ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ
УДК-159.9.072.432
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ
ЭТАПАХ УРОКА ФИЗИКИ
Н.П. Андрюшина, С.В. Симукова
В статье рассматриваются упражнения для развития специальных способностей учащихся при изучении физики. Для каждого структурного элемента урока приведены примеры задач и упражнений, направленных на повышение мотивации учащихся и развитие их творческих способностей. Предлагаются экспериментальные задания для учащихся с различными типами мышления. Рассмотрен пример карты учета достижений учащихся.
Ключевые слова: Творческие способности, мотивация, развивающие экспериментальные задания по физике
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов организации образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.
Задача школы - поддержать инициативу ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной или неурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.
Нестандартно мыслящих людей будет больше, если школа создаст условия для максимального проявления творческой инициативы ученика, если творчество ученика, способность и желание будут поддерживаться и развиваться в учащихся всеми доступными средствами. Очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Согласно теориям о способностях человека (В.Д. Шадриков, С.Л. Рубинштейн, Д. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.), отдельные учащиеся имеют общие способности, так как у них хорошо развиты абстрактно-логическое, словесно-образное и др. виды мышления. Но, все же, большинство учащихся имеют специальные психологические способности (мнемические, аттенционные, имиже-торные, моторные), а также задатки к отдельным видам деятельности.
Мы рассмотрим, как можно развивать специальные способности у учащихся при изучении физики. При этом мы считаем, что все дети одаренные, обладают в достаточной степени творчеством, однако имеют совершенно различные творческие способности. Не учитывая данного обстоятельства, в работе педагогов часто допускаются ошибки, так как успешность ученика они рассматривают только в том случае, если у него развиты общие творческие способности.
Основываясь на особенностях развития творческих способностей учащихся, выделяют три группы детей:
1. Учащиеся, обладающие общими способностями (для них нужно подбирать задания, направленные на развитие абстрактно-логического мышления).
2. Учащиеся с преобладающими способностями к практическому усвоению материала (для них нужно подбирать задания, носящие практико-ориентированный характер)
3. Учащиеся со специальными творческими способностями (для них нужно подбирать задания, направленные на развитие памяти, внимания, воображения)
Среди специальных творческих способностей выделяют:
• способности к запоминанию - мнемические.
• способности к восприятию - перцептивные.
• способности к воображению - имижеторные.
• способности к вниманию - аттенционные.
• способности к практическому усвоению материала - психомоторные.
Выявить динамику развития творческих способностей и подобрать систему упражнений для каждого ребенка с учетом его психологических особенностей помогает карта учета достижений учащихся, которая ведется на протяжении всего времени изучения курса физики конкретным ребенком. Анализируя затруднения, появившиеся у учащегося при выполнении заданий, и выделяя достижения ребенка, можно корректировать сдвиг внешнего мотива учащегося на цель обучения, тем самым, повышая мотивацию ученика к урокам по физике.
В качестве примера приведем карту достижений ученика 7 класса. Виды заданий меняются в зависимости от желания учащихся обучаться и развиваться: простые задания - и ученик остается на достигнутом уровне, средней и повышенной сложности - направлены на развитие личности
Способности В какой деятель-
и их уровень ности затрудне- Как выяснилось? Что предпринято? Результат
развития ния
16.10 « -, - »
16.10.
самопроверка
Вывод формул Текст задания напечатан в увели-
(теряет постоянно 14.10. ченном размере, раздаточные
одну из величин, проверочная работа на карточки на сопоставление вели-
путает арифмети- написание формул чин и их обозначений с составле-
Рассеянное ческие действия), скорости, пути и вре- нием формул
внимание Кратковременная память не запоминает правила нахождения скорости, пути и времени движения, мени движения, сопоставление физических величин с их обозначением и единицами 21.10. заполнение лепестков цветка формулами при решении задач, игра «Лото», «Мозаика» на составление формулы расчета ско- 21.10 «+, - » Усвоена зависимость между величинами
перевод внеси- измерения; рости и правила нахождения ско-
стемных единиц в медицинская справка рости движения
системные о слабом зрении 23.10. домашняя экспериментальная задача «Определить скорость движения из школы домой» 24.10. «+, +» Научились рассчитывать скорость движения, сопоставлять величины с единицами измерения и обозначением
В каждом структурном элементе учебного занятия рекомендуем использовать задачи и упражнения, направленные на повышение мотивации учащихся к обучению и развитие их творческих способностей.
Организация начала занятия. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому на этом этапе используем крылатые выражения, высказывания великих людей в качестве эпиграфа к уроку, которые способны вызвать интерес у учащихся и подготавливают их к учебно-познавательной деятельности.
Пример: при проведении урока в 10 классе по теме «Развитие физики и охрана окружающей среды» в качестве эпиграфа взято изречение Платона: «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя».
Проверка выполнения домашнего задания. Он позволяет установить правильность и осознанность выполнения заданий, выявить трудности и внести коррекцию в направлении развития способностей детей. Упражнения подбираются достаточно легкие, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашены долей юмора.
Пример: при изучении темы «Масса. Способы определения массы тела» в 7 классе вначале учащимся предлагается решить загадки:
• Что легче - 1 кг пуха или 1 кг железа?
• Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. О каком физическом приборе идет речь в загадке?
Затем предлагаются задания на перевод единиц измерения массы в различных системах измерения, не забывая старинных русских мер массы (для детей с мнемическими способностями).
• Выразите в килограммах: 3т 100кг; 3т 4ц 60кг
• Выразите в центнерах и килограммах:7560кг;305кг.
Для детей с имижеторными способностями предлагаются задания, предполагающие ответы на вопросы к пословице:
1. О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?
2. Каков ее физический смысл?
3. Верна ли пословица с точки зрения физики?
4. В чем ее житейский смысл?
Пословица: съесть пуд соли.
Для детей с психомоторными способностями предлагается экспериментальная задача - с помощью весов измерьте массу чайной ложки сахарного песка.
Подготовка к основному этапу занятия (мотивация и актуализация опорных знаний и умений). Исследования ученых доказали, что именно под влиянием этого этапа улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, ускоряются психомоторные процессы.
Пример: при проведении интегрированного урока в 8 классе по теме «Свет необходим живой природе» учащимся на этом этапе урока предлагался видеофильм «Устами младенца», в котором учащиеся 3 класса пытались объяснить, что такое свет и зачем он нужен природе и людям.
Усвоение новых знаний и способов действий. Используемые на этом этапе занятия задания способствуют тренировке и развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, мышления, внимания, воображения, и позволяют углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнить логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Пример: на уроке в 7 классе при изучении темы «Плотность вещества» учащимся с мнемиче-скими способностями предлагается найти, используя различные источники знаний, информацию для стенда «Интересно, что..», учащимся с имижитативными способностями и абстрактно-логическим мышлением - упражнения из серии необычных задач. Вот пример такой задачи. Почемучка дежурил в классе. Он должен был сделать влажную уборку и поэтому налил в ведро воды и медленно понес его в классную комнату. Так как ведро было тяжелое, то он часто останавливался и отдыхал. Во время одной остановки Почемучка увидел взрослого и задал «хитрый» вопрос: «Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?» (Ответ. Молекулы горячей воды «упакованы» менее плотно, чем холодной. Поэтому и плотности жидкостей различны; плотность воды при О0 С равна 999,841 кг/м3 , а при 1000 С - 958,35 кг/м3 . Значит, ведро с холодной водой будет тяжелее, чем с горячей).
Учащимся, склонным к практическому усвоению материала, предлагают способ определения средней плотности картофеля.
Первичная проверка понимания. Как правило, этот этап помогает выявить понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. В качестве заданий мы используем тесты, содержащие задания с учетом требований стандарта и особенностей способностей учащихся и позволяющие быстро выявить затруднения ребенка и его неверные представления для создания ситуации успеха в дальнейшем. Ребята с удовольствием проверяют и оценивают работу одноклассников и свою собственную, выделяя моменты, требующие корректировки.
Закрепление знаний и способов действий. С опорой на образец у учащихся развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются как общие, так и специальные творческие способности.
Пример. На втором занятии в 7 классе по теме «Скорость» первой группе детей (со специальными творческими способностями) предлагается на выбор отгадать загадку, составить кроссворд или условие задачи различного уровня сложности к фрагменту сказки, второй группе детей (с практико-ориентированным типом мышления) - многоуровневое экспериментальное задание, для детей с абстрактно-логическим типом мышления - задачи олимпиадного уровня.
Обобщение и систематизация знаний. Активной и продуктивной деятельности учащихся по включении части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей помогают следующие задания и упражнения. Дети, склонные к практическому усвоению материала, составляют схемы, таблицы. Учащиеся, имеющие хорошо развитые способности к воображению, составляют условия заданий для детей с очень низкой мотивацией учения. Учащиеся с абстрактно-логическим типом мышления, решив задачи повышенной сложности, объясняют их решение своей группе.
Контроль и самопроверка усвоения знаний. Для получения достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения используются дифференцированные контрольные работы и тестовые задания.
Подведение итогов занятия и рефлексия позволяет прогнозировать способы саморегуляции учащихся и сотрудничества. Учащиеся получают информацию о реальных результатах учения и пер-
спективу последующей работы.
Информация о домашнем задании. Для реализации необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития помогают следующие виды заданий: подготовка сообщения по предложенной проблеме, работая самостоятельно с Интернет-ресурсами и книжным фондом библиотеки (развитие мнемических способностей); составление нестандартной задачи или проектирование и изготовление физического прибора, используя предметы быта, например, создание карманного пылесоса из мыльницы (развитие воображения); выполнение экспериментальных заданий, например, проведение исследования «Влияние света на организм растения» (развитие психомоторных способностей); для развития общих способностей предлагаются задания повышенного уровня сложности, выходящие за рамки школьной программы.
Вовлечь детей в изучение физики помогает технология проектирования. Использование метода проектов даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, инициативу. Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными литературными источниками, ресурсами Интернета. На таких уроках учитель становится равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие, ответственность. Во время работы над проектом дети создают рисунки, презентации, собирают стихи, рассказы, сказки, игры, загадки и пословицы, в которых описаны физические явления, процессы и законы, приборы; стараются сами сочинять рассказы, загадки, кроссворды, составляют условия задач. Защита проекта организуется в форме дискуссии, где задаются вопросы по теме, идет обмен идеями, мнениями.
Наибольшие возможности для раскрытия и развития способностей учащихся дают учебный эксперимент и домашние экспериментальные задания. Учащимся предлагаются следующие виды экспериментальных заданий, учитывая особенности их способностей.
• Для учеников практико-ориентированного типа мышления.
1. «Физическое» осмысление личного опыта учащихся, приобретенного при обращении с техническими игрушками, бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями.
Пример. Продемонстрируйте насадку топора на топорище. На каком явлении основаны приемы насаждения металлической части молотка или топора на деревянное основание? Рассмотрите устройство бытового термометра, определите и запишите цену деления, верхний и нижний пределы его шкалы. Опишите физическое явление, на котором основано действие термометра.
2. Осознание учащимися возможности управления физическими процессами, происходящими в объектах бытовой техники, с помощью приобретенных физических знаний.
Пример. Определите функциональное назначение реостата в электрической швейной машине, потенциометра в телевизоре, или магнитофоне, радиоприемнике.
3. Изучение объектов техники, у которых функциональные зависимости проявляются при изменении как «внешних», так и «внутренних» параметров.
Пример. Наблюдая за работой счетчика электрической энергии, можно обнаружить увеличение скорости вращения диска, уменьшение ее и даже остановку диска. Выясните, какие изменения нагрузки в электрической цепи имеют место при каждом изменении скорости вращения диска.
4. Актуализация физических, технических и технологических знаний, важных для повседневной трудовой практики.
Пример. В сосуде с водой, покрытой масляной пленкой, картофель варится быстрее, чем при отсутствии пленки. Проверьте это на практике и объясните, почему так происходит.
• Для учащихся абстрактно-логического типа мышления.
1. Раскрытие функциональных зависимостей, выраженных физическими законами и закономерностями, путем измерения физических величин.
Пример. Экспериментально изучите зависимость силы трения от веса тела. В качестве тела возьмите кастрюлю, в которую последовательно доливайте определенное количество воды с помощью мерной кружки или другой посуды с градуированной шкалой. Равномерное движение кастрюли по поверхности кухонного стола обеспечивайте с помощью бытовых пружинных весов. Составьте таблицу зависимости силы трения скольжения от веса тела и определите средний коэффициент трения скольжения.
1. Экспериментальное изучение функциональных зависимостей между физическими величинами, так как для понимания различных процессов (физических, технологических и др.) важно знать их динамику, взаимосвязь и взаимообусловленность.
Пример. Зажимы самодельного гальванометра присоедините к клеммам велосипедного генератора. Будет ли отклоняться стрелка гальванометра при быстром вращении колеса велосипеда? Включите последовательно с гальванометром полупроводниковый диод. Отклонится ли стрелка гальванометра при вращении колеса в этом случае?
• Для детей со специальными творческими способностями:
для развития воображения:
1. Измерение параметров бытовой техники и выполнение расчетов на основе их значений.
Пример. Определите мощность электрического прибора (утюга, электроплиты) с помощью
счетчика электрической энергии и часов с секундной стрелкой и сравните ее с паспортными данными этого прибора. Объясните причины несовпадения, если оно имеется.
2. Самостоятельное нахождение физических величин, характеризующих определенный объект, с целью составления задач, требующих соответствующих расчетов.
Пример. По параметрам, написанным на баллоне электрической лампы, определите номинальное сопротивление ее спирали.
для развития внимания:
1. Осознание и понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технических устройств.
Пример. Объясните, как зависит выдержка от диаметра диафрагмы объектива фотоаппарата и от его фокусного расстояния.
2. Формирование элементов технического мышления при изучении бытовой техники или профилактическом уходе за ней, ремонте.
Пример. Рассмотрите запасные плавкие предохранители к телевизору и другим электроприборам. Запишите предельные значения силы тока для плавких вставок. Почему нельзя заменять калиброванные предохранители «жучками»?
Делая акцент на развитии специальных творческих способностей учащихся в процессе обучения, целенаправленно организованная педагогическая деятельность способствует развитию психических свойств и качеств личности, формированию адекватной самооценки и целостности образа «Я». А это в свою очередь влечет за собой повышение мотивации учащихся к изучению предмета физики, тем самым расширяя границы целостного мировоззрения ребенка и его желание познать мир.
In article exercises for development of special abilities of pupils when studying physics are considered. For each structural element of a lesson examples of tasks and the exercises directed on increase of motivation of pupils and development of their creative abilities are given. Experimental tasks for pupils with various types of thinking are offered. The example of the card of the accounting of achievements of pupils is considered. The key words: Creative abilities, the motivation, developing experimental tasks on physics
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
2. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися: кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться./ Под редакцией Л.В.Поповой и В.И.Попова. М.: Молодая Гвардия, 1997. 137с.
3. Ланина И.Я. 100 игр по физике. М.: Просвещение, 1995. 224 с.
4. Малафеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. М.: Школьная Пресса, 2003. 64 с.
5. Творчество в искусстве - искусство творчества /Под редакцией Л.Дорфмана, К.Мартиндейла, В.Петрова, П.Махотки, Д.Леонтьева, Дж.Купчика. М.: Наука; Смысл, 2000. 237 с.
6. Тематический контроль по физике: зачеты 8 класс / Ильина Н.В. - М: Интелект-центр, 2005. 40 с.
7. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 кл. М.: Просвещение, 1996. 95 с.
8. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО « МОДЭК», 1997. 288 с.
9. Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении. Свердловск, СГПИ, 1990. 96 с.
Об авторах
Андрюшина Н.П.- учитель физики и математики МБОУ «Дубровская СОШ №1» имени генерал-майора И.С. Никитина.
Симукова С.В.- кадидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.