Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения'

Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1380
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОСТЬ / SYSTEMACITY / ПОЭТАПНОСТЬ ПОСТИЖЕНИЯ / ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА / PLASTIC ARTS / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / PHASING OF COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупхаджиева Татьяна Васильевна

Проанализированы сущность и содержание искусства как сферы духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Также автор рассматривает развитие творческих способностей детей через развивающий потенциал проектного метода, активизирующего творческую инициативу, делая его труд одухотворенным, увлекательным. Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению материала. На основе экспериментальных данных утверждается продуктивность метода проектной деятельности. Рассмотрев накопленный опыт в изучении проектной деятельности, автор статьи формирует интересы, склонности школьников, давая возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности. Результаты исследования могут быть полезны при использовании метода проектной деятельности на различных этапах уроков изобразительного искусства, все зависит от типа урока, вида проекта, продолжительности его по времени. Выводы, представленные в статье, основаны на результатах педагогического эксперимента, проведенного в системе основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупхаджиева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AT LESSONS OF THE FINE ARTS THROUGH IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD OF TRAINING

The paper analyzes the essence and content of art as sphere of spiritual practical activities of people which is directed to art comprehension and development of the world. Also the author considers development of creative abilities of children through the developing potential of a project method which is making active a creative initiative awakes a thought of the person, does his work spiritualized and fascinating. Conscious, active and independent work always leads to the best digestion of material. On the basis of experimental data the efficiency of the method of project activity is approved. Having considered the accumulated experience in studying the project activity, the author forms interests and inclinations of school students, giving the chance to the pupil to try different types of activity. Results of this research can be useful when using a method of project activity at various stages of lessons of the fine arts. Everything depends on type of a lesson, a type of the project and its duration. The conclusions presented in the paper are based on results of the pedagogical experiment made in the system of the main general education.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения»

УДК 373.3.016:74

ББК 74.268.51

Ю 91

Т.В. Юсупхаджиева

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой изобразительного

искусства Чеченского государственного педагогического университета;

E-mail: yusuphadgieva@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Проанализированы сущность и содержание искусства как сферы духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Также автор рассматривает развитие творческих способностей детей через развивающий потенциал проектного метода, активизирующего творческую инициативу, делая его труд одухотворенным, увлекательным. Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению материала. На основе экспериментальных данных утверждается продуктивность метода проектной деятельности. Рассмотрев накопленный опыт в изучении проектной деятельности, автор статьи формирует интересы, склонности школьников, давая возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности. Результаты исследования могут быть полезны при использовании метода проектной деятельности на различных этапах уроков изобразительного искусства, все зависит от типа урока, вида проекта, продолжительности его по времени. Выводы, представленные в статье, основаны на результатах педагогического эксперимента, проведенного в системе основного общего образования.

Ключевые слова: системность, поэтапность постижения, пластические искусства, метод проектов.

T.V. Yusupkhadzhieva

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of the Fine

Arts, the Chechen State Pedagogical University; E-mail: yusuphadgieva@mail.ru

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AT LESSONS OF THE FINE ARTS THROUGH IMPLEMENTATION OF THE PROJECT

METHOD OF TRAINING

Abstract. The paper analyzes the essence and content of art as sphere of spiritual practical activities of people which is directed to art comprehension and development of the world. Also the author considers development of creative abilities of children through the developing potential of a project method which is making active a creative initiative - awakes a thought of the person, does his work spiritualized and fascinating. Conscious, active and independent work always leads to the best digestion of material. On the basis of experimental data the efficiency of the method of project activity is approved. Having considered the accumulated experience in

studying the project activity, the author forms interests and inclinations of school students, giving the chance to the pupil to try different types of activity. Results of this research can be useful when using a method of project activity at various stages of lessons of the fine arts. Everything depends on type of a lesson, a type of the project and its duration. The conclusions presented in the paper are based on results of the pedagogical experiment made in the system of the main general education.

Keywords: systemacity, phasing of comprehension, plastic arts, method of projects.

Пока человек творит свое простое и великое дело, он нетленен и счастлив. Он творит великое подобие жизни - искусство. Оно вошло в жизнь так же, как звезды, не меркнущие во тьме ночного небосклона. Все меняется, а искусство остается. Специфической чертой всякой деятельности человека, для которого труд составляет исключительное достояние, является его стремление к определенной цели. Современные технологии требуют глубоких знаний.

Б.М. Неменский утверждал, что среда образования, пока она жива, пока она еще несет наследие великой русской культуры, не просто обязана, но и может построить внутри себя целостную систему формирования не «потребительского планктона», масскульта, а систему введения ребенка, подростка, обязательно и студента во все духовное богатство русской национальной культуры и культуры иных наций Земли - культуры человечности. Очеловечивать наследием культуры - единственная достойная задача любого гуманитарного предмета. Да, искусству здесь быть незаменимым инструментом.

Как известно, искусство - это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство сложно по своей структуре, по многообразию видов, жанров, течений и направлений, творческих индивидуальностей. Как же научиться его понимать? Для этого необходимо уяснить роль искусства в жизни человека и в обществе. Приобщать к великому наследию, пониманию национальной и исторической сути.

Наиглавнейшую роль в этом играет государственная система общего образования, это - системность, поэтапность постижения. То есть не все можно дать в любом возрасте. Это и мир чувств (начальная школа), и мир знаний (основная и старшая) - через единства грамматики и смысла. Без непрерывности развития культуры от возраста к возрасту - задача нерешаема.

Изобразительное искусство -раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, а также в объеме, они, как правило, становятся знаками реально существующих предметов. Разумеется, что художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное. Изобразительное искусство может передать духовный облик человека и целой эпохи, психологическое и эмоциональное содержание сюжета. Действительно, оно обладает особенностью запечатлевать жизнь в наглядной форме. Но сила и значение изобразительных искусств состоит не в том, что они зримо отражают жизнь, а состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента. Изобразительные искусства еще называют и пространственными, но не потому, что они не

передают чувство времени, прошлого и будущего, а как бы «застыли» в настоящем, вырабатывая способы выражения временных характеристик через пространственный ряд, сюжет, цвет, колорит.

Естественно, область культуры

- не область техники. Ее развитие происходит по иным законам. Такие великие произведения Пушкина, Шекспира, Сервантеса никогда не вытеснятся даже самыми талантливыми работами наших современников. В пластических искусствах

- также. А это значит, что в них есть стержень, изюминка, которые не заменимы никакими новыми открытиями. Они развиваются медленно - годами, может быть даже столетиями, но - развиваются. И их развитие непрерывно связано с тем содержанием, которое было вчера, сегодня и, может быть, завтра. Итак, приобщая к великому художественному наследию, мы понимаем, что не просто существует язык пластических искусств, но есть и основа создания художественного образа данного искусства. А это и есть понимание национальной и исторической сути содержания.

Но, к сожалению, от элементарной безграмотности несут огромный, неоценимый ущерб духовного наследия предков не только деревни, но и города России. Это проблема, которая должна осознаваться не только государственными политиками, но и всеми людьми, живущими на земле. Как известно, все познается глубже лишь в сравнении. Только средствами искусства мы можем постичь родные корни. Искусство должно дать возможность подрастающему поколению сравнивать эти природные корни в культуре разных народов. Не познаешь чужого - не поймешь своего, но, не зная и не любя своего, не почувствуешь осмысленность и красоту чужого. У каждого вида искусств свое, незаменимое иными искусствами поле влияния на личность. А сфера визуально-пластических искусств делает свое

неповторимое дело. Именно поэтому на визуальное искусство в школе сегодня ложится огромная ответственность, в попытке формирования иммунитета, противостоять культуре зла, введением детей в огромный опыт человеческой культуры добра всех веков и всех народов. Именно в многовековой культуре заложен значительный пласт познания добра в человеческих отношениях ко всем явлениям жизни.

Б.М. Неменский отметил, что вечный «Поиск истины» свойственен всей нашей культуре. Кладезь мудрости, красоты и горечи в человеческих отношениях. Великая сила духа. К сожалению, вне уроков изобразительного искусства все его произведения, несущие глубокие раздумья, используются лишь как иллюстрации исторических тем. Суть их игнорируется. Наша задача - научить видеть эту современность, так как освоение материала не может быть только теоретическим. Должно быть единство способности «видеть, ведать и творить». Это формирование способности понимать свой мир. Это встраивание личности в реальную, окружающую жизнь, формирование мышления, мироот-ношения человека.

Уметь видеть мир - сложное искусство. А развитие творческой инициативы будит мысль человека, делает его труд одухотворенным, увлекательным. Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению материала. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям.

Существование и развитие искусства, в том числе и изобразительного, невозможно без постоянного обновления. «Инновация» (от латинского «akarova») понимается как обновление, ведущее к совершенствованию существующей системы. Инновационные технологии - это методы

и средства, поддерживающие этапы реализаций нововведений.

В наше время на первый план вышла проблема развития интеллектуального потенциала. Все актуальнее становится применение на уроках изобразительного искусства проектного метода обучения. Метод проектов тесно переплетается с проблемным обучением. Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня он становится интегрированным компонентом структурированной системы образования. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников. Проект - это 5 «П»: проблема - проектирование - поиск информации - продукт - портфолио. Что очень важно, каждый этап работы должен иметь свой конкретный продукт. Суть его состоит в том, чтобы стимулировать интерес школьников к обозначенным проблемам, овладеть определенными знаниями и решить их через проектную деятельность, практически применить полученные знаний, а также развитие рефлекторного или критического мышления. Каков же основной тезис современного понимания метода проекта? «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».

В основу метода проекта положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной обозначенной проблемы. Результатом является полное освоение школьниками окружающего мира в процессе собственной деятельности, в которой они получают возможность приобретать новые знания и эффективно ее выстраивать, становясь реальным субъектом этой деятельности. Результат можно увидеть, услышать, осмыслить и применить в практике. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело. Проектная деятельность развивает

творческие способности учащихся и умение их реализовывать.

Перспективность метода проектов, как средства развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, заключается в том, что включение школьников в создание проектов дает им возможность попробовать себя в новом качестве, в новой роли, что способствует развитию его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом. Личностно-ориен-тированный поход к обучению предполагает предоставление каждому учащемуся права выбора задания в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы.

В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, метод проектов невозможно не использовать. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Итак, метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения.

Обратившись к теории мышления А.В. Брушлинского, следует отметить, что творческое мышление характеризуется двумя основными специфическими свойствами: особой ролью субъекта познания и вероятностным прогнозированием его основной функции.

Сущность творчества - в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, то, что не было известно. Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей,

мы пришли к выводу, что особое внимание надо уделять формированию положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию в процессе обучения метода проектов, так как метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим способом.

Внедрение проектного метода обеспечивает создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствует развитию творческих способностей. Развивая творческие способности, педагог обращает особое внимание на воображение: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а, как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Однозначно реализация метода проектов на уроках ИЗО ведет к изменению позиции учителя. Из дающего готовые знания он превращается в организатора исследовательской, познавательной деятельности своих учеников. Естественно, изменяется психологический климат в классе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу, равно как и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности поискового, творческого, исследовательского характера.

Какие требования к организации проектной деятельности можно обозначить на уроках изобразительного искусства? В первую очередь, проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся. Во-вторых, обязательно наличие социально значимой задачи или проблемы: информационной, исследовательской, практической. В-третьих, учащиеся должны выявить актуальные задачи и обсудить реальные проблемы, также они должны уметь четко формулировать свои мысли и

излагать их. В-четвертых, деятельность учеников должна иметь целесообразный характер, работа - осмысленной и активной. В-пятых, учащиеся должны анализировать новую информацию и активно участвовать в создании новых идей, так как проектное обучение - это путь замысла.

Безусловно, очень важна роль педагога. Насколько заинтересованно ученик погрузится в проект, зависит судьба проекта в целом. В результате использования метода проектов на уроках ИЗО мы убедились, что эта деятельность требует от педагога не столько объяснения знаний, сколько следующих моментов: организует, создает, оказывает, помогает, поощряет, поддерживает.

Таким образом, педагог в ходе руководства проектом как бы проживает ряд ролей: руководителя, консультанта, координатора, специалиста, энтузиаста, эксперта.

Метод проектов можно использовать на различных этапах уроков изобразительного искусства, все зависит от типа урока, вида проекта, продолжительности его по времени, но невозможно применить ко всем темам предмета изобразительное искусство. Отметим, что проект может начинаться на уроке, а продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут необходимые результаты. Также полезно систематизировать все интересные идеи для организации выставок творческих работ.

Рассмотрев накопленный опыт в изучении проектной деятельности, можно сделать вывод, что проектный метод имеет ряд преимуществ:

- развиваются творческие способности;

- создаются условия для сотрудничества между педагогом, учащимся и родителем;

- формируется чувство ответственности;

- развивается интерес к познанию мира, новых фактов, явлений;

- ученики учатся принимать нестандартные решения;

- проекты повышают мотивацию к обучению;

- процесс обучения максимально приближается к практике;

- учащиеся накапливают опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность;

- проектный метод способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.

Таким образом, метод проектов не является принципиально

новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям XXI века. Мы убеждены, что современные возможности учебного предмета «Изобразительное искусство» позволят использовать связь уроков со всем окружающим миром школы, семьи, среды, что существенно повысит уровень художественной культуры, эрудиции и характер готовности к этому учителя искусства: с учителя первого до учителя одиннадцатого класса и обеспеченности его современными профессиональными возможностями на уровне цивилизованных стран.

Примечания:

1. Бухаркина М.Ю. Моисеева М.В. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.С. Полат. 3-е изд., испр. доп. М.: AcademiA, 2007.

2. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990. 214 с.

3. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. М., 2010.

4. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 116-120.

5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: кн. для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 240 с.

6. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / под общ. Ред. В.С. Кукушина. М., 2004.

7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

References:

1. Bukharkina M.Yu., Moiseyeva M.V., Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system: a manual for students of higher educational institutions / ed. by E.S. Polat. 3rd ed., corrected and enlarged. M.: Academia, 2007.

2. Brushlinsky A.V., Polikarpov V.A. Thinking and communication. Minsk: Universitetskoye, 1990. 214 pp.

3. Bychkov V.I. The method of projects in a modern school. M., 2010.

4. Lebedeva L.I., Ivanova E.V. The method of projects in productive learning // School technologies. 2002. No. 5. P. 116-120.

5. Nemensky B.M. Pedagogy of art. To see, to know and to create: a book for teachers of general educational institutions. M.: Prosveshchenie, 2012. 240 pp.

6. Pedagogical technologies: a manual for students of ped. specialties / under total ed. of V.S. Kukushin. M., 2004.

7. Stupnitskaya M.A. What is a teaching project? M.: the First of September, 2010.

* Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.