Научная статья на тему 'Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе'

Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНИК / СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / CHILDREN''S CREATIVITY / PRESCHOOL CHILD / ABILITY / CREATIVE THINKING / ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебеденко Ольга Алексеевна

В статье анализируется категория творческого мышления и обосновывается его значимость в социальной ситуации развития дошкольников при переходе к младшему школьному возрасту. Представлены различные подходы к анализу проблемы творческого мышления, раскрыты особенности его формирования в дошкольном возрасте. Эмпирически доказано существование взаимосвязи уровня творческого мышления и уровня тревожности старших дошкольников. Материал статьи может быть полезен педагогам и психологам при организации работы по психологическому сопровождению формирования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста с учетом фактора детской тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебеденко Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Creative Thinking of Preschoolers at the Stage of Preparation for School

This article analyzes the category of creative thinking and justifying its importance in the social situation of development of preschool children in the transition to younger school age. Describes different approaches for analysing the problem of creative thinking, and reveals the peculiarities of its formation at preschool age. Empirically proven the existence of the relationship of the level of creative thinking and anxiety level of senior preschool children. The article may be useful to educators and psychologists with the psychological accompaniment of form-ing creative thinking children under school age child anxiety factor.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе»

О. А. Лебеденко

УДК159.922

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

азвитие творческого мышления в старшем дошкольном возрасте создаст основу для творческого осмысления действительности, активного познания мира, что особенно важно при подготовке ребенка к школе, на этапе овладения им учебной деятельностью. Значимость формирования творческого начала личности ребенка отражается в нормативных документах, раскрывающих содержание образования.

Так, в целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяется задача развития инициативной, самостоятельной, любознательной, творчески активной личности дошкольника [13]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального школьного образования (ФГОС НОО) в качестве метапредмет-ных результатов освоения основной образовательной программы отражается освоение способов решения проблем творческого и поискового характера младшими школьниками

[14].

В условиях развития современного общества приоритет отдается людям, обладающим опытом творчества и высоким уровнем творческого мышления. Изменчивость как характеристика нынешней современности требует от молодых людей быстроты реакций, вариативности действий, гибкости, нестандартности в решении разнообразных задач. Но процесс формирования данных качеств и свойств личности необходимо начинать еще в детстве. Исследования изменений современного

детства, проведенные Д. И. Фельдштейном, показывают резкое снижение фантазии, любознательности, творческих проявлений у современных детей, а также закрепление тревожности как устойчивого личностного образования [15, с. 7]. Все вышесказанное подчеркивает актуальность проблемы развития творческого мышления и выявления его взаимосвязи с тревожностью дошкольников на этапе подготовки к школьному обучению.

Цель исследования состояла в изучении особенностей творческого мышления старших дошкольников на этапе подготовки к обучению. Мы выдвинули следующие гипотезы: существуют различия в показателях творческого мышления старших дошкольников с разным уровнем тревожности; существует взаимосвязь уровня творческого мышления и уровня тревожности старших дошкольников.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи: а) проанализировать особенности творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, наличие гендерных различий творческого мышления; б) определить уровень тревожности старших дошкольников, половые различия уровня тревожности; в) выявить взаимосвязи уровня творческого мышления и уровня тревожности старших дошкольников.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие» (дошкольный уровень) г. Ростова-на-Дону. Общая выборка респондентов составила 68 дошкольников. Методики исследования: тест творческого мышления Дж Гилфорда; тест тревожности Р. Тэм-мл, М. Дорки, В. Амена; методы математической статистической обработки (коэффициент корреляции Спирмена, Н-критерия Крас-кела-Уоллиса).

Изучение феномена творчества как категории, присущей только человеку, является одной из актуальных задач психологии. Под творчеством понимается процесс практической или теоретической деятельности, направленный на создание новых результатов (знания, способы решений, материальные продукты) [9, с. 510]. С позиции Я. А. Пономарева, сам

20/у//

человек есть творчество и без творчества не имеет лица [11].

Специалист в области теории творчества

A. Н. Лук распределил творческие способности в три группы: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность), и умственные способности [8].

Современные отечественные психологи

B. Кудрявцев и В. Синельников, проведя анализ историко-культурного материала по данной проблеме, сформулировали ряд универсальных креативных (творческих) способностей: реализм воображения; умение видеть целое раньше частей; надситуативно-преобра-зовательный характер творческих решений; экспериментирование [6, с. 53].

Анализ проблемы формирования способностей предполагает выявление сензитивного периода для развития творческих способностей личности. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста, примерный период составляет от полутора до пяти лет.

По мнению Т. С. Комаровой, детское творчество представляет собой создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности [5, с. 53].

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте Н. Е. Веракса и Н. Н. Под-дьяков связывают с развитием способности замещения. В проблеме развития творчества дошкольников Н. Н. Поддьяков выделил три взаимосвязанных направления. Первое направление: ребенок, усваивая общественный опыт, преломляет его через свой личный опыт, который уникален. Второе направление: изучение поисковой деятельности детей (условий ее развития, формы, анализ структуры). Третье направление: творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями, что ведет к развитию новых мотивов деятельности дошкольников [10]. Он же выделил два генетических источника творчества дошкольников: практическая деятельность и игра.

Н. Е. Веракса замечает, что постановка ребенка в проблемную ситуацию еще не гарантирует проявление творчества [2].

Зарубежные и отечественные психологи связывают способности с творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления. Основополагающей является концепция человеческого интеллекта Дж. Гилфорда, установившего, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление характеризуется рядом особенностей: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность [3].

Попытку формирования у ребенка умений управлять процессом творчества предпринял А. Э. Симановский, утверждающий, что способность к творчеству складывается у детей постепенно, и выделяющий три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое [12, с. 97].

Как отмечает А. Г. Абсалямова, сегодняшние дошкольные образовательные учреждения слабо ориентированы на формирование у дошкольников культуры творческого мышления. Она выделяет целый ряд противоречий: необходимость формирования творческого мышления у детей дошкольного возраста и отсутствие методологической базы и педагогического инструментария; стремление педагогов к формированию творческого мышления и их неподготовленность к переосмыслению механизмов развития творческого мышления детей; желание родителей участвовать в творческом развитии своих детей и недостаточность разработанных к условиям семьи методических рекомендаций по формированию воображения и творческого мышления дошкольников [1, с. 24].

В. Т. Кудрявцев и М. И. Хорчева, исследуя взаимосвязь школьной готовности, социальной ситуации развития и воображения дошкольников, анализируют две модели школьной готовности. Психологической предпосылкой адаптивной модели школьной готовности выступает логика адаптации ребенка к новой жизни, т. е. накопление разнопланово-

го опыта ребенка в учебной деятельности. Психологическим основанием креативной (творческой) модели школьной готовности является представление о необходимости включения ребенка в новую социальную ситуацию развития путем совместного с дошкольником осмысления самой позиции школьника, Таким образом, организация диалога старших дошкольников с другими людьми и в целом с миром будет способствовать развитию творческой деятельности будущих школьников [7, с. 30].

Исследователи Е. Л. Горлова и Ю. А. Кузнецова также подчеркивают значимость творческого мышления и воображения как психологических новообразований, обеспечивающих переход к новому периоду развития - младшему школьному возрасту [4, с. 413].

В своем исследовании мы основывались на положении, что в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления, поскольку это возраст любознательности. Однако тревожность ребенка является фактором, отрицательно влияющим на развитие творческого мышления дошкольников.

На первом этапе исследования выявлялся уровень творческого мышления старших дошкольников с помощью теста Дж. Гилфорда, состоящего из семи субтестов. Качественный анализ изучения творческого мышления позволил распределить респондентов по группам: высокий уровень смогли показать только 10 % детей; средний уровень наблюдается у 34 % от общего числа испытуемых; низкий уровень отмечается у 53 % дошкольников; очень низкий уровень творческого мышления имеют 3 % детей. Таким образом, мы видим, что большинство детей имеют низкий уровень развития творческого мышления, второй по численности является группа дошкольников со средним уровнем.

Наибольшие затруднения вызвал субтест «Последствия ситуации», где дошкольникам предлагалось перечислить последствия гипотетической ситуации. Всего 8 % дошкольников дали интересные ответы и 7 % детей смогли придумать два варианта развития собы-

тий. Для остальных детей задание оказалось очень сложным и большую часть отведенного времени они потратили на обдумывание гипотетической ситуации, задавали много наводящих вопросов. Существенных отличий в уровнях творческого мышления среди мальчиков и девочек выявлено не было.

Второй этап исследования состоял в диагностике уровня тревожности дошкольников с помощью теста тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). В зависимости от полученных баллов определяется уровень тревожности на основе индекса тревожности. Результаты исследования показали, что половина дошкольников имеют средний уровень тревожности (50 %), второй по численности оказалась группа респондентов с высоким уровнем тревожности (38 %) и группа детей с низким уровнем тревожности составила всего 12 % от общего числа детей.

Качественный анализ ответов детей о характере эмоционального опыта дошкольников показал, что только ситуация, моделирующая отношения ребенок - взрослый («ребенок с родителями») для 100 % респондентов является положительно эмоционально окрашенной. Однако группа детей, сделавших отрицательный эмоциональный выбор в ситуации «собирание игрушек», составила 60 % от общего числа, что подтверждает итоговые показатели среднего и высокого уровня тревожности респондентов. Среди старших дошкольников наблюдается примерно одинаковое распределение отрицательных и положительных эмоциональных выборов в ситуациях «укладывание спать в одиночестве» и «еда в одиночестве», что, в свою очередь, может свидетельствовать о возможном повышенном уровне тревожности. Сравнение результатов уровня тревожности по половому признаку выявило, что среди мальчиков больше высоко тревожных детей (64 %), а среди девочек больше детей со средним уровнем тревожности (64 %).

SO/?//

На третьем этапе эмпирического исследования с помощью коэффициента корреляции Спирмена была выявлена взаимосвязь уровня творческого мышления и уровня тревожности старших дошкольников (1=0,623, р=0,045). С помощью Н-критерия Краскела-Уоллиса были выявлены статистически значимые различия между показателями творческого мышления у старших дошкольников с низким, средним и высоким уровнями тревожности. В результате анализа данных были установлены значимые различия по следующим показателям творческого мышления: «суб-тест2_оригинальность» (0,01<р<0,05) и «суб-тест3_оригинальность» (0,01<р<0,05). Проанализировав средние значения между показателями творческого мышления «субтест2_ори-гинальность» и «субтест3_оригинальность» у старших дошкольников с низким, средним и высоким уровнями тревожности, было выявлено, что группа респондентов со средним уровнем тревожности имеет высокие значения по вышеописанным показателям творческого мышления.

Проведенный качественный и количественный анализ позволил сделать следующие выводы. В группе детей с низким уровнем тревожности для большинства респондентов характерен средний уровень творческого мышления. В группе детей со средним и высоким уровнем тревожности преобладает низкий уровень творческого мышления.

В результате исследования определены статистически значимые различия показателей творческого мышления у старших дошкольников с низким, средним и высоким уровнями тревожности. Были выявлены значимые положительные корреляционные связи меду уровнями тревожности и уровнями творческого мышления старших дошкольников. Полученные выводы могут быть интересны педагогам-психологам и педагогам при организации работы по психологическому сопровождению формирования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста с учетом фактора детской тревожности.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется категория творческого мышления и обосновывается его зна-

чимость в социальной ситуации развития дошкольников при переходе к младшему школьному возрасту. Представлены различные подходы к анализу проблемы творческого мышления, раскрыты особенности его формирования в дошкольном возрасте. Эмпирически доказано существование взаимосвязи уровня творческого мышления и уровня тревожности старших дошкольников. Материал статьи может быть полезен педагогам и психологам при организации работы по психологическому сопровождению формирования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста с учетом фактора детской тревожности.

Ключевые слова: детское творчество; дошкольник; способности; творческое мышление; тревожность.

SUMMARY

This article analyzes the category of creative thinking and justifying its importance in the social situation of development of preschool children in the transition to younger school age. Describes different approaches for analysing the problem of creative thinking, and reveals the peculiarities of its formation at pre-school age. Empirically proven the existence of the relationship of the level of creative thinking and anxiety level of senior preschool children. The article may be useful to educators and psychologists with the psychological accompaniment of forming creative thinking children under school age child anxiety factor.

Key word: children's creativity; preschool child; ability; creative thinking; anxiety.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова А. Г. Теоретические основы проблемы формирования культуры творческого мышления у старших дошкольников // Начальная школа: Плюс До и После. - 2010. -№ 4. - С. 23-26.

2. Веракса Н. Е. Диалектическое мышле-ие и творчество [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-14. -URL: http:// www.voppsy.ru (дата обращения: 20.05.18).

3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Электронный ресурс] // Психология мышле-

ния. - М., 1965. - С. 433-456. - URL: http:// bookre.org (дата обращения: 15. 06.18).

4. Горлова Е. Л., Кузнецова Ю. А. Теоре-ическое отношение к задаче у детей разного психологического возраста // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. - 2016. - С. 413-421.

5. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Пед. общество России, 2005. - 63 с.

6. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59.

7. Кудрявцев В. Т., Хорчева М. А. Во-бражение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 5. - С. 18-36.

8. Лук А. Н. Мышление и творчество [Электронный ресурс]. - М.: Политиздат, 1976. -144 с. - URL: http:// www.koob.ru (дата обращения: 26.06.2018).

9. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - М.: АСТ; АСТ-Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.

10. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Элек-ронный ресурс] // Вопросы психологии. -1990. - № 1. - С. 17-20. - URL: http://www.vo ppsy (дата обращения: 30.06.2018).

11. Пономарев Я. А. Психология творчества [Электронный ресурс]. - М.: Академия, 2010. - URL: http:// www.koob.ru (дата обращения: 25.06.2018).

12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс]. - URL: http:// standart.edu.ru (дата обращения: 15.06.2018).

14. Федеральный государственный об-раовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 15.06.18).

15. Фельдштейн Д. И. Глубинные изме-ения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. - 2011. -№ 1. - С. 45-54.

■щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.