О.В. Штакина,
Липецкий государственный педагогический университет
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS IN THE PROCESS OF CREATION OF PROJECTS WITH THE HELP OF COMPUTER TECHNOLOGIES
Автором представлены результаты исследования по проблеме развития творческих способностей учащихся в процессе создания творческих проектов средствами информационных технологий.
The author presents the results of his researchers concerning the problem of development of creative abilities of pupils in the process of creation of projects with the help of computer technologies.
В современном постиндустриальном обществе проблема развития творческих способностей учащихся средствами информационных технологий приобретает особую актуальность. В настоящее время обществу нужны специалисты, способные нестандартно мыслить, находить креативные решения задач, квалифицированно работать с информацией.
Проблема изучения феномена творчества не нова. Данным вопросом занимались многие исследователи, представляя его в самых разнообразных трактовка х.
Философский аспект (Аристотель, Платон, Кант, Н.А. Бердяев, А.С. Богомолов, Б. Рассел, П. Флоренский, В.А. Яковлев) изучаемой проблемы отражает его роль в развитии личности и всей человеческой культуры.
Современные ученые (В.И. Андреев, Г.С. Батищев, И.А. Бескова, К.К. Платонов, А.В. Бруш-линский, Е.П. Хайкин, Б.М. Кедров, А.Н. Лук), опираясь на исследования своих предшественни -ков, развивают представление о специфике творческого процесса. В их научных трудах процесс творчества нередко отождествляется с мышлением. Мышление же рассматривается как внутренний творческий диалог, в результате которого формируются и развиваются способности личности (А.В. Брушлинский, Э.В. Ильенков).
Таким образом, в современной научной концепции сформировалось специфическое направление, получившее название «творческая эволюция», в которой процесс творчества отождествляется с деятельностью и развитием (А. Бергсон).
Характеризуя данную проблему, Г.Л. Давыдова [7] в своей работе «Творчество и диалекти -ка» указывает, что философская категория творчества выражает реально существующую историческую связь движения и общественного целого.
В Большом энциклопедическом словаре творчество определяется как деятельность, по -рождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникально стью [3].
Социологический аспект творчества (Я.У. Астафьев, И.В. Бестужев-Лада, В .Н. Шубкин, В.А. Ядов) раскрывает его роль в процессе усвоения человеком ценностей, знаний, навыков и способностей, позволяющих личности успешно функционировать в обществе.
В психологическом словаре творчество определяется как «деятельность, результатом кото -рой является создание новых материальных и духовных ценностей» [9]. Будучи по сути куль -турно-историческим феноменом, творчество яв -ляется одним из факторов социализации личности. В процессе учебной творческой деятельно -сти происходит передача социального опыта подрастающему поколению. Каждая эпоха до -полняет культуру новым содержанием, отве-чающим потребностям, целям и задачам современного общества, а образовательное учреждение — это отдельный общественный институт, выполняющий социальный заказ своего времени.
Учащиеся, благодаря творческой деятельно -сти, становятся непосредственными участниками культурно-исторического процесса. Полученный ими продукт творческой деятельности (проект, поделка, компьютерная программа, новая идея) с помощью педагога сопоставляется с культурноисторическими аналогами, в результате чего данный продукт детского творчества совершенствуется и доводится до логического заверше-ния, что вызывает у учащихся потребность в но -вой деятельности. Для развития личности она имеет определенную ценность, потому что приобретение самостоятельного практического опы -
та приходит через освоение опыта других (Л. С. Выготский). Известно, что овладение всякой более сложной формой развития осуществляется личностью сначала в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В процессе учебной деятельности в сотрудничестве со взрослыми (педа -гогами, родителями) и сверстниками происходит передача социального опыта, который заключается в образцах определенных действий.
1. Первоначальная передача опыта происхо-
дит в репродуктивно-подражательной форме, которая составляет репродуктивно -
подражательный уровень творческой деятельно -сти. Для него характерны наблюдение, анализ действий, осмысление путей решения проблемы, копирование. Подражательная деятельность ока -зывает благоприятное воздействие на развитие личности, но задержка на этом уровне не обеспечивает ее дальнейшего развития. Для перехода личности на следующий уровень необходимо проявление самостоятельности в учебнопознавательной деятельности и поиск ориги-нального решения задач.
2. Поисковый уровень обладает значитель-
ными ресурсами. В данных условиях учащийся является субъектом учебно-воспитательного
процесса, поскольку он в сотрудничестве с педа -гогом может принять участие в познавательной деятельности. Но учащийся самостоятельно должен найти путь решения проблемы, предложить варианты решения задачи. Данный процесс позволяет личности уйти от шаблона, предостав -ляет простор для самостоятельности и реализа-ции своих возможностей. В силу этого переход на поисковый уровень всегда означает более вы -сокую ступень деятельности учащегося и разви -тия его творческих способностей.
3. Уровень творческой активности более вы -сокий. Но его не приравнивают к процессу зрелого творчества, поскольку опыт учащегося все же ограничен. В нашем исследовании «творчест -во» определяется как «выход за пределы требуемого в решении возникших задач уже известны -ми способами» в учебно-воспитательном процессе. Показателями высшего уровня творческой деятельности учащегося считаются: новизна, оригинальность, отход от шаблона, ломка тради -ций, неожиданность, целесообразность, ценность и практическая значимость.
Таким образом, творчество помогает человеку удовлетворить свои потребности в знаниях, максимально реализовать себя, принести пользу обществу, раскрыть свои способности.
Психологический аспект творчества (Б .Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев,
А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн) отождеств -ляется с понятием «развитие». Процесс развития человека представляет собой физический, психический и социальный аспекты становления личности, которые влекут за собой качественное
изменение врожденных и приобретенных свойств.
Составляющими содержания понятия «развитие» являются способности, которые формируются и развиваются в деятельности — одной из форм активности человека.
При рождении человек получает от родите -лей наследственный потенциал с генетической информацией. В его состав входят задатки. Под задатками понимают врожденные анатомофизиологические особенности нервной системы и мозга [12]. Задатки считают природными пред -посылками способностей. На основе одного за -датка могут развиваться различные способности.
Направление развития творческих способностей зависит от личных интересов и склонностей учащегося, профессиональной направленности учебного заведения и организации учебновоспитательного процесса в нем.
Ученые считают, что способности являются основой для проявления творчества и интеллек -туальной активности. В свою очередь, творчест -во некоторые исследователи (В. И. Андреев, Д.Б. Богоявленская) считают производной интеллек -та, которая стимулируется мотивационной сферой. Источником активности учащихся служат потребности личности, которые побуждаются интересами, убеждениями, склонностями, кото -рые образуют мотивационную сферу, стимулирующую активность личности, определяющую ее направленность. Важным компонентом способностей является повышенная мотивация, то есть выраженная установка на самовыражение в виде деятельности, которая соответствует спо-собностям человека. Повышенная мотивация проявляется в двух аспектах. Во-первых, человек, наделенный способностями, испытывает сильное стремление к самореализации в сфере деятельности, связанной с его ведущими потребностями. Во-вторых, сильная мотивация является дополнительным стимулирующим средством для развития способностей. Это означает, что учащийся с выраженной мотивацией достижений, но со средними способностями может иметь более высокие результаты в определенном виде деятельности по сравнению с человеком, обла -дающим хорошими природными задатками, но не стремящимся к развитию своих способностей.
В Новейшем психологическом словаре способности определяются как индивидуально -психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению опреде-ленными видами деятельности [12].
Известны три основных признака творче-ских способностей (Б .М. Теплов):
1. Индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельно -стей.
2. Индивидуальные способности, которые шире по значению, чем понятия «знания» и «навыки».
3. Индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого.
Педагогический аспект (М .П. Горчаков а-Сибирская, И.Г. Гузенко, И .А. Колесникова, В.В. Краевский, Е.А. Крюкова, П .И. Пидкасистый, В.Я. Синенко, В.А. Сластенин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина) исследуемой проблемы реализует -ся в личностном подходе, который предполагает формирование индивидуальности учащегося, развитие его способностей и дарований. На основе анализа работ вышеуказанных авторов мы сформулировали определение понятия «творческие способности учащихся», под которым подразумеваем совокупность личностных качеств, оказывающих влияние на успешность формирования умений и навыков творческой деятельно -сти.
Педагогические инновации, основанные на научных социологических, психологических,
педагогических исследованиях, позволяют по -новому рассмотреть проблему развития творческих способностей в системе образования.
Образовательный процесс является основным средством развития личности и формирования ее творческих способностей. Он представ -ляет собой специально организованную совмест -ную творческую деятельность педагога и учащихся, в результате которой происходит разви -тие личности. Содержание образования включает педагогически адаптированное эмоциональноценностное отношение к миру, систему знаний, умений, навыков и опыт творческой деятельно -сти, усвоение которого обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
В центре творчества находятся знания как отражение социальной ценности человечества, накопленного в процессе освоения исторического опыта. Их считают предпосылкой умственного развития обучающихся. Сами знания не обеспечивают полноты умственного развития, но без них невозможны качественные изменения лич-ности. Они служат источником склонностей и интересов учащегося, необходимым условием развития его способностей.
В своих научных формах знание не всегда доступно учащимся, поэтому педагогика применяет информационные технологии разъяснения, которые обеспечивают его восприятие, понимание и усвоение. Знания, усваиваемые посредст -вам информационных технологий, систематизи-рованы, взаимосвязаны, охватывают все основное в изучаемой области, имеют определенную логическую структуру и усваиваются в опреде -ленной последовательности. Адаптированная форма научного знания образует учебную дис-циплину, которая включает, с одной стороны,
предметную область знания, а с другой — зако -номерности познавательной деятельности.
Учебное знание нельзя механически передать обучающемуся. Оно может быть усвоено только в процессе его познавательной активно -сти.
Различаю т глубину и широту знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности (И .Я. Лернер). Осознанность, осмысленность знаний, насыщенность их конкретным содержанием, умение учащихся не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них — все это подчеркивает содержательность з наний. Основой усвоения знаний является активная мыслительная дея-тельность учащихся, направляемая педагогом.
Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств — первичное осмысление. Да -лее следуют процессы воспроизведения, пони -мания; применения знаний в знакомых и новых условиях; оценивания самими обучающимися полезности, новизны этого знания.
Процесс усвоения знаний переходит в процесс их преобразования (включение вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта; использование его в качестве средства построения нового знания).
Перечисленные этапы постепенного формирования знаний служат в качестве критериев оценки уровней их усвоения. Известно, что если знания остаются на этапе усвоения, то их роль для развития способностей невелика, а если обучающийся применяет их в незнакомых ситуациях, то это значительный шаг в сторону творчества.
Выделяют следующие уровни усвоения зна -ний: уровень различения (или распознавания) предмета; уровень его запоминания; уровень понимания; уровень применения.
Показателями продуктивного уровня знаний являются:
- понимание (преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпрета -ция материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий);
- применение (умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях);
- анализ (умение разбить материал на со став -ляющие так, чтобы ясно выступала структура);
- синтез (умение комбинировать элементы, чтобы получить продукт, обладающий новиз -ной);
- оценка (умение оценивать значение того или иного материала).
Исходя из исследований ученых об этапах усвоения учебного материала, выделяют сле-дующие уровни (В. П. Беспалько):
0-й уровень — понимание новой информации;
1-й уровень — узнавание объектов познания при повторном восприятии ранее изученного материала и выполнение действий с ними;
2-й уровень — репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения ранее выполняемых действий;
3-й уровень — продуктивное действие по получению новых знаний путем действия по образцу;
4-й уровень — творческое действие, направ -ленное на самостоятельное получение новых знаний. Учащийся, действуя в определенной сфере, в незнакомых условиях создает новые правила, алгоритмы решения задач, новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.
В.П. Беспалько отмечает, что невозможно перейти на следующий уровень, не освоив (не менее чем на 70%) предыдущий. Преимущества управления образовательным процессом пред -ставлены в обучении, основанном на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В теории П .Я. Гальперина процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов:
1. Предварительное ознакомление с дейст -вием, с условиями его выполнения.
2. Формирование действия в материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций.
3. Формирование действия во внешней речи.
4. Формирование действия во внутренней речи.
5. Переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.
Пятый этап формирования умственных дей -ствий сопряжен с творчеством. Творческое мышление развивается на протяжении всей че -ловеческой жизни, но формируется оно в школь -ные годы. Во время процесса обучения и воспитания у учащихся складывается картина мира, проявляются важнейшие интеллектуальные и личные качества, ценностные ориентиры, кото -рые влияют на их творческую деятельность и развитие творческих способностей.
В настоящее время, благодаря достижениям науки и техники, творческая деятельность учащихся осуществляется с помощью компьютерной поддержки. В 90-е годы персональные компьютеры, ставшие относительно недорогим и простым в управлении средством обучения, вошли в образовательный процесс и стабилизировали информатизацию обучения. Применение информационных технологий (Е.С. Полат, И.В. Роберт) сделало образовательный процесс инте -реснее, ярче, насыщеннее. В процессе учебно-
познавательной деятельности учащиеся обращаются к возможностям Интернета в своих творческих проектах. Они самостоятельно создают свои мини-проекты на учебных занятиях в процессе творческой деятельности с применением средств ИКТ. Под средствами информационных технологий понимают программные, про-
граммно-аппаратные технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накопле-нию, хранению, обработке, передаче информации [11]. Учащиеся моделируют различные яв -ления и предметы, применяя компьютерные программы. Компьютеры создают для них благо -приятные условия самостоятельной работы, ко -торая стимулирует на освоение учебного проекта в ходе формирования темы, постановки цели, р ешения задачи.
Самостоятельная работа учащихся в процессе педагогического эксперимента, осуществляе-мая на основе алгоритма исследования учебно-научного текста (И .Г. Гузенко) посредством обучающей компьютерной программы (ОКП-М), состоящей из информационных карт, включала следующие положения:
1. Структурирование изучаемого текста, необходимого для учебного проекта — выбор сведений по заданному вопросу для выполнения творческой работы.
2. Формирование темы учебно-научного задания.
3. Составление вопросного и проблемного плана учебно-научного исследования темы.
4. Составление тезисов по результатам самостоятельного решения учебной задачи.
5. Тестовый контроль результатов формирования самостоятельных действий.
Учебно-научное структурирование текста, в свою очередь, осуществлялось с помощью следующих этапов: трассировка — расчленение текста на смысловые фрагменты; составление информантов — смысловых единиц текста; составление ключевых идей — концептов текста; определение факторов творческого влияния тек -ста — соотнесения, сопоставления, сравнения; построение графа — составление вербально -графического образа текста.
Программное обеспечение информационных технологий развития творческих способностей учащихся средних классов в нашем исследова -нии представлено системой компьютерных презентаций для выполнения учебно -исследо -вательской работы (составление учебных проек -тов, решение творческих задач по заданному алгоритму). Осуществление образовательного процесса на основе алгоритма исследования учебно-научного текста (И.Г. Гузенко) и приме-
нение стандартных презентаций обучающей компьютерной программы позволяют развивать творческие способности в образовательном процессе. Модернизированная обучающая компьютерная программа, предназначенная для развития творческих способностей учащихся, представля -ет собой интеграцию потенциала обучающих информационных технологий и методики теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В содержание этой системы легла техника теории изобретательских задач, разработанная Г. С. Аль -тшуллером специально для решения творческих проблем. В состав техники ТРИЗ входит метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, морфологический анализ. Такие методы помогают решить творческую задачу не методом проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Передача техническим устройствам умственных опе -раций, доступных формализации, помогает раз -вивать способности учащихся. Творческая дея-тельность учащихся, осуществляемая при помощи компьютерной поддержки, позволяет вы -брать индивидуальный темп работы, регулировать учебные задачи по степени трудности, поощрять достижения пользователя и создавать ситуацию успеха. Применение обучающей программы способствует активному формированию новых знаний, умений, навыков учащихся, а также стимулирует их к самостоятельной дея -тельности, которая требует гибкости мышления, интуиции, воображения, фантазии при решении проблемных задач.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что накопленный положительный опыт применения обучающей компьютерной программы для развития творческих способностей учащихся в процессе создания учебных проектов позволяет заключить, что используемые информационные технологии в процессе творчества стимулируют к нестандартному мышлению, нахождению креативных решений, работе с информацией на научном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). — Париж, 1985. — 252с.
2. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. — Минск: Харвест, 1999. — 1408 с.
3. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. — 918 с.
4. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. — 2006. — №1. — С. 118—128.
5. Гузенко И.Г. Педагогика рефлексивной праксиологии: монография. — Л.: РИЦ ЛГПУ, 2009. — 198 с.
6. Г альперин П .Я. О формировании умственных действий и понятий // Вестник МГУ. Серия:
Экономика, философия, право. — 1957. — № 4.
— С. 111—118.
7. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика.
— М., 1976. — 176 с.
8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
9. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд.
— М.: Политиздат, 1989. — 494 с.
10. Пидкасистый П.И. Самостоятельная дея -тельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения творчества).
— М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
11. Роберт И .В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е изд., доп. — М.: ИИО РАО, 2008. — 274с.
12. Шапарь В. Новейший психологический словарь. — Ростов -на-Дону: Феникс, 2007. — 816 с.