аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов создаются возможности эффективного решения проблемы толерантного взаимодействия в мультинациональном университете. Даже если существует вполне позитивная тенденция к созданию условий для самостоятельного решения студентом проблемы, вопроса, задания, руководитель любого подразделения вуза и преподаватель могут профессионально управлять социально ориентированной работой будущего специалиста.

Руководители вуза и преподаватели, осуществляя сотрудничество со студентом, передают ему не только научные знания, развивают не только практические умения по учебным курсам, но формируют мировоззрение, обеспечивающее молодого человека способностью осуществлять оценку окружающего мира и себя в этом мире. Окружающий мир состоит из социальных взаимодействий, контактов людей, разных не только по возрасту, полу и образованию, но и по национальности и вероисповеданию. Правильно войти и осуществить взаимодействие с людьми иной культуры - важнейшее

качество будущего социолога как личности и профессионала. В современном мире специалист не может быть признан таковым, если он не обладает коммуникативными умениями, в том числе умениями общаться с представителями разных культур и национальностей.

Совместная творческая деятельность студента с преподавателями и руководством вуза позволяет ему правильно оценить социокультурную ситуацию, сформировать потребность в толерантном взаимодействии. С этой целью, в системе аудиторной и внеаудиторной деятельности, оказывается возможным использовать вариативные формы и методы сотрудничества руководителей вуза, преподавателей и студентов. Среди них могут быть конференции и деловые встречи с профессионалами разных народов и государств, совместная творческая профессиональная деятельность в рамках научно-исследовательских или культурно-досуговых проектов. Взаимодействие студентов с руководителями университета и преподавателелями позволяет успешнее осваивать необходимые для толерантного взаимодействия знания и опыт, использовать их в реальных условиях профессиональных или личных контактов. Чувствуя рядом заинтересованного в успехе руководителя любого подразделения вуза, педагога, студент стремится расширить и углубить полученные от него знания и опыт создания толерантной среды жизнедеятельности. Данное взаимодействие развивает у будущего специалиста самооценку толерантного поведения, интерес к объективной оценке своих действий наставниками.

Совместное с руководителями и педагогами выполнение различных видов деятельности, стимулирует у студентов потребность в толерантном взаимодействии, так как обнаруживает, что таковое не только удовлетворяет его профессиональную или личную потребность, но развивает интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы его личности, что обеспечивает личностный и профессиональный роста молодого человека.

Осуществляя работу по развитию у будущих специалистов потребности в толерантном взаимодействии, руководство университета, факультетов и преподаватели успешно используют внеаудиторную деятельность социокультурной направленности. Данная работа чаще всего строится на основе массовых и групповых занятий. Преподаватели и студенты проводят фестивали, вечера встреч с представителями различных культур, людьми разных национальностей. Такие мероприятия обеспечивают активность и самодеятельность будущих специалистов, стимулируют у них интерес к освоению новых знаний и навыков толерантного взаимодействия. В процессе подготовки и проведения внеаудиторных занятий студент готовится к реальному взаимодействию, включаясь в различные формы деловых игр, осуществляя анализ конкретных ситуаций.

Социокультурная направленность деятельности студентов может обеспечиваться руководством вуза и преподавателями за счет установления реальных контактов с представителями различных профессиональных сообществ и выступать как значимый аспект в понимании специфики содержания и процесса корпоративной деятельности специалистов разных государств, национальностей, а также особенностей стиля их профессиональной деятельности и отношений между руководством и персоналом, между персоналом и студентами в данной организации.

Поликультурная среда жизнедеятельности студента стимулирует у будущих менеджеров интерес к освоению опыта межкультурного взаимодействия. Взаимодействие с представителями различных культур связано с необходимостью проявлять современные знания в области культуры толерантности. Кроме того, во взаимодействии с людьми разных национальностей значимым является не только знание языка и культуры партнера, но умений реализовать таковые для успешной межкультурной коммуникации в условиях мультинациональных университетов.

Влияние профессиональной компетентности руководителя и преподавателя высшей школы в работе по развитию у будущих специалистов потребности в межкультурном взаимодействии, создании толерантной среды жизнедеятельности в учебной группе, на факультете, в университете неоспоримо. Это проявляется, прежде всего, в комплексности проблемы по подготовке менеджеров в сфере высшего образования в условиях мультинациональных университетов.

Список литературы:

1. Казаренкова Т.Б. Создание толерантной среды в мультинациональных университетах. М.: РУДН, 2008.

2. Клементьев Д.С., Казаренкова Т.Б. Социологическое образование как

фактор повышения эффективности управленческих решений // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2008. № 1.

3. Проблемы межкультурного и межконфессионального диалога в системе высшего образования в Европе. М.: РУДН, 2008.

4. Садовничий В.А. Предисловие // О научных исследованиях и научных

школах. Евразийское пространство / Ред. кол.: В.А. Садовничий и др. М.: Издательство Московского университета, 2010.

5. Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialog. UNESCO World Report, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.