РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ Юнусходжаев И.С.
Юнусходжаев Икром Султанович - преподаватель испанского языка, кафедра практики испанского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, РеспубликаУзбекистан
Аннотация: до настоящего времени в науке отдельно рассматривались процесс обучения иностранным языкам и процесс развития коммуникативной культуры личности. В статье определяется возможность развития коммуникативной культуры при обучении испанскому языку. В традиции методика преподавания испанского языка не так широко представлена, как, например, методика преподавания английского, немецкого, французского языков. Наблюдается необходимость в исследовательских работах на данную тему. В данной работе рассматривается процесс изучения языка не только с точки зрения собственно лингвистики, но и с точки зрения развития культуры, в частности, коммуникативной культуры учащихся. Целью работы является проведение констатирующего эксперимента с помощью анкетирования среди студентов, изучающих испанский язык как специальность.
Ключевые слова: лингвистика, педагогика, методика преподавания, коммуникативная культура, коммуникативная методика, испанский язык, обучение испанскому языку.
DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATION CULTURE WHEN
TEACHING SPANISH Yunuskhodzhaev I.S.
Yunuskhodjaev Ikrom Sultanovich - Spanish Language Teacher, DEPARTMENT OF SPANISH LANGUAGE PRACTICE, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: until now, science has considered separately the process of teaching foreign languages and the process of developing a communicative culture of an individual. The article defines the possibility of developing a communicative culture in teaching Spanish. In the tradition, the methodology of teaching Spanish is not as widely represented as, for example, the methodology of teaching English, German, French. There is a need for research work on this topic. This paper examines the process of learning a language not only from the point of view of linguistics itself, but also from the point of view of the development of culture, in particular, the communicative culture of students. The aim of the work is to conduct a stating experiment using a survey among students studying Spanish as a specialty.
Keywords: linguistics, pedagogy, teaching methods, communicative culture, communicative methodology, Spanish language, teaching Spanish.
УДК 070.378.174
В условиях формирования глобального информационного общества актуализируются вопросы коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, взаимопонимания. Поэтому профессиональная деятельность молодого специалиста имеет ярко выраженный коммуникативный характер: в ней предельно значимы вопросы общения. В связи с этим целью современной системы образования и воспитания становится развитие коммуникативной культуры личности [1. c 220]. С позиции социального и деятельностного подходов культура личности является компонентом культуры общества. Развитая культура дает возможность выработать практические навыки в разных сферах деятельности и обогатить духовный мир человека. В свою очередь, коммуникативная культура представляет собой значимую часть культуры личности.
Понятие «коммуникативная культура» до сих пор не обладает строгим научным определением. Кроме того, разные авторы говорят о смежных явлениях, которые они называют коммуникативным совершенством, речевой компетентностью, коммуникативной грамотностью, социолингвистической компетентностью, вербальной коммуникативной компетентностью, коммуникативными способностями, коммуникативными умениями и др. В данной работе наиболее оптимальным представляется использование термина «коммуникативная культура» [2. c 12]. Предыдущие термины отражают лишь одно из свойств личности, в то время как коммуникативная культура - более широкое, комплексное
понятие, объединяющее эмоциональную культуру, культуру мышления, культуру речи, врожденные и приобретенные способности, знания, умения, регулирующие процесс общения.
В связи с возросшей в XX веке мобильностью людей, развитием средств массовой информации, усилением тенденции к глобализации лингвистами и методистами были пересмотрены взгляды на цели и содержание обучения иностранным языкам. Совершенно очевидной явилась необходимость формировать умение учащихся употреблять языковые средства адекватно ситуации общения. Социолингвистика доказала значение языка как средства осуществления социального взаимодействия, что явилось причиной возникновения коммуникативно-ориентированного метода [3. c 48]. Также этому поспособствовали прагматика, теория речевых актов, дискурсивный анализ.
Прагматика способствует уточнению целей обучения, так как рассматривает язык не как систему языковых форм, а как аспект человеческих действий. Речевой акт соотносится со способом вербализации намерения говорящего и отражает социальный, психологический и лингвистический аспекты языка. Коммуникативный метод опирается на речевые акты, что приводит к смещению акцентов в обучении языку от структуры к коммуникативным функциям, и задачей обучения становится усвоение учащимися средств, важных для общения.
Следует отметить, что проблема коммуникативного взаимодействия является актуальной в условиях формирования глобального информационного общества. По этой причине профессиональная подготовка выпускников вузов обладает ярко выраженным коммуникативным характером, особенно это относится к специалистам по иностранным языкам. В связи с этим повышение коммуникативной культуры личности становится целью и содержанием обучения иностранным языкам. И в завершение поясним, что коммуникативная культура представляет собой комплекс сформированных знаний, норм, ценностей, навыков, мотивов, образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно, непринужденно реализовывать их в общении, контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Список литературы /References
1. Андреев В.И. Образование и саморазвитие. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. № 4(14).
2. Бастрикова Е.М. Развитие коммуникативной компетенции иностранных студентов в условиях межпредметного взаимодействия: дис. канд. пед. наук. Казан. гос. ун-т. Казань: Б. и., 2005.
3. Васильева Г.М. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: Обзор основных направлений методической мысли в России / СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.