Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ГРАМОТНОСТЬ ТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ PIRLS'

РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ГРАМОТНОСТЬ ТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ PIRLS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / ЧТЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ОСМЫСЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахориддинова Шахзода Фархадовна

В статье раскрыты цели и задачи участия Республики Узбекистан в международной программе по оценке качества знаний учащихся общеобразовательных школ. Это позволит определить уровень знаний школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ГРАМОТНОСТЬ ТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ PIRLS»

10. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.09.2018 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области корпоративного, проектного управления».

11. Проект указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации государственной программы «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2020.strategy.uz/farmonuz/ (дата обращения: 29.09.2020).

РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ГРАМОТНОСТЬ ТЕКСТА НА ПРИМЕРЕ PIRLS Бахориддинова Ш.Ф.

Бахориддинова Шахзода Фархадовна - магистрант, кафедра общей педагогики,

Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыты цели и задачи участия Республики Узбекистан в международной программе по оценке качества знаний учащихся общеобразовательных школ. Это позволит определить уровень знаний школьников.

Ключевые слова: ученик, учитель, чтение, понимание, осмысление, развитие, международная программа, качество знаний.

Содержание проводимых реформ в сфере образования в Узбекистане направлено на то, чтобы качество образования полностью отвечало требованиям сегодняшнего дня. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 23 августа 2019 года на видеоконференции по развитию народного образования, повышению квалификации и престижа учителей в обществе, повышению морального духа подрастающего поколения подчеркнул, что «развитие школьного образования должно стать для нас великой национальной целью, общенациональным движением» [1].

Сегодня еще более отрадно, что в сфере непрерывного образования создаются оптимальные условия для гармоничного развития каждой личности. Для эффективного развития систем образования в странах мира созданы общие программы по оценке качества обученности детей. Одной из международных программ по оценке качества знаний у учащихся общеобразовательных школ является международная программа PIRLS.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - это международная система оценки качества чтения и уровня понимания прочитанного текста учащимися начальной школы в разных странах. Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах [2]. По результатам последнего исследования, которое проводилось в 2016 году, Российская Федерация стала лидером среди других стран мира.

Инициатива участия Узбекистана в исследовании PIRLS в 2021 году была встречена международной ассоциацией оценки образовательных достижений бурными аплодисментами, и примечательно, что организация предоставит всю необходимую помощь и рекомендации.

Целью международной ассоциации оценки образовательных достижений является стратегическое партнерство национальных исследовательских институтов, исследовательских агентств, ученых и аналитиков, работающих над оценкой и улучшением образования во всем мире. В этой сети некоммерческих и независимых организаций участвуют более 60 стран и более 100 учебных заведений.

Сегодня в исследовании PIRLS участвуют более 50 стран. Целью этого международного исследования является выявление и оценка конкретных характеристик системы

образования, которые приводят к разным достижениям учащихся начальной школы в странах с разными системами образования. Такие исследования имеют большое значение для рабочих, ученых, методистов, студентов, родителей и представителей общественности в области общественного образования.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об участии в международном исследовании PIRLS, проводимом Организацией экономического сотрудничества и развития» нацелено на подготовку и проведение данного тестирования в будущем году. Государственная инспекция по контролю качества образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Андреа Неттон, директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) в Амстердаме, готовятся к участию нашей страны в системе оценивания PIRLS-2021. Эта договоренность с ОЭСР об участии школьников Узбекистана в международном оценочном исследовании PIRLS-2021 поможет решить организационные вопросы, связанные с участием в данном исследовании, с его условиями, этапами проведения исследования, руководящими принципами эффективной организации исследования.

В нашей республике в настоящее время идёт интенсивная подготовка к участию учащихся общеобразовательных школ в данной программе в 2021 году. Участие школьников в оценке качества знаний позволит оценить качество знаний учеников, разработать меры и рекомендации по устранению имеющихся пробелов в системе общего среднего образования в области математики, естественных наук и навыков чтения.

Сегодня для каждого учителя общеобразовательной школы является важной задачей обогащение своих знаний о международной системе оценивания и осуществление подготовки обучающихся к экзаменам PIRLS. Проводимые в нашей стране реформы в области образования заложат фундаментальную основу для формирования квалифицированных кадров для будущего республики.

Внедрение новых систем оценивания в образование и новых технологий является одной из конструктивных задач текущих реформ. Примечательна то, что работа по подготовке к участию в международной программе проводится в нашей стране с учётом развития цифровой экономики.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/ru/politics/razvitie-shkolnogo-obrazovaniya-dolzhno-stat-vsenarodnym-dvi-23-08-2019/ (дата обращения: 20.09.2020).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/PIRLS/ (дата обращения: 22.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.