ББК Ч 421. 42 уДК 371. 126
Т. В. Лучкина
г. Чита
Развитие творческого потенциала молодого учителя современной школы России
Автор статьи рассматривает проблему развития творческого потенциала молодого учителя в современной школе России через раскрытие сущности данного понятия, выявление компонентов, критериев и уровней его развития с целью разработки системы поддержки молодого учителя в раскрытии его внутренних резервов, посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов.
Ключевые слова: творческий потенциал, компоненты, критерии и уровни развития творческого потенциала молодого учителя, поддержка молодого учителя в раскрытии внутренних резервов, система моральных и материальных стимулов.
T. V. Luchkina
Chita
The young teacher's creative potential development in the modern Russian school
The author of the article explores the problem of the young teacher's creative potential development in the modern Russian school through the analysis of this concept, identifying its components, criteria and levels of development in order to work out the support system for the young teacher in the disclosure of internal resources, by implementing a system of moral and material incentives.
Key words: creative potential, components, criteria and levels of the young teacher's creative potential development, support system for the young teacher in the disclosure of internal resources, system of moral and material incentives.
Одной из важных проблем современного образования России является создание условий для развития у педагога творческого потенциала, который бы позволил ему работать в инновационном режиме, осваивать новые технологии обучения и воспитания. Данная идея нашла свое отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», раскрывающей содержание ключевых направлений развития общего образования России. Ключевые направления развития общего образования предусматривают обновление образовательных стандартов, создание системы поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, создание современной школьной инфраструктуры, содействие здоровью школьников и характеризуют инновационный характер изменений современной школы [12].
Значимым направлением в обновлении российского общего образования является развитие учительского потенциала, т. к. данные многочисленных международных исследований неопровержимо свидетельствуют о том, что успехи развития образования ведущих стран мира более всего зависят от качества подготовки педагога и эффективности образовательной политики [3; 7; 8], поэтому новая школа требует и новых учителей. «Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьни-
ков, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми» [12].
Предметом данной статьи является проблема развития творческого потенциала молодого педагога, осмысление системы поддержки учителя в вышвлении его внутренних резервов и создании условий для стимулирования их развития.
В современной психолого-педагогичес-кой литературе встречаются различные подходы к определению понятия «творческий потенциал личности»:
- это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности [6, с. 185];
- это возможности и способности, являющиеся субъективными условиями успешного инновационного осуществления своей деятельности и поведения [5, с. 207]. Творческий потенциал проявляется в нестандартных решениях, поисках улучшения организации и условий труда [1];
- это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность
и способность личности к самореализации в творчестве [2, с. 9].
Важным для нас является подход, раскрывающий творческий потенциал личности как открытость человека ко всему новому, его успешность в инновационной деятельности и решении нестандартных задач. Проблеме раскрытия творческого потенциала личности с целью ее профессионального развития и самосовершенствования посвящены исследования В. Н. Толмачева и Н. В. Васиной,
A. А. Деркача. По мнению ученых, креативность личности обязательно реализуется в профессиональнойдеятельности, творческом поиске новых, более эффективных способов решения задач, нестандартных решений.
В качестве характеристик творческого потенциала исследователями выделяются следующие [4, с. 265]:
- созидательная направленность профессиональных интересов;
- потребность в новаторской деятельности, склонность к инновациям;
- высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта;
- склонность к формированию ассоциативных связей;
- развитое воображение;
- сильная волевая регуляция поведения и деятельности;
- самостоятельность;
- умение управлять своими состояниями, в том числе, стимулировать свою творческую активность.
По нашему мнению, данные характеристики творческого потенциала личности могут являться как основой осмысления творческого потенциала молодого учителя, так и проектированием направлений поддержки его развития.
Исследованию творческого потенциала учителя посвящены работы Л. В. Елагиной, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Мартиши-ной, М. Г. Мерзлякова, Л. С. Подымовой,
B. А. Сластенина и др. Творческий потенциал учителя определяется многими исследователями как наличие у педагога скрытых неиспользованных резервов в области профессиональной деятельности, в способности к самосовершенствованию и выступает основой реализации учителем в качестве субъекта творческой педагогической деятельности.
Н. В. Мартишина рассматривает творческий потенциал личности учителя как многозначную и динамическую характеристику, включающую три дополняющих друг друга компонента: ценностный, когнитивный, дея-
тельностный. По ее мнению, творческий потенциал личности педагога влияет на его отношение к жизни, гуманность и успешность учителя в профессиональной деятельности [11, с. 48].
Ценностный компонент связан с мировоззренческой позицией человека, его личностными приоритетами и отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, принятие образов творческой личности в качестве ориентиров в судьбе и профессии.
Когнитивный компонент отражает многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой сути педагогической деятельности, знаний о человеке, личности, ее креативности. Творческую личность отличает постоянная нацеленность на творчество, творческое мышление, проявление богатого воображения, развитой интуиции, совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих творческий способ жизнедеятельности, мобильность, внутреннюю свободу. Креативность учителя находит отражение в педагогическом творчестве. Важным элементом когнитивного компонента выступает знание творческого педагогического опыта. Знакомство с ним является основой профессионального самосовершенствования.
Деятельностный компонент творческого потенциала педагога обеспечивает проявление других потенциальных творческих особенностей его личности, способствует творческой организации им образовательного процесса. Его составляющей выступают творческие способности учителя, среди которых исследователями выделяются генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта [10, с. 9-10].
Таким образом, рассмотренные компоненты творческого потенциала молодого учителя, представляющие динамическую характеристику его личности, способны изменяться при определенных условиях. Учет данных характеристик творческого потенциала молодого учителя позволил выявить критерии его развития.
Главное направление творческих процессов в образовании есть, прежде всего, не смена содержания, педагогических технологий, а формирование педагогического субъекта. Эти процессы связаны с особым актом - актом са-
моопределения, при котором человек «...выбирает один из возможных способов действия (один из возможных миров) и конструирует его тем самым как реальность для себя (как большую реальность)» (П. Г. Щедровицкий). В этом случае характер образовательного процесса и его направленность для молодого учителя становятся более значимыми: они связаны с ценностями, которые он принимает и которые являются продолжением и развертыванием его собственной деятельности (субъектности). Педагогические Ценности обеспечивают устойчивый целенаправленный характер протекания творческой деятельности, способствуют профессиональному саморазвитию педагога, включенного в творческую деятельность, и могут служить одним из критериев творческого потенциала молодого учителя.
Обращение к теоретическому осмыслению опыта работы педагогических коллективов по «взращиванию» личности молодого учителя позволило нам установить, что успешность данного процесса обусловлена позицией самого педагога по отношению к творческой деятельности, к процессу профессионально-личностного саморазвития и уровню сформированности у него знаний о сущности и механизмах развития этих процессов. Творчество учителя предполагает комплексное и вариативное использование им в профессиональной деятельности всей совокупности основных теоретических знаний и практических умений, видение во внешне знакомой ситуации и поиск путей ее решения. По нашему мнению, информированность молодого учителя о сущности и механизмах творческой деятельности может являться вторым критерием творческого потенциала молодого учителя.
Рост профессиональной компетентности и педагогической культуры молодого педагога идет более интенсивно, если он занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический субъектный опыт осмысливается на основе рефлексии и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом сообществе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск. Активная живая личность учителя всегда приносит школьникам естественную живую радость, «создавая то, что нужно и интересно всем» (Э. И. Ильенков). Значимым элементом, активизирующим творческий потенциал молодого учителя, является включение его в научноисследовательскую деятельность. Творческая
активность молодого учителя может служить третьим критерием развития его внутренних резервов.
Рассматривая творческий потенциал учителя как динамическую характеристику его личности, исследователи [2; 10; 14] выделяют уровни развития творческого потенциала учителя. В осмыслении уровней развития творческого потенциала молодого учителя мы опирались на исследование Н. В. Марти-шиной, которая выделяет пять уровней развития творческого потенциала педагога [10, с. 11]. Значимым для нас оказалось проведенное ранее исследование по выявлению уровней творчества молодого учителя [9, с. 131]. Анализ указанных исследований позволил нам выделить пять уровней развития творческого потенциала молодого педагога.
Первый предполагает осуществление педагогической деятельности адаптивнорепродуктивного характера. Молодой учитель входит в педагогическое сообщество, функционирующее на основе сложившихся традиционных норм. Первоначально ему предстоит осмыслить и принять нормативнодеятельностные, личностно-значимые, ценностные установки, включиться в процесс нормированной деятельности педагогического сообщества школы. Творческое «Я» молодого учителя насыщается образами и смыслами профессии. Фиксируются педагогически значимые истины, ценности, знания, воспроизводятся простейшие педагогические образцы, повышается уровень информированности. На первом же уровне осуществляется включение учителя в творческую деятельность, которая связана с активизацией и углублением самопознания своих внутренних резервов. Критическое отношение к себе - рефлексия своей деятельности через самооценку, самоанализ, самоотчет -важное условие развития его творческого потенциала.
Второй уровень связан с репродуктивно-поисковой деятельностью, для которой характерно не только воспроизведение молодым учителем готовых рецептов педагогического труда, но и поиск и анализ информации, позволяющей найти пути выхода из различных реальных проблемных ситуаций. Учителем самостоятельно ставятся и решаются типичные педагогические задачи, в постановке и решении которых им используются не только традиционные алгоритмы, но и вводятся творческие элементы. Это способствует выработке собственных требований к решению отдельных педагогических
ситуаций. Творчество учителя проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность молодого учителя приобретает ценностно-смысловое значение.
Творческая активность направлена на усовершенствование связи с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств обучения и воспитания. На данном уровне развития творческого потенциала молодой учитель постоянно находится в поиске, включается в экспериментальную деятельность (разработка планов, программ) путем реализации найденных им идей. Выявление проблем, которые необходимо решать молодому учителю в первую очередь, осуществляется на основе самоанализа уроков, внеклассных дел, педагогических ситуаций в соответствии с принципами рефлексивной деятельности. Он принимает направленность педагогических целей на содействие самореализации личности ученика средствами своего предмета. Результаты творческой деятельности молодого учителя обсуждаются педагогическим сообществом на научно-практических конференциях.
Третий уровень выводит молодого учителя на деятельность преобразующего характера, в которой изменяются традиционные формы и способы воспитания, обучения, развития, вносятся в деятельность продуктивные, чаще всего локальные, новшества. Творческая деятельность способствует пробуждению личностной устремленности молодого учителя к активному созиданию личности ученика и самосозиданию, начинающемуся с самопознания, осмысления «Я-концепции» сегодня и в будущем. Она выступает прямым источником импульсов самосозидания, однако высший смысл этой деятельности выявляется педагогом в его духовно-практической деятельности - самоанализе, осмыслении своей связи с жизнью других членов педагогического сообщества, взаимодействии между ними.
На данном уровне наблюдается проявление адаптивной активности молодого учителя, при которой поставленные цели совпадают с полученным результатом, он проявляет готовность к принятию изменений процесса обучения, установлению отношений сотрудничества с субъектами образования, самостоятельно осуществляет выбор пути решения профессиональных задач. Молодой учитель легко включается в опытно-
экспериментальную деятельность по изменению процесса обучения, самостоятельно осуществляет ее мониторинг с прогнозированием дальнейших результатов. Важную роль при этом выполняет сознательная саморегуляция, благодаря которой педагог осуществляет целеустремленное управление своей деятельностью и поведением.
Четвертый уровень позволяет молодому учителю осуществлять творческую деятельность. На данном уровне молодой педагог способен не только выделять смыслообразующие идеи из любого опыта, но и свободно генерировать новые. Он проявляет надситуативную активность, стремление к выходу за собственные пределы, к нахождению новых смыслов в педагогической деятельности. Творческая активность молодого учителя направлена на изобретение, разработку новых элементов педагогических технологий. Творчеством пронизаны все элементы его труда: оно в замыслах, в их реализации, в осмыслении сделанного. Молодой учитель в состоянии эффективно ставить и решать сложные нестандартные педагогические задачи, используя собственный богатый профессиональный арсенал.
Высокий уровень саморегуляции молодого учителя определяет рефлексивность как устойчивую характеристику личности молодого педагога. При этом большое значение имеет опыт рефлексии, накапливаемый соотнесением знаний о себе и своих возможностях, предполагаемых самопреобразова-ниях и возможных изменениях в реальности с требованиями деятельности и решаемыми задачами. Учитель стремится реализовать свои творческие резервы в исследовательской деятельности, результативность которой может быть определена участием в проблемных семинарах, в организации педагогических мастерских, демонстрирующих его успешность.
Пятый уровень соотносится с творческой прогностической деятельностью, когда педагог совершает прорыв в неизвестное в области педагогических открытий. Педагогическая деятельность учителя приобретает черты спонтанного поведения. Спонтанная активность - это свободная деятельность личности (Э. Фромм). Сущность спонтанности и самоосуществления подразумевает отказ от рутины и борьбы, контроля и управления, а также непроизвольность, вольное течение естественных призывов и свободное излучение того, что заложено в самой глубине личности (А. Маслоу).
Если молодой учитель на данном уровне сможет реализовать свой внутренний потенциал в спонтанной активности, то спонтанность станет основной движущей силой его активности в инновационной деятельности. Постепенно молодой учитель начнет понимать, что он - это полноценная, активная, творческая личность. Достигнув такого уровня, педагог имеет право получить квалификацию педагога-исследователя.
Таким образом, выявленные нами характеристики уровней развития творческого потенциала молодого учителя позволяют утверждать, что уровень развития творческого потенциала молодого учителя не зависит от периода его работы в школе, а обусловлен внутренними потенциями молодого учителя (способностями к творческой деятельности, ценностными ориентациями, рефлексивными умениями, склонностями к инновациям и т. д.). Большую роль в развитии творческого потенциала молодого учителя играет поддержка со стороны коллег, благодаря которым создаются условия для того, чтобы педагоги обменивались опытом работы. В ряде успешных систем, особенно в Китае (Шанхай), Японии и Финляндии, учителя работают совместно: вместе планируют уроки, посещают классы друг друга и помогают друг другу совершенствоваться [3, с. 38].
В целях выявления уровня развития творческого потенциала молодого учителя нами было опрошено 96 молодых учителей и 32 руководителя школ Забайкальского края. Исследование проводилось в 2009 г. на основе отобранных диагностических материалов, позволяющих выявить уровень развития творческого потенциала молодого учителя. Полученные результаты позволили нам определить предполагаемые условия, направленные на продуктивное раскрытие творческого потенциала молодого педагога в современной школе.
Первоначально мы посчитали необходимым провести анализ структуры профессиональных ценностей молодого учителя. Исследование жизненных ценностей педагогов было направлено на выяснение того, какие объекты или процессы профессиональной деятельности являются несушдми смысл значениями для учителя и определяют его профессиональное целеполагание. Распределение ответов молодых учителей о значимости для них тех или иных жизненных ценностей и соотнесение их с исследованием, проведенным в 2001 г. В. С. Собкиным, приведено в табл. 1.
Таблица 1
Оценка значимости жизненных ценностей молодых учителей, в %
Жизненные ценности Молодые учителя 2001 г. Молодые учителя 2009 г.
Достижение материального благополучия 41,7 62
Успешная профессиональная деятельность 56,2 42,2
Успешная политическая карьера 1,2 1,3
Полноценное общение с людьми 30,4 35,6
Счастливая семейная жизнь 72,7 50,7
Полноценное приобщение к культуре 11,7 8,6
Развитие своих способностей 17,5 16,1
Познание себя 8,0 10,5
Воспитание детей 8,8 24,4
Анализ полученных данных показывает, что большая часть молодых учителей отмечает важность для себя таких ценностей, как достижение материального благополучия, счастливая семейная жизнь и успешная профессиональная деятельность. Это весьма показательный факт, т. к. эти жизненные ценности взаимосвязаны и в какой-то мере взаимно обуславливают друг друга. Молодые учителя также отдают предпочтение и полноценному общению с людьми. Следует обратить внимание на то, что менее значимой ценностью для молодого учителя является воспитание детей, что представляет собой серьезную проблему, которая требует решения в условиях современной школы. При этом необходимо отметить, что вызывает тревогу и низкий процент значимости такой ценности, как приобщение к культуре.
В наиболее отчетливой форме ценности профессионально-педагогической деятельности проявляются через определение ее направленности на достижение результатов школьного образования. В этой связи перед молодыми учителями ставился вопрос о том, что в первую очередь должна давать школа. Результаты опроса молодых учителей показывают, что, по мнению более половины учителей (62 %), главенствующим является значение знаниевого компонента, который дополняется такими ориентирами, как «подготовка к поступлению в вуз» (53 %) и «помощь в развитии способностей» (39 %). Анализ полученных данных показывает, что молодые учителя не до конца осмысливают
цели школы на современном этапе ее развития, а творчество для большинства из них не является ценностно значимым.
Решение выявленной проблемы невозможно без расширения педагогического кругозора молодого учителя, без необходимости знания достижений лидеров в образовании, без педагогики, психологии, методики, коллег по работе. Информированность учителя включает в себя ту новую информацию, которая сообщается молодому учителю в целях совершенствования его деятельности, благодаря этому информированность выполняет эмоционально-побудительную, интеллектуально-познавательную и рефлексивную функции. Используя разработанную нами анкету, мы постарались выявить уровень информированности молодого учителя о творческой деятельности и профессиональном саморазвитии.
Анализ обобщенных результатов показал, что у 22 % учителей отсутствуют представления о творческой деятельности и профессиональном саморазвитии, у 40 % имеется приблизительное представление, и у такой же группы учителей, что составляет 38 %, -относительно полное представление. Эти результаты являются подтверждением того, что молодой учитель нуждается в дополнительной информации об основных направлениях деятельности современной школы.
Далее мы определили информационную ценность различных форм методической работы, проводимой в школах с молодыми учителями. Нами выявлено, что большее предпочтение молодые учителя отдают организационно-педагогическим формам работы: педагогическим советам (48 %), учебе на курсах (40 %), плану самообразования (41 %), школе передового опыта (36 %), инструктивно-педагогическим совещаниям (28 %). По их мнению, главным источником информации должны быть руководители школы. Они плохо осознают значимость для себя наставничества (13 %), изучение опыта лучших учителей своего коллектива (11 %), самообразования по своей инициативе (9 %). Это, в свою очередь, подчеркивает, что работа с молодыми учителями носит стихийный характер, она не ориентирована на сотрудничество и сотворчество педагогического сообщества с молодым учителем по решению проблем современного образования, т. к. большая часть педагогов ждет информацию к действию от руководителей школы, являясь тем самым функциональными исполнителями.
Таким образом, для успешного развития творческого потенциала молодого учителя необходимо, чтобы он сам был хорошо информированным о значимости творческой деятельности в образовательном процессе. При этом в школе должно быть создано информационное сопровождение молодого педагога посредством взаимодействия с учителем-наставником, школьным руководителем и педагогическим сообществом.
Развитие творческого потенциала молодого учителя будет более продуктивным, если он успешно включится в творческую деятельность, проявляя свою активность. Творческая активность молодого учителя, системаобразующим компонентом которой являются самоопределение и саморазвитие, проявляется в различных видах педагогической деятельности.
Важное значение в развитии творческой активности молодого учителя играет участие его в различных конкурсах. Включаясь в процесс подготовки к конкурсу, он стремится удовлетворить свои интересы, потребности в объективной оценке уровня своей компетентности. При этом он изучает нормативную базу конкурса, проводит самооценку, вступает в контакт с организаторами конкурса, с другими конкурсантами, предъявляет материалы, документы, свидетельства, отражающие уровень его профессиональной компетентности, творчества и др. Анализ участия педагогов в конкурсах показывает, что в первые годы своей работы молодые учителя демонстрируют низкий уровень активности участия в конкурсах, только 30 % человек продемонстрировали свое стремление быть признанными педагогическим сообществом.
Включение молодого учителя в творческую деятельность наращивает профессиональную компетентность, что позволяет продуктивно решать профессиональные нестандартные задачи. Для выявления умений молодых учителей продуктивно решать профессиональные задачи нами исследовалось мнение работодателей о профессиональных задачах, с которыми не справляется молодой учитель. Результаты исследования показали, что молодой учитель не способен решать следующие задачи: поддерживать дисциплину (48,7 %), осуществлять диагностику педагогического процесса (44,8 %), проектировать образовательный процесс с учетом возрастных особенностей детей (39,7 %), проектировать образовательную среду (21,7 %), использовать современные образовательные технологии (20 %), организовывать детский коллектив (16,6 %), ясно объяснять свой предмет
(14 %), осуществлять деловую коммуникацию (12,8 %), осуществлять взаимодействие с детьми (8,9 %), развивать личность ребенка (7,6 %), осуществлять взаимодействие с родителями (7,4 %), осуществлять профессиональное образование (6 %). Анализ полученных результатов, с одной стороны, определяет традиционные проблемы, с которыми сталкивается каждый молодой учитель в первые годы работы в школе - это проблемы дисциплины и диагностики педагогического процесса.
Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование по выявлению творческого потенциала молодого учителя указывает на недостаточный уровень его сформированности и необходимость разработки педагогических условий для поддержки его развития.
Продуктивное развитие творческого потенциала молодого учителя в условиях современной российской школы обеспечивается разработкой системы поддержки молодых учителей, что предусматривает, как отмечается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», необходимость внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей [12].
Важным стимулом развития творческого потенциала молодого учителя, как показывает зарубежный опыт [3, с. 8], является введение интернатуры (стажировки) на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты образования. Прохождение стажировки в первый год работы молодым учителем было традиционно для советской школы в 70-80-х гг. прошлого столетия. Изучение опыта выяви идеи, реализация которых позволит оказать эффективную поддержку молодому учителю в развитии его творческого потенциала.
Еще одним стимулом развития творческого потенциала молодого учителя должна стать новая аттестация педагогических и руководящих кадров. Она предполагает периодическое подтверждение квалификации учителя и ее соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед школой. Новая аттестация педагогических работников предоставляет право молодому учителю, проработавшему в школе не менее двух лет, пройти аттестацию (на основе экзаменационных процедур) с целью под-
тверждения соответствия занимаемой должности. В процессе новой аттестации будут оцениваться знания, навыки и умения (профессиональный уровень) молодого учителя в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по занимаемой должности [13].
Значимым стимулом развития творческого потенциала молодого учителя является подготовка учителей-наставников, консультантов молодых педагогов. В некоторых системах образования специально подготовленные для обучения других учителей учителя-эксперты приглашаются в классы, наблюдают за работой своих подопечных, делятся с ними своими наблюдениями, подают пример и оказывают помощь в планировании [3, с. 40]. Такими учителями-наставниками, прежде всего, должны стать лучшие учителя России, победители конкурса Приоритетного национального проекта «Образование». Наставничество влияет на активизацию творческой деятельности молодого педагога, способствует ускоренному усвоению молодыми учителями норм школьной практики (того, что уже было накоплено), побуждает к сотрудничеству. Оно дает возможность осуществления репродуктивного воспроизведения существующего опыта, нахождения смыслов ценностей педагогического сообщества, в котором начинает трудовую деятельность молодой учитель.
Большую роль в развитии творческого потенциала молодого педагога играют образовательные программы переподготовки и повышения квалификации, которые должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов самих учителей. В ходе реализации таких программ должны использоваться современные информационные технологии [12]. Предполагается отход от практики переподготовки учителей исключительно в институтах повышения квалификации, а в повышении квалификации необходимо использовать возможность «опираться на практику деятельности тех школ, которые внедряют инновационные образовательные технологии и получили поддержку в рамках Приоритетного национального проекта "Образование"» (И. Рома-ренко).
Важно отметить, что полноценное развитие творческого потенциала молодого учителя может быть осуществлено, если сам учитель стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитель должен рефлексировать свои успехи и достижения, владеть навыками самопрезентации, принимать уча-
стие в конкурсах профессионального мастерства, который является одной из форм моральной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». На региональном уровне стали традиционными конкурсы, в которых принимают участие молодые учителя «Мой лучший урок», «Учитель года в Забайкалье», «Конкурс портфолио». Положительным моментом является то, что увеличивается процент молодых учителей, участвующих в конкурсе Приоритетного национального проекта «Образование» на выявление лучших учителей России.
Проведенное нами исследование позволяет определить условия эффективного развития творческого потенциала молодого учителя:
- внедрение системы моральных и материальных стимулов, поддерживающих творческих молодых начинающих учителей, профессиональному развитию которых должно быть уделено особое внимание;
- включение молодых учителей в опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие их креативности;
- оказание содействия молодым учителям в раскрытии творческого потенциала посредством наставничества, педагогических сообществ, курсов повышения квалификации;
- создание рефлексивной среды образовательного учреждения, направленной на формирование рефлексивных умений моло-
дого учителя как основы развития его творческого потенциала;
- разработка научно-методического обеспечения, содействующего раскрытию творческого потенциала молодого учителя.
Таким образом, мы предполагаем, что для оказания педагогической поддержки и сопровождения развития творческого потенциала молодого учителя в условиях изменений, происходящих в современной школе, должна реализовываться идея ориентации внутришкольного управления на развитие творческого потенциала молодого педагога. Задача школьной администрации состоит в осознании и понимании сложности включения молодого учителя в творческую деятельность, в осмыслении необходимости оказания содействия раскрытию его творческого потенциала, диагностике его состояния и в построении системы целенаправленной работы по созданию условий для раскрытия внутренних потенций молодого учителя с первого года работы.
Проблема развития творческого потенциала молодого учителя интересна, сложна и многогранна. Результаты проведенного нами исследования не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, но позволяют определить перспективные направления ее дальнейшей разработки: проектирование стажировки молодых учителей, совершенствование деятельности института наставничества, реализация новых подходов к аттестации молодого учителя, разработка модульных программ повышения квалификации, совершенствование системы внутрифирменного обучения, использование сетевого взаимодействия молодых учителей и наставников.
^исок литературы
1. Балановская Л. А. Креология. Энциклопедический словарь. Балашов: Николаев, 2004. 260 с.
2. Баластаева Е. Н. Развитие творческого потенциала будущего педагога в учебной деятельности (на занятиях по практике устной и письменной речи на иностранном языке): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2001. 20 с.
3. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах //
Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.
5. Капитонов Э. А. Зинченко Г. П., Капитонов А. Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Альфа-Пресс, 2005. 352 с.
6. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.
7. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 81-95.
8. Лучкина Т. В. Особенности содействия профессиональному становлению начинающего учителя в Канаде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 112. С. 36-45.
9. Лучкина Т. В. Саморазвитие молодого педагога в инновационном пространстве школы: мо-
ногр. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. 141 с.
10. Мартишина Н. В. Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5. С. 9-11.
11. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. № 3. С. 48-57.
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. ЦГКЬ: Ы^р://топ. gov.ru/files/materials/5233/09.03.16-nns (цата обращения: 10 февраля 2010 г.).
13. Об утверждении порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Проект. ЦГКЬ: http://mon.gov.ru/dok/akt/5863/ (дата обращения: 24.04.2010).
14. Сластенин В. А. Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
УДК 374. 6 ББК Ч 484 (2) 78
З. В. Осипова
г. Чита
Сетевая организация в системе повышения квалификации педагогов
В данной статье рассматривается актуальность введения понятия «сетевая организация», «сетевое взаимодействие» выделяются его признаки в опоре на теорию и практику использования данного понятия в философии, социологии и педагогике.
Ключевые слова: сеть, сетевая организация, сетевое взаимодействие; система повышения квалификации.
Z. V. Osipova
Chita
The net organization in the of improving the gualification
This article is about the actuality of the introduction of such notion as «net organization», «net interaction». The author stresses its signs leaning on the theory and the practice using the definition in philosophy, sociology and pedagogics.
Keywords: net, net organization, net interaction, the system of improving of the gualification.
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась новой информационной революцией, которая уже привнесла в образовательные системы новые технологии, компьютерные обучающие программы, телекоммуникационные сети, мультимедийные средства. Все эти изменения с середины прошлого века и по настоящее время связывают с движением современного общества от индустриального к сетевому информационному обществу XXI в.
Переход от индустриального к сетевому информационному обществу обусловил тенденцию организации повышения квалификации в виде сети. Система повышения квалификации педагогических кадров сегодня развивается в двух направлениях: централизованном и сетевом. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривается «реорганизация методической службы органов управления образованием, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга» [6].
Основным принципом сетевой организации является взаимодействие. «Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [2, с. 113].
Сети и сетевые сообщества - это историческое явление, существующее всегда в более или менее явном виде, предполагающее взаимодействие субъектов в процессе решения конкретных задач. В современной философской и научной литературе существует несколько подходов к осмыслению феномена сети.
Наибольшую известность в настоящее время в литературе о сетевом обществе имеют работы профессора Калифорнийского университета М. Кастельса, одного из самых авторитетных социальных мыслителей и исследователей современного мира.