Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала будущих хореографов на этапе профессионального обучения'

Развитие творческого потенциала будущих хореографов на этапе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Бережная

В статье рассматривается проблема развития профессионального творчества в рамках среднего профессионального образования. Отмечая синтетический и творческий характер деятельности хореографа, автор статьи предлагает создание целостной модели, способствующей развитию творческого потенциала будущих хореографов уже на этапе профессионального обучения. Более подробно рассмотрен один из элементов данной модели, спецкурс "Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореографа’

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROSPECTIVE CHOREOGRAPHERS AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TEACHING

The article considers the problem of professional creativity development in the frames of secondary professional education. Noting synthetic and creative character of choreographer's activity the author suggests the idea of creating an integral model facilitating the development of future choreographers' creative potential at the stage of professional training. One of the model elements, the selective course "Creativity as the Highest Value Choreographer's Professional Activity" is viewed in details.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала будущих хореографов на этапе профессионального обучения»

52/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Е.А. Бережная

DEVELOPMENT OF PROSPECTIVE CHOREOGRAPHERS AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TEACHING

Beregnaya E.A.

The article considers the problem of professional creativity development in the frames of secondary professional education. Noting synthetic and creative character of choreographer's activity the author suggests the idea of creating an integral model facilitating the development of future choreographers' creative potential at the stage of professional training. One of the model elements, the selective course "Creativity as the Highest Value Choreographer's Professional Activity" is viewed in details.

В статье рассматривается проблема развития профессионального творчества в рамках среднего профессионального образования. Отмечая синтетический и творческий характер деятельности хореографа, автор статьи предлагает создание целостной модели, способствующей развитию творческого потенциала будущих хореографов уже на этапе профессионального обучения. Более подробно рассмотрен один из элементов данной модели, спецкурс "Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореографа"

УДК 792.8

Противопоставление научного и художественного творчества в науке стало традиционным. При этом в искусстве, как в сконцентрированном выражении творческой стороны человеческой деятельности, острее проявляются проблемы творчества. Именно в искусстве в большей мере, чем в любой другой человеческой деятельности профессиональная успешность, прежде всего, является творческой. Хореография же как вид искусства обладает своими специфическими особенностями.

Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами пластики и мимики. Хореография - это «пластический характер народа». Следовательно, любое изменение условий жизни, социального устройства меняет характер и тематику всех видов искусства, в том числе и хореографии.

Хореография - это синтетический вид искусства, подчеркиваем. Что же включает в себя хореография? Во-первых, хореографический образ - танцевальное выражение жизненного содержания, находящее выражение в движении человека. В том, как человек движется, жестикулирует и реагирует мимически, выражаются особенности его темперамента, характера, своеобразие его личности. И задача хореографа отобрать их из множества реальных движений, во-вторых, обобщить и заострить в своей выра-

Бережная Е.А.

«Развитие творческого потенциала будущих хореографов...»

зительности и, наконец, организовать по законам ритма и симметрии, как декоративного целого.

Возникновение танца невозможно без второго компонента - музыки, которая усиливает выразительность танцевальной пластики и даёт ей эмоциональную и ритмическую основу. Кроме того, мы не должны забывать, что танец - это зрелище, отсюда -необходимость его изобразительного оформления.

Танец - искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и действие. Таким образом, стержнем хореографии является драматургия.

Именно эти связи и позволяют сделать вывод о синтетическом характере хореографии, и в этом взаимодействии проявляется специфика и сложность творческой реализации хореографа. Коль скоро хореография -это синтез искусств, то он требует сплава художественных, творческих, психологических и физических способностей человека, да ещё и в сжатые сроки («срок профессиональной жизни» хореографа-исполнителя недолог - до 35 лет). Хореография обладает неограниченными возможностями образного отражения действительности, реализовать которые артисту удаётся в той мере, в какой «он непременно сам сумеет погрузиться в понимании этой действительности. Но только и только тогда... возможно воплощение философских идей, мыслей и чувств, раскрытие существенных сторон и конфликтов жизни» (1). Для каждого будущего хореографа погружение в действительность и понимание её сущностных законов и тенденций становится составной частью овладения не только профессиональными методами и приёмами, но и широким диапазоном знаний, только тогда возможно его максимальное творческое проявление. Вероятность успеха в процессе формирования хореографа возможно, если только происходит слияние управления этим процессом извне (преподавателем) и изнутри (танцовщиком). От обоих составных элементов требуется колоссальный и кропотливый труд: «работа ума, души и тела». Поэтому для преподава-

телей столь важно формирование творческой активности студента-хореографа.

Во-первых, это связано с тем, что богатство классического наследия в области хореографии должно быть переплавлено будущими хореографами в собственные убеждения и устойчивые профессиональные навыки, которые в совокупности и составляют внутренний опыт каждого артиста.

Во-вторых, по причине того, что искусство пробуждает скрытые в человеке задатки, он должен во время понять и оценить свои достоинства и недостатки, разбудить свои художественные начала, а через них воздействовать на свои интеллектуальные возможности и развивать их.

В-третьих, успех профессионального становления хореографа (в этом кардинальное отличие от других профессий) связан со способностью и умением создать свой собственный инструмент - тело артиста, отвечающее всем предъявленным к нему требованиям. Требования к личности артиста и его телу предъявляются профессией и меняющейся жизнью, как правило, со временем лишь ужесточаются и нарастают в количестве. Поэтому необходимо готовить специалистов к широкому спектру требований, предвидя перспективу из изменений.

В танце, как сложном в искусстве, мы сталкиваемся с разветвлённой специализацией, с различными требованиями к специалисту-профессионалу.

Сочинение любого вида танца требует специалиста-профессионала в своей области - балетмейстера. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчётное количество разнообразнейших танцевальных композиций. Балетмейстер должен уметь понимать и чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых различных характеров. Он должен иметь выразительное тело и лицо.

Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором, способным замечать исполнительскую погрешность в массе танцующих. Обя-

52/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

зательным является музыкальный слух и безупречное чувство ритма, а так же художественный вкус и знание законов изобразительного искусства. Необходимо отметить и наличие организаторских способностей (подчас приходится координировать сотни человек).

Для артиста-танцовщика также необходим целый комплекс физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье, выносливость и артистизм, т.к. он одновременно по образному сравнению Р. Захарова является и «скрипкой» и «скрипачом». Отменная память на движения и рисунок танца, сбалансированный мотивационно-волевой блок не менее важны. Внешние данные, в частности, анатомическое строение сильно влияет на технические возможности танцовщика, но огромное значение имеет внутренняя наполненность, артистизм. Так как наряду с техникой внешней, выражающейся в умении исполнять трудные па, артисту необходимо обладать техникой внутренней, - актёрским мастерством. Мало сделать верное движение, его необходимо озарить чувствами -радости, горя, сомнения.

Итак, специфика профессионального творчества хореографа заключается в сложном синтетическом характере самого искусства, в проблеме соблюдения баланса между внешней и внутренней техникой исполнения, в сильной специализации хореографии (классический балет, народный, бальный танец...). Таким образом, особенности профессиональной деятельности требуют от будущих хореографов развития творческого потенциала. Однако традиционная подготовка хореографов не способствует развитию творческого начала.

Изучая специальную литературу мы не встретили работ, отражающих пути и способы становления профессионального творчества будущих хореографов в рамках среднего профессионального образования. Этим и определяется актуальность нашего исследования, цель которого выявить педагогические условия развития профессионального творчества будущих хореографов.

Нами в процессе работы была создана целостная модель, способствующая развитию профессионального творчества, которая включает следующие структурные компоненты: диагностику, цели, задачи, принципы, содержание, технология, формы организации обучения.

На этапе диагностики были определены преобладающие у студентов хореографов мотивы будущей профессиональной деятельности, выделены ведущие особенности творческого мышления (пластичность, подвижность, оригинальность), установлены главные жизненные сферы и терминальные ценности, изучены особенности взаимодействия личности и группы. Данные показатели, на наш взгляд, раскрывают потенциальные возможности студентов хореографов в профессиональной сфере. В соответствии с целью исследования и с опорой на полученные знания нами были определены задачи, формы, технологии, содержание обучения на каждом этапе обучения.

Одним из элементов содержания данной модели является спецкурс «Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореографа», который изучается на последнем курсе. Основная цель программы спецкурса состоит в развитии творческой компетенции будущих хореографов в контексте гуманистической, куль-туросообразной модели образования.

Задачи, решаемые в процессе реализации программы спецкурса, направлены на развитие ряда личностных, профессионально-педагогических качеств и компетенций студентов-хореографов, в частности, таких как креативные, проективно-конструктив-ные, эмоционально-оценочные, когнитивные, коммуникативные, организационные компетенций.

Основными принципами построения программы выступили: культурособраз-ность, аксиологичность, научность, целостность, системность, модульность, дифференцированный подход.

Принципиальное отличие данной программы состоит в её ориентации на творчество как на высшую ценность в системе культуросообразной модели образования и

Бережная Е.А.

«Развитие творческого потенциала будущих хореографов.»

реализации профессионального творчества будущих хореографов уже в процессе обучения. Содержание спецкурса сориентиро-ванно на личности в профессиональном плане: творчества как ценности, развития активной творческой личности как одного из актуальных, необходимых условий профессиональной реализации.

Спецкурс «Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореографа» позволяет разрешить некоторые противоречия, сложившиеся в процессе профессиональной подготовки будущих хореографов:

• между творчеством как ценностью и ориентированностью на стандарт как норму подготовки специалиста хореографа;

• между системным характером профессиональной подготовки будущих хореографов и личностным ростом (развитием), имеющим неравномерный (дихотомич-ный) характер;

• между новыми принципами воспитания и обучения (принципы равенства, диологизма, свободы) и сложившимися методами организации профессиональной подготовки будущих хореографов.

Данный спецкурс позволяет обобщить и систематизировать как общетеоретические, так и специальные знания, профессиональные умения студентов хореографов и сформировать потребность в творчестве как обязательном условии профессиональной реализации.

Таким образом реализация спецкурса «Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореографа» и всей модели развития профессионального творчества позволили нам констатировать

следующие результаты: преобладание доли внутренних мотивов над внешними у студентов хореографов. Профессиональная сфера стала доминирующей у большего количества будущих хореографов, расширились возможности взаимодействия как личностного, так и группового. Такие показатели, как креативность и оригинальность, остались на прежнем уровне. Причина отсутствия динамики у данных показателей, объясняется тем, что многие исследователи отмечают врождённый характер.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что разработанная нами модель создаёт педагогические условия, способствующие развитию профессионального творчества будущих хореографов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асалмуратова А.А., Исаков В.М. Судьбы детей с выдающимися способностями в контексте современных проблем обучения и воспитание артистов балета // Проблемы поликультурного образования. - СПб., 2004. - С. 36.

2. Карташова Н.Н. Воспитание танцем. Заметки балетмейстера. - Челябинск: ЮжноУральское кн. издательство, 1977.

3. Ванелов В. Балет в ряду других искусств // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2. -М.:Музыка. - 1977.

4. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. -М.: Искусство, 1987.

5. Новерр Ж. -Ж. Письма о танце. - М.: Музыка 1973.

Об авторе

Бережная Елена Анатольевна, преподаватель Ростовского колледжа культуры, соискатель кафедры дошкольного педагогики Педагогического института ЮФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.