3. Do you agree with Adrian when he says that, if you can study abroad, it's necessary to take English seriously and practice for one or two hours every day?
4. Some of the interviewees recommend watching TV in English - in what ways can this help students to master the English language?
5. What can you do to conquer your fears and gain confidence when speaking English?
6. What did you find most interesting or surprising about the video?
7. If you could go abroad to study, would you choose to go to America? Why/
not?
8. If you want to learn English, is it better to study in an English-speaking country or simply get a job there, for example, in a bar or a shop?
Exercise 4
Imagine you're making a film like "Tales from America". Interview your partner, using the questions below:
1. Would you consider going abroad to learn English? What are the advantages and disadvantages of learning English in an English-speaking country?
2. Why is learning English important for you?
3. What problems do you have learning English?
4. How would living in an English-speaking country, like America, help with these problems?
Библиографический список
По выполнении всех упражнений учитель проводит небольшую беседу, задавая вышеупомянутые вопросы, для того, чтобы учащиеся могли свободно выразить свое мнение и мысли по поводу данного утверждения, тем самым проверяя их речевые навыки и умения после просмотра видео. Работа над остальными фрагментами сериала проводилась также с учетом этапов работы с ауди-отекстами.
Таким образом, при работе с видеоматериалами учащимся были предложены упражнения разнообразного характера на развитие языковых и речевых умений и социокультурных знаний. В результате работы над сериалом было выявлено, что использование видеоматериалов способствовало развитию различных сторон психической деятельности учащихся и, прежде всего, внимания и памяти. В свою очередь, повышение заинтересованности учащихся не могло не отразиться положительным образом на формировании языковых и речевых умений наряду с развитием межкультурной коммуникативной компетенции учащихся. Поскольку мини-фильмы, представленные в сериале, основной сюжетной линией которого являются условия изучения английского языка в странах Европы, Азии и Южной Америки, косвенно повествуют и о быте, и культуре этих стран, учащиеся с интересом обсуждали и изучали тенденции языкового и культурного развития не только англоязычных стран, но и таких стран, как Китай, Испания, Франция и Бразилия.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.04.2015; № 729: 3 - 4.
2. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Челябинск, 2010.
3. Mirvan X. The advantages of using films to enhance student's reading skills in the EFL classroom. Journal of Education and Practice. 2013; № 4 (13): 63 - 66.
4. Щукин А.Н., Фролова ГМ. Методика преподавания иностранных языков. Москва: Академия, 2015.
References
1. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Metodicheskie rekomendacii po organizacii vneurochnoj deyatel'nosti i realizacii dopolnitel'nyh obscheobrazovatel'nyh programm. Utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 24.04.2015; № 729: 3 - 4.
2. Sokolova N.A. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Chelyabinsk, 2010.
3. Mirvan X. The advantages of using films to enhance student's reading skills in the EFL classroom. Journal of Education and Practice. 2013; № 4 (13): 63 - 66.
4. Schukin A.N., Frolova G.M. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov. Moskva: Akademiya, 2015.
Статья поступила в редакцию 01.02.21
УДК 371
Aksanova E.V., tutor, Head of Klever Club Center for Alternative Education (Krasnodar, Russia), E-mail: aks.elen@mail.ru
Jalalova L.E., teacher of fine arts and additional education, School 1797 Bogorodskaya, teacher of the highest category (Moscow, Russia),
E-mail: lola160272@yandex.ru
THE AUTHORS' DIDACTIC GAME "YOUR HERO" AS A TOOL DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING. In the article, the authors describe scientific approaches to defining the concepts of creativity, convergent and divergent thinking. The research provides a theoretical analysis of the conditions and factors that influence the development of creativity. Using the analysis of the sample programs of basic general education, the directions of work on the development of convergent and divergent thinking of children through play activities are identified. The work presents the content and rules of the authors' didactic game "Your Hero", which allows children to develop their creative thinking, the product of which is its Hero. This game is aimed simultaneously at the development of converged thinking, and creative divergent thinking. The game has variability in the form of different levels of difficulty, which makes it possible to use it for children of different ages and different levels of preparedness.
Key words: giftedness, creativity, creativity, convergent thinking, divergent thinking, author's individual game.
Е.В. Аксанова, тьютор, рук. Центра альтернативного образования «Клевер Клуб», г. Краснодар, E-mail: aks.elen@mail.ru
Л.Е. Джалалова, учитель ИЗО и дополнительного образования, ГБОУ «Школа № 1797 Богородская», г. Москва, E-mail: lola160272@yandex.ru
АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ТВОЙ ГЕРОЙ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
В статье авторы описывают научные подходы к определению понятий креативности, конвергентного и дивергентного мышления. Авторы приводят теоретический анализ условий и факторов, влияющих на развитие креативности. На основе анализа примерных программ основного общего образования выделяют направления работы по развитию конвергентного и дивергентного мышления детей через игровую деятельность. Представлено содержание и правила авторской дидактической игры «Твой герой», которая даёт возможность детям развить своё творческое мышление, продуктом которого является свой герой. Данная игра направлена одновременно на развитие конвергентного мышления и креативного дивергентного мышления. Игра имеет вариативность в виде разных уровней сложности, что дает возможность использовать ее для детей разного возраста и разного уровня подготовленности.
Ключевые слова: одаренность, креативность, творчество, конвергентное мышление, дивергентное мышление, авторская игра.
Чтобы быть успешным в быстро меняющемся мире, мало просто иметь знания - нужно иметь нестандартное мышление, проявлять коммуникативность, уметь кооперироваться и применять критическое мышление. Дж. Гилфорд в 1959 году выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное [1]. Отличительной способностью дивергентного мышления является готовность к выдвижению множества в равной степени «правильных» идей относительно одного и того же объекта. Именно дивергентное мышление Дж. Гилфорд считал основой креативности. Конвергентное мышление, являющееся антиподом дивергентного, представляет собой тип мышления, направленный на решение задач с помощью четкого алгоритма действий.
В научном сообществе можно найти более широкие определения креативности в работах таких научных деятелей, как Э. Фромм, В.В. Юрчук, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Ф. Баррон, Э.П. Торранс и др., раскрывающих различные грани данного феномена. Исходя из тех характеристик креативности, которые были ими выявлены, можно прийти к выводу, что креативность - это способность нестандартно мыслить, выходя за рамки шаблонного мышления, создавая нечто новое и оригинальное. С точки зрения этимологии, само слово «креативность» пришло к нам из английского языка, где create означает «создавать, творить».
Креативность - это один из потенциалов творческой одаренности. Причем можно сказать, что это не только внутренний потенциал человека, а, скорее,
совокупность психических качеств, которые влияют на развитие креативности. К таким качествам можно отнести активность, целеустремленность, решительность, умение отстаивать свою точку зрения, не бояться ошибаться, самоорганизовываться и вести свои проекты, воплощать свои идеи в жизнь, иметь чувство юмора. Продукт креативного мышления оценивается по оригинальности и значению, творческий процесс - по сензитивности (чувственности к проблеме), умению синтезировать, чувствовать сходства и различия, воссозданию недостающих элементов, дивергентности мышления.
Существует несколько направлений изучения креативности:
- изучение креативности как продукта творческой деятельности (Л.С. Выготский, К. Тайлор, Д. Макферсон и др.);
- креативность как творческий процесс (О. Зельц, Е. Спирмен, А. Матейко и др.);
- развитие когнитивного представления о креативности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс);
- мультифакторный подход к изучению данного феномена.
Основными условиями, влияющими на развитие креативности в детском
возрасте, можно считать эмоциональные факторы, которые разделяются на «внутренние» и «внешние». Внутренний фактор - это отношение самого ребенка к выполняемой деятельности. К внешнему фактору, не зависящему от самого субъекта деятельности, можно отнести эмоциональную организацию педагогической ситуации, отношение педагога к ребенку. Эти элементы накладывают отпечаток на процесс и результат творческой деятельности.
Е.П. Торрансом, А. Маслоу, К. Тэнексом и еще рядом ученых были выявлены условия в системе образования, присутствие которых влияет на развитие способности креативно мыслить. Это такие условия, как ситуация незавершенности, отсутствие структуры, открытость, поощрение наличий множества вопросов, стимулирование независимости и ответственности, обобщение, формулирование своих выводов и внимание, интерес к детям со стороны взрослых и сверстников.
Вот ряд условий, способствующих развитию креативности в детском возрасте, который определил Е.П. Торранс:
- ориентации самого ребенка на творческие решения;
- отсутствие преград по отношению к инициативе самого ребенка;
- поощрение творческих продуктов;
- осознание ребенком ценности своих творческих черт личности;
- развитие внимания ко всем проявлениям и свойствам окружающей среды;
- полилингвистический опыт.
Важнейшим условием для реализации творческого потенциала является также позитивный настрой «Я-концепции».
Опыт обучения некоторым способам креативного самовыражения выявляет существенный рост креативности, а также таких личных качеств, какнезависи-мость, открытость новому, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве [2; 3].
Хочется заметить, что важны оба вида мышления: и конвергентное, и дивергентное. Каждое из них выполняет свои функции и служит для определенных целей и задач. Конвергентное идет логическим путем, а дивергентное - достраиванием отсутствующих данных [1].
Проанализировав реестр примерных программ основного общвгноНразо-вания, можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве их содержание рассчитано на конвергентное мышление, необходимо, чтоб дети в понятной для них игровой форме развивали также дивергентное мышление. Это поможет ребенку в дальнейшей жизни мыслить нестандартно и избегать шаблонных, нетипичных решений, быть более гибким. Прекрасным средством развития дивергентного мышления может стать игровая деятельность.
В исследованиях Е.А. Сергиенко, связанных с ранним когнитивным развитием детей, представлены генетико-средовые детерминанты когнитивного развития, в частности зависимость развития творческого потенциала и личностных качеств детей от условий среды [4]. Опираясь на данные исследований, возникают вопросы: как создать в образовательной среде условия, направленные на гармоничное, целостное развития личности ребенка? Как помочь ребенку раскрыть его творческий потенциала, развивать креативность мышления?
Одним из важнейших условий является необходимость соотношения учебной деятельности с игровой. A.C. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять, надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» [5]. Проблемой исследования детской игры занимались A.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, Л.И. Божович, Л.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.Н. Скаткин и др. Они изучали сущность и значение дидактических игр, ими были разработаны их виды и структура.
В отличие от учебных занятий в дидактической игре учебные и познавательные задачи ставятся не прямо, а косвенно, и для ребенка на первое место выходит не непосредственно результат, а сам процесс [6].
Согласно К. Гроссу, основной смысл игровой деятельности ребенка переход от унаследованной природы человека к приобретаемой. Основным мотивом становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Д.Б. Эльконин в своих исследованиях делает акцент на социальное содержание игры, связанное с общением и взаимодействием участников
игры друг с другом; именно в игре определяются отношения ребенка с окружающим миром.
Таким образом, мы предлагаем создавать вокруг детей среду развивающую и конвергентное мышление, и креативное дивергентное мышление через игры, игровую деятельность.
Нами была создана дидактическая игра «Твой герой» (рис. 1), которая дает возможность детям развить свое творческое мышление, продуктом которого является свой герой.
Рис. 1. Концептуальная основа содержания авторской дидактической игры «Твой герой»
Даннаяиграбыла апробирована с учащимися Центраальтернативного образования «Клевер Клуб» г Краснодара, а также в школе ГБОУ «Школа № 1797 Богородская г Москвы.
Первым этапом игры является создание рисунка своего героя при помощи шаблонов-карт и 3-х кубиков разного содержания. Действуя по шаблонам, предстлвленнылва рндетемятловсных кара, ребевокяоздяот портреыаерюя, рааб вивая тем самым конвергентное мышление. Для усложнения задачи некоторые изофввнен иялгемк ксрт-шлолоыюу°лми зоманены на слоеа,лно способствует п остспоевыму развитию дивергентного мышления (рис. 2).
Рис. 2. Бланки для авторской дидактической игры «Твой герой»
Рис. 3. Процесс игры детей младшего школьного возраста в дидактическую игру «Твой герой»
Второй этап игры дает возможность ребенку в полной мере развить дивергентное мышление. Вытягивая случайным образом необходимые слова из стопок, сгруппированных по принципу частей речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное и т.д.), перед ребенком стоит задача придумать рассказ о получившемся герое, используя все выбранные им слова. На данном этапе игры он имеет возможность развить также свои речевые навыки.
Игра имеет вариативность в виде разных уровней сложности, что дает возможность использовать ее для детей разного возраста и разного уровня подготовленности.
Резюмируя вышеизложенное, отметим высокие развивающие показатели данной игры. Это даёт нам возможность для её широкого использования в учреждениях как основного, так и дополнительного образования с учащимися разных возрастов, но, прежде всего, конечно, с детьми младшего школьного возраста.
Бибпиографический список
1. Гилфорд Д.П. Природа человеческого интеллекта. Москва: Прогресс, 1971.
2. Барышева Т. А. Психология творчества. Москва: Юрайт, 2020.
3. Боровинская Д.Н. К вопросу о классификации теорий креативности. Вестник Томского государственного университета. 2014; № 385: 50-56.
4. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд. Москва: Институт психологии РАН, 2006.
5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Сочинение. Москва, 1958; Т. 5.
6. ЦаплинаО.В. Игровыетехнологии в образовательном процессе. Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. 2020: 80-85.
References
1. Gilford D.P. Priroda chelovecheskogo intellekta. Moskva: Progress, 1971.
2. Barysheva T.A. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Yurajt, 2020.
3. BorovinskayaD.N.Kvoprosuoklassifikacii teorijkreativnosti. VestnikTomskogogosudarstvennogouniversiteta.2014; №385:50-56.
4. Sergienko E.A. Rannee kognitivnoerazvitie: Novyj vzglyad. Moskva: Institut psihologii RAN, 2006.
5. Makarenko A.S. Problemy shkol'nogo sovetskogo vospitaniya. Sochinenie. Moskva, 1958; T. 5.
6. Caplina O.V. Igrovye tehnologii v obrazovatel'nom processe. Rebenok v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 25-letiyu MGPU. 2020: 80 - 85.
Статья поступила в редакцию 30.01.21
УДК 37
Lozovsky A.M., senior lecturer, Department of Jazz and Popular Music, Prokofiev Donetsk State Academy of Musica (Donetsk),
E-mail: lozovskiy_jazz@mail.ru
PROFESSIONAL EDUCATION FOR JAZZ STUDENTS: SOME ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF JAZZ IMPROVISATION. The article considers some theoretical and historical aspects of improvisation, its being an integral part of teaching jazz to students. Style characteristics of improvisation in arts are viewed, as well as the one distinctive for jazz improvisation in the artistic context integration. The jazz improvisation criteria are generalized. It is stressed that improvised music statements are expressed in the forms of dialogue and monologue, and improvisation needs creative thinking to be embodied in relevant musical narrative. The phenomena is analyzed from the point of view of music vocabulary, aesthetics-related psychology, communication. Much attention is given to an interactive approach to improvisation and composition. The article argues that despite the fact that jazz education in Russia traditionally tends to mostly focus on improvisation practice, it should integrate more theoretical and historical aspects, which will help students develop their skills more mindfully and better understand jazz music-related space-timecontinuum.
Key words: jazz education, performance, theory and history, improvisation, classification, context integration, musical language, communication, interactivity, interconnection, composer, performer, coauthor, feedback, value.
А.М. Лозовский, доц., Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкая государственная
музыкальная академия имени С.С. Прокофьева», г. Донецк, E-mail: lozovskiy_jazz@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЖАЗОВОГО МУЗЫКАНТА: О НЕКОТОРЫХ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ ДЖАЗА
В статье речь идет о необходимости уделения особого внимания теоретической составляющей при обучении студентов джазовых отделений искусству импровизации, являющейся основным компонентом творческой структуры джаза. Рассматриваются стилевые особенности импровизационных проявлений в искусстве, обобщаются их критерии, выделяются отличительные черты джазовой импровизации в интегрированном художественном контексте. Подчеркивается, что данный феномен предполагает диалогичность и монологичность художественного высказывания, творческое мышление, подкрепленное обоснованным воплощением музыкального нарратива. Импровизация анализируется с музыкально-лексической, эстетико-психологической, коммуникативной точек зрения, а также в русле интерактивности импровизационных и композиционных принципов.
Ключевые слова: джазовое обучение, исполнительство, теория и история, импровизация, классификация, интегрированный контекст, музыкальный язык, коммуникация, интерактивность, взаимосвязь, композитор, исполнитель, ценность.