Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ПИСАТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО»'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ПИСАТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теоретическая модель / педагогическая технология / творческий потенциал / креативность / писательское мастерство / кружковая деятельность / профильные классы / creativity / creative potential / theoretical model / pedagogical technology / creativity / writing skills / additional classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Татьяна Альбертовна

Представлена теоретическая модель и педагогическая технология, способствующая развитию творческого потенциала обучающихся на дополнительных занятиях в рамках кружка «Писательское мастерство». Актуальность исследования обусловлена изменением вектора образовательной траектории с особым вниманием навыкам мышления, креативности и взаимодействия обучающихся. Изучение предметной области «Русский язык» и «Литература» направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей личности (согласно ФГОС ООО). Цель – разработка педагогической технологии развития творческого мышления обучающихся с использованием цифровых образовательных технологий, а именно учебной программы-аналога NaNoWriMo Young Writers Program. Пилотный этап опытно-экспериментальной работы проходил на базе МБОУ «СОШ № 77» города Ижевска, в которой приняли добровольное участие ученики профильных гуманитарных 10 классов в количестве пяти человек (девушки в возрасте 15 лет), регулярно посещающие кружок «Писательское мастерство». Инструментами оценки были тест «Оценка уровня творческого потенциала личности» (А.С. Шаров), тест «Каковы ваши творческие способности?», Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник), самооценка творческих способностей (Е. Туник), опросник определения уровня креативности. В ходе обработки данных был использован T-критерий Вилкоксона. В результате пилотного этапа опытно-экспериментальной работы были получены изменения уровня развития факторов творческого мышления, когнитивных факторов и личностно-мотивационных факторов в сторону повышения показателей (уровень вербального творческого мышления и творческих способностей, личностномотивационные факторы). По результатам пилотного этапа работы корректируются частные гипотезы для проведения основного этапа опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Татьяна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF TEENAGE STUDENTS IN THE CLASSROOM OF THE CIRCLE “WRITING SKILLS”

The article presents a theoretical model and pedagogical technology that contributes to the development of students' creative potential in additional classes within the framework of the "Writing Skills" circle. The relevance of our research is due to a change in the vector of the educational trajectory, which is aimed at personality formation, so that special attention is paid to thinking skills, creativity and interaction. First of all, this is due to the specifics of the reality around us. A particular manifestation of this trend can be found in the peculiarities of studying the subject area "Russian language" and "Literature", which should lead to the development of intellectual and creative abilities of the individual (according to the Federal State Educational Standard). The experimental work was carried out on the basis of MBOU "Secondary school No. 77" in Izhevsk. As a result, students in grades 9-10 took part in the technology testing, who gave their voluntary consent to participate in the experiment. The assessment tools were the test "Assessment of the level of creative potential of a personality" (A.S. Sharov), the test "What are your creative abilities?", Diagnostics of verbal and non-verbal creativity (J. Gilford and P. Torrence modified by E. Tunik), self-assessment of creative abilities (E. Tunic), a questionnaire for determining the level of creativity. As a result of the experiment, changes in the level of development of creative thinking factors, cognitive factors and personal motivational factors were obtained in the direction of increasing the initial indicators. The obtained results are confirmed by the methods of mathematical statistics.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ПИСАТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО»»

УДК 37.036.5:371.322.043.2(045) Т.А. Наумова, Е.А. Поторочин

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ПИСАТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО»

Представлена теоретическая модель и педагогическая технология, способствующая развитию творческого потенциала обучающихся на дополнительных занятиях в рамках кружка «Писательское мастерство». Актуальность исследования обусловлена изменением вектора образовательной траектории с особым вниманием навыкам мышления, креативности и взаимодействия обучающихся. Изучение предметной области «Русский язык» и «Литература» направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей личности (согласно ФГОС ООО). Цель - разработка педагогической технологии развития творческого мышления обучающихся с использованием цифровых образовательных технологий, а именно учебной программы-аналога NaNoWriMo Young Writers Program. Пилотный этап опытно-экспериментальной работы проходил на базе МБОУ «СОШ № 77» города Ижевска, в которой приняли добровольное участие ученики профильных гуманитарных 10 классов в количестве пяти человек (девушки в возрасте 15 лет), регулярно посещающие кружок «Писательское мастерство». Инструментами оценки были тест «Оценка уровня творческого потенциала личности» (А.С. Шаров), тест «Каковы ваши творческие способности?», Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник), самооценка творческих способностей (Е. Туник), опросник определения уровня креативности. В ходе обработки данных был использован T-критерий Вилкоксона. В результате пилотного этапа опытно-экспериментальной работы были получены изменения уровня развития факторов творческого мышления, когнитивных факторов и личностно-мотивационных факторов в сторону повышения показателей (уровень вербального творческого мышления и творческих способностей, личностно-мотивационные факторы).

По результатам пилотного этапа работы корректируются частные гипотезы для проведения основного этапа опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: теоретическая модель, педагогическая технология, творческий потенциал, креативность, писательское мастерство, кружковая деятельность, профильные классы.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-1-83-95

Введение

В 2018 году «Высшей школой экономики» были опубликованы результаты исследования, демонстрирующие действующие педагогические практики и установки российских учителей в отношении так называемых «навыков XXI века». Как выяснилось, доля учителей, которые сомневаются в возможности развития креативности обучающихся, составляет 37% из 8500 опрошенных [5, с. 20]. Такая реакция учителей связана во многом с установившимся в обществе мнением, что интеллект, креативность и когнитивные способности в целом детерминированы генетически, то есть если и поддаются качественному увеличению, то с большим трудом. «Между тем генетическая обусловленность интеллекта несравненно выше, чем креативности» [14, с. 199]. Следовательно, на проявление творческих способностей обучающегося в большей степени влияет среда, благоприятствующая или не благоприятствующая его развитию. Но кроме этого прослеживается зависимость и от «взаимодействия с творческими людьми, которые сами склонны к творчеству, демонстрируют соответствующий тип поведения и поощряют его в других» [8, с. 81] Хотя треть учителей считает, что им удается развивать навыки мышления, изучение ответов фокус-группы показало, что учителям трудно сформулировать, каким конкретно способом они этого добиваются [5, с. 24]. Таким образом, мы видим, что значительная часть педагогов, в чьих силах развивать творческие способности обучающихся, во-первых, не верит в позитивное средовое влияние процесса обучения и воспитания, а во-вторых, не отдает себе отчета в том, как и какими методами влиять на когнитивные навыки своих подопечных.

Независимо от пола и возраста, в каждом человеке может быть обнаружена способность к творчеству. Творческий потенциал есть основополагающая база творчества, его развитие - сегодняшняя тенденция, которая становится все более явной. Креативное мышление - жизненная необходимость для человека, перед которым постоянно возникают задачи открытого типа, решение которых

возможно при условии, что в процесс его обучения включено развитие творческого потенциала. Общепризнанным является тот факт, что творческий потенциал ребенка значительно выше, чем у взрослого, но это не становится гарантией того, что высокая творческая активность сохранится в будущем. Одна из важнейших педагогических задач сегодня - сохранение высокого уровня мотивированности к творчеству. Реальное состояние дел в сфере образования показывает, что обучение в основном строится на принципах репродуктивного воспроизведения информации, а не на креативной интерпретации, самовыражении и творческих действиях, столь важных в развитии творческого потенциала. Запомнить в сегодняшней школе до сих пор важнее, чем понять, и основная задача учителя в средней школе заключается в том, чтобы дать учащемуся наиболее обширную сумму знаний и теоретических конструктов, построенных на принципах аксиоматичности.

Принимая во внимание тот факт, что одна из основных целей изучения русского языка и литературы - осознанное использование речевых средств в письменной и устной речи для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей, актуальной является также проблема более глубокого освоения учащимися основных принципов и практик написания творческих работ.

Кроме того, для обучающихся не менее важной является задача профилизации образовательной деятельности, а именно, получения первичной профориентации. Задача профилизации - помочь сделать правильный выбор при выборе специфики (профиля) обучения в старших классах школы. В образовательных учреждениях имеются специализированные классы с углубленным изучением отдельных предметов (дисциплин). Если же таких специализированных классов нет, то необходимо дать возможность самостоятельно сделать акцент на изучении тех или иных предметов (дисциплин), искать возможность получения дополнительного школьного образования. В нашем случае средством профилизации является кружок «Писательское мастерство».

Цель: разработка педагогической технологии развития творческого мышления обучающихся с использованием цифровых образовательных технологий, а именно учебной программы-аналога NaNoWriMo Young Writers Program.

Задачи:

1. Построить и обосновать теоретическую модель с корректировкой учебной программы-аналога NaNoWriMo Young Writers Program.

2. На основании теоретической модели и программы NaNoWriMo разработать педагогическую технологию и апробировать ее на пилотном этапе опытно-экспериментальной работы.

Модель развития творческого потенциала обучающихся. Целью разрабатываемой нами модели является развитие творческого потенциала у обучающихся подросткового возраста в рамках внеурочных занятий кружка «Писательское мастерство». А также (в рамках педагогической технологии и рабочей программы) развитие у обучающихся личностных качеств и творческого мастерства, формирование устойчивого интереса к литературе и искусству в целом.

В соответствии с общими положениями целевого компонента нами был спрогнозирован результат внедрения разрабатываемой модели, который будет выражен в возросшем уровне творческого потенциала обучающихся. Соотнесенность полученных результатов с обозначенной целью будет демонстрировать эффективность функционирования разработанной педагогической технологии.

Целостность научного знания обосновывается наличием взаимосвязи категорий науки. Центральными и наиболее важными категориями педагогики являются образование, воспитание, обучение. Именно с ними связаны исследования в сфере образования, они становятся основанием для строящихся моделей. Один из вариантов применения моделирования в педагогике рассматривает модель в качестве инструмента, позволяющего на основе анализа модельного представления педагогического объекта влиять на его построение или функционирование [17, с. 139]. Образовательным результатом реализации в рамках исследовательской деятельности теоретической модели должен стать более высокий уровень творческого потенциала обучающихся. Раскроем более подробно каждый компонент спроектированной модели.

Исходными основаниями для разработки модели педагогической технологии послужили следующие основные компоненты:

Первый компонент теоретической модели - ценностно-смысловой. Одна из актуальных задач педагогики - помочь учащемуся в самореализации, раскрыть потенциал саморазвития таким образом, чтобы учащийся осознал высокий ценностный статус продуктивной, творчески преобразуемой деятельности. Вопрос об устойчивости в современном мире связан с полноценным бытием в профессио-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

нальной деятельности. Развивая творческий потенциал учащегося, мы формируем образовательный результат только по одной из многих компетентностей, которые востребованы мировым профессиональным сообществом. Представимый идеализированный образ самореализующейся, самоактуализирующейся, рефлексивной личности, в том числе за счет творческого потенциала, человека воспринимается нами в качестве ориентира, становясь показателем жизнеспособности проектируемой педагогической модели.

Нормативно-регулятивный компонент определяет пределы возможности достижения цели. Цель традиционно рассматривается как идеальный предвосхищенный образ и результат воспитательной деятельности, на достижение которого направлены действия субъектов педагогического процесса. В нашем исследовании основной целью является выполнение социального заказа по созданию условий для развития индивидуальных творческих способностей обучающихся, приобретения ими знаний, умений в области писательского мастерства, опыта творческой деятельности, их профессиональной ориентации через развитие творческого потенциала средствами внеурочных занятий кружка «Писательское мастерство».

Обозначенная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: 1. Выявить существующий уровень творческого потенциала обучающихся; 2. Определить подходы, методы и формы развития творческого потенциала; 3. Разработать педагогическую технологию развития творческого потенциала.

Как показывает анализ действующего законодательства в области дополнительного образования детей, нормативных документов в сфере педагогики; образовательных программ и иных информационных источников, образовательные учреждения в большинстве своём в недостаточной степени развивают творческий потенциал обучающихся.

Теоретико-методологический компонент - самый объемный по сравнению с другими, он включает технологию и педагогические условия процесса обучения, направленного на развитие творческого потенциала у обучающихся. Кроме этого, он содержит, во-первых, структуру творческого потенциала:

- мотивационный компонент, который учитывает стремление к преодолению типизированности и алгоритмизированности в решении задач, отказ от стереотипных способов преодоления трудностей. Данный компонент не включает в себя собственно мотивацию к творчеству, поскольку обучающиеся, демонстрирующие желание посещать внеурочные занятия, априори обладают высоким показателем такой мотивации.

- личностный компонент, включающий степень выраженности ответственности, убежденности, любознательности и эмоционально-волевых качеств;

- компонент способностей к самостоятельному решению проблем творческого характера, состоящий из беглости воспроизведения идей, гибкости и оригинальности мышления, воображения.

Во-вторых, методологические подходы:

- деятельностный подход, привлекаемый по причине процессуальности творческой деятельности. Кроме того, именно в процессе деятельности развивается творческий потенциал, обретая более высокие показатели;

- личностно-ориентированный подход, создающий условия для реализации не только творческого потенциала, но и личностного. Личностный опыт, личностные качества и психологические установки становятся базой для проявления мотивации к творчеству, самореализации и рефлексии.

В-третьих, в проектируемой нами педагогической модели под принципами понимаются системные требования, которые применяются к образовательному процессу, его компонентам так, что соблюдаются базовые закономерности и ценности педагогики. Поскольку основной центр приложения педагогических усилий - это творчество и творческий потенциал, нами отобраны принципы креативного образования, отражающие законы его развития. Часть из них указана А.В. Хуторским в «Дидактической эвристике» [15, с. 64]:

- принцип личностного целеполагания ученика: обучение каждого учащегося подчиняется тем учебным целям, которые соответствуют его личным требованиям;

- принцип продуктивности обучения: в процессе обучения происходит приращение нового, сотворение обучающимися образовательного продукта;

- принцип первичности образовательной продукции учащегося: создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области;

- принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

В-четвертых, в процессе педагогического исследования было разработано средство обучения: рабочая тетрадь для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

В процессуально-технологическом компоненте определены методы практической деятельности, используемые в процессе формирования творческого потенциала.

К принципам относятся:

- принцип творчески развивающей среды, предполагающий конструирование нерегламентиро-ванной атмосферы в процессе обучения, которая будет способствовать развитию творческого потенциала;

- принцип творческого опережения, характеризуемый раскрытием творческого потенциала, обуславливающего возможность дальнейшего развития.

Формы и методы развития творческого потенциала:

- метод свободных ассоциаций;

- метафорическое конструирование понятий;

- метод сценарной разработки;

- монтаж Яхонтова.

К процессуально-технологическому блоку относится и педагогическая технология развития творческого потенциала как описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения.

Результативно-аналитический компонент - заключительный компонент проектируемой педагогической модели. В нем содержится констатация результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по развитию творческого потенциала и оценивание итогового уровня потенциала обучающихся в связи с выдвинутой гипотезой и факторами учебного процесса.

После реализации всех составляющих и проведения повторной диагностики проводится анализ динамики фактического и достигнутого состояний, на основании чего делает вывод о результативности. Если достигнутое состояние имеет отрицательную динамику или значительно отличается от нормативного, то принимается решение о ложности гипотезы и необходимости пересмотра проектно-методического компонента технологии и его коррекции.

На основе теоретической модели нами была разработана педагогическая технология. Методологическими основами педагогической технологии являются:

- деятельностный подход, предполагающий развитие творческого потенциала обучающихся в процессе деятельности, исходя из тех задач, которые он должен решать в ходе учебной или досуговой деятельности;

- личностно-ориентированный подход, предусматривающий организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей и возможностей.

Разрабатывая технологию развития творческого потенциала обучающихся среднего подросткового возраста, мы ориентировались на концепции Г.М. Мардановой и О.В. Штакиной, подразумевающие опору на возможности средств, форм и методов развития творческого потенциала в процессе учебной деятельности обучающихся.

Когда учащийся начинает осваивать новый для себя вид деятельности, первым способом его действия становится подражание, следование образцам творческой деятельности. Этот процесс зачастую происходит спонтанно и неосознанно - обычно так к творчеству приходят будущие писатели и поэты. Например, А.С. Пушкин и его сверстники в юности могли зачитываться древнегреческими и древнеримскими образцами поэтического искусства, а затем переводить их и адаптировать. Это еще раз говорит о том, что стойкая потребность в литературном творчестве в младшем и среднем подростковом возрасте можно рассматривать «как определенное проявление имеющихся задатков литературно-творческих способностей» [3, с. 20].

Затем от подражания учащийся постепенно переходит на самостоятельные способы творческой деятельности, становится полноправным субъектом образовательного процесса. Этот переход происходит под действием или внутренних факторов, то есть неосознанно и естественно, или при участии

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

внешних факторов, то есть осознанно. В случае, когда показатели творческого потенциала высоки, подросток способен сам, только силой внутренних импульсов, уверенной самодисциплиной достичь серьезных результатов в творческой деятельности. Однако подобного рода ситуации мы привыкли называть гениальностью, а гениальность - явление редкое, поэтому так важна консультирующая и корректирующая работа педагога.

Проанализировав учебный и воспитательный планы средней школы, мы остановили свой выбор на внеурочной деятельности, как виде активности обучающихся, способствующем развитию творческого потенциала и предлагающем вариативность и свободное проектирование учебных занятий. Кроме того, цели, задачи и планируемые результаты внеурочной деятельности художественной направленности совпадают с поставленными нами: развитие личности, творческих интересов, создание условий для самоопределения и самореализации, развитие устойчивого интереса к художественной литературе.

Педагогическая технология состоит из совокупности последовательно проводимых внеурочных занятий, приводящих к изменению фактического состояния обучающихся с наличным уровнем творческого потенциала и достижению положительной динамики развития творческого потенциала. Педагогическое взаимодействие на занятиях осуществляется в индивидуальной и групповой форме на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов с включением методов развития творческого потенциала и применением специально разработанной и адаптированной рабочей тетради в условиях специально созданной творческой среды.

В рабочей учебной программе внеурочной деятельности кружка «Писательское мастерство» учебная нагрузка составляет 17 часов, занятия проводятся в III-IV учебной четверти раз в неделю.

На первом этапе разработки педагогической технологии была произведена корректировка найденной учебной программы-аналога NaNoWriMo Young Writers Program. Эта программа разработана американской некоммерческой организацией National Novel Writing Month (NaNoWriMo) для всех возрастов в соответствии с делением американской системы школьного образования на младшую, среднюю и старшую. Нами были использованы бесплатно предоставленные материалы для старшей средней американской школы (9-12 класс). Все ресурсы были переведены на русский язык и адаптированы в соответствии с учебной программой предмета «Литература» в старших классах.

Данная программа-аналог была выбрана нами по ряду причин: а) бесплатное предоставление всех ресурсов; б) наличие средств обучения, соответствующих продуктивным способам развития творческих способностей; в) доказанная результатами американских обучающихся эффективность программы курса.

Первый шаг реализации педагогической технологии - анализ исходного состояния обучающихся и выявления их образовательных потребностей.

Традиционно первым этапом педагогической технологии считается мотивационный этап, мы предлагаем отнести его дальше и встроить в систему занятий позже. Обоснование данному решению служит тот факт, что обучающиеся, посещающие внеурочные занятия, обладают высоким уровнем мотивации, что можно определить без специальной диагностики - достаточно обратить внимание на то, как они заинтересованы и работоспособны на первых внеурочных занятиях.

Творческий потенциал обучающихся, согласно деятельностному подходу, будет развиваться в процессе писательской практики. Это специальный вид деятельности, занятие которым невозможно без обоснования перед учащимися основных особенностей образа писателя и писательского труда.

На начальном этапе реализации педагогической технологии необходимо провести диагностику фактического уровня творческого потенциала, включая личностные особенности обучающихся, для того, чтобы в дальнейшем учитывать полученные данные при организации учебного процесса.

Кроме того, необходимо сообщить учащимся условный «свод правил», этапов и принципов создания прозаического произведения. Так будет выполняться обзор основных компонентов внеурочных занятий, что позволит учащимся осознать важность теоретических знаний, необходимых в работе над произведением искусства.

Описанные мероприятия производятся на первом внеурочном занятии, которое входит в идейно-целевой блок. Это первый блок - четыре сгруппированных одной целью занятия. На этих занятиях обучающиеся активно применяют рефлексию, пытаясь осознать свои творческие потребности и собственный художественный вкус. Этому способствуют задания по установлению «образцового романа» - любимой книги учащегося, в которой определяются главные герои, центральный конфликт и

остальные компоненты литературного текста. Благодаря этой работе учащийся осознает свои литературные предпочтения, которые станут сопровождать его на протяжении всех занятий. Кроме того, учащийся выявляет тексты с противоположной оценкой, то есть находит в своей читательской практике такие художественные тексты, которые, по его мнению, недостаточно интересно написаны или содержат какие-либо недостатки.

Все это в целом позволяет перейти к работе над идеей художественного произведения и сформулировать то, о чем будут писать обучающиеся в процессе обучения на занятиях.

Блок освоения принципов создания прозаического произведения - второй блок в педагогической технологии, состоящий из восьми занятий. В этом блоке организуется учебно-познавательная деятельности по формированию писательского мастерства как средства выражения творческого потенциала.

Каверкина А.М., предпринимая попытку дать определение понятию «литературное мастерство», обращается к его зарубежному аналогу «creative writing» и обнаруживает формулировки типа «писательское мастерство» и «творческое письмо», которые по сути своей обозначают одно явление - «предмет, в ходе преподавания которого и обучения которому студент обучается навыкам художественного или нон-фикшн письма» [2, с. 198]. Этой же трактовки понятия «писательское мастерство» мы придерживаемся в нашем исследовании.

«Писательское мастерство» - курс внеурочных занятий, организованный в форме кружка, преследующий цель развития и формирования знаний и умений в области писательства среди обучающихся подросткового возраста. Знание - это совокупность сведений, познаний в какой-либо области; проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека [12, с. 616]. Основу знаний в области писательства составляют: а) правила сюжетостроения, соблюдение которых должно увлекать читателя; б) понятие сюжета, конфликта и идеи литературного произведения; в) составляющие нарративной теории (персонажи, обстановка, атмосфера, художественные детали); г) авторский стиль.

На данном этапе педагогической технологии основной упор делается на средство обучения -рабочую тетрадь курса, содержащую как теоретические материалы, связанные с теорией литературы и писательства, так и практические задания на отработку применения полученных теоретических знаний. Практические задания призваны помочь учащемуся закрепить принципы теоретической нар-ратологии в процессе деятельности, то есть перейти от знаний к умению. Умение в педагогике определяется как «способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях» [11, с. 21].

Таким образом, спроектированная технология развития творческого потенциала реализует принципы деятельностного подхода, совмещая теоретические знания о писательстве и теории литературы и практическое применение изученных приемов и средств, повышая тем самым качество понимания и усвоения полученного материала.

Каждый писатель обладает неповторимым авторским стилем. Сам факт того, что литературное произведение неповторимо и самобытно, не подлежит сомнению. Однако, чтобы достичь такого результата, необходимы годы читательской и писательской практики, которые выработают литературный «вкус» и чувство текста.

Во избежание слишком стереотипных и шаблонных речевых конструкций в практических заданиях и черновых набросках обучающихся в процессе внеурочных занятий нами применялся ряд мотивирующих стимулов:

1. Вербальный стимул «Будь креативным!». Одно из нейровизуализационных исследований показало, что если во время сочинения короткого рассказа человек будет получать вербальную установку «Будь креативным», это повысит креативность как самого процесса написания, так и итогового продукта и отразится на нейронной активности мозга [18].

2. Предоставление практических заданий, требующих нестандартного решения или отсутствие готового решения как такового. Примером такого задания является заполнение анкеты персонажей литературного текста. В данном случае каждый учащийся должен основываться на собственном понимании функции героя и его роли в повествовании.

3. Развитие творческой интуиции. Интуиция - тот критерий, наличие которого указывает на высокий уровень включения творческого мышления. Интуитивные решения возникают в ситуации острой жизненной необходимости, в отношении творчества это означает, что интуицией обладают

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

наиболее увлеченные творческие личности, проявляющие высокую заинтересованность в процессе своей деятельности.

К качествам, позволяющим интуиции наиболее полно раскрываться, относят эмоциональность (как ресурс творчества в целом), волю и способность концентрироваться, устранять посторонние мысли [7, с. 77].

В целях развития интуиции и способности концентрироваться, нами было использовано дидактическое упражнение, целью которого было описание учащимся тактильного ощущения некоторого предмета с закрытыми глазами. Данное упражнение позволяет, с одной стороны, повысить вербальные навыки обучающихся, поскольку они получают установку описывать свои ощущения как можно подробнее. И с другой стороны, развивают интуицию и учатся отстранять все постороннее, устанавливая свое внимание на предложенном предмете.

На основе вышеизложенных положений можно заключить, что само по себе писательство требует нестандартного, нетривиального мироощущения. Учащийся, обладающий хорошим творческим потенциалом, но немотивированный и ненаправленный педагогом будет придерживаться шаблонных форм мышления и творческой самореализации.

Третий блок, включающий четыре занятия, - блок редакторской правки, содержащий мероприятия по организации самостоятельной деятельности обучающихся.

Освоив основные понятия теоретической нарратологии и закрепив полученные знания при выполнении практических занятий, обучающиеся на последних занятиях планомерно переходят к самостоятельной работе над собственными черновиками художественных произведений. К этому моменту посещающие кружок обучающиеся обладают знанием о построении сюжета, создании конфликта, написании диалогов и о способах создания атмосферы и включения в повествование художественных деталей. Накопленный запас писательских приемов необходимо реализовать в готовом творческом продукте. Процесс работы над черновыми записями обучающиеся ведут не только на занятиях. В этот момент возрастает роль педагога, который отслеживает прогресс каждого учащегося и организует индивидуальные консультации относительно написанного материала. Главная задача педагога в данной ситуации - организация самостоятельной деятельности, которая представляет собой «именно «навязывание» «нужной» (или «желательной» с методической точки зрения) идеи, но навязывание — это скрыто» [16, с. 32].

Обучающиеся должны перейти от уровня подражания творческим образцам, изученным на занятиях, к самостоятельной творческой деятельности, результатом которой должен стать черновой вариант рукописи литературного произведения. Большое значение при этом имеют предыдущие занятия, на которых учащимся демонстрируются составляющие компоненты художественного произведения. Важно, что здесь учащимся предоставляется возможность свободного выбора и создания своих авторских приемов.

Если предыдущий блок содержал направляющие задания, решения которых обучающиеся могли вносить или не вносить в текст своей рукописи, то в блоке редакторской правки представлены исключительно рекомендации для внесения изменений в исходный текст. Кроме того, педагог организует взаимообмен рукописями и совместно с учащимися устанавливает «правила» уважительной и продуктивной критики чужого литературного труда.

Самостоятельность можно отнести к одному из существенных признаков высокопродуктивной творческой деятельности, результаты которой позволяют учащемуся видеть качественный характер освоения материала в процессе обучения. Самостоятельная работа - особый вид творческой деятельности, преобладающий для писательства, в процессе которого учащийся получает возможность демонстрировать и развивать уровень своего творческого потенциала.

Последнее, семнадцатое, занятие кружка посвящено проблемам публикации готового художественного произведения. Основными вариантами публикации, доступными учащимся школы, являются: а) участие в творческом литературном конкурсе; б) публикация в литературных газетах и журналах для молодых писателей; в) публикация электронного варианта книги на доступных площадках (например, Amazon Kindle).

По завершении занятий кружка происходит оценка достигнутого и требуемого уровня творческого потенциала, и в соответствии с этим принимается управляющее решение, направленное или на изменение внутренних факторов творческой среды, или на корректировку содержания занятий. Описанные мероприятия не приведут к изменению творческого потенциала обучающихся, только что за-

кончивших посещение внеурочных занятий, их задача - коррекция частей педагогической технологии с целью достижения наилучшего результата в дальнейшем.

Что касается управления образовательными результатами в процессе непосредственного обучения, оно осуществляется за счет рефлексии в конце каждого занятия. Обучающиеся на последних этапах занятия работают индивидуально или в парах, после чего проводят самоанализ своей деятельности в той же форме: делятся своими впечатлениями друг с другом или комментируют свою деятельность педагогу.

Обсуждение эмпирических результатов

Цель проведения пилотной опытно-экспериментальной работы была сформулирована нами следующим образом: экспериментально проверить влияние разработанной нами педагогической технологии, включающей рабочую программу кружка «Писательское мастерство», на эффективность развития творческого потенциала учащихся среднего подросткового возраста. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный (сопоставительный анализ). Во всех трех этапах участвовала одна экспериментальная группа. На констатирующем этапе осуществлялся выбор диагностического инструментария для определения уровня развитости творческого потенциала обучающихся старших классов в обычных условиях обучения в общеобразовательной школе.

Из рассмотренных нами методик были выбраны наиболее валидные по возрасту и соответствию оценке качества исследуемого признака. Инструментами диагностики стали:

1. Тест «Оценка уровня творческого потенциала личности» (А.С. Шаров). В этом тесте используется девятибалльная шкала самооценки степени выраженности личностных качеств либо частота их проявления, которые в совокупности и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.

2. Тест «Каковы ваши творческие способности?». Данный тест опирается на личностные свойства респондента в оценке уровня творческого потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник). Методика состоит из семи субтестов, диагностирующих показатели развития системообразующих свойств дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность.

4. Самооценка творческих способностей (Е. Туник). При оценке данных опросника используются четыре личностные характеристики, тесно связанные с творческими проявлениями личности. Они включают любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

5. Опросник для определения уровня креативности.

Перечисленные диагностические инструменты используется на констатирующем и контрольном этапах. Промежуточного контроля между этими этапами не предполагается.

На следующем этапе осуществлялся подбор критериев оценки и измеряемых показателей. С целью сопоставления показателей, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, нами использовался T-критерий Вилкоксона с применением программы IBM SPSS Statistics V 22.0. Пилотный этап опытно-экспериментальной работы проводился на базе МБОУ «СОШ № 77» города Ижевска. В результате участие в апробации нашей педагогической технологии приняли обучающиеся старших классов, давшие свое добровольное согласие на участие в эксперименте. На начало опытно-экспериментальной работы испытуемые являлись учащимися 9-10 классов. Пилотный этап опытно-экспериментальной работы проводился с 01.03.2023 г. по 31.05.2023 г.

На констатирующем этапе были проведены диагностические мероприятия, направленные на установление исходного уровня творческого потенциала личности. По результатам данной работы выявлен уровень самооценки личностных качеств обучающихся.

После самооценки у обучающихся была проведена предварительная диагностика развития творческого потенциала, которая измеряла показатели вербальной и невербальной креативности, уровень творческих способностей и творческого потенциала. Из таблицы 1 видно, что ни один из обучающихся в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы не показал низкого уровня показателей творческого потенциала, больше половины респондентов имеют средние показатели творческих способностей и свойств личности.

Отдельного внимания заслуживают результаты диагностики вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и П. Торренса Оценка уровня разных видов творческого мышления показала,

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

что в среднем вербальное творческое мышление (4 субтеста 1-4) развито у респондентов в меньшей степени, чем образное творческое мышление (3 субтеста 5-7). Заметим, что высокие показатели мы можем наблюдать в субтесте 4 (Определение), который является одним из лучших способов дифференциации респондентов.

После проведения констатирующего этапа процесс обучения экспериментальной группы на внеурочных занятиях кружка «Писательское мастерство» был построен в соответствии с разработанной педагогической технологией при реализации организационно-методических условий.

Результат формирующего этапа показал, что вербальная креативность, диагностируемая субтестами 1-4, возросла и стала преобладать над показателями образного мышления. В табл. 1 приведены сравнительные результаты диагностики до и после проведения опытно-экспериментальной работы.

Таблица 1

Результаты диагностики вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и П. Торренса на констатирующем и формирующем этапах

Испытуемый 1 2 3 4 5

Субтест 1 до после до после до после до после до после

17 33 46 56 38 49 23 27 29 38

Субтест 2 4 19 16 19 10 15 7 11 9 12

Субтест 3 11,6 19,6 18,4 17,6 17 24,6 9,6 13,3 14 15

Субтест 4 38 38 40 47 39 45 35 42 34 44

Субтест 5 29,5 34,3 37 38 29 27,9 32 35 33 34

Субтест 6 55 72 48 69 55 64 38 40 42 47

Субтест 7 14 18 41 38 27 35 12 11 22 26

Эффективность разработанной нами педагогической технологии можно оценить на основании сопоставительного анализа результатов, констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы, а также средствами математической статистики.

Результаты каждого диагностического инструмента были сопоставлены нами в представленной ниже табл. 2.

Таблица 2

Результаты опроса сопоставительного анализа констатирующего и формирующего этапов

опытно-экспериментальной работы

«Оценка уровня Опросник Самооценка Опросник для

творческого потен- для определения творческих способ- определения

Испытуемый циала личности» (А.С. Шаров) уровня креативности ностей (Е. Туник) уровня креативности

до после до после до после до после

102 103 9 8 55 56 9 8

1 136 138 11 11 72 74 11 11

2 79 63 10 11 63 59 10 11

3 105 108 8 9 57 56 8 9

4 121 120 10 11 79 81 10 11

5 102 103 9 8 55 56 9 8

Таким образом, как видно из табл. 2, после проведения опытно-экспериментальной работы данные или не изменились в сторону улучшения результата, или ухудшились. Из полученных данных видно, что уровень самооценки и самоопределения учащимися своего творческого потенциала не изменился или упал. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы обучающиеся определяют свой уровень творческого потенциала как средний или высокий, а на формирующем этапе он остается в пределах тех же уровневых значений.

Причиной, по нашему мнению, являются особенности подросткового возраста участников опытно-экспериментальной работы. Убеждения подростков относительно слабого развития тех или иных качеств зачастую субъективны или излишне занижены. Несовпадение демонстрируемых качеств (в том числе личностно значимых для творческой деятельности) с их самооценкой может быть вызвано высокой степенью внутреннего конфликта личности. Возникает несовпадение личных представлений о себе и демонстрируемого поведения.

Причиной конфликта могут стать завышенные стандарты оценки своей деятельности, чувство неудовлетворенности собой, чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются из критичного отношения к себе [9, с. 103].

Изменения в сторону увеличения показателей компонентов творческого потенциала в группе испытуемых были выявлены в тесте «Каковы твои творческие способности?». Для определения изменений уровня творческих способностей (компонента творческого потенциала) был использован t-критерий Стьюдента.

Для большей наглядности рассмотрим сравнительную диаграмму с данными диагностики «Каковы твои творческие способности?», представленными на рисунке, до и после проведения опытно-экспериментальной работы.

■ До ■ После

ISO

Арина Б Даша п Аня М Вика К. ЛизаР

испытуемый

Рис. Сравнительная диаграмма диагностики творческих способностей до и после проведения

опытно-экспериментальной работы

Наиболее важные статистические данные были получены в ходе анализа и сопоставления результатов прохождения тестов вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорда и П. Торренса. Значения каждого субтеста из предложенной батареи до и после проведения опытно-экспериментальной работы были отдельно проанализированы с помощью все того же математического метода обработки статистических данных Т-критерия Вилкоксона [6]. Обработка данных представлена ниже в табл. 3.

Таблица 3

Результат применения значимых различий по показателю Т-критерия Вилкоксона до и после проведения опытно-экспериментальной работы

Эмпирическое значение Уровень статистической значимости

Субтест 1 Тэмп = 1 p<0.05

Субтест 2 Тэмп = 2 p<0.05

Субтест 3 Тэмп = 1 p<0.05

Субтест 4 Тэмп = 2 p<0.05

Субтест 5 Тэмп = 3 Незначимо

Субтест 6 Тэмп = 1 p<0.05

Субтест 7 Тэмп = 4 Незначимо

Из табл. 3 следует, что данные результатов субтестов 1, 2 отмечены как значимые в различии до и после проведения опытно-экспериментальной работы. Результаты субтестов 3, 4, 6 находятся в зоне неопределенности, но могут быть признаны значимыми для р<0.05.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Именно первые четыре субтеста значимо связаны между собой и показательны при измерении вербальной креативности [13, с. 34]. В нашем исследовании предпочтение отдавалось как раз развитию вербальных навыков творчества, поскольку проводимые занятия преследовали цель повышения навыков, которые в первую очередь связаны с умением создавать письменные художественные тексты.

Субтесты 5-7 показательно связаны с образным творческим мышлением. Из них только результаты субтеста 6 находятся в зоне неопределенности и могут быть признаны значимыми. Однако различия в показателях результатов субтестов 5 и 7 оказались незначимыми. В данном случае в исследовательской работе не было поставлено задачи повышения невербального, то есть художественно направленного компонента творчества.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по испытанию педагогической технологии была проведена на основе разработанной методики в соответствии с разработанной теоретической моделью и направлена на выявление возможности развития творческого потенциала обучающихся подросткового возраста на внеурочных занятиях кружка «Писательское мастерство».

В результате опытно-экспериментальной работы были получены изменения уровня творческого мышления обучающихся, когнитивных факторов и личностно-мотивационных факторов. По результатам первичной диагностики уровня творческого потенциала обучающихся выяснилось, что больше половины респондентов имеют средние показатели творческих способностей и свойств личности. Кроме того, их вербальное творческое мышление было ниже, чем образное.

На формирующем этапе пилотного этапа опытно-экспериментальной работы обучающиеся имеют такие же значения творческого потенциала в результате самооценки, но при этом уровень вербального творческого мышления и творческих способностей, которые выражают общий уровень творческого потенциала, выраженный в когнитивных факторах и факторах творческого мышления, вырос.

Выводы

Таким образом, основываясь на методологических подходах развития творческого потенциала, деятельностного, личностного-ориентированного принципах, разработана теоретическая модель развития творческого потенциала учащихся подросткового возраста на внеурочных занятиях. Модель состоит из ценностно-смыслового, нормативно-регулятивного, теоретико-методологического, процессуально-технологического и результативно-аналитического компонентов. На основе разработанной модели создана педагогическая технология, направленная на развитие творческого потенциала учащихся подросткового возраста на кружке «Писательское мастерство». Реализация педагогической технологии осуществляется через совокупность инновационных форм, методов и подходов обучения. Проведена пилотная опытно-экспериментальная работа по испытанию педагогической технологии, на основе спроектированной методики в соответствии с разработанной моделью. В ходе анализа результативности экспериментальной работы был установлен рост показателей отдельных компонентов творческого потенциала (факторы творческого мышления, когнитивные факторы). Статистические показатели говорят о том, что результативность и эффективность педагогического воздействия, оказываемого во время опытно-экспериментальной работы, значима.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно- экспериментальной апробации на пилотном этапе модели развития творческого потенциала учащихся в условиях внеурочных занятий кружка «Писательское мастерство», построенных на принципах личностно ориентированной и деятельностной направленности образовательного процесса. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложено решение проблемы развития творческого потенциала учащегося, которое выражается в теоретическом обосновании и разработке модели развития творческого потенциала учащихся в условиях внеурочной деятельности. Практическая ценность исследования заключается в том, что нами была адаптирована программа «NaN-oWriMo Young Writers Program», применяемая на дополнительных занятиях с обучающимися, проявляющими интерес к писательству, что способствует профилизации обучающихся.

Следует учесть некоторые ограничения при проведении пилотного этапа опытно-экспериментальной работы: ограниченное время исследования и малая реальная группа учеников профильных гуманитарных 10 классов, регулярно посещающих кружок «Писательское мастерство». По результатам пилотного этапа работы корректируются частные гипотезы для проведения основного этапа опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

2. Каверкина А.М. «Литературное мастерство»: на пути к определению понятия // Редакционная коллегия. 2021. С. 196-201.

3. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей писателей-профессионалов в их школьные годы // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 19-27.

4. Мартишина Н.В. Креативность: образовательные технологии развития // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 3(39). С. 36-48.

5. Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.

Наумова Т.А., Мухачева Е.В. Наставления по обработке результатов научного эксперимента для студентов -

будущих педагогов. Ижевск, 2014. 70 с.

7. Островская Е.А. Интуиция в творчестве и свойства характера //Современные наукоемкие технологии. 2005. № 9. С. 76-78.

8. Поддьяков А.Н. Ты гений или просто умный? (У интеллекта и творческих способностей разная природа) // Знание - сила. 2002. № 9. С. 78-81.

9. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.

10. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.

11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 816 с.

12. Словарь русского языка. Т. 1. М., 1981.

13. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: СпбУПМ, 1997. 65с.

14. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 264 с.

15. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

16. Шишмаренкова Г.Я. Самостоятельная работа на уроках литературы: сотворчество учителя и ученика [Электронный ресурс] // Филологический класс. 2003. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-literatury-sotvorchestvo-uchitelya-i-uchenika (дата обращения: 10.04.2023).

17. Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 366. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/modeli-v-pedagogike (дата обращения: 17.06.2022).

18. Howard-Jones, Paul A. et al. Semantic divergence and creative story generation: an fMRI investigation / Brain research. Cognitive brain research. 2005. Vol. 25. №1. P. 240-250.

Поступила в редакцию 21.12.2023

Наумова Татьяна Альбертовна, кандидат психологических наук, доцент E-mail: nta64@yandex.ru

Поторочин Егор Андреевич, магистр педагогики E-mail: egorpotorochin@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

T.A. Naumova, E.A. Potorochin

THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF TEENAGE STUDENTS IN THE CLASSROOM OF THE CIRCLE "WRITING SKILLS"

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-1-83-95

The article presents a theoretical model and pedagogical technology that contributes to the development of students' creative potential in additional classes within the framework of the "Writing Skills" circle. The relevance of our research is due to a change in the vector of the educational trajectory, which is aimed at personality formation, so that special attention is paid to thinking skills, creativity and interaction. First of all, this is due to the specifics of the reality around us. A particular manifestation of this trend can be found in the peculiarities of studying the subject area "Russian language" and "Literature", which should lead to the development of intellectual and creative abilities of the individual (according to the Federal State Educational Standard). The experimental work was carried out on the basis of MBOU

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Secondary school No. 77" in Izhevsk. As a result, students in grades 9-10 took part in the technology testing, who gave their voluntary consent to participate in the experiment. The assessment tools were the test "Assessment of the level of creative potential of a personality" (A.S. Sharov), the test "What are your creative abilities?", Diagnostics of verbal and non-verbal creativity (J. Gilford and P. Torrence modified by E. Tunik), self-assessment of creative abilities (E. Tunic), a questionnaire for determining the level of creativity. As a result of the experiment, changes in the level of development of creative thinking factors, cognitive factors and personal motivational factors were obtained in the direction of increasing the initial indicators. The obtained results are confirmed by the methods of mathematical statistics.

Keywords: creativity, creative potential, theoretical model, pedagogical technology, creativity, writing skills, additional classes.

Received 21.12.2023

Naumova T.A., Candidate of Psychology, Associate Professor E-mail: nta64@yandex.ru Potorochin E.A., Master of Pedagogy E-mail: egorpotorochin@yandex.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.