Чугрина Оксана Романовна
кандидат исторических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР»
Дехтярь Светлана Александровна
магистрант кафедры Теории управления и государственного администрирования ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР»
(г. Донецк, ДНР)
УДК: 159. 923
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УПРАВЛЕНЦА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSONALITY OF THE MANAGER IN EDUCATIONAL PROCESS
Обоснованы и разработаны содержательные особенности развития творческой личности управленца в образовательном процессе, а также методы, способы и педагогические условия, способствующие её реализации в процессе обучения.
Ключевые слова: творчество, творческое мышление, творческие способности, стиль мышления, продуктивность мышления, мотивация мышления, творческая личность.
Substantial features of development of the creative personality of the manager in educational process, and also the methods, ways and pedagogical conditions promoting its realization in the course of training are proved and developed.
Keywords: creativity, creative thinking, creative abilities, thinking style, efficiency of thinking, motivation of thinking, creative personality.
В соответствии с социальным заказом подготовка специалистов высшего управленческого образования основывается на теоретико-методологических основах развития творческих способностей субъектов управления.
Такие специалисты должны обладать комплексом профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, отвечающих процессу становления Донецкой Народной Республики, творчески решать современные проблемы, брать на себя роль лидера, вести за собой других. Это обусловлено необходимостью роста требований к качествам творческой личности управленца. Поэтому высшая школа должна адекватно реагировать на социальный заказ, способствовать развитию творческих способностей субъектов управления.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача высшего профессионального образования, ведь этот процесс пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Цель исследования - определить понятие творческого мышления и способы развития творческой личности управленца в образовательном процессе.
В научной литературе большое количество мнений относительно исследуемого понятия. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом, которое переросло в противопоставление, т.к. большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности [5, с. 134].
На данный момент существует множество различных определений понятия творчества. Пока психологи единодушны только в одном: в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты, но проблема творческого мышления - это, в первую очередь, проблема продуктивного мышления (т.е. характеризуется результатом - чем-то субъективно новым, что создал человек).
Необходимо отметить, что творческое мышление - это именно способ мыслить, определенный процесс, который ведет к созданию нового. О роли творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует тот факт, что научно-технические проблемы выдвигались сначала искусством, а уже потом (часто через столетия и даже тысячелетия) решались наукой и техникой.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями человека понимаются индивидуальные психологические особенности, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в особом видении мира, воображении, фантазии, своей точке зрения на окружающую действительность и управленческую деятельность [2, с. 565]. Эмпирическое изучение творческого мышления в психологии проводится с использованием следующих методов:
• анализ процесса решения так называемых малых творческих задач (или задач на смекалку), требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает;
• использование наводящих задач. В этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной;
• использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз, заново
находя решения. Творческий человек попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения;
• некоторые шкалы личностных опросных листов и проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого начала в мышлении человека;
• специальные тесты, основанные на решении задач так называемого открытого типа (т.е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений).
По результатам эмпирического изучения творческого мышления выделяются отличительные особенности творческой личности. Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Творческие люди, по сравнению с остальными, являются более отстраненными (сдержанными), способны к абстрактному мышлению, склонны к лидерству, более серьезны, смелы и чувствительны, практичны, обладают очень богатым воображением, либеральны, социально смелы (свободно трактуют правила), открыты опыту и самодостаточны.
Помимо эмоциональной составляющей, важным отличием творческой личности является система мотивации: потребность, стремление, заинтересованность (а также - страсть, порыв) очень важны в творчестве. Система мотивации является движущей силой, основой человеческого поведения в целом, а особенно для творческой личности [1, с. 317].
Ученые отмечают, что высокий уровень творческих способностей не всегда подразумевает высокий интеллект. И наоборот. Но творческой личности необходимо развивать эти две составляющие: творческое мышление и интеллект. Отсутствие знаний, умений, мастерства трудно заменить вдохновением и часто даже талантом. Кроме того, у людей с высокими творческими способностями, но низким интеллектом сильно страдают личностная и социальная сферы: такой человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Наоборот, при сочетании высокого уровня творческих способностей с высоким интеллектом творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Сочетание интеллекта и творческих способностей предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.
Методики развития творческого потенциала основываются на двух основных утверждениях психологов, изучавших процесс развития креативности у людей и условия его успешного результата. Так, психологи утверждают, что основы повышения творческого потенциала лежат глубоко в нашем сознании. Любой человек для достижения хороших результатов по развитию творчества должен:
1. Быть уверенным в себе (самоутверждение).
2. Верить в свои творческие способности.
Несмотря на банальность этих истин, именно эти два фактора сдерживают развитие подавляющего большинства людей. И до тех пор, пока человек не осознает эту проблему и не изменит свое отношение к себе, какие бы креативные методики он не применял, хороших результатов не будет.
Степень же проявления творческих способностей зависит не только от их развития и/или одаренности, но и в значительной мере от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации: чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя. На уровень внутренней мотивации к творчеству оказывают влияние следующие факторы: интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки; самооценка; стабильность эмоционального состояния.
В связи с этим в образовательном процессе высшей школы используют следующие методы стимулирования проявления творческих способностей:
• расширение круга интересов личности, самоидентификация с другой личностью могут помочь минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов. Переключение внимания и смена деятельности могут способствовать снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (шаблонный или негативный опыт выполнения аналогичной или схожей деятельности);
• поскольку для проявления творческих способностей очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Необходимо отметить, что, хотя отдельные исследователи считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на нетворческих людей, в истории имеются примеры проявления обратного. Необходимо отметить что, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации: в отдельных случаях они могут, как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю мотивацию. При этом не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки;
• исследователи биографий творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливаются относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс либо положительный стресс (например, переживание эйфории
влюбленности). Это предполагает применение таких методов, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества).
Стиль мышления во многом зависит от системы образования в целом. В педагогической психологии выделяются две парадигмы обучения: авторитарная и личностно-ориентированная. Цели педагогической деятельности в контексте авторитарной педагогики определяются господством дидактической задачи, где доминирует объяснительно -иллюстративный метод. Суть его сводится к тому, что преподаватель передает предусмотренную программой готовую «систему знаний», а обучающий должен воспринять рассказ, выучить по учебнику соответствующий материал и его пересказать. То есть, в условиях реализации данной парадигме обучения, обучающийся не включен в процесс активного поиска. «Открытия» новых явлений и фактов, т.е. традиционное образование не ставит перед собой цель развития у них творческого мышления.
Альтернативой авторитарной педагогике является педагогика гуманизма, объектом которой определяется личность обучающихся. По результатам изучения педагогика гуманизма характеризует личностно-ориентированное обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Преподавание при этом должно носить характер не трансляции информации, а активизации и стимуляции учения: поощрение активного творческого мышления, гибкости суждений, быстроты и оригинальности ответов. Творческое мышление развивается только в той ситуации, когда обучающиеся сталкиваются с учебными проблемами, для решения которых нет готовых образцов.
Ученые и практики отмечают, что в творчестве не бывает «неправильных» ответов «правильно - неправильно» [3, с. 152]. Самый эффективный способ развивать творческий потенциал - это максимально снизить внешнее, формальное оценивание, которого чересчур много в учебном процессе, и направить обучающегося к процессу самооценивания.
Творческую личность управленца в образовательном процессе можно сформировать, создав условия для самообразования. Продуктивность мышления зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата.
Условия или факторы, влияющие на развития творческой личности управленца в образовательном процессе, бывают двух видов: ситуативные и личностные. Личностные факторы - это устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относят: лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, желание быстро
найти решение, слишком сильная или слишком слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, страх, повышенная самоцензура и другие.
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят: конформизм; неуверенность в себе; а также слишком сильную уверенность; эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других. Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; отсутствие комфортности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.
По результатам исследования, можно сформулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок ученые отмечают: творческая личность - это свободная личность.
К методам стимуляции творчество обычно относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счет использования алкоголя и барбитуратов, наркотических веществ; применения гипноза; применение методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении. Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др. Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания. Важная задача преподавателя - уменьшить «антитворческий» эффект обучения.
В образовательном процессе высшей школы применяются такие научные методы развития творческой личности управленца. К ним относятся: так называемые «врожденные методы мышления» (проб и ошибок, мышление по аналогии, мышление по ассоциации и здравого смысла); метод контрольных вопросов; метод морфологического анализа; метод РТВ (развитие творческого воображения); метод развития классических видов мышления, к которым относятся: диалектическое мышление, системное мышление, функциональное мышление, синергетическое мышление и логическое мышление; метод мышления противоречиями; метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) [4, с. 334].
Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучающихся в самом процессе обучения. В ходе обучающей игры будущий управленец получает возможность закрепить пройденный материал, а также получить навыки устной коммуникации со своими коллегами, развивают творческий потенциал, вырабатывают уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, получают понятие о том, что в большинстве реальных ситуаций не бывает единственно верного решения [6, с. 221-222].
Таким образом, развитие творческой личности управленца в образовательном процессе обусловлено тем, что её практическая реализация способствует раскрытию его творческого потенциала, интересов, способностей, возможностей, субъектной позиции. Все это создает фундамент для эффективного формирования профессиональной компетентности управленцев.
Совершенствование высшего профессионального образования требует перевода дидактической системы с традиционных, преимущественно информативных методов обучения на такие, которые активизируют, стимулируют творческие способности и нестандартное решение проблем и поэтому обеспечивают перспективную ориентацию студентов в выбранной профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 3. / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2012. - 317 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 565 с.
3. Иванченко Г.В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции / Г. В. Иванченко, М. Ю. Казарян, Н. В. Кошелева. - М.: Смысл, 2012. - 152 с.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - М.: Питер, 2009. - 334 с.
5. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: Монография / А.И. Санникова. - Пермь: Пермск. Гос. Пед. Ун-т, 2000. - 134 с.
6. Чугрша О. Р. 1нновацшш тдходи щодо оргашзаци педагопчно'1 дiяльностi у вищш школi / О. Р. Чугрша / Творчий розвиток суб'екпв управлшня: концептуальш засади та практика: монографiя / О. С. Поважний, С. Ф. Поважний, О. К. Любчук, Ю. М. Комар та ш. - Донецьк: СПД Купрiянов В.С., 2010. - С. 218-223.