Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / МНОГО ВАРИАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ / ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ / СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Мария Викторовна, Газилов Магомед Газилович, Логинова Наталия Юрьевна, Костоварова Валентина Васильевна

В данной статье рассматривается тема формирования творческого потенциала у студентов неязыкового вуза на занятиях по иностранному языку. В современных условиях на рынке труда приоритет отдается специалистам, обладающим творческим мышлением, способностью предлагать оригинальные, мультивариативные решения проблем. Авторами разработана и структурирована методика, включающая в себя систему заданий, направленных на последовательное формирование и развитие конвергентного типа мышления и, как следствия, творческого потенциала у студентов вуза. Система заданий состоит из следующих блоков: 1) создание атмосферы - предпосылок для творческой деятельности - погружение в мир искусства; 2) конкретные задания с четкими инструкциями; 3) создание продукта по данному образцу; 4) непосредственно творчество - создание своего нового продукта. Отмечается важность поддержки, создания комфортного психологического климата на занятиях. В результате исследования авторы приходят к выводу, что созданная схема является достаточно эффективной для работы со студентами, обучающимися на различные специальности и в разных форматах обучения, как очном, так и дистанционном. В результате систематической работы формируется навык творческого подхода к решению задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Мария Викторовна, Газилов Магомед Газилович, Логинова Наталия Юрьевна, Костоварова Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVITY OF STUDENTS IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

This article examines the topic of the formation of creativity among students of a non-linguistic university in a foreign language class. In modern conditions on the labor market, priority is given to specialists with creative thinking, the ability to offer original, multivariate solutions to problems. The authors have developed and structured a methodology that includes a system of tasks aimed at the consistent formation and development of a convergent type of thinking and, as a consequence, the creative potential of university students. The task system consists of the following stages: 1) creating an atmosphere which prerequisites for creative activity - immersion in the world of art; 2) specific tasks with clear instructions; 3) creation of a product according to a given sample; 4) creativity itself - the creation of a completely new product. The importance of support, creating a comfortable psychological climate in the classroom is noted. As a result of the study, the authors have come to the conclusion that the created scheme is quite effective for working with students enrolled in various specialties and in different formats of training, both full-time and distance. As a result of systematic work, the skill of a creative approach to problem solving is formed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENCE AND EDUCATION

УДК 372.881.1

DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-66-76

Развитие творческого потенциала студентов в неязыковом вузе на

занятиях по иностранному языку

ГРУЗДЕВА Мария Викторовна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) Старший преподаватель: e-mail: mariya.gruzdeva@mail.ru

ГАЗИЛОВ Магомед Газилович

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) Профессор:

e-mail: mag.wizard@yandex.ru ЛОГИНОВА Наталия Юрьевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) Старший преподаватель; e-mail: snare64@mail.ru

КОСТОВАРОВА Валентина Васильевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) Старший преподаватель: e-mail: vvtelesh63@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается тема формирования творческого потенциала у студентов неязыкового вуза на занятиях по иностранному языку. В современных условиях на рынке труда приоритет отдается специалистам, обладающим творческим мышлением, способностью предлагать оригинальные, мультивариативные решения проблем. Авторами разработана и структурирована методика, включающая в себя систему заданий, направленных на последовательное формирование и развитие конвергентного типа мышления и, как следствия, творческого потенциала у студентов вуза. Система заданий состоит из следующих блоков: 1) создание атмосферы - предпосылок для творческой деятельности - погружение в мир искусства; 2) конкретные задания с четкими инструкциями; 3) создание продукта по данному образцу; 4) непосредственно творчество - создание своего нового продукта. Отмечается важность поддержки, создания комфортного психологического климата на занятиях. В результате исследования авторы приходят к выводу, что созданная схема является достаточно эффективной для работы со студентами, обучающимися на различные специальности и в разных форматах обучения, как очном, так и дистанционном. В результате систематической работы формируется навык творческого подхода к решению задач.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, формирование навыков, много вариативные решения, типы мышления, создание продукта.

Для цитирования: Груздева М.В., Газилов М. Г., Логинова Н.Ю., Костоварова В.В. Развитие творческого потенциала студентов в неязыковом вузе на занятиях по иностранному языку // Сервис plus. 2021. Т.15. №4. С. 66-76. DOI: 10.24412/2413-693X-2021 -466-76.

Статья поступила в редакцию: 27.09.2021.

Статья принята к публикации: 10.12.2021.

Развитие творческого потенциала студентов внеязыковом вузе на занятиях по иностранному языку

Development of the creativity of students in a non-linguistic university in foreign language classes

Gruzdeva M. V.

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Senior lecturer; mariya.gruzdeva@mail.ru

Gazilov M. G.

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Dr.Sc. (Philology), Prof.; mag.wizard@yandex.ru

Loginova N. Y.

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Senior lecturer; snare64@mail.ru

Kostovarova V. V.

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Senior lecturer; vvtelesh-63@mail.ru

Abstract. This article examines the topic of the formation of creativity among students of a non-linguistic university in a foreign language class. In modern conditions on the labor market, priority is given to specialists with creative thinking, the ability to offer original, multivariate solutions to problems. The authors have developed and structured a methodology that includes a system of tasks aimed at the consistent formation and development of a convergent type of thinking and, as a consequence, the creative potential of university students. The task system consists of the following stages: 1) creating an atmosphere which prerequisites for creative activity - immersion in the world of art; 2) specific tasks with clear instructions; 3) creation of a product according to a given sample; 4) creativity itself - the creation of a completely new product. The importance of support, creating a comfortable psychological climate in the classroom is noted. As a result of the study, the authors have come to the conclusion that the created scheme is quite effective for working with students enrolled in various specialties and in different formats of training, both full-time and distance. As a result of systematic work, the skill of a creative approach to problem solving is formed.

Key words: creativity, potential, skills formation, multivariate solutions, types of thinking, product creation.

For citation: Gazilov, M. G., Loginova, N.Yu., Gruzdeva, M.V. & Kostovarova, V.V. (2021). Development of the creativity of students in a non-linguistic university in foreign language classes. Service plus, 15(4), C. 66-76. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-66-76. (In Russ.).

Submitted: 2021/10/10.

Accepted: 2021/12/10.

СЕРВИС plus 2021 Tom 15 №4 67

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

« Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».

Н. Островский

На современном уровне развития образования, вне зависимости от специализации, становится важным обеспечение условий, способствующих овладению специалистами нового поколения не только современными технологиями, основами делового общения, умением использовать гибкие навыки, но и развитие у профессионалов установки на саморазвитие, выработку индивидуального оригинального стиля работы.

Образование - это система, зависимая от целей, как и любая педагогическая система, связана с комплексом структурных элементов, подчиненная целям воспитания, обучения, всестороннего развития личности. В настоящее время педагогические решения в основном направлены на воспитание людей, способных учиться на протяжении всей жизни, основываясь на способности контролировать любую ситуацию и решать проблемы в любом контексте [10].

Эффективность обучения иностранному языку в большой степени зависит от четкой и гибкой организации учебного процесса, как на занятии, так и в рамках внеаудиторной работы.

Задача формирования творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего нестандартным мышлением, умением быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, находить максимально правильные и эффективные пути решения сложных бизнес проблем, является основной задачей высшего образования на современном этапе. Эту задачу можно решить не только с помощью передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Следует перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, способного определить проблему, четко сформулировать ее, проанализировать пути её решения, сопоставить все альтернативные варианты, найти наиболее оптимальный способ решения этой проблемы и доказать его правильность и уникальность.

Ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых является одной из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам. Самостоятельную работу можно рассматривать как особую форму учебной деятельности студентов, основанную на принципах развивающего обучения.

Мы можем предположить, что самостоятельная деятельность, наряду с повышением коммуникативной компетенции студентов, будет способствовать их личностному формированию как субъектов этой деятельности. Необходимо весь учебный процесс ориентировать на активную самостоятельную работу студентов, создать условия для их самовыражения и саморазвития [6].

Идеи развивающего обучения, главной целью которого является формирование личностной активности обучаемых и вытекающее из этого активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость в обучении, приобретают особое значение, становятся все более актуальными. Такая активность может быть обеспечена с помощью организации самостоятельной исследовательской и изучающей деятельности студентов.

В процессе обучения мы должны мотивировать студентов проявлять стремление применять знания и способы деятельности в новой ситуации. Самостоятельная деятельность предполагает свободный выбор со стороны обучаемого, лишь отчасти направляемый преподавателем, который следует принципу постепенности, со временем уменьшая свое влияние на выбор окончательного решения. Необходимо останавливать свой выбор на таких формах работы, в которых отсутствует жесткое управление со стороны преподавателя.

Свободное отношение к воспринимаемой информации, определение её полезности или ненужности характеризуют личностные виды деятельности.

По мнениям студентов, к наиболее популярным видам деятельности во внеаудиторное время относится аудирование, затем чтение, говорение, и на последнем месте - письмо. Преподаватель должен умело заинтересовать, привлечь внимание, сделать рекламу передаче, фильму, песне и т.д. на иностранном языке. Все это вызывает возрастающий интерес, психологическую готовность к

Развитие творческого потенциала студентов внеязыковом вузе на занятиях по иностранному языку

восприятию новой информации, стимулирует самостоятельную деятельность обучаемых.

Преподаватель может рекомендовать студентам различные виды внеаудиторной деятельности: чтение интересных статей на определенные темы, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, возможно приуроченным к разным датам, событиям, праздникам и др.

Формирование у студентов постоянной потребности в самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка обеспечивается за счет новых форм внутренней мотивации, познавательной внеаудиторной деятельности, методических рекомендаций по организации и систематизации форм внеаудиторной деятельности, включая направленную деятельность преподавателя.

Для современного специалиста характерна активная личность, которая творчески моделирует свою профессиональную деятельность. Особенно важным в современной системе образования является переход к творческой самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса.

В.И. Андреев придерживается мнения, что цель образования заключается в создании условий для перехода каждого обучаемого к самостоятельному обучению, самовоспитанию и творческому развитию своей личности, что в дальнейшем будет способствовать становлению социально активной личности [2].

Владение иностранным языком является одним из видов социальной активности человека. Обучению иностранным языкам в современном образовании отводится одна из ведущих ролей, с чем непосредственно связано увеличение количества аудиторных часов и времени, которое отводится на самостоятельную работу, в рабочих программах неязыковых ВУЗов.

У будущего специалиста нужно сформировать умение творчески мыслить, решать профессиональные задачи, развивать способности поисковой творческой деятельности.

Одной из основных целей содержания высшего образования является формирование у студентов ключевых компетенций. Средством формирования и развития компетенций, таких как: лингвистическая - умение преобразовать усвоенные лексические единицы в осмысленное высказыва-

ние; социолингвистическая - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства; дискурсивная - способность понимать различные виды высказываний, строить целостные, связные и логические фразы различных функциональных стилей; стратегическая компетенция - вербальные и невербальные средства; социокультурная - знание культурных носителей языка, их традиций, норм поведения и этикета; социальная компетенция - умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, является изучение иностранного языка.

Обучение иностранным языкам в ВУЗе обусловлено необходимостью подготовки более грамотных и образованных специалистов, становлением и развитием их творческого потенциала с целью формирования активной позиции. В последние годы исследования и теоретические рассуждения о природе и влиянии творчества были в центре внимания практически во всех дисциплинах и областях, от тех, где оно традиционно было центральным, таких как дизайн одежды и литература, до областей, где оно, возможно, менее знакомо, например, в бизнесе или менеджмент [12].

«Творческий потенциал - это аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, обычно требуя, как можно большего числа ответов на простую ситуацию (например, необычное использование, ассоциативные связи)» [7].

Американский психолог Джой Гилфорд (1897-1987) впервые выделил два типа человеческого мышления - конвергентное и дивергентное.

Под конвергентным или «сходящимся» (от англ. convergent - сходящийся, совпадающий) мышлением мы понимаем поиск единственного решения проблемы или задачи. «Если говорить коротко, под конвергентным мышлением понимается линейное, логическое (дискурсивное) мышление, предполагающее одно-единственное правильное решение проблемы. Именно этот тип мышления ассоциируется с IQ и классическим методом преподавания» [1]. На протяжении десятилетий в традиционной системе образования преобладали методики, технологии, приемы,

СЕРВИС plus 2021 Том 15 №4 69

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

направленные на развитие именно этого типа мышления. Тренируется и тестируется способность учащихся не только действовать по четко выстроенному алгоритму, но и скорость выполнения шагов на всех этапах заданий. Однако, в последнее время, в связи с появлением потребности в более творчески мыслящих и предлагающих неординарные, альтернативные решения специалистах, очевидна необходимость развития второго типа мышления - дивергентного, особенно в высшей школе.

Под дивергентным или «расходящимся» (от англ. divergent - расходящийся, различный) мышлением понимается «веерообразный» поиск по всем направлениям, часто приводящий к оригинальным решениям. По мнению Джоя Гилфорда, «под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Основой креативности является дивергентное мышление». Люди, у которых достаточно развит именно этот тип мышления, свободны от определенных стереотипов, они способны предлагать не один-единственный, а множество способов решения одной проблемы, могут предлагать необычные варианты, продуцировать много новых и интересных идей. Именно от особенностей мышления зависит то, насколько успешно человек справляется с решением не только профессиональных, но и жизненных проблем и ситуаций.

В современных условиях процесс рекрутинга непосредственно связан со специально разработанными приемами и схемами. Существуют методики оценивания не только уровня профессиональной подготовки специалистов, но и разработанные на основе фундаментальных научных исследований в области психологии способы определения профессиональной пригодности кандидатов, определяющие, в том числе, способность мыслить креативно, т.е. степень дивергентного мышления.

В этой связи мы видим необходимость развития этого типа мышления в ВУЗе. На занятиях по иностранному языку возможно формирование дивергентного мышления, которое предполагает многовариативность действий в процессе поиска решений конкретной задачи, что в свою очередь приводит к формированию творческого потенциала

студентов при условии правильно подобранных, выстроенных в определенной последовательности и четко структурированных заданий. Наша задача - стимулировать студентов к нахождению максимального количества вариантов решения одной проблемы, обращая особое внимание на неординарные подходы к решению этих проблем.

В ходе работы нами была разработана четкая схема заданий, позволяющая в полной мере обеспечить постепенное развитие творческого потенциала, состоящая из следующих этапов: 1. Создание предпосылок, творческой атмосферы - погружение в мир искусства.

Чрезвычайно важно понимать, что даже людям с генетически заложенным творческим потенциалом необходимо создавать благоприятные условия для развития этого потенциала.

На данном этапе студенты погружаются в атмосферу художественного творчества как на аудиторных занятиях, так и во внеурочное время. Мы рекомендуем посещение текущих художественных выставок, просмотр фильмов, чтение и обсуждение специальной литературы. В качестве примера можно рассмотреть серию лекций Паолы Волковой «Мост над бездной» [4] в формате книг или видео на канале YOU-TUBE. В лекции, посвященной Казимиру Малевичу, затрагивается тема возникновения дизайна как явления и непосредственной причастности художника к этому процессу, его исследовательские приемы и разработки. Этот материал можно использовать как введение в начале академического года. Также мы рассматриваем, описываем, комментируем, обсуждаем и высказываем свое мнение относительно различных произведений изобразительного искусства -живописных работ, рисунков, набросков, гравюр, скульптур, графических работ, фотографий, произведений декоративно-прикладного искусства (посуды, ювелирных украшений, костюмов и др.)

В РГУТИС на факультете дизайна существуют определенные предпосылки для такого вида деятельности. Студенты уже погружены в художественную, творческую атмосферу. Они изучают историю искусства, рисунок, живопись в университете, осуществляют большую самостоятельную работу, создают проекты, организовывают показы моделей, выставки своих работ. Тем са-

Развитие творческого потенциала студентов внеязыковом вузе на занятиях по иностранному языку

мым мы не только выстраиваем задания в соответствии с разработанной схемой, но и расширяем кругозор учащихся, знакомим их с миром искусства - разнообразными тенденциями, течениями, направлениями.

В ходе проведения занятий на этом этапе происходит ознакомление с новой лексикой - значительно расширяется словарный запас учащихся, т.к. вводится большое количество лексических единиц, например, для описания репродукций:

VOCABULARY LIST

Topical Vocabulary

1. Painters and their craft: a fashionable/self-taught/mature artist, a portrait/landscape painter, to paint from nature/memory/ imagination, to paint mythological/historical subjects, to specialize in portraiture/still life, to portray people/emotions with moving sincerity/with restraint, to depict a person/a scene of common life/the mood of..., to render/interpret the personality of..., to re veal the person's nature, to capture the sitter's vitality/transient expression, to develop one's own style of painting; to conform to the taste of the period, to break with the tradition, to be in advance of one's time, to expose the dark sides of life, to become famous overnight, to die forgotten and penniless.

2. Paintings. Genres: an oil painting, a canvas, a water-colour/ pastel picture; a sketch/study; a family group/ceremonial/intimate portrait, a self-portrait, a shoulder/length/half-length/knee- length/full-length portrait; a landscape, a seascape, a genre/historical painting, a still life, a battle piece, a flower piece, a masterpiece.

3. Composition and drawing: in the foreground/background, in

the top/bottom /left-hand comer; to arrange symmetrically/asymmetrically/in a pyramid/in a vertical format; to divide the picture space diagonally, to define the nearer figures more sharply, to emphasize contours purposely, to be scarcely discernible, to convey a sense of space, to place the figures against the landscape back ground, to merge into a single entity, to blend with the landscape, to indicate the sitter's profession, to be represented standing.../sit

Осуществление первого этапа возможно не только со студентами художественных специальностей, таких, как дизайн (костюма, среды, графи-

ting.../talking... , to be posed/ silhouetted against an open sky/a classic pillar/the snow; to accentuate smth.

4. Colouring. Light and shade effects: subtle/gaudy colouring, to combine form and colour into harmonious unity; brilliant/low - keyed colour scheme, the colour scheme where ... predominate; muted in colour; the colours may be cool and restful/hot and agitated/soft and delicate/dull, oppressive, harsh; the delicacy of tones may be lost in a reproduction.

5. Impression. Judgement: the picture may be moving, lyrical, romantic, original, poetic in tone and atmosphere, an exquisite piece of painting, an unsurpassed masterpiece, distinguished by a marvellous sense of colour and composition.

The picture may be dull, crude, chaotic, a colourless daub of paint, obscure and unintelligible, gaudy, depressing, disappointing, cheap and vulgar. [3, c.161-162]

Очень большое значение имеет мотивация, формирование и поддержание стойкого интереса у студентов к миру творчества. Это достигается как при помощи личного примера преподавателя, который проявляет увлеченность, искреннюю заинтересованность как непосредственно в материале для изучения (произведения искусства, модные показы, фотографии, проекты в области графического дизайна и т.д.), так и в личном успехе каждого студента, предоставляя возможность свободно выражать свое мнение, делиться ощущениями, не опасаясь критики, т.е. посредством создания благоприятного психологического климата на занятиях.

Открытие малоизвестных имен и произведений может также служить достаточно эффективным средством мотивации учащихся. Например, знакомство с творчеством российских и зарубежных художников - Олега Целкова, Дэвида Шнела, Роберта Хардейла и других современников может сочетаться с обсуждением классических и общеизвестных мастеров и их работ.

На протяжении всего первого этапа формируется так называемая «насмотренность» - важный фактор творческого развития и роста. ческий), но и со студентами, обучающимися по специальностям туризм и гостеприимство, сервис, экономика, менеджмент, юриспруденция и др. в

СЕРВИС plus 2021 Том 15 №4 71

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Development of the creativity of students in a non-linguistic university in foreign language classes

РГУТИС. Рабочей программой для первого курса на всех факультетах предусмотрены такие темы, как «Свободное время и отдых с семьей», «Сходства и различия в странах и национальных культурах», в рамках которой мы можем осуществлять работу на первом этапе погружения в творческую атмосферу.

2. Конкретные задания на заданную тему, выполняемые по моделям, примерам, образцам.

На втором этапе работы мы предлагаем студентам выполнить задание по четко заданному алгоритму. В процессе этого осуществляется формирование языковых навыков: рецептивных -чтение и слушание, и продуктивных - говорение и письмо. Наряду с этим расширяется лексический запас, тренируются грамматические структуры и явления, т.е. обучение иностранному языку происходит во всех направлениях.

Мы предлагаем студентам статьи для чтения с разработанными заданиями, которые могут в зависимости от уровня подготовленности включать ответы на вопросы, gap filling, заполнение таблиц, нахождение соответствий и пр.

Например, формируя и тренируя навык говорение, дается задание описать картину (фотографию, скульптуру). Как образец, предоставляется описание или учебный видеофильм, например, электронный ресурс OXFORD ONLINE ENGLISH «Describing a picture»1, в котором, помимо лексического набора, есть определенный алгоритм и необходимые для выполнения данной задачи грамматические конструкции.

Вданномзаданиитренируютсятакиеграмма-тическиеструктуры, как Present Simple (e.g. The picture shows..., The people look...), конструкция There is (are), modal verbs (He might., It must have been).

Например, для развития навыка понимания на слух мы даем следующие задания:

Ted talk: «English Mania» by Jay Walker2

Ex.1. Watch part I of the video and answer the questions:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) What is the purpose of the talk?

2) Which manias are mentioned in the video?

Ex.2. Watch parts II and III and answer the

questions:

1https://Www.google.com/search?q=describing%2Qa%20picture%20in%20english

1) Why do people learn English?

2) What is the largest English speaking country?

3) What universal language is English becoming?

Why?

4) Why is English mania a turning point?

5) What does English represent?2

Ex.3. Watch part II again and match the col-

umns.

Таким образом, на втором этапе работы сту-

денты обеспечиваются конкретными образцами выполнения заданий.

Однако, если на занятиях предлагаются лишь так называемые механические задания, например, gap filling, дословный перевод, ответы на вопросы по заданному тексту и т.д., которые абсолютно необходимы для усвоения материала на втором этапе, то формирование и развитие творческого потенциала не происходит, и студенты привыкают к механической работе. В результате развивается и укрепляется конвергентное (линейное) мышление.

Однако, если мы предлагаем творческие задания, как например: проекты, презентации, рефераты, проблемные задания, то студенты получают возможность решить одну задачу разными способами, в инструкции к выполнению которой должно четко прослеживаться условие наличия возможных альтернатив. Но необходимо переходить к заданиям на развитие конвергентного мышления постепенно.

3. Создание своего продукта по заданному образцу.

Данный этап является переходным от выполнения четко заданных действий непосредственно к творчеству.

Сначала задания заключаются в том, чтобы создать свой продукт по данному образцу.

Например, в ВУЗе на факультете туризма и гостеприимства на втором курсе программой предусмотрено изучение иностранного языка в профессиональной сфере. Мы можем предложить студентам такое задание, как создание проектов - бизнес планов новых компаний, старт-апов туроператоров. Принцип последовательности определяет успешное выполнение данного задания. Сначала дается схема, по которой проектируется старт-ап, так называемая модель, затем студенты проектируют свою

2https://youtu.be/57f8jQ9dErE

Развитие творческого потенциала студентов внеязыковом вузе на занятиях по иностранному языку

компанию. В качестве альтернативы дается пример презентации любого продукта: турагентства, туроператора, турпакета, профессии и т.д. Задание заключается в создании своего продукта по образцу.

Таким образом, на начальных этапах мы предлагаем сочетание методов формирования обоих типов мышления - конвергентного и дивергент-

ного - создание своего варианта по заданному алгоритму.

В дальнейшем студенты могут сами создавать модель. Например, рассмотрим следующую серию заданий:

Tab. 1 - An example of an a gorithm for performing tasks

INSTRUCTIONS PHRASES

1. Give a summary of what you see • The picture shows... • There is (are).

2. Talk about where the things are in the picture • On the left (right). • In the middle of the picture. • In the foreground. • In the background.

3. Add details • The two people look sad. • They are both looking down.

4. Speculate about what is in the picture • I suppose it. • Maybe. • It must have been made. • He might.

5. Speculate about the context of the picture • I guess it's.

Tab. 2 - The number of people learning English worldwide

2 % the number of Chinese students who have already taken Gaokaw test.

3 million the number of people learning English worldwide.

12 hours percentage of the grade based on English.

25 billion for so long a student is taking a giant test.

80 full days hours a day for 3 years a student studies to prepare for the test.

1. Watch the video about tour operator KUONI3.

2. Make a plan of this presentation.

3. Write a plan of the presentation of your tour operator (or any company) using KUONI as a sample.

4. Prepare and give the presentation of your company.

3https://www.youtube.com/watch?v=9cvFGQinnic

В данном случае мы видим, что на заключительной ступени этого этапа степень самостоятельности увеличивается и студенты сами создают модель или образец, который служит алгоритмом для выполнения последующих заданий.

4. Непосредственно творчество - создание абсолютно нового проекта, продукта.

А.Адлер полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2021 Том 15 №4

73

Development of the creativity of students in a non-linguistic university in foreign language classes

собственной жизнью и создается собственный стиль. По А. Маслоу, «творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [1].

На начальной стадии, чтобы избежать резкого перехода к совершенно новой форме работы -создание своего продукта, мы предлагаем студентам выбор, что стимулирует творческую активность. Например, при работе со статьей (текстом) предпочтительно не определять конкретную форму обработки информации, а предложить задание на выбор - составить план, схему или карту текста, написать краткое содержание с элементами собственного мнения, выделить тезисы и т.д., что является более эффективным, чем ответы на вопросы. При этом нельзя забывать и о гендерном подходе при обучении иностранному языку. Дело в том, что «область мозга, отвечающая за понимание, восприятие, обработку и воспроизведение языка у прекрасного пола значительно больше, чем у сильного. Это является одной из причин, почему девочки превосходят в языковых предметах и в языке, связанном с мышлением» [5].

Таким образом, мы рассматривали и применяли на практике как индивидуальную, так и групповую формы работы, грамотно организовывали работу в группе, учитывая индивидуальные особенности каждого студента, склонность к индивидуальной или групповой работе. Групповая работа включала в себя мозговой штурм, дискуссию, генерирование и обмен идеями. Алекс Осборн, основатель метода мозгового штурма, говорил: «Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня. Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель». [9, с.67] Чем более вариативное предлагается решение, той или иной проблемы, тем более вероятно выбрать из этого множества лучший вариант.

И. Гёте сказал: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует».

Необходимо дать студентам почувствовать и понять, что они могут сами выполнить то или иное творческое задание - проект, исследование, подготовить презентацию. Это мотивирует и воодушевляет их к дальнейшей деятельности. Когда учащиеся видят продукт своего труда, нужно дать объективную положительную оценку, обращая внимание на сильные стороны, воздержаться от негативной оценки, обращая внимание на точные формулировки, не определяя точно ошибки, а лишь указывая на

то, над чем необходимо работать в дальнейшем. Несмотря на то, что не существует однозначного мнения, в каком возрасте происходит наиболее активное развитие творческого потенциала, было бы справедливо предположить, что в возрасте 18 -20 лет, когда наблюдается личностный рост и умственная активность в процессе обучения, формируется навык решения задач, непроизвольного творческого подхода, особенно важно уделять этому аспекту внимание. Проявление креативности требует условий, которые дает человеку общество (или запрещает ее реализацию). Таким образом, на занятиях по иностранному языку мы можем создать эти условия с помощью специально разработанной структуры заданий: создать свой веб сайт, постер, брошюру, рекламный буклет, листовку.

Например, студентам ВШД было дано задание разработать свои профили для того, чтобы представить себя как специалиста, используя содержательную составляющую резюме, но не структуру - использовать фотографии свои и своих работ, различные формы, цвета и шрифты. В процессе обсуждения тренируется навык говорения, расширяется словарный запас - употребляется лексика, необходимая в данной ситуации, происходит погружение в языковую среду.

Возникает вопрос, связанный с разным базовым уровнем владения языком при выполнении заданий на всех выше описанных этапах. Как студенты с резко отличающимся уровнем подготовки справляются со всеми заданиями, особенно при групповой форме работы? Мы отмечаем, что в результате дифференцированного подхода, это возможно. Более слабым студентам предлагается упрощенный вариант - меньшее количество слайдов в презентации, сокращенный набор лексических единиц и т.д. При условии тщательной подготовки и усердной систематической и регулярной работе, мы наблюдаем наличие заметного прогресса - учащиеся с более слабой базой владения иностранным языком не только показывают способность выполнять задания, хоть и в адаптированном виде, но и проявляют интерес к работе, что положительно сказывается на результате. Со временем их творческие работы становятся более зрелыми, более полными по содержанию, качественно выполненными, повышается уровень представления своей работы - речь становится более грамотной, фонетически правильной.

Развитие творческого потенциала студентов внеязыковом вузе на занятиях по иностранному языку

В ходе экспериментального исследования -целенаправленного проведения занятий по иностранному языку, построенных и структурированных в соответствии с данной схемой, выявлены следующие результаты: студенты чувствуют потребность в творческих заданиях и выбирают из двух предложенных альтернатив - приготовить задание по учебнику или самим найти материалы и создать продукт, например, статью, сообщение, презентацию, или что-либо другое, выбирают второй вариант. Таким образом, мы видим, что они проявляют интерес и чувствуют потребность в творчестве, вырабатывается навык, привычка решать задачу, используя творческий подход, что свидетельствует о формировании творческого потенциала.

На всех этапах работы осуществляется выполнение ещё ряда задач: развитие коммуникативной компетенции, в рамках которой выполняются задачи развития языковых навыков: чтения, слушания, говорения, письма и овладение грамматическим материалом посредством обмена мнениями, в процессе подготовки к выполнению заданий, представления своих работ, анализ, оценка.

Кроме того, все эти интерактивные формы работы возможно осуществить в рамках дистанционного формата обучения. На первом этапе (погружения в творческую среду) можно читать статьи, рецензии, отзывы, книги и другие материалы об искусстве, слушать аудиозаписи, смотреть видео, документальные фильмы онлайн. В процессе обратной связи студенты представляют свои работы, обмениваются содержанием, организовываются дискуссии, представляются работы. Находясь на дистанционном обучении, студенты располагают большим количеством времени, имеют прямой доступ к информации в интернете, что не всегда возможно при очном обучении.

Формирование творческого потенциала в вузе происходит не только у студентов творческих специальностей. Будущие специалисты в сфере туризма и гостеприимства справляются с такими заданиями, как разработка бизнес планов по созданию своей компании - отеля, туроператора, турагентства, создание турпакета. В Высшей Школе

Сервиса разрабатываются проекты «умного города» и «умного дома», дизайнеры разрабатывают сайты, проводят выставки своих работ, показы моды. Благодаря своему творчеству и свободе, которую дает им творческое мышление, студенты принимают более глубокое и большее участие, чем в деятельности, не требующей использования их творческих способностей. Результат их работы более характерен для них как личности и больше выражает то, кем они являются и где они находятся в данный момент. Это, как правило, приводит к более богатому, запоминающемуся, более приятному и более мотивирующему опыту обучения [11].

Таким образом, параллельно с развитием творческого потенциала на занятиях по иностранному языку в вузе, осуществляется решение такой важной задачи, как формирование коммуникативной компетенции в профессиональной сфере, а это является основным аспектом в обучении иностранному языку в вузе. Параллельно достигаются цели: развитие творческого потенциала будущего специалиста и формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке, что абсолютно необходимо для успешной карьеры в современном мире.

Выделены следующие характеристики творческой личности:

• Готовность к решению задач

• Нестандартность

• Коммуникативность

• Индивидуальность

• Включенность в творческую деятельность

• Талант [8].

Именно эти качества формируются как следствие развития творческого потенциала. Творческий человек всегда оригинален в своих проявлениях. Именно в этом заключаются его сильные стороны, он неординарен и независим в своих решениях, обо всем имеет свое суждение, и это отличает его от других. Кандидат, обладающий всеми этими качествами, имеет явный приоритет перед остальными соискателями на рынке труда, особенно в связи с переизбытком кадров в некоторых сферах.

СЕРВИС р/иБ 2021 Том 15 №4 75

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Список источников

1. Адлер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. М.: Фаир-пресс, 2004. 40 с.

2. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр Инновационных Технологий, 2000. 342 с.

3. Аракин В.Д. и др. Практический курс английского языка. Владос, 2006. С. 161-162.

4. Волкова П.Д. Мост через бездну // Великие мастера, сост. Мария Лафонт., М.: АСТ, 2016. 240 с.

5. Газилов М.Г. Актуальные аспекты гендерно ориентированного подхода при обучении французскому языку // Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции «Теория и практика реализации гендерного подхода в образовании». М.: Изд. «Физматкнига», 2016. С. 295-300.

6. Груздева М.В., Логинова Н.Ю., Чудайкина Г.М., Костоварова В.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Сервис plus. 2020. Т. 14. № 3. C. 122-124.

7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М.: АСТ, Вече, 1999. 326 с.

8. Иванченко Г.В., Казарян М.Ю., Кошелева Н.В. Творчество, профессионализм, духовность. Имплицитные концепции. М.: Смысл, 2012. 119 с.

9. Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. СПб.: «Питер», 2007. 67с.

10. Begum J. Learner autonomy in EFL/ESL classrooms in Bangladesh: Teachers' perceptions and practices // International Journal of Language Education. 2019. Vol. 3. №1. Pp. 12. DOI: 10.26858/ijole.v1i1.6397.

11. Fehér J. From everyday activities to creative tasks // Creativity in the English language classroom. 2015. 72 p.

12. Richards J.C. Creativity in language teaching // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2013. Vol. 1. №3. 20 p.

References

1. Adler, G. (2004). CQ, or the muscles of creative intelligence. Moscow: Fair-press. (In Russ.).

2. Andreev, V.I. (2000). Pedagogy. Kazan: Center of Innovative Technologies, 2000. (In Russ.).

3. Arakin, V.D. eds. (2006). Practical course of the English language. Vlados. (In Russ.).

4. Volkova, P. D. (2016). Bridge over the abyss // Lafont, M. Great Masters. Moscow: AST. (In Russ.).

5. Gazilov, M. G. (2016). Current aspects of a gender-oriented approach in teaching French. Teoiiya i praktika real-izacii gendernogo podhoda v obrazovanii [Theory and Practice of Gender Approach Implementation in Education]: Proceedings of Russian Scientific and Practical Conference: Moscow: Fizmatkniga Publishing House. (In Russ.)

6. Gruzdeva, M.V., Loginova, N.Yu., Chudaikina, G.M.& Kostovarova V.V. (2020). The formation of students' communicative competence in the process of teaching foreign languages in a non-linguistic university. Service plus, 14(3), 119-127. DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10314 (In Russ.).

7. Jeri D. & Jeri, J. (1999). Big Sociological Dictionary. Moscow: AST, Veche. (In Russ.).

8. Ivanchenko G.V., Kazaryan M.Y., Kosheleva N.V. (2012). Creativity, professionalism, spirituality. Implicit concepts. Moscow: Smysl. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Mikalko, M. (2007). Mind Games. Training of creative thinking. St. Petersburg: Peter. (In Russ.).

10. Begum, J. (2019). Learner autonomy in EFL/ESL classrooms in Bangladesh: Teachers' perceptions and practices. International Journal of Language Education, 3 (1), 12. DOI: 10.26858/ijole.v1i1.6397.

11. Fehér, J. (2015). From everyday activities to creative tasks.Creativity in the English language classroom.

12. . Richards, J.C. (2013). Creativity in language teaching.Iranian Journal of Language Teaching Research, 1 (3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.