ОБРАЗОВАНИЕ Грачева А.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: в статье исследуются отечественные и зарубежные подходы к понятию креативного мышления. Рассматриваются современные взгляды на креативность в образовательной системе.
Ключевые слова: креативность, творческое мышление, индивидуальность, личность, обучение.
Abstract:the article investigates domestic and foreign approaches to the concept of creative thinking. Discusses modern views on creativity as a process in the educational system
Key words: creativity, creative thinking, individuality, personality, training.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценностей приобретаемых студентами знаний. Современному обществу нужен творческий специалист способный самостоятельно ориентироваться в потоке новой информации. Уметь критически мыслить, отстаивать и защищать свою точку зрения. Все чаще и чаще в перечнях требований к кандидатам на самые разные должности встречаются креативность и творческое мышление.
Раскрытие творческой индивидуальности студента должно привести к формированию у него потребности в самообразовании как свойства личности. Необходимость разрешения противоречия между наличием проблемы и невозможностью ее разрешения при данных конкретных условиях рождает потребность в дополнительной информации. Все это воздействует на мотивационную сферу личности студента, формируя познавательные потребности [1-3].
Под термином креативность понимается способность порождать необычные идеи, отклонения в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
К проблеме креативности в своих исследованиях обращались такие психологи как Д. Б. Богоявленская, Н. М. Азарова, О. И. Глазунова, К. Джорджтаун, А. Я. Дорфман, К. А. Торшина и другие. В современной
психологической науке проблема креативности занимает очень важное место как проблема развития личности.
По результатам проведенного анализа зарубежной и отечественной литературы можно сделать вывод о является способность личности устанавливать связи между различными предметами, явлениями в окружающем нас мире. Эти связи приведут к открытию новых взглядов, навыков, способов действия.
Креативное мышление - сложный психический процесс, включающий в себя восприятие материала, его осмысление, запоминание, анализ и синтез. Овладение данным процессом дает возможность свободно пользоваться полученными знаниями и умениями в разных ситуациях. Дает возможность по-разному оперировать, придумывая нестандартные, оригинальные и интересные решения.
Ученые выделяют следующие качественные характеристики творческого мышления:
- дивергентность - способность выйти за пределы обычных представлений увидеть объект с разных сторон и обнаружить новые способы его применения;
- гибкость - способность находить и принимать множество решений;
- оригинальность - необычность, самобытность идей и решений;
- самостоятельность - способность принимать решения без помощи извне;
- новизна - отсутствие аналогов процессу или результату в объективной действительности.
В настоящем времени мышление привлекает к себе гораздо больше внимания, чем раньше. Все крупные фирмы называют себя «творческими корпорациями». Скорость происходящих изменений, потребность в креативности и возрастающая конкуренция делают творческие способности качеством, которое нельзя игнорировать. Молодым людям, определившимся и определяющимся с выбором профессии, важно знать свой уровень креативности и возможности их развития.
Дж. Брунер рассматривает развитие креативного мышления как три одновременно протекающих процесса: получение новой информации; преобразование, приспособление информации и проверка, контроль, оценка [4] .
В работах отечественных психологов креативность рассматривается как универсальная, творческая способность. Творческое мышление это независимость в сложных ситуациях, как
компонент умственной одаренности, как качество несводимое к интеллекту.
Важным фактором, стимулирующим креативность студентов, являются интеллектуальные, логические задачи. Они раскрывают и приводят в движение познавательные процессы, формируют умственную деятельность. Творческая реконструкция основных структурных компонентов задания, включение их в новые системы связей активно содействуют формированию самостоятельности мышления, развивают оригинальность и находчивость ума.
Психологическими условиями креативности являются внутренние ресурсы. Запрос конкретной профессиональной деятельности студента, личная мотивация на деятельность, социальная направленность и внутренний локус контроль.
Опора на прошлый опыт студента может положительно повлиять на развитие креативного мышления. Студент, вспоминая о похожих задачах, которые ему встречались ранее, и о недостаточно эффективном решении их традиционными способами, будет искать новые пути решения, более оригинальные. Так же студент, студент может использовать в обучении примеры поступков творческих людей, как наличие позитивного образца, что положительно влияет на развитие креативности. Важно учитывать при развитии креативности, что студенты готовы усваивать только те знания, в которых видят личностный смысл, практическую значимость, заинтересованность.
Для развития креативного мышления важное значение имеют субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента. Данный вид сотрудничества превращает учебный процесс в фактор развития человеческих гуманных отношений. В нем студент становится соавтором педагогического процесса, который творит преподаватель. В совместной работе педагога и студента каждый решает свою жизненную задачу, взаимно помогая друг другу.
Творческое мышление является новой психологической проблемой, в психологии, которая начала свое изучение в 50- 60-х годах. В связи с этим было обнаружено отсутствие связи между традиционными тестами интеллектуальных способностью и успешностью решения проблемных ситуаций. Особая способность по-разному использовать данную в задание информацию, управлять и располагать имеющимися данными была названа креативностью. Многие ученые связывают креативность с творческими достижениями личности.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способностей личности к творчеству.
При раскрытии креативности у студента происходит формирование потребности в самообразовании как свойстве личности. Разрешения противоречия между наличием проблемы и невозможностью ее разрешения при данных конкретных условиях рождает потребность в дополнительной информации. Тем самым воздействует на мотивационную сферу личности студента, формируя познавательные потребности. Креативность - процесс приема информации, смысловой обработки, сохранения полученных знаний, умений, навыков и применения их в разных нестандартных ситуациях.
Для развития креативности в процессе обучения необходимо создавать специальные условия, а также осуществлять воздействия с тем, чтобы вызвать у студентов нужные, запланированные изменения в сознании, мышлении, поведении и отношениях.
Раскрытию творческого мышления студентов способствует также и внеучебная деятельность. Внеучебная деятельность реализуется посредством привлечения студентов к участию в выставках, конкурсах, различного рода кружках. Тем самым помогает им адаптироваться в конкретных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы. Внеучебная деятельность помогает студентам бороться со своим комплексами и недостатками.
Большими возможностями для формирования творческо-поисковой позиции личности располагает научно-исследовательская работа студентов, которая организуется в рамках учебного процесса. При ее выполнении студент может проявить инициативу, наблюдательность, интерес к близкой ему проблеме. Исследовательская работа студентов становится продуктивной, если придать ей коллективный, групповой характер [5-6].
Таким образом, процесс формирования творческого мышления должен строиться в форме проблемного обучения, которое предусматривает постоянную постановку и разрешение учебных и профессиональных проблем. Задаче формирования опыта творческого мышления студентов возможно подчинить все организационные формы обучения. Лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся во внеаудиторное время должны строиться по принципу проблемности.
Список литературы
1. Изотова Н.Н. Влияние норм традиционной японской морали на
формирование концепта «счастье» // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 3. С. 253-258.
2. Кизин М.М. Методы воспитания в процессе занятий театральным искусством // Среднее профессиональное образование. 2014. № 3. С. 6-9.
3. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии - СПб.: Питер, 2009 - 443 с.
5. Кизин М.М., Белоусова А.С. История музыкально-театрального творчества детей в России. - Москва, 2016. - 206 с.
6. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.
Козлов А.А., Яковлева С.Н., Ноздря О.Д., Батищев А.В.
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
Ключевые слова: информация, информационное загрязнение, информационная безопасность, Интернет, мобильный Интернет.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы «загрязнения» информационного пространства, анализируются предпосылки и последствия данного явления. Делается вывод о необходимости обеспечения безопасности личности, принятия мер по предотвращению распространения некачественной информации.
Keywords: information, information pollution, information security, Internet, mobile Internet
Abstract: The article considers problems of "pollution" of information space and analyzes prerequisites and consequences of this phenomenon. It draws the conclusion about the need of personality safety, of taking measures to prevent distribution of low-quality information.
Ни для кого не секрет, что большинство стран на данный момент переживает процесс перехода к качественно новой фазе развития, именуемой «информационным обществом». Становление данного