Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики'

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2065
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ / YOUNGER STUDENTS / CREATIVITY / LEARNING MATH / NON-STANDARD TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекоева М. И.

Наиболее результативным условием, позволяющим самосовершенствоваться и развиваться каждому ученику, является активизация творческой работы учащихся. Необходимо систематически использовать творческие задания, в которых школьникипридумывают, составляют, изобретают, сочиняют. В таких заданиях ученики младших классов могут составить примеры на ранее изученные приемы вычисления, придумать задачи данного типа или по заданному сценарию, по заданнойформулировке, изобразитькомпозиции, состоящие из геометрических фигур, начертить фигуры, обладающие заданными свойствами, расшифровать или зашифровать название города, животного, книги, кинофильма с помощью вычислительных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AT LESSONS OF MATHEMATICS

The most effective condition for enabling to open and cultivate each student, is the activation of students’ creative work. It is necessary to systematically use creative tasks in which students make up, invent, create. In such tasks, younger students can make examples of previously studied methods of calculation, come up with problems of this type or, according to a given scenario, according to a given formulation, depict compositions consisting of geometric figures, draw figures possessing given properties, decipher or encrypt the name of the city, animal books, movies with the help of computational operations.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»

УДК 372.851 БЕКОЕВА М.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова Е-таП: [email protected]

UDC 372.851 BEKOEVA M.I.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of Education and Psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN AT LESSONS OF MATHEMATICS

Наиболее результативным условием, позволяющим самосовершенствоваться и развиваться каждому ученику, является активизация творческой работы учащихся. Необходимо систематически использовать творческие задания, в которых школьникипридумывают, составляют, изобретают, сочиняют. В таких заданиях ученики младших классов могут составить примеры на ранее изученные приемы вычисления, придумать задачи данного типа или по заданному сценарию, по заданнойформулировке, изобразитькомпозиции, состоящие из геометрических фигур, начертить фигуры, обладающие заданными свойствами, расшифровать или зашифровать название города, животного, книги, кинофильма с помощью вычислительных действий.

Ключевые слова: младшие школьники, творческие способности, обучение математике, нестандартные задачи.

The most effective condition for enabling to open and cultivate each student, is the activation of students' creative work. It is necessary to systematically use creative tasks in which students make up, invent, create. In such tasks, younger students can make examples ofpreviously studied methods of calculation, come up with problems of this type or, according to a given scenario, according to a given formulation, depict compositions consisting of geometric figures, draw figures possessing given properties, decipher or encrypt the name of the city, animal books, movies with the help of computational operations.

Keywords: younger students, creativity, learning math, non-standard tasks.

Сегодня, в условиях вхождения в международное образовательное пространство, в обществе сложилось новое понимание основной цели процесса обучения и воспитания. В первую очередь учитель должен позаботиться о формировании у обучающихся способности к саморазвитию (Б.Ш. Секинаева). которая способствует вхождению личности в национальную и мировую культуру, и поэтому при обучении математике в центре вниманиянаходятся процессы обучения деятельности - умению определять цели, организовывать свою учебно-познавательную деятельность, оценивать результаты своей работы; формирование индивидуальных качеств: воли, ума. ощущений, эмоций, чувств, творческих способностей, познавательных интересов и мотивов деятельности; формирование общей картины мира [8, с. 155-157.].

Успешному формированию у младших школьников элементарных основ творческого миропонимания, развитию творческих способностей и формированиюнравственно-ценностных качеств личности содействуют занятия математикой. Младшие школьники наиболее активно подключаются к исследовательской деятельности по выявлению математических закономерностей, связей предметов в процессе работы над нестандартными заданиями.

Важнейшим инструментом оптимизации обучения любой дисциплине, и в частности математике, является система учебных заданий. Содержание и систематический характер заданий, а также их целенаправленность и регулярность обусловливают направленность обучения и те реальные результаты, которые могут быть получены в процессе обучения.Чтобы обучение содействовало формированию творческой самостоятельности учащихся, отмечает Т.К. Жикалкина. необходимо, чтобы оно осуществлялось на основе использования соответствующих творческих заданий.

Творческими заданиями в самом общем виде называют те задачи и упражнения, постановление и решение которых выполняется в форме инновационной, исследовательской, созидательной деятельности [2, с. 34-37] Понятие задание включает в себя обязательное взаимодействие как минимум двух его участников: поручающего выполнить какое-то требование и того, к кому обращено это поручение. Формируя различные виды заданий, необходимо включать в рассмотрение не только содержание предметных задач, но и характер используемых способов деятельности.

Творческая задача, как отмечаютнекоторые исследователи (Л.Т. Зембатова [3], Ф.Х. Киргуева [5], Б.Ш. Секинаева [8] и др.). это задача, которая требует

© Бекоева М.И. © Bekoeva M.I.

создания, конструирования, изобретения субъективно или объективно новых результатов или способов преобразования условий, или обоснования результатов. Обучать творчеству - это, прежде всего, учитьтворче-скому отношению к деятельности, а деятельность, в свою очередь, это самый главный источник развития психических познавательных процессов, без чего не может развиваться человек как творческая личность. Формированию творческих способностей школьников содействуют и формы и методы проведения уроков (Ф.Х. Киргуева): благожелательный.творческий, благосклонный микроклимат в классе, обстановка взаимоуважения, наличие сотрудничества преподавателя и обучающихся, внимание к каждому школьнику, поощрение даже небольших достижений [5, с. 109-112]. На уроке младшие школьники должны овладеть не только академическими знаниями и умениями, но и приемами активной мыслительной деятельности, способами гармоничного развития учащихся. Учитель обязан создать все необходимые условия для максимальной реализации творческих способностей школьников (М.И. Бекоева), владеть тактическими приемами активизации учебно-познавательной деятельности, педагогическими технологиями, работать с конкретной программой реализации творческих задач и упражнений, которая бы содержала механизмы основных компонентов творческой деятельности: пространственное мышление, эмоции, воображение, память, образное мышление, эрудиция, восприятие [1, с. 28-34].

Для занятий творческой направленности необходимо формировать чувство уверенности в том, что твои нестандартные идеи и решения будут замечены, приняты, получат правильную оценку и дальнейшее применение. Многие школьники, показывая свои наработки, смущаются. «У меня плохо получилось» - такие оценки нередко соответствуют действительности, действительному положению, но часто за ними скрывается совершенно другой смысл: обучающийся уверен, что его работа сделана неплохо, но он занижает свое мнение о ней. надеясь, что преподаватель все равно увидит и изумится. как удачно все выполнено.

Отношение преподавателя к результатам детского творчества - тема достаточно обширная. Необходимодоброжелательное отношение к тому что создается детским умом и детскими руками (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов), исключить критику, отстранение и подавление, выбрать ценностное отношение к творчеству каждого отдельного ученика, позицию принятия, одобрения [9]. В основе процессаформиро-вания творческих способностей младших школьников, как пишет в своем исследовании J1.T. Зембатова, долж-нылежать следующие позиции: воссозданиеизучаемого образа из всевозможных частей - агглютинация; определение образа, аналогичного реальносуществующему предмету в природе, в окружающей реальности - аналогия; сосредоточение внимания на каком-либо качестве, детали идеального образа - акцентирование; разложение образа на небольшие образы для детального изу-

чения, а потом соединение в одно целое, в результате которого получается зримый образ, - типизация [3]. Именно на этих четырех позицияхосновываютсяусло-вия задач и упражнений, развивающих творческие спо-собностиучеников младших классов, нестандартный подход к решению задач творческого характера.

По мнению большинства ученых (М.И. Бекоева, Т.К. Жикалкина, Л.И. Земцова. ЕЛО. Сушкова и др.), выделяются три уровня творческих способностей, восприятия и воображения:

- начальный- при котором называются существующие в природе материалы и явления в готовом виде;

- воссоздающий - когда предлагаются предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека;

- творческий - основанный на образном восприятии. который максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению [1; 2; 4].

Творческий уровень отличается от других первых уровней тем, что здесь не просто называется какое-либо явление, а прослеживается чувство, отношение самого творящего к себе, к своей деятельности.

Проблема формирования творческих способностей учащихся на этапе обучения в средней общеобразовательной школе усложняется самой ситуацией учебного процесса, которая использует для всех единое задание, стандартные алгоритмы подходов в решении задач и упражнений. Поэтому необходимо введение в учебный процесс часы творчества, на которых учащиеся безбоязненно могут сочинять, сознательно искать нестандартные решения задач, создавать элементы соревнований друг с другом в образном восприятии или воспроизведении творящегося.

По справедливому утверждению С.Л. Рубинштейна, развитие логического мышления, созидательного воображения, творческих способностей обусловлено в какой-то мере техникой, и ее неадекватность творческим задачам, или ее отсутствие, или ее несовершен-ствосковывает воображение и успешность дальнейших действий. Существует множество способов, приемов, технологий, развивающих и активизирующих творческие способности младших школьников[7].

Творчество - это стремление к творческим действиям, это деятельность, результатом которой является творение, разработка новых материальных илиидеальных ценностей. Творческая деятельность в деле воспитания младших школьников обычно связывается с понятиями «развитие», «способности», «одаренность», «любознательность», «эрудиция». К творческой деятельно-стинаиболее подготовлены и способны те школьники, пишут Л.И. Земцова и Е Ю. Сушкова, которые отвечают показателям и критериям одаренности. К нимот-носятся: любознательность, ускоренное умственное развитие, упорство в работе или учебе, выдвижение новых целей и способов деятельности, трансформация любознательности в познавательный интерес, обоснование собственных действий, развитая речь, наблюдательность, высокая структурированность действий, сообразительность[4, с. 42-46]. У многих школьников

отмечается ранняя направленность познавательных интересов на конкретный предмет, определенный тип интеллекта и эмоциональной сферы, творческие способности к математике, шахматам; активность, инициативность, способность к лидерству, умение достигать цели; готовность и способность к исполнительным видам деятельности.

Совместимы ли творчество и уровень обучения, особенно в младших классах? Отвечаем, да! Обучение вмладших классах может быть построено на целостной системе творческих поисков и решений; необходимо искать так называемые «субъектно-творческие задачи и упражнения», то есть такие задания, решение которых в целом для науки не представляет какого-то нового открытия, но в деятельности конкретного школьника является именно проявлением творчества, креативности, активной мыслительной деятельности. Для более успешного осуществления процесса формирования творческих качеств у младших школьников (М.И. Моро, C.B. Степанова), таких как повышенная мотивация, познавательная потрсбность. крсатявность, познавательный интерес, готовность к нестандартному поиску решения, наблюдательность во всех сферах учебной деятельности, необходимо обеспечение следующих условий: развитие у школьников личностных качеств, служащих предпосылкой для их активной творческой деятельности; вырабатывание общительности, наблюдательности, инициативности, коммуникабельности, развитие памяти и быстроты вспоминания; смышлености, привычки анализировать и осознавать события [6, с. 79-82].

Творческая деятельность присуща тем школьникам, которые достигают ускоренного развития в самых различных областях: умственной, психической, физической, нравственной, волевой. Наиболее эффективным механизмом формирования творческих способностей младших школьников является проведение специально разработанного«урока творчества »один раз в неделю. Достоинством такого урока является, в основном, достаточный объем творческих заданий, систематичность, а также целенаправленность и регулярность.

Такие занятия отличаются тем. что школьнику предлагаются задания в непрограммного характера, занятия принимают интерактивную форму, где ученики сами оценивают свои достижения и недочеты, что создает позитивный тон: непринужденность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания самостоятельно. Выполнение задач повышенной трудности для умственной деятельности выступает важной частью занятия, урока по развитию творческих способностей младших школьников. Весь урок необходимо проводить в интеллектуальном подъеме и эмоциональном духе, что дает импульс творческой энергии учителяи школьников, развитие сотрудничества, равноправное сотворчество учителя и учеников заражают творческой энергией друг друга.

Каждый ученик на уроке имеет возможность проявить себя в зависимости от желания и способностейо-

бучаться, поскольку все они задействованы в различных формах реализации учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, гру пповой, интерактивной, игровой, поисковой, художественной, коммуникативной и т.д. Мыслительно-поисковая деятельность школьников активизируется разнообразными приемами умственной деятельности; используются методы исследовательского, поискового, эвристического характера;ученики адекватно реагируют на нестандартные новые обстоятельства; учитель формирует, побуждает и ведет мысль школьников к самостоятельному нахождению проблемы формирования творческих способностей; пояснение преподавателя выделяется богатством речевых форм и выразительностькхучитель в монологах периодически создает проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учеников новой информацией и способами его обработки и использования в решении нестандартных задач; обучает учащихся заботиться о стиле взаимоотношений, о гигиенических нормах и оформлении классных помещений и т.д. |4. с. 42-46].

Для формирования у младших школьников способности к планированию и целеполаганию полезно обсудить с ними, как они видят будущие свои действия при выполнении нестандартного задания на творческих уроках. Для этого необходимо часто включать учебные задачи, требующие разработки плана решета задач. На уроках математики требуются умения осуществлять сравнение, анализ, обобщение, индукция, дедукция, классификация, абстракция и т.д. Развитию нешаблонного анализа у младших школьников способствуют такие задания, как решение задач с недостающими исходными данными в условии или дополнительными ненужными данными, решение нестандартных творческих задач и упражнений.

Для более успешного формирования творческих способностей младших школьников на уроках мате-матикиважную роль играют задания, которые ориентируют учеников на получение нового творческого продукта[\, с. 28-34]. Таким продуктом может быть составленная задача по рисунку, по предметам в классном помещении, по воображаемым вещам, составленная и решенная задача-шутка. Такая работа дает возможность включенияшкольников в посильную творческую учебно -по знавате льну ю деятельно сть.

Следует отметить, что творческие работы младших школьников индивидуальны, в каждой из них проявляется характер ученика, его отношение к окружающему миру. Индивидуальный подход важен для каждого школьника для того, чтобы он хорошо учился и максимально развивался. Раскрытие индивидуальности младшего школьника создает благоприятные условия для формирования таланта. То обучение, которое в наибольшей степени соответствует индивидуальным осо-бенностямученика. его способностям и потенциальным возможностям в приобретении компетенций, и будет считаться развивающим и формирующим обучением. Важнейшая задача учителязаключается в том, чтобывы-явить характер индивидуальности школьника, помочь

ему развиваться, предельновысоко проявить свои наилучшие личностные свойства.

Чтобы школьники проявили познавательный интерес к математике (М.И. Моро, C.B. Степанова), разумнее будетвкмочать элементы истории математики в учебный процесс[6, с. 79-82]. Это поможет совершеннее и полнее раскрыть содержание дисциплины, расширить кругозор обучающихся, повысить уровень общей культуры.

На уроке необходимо систематически использовать материал, способствующий развитию логического мышления, творческого потенциала, способностей, познавательного интереса к предмету. В своей преподавательской деятельностиучитель не должен давать ученикам готовые знания, а направлять на то, чтобы дети сами научились находитькак можно большее количество вариантов анализа проблемы и путей ее решения.

Таким образом, можно утверждать, что младшие школьники не только готовы к использованию творческих заданий, предлагаемых им учителем, но и сами способны придумывать и использовать их при решении дополнительных задач. В отношении каждого конкретного ученикаэтого нельзя утверждать, но в отношении

большинства учеников начальных классов предположение остается верным. Современные школьники не похожи уже даже на своих ровесников десять лет назад. Сегодня каждый класс, каждый школьный коллектив может преподнести, так называемы «сюрпризы» в творческих заданиях. Однако остается непоколебимым: без квалифицированного, внимательного, грамотного, оптимистично настроенного учителя развитие творчества у школьников невозможно.

Чувство радостиот испытания результатов творческой деятельностипровоцирует на творческие действия. Это поход в незнакомое, но, в то же время, занимательное пространство. Чтобы успешно его осуществить. нужны изобретательность.выдумка и прочные знания, упорство, труд, способности к творчеству. Исследования, пусть они еще незначительные, но могут стать дорогой к раскрытию ранее неизвестного, интересного. Несмотря на значительную роль природных задатков.склонностейученика, особенностей его характера, познавательные возможности, привычки, потребности и интересы формируются не самотеком, а в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности.

Библиографический список

1. Бекоева M.LL. Факторный подход к исследованию математических способностей учащихся в условиях профильного обучения //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2009. Т. 2. С. 28-34.

2. Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. Начальная школа.2014. №3. С. 34-37.

3. 3ембатова Л.Т. Пути повышения качества начального математического образования в национальном регионе: монография. Владикавказ, 2015. 129 с.

4. Земцова Л.П., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках математики. Начальная школа. 2014.№10. С. 42-46.

5. Киргуева ФЛ'.Совершенствование математической подготовки будущих учителей начальных классов //Современные технологии в образовании. 2015.№4. С. 109-112.

6. MopoM.II., Степанова С.В. Математика. Начальная школа. 2014.№8. С, 79-82.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Мастера психологии. СПб.: Питер. 2012. 746 с.

8. Секинаева Б.Ш. Математика как часть общечеловеческой культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 155-157.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия. 2012. 576 с.

10. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики http://otlierreferats.allbest.rii

References

1. Bekoeva M.I. Factor approach to the study of mathematical abilities of pupils in the conditions of profile training //Herald of the North Ossetian State University of Costa Levanovich Klietagurova. 2009. Vol. 2. Pp. 28-34.

2. Zhikalkina Т.К. Didactic game in the math class. Primary School. 2014. №3. P. 34-37.

3. Zembatova L.T. Ways to improve the quality of primary mathematical education in the national region: monograph. Vladikavkaz, 2015. 129 p.

4. Zemtsova L.I. Sushkova E.Y. The role of the didactic games in the classroom mathematics. Primary School. 2014.№10. pP. 42-46.

5. Kirgueva F.H. Perfection of mathematical preparation of the future teachers of initial classes //Modem technologies in education. 2015. №4. P. 109-112.

6. MoroM.I., Stepanov S. V. Mathematics. Primary School. 2014.№8. Pp. 79-82.

7. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. Psychology Masters. SPb .: Peter. 2012. 746 p.

8. Sekinaeva B.Sh. Mathematics as a part of human culture //Vector Science Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2014. №4(19). Pp. 155-157.

9. Slastenin VA. Lsaev L.F., Shiyanov E.N. Psychology: a textbook for university students. M.: Academy. 2012. 576 p.

10. Development of creative abilities of younger schoolboys at lessons of mathematics http://otherreferats.allbest.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.