Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КЛУБЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КЛУБЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косова Вера Васильевна, Васильева Наталия Николаевна

Статья посвящена актуальному в настоящее время направлению педагогической деятельности по развитию способностей детей младшего школьного возраста к интеллектуальному творчеству. Прописан теоретический блок исследования, охарактеризованы этапы опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе интеллектуального клуба образовательной организации дополнительного образования. Отражены количественные показатели и качественные характеристики полученных в ходе диагностических процедур эмпирических данных, проведено их сравнение. Представлено содержание формирующей части эксперимента. Обоснована эффективность занятий интеллектуальной направленности в развитии творческих способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косова Вера Васильевна, Васильева Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CLASSES IN AN INTELLECTUAL CLUB AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF YOUNGER STUDENTS CREATIVE ABILITIES IN THE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR EDUCATION

The article is devoted to the currently relevant direction of pedagogical activity of the development of primary school children abilities of intellectual creativity. The theoretical block of the study is described, the stages of experimental work carried out on the basis of the intellectual club of an extracurricular educational organization are characterized. Quantitative indicators and qualitative characteristics of empirical data obtained during diagnostic procedures are reflected, and their comparison is carried out. The content of the forming part of the experiment is presented. The effectiveness of intellectual orientation classes in the development of creative abilities of younger schoolchildren is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КЛУБЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.398+37.026.9-053.5 ББК 74.200.58

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-165-176

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КЛУБЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Косова, Н. Н. Васильева

Аннотация. Статья посвящена актуальному в настоящее время направлению педагогической деятельности по развитию способностей детей младшего школьного возраста к интеллектуальному творчеству. Прописан теоретический блок исследования, охарактеризованы этапы опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе интеллектуального клуба образовательной организации дополнительного образования. Отражены количественные показатели и качественные характеристики полученных в ходе диагностических процедур эмпирических данных, проведено их сравнение. Представлено содержание формирующей части эксперимента. Обоснована эффективность занятий интеллектуальной направленности в развитии творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, творческие способности, интеллект, интеллектуальное творчество, дополнительная развивающая программа, педагогическая диагностика, интеллектуальный клуб.

Для цитирования: Косова В. В., Васильева Н. Н. Организация занятий в интеллектуальном клубе как условие развития творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования // Наука и школа. 2022. № 3. С. 165-176. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-3-165-176.

© Косова В. В., Васильева Н. Н., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

ORGANIZATION OF CLASSES IN AN INTELLECTUAL CLUB AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF YOUNGER STUDENTS CREATIVE ABILITIES IN THE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR EDUCATION

V. V. Kosova, N. N. Vasilyeva

Abstract. The article is devoted to the currently relevant direction of pedagogical activity of the development of primary school children abilities of intellectual creativity. The theoretical block of the study is described, the stages of experimental work carried out on the basis of the intellectual club of an extracurricular educational organization are characterized. Quantitative indicators and qualitative characteristics of empirical data obtained during diagnostic procedures are reflected, and their comparison is carried out. The content of the forming part of the experiment is presented. The effectiveness of intellectual orientation classes in the development of creative abilities of younger schoolchildren is substantiated.

Keywords: primary school student, creative abilities, intelligence, intellectual creativity, additional development program, pedagogical diagnostics, intellectual club.

Cite as: Kosova V. V., Vasilyeva N. N. Organization of classes in an intellectual club as a condition for the development of younger students creative abilities in the system of extracurricular education. Nauka i shkola. 2022, No. 3, pp. 165-176. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-165-176.

Социальный заказ современного общества предполагает формирование личности ребенка как активного субъекта социальной действительности, способного самостоятельно открывать в себе и развивать свои потенциальные возможности, в том числе - творческие. Во главу угла сегодня поставлена задача формирования творческой личности, способной к самоопределению и успешной самореализации в динамично меняющемся мире. В педагогической теории и практике также актуализирована проблема развития творческих способностей школьников, в том числе - способности к интеллектуальному творчеству. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописаны требования, предъявляемые к современному школьнику, который «должен быть творцом, созидателем нового продукта, интеллектуально развитым человеком» [1]. В детях необходимо воспитывать

умения самостоятельно совершенствовать свои знания и успешно их применят - в этом плане также актуализируется роль интеллекта.

Нужно сказать, что исследования феномена «интеллект» проводились психологами и педагогами, начиная еще с XVI в. Аспекты, касающиеся формирования способности детей к интеллектуальному творчеству и остающиеся актуальными в научной среде, рассматриваются в трудах философов (Н. А. Бердяев, М. К. Мамардашвили, Э. Фромм), психологов (А. М. Матюшкин, О. К. Тихомиров, Ж. Пиаже), педагогов (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский и др.). Интеллектуальное творчество понимается исследователями как высшая человеческая ценность, позволяющая личности успешно самореализовываться [2]. Проблеме изучения интеллекта посвящены труды и зарубежных ученых-психологов. Так, Г. Эббингауз считал важной характеристикой интеллекта

способность комбинировать и составлять слова в значимое целое; Д. Дьюи характеризовал интеллект как «основной инструмент индивида, с помощью которого он решает возникающие в жизни проблемы, включая научные» [3, с. 186].

В трактовке М. А. Холодной, интеллект - это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека (ментальный опыт). Она характеризует интеллектуальные способности как индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей [4].

В нашем исследовании характеризуется аспект, рассматривающий интеллектуальное творчество младших школьников. И можно отметить, что изучение научной литературы и анализ педагогической практики позволил выявить противоречия, отраженные в теории и практике применительно к формированию способности детей к интеллектуальному творчеству. Одними из них можно назвать противоречия между:

• требованиями современного общества к процессу обучения и воспитания школьников, ставящего задачей развивать творческие способности, поощрять их творчество и позицией консервативной педагогической практики, сдерживающей творческую инициативу детей;

• желанием учителя диагностировать и совершенствовать интеллектуальные задатки и таланты обучающихся и недостаточной профессиональной подготовкой для этого;

• стремление школьников самореализовываться в разных видах интеллектуальной творческой деятельности и отсутствием необходимых условий для этого.

В трактовке А. Э. Симановского, наличие интеллектуальных творческих способностей младших школьников проявляется в способности:

• «решать творческие задания, используя наглядно-действенный способ решения;

• решать творческие задания с опорой на словесно-логический способ решения;

• решать творческие задания с опорой на эвристический способ решения» [5].

Э. К. Исмаилова отмечает компоненты и показатели сформировавшейся у младшего школьника способности к интеллектуальному творчеству: «испол-нительско-исследовательский (гибкость мышления, умение ученика находить нестандартный путь решения задачи, находить оригинальный способ действия, способность к элементарному моделированию); креативно-задачный (оригинальность мышления, умение находить оригинальные методы и средства в решении и постановке задач); логико-сравнительный (умение логически мыслить, сравнивать, определять проблему и находить пути ее реализации, способность к элементарному "расщеплению" проблемы и внесение самостоятельных компонентов в ход решения задач); обобщенно-речевой (способность использовать обобщение как эффективный прием в решении задач, способность к обобщению посредством речи подвести конкретное знание под обобщенное знание» [6, с. 68].

Научные исследования, педагогическая практика и имеющийся опыт позволяют резюмировать, что младший школьный возраст является благоприятным для развития способности детей к интеллектуальному творчеству. Младших школьников характеризует желание заниматься данным видом деятельности, поскольку период обучения в начальной школе - это увлекательный и деятельный мир детства, где имеет место немало возможностей для

интенсивного развития основных психических функций человека (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления), в целом, - интеллектуальной сферы ребенка.

Занятия интеллектуальным творчеством «...помогают развивать у школьников логику, способствуют формированию пространственного воображения и фантазии» - на этом акцентирует внимание В. Л. Бажевич [7, с. 39].

Показателем наличия у младших школьников названных выше способностей, включенности их в творческий процесс является способность создавать ими необычные (нестандартные, оригинальные) идеи и продукты творческой деятельности интеллектуальной направленности.

В развитии способностей детей младшего школьного возраста к деятельности творческого характера актуализируется роль дополнительного образования, и данная сфера регламентируется рядом документов. Так, в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании» [8]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописаны требования, предъявляемые к современному школьнику: он должен быть творцом, созидателем нового продукта, интеллектуально развитым человеком [1]. Данной позиции придерживаются и отечественные ученые: А. А. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, О. А. Куревина, считающие принцип творчества одним из основоположных в современном образовании. В работе Л. Н. Буйловой и Н. В. Кленовой также обосновывается значимость системы дополнительного образования для творческого становления и развития

личности ребенка. Авторы акцентируют внимание на том, что «Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод об его сущностной инновационности, так как оно осуществляется по законам, недостаточно исследованным и не во всем осмысленным педагогической наукой» [9, с. 32].

Вышеизложенное позволяет констатировать, что исследование состояния проблемы развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с использованием возможностей дополнительного образования в настоящее время говорит о необходимости дальнейшего ее теоретического изучения, а также сбора (в данном контексте) эмпирического материала и научного анализа получаемых данных. Все это послужило основанием для организации нашего исследования, проведенного в МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Абакана Республики Хакасия, определенного в качестве опытно-экспериментальной базы. В эксперименте приняли участие обучающиеся начального звена (два четвертых класса) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Абакана.

Экспериментальная выборка составила по 30 человек в каждом классе.

Практическая часть нашего исследования была организована в интеллектуальном клубе «Магия мысли», структурном подразделении вышеназванного Центра. Целью ставилось диагностирование уровней развития интеллектуальных (творческих) способностей у обучающихся экспериментального и контрольного классов, а также выявление эффективности занятий в интеллектуальном клубе в развитии названных способностей. Представим краткое содержание проведенной работы в формате темы исследования.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена психолого-педагогическая диагностика в

четвертых классах, участвующих в эксперименте, с использованием диагностических методик, адекватных, на наш взгляд, цели исследования. В проведении процедур диагностирования и обработке полученных эмпирических данных принимали участие педагоги и психологи.

Первым «шагом» на данном этапе стало использование стандартизованной методики Э. Ф. Замбацявичене (с опорой на тест структуры интеллекта по Р Амтхауэ-ру) с целью выявления исходного уровня интеллектуального развития младших школьников. Тест Э. Ф. Замбацявичене включает в себя четыре субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, сформированных с учетом программного материала начальных классов. Первый субтест позволяет выявить у детей осведомленность (в него входят задания, требующие от учащихся навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий). Он также позволяет иметь представление о словарном запасе детей. Второй субтест дает возможность определять у детей умение классифицировать, судить об уровне сформированности у ребенка операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков

предметов и явлений. Опираясь на третий субтест, можно диагностировать у детей умение обобщить задания на умозаключения по аналогии, поскольку задания требуют определенных умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями. Четвертый субтест предполагает подбор аналогий, что также позволяет исследовать у обучающихся сформированность навыков обобщения.

Качественный анализ детских работ и интерпретация полученных в результате диагностики количественных данных дали возможность зафиксировать незначительные различия в уровнях интеллекта у обучающихся экспериментального и контрольного классов. Так, 4 ребенка с высоким уровнем развития интеллекта было выявлено в экспериментальном классе (13,3%), контрольном - на одного школьника больше (5 чел. - 16,7%); детей со средним уровнем выявлено в экспериментальном классе 23 (76,7%), в контрольном - 22 (73,3%); низкий уровень показали по 3 школьника (10%) в каждом классе.

Процентные показатели исследования по данной методике отражены в гистограмме на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительные данные уровней развития интеллекта у детей экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента

по тесту Э. Ф. Замбацявичене (в %)

Таблица 1

Показатели уровней сформированности дивергентного (творческого) мышления младших школьников на констатирующем этапе эксперимента по тесту Ф. Вильямса

Уровень Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Название Средний итоговый показатель (в %)

Количество детей/% Количество детей / % Количество детей/% Количество детей/% Количество детей, %

Показатели дивергентного (творческого) мышления обучающихся экспериментального класса

Высокий 6 / 20,0 8 / 26,7 7 / 23,3 5 / 16,7 8 / 26,7 22,6

Средний 21 / 70,0 18 / 60,0 18 / 60,0 22 / 73,3 19 / 63,3 65,4

Низкий 3 / 10,0 4/ 13,3 5 / 16,7 3 / 10,0 3 / 10,0 12,0

Показатели дивергентного (творческого) мышления обучающихся контрольного класса

Высокий 7 / 23,3 8 / 26,7 8 / 26,7 4 / 13,3 7 / 23,3 22,7

Средний 20 / 66,7 18 / 60,0 19 / 63,3 24 / 80,0 20 / 66,7 67,3

Низкий 3 / 10,0 4/ 13,3 3 / 10,0 2 / 6,7 3 / 10,0 10,0

Следующим шагом на констатирующем этапе стало исследование с опорой на тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса, дающее возможность проведения комплексной диагностики детей и являющегося валидным в определении характеристик креативного характера. Дети должны были дорисовать 12 незаконченных фигур и придумать им название, то есть дополнить их. Анализ выполненных работ позволил выйти на итоговые показатели, интерпретировать их и представить в таблице (табл. 1).

Можно видеть, что показатели, полученные по завершении диагностирования, свидетельствуют о минимальных различиях в уровнях творческого мышления обучающихся экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальном классе (в сравнении с контрольным) высокий уровень меньше на 0,1%, средний уровень - на 1,9%; детей с низким уровнем в данном классе больше на 2%.

Сравнительные данные уровней развития дивергентного мышления у детей экспериментального и контрольного

классов на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 2.

Далее мы исследовали творческий потенциал младших школьников с использованием адаптированной методики «Шкала Вильямса». Сформированный автором опросник, позволяющий оценить потенциал креативности (творческого начала) ребенка, был предложен родителям детей обоих классов. Им были розданы листы с показателями шкалы, включающей четыре параметра: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

По каждой позиции приводилось шесть утверждений, по которым родители должны оценить ребенка, выбирая ответы «часто», «иногда», «редко». Оценка осуществлялась по балльной системе.

Заполненные родителями опросные листы были изучены, сравнительные данные уровня развития потенциала креативности (творческого начала) у детей экспериментального и контрольного классов представлены на рис. 3.

Диагностическое исследование, проведенное по данной методике, также

100,00 90,00 80,00 70,00

60,00 _

| Экспериментальный

50,00 - класс

40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

Контрольный класс

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 2. Сравнительные данные уровней развития дивергентного мышления у детей экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента

по тесту Ф. Вильямса (в %)

Рис. 3. Сравнительные данные уровней развития потенциала креативности (творческого начала) младших школьников по методике «Шкала Вильямса» на констатирующем этапе эксперимента (в %)

позволило выявить незначительные расхождения в показателях экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальном классе детей с высоким уровнем творческого начала было выявлено на 0,8% больше, в сравнении с контрольным; со средним уровнем - больше на 3,3%. Выявленный низкий уровень в экспериментальном классе ниже на 4,1%.

Анализ количественных данных и процентных показателей, полученных по завершении исследования по трем диагностическим методикам, позволил сделать вывод о том, что высокий уровень

творческих способностей в экспериментальном классе на 0,9% ниже, нежели в контрольном. Средний уровень в экспериментальном классе выше на 1,6% по сравнению с контрольным. Низкий уровень экспериментального класса на 0,7% ниже показателей контрольного класса. Вместе с тем мы имели возможность констатировать, что в целом показатели, полученные в результате исследования в двух названных классах, имеют достаточно небольшие расхождения.

Итоговые процентные показатели, полученные на констатирующем этапе в

Рис. 4. Сравнительные показатели диагностирования экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента (в %)

результате проведения трех диагностических методик, представлены на рис. 4.

Вторым этапом опытно-экспериментальной работы был формирующий этап. Он был осуществлен, как было отмечено выше, на базе клуба «Магия мысли» Центра детского творчества г. Абакана с участием обучающихся экспериментального класса. Мы акцентировали внимание на развитии творческих способностей интеллектуального характера, поэтому для детей были организованы занятия интеллектуального содержания на основе разработанной развивающей программы, рассчитанной на шесть месяцев. Реализация ее предполагала решение следующих задач:

• удовлетворять индивидуальные потребности младших школьников в интеллектуальном и духовно-нравственном аспектах через включение их в интеллектуальное ознавательную деятельность;

• развивать способности детей к интеллектуальному творчеству через приобщение их к разным деятельностным формам интеллектуальной направленности. Программа формировалась по принципу от простого к сложному, предполагала поступательное усложнение логических заданий, что требовало от учащихся осмысления, сосредоточенности, способности правильно использовать предлагаемую информацию

и генерировать новую. Большое внимание уделялось мотивированию детей на участие в мероприятиях интеллектуальной направленности.

Приведем примеры реализованных в рамках программы форм работы, дающих возможность формировать у школьников стремление к деятельности интеллектуального характера и активной творческой самореализации.

Вначале нами были использованы творческие задания, разработанные У. Гордоном и О. Кунце (размещены в работе А. Э. Симановского), в процессе выполнения которых школьники проявляли фантазию, учились сравнивать, выстраивать аналогии, развивать аналитическое мышление.

На занятиях четвероклассники сочиняли загадки, разгадывали и создавали шарады, придумывали викторины. Педагогом предлагались задания, направленные на развитие вербально-логи-ческого мышления («Найди лишнее слово», «Найди общее название»); способствующие развитию аналитических способностей («Какой фигуры недостает?»), «Прогрессивные матрицы Раве-на»); занимательные задания поисково-творческого плана («Шифровальщик», «Аналогия», «Познай тайну животного мира», «Большие Всезнайки», сюжетная викторина «Сказочная паутина») и т. д.

Для развития воображения и творческого мышления участниками эксперимента выполнялись творческие задания, дающие возможность каждому ребенку проявлять себя и формировать опыт собственной творческой деятельности. Так, для определения какого-то важного качества или свойства предмета или явления дети должны были привести символические аналогии, отражающие их сущность. С помощью символов показать какой-то исторический факт, процесс, профессию и т. д. (например, профессия учителя была символически представлена в виде горящей свечи на фоне раскрытой книги).

С целью развития логических мыслительных операций (сравнения, анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей) были проведены занятия по темам: «Волшебные метаграм-мы», «Эта удивительная анаграмма», «Необычная ребусная страна». Вначале детям предлагалась познавательная информация о значении и истории происхождения названных терминов, затем организовывалась групповая и индивидуальная работа по решению предложенных педагогом метаграмм, анаграмм и ребусов. Детям предлагалось создавать и собственные их варианты, которые презентовались авторами в процессе занятий. По завершении работы на занятиях организовывалась коллективная рефлексия их содержания и совместной творческой деятельности. У школьников формировались умения анализировать свою работу, высказывать корректное мнение о взаимодействии в группе; у них формировались и коммуникативные качества. С большим желанием учащиеся экспериментального класса участвовали в интеллектуальном турнире «В мире знаний» и познавательном квизе «Эрудиция - ключ к успеху», которые проводились в несколько туров и предполагали командный состав. Задания на эрудицию, смекалку и креативность выполнялись также

в микрогруппах, что позволяло каждому ребенку почувствовать свою личную причастность к коллективу и желание достижения совместного успеха.

Нужно сказать, что результат совместной творческой деятельности предполагал и предметное выражение. Так, при активном участии авторов был создан сборник «Этот удивительный мир ребусов», где представлены 102 ребуса, самостоятельно составленные и оформленные детьми экспериментальной группы. В формате характеризуемой деятельности школьники также готовили и презентовали исследовательские проекты, что способствовало развитию их исследовательских умений и навыков.

В процессе занятий на формирующем этапе эксперимента проводились и тренинги с целью развития навыков позитивного общения («Тренинг командо-образования», «Эффективная коммуникация» и др.). Наряду с заданиями на эмоциональную рефлексию и развитие коммуникативных качеств (вербальных и невербальных) в тренингах присутствовали и задания на воображение и фантазию («Несуществующее животное», «Занимательный диалог»), задания на развитие творческого мышления (например, планирование микрорайона будущего или обустройства необычной детской площадки). Принималось во внимание и создание здоровьесберега-ющей среды: обеспечивались смена форм деятельности на занятиях и динамические паузы с использованием танцевальной терапии.

При организации занятий нами использовались различные виды оборудования: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная установка, переносной экран, планшеты, маркеры, цветные карандаши, ватман, тетради и пр. Занятия предполагали и фоновое (музыкальное) сопровождение, что способствовало созданию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы. Активизации творческой

деятельности участников эксперимента способствовали также создаваемая педагогами ситуация успеха, педагогическая поддержка и грамотное использование педагогической оценки как эффективного инструмента педагогической технологии. Мы могли констатировать, что в процессе деятельности, организованной в рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, опосредованно решалась и задача нравственного воспитания детей.

Эффективность занятий, организованных в интеллектуальном клубе в формате вышеназванной программы, была проверена в ходе контрольного этапа эксперимента, когда была проведена повторная диагностика в экспериментальном и контрольном классах по

методикам, использованным на этапе констатирующем.

Эмпирические данные, полученные в результате проведения всех диагностических методик, были проанализированы, интерпретированы и представлены в итоговой сравнительной таблице (табл. 2).

Показатели экспериментального и контрольного классов, полученные по трем диагностическим методикам на контрольном этапе эксперимента, отражены на рис. 5.

Завершив повторное диагностирование и получив итоговые эмпирические данные по двум классам, мы провели анализ полученных процентных показателей и разместили их в табл. 3.

Проведенный анализ позволил резюмировать, что высокий уровень сфор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Итоговые показатели уровней творческих способностей младших школьников на контрольном этапе эксперимента (в %)

Диагностические методики

Классы Уровни Тест Э. Ф. Замбацави- чене «Диагностика уровней развития интеллекта» Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса Методика «Шкала Вильямса» Итоговый показатель

Эксперимен- Высокий 26,7 30,7 58,3 38,6

тальный Средний 70,0 64,0 31,7 55,2

Низкий 3,3 5,3 10,0 6,2

Контрольный Высокий 20,0 24,7 47,5 30,7

Средний 73,3 66,0 36,7 58,7

Низкий 6,7 9,3 15,8 10,6

Таблица 3

Сравнительные показатели уровней творческих способностей младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)

Уровни Констатирующий этап Контрольный этап

Экспериментальный класс Контрольный класс Экспериментальный класс Контрольный класс

Высокий уровень 27,5 28,4 38,6 30,7

Средний уровень 60,4 58,8 55,2 58,7

Низкий уровень 12,1 12,8 6,2 10,6

Рис. 5. Сравнительные показатели уровней творческих способностей младших школьников на контрольном этапе эксперимента

мированности способности детей к интеллектуальному творчеству в экспериментальном классе увеличился на 11,1%, в контрольном классе рост составил 2,3%. Средний уровень в экспериментальном классе снизился на 5,2%, в контрольном результат показан практически без изменений. Низкий уровень названных способностей у обучающихся экспериментального класса снизился на 5,9%, контрольного класса - на 2,2%.

Можно констатировать, что гипотетические положения, сформулированные в начале исследования, нашли свое подтверждение. Было доказано, что занятия

творческой направленности, организуемые в интеллектуальном клубе на базе образовательной организации дополнительного образования, дают положительные эффекты в плане развития творческих (интеллектуальных) способностей младших школьников, если педагог учитывает данные диагностики уровней развития названных способностей у детей младшего школьного возраста, составляет комплекс заданий интеллектуальной направленности, разрабатывает и реализует образовательную развивающую программу для работы с детьми в исследуемом аспекте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.

2. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. М.: Современная энциклопедия, 1983. 840 с.

3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208 с.

4. Холодная М. А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997. С. 295-314.

5. Симановский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. 272 с.

6. Исмаилова Э. К. Формирование у младших школьников способности к интеллектуальному творчеству средствами познавательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2017. 181 с.

7. Бажевич В. Л. Организация учебных занятий в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 6. С. 38-42.

8. Закон РФ «Об образовании в Российский Федерации». URL: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/ (дата обращения: 30.07.2021).

9. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2016. 192 с.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya (Standarty vtorogo pokoleniya). Moscow: Prosveshchenie, 2011.

2. Ilyichev L. F. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow: Sovremennaya entsiklopediya, 1983. 840 p.

3. Dewey J. Psikhologiya i pedagogika myshleniya. Transl. from English N. M. Nikolskaya. Moscow: Sovershenstvo, 1997. 208 p. (In Russian)

4. Kholodnaya M. A. Intellektualnaya odarennost kak proyavlenie osobennostey organizatsii mentalnogo opyta. In: Osnovnye sovremennye kontseptsii tvorchestva i odarennosti. Moscow: Mol. gvardiya, 1997. Pp. 295-314.

5. Simanovskiy A. E. Razvitie sposobnosti k intellektualnomu tvorchestvu u mladshikh shkolnikov. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 2003. 272 p.

6. Ismailova E. K. Formirovanie u mladshikh shkolnikov sposobnosti k intellektualnomu tvorchestvu sredstvami poznavatelnoy deyatelnosti. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Makhachkala, 2017. 181 p.

7. Bazhevich V. L. Organizatsiya uchebnykh zanyatiy v nachalnoy shkole. Nachalnaya shkola. 2007, No. 6, pp. 38-42.

8. Zakon RF "Ob obrazovanii v Rossiyskiy Federatsii". Available at: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/ (accessed: 30.07.2021).

9. Buylova L. N., Klenova N. V. Kontseptsiya razvitiya dopolnitelnogo obrazovaniya detey: ot zamysla do realizatsii: metod. posobie. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2016. 192 p.

Косова Вера Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова e-mail: vvkosova@mail.ru

Kosova Vera V., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Pedagogy and Methods of Primary Education Department, Katanov Khakass State University e-mail: vvkosova@mail.ru

Васильева Наталия Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ «Центр детского творчества» г. Абакана e-mail: natalia-882@mail.ru

Vasilyeva Nataliya N., extracurricular education teacher at MSE "Children's Creativity Centre", Abakan

e-mail: natalia-882@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2021 The article was received on 30.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.